Методы руководства хозяйственно бытовым трудом

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в
старшем дошкольном возрасте
  
Хозяйственно   ­     бытовой   труд   в   детском   саду   разнообразен   по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. 
В   работе   с   детьми   шестого   года   жизни   уделяет   большое   внимание
дальнейшему   расширению   процессов   хозяйственно   –   бытового   труда:   во
время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со
стола   посуду.   Повышаются   требования   к   правильному   пользованию
предметами домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно   –  бытовой   труд   детей   старшего   дошкольного   возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать   его   как   средство   нравственного   воспитания   детей:
формирование   целеустремленности,
  понимание
необходимости   и   важности   бытового   труда   людей,   уважения   к   нему,
воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и
важности   бытового   труда   людей,   уважение   к   нему,   воспитание
положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. 
  организованности,
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам   надеть   наволочки,   застелить   простыни.   Дети,   выполняя   это
поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В  процессе   труда   взрослый   сам   является   образцом   для   подражания:
показывает   не   только   приемы   работы,   но   и   пример   отношения   к
повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети
были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели
в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам
группы и более младшем детям. 
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную   роль   играют   общие   поручения,   когда   воспитатель   предлагает
нескольким   детям,   выполнить   какую   –   то   работу.   Поскольку   навыки
самоорганизации   у   детей   еще   сформулированы   недостаточно,   воспитатель
обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что
для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим,
не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться,
кто   какую   общую   часть   дела,   будет   выполнять.   Если   приемы   детям   не
знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять
трудное   или   не   знакомое   действие,   как   организовать   дело,   учит     умению
договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает,
как   может   быть   достигнута   согласованность   действий,   договоренность. Воспитатель   постепенно   приучает   детей   самим   ставить   цель,   планировать
работу, доводить до конца. 
Основная   форма   организации   хозяйственно   –   бытового   труда   детей
старшей   группы   –   включение   их   в   коллективную   трудовую   деятельность
общественного значимого содержания.
В   подготовительной   к   школе   группе   хозяйственно   –   бытовой   труд
осваивается   детьми   как   вид   труда   в   целом.   Происходит   дальнейшее
нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола
добавляются   такие,   как   украшение   столов   цветами,   раздача   второго   и
третьего блюда.
Дети   седьмого   года   жизни   умеют   протирать   стулья,   подоконники,
наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное   участие   детей   седьмого   жизни   в   хозяйственно   –   бытовом
труде   осуществляется   одновременно   в   двух   направлениях:   через
коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и
через   выполнения   поручений,   обязанностей   дежурных,   дел,   связанных   с
реализацией   цели   деятельности,   полезной   окружающим.   Скажем,   навести
порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку, Можно
предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате,
спальне, стереть пыль со шкафов.
Участвуя   в   хозяйственно   –   бытовом   труде,   старшие   дошкольники
ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует
от  ребят  большого   терпения,  постоянных   трудовых   усилий,  повседневного
самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в
работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных
трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду.
Убирая   за   собой   игрушки;   стирая   тряпочки   после   рисования   красками,
промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого
труда. 
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо   создавать   такие   условия,   которые   обеспечивали   бы   формирование
терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую  чуткость к
окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в
хозяйственно –  бытовой  труд,  им  дают  почувствовать,  что  их  труд  нужен
всем.   Включаясь   в   выполнение   хозяйственно   –   бытовых   дел,   старшие
дошкольники   приобретают   ряд   полезных   практических   навыков,   которые
пригодятся им в жизни при обучении в школе. 
Организуя   выполнение   детьми,   какого   –   либо   дело   хозяйственно   –
бытового   назначения,   направленного   на   помощь   окружающим,   воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит:  <<  Сегодня Игорь помог няне
младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка
сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо
тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.>> 
В   работе   с   детьми   подготовительной   группы   следует   практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать   помощь   другим   нужно   формировать   у   детей   представление   о
содержании   хозяйственно   –   бытового   труда,   об   общественной   значимости
труда   взрослых.   Знакомство   детей   с   трудом   дворника,   завхоза
осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а
также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения
художественной литературы:<< Аленушка >>. Е. Благинина, << У бабки была
внучка >>. Л.Н. Толстой, << Мишкина каша >>. И << Наш котенок >>. Н.
Носова,   а   также   картины   и   иллюстрации   к   книгам.   Поскольку   в
подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками,
очень   важно   уметь   вовремя   перейти   обучения   этим   навыкам   к   их
использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда,
когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял,
или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении
такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому
вспомнить;   как   ее   следует   выполнить,   также   создавать   такие   условия,
которые   ставили   бы   его   перед   необходимостью   трудиться   повседневно   и
самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно   –   бытовому   труду   на   первых   порах   давать   им   конкретные
трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить
просушить,   стереть   пыль   со   шкафов   для   полотенец,   вымыть   комнатные
растения.   Такие   задания   нужно   давать   детям   до   тех   пор,   пока   они   не
научились   выполнять   их   самостоятельно.   В   дальнейшем   руководство
хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый,
не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их
самих   подумать,   что   и   как   нужно   сделать.   Так   у   детей   формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность. 
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса   к   хозяйственно   –   бытового   труда   является   общение   ребят   с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно ­  бытовым трудом детей 6­7 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя
не принужденно свободно. Приучая   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает   его,   подражая   старшим.   Однако   ему   нравится;   когда   к   этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики. 
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены
на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить,   оказать   не   обходимую   помощь.   При   таких   приемах
педагогического   руководства   в   старшем   дошкольном   возрасте   к   моменту
перехода   в   школу   удается   сформировать   довольно   стойкие   мотивы,
определяющие   нравственную   основу   личности   ребенка,   его   трудовой
деятельности.

Содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им в подготовительной группе

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Содействовать:

  • овладению системными знаниями о труде людей в обществе на уровне обобщенных преставлений на основе ознакомления с разными видами труда;
  • овладению новыми видами труда, совершенствованию качества выполнения освоенных ранее видов трудовой деятельности;
  • овладению новыми формами организации труда (индивидуальные длительные поручения, совместный тру в дежурстве, бригадный совместный труд — коллективный), новыми ролями (бригадир, участник бригады);
  • превращению освоенных видов трудовой деятельности, выполняемых на уровне самостоятельности, в форму самовоспитания и саморазвития ребенка как одаренной, неповторимой индивидуальности, отличающейся креативным творчеством, потребностью в гармонии и красоте, проявляющей инициативу как в индивидуальных формах организации, так и в коллективной; в форму самовоспитания ответственности, воли, адекватной самооценки полученных результатов, направленных на проявление любви, заботы, уважения к себе и другим, других нравственных характеристик личности;
  • углублению эмоционального отклика на эстетические качества предметов, на результаты труда, чувства удовлетворения от самостоятельного трудового усилия;
  • использованию трудовой деятельности как источника познания ребенком других людей и самого себя для формирования самооценки.

      Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного  возраста;

в  процессе  формируется   личность   ребенка,   складываются   коллективные взаимоотношения.

      Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в  детском  саду  может  и  должен быть организован так, чтобы они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в ней радость – необходимое условие для  проявления  творчества  личности,  ее талантов.

      Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому  и  в  воспитательной  работе  труд должен быть одним из самых основных элементов.

                                                                                                  А. С. Макаренко.                         

Труд основа человеческой жизни.

            Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Основой является именно труд. Но что такое  труд —  это  совсем не то, чем заняты руки  ребенка,  подростка.  Труд  это  то,  что  развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему  самоутвердиться.

            Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть  творческим,  потому  что  именно творческий труд, делает человека богато духовно.

            Труд развевает человека физически. И, наконец,  труд  должен  приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать,  что  труд  это проявление людей друг о друге.

Содержание хозяйственно бытового труда и методы руководства им.

          В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка  в  групповой комнате, и на участке.

              Этот труд как, не какой другой, дает  возможность  воспитать  у  детей

аккуратность,  желание  поддерживать  чистоту  и  порядок.  У дошкольников, постоянно  участвующих  в   хозяйственно   бытовом   труде,   как   правило, сформировано  бережное  отношение  к  вещам,   стремление   по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок,  помощь  товарищу.  Дети активно  включаются  в   различные   виды   хозяйственно   бытового   труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют  наметить  последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

              Содержание этого вида труда в подготовительной группе  значительно

разнообразнее,  чем  в  младшем.  Если  взрослые  не  разделяют  труд  пяти-

шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого  делать.  У мальчиков в частности, начнет  формироваться  привычка,  принимать  активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

              Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году  жизни.  Даже  ограниченные  физические  и  духовные возможности   маленького   ребенка,   дают    ему    возможность    проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений,  во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении,  на  участке,  с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

      Хозяйственно — бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе  его  не только повторяются трудовые  операции,  но  и  возникают  типично  жизненные ситуации. При этом  от  ребят  при  выполнении  трудовых  заданий  требуется слаженность действий, умение  устанавливать  правильные  деловые  отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение  подобных дел;  особый  эмоциональный  настрой  ( готовность   принять   участие   в хозяйственно-бытовом труде,  удовлетворение  от  оказания  помощи  товарищу, воспитателю,  младшему воспитателю,  маме.)  способствует  формированию  таких  качеств,  как трудолюбие,   настойчивость,   упорство,   доброжелательное   отношение    к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте  с тем  коллективистических  начал  личности  дошкольника.  Он  создает  больше возможности для воспитания у  детей  элементарных  навыков  культуры  труда:

              В процессе хозяйственно – бытового  труда  создаются  возможности  для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения  замечать  малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

              Необходимость  в  данном  труде  в  детском  саду  и  дома   возникает

постоянно, он сопровождает любую деятельность  детей.  Например:  в  течении нескольких  дней  дети   обыгрывают   постройку,   сделанную   из   крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть  с  нее пыль.  Или  ребенок  хочет  рисовать;  он,  выбирая  карандаш,  обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать.  После  этого  ребенок  должен  собрать сор, отнести его в определенное место.

              В быту постоянно возникает необходимость потрудится:  кто-то  случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно  вымыть,  вытереть  или подобрать. Таким образом, создается возможность для  воспитания  у  детей  к готовности к труду, привычки к трудовому усилию

              Особенности   хозяйственно-бытового   труда   обусловлены   тем,   что

результаты его иногда незаметны, как и в других  видах  труда.  Он  наглядно

ощутим лишь не  продолжительное  время:  протерли  пыль комнатных растений,  завтра  она  вновь появилась;  накрыли  стол  к  обеду,  пообедали,  все  убрали.  И  ничто  не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до  конца.

В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же  дел  снижает  к  ним интерес. Дети  не  редко  отказываются  дежурить,  выполнять  поручения  или работают без особой тщательности.

              Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение  к  повседневной однообразной, но жизненно необходимой  работе  важно  создавать  оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не  обязательно  чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было  отведено  определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков  для стирки  кукольного  белья,  рядом  клеенка,  которую  стелют  на  пол  перед стиркой, неподалеку мыло  в  мыльницах,  маленькие  ведерки  или  миски  для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и  прочие,  детям будет легче приготовиться к работе.

              Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети  вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки,  чтобы  ими  можно  было  стереть  со стола, вытереть фартуки.

              Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

              Формируя  элементарные  навыки  хозяйственно-бытового  труда,  следует продумывать его организацию и  приемы,  которые  используются  при  обучении детей  тем  или  иным  умениям.  Давая  детям  представления  о   содержании хозяйственно-бытового  труда  взрослых,  его  общественной   направленности, вырабатывая  трудовые  умения  и  навыки,  пробуждая   интерес   и   желание заниматься данным трудом, мы используем в нашей  группе различные формы  организации  трудовой  деятельности детей, все средства воспитательное -образовательного процесса.

              Хозяйственно бытовой  труд  включает  в  себя  умение  поддерживать  и наводить порядок в групповой комнате,  помещениях,  примыкающих  к  ней,  на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке  к занятиям, прогулкам.

              Дети нашей группы убирают игрушки,  книги,  помогают  нам вынести игрушки  на участок, протирают листья растений,  раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.  При  подготовке  к еде дежурные дети  раскладывают салфетки, ложки,  расставляют  тарелки для хлеба,   тарелки для первого,   бокалы. Стирают  и  развешивают кукольное белье, поливают цветы.

          По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении  действий,  учатся   работать   быстро,   правильно,   аккуратно.

Овладения   навыками,   умениями   в   сфере   хозяйственно-бытового   труда обеспечивает большую активность, инициативу действий  в  быту,  в включения различных трудовых процессов.

                             Хозяйственно бытовой труд.

              Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогают  подклеивать книги, коробки. В весенний и осенний период вместе с нами убирают на участке мусор, в зимний – расчищать снег.

                   Виды работ в подготовительной группе.

              В  подготовительной  к  школе  группе  хозяйственно  –  бытовой   труд

осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит  дальнейшее  нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам  сервировки  стола  добавляются такие, как дежурства парами, у них будет общий поднос, все раскладывают одновременно.

             Дети седьмого года жизни умеют наводить порядок в шкафах с игрушками и материалами.

              Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно –  бытовом  труде осуществляется  одновременно  в  двух   направлениях:   через   коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания  и  через  выполнения поручений,  обязанностей  дежурных,  дел,  связанных  с   реализацией   цели деятельности, полезной окружающим. Можно  предложить  детям  помочь взрослым навести порядок в  групповой  комнате,  спальне.

              Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие  дошкольники  ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд  требует  от  ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий,  повседневного  самоконтроля.

Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются  в  работу,  носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых  обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском  саду. Убирая за собой  игрушки, стирая тряпочки после рисования красками,  промывая  комнатные  растения,  и дети убеждаются в необходимости этого труда.

            Наша  задача – воспитывать и поддерживать у  детей  положительно  –

эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому  труду.  Для  этого  тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование  терпение к грязи, неряшливости, эмоционально –  эстетическую  чуткость  к  окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в  хозяйственно– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем.  Включаясь  в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники  приобретают  ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении  в школе.

              В  работе  с  детьми  подготовительной  группы  следует   практиковать

включение их в такую работу; результаты, которой важны  для  детского  сада. Например, для  лучшего  осознания  необходимости оказывать  помощь  другим  нужно  формировать  у   детей   представление   о содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной  значимости  труда взрослых. Знакомство детей с трудом кастелянши, завхоза  осуществляется  через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а  также  в  повседневной жизни.

              Руководство хозяйственно —  бытовым трудом детей  6-7  лет  не  должно

быть не навязчивым, ни  подчеркнутым.  Старшие  дошкольники  к  этому  очень чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя  не принужденно свободно.

              Приучая  детей  старшего  дошкольного  возраста   к   систематическому

хозяйственно – бытовому труду, надо  чаще  использовать  игровые  формы  его организации. Включаясь в любое серьезное  дело,  ребенок  в  известной  мере обыгрывает его,  подражая  старшим.  Однако  ему  нравится;  когда  к  этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие  в труде, игре как исполнители или заказчики. (Третья неделя сентября) В спальне, например: Куклы уже испачкали свою одежду (в глазах огоньки юмора). Вода у нас есть? И мыло есть? Ну, если замочите белье, думаю, что оно не замерзнет?! (Лукаво). А вот Как стирать вы будете?! Может получиться так, что перестирывать придется?!

Дети: Нет, мы будем отдельно: темное отдельно от светлого…

В: А как вы считаете, можно выстирать и быстро, и хорошо?

Дети: Можно, одни могут стирать темное, а другие – светлое. И дети решают  или сделают бригады равными по числу участников. После сна, дети открыли фабрику –прачечную. Бригада «стиральщиков», «полоскальщиков», «сушильщиков». Перед ними собранное в широком тазу или в коробке грязное белье, цветное и белое вперемешку. Выбираем главного бригадира цеха. После этого играем игру «Стираем». Требуем качества исполнения каждого движения – очень низкий наклон, когда «полощут», энергичные действия, обозначающие «стираем». На слова «мы вешаем» нужно на первую фазу – развешивается на веревке. Показываем все действие.

Наш «театр» должен быть так убедителен, чтобы и  дети представили то белье, которое в нашем воображении. Это игра должна подготовить ожидание ими прелести то предстоящей деятельности. Наше отношение придаст азарт их эмоциям. Те неудачи, которые были как ошибки игры, мы должны показать, как огорчение от невозможности получить белье нужного качества, то есть игра! Они поймут, какую радость должны испытать: «Ах какое чистое белье получили из прачечной!» Без единой морщинки, без единого пятнышка…. душистое, очень приятное!!

Опыт эмоционального переживания, испытанного в игре, — условие для возникновения у ребенка потребности достичь такого же эффекта и в своем труде. Образ воспитателя – это манок для подражания!

Все сами  для себя организуют, А мы с няней быстро наливаем обеим подгруппам. Но первым – стиральщикам.

Бывает так, что действительно кукольное белье грязное. Тогда в тихий час надо его замочить в порошке, крепко отжать и вяленым, чуть подсушенным передать детям. Тогда они сумеют довести до чистоты.

Те же требования относятся и к другим видам деятельности. Прежде чем кисти мыть или баночки из – под клея, их после занятия сразу заливают холодной водой, краска сливается сливается в унитаз нами, а потом дети уже домывают их теплой водой до чистоты.

Объем трудового действия – два предмета на каждого ребенка. Но дети должны сами выбрать – либо два из белого белья, либо два цветного. А в цветном нельзя вместе стирать синее и красное… Лучше темно- синее и голубое, два темных тона или два цветных тона…

Стирка – это только предлог для раскрытия детям смысла коллективной организации труда, для развития их взаимоотношений на нравственных началах.

              Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть  направлены  на то, чтобы  предупредить  ошибку  в  работе,  вовремя  посоветовать,  как  ее исправить, оказать не обходимую помощь. При  таких  приемах  педагогического руководства в  старшем  дошкольном  возрасте  к  моменту  перехода  в  школу удается сформировать  довольно  стойкие  мотивы,  определяющие  нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

     Вывод

Таким образом, трудовая  деятельность  является  одним  из  важных  факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным  образом меняет все представление о себе и об окружающем  мире.  Радикальным  образом меняется  самооценка.  Она  изменяется  под  влиянием  успехов  в   трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка  в  детском  саду.

Главная  развивающая  функция  труда  –  это   переход   от   самооценки   к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются  способности,  умение и  навыки.  В  трудовой  деятельности  формируются  новые   виды   мышления.

Вследствие коллективного труда  ребенок  получает  навыки  работы,  общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка  в  обществе.  Труд  является равнозначным предметом программы обучения.

Содержание хозяйственно бытового труда.

В трудовом воспитании дошкольников большое
место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены,
поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке. 

Этот труд как, не какой другой, дает возможность
воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У
дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело,
сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе
включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно
включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно
распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически
оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем
дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не
разделяют труд пяти-шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут
этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать
активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной
жизни.

Правильное участие детей в
хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже
ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему
возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении
трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в
помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы. 

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою
цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и
возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых
заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые
отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение
подобных дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в
хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,
воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как
трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим,
общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем
коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности
для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной
организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении
порядка в групповой комнате.) предварительного его планирования; умения
подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к
ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь,
создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному
виду труда.

В процессе хозяйственно — бытового труда
создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам,
умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде в детском саду и
дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в
течении нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного
строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее
пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные,
начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в
определенное место. 

В быту постоянно возникает необходимость
потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду.
Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для
воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию

Особенности хозяйственно-бытового труда
обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах
труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра
она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не
напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.
Вместе с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним
интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают
без особой тщательности. 

Чтобы у детей было устойчивое положительное
отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно
создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не
обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено
определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько
тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед
стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для
раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям
будет легче приготовиться к работе.

Здесь же следует повесить небольшие полотенца,
которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно
было стереть со стола, вытереть фартуки. 

Удобное расположение приучает детей к
определенному порядку в работе и ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового
труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при
обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании
хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая
трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом,
воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении
различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства
воспитательно-образовательного процесса.

Хозяйственно бытовой труд включает в себя
умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях,
примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие организации бытовых
процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего возраста убирают игрушки, книги,
помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирают листья
растений, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.
При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки,
бокалы, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в
расчистке дорожек от снега, собирают мусор.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения,
стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям,
протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и
принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают няне принести
чистое белье и разложить его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в
мыльницы. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы,
убирают групповую комнату (1 раз в неделю).

У детей седьмого года жизни появляются новые
трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями,
протирают мебель, пол перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают
петли к полотенцем, стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки
чистые наволочки.

Как видим, << Программа воспитания в
детском саду >> предусматривает постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового
труда. Расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко
времени перехода в школу.

По мере усвоения трудовых навыков дети
приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро,
правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере
хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу
действий в быту, в включения различных трудовых процессов. 

Хозяйственно бытовой труд.
Приучать детей самостоятельно поддерживать
порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место
строительный материал, игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать
воспитателю подклеивать книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в
весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в
зимний — расчищать снег.

Виды работ в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста могут
выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием <<
хозяйственно-бытовой труд >>: 

1. Содержать в порядке свои игрушки,
настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть
некоторые игрушки.

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из
взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные
вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п. 

4. Накрывать на стол, убирать посуду после
еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате,
небольшой метлой дорожку во дворе. 

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи:
чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных
хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять
упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведерках,
колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (
помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение.

10. Оказывать внимание и помощь бабушке,
дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Методы руководства хозяйственно — бытовым
трудом в старшем дошкольном возрасте

Хозяйственно — бытовой труд в детском саду
разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на
участке. 

В работе с детьми шестого года жизни уделяет
большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно — бытового
труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать
со стола посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами
домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно — бытовой труд детей старшего
дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это
позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей:
формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и
важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,
организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,
уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе
коллективной деятельности. 

В работе с детьми старшей группе большое
значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого
белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети,
выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В процессе труда взрослый сам является
образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример
отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы
дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели
в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы
и более младшим детям. 

В привлечении ребят старшей группы к
хозяйственно — бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда
воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую — то работу. Поскольку
навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель
обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для
чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на
сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую
общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель
включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое
действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом,
оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута
согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей
самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. 

Основная форма организации хозяйственно —
бытового труда детей старшей группы — включение их в коллективную трудовую
деятельность общественного значимого содержания.

В подготовительной к школе группе хозяйственно
— бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее
нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола
добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего
блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать
стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Активное участие детей седьмого жизни в
хозяйственно — бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях:
через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и
через выполнения поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией
цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у
малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь взрослым
навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.

Участвуя в хозяйственно — бытовом труде,
старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот
труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий,
повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее
включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение
повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском
саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками,
промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого
труда. 

Задача педагога — воспитывать и поддерживать у
детей положительно — эмоциональное отношение к хозяйственно — бытовому труду.
Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы
формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально — эстетическую
чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая
детей в хозяйственно — бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен
всем. Включаясь в выполнение хозяйственно — бытовых дел, старшие дошкольники
приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни
при обучении в школе. 

Организуя выполнение детьми, какого — либо
дело хозяйственно — бытового назначения, направленного на помощь окружающим,
воспитатель стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания
не одно действие детей. Например, педагог говорит: << Сегодня Игорь помог
няне младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было
особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка
сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо тебе
Игорь, ты не подвел нашу группу.>> 

В работе с детьми подготовительной группы
следует практиковать включение их в такую работу; результаты, которой важны для
детского сада. Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять
участие в заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании
хозяйственно — бытового труда, об общественной значимости труда взрослых.
Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные
экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. С этой же
целью используются произведения художественной литературы:<< Аленушка
>>. Е. Благинина, << У бабки была внучка >>. Л.Н. Толстой,
<< Мишкина каша >>. И << Наш котенок >>. Н. Носова, а
также картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети
овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти
обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением
навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее
некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел. При
повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять
возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также создавать такие условия,
которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и
самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста
научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в
процессе обучения хозяйственно — бытовому труду на первых порах давать им
конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и
положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные
растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять
их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно — бытовым трудом ребят
должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их
знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так
у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность. 

Как и в предыдущих группах, важным фактором
воспитания у детей интереса к хозяйственно — бытового труда является общение
ребят с воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.

Руководство хозяйственно — бытовым трудом
детей 6-7 лет не должно быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие
дошкольники к этому очень чувствительны. Только тогда дети в процессе
совместного труда ведут себя не принужденно свободно. 

Приучая детей старшего дошкольного возраста к
систематическому хозяйственно — бытовому труду, надо чаще использовать игровые
формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной
мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики. 

Методы педагога в руководстве трудом детей
должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя
посоветовать, как ее исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах
педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в
школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную
основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа

«План-конспект по организации и руководству хозяйственно-бытовым трудом для детей старшего дошкольного возраста»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №2»

План-конспект по

организации и руководству

хозяйственно-бытовым трудом для детей

старшего дошкольного возраста

Выполнила: Суворина Дарья, группа 2/4

Проверила: Федотенкова

Вера Сергеевна

Челябинск, 2022

Вид трудовой деятельности: хозяйственно-бытовой труд

Виды деятельности: игровая, трудовая

Название: «Стирка кукольного белья»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель: воспитание у детей ценностного отношения к труду взрослых и его результатам в процессе трудовой деятельности.

Задачи: Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к труду взрослых и к стремлению всегда им помогать

  • воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

  • воспитывать желание трудиться вместе, доводить начатое дело до конца

  • воспитывать желание оказывать помощь друг другу

Развивающие задачи:

  • развивать любознательность, интерес, внимание

  • развивать речь детей

  • обогащать словарный запас

  • уточнить знание детьми названий инструментов, необходимых для стирки

Обучающие задачи:

  • закреплять умение помогать взрослым, поддерживать порядок в группе

учить работать дружно и активно, помогая друг другу

Оборудование: мыло детское, тазик, фартук, одежда кукол

Планируемый результат:

  • Дети оказывают помощь друг другу,

  • Дети демонстрируют положительные эмоции от своего труда,

  • Дети закрепляют навыки работать аккуратно, закатывать рукава, не мочить свою одежду.

  • У детей продолжает развиваться речь; обогащается словарный запас

  • Дети проявляют желание трудиться вместе

  • В результате хозяйственно-бытового труда у детей формируется ценностное отношение к собственному трудуи труду других людей

Методы и приемы:

Наглядный: демонстрация, показ

Словесный: указания, поощрения, объяснение, художественное слово

Практический метод: совместная стирка белья

Игровой метод: игровые приемы, игровая ситуация

Оборудование и материалы: тазик, платья кукол, фартуки, клеенка

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», К.И. Чуковский «Мойдодыр», сюжетно-ролевая игра «Идем в гости», просмотр презентации для детей «Чистота-залог здоровья», мультфильма «Ах ты, девочка чумазая!», беседа « Всегда будь чистым и опрятным!»

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный

Мотивация на совместную деятельность.

Дети играют, в группу заходит воспитатель с куклами в руках:

-Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришли две куклы Кукла Анютка и Кукла Маша. Давайте с ними поздороваемся, мы ведь очень вежливые с вами.

— Здравствуйте, дети!

— Пока мы шли к вам, куколки рассказали мне немного печальную свою историю. Дело в том, что их пригласили на День рождения Куклы Кати в игровую комнату, целый день они ждали этот праздник! Приготовили стихотворение для именинницы. Да вот беда… Одежда то их совсем не подходит для праздника… Мятая, грязная…

— Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь нашим куколкам?

(Ответы детей)

— Замечательно! Давайте присядем на стульчики и обсудим как мы будем помогать, что мы будем делать

Дети подходят к воспитателю,

здороваются с куклами

Слушают, высказывают предположения, отвечают на вопросы воспитателя

Дети присаживаются на стульчики

2.Оппозиционный

Воспитатель предлагает детям познакомиться с последовательностью стирки белья и организовывает обсуждение действий.

Дети, как мы можем помочь нашим гостям? (ответы детей)

-Дети, что надо сделать, чтобы куклы были чисто одеты?

— Что нам понадобится для стирки?

-Правильно, нам необходима вода, таз, мыло и клеёнка

-Как вы думаете, зачем нам клеёнка?

-Правильно, чтобы не намочить столы.

-Молодцы, ребята! Давайте рассмотрим какие у кукол платья, какого они цвета.

— Молодцы!

-Ребята, чтобы вспомнить, как это стирать, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила

— Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать сначала?

(снять всю грязную одежду с кукол)

— Молодцы! Берём все по одной кукле и начинаем снимать одежду. 

-Ребята, одежду сняли, что делаем дальше? (платье нужно замочить в воде).

Посмотрите, пожалуйста, как я стираю

— Замачиваем платье в тазике

Воспитатель начинает стирать, спрашивая:

— Что я сейчас делаю?

(Ответы детей)

— Я взяла мыло и намыливаю платье.

-Намыливаю так, чтобы образовалась пена и начинаю стирать.

— И носочки, и кофточку, и шапочку тоже постираем – всё будет чистое

Мыло пениться в водице,

Не привыкли мы лениться!

Посмотри-ка, детвора,

Чистого белья – гора!

-Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать?

(прополоскать в чистой воде)

Воспитатель перекладывает платья в другой тазик и начинает полоскать бельё.

-Ребята, давайте повторим технику безопасности во время стирки белья: друг другу не мешать, водой не баловаться, белье отжимать и встряхивать аккуратно, кому нужна будет помощь, можете позвать, я подойду

Дети слушают воспитателя, сосредотачивают внимание, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы воспитателя, дают советы из собственного опыта

Дети рассматривают схемы и обсуждают с воспитателем порядок выполнения

Дети наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы, комментируют действия воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя, повторяют технику безопасности во время стирки кукольного белья

Стирка кукольного белья

-Ребята, а теперь предлагаю вам самим постирать одежду наших гостей, вы готовы?

(Ответы детей)

Воспитатель дает указания, как удобнее встать, чтобы не мешать друг другу

Наблюдает за деятельностью детей, комментирует, помогает детям.

Ребята, у всех очень хорошо получается, молодцы!

-Вот мы с вами и постирали кукольное белье, теперь наши куклы буду чистыми и опрятными.

-Ребята, а теперь давайте наведём порядок на своих рабочих местах.

-Молодцы, ребята!

Дети совместно с воспитателем выполняют трудовые действия.

Дети наводят порядок на рабочих местах.

3. Заключительный,

— Дети, что мы сейчас с вами делали? 

(Стирали одежду кукол)

А какие предметами мы пользовались?

-Что для вас было сложным? А что легким?

— Вот теперь вся одежда чистая!

— Можно надевать одежду на куклу?

(Ответы детей)

— Почему?

(одежда мокрая)

— Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой? 

(высушить)

-Ребята, как мы будем с вами сушить одежду?

Правильно! Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.

-Ребята, мы сегодня дружно и весело постирали кукольное белье, молодцы!

Дети слушают, подводят итог, выражают свои эмоции, чувства, отвечают на вопросы

Подведение итогов

-Дети, теперь наши куколки готовы вечером сходить на День Рождения?.У вас дома есть куклы?

(Ответы детей)

— Тогда вы можете проверить их одежду и если она грязная, то постирать её вместе с мамой.

Куколки говорят вам спасибо!

Слушают высказывания о своей работе, делятся впечатлениями

Хозяйственно-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в различных возрастных группах

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Задачи и содержание работы по группам:

1-я младшая группа:

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшаягруппа:

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна.

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Организация детского труда

Трудовое воспитание необходимо ограничивать, руководствуясь возможностями ребенка. Не надо увлекаться практической составляющей процесса, теряя чувство меры. Занятия с малышом до 4 лет не должны длиться дольше 10 минут. Ребенок после 4 лет способен удерживать внимание 10-15 минут. Дети старше 5 лет могут результативно трудиться 15-20 минут. Шестилетки способны сохранять активный интерес до получаса.

Дольше заставлять малыша делать работу не надо. Это не принесет желаемого результата. Заставляя его трудиться длительное время, можно вызвать у него отторжение к данному виду деятельности и к труду в целом. Если поделка не доделана, работу заканчивают позже.

Признаком переутомления ребенка являются: потливость, частые остановки на отдых, покраснение кожных покровов. В таком случае работу прекращают.

Каждые 10-15 минут меняют позу ребенка, чтобы не развивались нарушения осанки. Перед занятиями проветривают помещение без присутствия детей.

Метки:Воспитание

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

  • Основные направления и принципы дошкольного воспитания
  • Необходимые правила поведения в детском саду для детей
  • Во сколько дети начинают учиться разговаривать?
  • Капризы маленького ребенка до 4 лет: как бороться родителям?

2 комментария

  1. Виктория Как Воспитатель детского сада, всегда задаюсь вопросом : ну почему современные молодые родители так безалаберно относятся к трудовому воспитанию детей? Приводят ребёнка в садик в 2,5-3 года, а он ни ботиночки одевать не умеет, ни тарелку за собой няне отнести помыть не может. А это безумно важная составляющая становления ребёнка как личности!

    Ответить

  2. Наталия Прогресс принес в нашу жизнь памперсы и молодые родители избавились от стирки пеленок. Многие дети в памперсах до двух лет ходят, а мамаши в соцсетях сидят, вместо того, чтобы детьми заниматься. Раньше ребенка в год в ясли отдавали, приучали ребенка к самостоятельности, чтобы мог сам одеваться, у мамы перед работой дел было много. Сейчас мамы до трех лет дома сидят, а у них и стиральные машины, и посудомоечные, блендеры и микроволновки. И все равно на ребенка времени не хватает. А наши родители вовлекали нас в домашний труд, у каждого ребенка в семье обязанность была. С пяти лет я свои ботинки каждый вечер начищала ваксой, отец за этим строго следил. Помощников надо воспитывать, чтобы было на кого опереться в старости.

    Ответить

Хозяйственно-бытовой труд: его значение для формирования личности ребенка

Юлия Ивлева

Хозяйственно-бытовой труд: его значение для формирования личности ребенка

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.)

Хозяйственно-бытовой труд.

Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

Хозяйственно-бытовой труд – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И, хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. От ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда не заметны. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали) и ничто не напоминает детям о затраченных усилиях. Повторение из дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к однообразной, но необходимой работе, важно создать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря, которому нужно отвести определенное место. Это приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы.

Содержание хозяйственно-бытового труда

и методы руководства им.

Хозяйственно-бытовой труд, в д/с разнообразен по содержанию. Это труд в помещении включает в себя такие работы, как наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах.

1 младшая группа.

У ребенка на третьем году жизни формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. У малышей развивается интерес к труду взрослых, их вовлекают в совместную посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (няня моет посуду, мама варит суп). Детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя они выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам. Все это готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.

Формируя элементарные трудовые навыки на данном этапе, задача воспитателя – поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», научить детей целенаправленному действию. Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел цель действия и результат работы. Мало только показать и объяснить, малышу нужно непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину.

Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам.

В формировании действий, необходимых для элементарного участия в хозяйственно-бытовом труде, воспитатель использует игры-занятия, игры-упражнения. Например, игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли».

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка стремление к повторному действию, к достижению желаемого результата.

Детям можно прочитать худ. произведение, например «Маша-растеряша» Л. Воронковой, вызвать у них желание все убирать на свои места.

Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, дворник (собирает опавшие листья, чтобы)

Таким образом, выполнение элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей 2-3 лет.

Вторая младшая группа.

Систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду, начинается во второй младшей группе. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель учит детей называть трудовое действие взрослого. Они усваивают, что взрослые в д/с и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.

Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор. Воспитатель более систематично приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать кисти, карандаши). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки.

Важной задачей является обучение детей трудовым действиям, совершенствование навыков. Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия – все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы. Контроль педагога за правильностью действия позволяет установить, в чем и какая помощь требуется малышу, а что следует только напомнить.

Очень важно создавать все условия, чтобы труд ребенка завершался наглядным результатом. Так взрослый пробуждает у детей желание трудиться для других.

Воспитатель организует наблюдение за трудом взрослых, раскрывая его содержание, ведет с детьми беседу так, чтобы пробудить интерес к работе взрослого, уважение к ней. Воспитатель старается привлечь детей к совместной работе. Например, помочь дворнику собрать опавшие листья, помочь няне навести порядок в группе.

Средняя группа.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется за счет увеличения количества процессов труда. В начале года под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега.

Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым.

Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются потребности коллектива.

Наиболее доступной формой организации такого труда для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу, постепенно переключать с деятельности, вызванной личными мотивами на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу или взрослому.

При организации хозяйственно-бытового труда в средней группе также нужно использовать игру. Воспитатель говорит, что хочет познакомить детей с новой игрой «Строительство корабля», но для этого нужно, чтобы кубики были чистыми.

Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно-бытового труда используют художественную литературу («Полюбуйтесь-ка игрушки» Е. Благининой, иллюстрации к книгам, картинки (например, «Дежурство», «Подготовка в семье к празднику», беседы по этим материалам.

Ознакомление с трудом взрослых по-прежнему занимает особое место, важно показать общественный характер бытового труда.

Старшая группа.

В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.

На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.

Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, распределять обязанности, подбирать оборудование.

Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно через коллективную трудовую деятельность, полезной окружающим и через выполнение поручений, обязанностей дежурных. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих.

Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, повседневного самоконтроля.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоциональное отношение к хозяйственно-бытовому труду, создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости.

Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни.

Забота о том, чтобы быстро, чисто и красиво было в группе, старательность при выполнении поручений, посильных обязанностей – вот те черты, которые следует формировать, руководя этим видом труда.

Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, воспитатель должен стремиться использовать любую возможность, не оставив без внимания ни одно действие детей.

К пониманию общественно-полезной цели деятельности воспитатель подводит детей по-разному. Первоначально цель деятельности указывает взрослый: разбери шкаф с игрушками, помоги няне надеть чистые наволочки; позднее он предлагает детям подумать, в чем и когда они могут помочь воспитателю или няне. Четко поставленная общественно значимая цель активизирует детей, определяет их отношение к труду.

Знакомство детей с трудом дворника, завхоза проходит и через специальные экскурсии, и в повседневной жизни. С этой целью используют художественную литературу: «Аленушка» Е. Благининой, «Наш каток» Н. Носова и др.

Очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо, когда ребенку дается новое задание. При повторном выполнении такой работы нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить, как ее следует выполнить, создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения (вылить воду из мыльниц, вымыть комнатные растения). Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения и опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Важным фактором воспитания интереса к хозяйственно-бытовому труду является общение детей с воспитателем, няней, дворником. Своевременно заметив, что интерес и старания ребенка ослабевают, нужно стимулировать их восстановление, помогая довести дело до конца, добиться успеха. В процессе хозяйственно-бытового труда нужно чаще использовать игровые формы его организации. Детям нравится, когда обыгрывается действительно нужное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые.

Методы руководства трудом должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. Поощрение приносит ребенку удовольствие. При таких приемах педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Литература:

Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре — М. : Просвещение, 1983г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Buscopan plus инструкция по применению на русском
  • Мануал nissan micra k11
  • Как совершить куплю продажу автомобиля через госуслуги инструкция
  • Беспроводная метеостанция vitek vt 3533 sr инструкция по применению
  • Авиакомпания азимут руководство телефоны