Методы руководства игрой детей дошкольного возраста

«Сюжетно-ролевая игра в детском саду»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 

·         сюжет

·         содержание

·         игровая ситуация

·         замысел

·         роль

·         ролевое действие

·         ролевое поведение

·         ролевое взаимодействие

·         правила

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Игровая ситуация—  совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

Замысел— план действий, задуманный играющими

Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Ролевое действие— это деятельность ребенка в роли.

Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

Правила- это порядок, предписание действий в игре

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .

Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Рекомендации:

Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

         Методика организации и руководство игровой деятельностью детей

Воспитатель: Батчаева
Мариям Хасановна

Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий. В. А. Сухомлинский

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе
личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов
педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером
переживаний и взаимоотношений играющих. Задача педагога ненавязчиво, не нарушая
игру и не вмешиваясь в неё способствовать формированию в детях положительных
чувств и побуждений. Пока идет обсуждение
сюжета
игры ,и дети не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя детского
замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить
созданный ребенком образ.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы
предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он 
должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям как к
действующим лицам. Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому
ребенку найти свое место в игровом коллективе и  стать его активным
членом. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его
поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога.

Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе,
которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против
деления детей на активных и пассивных. Мнимая пассивность ребенка большей
частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива,
воспитатель должен понять его интересы и при поддержке воспитателя можно
видеть, как расцветают его творческие способности, организаторские умения. Во
время игры от воспитателя требуется наблюдательность и находчивость, чтобы
воспитать у детей уважение к взрослым и сверстникам.

Умение считаться с мнением других ребят, отвлечь детей от
подражания другому. Иногда у детей возникают любопытные споры о том, как ведет
себя герой игры в жизни или как на самом деле устроена машина. Такие споры
полезны для уточнения представления детей, воспитания в них любознательности.

Воспитатель должен постараться каждого ребенка привлекать к
коллективным играм, объясняя и показывая, что играть вместе интересно.

Методика организации игровой деятельности в каждой возрастной
группе имеет свои особенности.

В подготовительной группе, хотя детям и предоставляется
самостоятельность в выборе игры и её организации, но за этой самостоятельностью
скрывается напряженная работа педагога, и его роль в руководстве игрой не менее
активна и ответственна.

Методически правильно организованная игровая деятельность
предусматривает правильный подбор воспитателем игрушек в групповой комнате. Для
творческих игр должно быть много игрушек, передающих образ человека, животного,
машины. Правильно подобранные игрушки побуждают к игре, помогают осуществить
задуманное. В игре много воображаемого, но действия и переживания ребенка
всегда реальны. При наличии игрушечных животных, групповая превращается в
зоопарк или цирк.

Методически правильно располагать игрушки, так, чтобы они были
доступны детям и располагали и даже подталкивали ребенка для начала с ними
игрового действия.

В формировании поведенческой модели в социуме огромную роль играют
у детей сюжетно-ролевые игры. В старшей и подготовительной группе дети
осваивают за год до 10 игр, в которых учатся дружескому отношению друг к другу,
умению считаться с мнением других, вежливости, умению вести диалог, а также
математическим способностям (игра «Магазин — продукты»), умение составлять
описательный рассказ (игра «Магазин — игрушки»).

Но для этого должна быть правильно выстроена методика организации,
а именно:

1.    Заинтересованность детей игрой, а именно:

а) внести новые игрушки или хотя бы одну игрушку, а затем
подключить к игре уже имеющиеся игрушки .

б) изготовлять атрибуты для игр.

2. Побуждать детей действовать самостоятельно, творчески,
постепенно усложняя задания.

3. Побуждать применять в играх знания, умения и навыки, полученные
в процессе познавательного развития,  образовательной деятельности.

Дошкольное
детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие
человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.
Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия
творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции
субъекта детских видов деятельности.

 Игра
– одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре
ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит
непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра
является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста.
По мнению
Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами
деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим
возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М.
Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами
деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми,
обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой
деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является
особенно важным.

Игра
является сквозным механизмом развития ребёнка
(пункт 2.7. ФГОС
ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
«Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое
развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Игра
является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской
деятельности.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями
Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС
ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:


в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) непосредственное
эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами;


в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками  под  руководством  взрослого…;


для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) игровая
деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для
развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит
достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт
4.6 ФГОС ДО):

ü ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ü ребенок активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ü ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;

ü ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения.

        
Существует несколько классификаций игр.

Классификация
игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1.   Игры,
возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные
игры:

Игра
– экспериментирование

Самостоятельные
сюжетные игры
:

Сюжетно – отобразительные

 (Все
что дети, делают, в повседневной жизни они отображают и в своих пусть еще очень
простых играх. Содержанием игры обычно становится ежедневно повторяемые
режимные моменты, такие как кормление кукол или игрушечных животных, прогулки с
ними и т.д,  в ней дети закрепляют знания о назначении и свойствах предметов,
но представленными не реальными вещами, а виде игрушек).

Сюжетно
– ролевые.

Сюжетно-ролевые
игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное
место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то,
что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный
самодеятельный и творческий характер.

Режиссёрские. Одним
из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Исследователи
режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов 
О.В. Солнцева и др.

Театрализованные. Театрализованная
игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее
оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер.
Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти
правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий
объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова). В
театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в
сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра
сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б.
Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое
употребление предметов, реальные отношения. 

2.   Игры,
возникающие по инициативе взрослого:

Игры
обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые
игры

Игры
– развлечения

Интеллектуальные

Празднично
– карнавальные

Театрально
– постановочные

3) 
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные
или народные

Сюжетно-ролевая
игра

Д.
Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в
которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность
и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия
с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить
во внутреннем плане.

Исследователи
выделяют различные структурные элементы игры — основные и переход к сюжетно —
ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В
возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно —
ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из
жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще
отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом
сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В
зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:


игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое
место уделяется кукле).


игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей
(школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).


игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего
народа (герои войны, космические полеты и т. д.).


игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в
«моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде
чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение
представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё
требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель
создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и
жизненного опыта дети начинают сами  определять, во что они будут играть.

Итак,
усложнение в  развитии игрового умения выражается в следующем:


сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;


потом — с помощью взрослого;


в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы
детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем
разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от
впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были
разнообразными, а игры — содержательно интересными, требуется серьёзный подход
к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром
(образовательная область «Познавательное развитие» (пункт .2.6 ФГОС ДО).

Познавательное
развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление
сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.). Решение
педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в
интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное
развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть
внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

В
качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать
комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр
(Е.В.
Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы организуется в соответствии с
возрастом воспитанников:

Группа
раннего возраста — приобщение детей к разным играм:
предметным (в том
числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным;
перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2
   младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные
со взрослым игры
(индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и
развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания
условности игровой ситуации.

Средняя
группа

— освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей,
обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности
сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с
правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая
группа

— обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации
предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры
подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение
детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим,
народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная
группа

— формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего
детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и
реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм
— фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Требования
к проведению игры:

В
игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии.
Взрослый
может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления
сюжета и подготовленных предметно — игровых материалов, или он может
присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и
может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют
другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с
интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый
персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

Направления
руководства игрой

Задачи
руководства игрой

Обогащение
содержания игры

1.Побуждать
переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать
назначение и свойства предметов.

2.Способствовать
умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование
предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать
развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4.Своевременно
формировать игровые действия с предметами — заместителями.

5.Побуждать
использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить
к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать
тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали 
разнообразные предметные способы.

Развитие
самостоятельности

8.Развивать
у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9.Побуждать
детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения
поставленных игровых задач.

Побуждение
к взаимодействию в игре

10.Поощрять
интерес к играм сверстников.

11.Приучать
играть, не мешая друг другу.

К
старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает  «политематизм».
Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют
замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно
ставят игровые задачи.

Поскольку
игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети
легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации
предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые
действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно —
ролевой игры — ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», 
«Социально — коммуникативное развитие»,  п. 2.6 ФГОС ДО). По мере
обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые
действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления
детей об окружающем мире.

Специально
обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется.
Важно,
чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в
таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые
действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных
движений, жестов, мимики.

Например,
в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а другая
девочка в этой же роли — хмурая, строгая. При этом обе выразительно исполняют
принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Таким
образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на
разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

Сюжетно
— ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо
учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнёру.

Нарастание
количества ролевых высказываний постепенно приводит к возникновению ролевой
беседы. Инициатором беседы может выступать взрослый.

Исходя
из усложнения в развитии игры, задачи руководства игрой дополняются следующими:


Побуждать детей принимать разнообразные роли.


Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные
эмоционально выразительные ролевые действия.


содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми
высказываниями, обращёнными к игрушке — партнёру, воображаемому собеседнику,
взрослому и сверстнику.

В
старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью.
Играющие стараются самостоятельно разрешать конфликты, возникающие по поводу
игры.

Усложнение
задач руководства игрой представлено в таблице 1

Таблица
1

Направления
руководства игрой

Задачи
руководства игрой

Обогащения
содержания игры

1.Обогащать
тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации
ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи.

2.Побуждать
отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение
между людьми

Способы
решения игровых задач

3.Поощрять
за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов
решения игровых задач.

4.Усиливать
эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые
для отображения взятой роли.

5.Побуждать
к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры,
способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

Взаимодействие
в игре

6.Побуждать
ставить игровые задачи сверстникам.

7.Учить
детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от
них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия.

8.Поддерживать
длительное взаимодействие в игре 

Самостоятельность

9.Продолжать
развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в
постановке различных игровых задач для их реализации.

10.Поощрять
выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

11.Приучать
самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

        
Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного
процесса может быть организовано следующим образом:


Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя
разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной
работы по соответствующим областям.


Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых,
подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию
совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта
детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой
культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.


Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической
поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских,
игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с
правилами, подвижных, досуговых, народных.      Воспитатель
поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности,
самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики,
партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так
создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организация
предметно пространственной развивающей среды

для
организации игровой деятельности

        
Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО),
является  амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому
в третьем разделе Стандарта — «Требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых
для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике
дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается:


создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;


поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);


поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства.

        
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит
успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирования целевых
ориентиров, обозначенных в Стандарте.

В
требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.)
определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:

1.   Развивающая
предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также
территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении,
приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа: Для детей третьего года жизни
является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном
движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим
развёрнутый центр сюжетно – ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем
– старшем
дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со
сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки,
конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно – развивающей среде должно
учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.

2.   Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная
развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).

1.   Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

        
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое
разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и
игровыми интересами детей. Представления об окружающем мире обогащаются
постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных
игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и
теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Не следует забывать о
таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на
время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка
вызывает желание с ней поиграть. В группах образовательной организации создаются
центры сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»,
«Мастерская» и др. центр театрализации; различные виды театров; ширмы;
атрибуты, центр ряженья, музыкальный центр, размещается мягкая мебель, игрушки:
куклы, машинки и др. Мелкие игрушки для режиссерских игр, настольно-печатные
игры, лото, домино. Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал.
Дидактический материал для образовательной деятельности. Макеты, карты, модели,
муляжи, схемы групп, предметы-заместители.

2)
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

3)
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;  наличие в Организации или
Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре). Так наряду с образными игрушками должен
быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заместители. Их
сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

4)
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе
различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.

5)
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том
числе детей с ОВЗ  и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают
в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль,
а кубы или пластины — лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление и
помогают в реализации замысла съёмные панно — картины.

Также
это свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей
изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об
острые углы и т.п.

Безопасность
игрушки
.

О
безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата. В любом случае,
игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности
для здоровья ребенка. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих
ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

В
игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе
сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные
чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим
недостаткам людей. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в
ущерб полноценному развитию ребенка.

3.3.5.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации
Программы.

Продуманный
подбор игрового материала способствует тому, что игры детей становятся
тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что
дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события.  

Важно
вовремя осуществить         поддержку
спонтанной игры детей, ее обогащать, обеспечить время и пространство для игры
дошкольников.

Социальный
заказ государства системе образования сформулирован в основных
нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральном государственном стандарте дошкольного образования — это воспитание
инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста
оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов
самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с
правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим
поведением.  Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия
детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В
роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли
отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только
совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности,
самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных
характеристик  детей на этапе завершения дошкольного образования.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Поэтому, работая в группах с детьми,  я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста надо учить обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

— содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

— педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

— создаются необходимые атрибуты к игре;

— предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
  • Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Флуконазол инструкция по применению при кандидозе пищевода
  • Руководство коллективом попустительский стиль руководства
  • Слесарь теплотехник инструкция по охране труда
  • Федеральная служба по военно техническому сотрудничеству официальный сайт руководство
  • Мануал митсубиси лансер двигатель