Методы руководства классного руководителя

Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! 
Лермонтов М. Ю.

Работа классного руководителя всегда была трудной и в то же время интересной. Нашей работе посвящено множество исследований, методических рекомендаций, разработано огромное количество методов, т.е. Классный руководитель в наши дни не может пожаловаться на отсутствие методической поддержки. Но сегодня мы столкнулись с введением ФГОС и абсолютно другим подходом как к обучению, так и к воспитанию. Было бы наивно полагать, что в нашей работе не должно ничего меняться, напротив, работа классного руководителя выходит на первый план и основная задача классного руководителя —  развитие познавательной и социальной активности учащегося.

Я предлагаю вам посмотреть на должностную инструкцию и мы сможем сразу заметить изменение вектора работы классного руководителя

Классный руководитель должен знать:…

Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников:

игровой,

познавательной,

трудовой (производственной),

социально – значимой волонтерской,

досугово – развлекательной,

спортивно – оздоровительной,

туристическо – краеведческой,

проблемно — ценностного общения,

художественного творчества,

проектной и исследовательской деятельности.

.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки

ФУНКЦИИ

 Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;

 2.2. Формирование коллектива класса

 2.3. Работа по формированию универсальных учебных действий обучающихся совместно с педагогами предметниками реализующими основную образовательную программу школы

2.4. Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию:

Классный журнал;

 — План или дневник воспитательной работы с классным коллективом;

 — Личные дела учащихся;

— Диагностику изучения потребностей обучающихся и мониторинг эффективности урочной и внеурочной деятельности;

 — Протоколы родительских собраний;

 — Дневники обучающихся;

 — Акты обследования жилищно-бытовых условий обучающихся;

— Портфолио класса по необходимости, осуществление контроля за ведением портфолио достижений обучающихся;

 — Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных, социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при проведении аттестации.

 — Документы по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или неблагополучии;

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса

 3.2. Осуществляет изучение личности каждого учащегося в классе, его склонностей, интересов; 3.3. Создает благоприятную среду и морально-психологический климат для каждого обучающегося класса;

 3.4. Способствует развитию у учащихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности учащегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.6. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.7. Содействует получению дополнительного образования через систему кружков, секций, организуемых в школе;

 3.8. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями жизни общества;

 3.9. Соблюдает права и свободы обучающихся;

3.10. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет пропаганду здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся;

 3.11. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них отметок

 3.12. Поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся: — проводит классные родительские собрания — организует клубы выходного дня — совместно с администрацией школы и поселения проводит обследование жилищно- бытовых условий обучающихся, составляет акт в 1, 5 классах и вновь прибывщих обучающихся, а также состоящих на всех видах учета по неблагополучию;

3.13. Планирует воспитательную работу в классе, еженедельно проводит классные часы различной направленности. 1 раз в месяц проводит тематический классный час.

 3.14. Знакомит школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулирует самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогает им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

 3.15. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

 3.16. Оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.17. Проводит инструктаж учащихся по безопасности проведения воспитательных событий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

 3.18. Организует изучение обучающимися правил поведения в быту, на воде, правил по охране труда, правил дорожного движения

 3.19. Принимает непосредственное участие совместно с классом в общешкольных внеучебных образовательных событиях;

3.20. Сотрудничает с работающими в классе воспитателями группы продленного дня, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учебе и развитии.

4. Формы работы классного руководителя.

 4.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися.

4.1.1. Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.).

4.1.2. Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.).

 4.1.3. Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования, и др.).

4.2. При выборе форм работы с обучающимися классный руководитель должен:

4.2.1. Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением.

 4.2.2. Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия.

 4.2.3. Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально- значимой, творческой деятельности обучающихся класса

Таким образом классный руководитель должен пользоваться современными технологиями

Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.

Воспитательная технология — модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса, направленная на достижение диагностируемых воспитательных целевых ориентиров, обладающая воспроизводимостью и управляемостью; способствующая формированию у воспитанника определенных отношений к окружающему миру, социально одобряемого поведения (Л.В. Куклина)

Современные воспитательные технологии

технология проектного обучения;

личностно-ориентированная технология;

технология здоровьесберегающая;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД И. П. Иванова;

технология проведения учебных дискуссий;

Тьюторство – технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии;

ситуативные технологии.

В настоящее время наши классные руководители стараются успешно использоватьданные технологии. Я расскажу о некоторых

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: участие в викторинах и конкурсах)

Художественные КТД (пример: изготовление плакатов)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.  

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

Доверяя — не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее.

Умей признать свою ошибку.

Защищая ребенка, учи его защищаться.

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации.

Пять этапов

— I этап (диагностический) — диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

Одним из способов внедрения данных технологий является выбор правильных методов.Например, эффективным можно считать применениеинтерактивных  методов воспитания:

метод конструктивного взаимодействия с социумом с помощью интернета – создание сайта класса, трансляция позитивных результатов

метод принятия общих решении в классе. Этапы изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем — указанием учителя на возникшую проблему или косвенным — с помощью учащихся класса); представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна); направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);помощь группе в претворении ее решений в действие

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве

МОУ СОШ № 2

Материалы выступления

на ГМО классных руководителей

на тему

«Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС»

Выполнил: Квасова Елена Владимировна

Серпухов,2014

Современные формы и методы работы классного руководителя.

От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Таблица 1. Виды и формы воспитательной работы.

п/п

Вид деятельности

Целевое назначение

Активные формы организации деятельности

1.

Познавательная

Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет.

Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,

2.

Общественная

Содействует социализации учеников

Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.

3.

Ценностно – орентированная

Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.

Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.

4.

Спортивно – Оздоровительная

Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.

Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.

5.

Художественная

Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.

Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.

6.

Свободное общение

Взаимнообогащающий досуг школьников.

Общение друг с другом.

Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.

7.

Трудовая

Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.

Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

1. Классный час

Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Требования к содержанию классного часа:

  1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

  2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильногорешения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

  1. Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительныеэмоции.

  2. В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классномучасу.

Современные формы проведения классных часов:

  1. Дискуссионныеформы:

  • диспут;

  • дискуссия;

  • конференция;

  • круглый стол;

  • вечер вопросов и ответов;

  • встреча с интересными людьми;

  • лекторий;

  • аукцион.

  1. Формы состязательногохарактера:

  • конкурс,

  • викторина,

  • путешествие,

  • КВН,

  • эстафета полезных дел,

  • смотр,

  • парад,

  • презентация,

  • турнир,

  • олимпиада;

  1. Творческиеформы:

  • фестиваль

  • выставка

  • устныйжурнал

  • живая газета

  • творческийтруд

  • представление(проектов)

  • юморина

  • спектакль

  • концерт

  • ярмарка;

  1. Игровыеформы:

  • ролевыеигры

  • сюжетныеигры

  • интеллектуальные

  • игры –катастрофы;

  1. Формы психологическогопросвещения:

  • тренинг

  • исследование;

  1. Подвижныеформы:

  • веселыестарты

  • малаяолимпиада

  • школьнаяолимпиада

  • день…(атлетики, здоровья ит.д.)

  1. Формы работы внешколы:

  • экскурсия

  • поход

  • выход (концерт, цирковое, театральноепредставление).

Анализ классного часа

Он нужен педагогу для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

Другая сторона – это педагогический анализ.

  • Почему? Зачем? — Потребности, особенности,интересы

  • Что? -Цель

  • Как? — Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи,трудности

  • И что мы с этого имеем? — Результат, продолжениеработы

Критерии эффективности классного часа

  1. Личностная значимость дляучащихся.

  2. Комфортность, благоприятный психологическийклимат.

  3. Возможностьдляпроявленияиразвитияиндивидуальныхи творческих способностей школьников.

  4. Обогащенность жизненного опытаучащихся.

  5. Духовно-нравственнаяценность.

  6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классногочаса.

2. Часы общения

Цель и задачи часов общения:

— Взаимнообогащающий досуг школьников.

-Общение друг с другом.

Данные занятия можно условно разделить на четыре блока:

Первый блок — общие сведения об общении;

Второй блок — общение как обмен информацией;

Третий блок — общение как взаимодействие;

Четвертый блок — общение как понимание и восприятие людьми друг друга.

Этапы проведения часов общения

В проведении часов общения можно выделить три основных этапа:

  1. подготовительный;

  2. рабочий;

  3. заключительный.

Подготовительный этап. Этот этап включает всебя:

  • подготовку и оборудованиепомещения;

  • обеспечение внешних условий;

  • моделирование предстоящейработы.

В помещении, где проводятся часы общения, следует по возможности исключить помехи, отвлекающие учащихся от происходящего в ходе занятий (обеспечить комнату ключом, приготовить технические средства, средства видеозаписи, уютную обстановку).

Активные участники (не более 13 человек) образуют внутренний круг. Остальные ребята выступают в роли активных наблюдателей, хотя по мере необходимости руководитель может привлекать их к активной работе группы (упражнения, игры, методы диагностики), они рассаживаются, образуя внешний круг или полукруг. Посадка по кругу наиболее благоприятна, так как обеспечивает участникам возможность видеть и слышать каждого и занимать позицию, равную со всеми. Иногда удобна для работы посадка по двум активно действующим кругам, когда на занятиях отрабатываются навыки, и ребята не нуждаются в непосредственном руководстве ведущего. Важно учесть, что активная группа образуется по принципу добровольности.

Таблица 2. Цели, задачи и тематика часов общения для школьников

п/ п

Цели, задачи, темы

I блок Общие

сведения об общении

II блок

Общение как обмен информацией

III блок Общение как взаимодействие

IV блок Общение как

понимание друг друга

1

Общиецели

Развитие общей культуры общения

школьника

Диагностика и развитие коммуникативного

потенциала ученика.

Диагностика и развитие умений взаимодействовать.

Диагностика и развитие умений понимать себя идругих

2

Задачи

1.Научить ценить общение 2.Понимать функции, виды, цели общения. 3.Научить анализировать и работатьнадразвитиемкоммуникативныхспособностей

  1. Научить детей вести диалог, участвовать в дискуссии, выступать публично, задавать вопросы,убеждать.

  2. Развитькоммуникативныеумения.

  1. Научить детей сотрудничать, решать конфликты.

  2. Научить организовывать коллективную деятельность. 3.Развить способности и умения взаимодействовать.

  1. Научитьучащихсяценитьсебя.

  2. Научить учащихся относиться к другому как высшей ценности.

  3. Развитьперцептивныеи эмпатийныеумения

подростка.

3

Примерныетемы

1.Что такое одиночество? 2.Формы, виды, функции и структура общения.

3.Умение дружить, его слагаемые. 4.Общительный ли ты человек? 5.Общительност ь и застенчивость. 6.Продуктивное общение: смысл и техника его осуществления.

  1. Основытехникиречи.

  2. Дыхание, голос, дикция.

  3. Правиладискуссии. 4.Выразительность речи.

  1. Обращениенауроке.

  2. Трудимся вместе. 7.Правила групповой работы. 8.Мастерство публичноговыступления.

9. Умеем ли мы слушать? 10.Слышать и слушать. 11.Одобрение и критика. 12.Искусство

комплимента.

1.Слагаемые сотрудничества. 2.Виды взаимодействия. 3.Управление конфликтом.

4.Мастерство убеждающего воздействия. 5.О чем говорят позы.

6.Мир начинаетсяс меня.

1.Самовыражени е и самооценка. 2.Чувство собственного достоинства.

3.Внимание и внимательность. 4.Позитивный разговор.

5.Тайм-аут. 6.Как проявляются чувства?

  1. Поддерживатьдругого.

  2. Поддержисебясам.

  3. Сопереживатьчтоэтозначит?

Рабочий этап.

Данный этап включает в себя:

  • разминку;

  • основнойэтап;

  • оценкурезультатов.

Задачаразминки-созданиеблагоприятногоклимата,настройучастниковна совместную творческую работу. Здесь широко используются игры или игровые моменты.Какпоказываетопыт,втакихиграхсудовольствиемучаствуютребята и старшего подростковоговозраста.

В качестве разминки можно использовать следующие приемы:

  • поприветствоватьдругдруга,назвавлишьоднослово(илиодинжест, изменивмимику);

  • высказать друг другукомплимент;

  • перечислить как можно больше приятных, уважительныхслов;

  • определить какие-либо ассоциации с предложенным предметом или явлением идр.

Основная часть включает в себя:

  • определение целей, задач, времени и темызанятия;

  • знакомство с ключевымиидеями;

  • организацию деятельности детей в зависимости от целей занятия. Это можетбыть:

  • организациядискуссии;

  • работа по выполнению творческих групповыхзаданий;

  • пробные и творческие упражнения по развитию умений инавыков;

  • организация деловых, психологическихигр;

  • работа в парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определеннойроли;

  • диагностика;

  • анализ ситуаций общения идр.

Время работы оговаривается до начала работы, чаще всего оно колеблется от 45 до 60 минут.

Анализ результатов.

Этот этап включает:

  • резюмирование полученной информации во времязанятия;

  • оценку работы рабочей группы в достижении поставленнойцели.

Основные задачи ведущего

  1. Подготовить помещение, необходимые средства длязанятия.

  2. Определить активную группуучастников.

  3. Сформулировать цель, задачи, тему, сообщить время, ознакомить ребят с программойзанятия.

  4. Ориентировать учащихся на сотрудничество в совместной работе, принятие коллективного решения (где необходимо).

  5. Создатьдоброжелательнуюобстановку,деловуюатмосферу, положительный эмоциональныйтон.

  6. Добиваться, чтобы в работе принимали участие всечлены.

  7. Стимулировать пассивныхребят.

  8. Оказывать дозированную помощь, поддержку тому, кто в этом нуждается.

  9. Не допускать личной конфронтацииучастников.

  10. Побуждать ребят к самоанализу, самоконтролю, самонаблюдению действий и мнений и дальнейшемусамовоспитанию.

  11. Уделять (по возможности) вниманиекаждому.

  12. Четко подводитьитоги.

  13. Добиваться того, чтобы у каждого было чувствоудовлетворения.

  14. Формировать адекватную оценкукаждого и уважениевсехк личностидругого.

Для успешного решения поставленных задач ведущему необходимо:

  • быть открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение,

  • уметь отнестись к своей позиции не как к единственноверной;

  • видеть в каждомположительное;

  • быть готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие желаемыхотношений;

  • выводить участников на роли ведущих вобщении;

  • быть готовым к совместному поиску решений на правахравного.

Методы и средства, применяемые в часах общения

В часах общения используются следующие группы методов:

Методы формирования сознания:

рассказ;

беседа;

пример;

убеждение;

внушение;

дискуссия;

эвристический вопрос;

Рефлексивные методы:

самонаблюдение,

самоанализ;

самоодобрение;

самоконтроль;

самоотчёт;

самооценка;

самопорицание.

Методы организации деятельности:

упражнение;

игра;

инструктаж;

микротренинг;

«мозговой штурм»,

анализ ситуаций,

решение поставленных задач.

Методы диагностики:

тестирование;

анкетирование;

опрос;

интервью;

текст-рисунок;

ранжирование;

недописанный рассказ,

тезис и др.

В таблице 3приведен комплекс умений, необходимых для организации продуктивного, гуманистического по характеру общения, которым должен владеть и учитель и учащиеся. «Часы общения» способствуют развитию данных умений у школьников.

Таблица 3. Комплекс умений учителя и учащихся, необходимых для продуктивного общения

Коммуникативныеумения

Умения

взаимодействовать

Перцептивныеумения

1

2

3

умение слушать (активно и пассивно) и вслушиваться;

умение передавать информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением; открыто предъявлять собеседнику свою позицию; умение считаться с другим мнением;

умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других

  1. умение владеть позицией всехролей:

  2. умениесотрудничать;

  3. умение организовывать коллективную учебно- творческуюдеятельность;

  4. умение решать конфликт и достойно выходить из него.

  1. умение понять коммуникативное состояние другого исебя;

  2. умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать;

  3. умение быть внимательным и доброжелательным кдругому;

  4. умение правильно оценивать информацию и прогнозировать реакцию на своеповедение;

  5. умение замечать и регулировать защитные механизмыучащихся.

3. Классное родительское собрание

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Нетрадиционные формы родительских собраний:

Родительские вечера — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.

С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Семинар- практикум. На собрании могут выступать не только учитель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как учитель так и родители, приглашенные специалисты.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Собрание «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в классе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Детская агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

Собрание «Мини проекты» — родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёй семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».

Собрание «Мастер – класс» — собрание, на котором родители могут провести мастер- класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручается каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»

Собрание « Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На нем обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе учитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция».Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, учитель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка.Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис семи лет. Учитель дает понятия – кризиса семи лет, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Педагог предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учителя, специалисты.

Совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на выходе из начальной школы ?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации: « Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват».

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе — это значит…» или «Для меня диалог с ребенком — это…» Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

«Мини- эксперимент» .Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

4. Работа с детьми с «группы риска»

Цель: активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня.

Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми «группы риска».

1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.

2.Формирование характера и личности, преодоление микросоциально — педагогической запущенности.

3.Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

4.Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является показателями к использованию коррекционной функции:

  • Нарушение коммуникации (связей) в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-коллектив».

  • Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

  • Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;

  • Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

Понять, принять, помочь — основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для детей «группы риска» очень важно:

Освобождение от груза негативных переживаний.

Восстановление позитивного отношения к миру.

Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.

Педагогу необходимо:

  • Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.

  • Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

  • Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

  • Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

  • Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

  • Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен — первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Способы и формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.

7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей:

Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Существо поведения подростка — это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений.

Семьи делятся на пять типов.

1. Семья, в которых «трудные» родители. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,безразличием, отсутствием духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:

  • расположить родителей к себе, заручиться доверием, не спешить обижаться;

  • попробовать посмотреть на себя глазами родителей, это поможет лучше понять и контролировать свое отношение;

  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и будущее;

  • деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам;

  • пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем;

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедностьчувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя:

  • терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;

  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;

  • выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;

  • подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.В такой семьеродители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия,недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;

  • включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;

  • пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и психологии;

  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача классного руководителя:

  • изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;

  • заинтересовать внутренним духовным миром подростка;

  • при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя:

  • доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;

  • убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;

  • относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;

  • показать, что терпение и снисходительность к ребенку — главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Памятка классному руководителю при оказании помощи подростку в разрешении проблем

Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.

Методика работы по организации беседы

Приглашение на

беседу-

Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц».

Место беседы

Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное — отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился.

Поведение во время беседы

Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Время беседы

Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами

Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

Начальный этап беседы

Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе — только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.

Второй этап беседы

В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа — снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком.

Третий этап беседы

Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств.

Завершающий этап беседы

Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.

Предупреждение№1

Действия после беседы.

Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:

  • отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;

  • продумайте план оказания помощи ребёнку;

  • учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;

  • ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;

  • не оставляйте подростка без контроля и внимания;

  • при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).

Предупреждение№2!

Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).

“Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих
рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником:
он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет
быть, в случае необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы
судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Ж. Ж. Руссо

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного
руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей
очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И
вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем
целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание
условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение
воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического
сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации
внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации
воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в
классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая,
образовательная, развивающая и воспитательная.

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит
подход “встречи–взаимопроникновения – взаимодействия” традиционного и
инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня).
Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не
“перечеркивать”, не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его
с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь
обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для
реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход
позволит в значительной степени разрешить проблемы “отцов и детей”, противоречия
между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы
нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных
общественных страт, ценностей и идеалов и др.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя
являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие
исследовательской компетентности, профессиональной мобильности,
конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы
классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.

Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками,
родителями и другими учителями.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и
каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от
глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний
и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и
склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к
его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического
воздействия.

Н.К. Крупская в статье “О воспитательной работе” писала о том, что педагоги
часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо
очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности.
Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только
воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь
шаблона, уравниловки в подходе к детям.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их
воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план
воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход
требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения.
Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных.
За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо
способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в
коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета
индивидуальных особенностей воспитанников. В статье “Цель воспитания” он писал:
“Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого
отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для
воспитания…”.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни.
Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам,
участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют
вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная
работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят
коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и
желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие – то
мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть
убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие
принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им
привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном
результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые
цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность.
Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки
учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически
“потрогать” вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить
возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его
интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в
своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся
не пропадает, а наоборот – растет.

Принцип обратной связи.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной
связи. Проведя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или
экскурсию – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их
мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята
видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и
безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному
делу.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество.
Сотрудничество – в подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора
учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию,
когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг
с другом, однако, результат – нулевой. Зачастую получается так, что один и тот
же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий.
Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе
партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся
может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия
самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру,
желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и
сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика
класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его
вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще
активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может
служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно,
если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и
совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и
коллектива, эффективности воспитательного процесса, т. к. учителя могут
дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением
действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия
педагогов с коллективом.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо
использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей
эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских
собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или
недисциплинированных учеников.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего
подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству
и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя
судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль “Когда
случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни
утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит
главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном
все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.
Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок
делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это
не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего
плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан
берегу”.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные
родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания
вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении
конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу.
Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно,
чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело.
Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним
японскую мудрость: “Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный
культивирует почву, дальновидный воспитывает работника”. Мне кажется, что на
родительских собраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих
родителей. Учащиеся видят различные варианты поведения взрослых, имеют
возможность выбирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут
родители и дети.

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с
общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и
поддержкой. Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи,
экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями,
увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая
общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет
сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и
помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения
и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат
активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает
возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать
самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель
должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени
“класс”.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать
каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного
отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти
школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы,
школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по
волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем,
его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы
не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма,
спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и
успехами в труде, в личной жизни.

Список литературы:

  1. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.
  2. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч.,
    том 3. – М., 1965.
  3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.,
    1980.
  4. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.
  5. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель
    воспитательной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогический
    поиск, 2007.
  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.
    Рожкова. – М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.
    Соч. Том V. – М., 1978.
  8. Селиванова Н.П. Современный школьный класс:становление
    коллектива. Народное образование. 2007. № 4.
  9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007.
  10. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной
    работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.


Интернетссылки:


  1. www.proshkolu.ru
  2. www.osoboedetstvo.ru
  3. www.sakhaedu.ru

Автор: Коростелева Мария Валерьена,   Размер: 1.08 MB
Добавлен: 22.09.2015.

Цель:

предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.

Задачи:

расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;

показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;

поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.

Основными формами и методами работы классного руководителя являются:

проведение анализа результатов успеваемости;

организация собраний, классных часов;

проведение различных соревнований;

участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;

организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий

Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.

Основные понятия.

Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания  разных  видов работы.

Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы.

Проблемный классный час — начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.

Классный час – визуализация — учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.

Классный час с заранее запланированными ошибками, которые должны обнаружить обучающиеся

Список ошибок обучающиеся узнают в конце

Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя

 Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист

В конце классного часа проводится их обсуждение

Классный час – дискуссия — целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе

Виды дискуссий

Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Мозговой штурм (мозговая атака) — свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся

Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Это способ поощрения активности обучающихся    и быстрого генерирования идей

Правила проведения мозгового штурма:

Запрещена критика выдвинутых идей

Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

Наличие ролей

В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

Активное взаимодействие всех участников

Применение системы оценки, стимулирование

Классный час – пресс-конференция

Учитель объявляет тему классного часа

Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.

Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут

 Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы

В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся

Мой классный час.

Тема моего классного часа » О дружбе и друзьях». При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием «радуга»(но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.

Раскрашивая радугу — появляются слова на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых разными цветами радуги их можно прочитать.(Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)

Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)

Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя.

Весь материал — в документе.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который 
называется воспитанием в широком смысле этого понятия. 
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет 
главного лепестка среди многих лепестков, создающих 
красоту цветка.
                                                                    В. Сухомлинский
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из
таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это 
искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь 
прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это 
талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный 
руководитель.
В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут 
необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна 
не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту 
окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать 
активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и 
черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого 
сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель 
начальных классов человек творческий, он с интересом и личной 
заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – 
результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе. 
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном 
контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто, 
только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания 
ребенка. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в 
таком образовательно­воспитательном процессе комфортно всем. 
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких 
основополагающих принципов, таких, как           (слайд 2)
­деятельностный творческий подход,
­ сотрудничество, 
­открытость ­ системность. 
В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе 
возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И 
ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у 
каждого ученика его личную «зону успеха». 
Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование 
дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются 
толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача, 
которая стоит перед классным руководителем.. Вся работа  с детьми строится
так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был 
вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный 
коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, приходится решать
другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего, 
необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он 
мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес 
ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял 
свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых 
творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.
 Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение 
творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это 
распространяется как на уроки, так и на любые виды деятельности вне 
уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции, 
чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином, 
которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где­то 
требуется помощь или участие.
 Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером 
должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении 
детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на 
поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на 
каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе 
отношения между учениками. Прежде, чем дружный коллектив будет 
сформирован, процесс проходит ряд важных этапов. 
Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе.                
(слайд3) Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к 
школьной жизни. Учитель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого
ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики. 
Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. 
На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс, 
учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности  
коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми. 
Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети 
не чувствовали себя разрозненно. 
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее 
слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании 
индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на 
воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются 
явные лидеры группы.
 В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут 
самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе 
свое собственное «я». Класс в каких­то ситуациях может что­то делать 
самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны 
распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения 
итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что 
коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми 
методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель 
единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и 
такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою 
тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению 
класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми. 
                                    (слайд 4)
Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми 
разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы 
нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы 
класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические 
вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные 
праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети 
принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют 
сплочению группы.
 Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с 
удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах. 
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к 
проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от 
взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал
ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть 
содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых 
занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо 
поощрение. Перед детским коллективом  лучше всего ставить увлекательную 
цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности. 
Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или 
класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует 
их свободное время. В современном мире дети большую часть времени 
проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и 
подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и 
совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными 
для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Работа классного 
руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании 
психологического комфорта в классе. Его главной задачей является 
сформировать сплоченность между детьми.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного» 
руководителя»:         (слайды 5,6) 
Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные 
тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедливой ­ ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях 
больше, чем плохого.
Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом. Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных 
моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии 
расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный 
руководитель ­ мать от завтрака и до обеда.
                                            (слайд 7)
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и 
руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У 
каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только 
отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Формисонид натив отзывы инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Гепатромбин 500 гель инструкция по применению
  • Рихтовка без покраски своими руками пошаговая инструкция
  • Должностная инструкция технического директора в машиностроении
  • Конкор 10мг инструкция по применению цена отзывы аналоги