Методы руководства межличностным общением

Формы
художественно-образовательной работы
в кружке и самодеятельном коллективе:
беседы, рассказы, дискуссии об искусстве.
Коллективные посещения выставок,
спектаклей, концертов и т.д., их последующее
обсуждение.

Методы
художественно-образовательной работы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемно-эвристический,
эвристический.

Педагогическое
руководство художественным самообразованием
участников. Информирование их о книгах,
статьях, сайтах в Интернете, отражающие
те или иные интересующие их проблемы
теории и истории искусства, отдельных
видов художественного творчества.

Тема 3.4. Методика руководства межличностным общением участников коллектива художественной самодеятельности

Коллектив как
социально-психологическая группа. Этапы
и стадии формирования коллектива.
Групповые нормы. Общность интересов
участников колектива.

Стили педагогического
руководства коллективом: авторитарный,
демократический, либеральный,
попустительский.

Формальные и
неформальные лидеры коллектива. Проблема
”звезд” и “звездых болезней” в
самодеятельном коллективе.

Психологический
климат в коллективе и признаки, по
которым он определяется. Роль общественного
мнения, традиций коллектива, оценок и
самооценок в создании благоприятного
психологического климата.

Прогнозирование
и профилактика межличностных конфликтов
в коллективе. некоторые методы руководства
межличностным общением: влияние на
статус участников группы, создание
условий для их личностного роста,
мотивирование участия в коллективе

  1. Планы семинарских и практических занятий

Семинар1

Научно-исследовательская работа студентов в рамках изучения курса “Педагогика народного художественного творчества”

1.Этапы организации
исследовательской работы.

2. Методы
научно-педагогического исследования.

3.Практическая
работа по составлению опросника,
программы наблюдения.

Литература:

  1. Бабанский, Ю.К.
    Проблемы повышения эффективности
    педагогических исследований/ Ю.К.Бабанский
    -М.,1992.-125с.

  2. Краевский, В.В.
    Методология педагогического исследования/
    В.В.Краевский -Самара,1994.-98с.

  3. Пискунгов, А.И.
    Методы педагогических исследований/
    А.И. Пискунов, Г.В.Воробъев.-М.,1998.-152.

Семинар 2

Ключевые понятия педагогики народного художественного творчества

  1. Понятие культура.
    Н.А. Бердяев, П.Флоренский, М.К. Мамардишвили
    о культуре.

  2. Понятия
    “художественное творчество”, “личность”,
    “деятельность”и их соотношение.

  3. Понятие “коллектив”
    как обобщенное понятие разных форм
    оранизации народного художественного
    творчества: кружка, студии, любительского
    объединения.

Литература:

  1. Бакланова, Т.И.
    Педагогика художественной самодеятельности
    /Т.И.Бакланова .- М.,1992

  2. Бердяев, Н.А. Смысл
    творчества / Н.А.Бердяев .-М.,1989.-162с.

  3. Каргин,А.С. Народная
    художественная культура/ А.С.Каргин.-.М.,1997.

  4. Мамардишвили М.К.
    Как я понимаю философию /М.К.Мамардашвили.-М.

«Наука».-1998

  1. Смирнова, Е.И.
    Теория и методика организации
    самодеятельного творческтва трудящихся
    в культурно-просветительных учреждениях
    / Е.И. Смирнова – М. — 1983

6.Соколовский, Ю.Е.
Коллектив художественной самодеятлеьности:
вопросы теории и практики / Ю.Е. Соколовский
– М. — 1984.

Семинар 3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ В ГРУППЕ

 

1.
Особенности межличностных отношений в группе.

Межличностные
отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые
люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения — субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах
взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения. Важнейшая черта межличностных отношений — их
эмоциональная основа. Основа межличностных отношений — групповая деятельность.

При
изучении групповой деятельности и ее эффективности встает необходимость
выделения факторов, влияющих на процесс совместной работы. В проведенных с этой
целью многочисленных исследованиях были выявлены следующие факторы: размер
группы, физическая среда, характер задания. Указанные факторы можно отнести к
внешним, объективным факторам. Однако, как выяснилось, помимо перечисленных на
групповую продуктивность влияют и внутренние, субъективные, так называемые
психосоциальные факторы, среди которых значительная роль отводится
межличностным отношениям, их характеру (Андреева Г.М., Кузьмин Е.С.,
Коломинский Я.Л., Немов Р.С., Петровский А.В., Якобсон С.Г.).

Дальнейшие
исследования, проведенные в этом направлении, показали, что групповая
эффективность в значительной степени зависит от внутригрупповых процессов, от
индивидуального состава группы. Было показано, что «эффективность группы
зависит в конечном счете не от ее размера или безликой системы коммуникации,
ролей и статусов, не от места, занимаемого группой в организационной системе, а
от составляющих ее людей, от их отношения к целям и задачам совместной
деятельности, от их взаимоотношений друг с другом»[1]. Таким образом,
психосоциальный фактор сформировался в виде значительной детерминанты
эффективности групповой деятельности. При изучении взаимозависимости
эффективности группы и межличностных отношений накоплен довольно богатый
материал, но в силу того, что данные этих исследований неоднозначны и иногда
даже взаимоисключающи, возникает трудность обнаружения какой-либо общей
закономерности. Межличностные взаимоотношения в одном случае могут
стимулировать групповую активность, создать благоприятную для общения
атмосферу, а иной раз служат помехой для осуществления продуктивной
деятельности, снижают групповую эффективность (Вайсман Р.С., Цуканова Е.В.,
Щербо Н.П.).

От
уровня сплоченности группы зависит в принципе работоспособность группы. Во
многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если
коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого
психологами уровня. Выявление лидеров позволяет более активно вести
педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает
максимальный эффект. Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять
связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных
заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе
микрогруппах. Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность
определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными, и какого
рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность,
долголетие.

Независимо
от типа групп можно выделить три основных фактора, влияющих на эффективность ее
функционирования[2].

1.
Характеристики членов группы, а именно: личные характеристики, способности,
образование и личный опыт влияют на качество выполнения производственной
деятельности, степень удовлетворенности результатами труда.

2.
Структурные характеристики группы.

Организационные
(коммуникации, позиции, роли) формируются существующей организационной
структурой управления, а также зависят и от характеристик членов групп
(например, появление неформального лидера). Формальные позиции определяются
организационной структурой. Роль — это заданное, одобряемое группой поведение
индивида. Выделяют целевые роли (инициатор, информатор, аналитик, коммуникатор
и др.) и поддерживающие роли, способствующие активизации деятельности
(поощрение, участие и др.).

Принятая
на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрирупповых
отношений. Характеристики межличностного взаимодействия (личные симпатии,
конформизм) носят индивидуальную окраску. На установление дружеских отношений влияют
личностные характеристики, наличие территориальной близости, частота встреч,
общие цели, интересы, совместное решение проблем. Взаимные симпатии, дружеские
отношения могут привести как к синергетическому эффекту, повышающего
эффективность групповой работы, так и к снижению эффективности за счет потери
времени на бесконечные чаепития, перекуры.

Еще
одна опасность групповой работы заключается в возможности возникновения
групповщины (внутренняя замкнутость) и конформизма (принятие или навязывание
общего мнения).

3.
Ситуационные характеристики.

Размер
группы влияет на степень удовлетворенности работой в группе. Наиболее
оптимальное количество — 5-6 человек. Увеличение числа членов неформальной
группы ведет к ее распаду. Пространственное расположение группы с позиций
наличия определенного места, территории, личного пространства, а также
взаимного расположения мест. Например, наличие рабочего места руководителя в
общем пространстве способствует активизации работы группы. Характеристики
задач, решаемых группой, а именно: необходимость группового взаимодействия,
взаимозависимость действий и структурированность задач. В случае слабо
структурированных задач наблюдается больше давление группы на индивида и
большая взаимозависимость действий, чем в случае хорошо структурированных
задач.

Система
вознаграждения должна анализироваться совместно с взаимозависимостью действий
членов группы. Все перечисленные факторы необходимо рассматривать во
взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Итак, для повышения эффективности
функционирования групп руководители должны принимать во внимание размер группы,
ее состав, распределение ролей и другие характеристики. Очень важно, чтобы
менеджер понимал, что неформальные структуры динамически взаимодействуют с
формальными. Нужно помнить, что неформальные группы могут как резко снизить
эффективность функционирования формальной группы, вплоть до прекращения ее
существования, так и способствовать повышению ее эффективности[3]. Для этого необходимо: признать
существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение может повлечь
за собой и уничтожение формальной группы; выслушивать мнение по ключевым
вопросам неформальных лидеров групп; для снижения сопротивлению неформальной
группы реализации управленческих решений рекомендуется привлекать членов группы
к обсуждению проблем и принятию решений; перед тем как предпринимать какие-то
действия, необходимо просчитать возможные отрицательные воздействия на
существование неформальных групп.

2. Социометрия: исследование межличностных отношений в
группе.

Социометрическая
техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и
межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования[4]. С помощью социометрии
можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой
деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов
конкретных групп.

Социометрическая
процедура может иметь целью: измерение степени сплоченности-разобщенности в
группе;  выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного
авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних
полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых
подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои
неформальные лидеры.

Членам
группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их
симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа
не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным
такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы,
которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали,
если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было
первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и
так же проводит инструктаж. С целью подтверждения достоверности ответов
исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного
исследования берутся другие вопросы.

Примеры
вопросов для изучения деловых отношений

1.
а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости
предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б)
кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости
предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2.
а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б)
Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3.
а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и
т.д.)?

б)
кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры
вопросов для изученным личных отношений

1.
а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной
ситуации?

б)
с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2.
а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось
бы поселиться в одной комнате?

б)
если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы
оставить в своей группе?

3.
а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б)
кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При
этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант
— непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается
ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов
испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном
случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя).
Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы
выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно
(N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число
полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что
указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной
константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта
теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего
выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством
данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так
называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез
многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении
размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без
применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим
недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения
случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко
пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только
два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная
аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что
маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь
формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее
вероятно).

Анализ
подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму
процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного
выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением
числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из
всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать
лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов
получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие
исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно
превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую
обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение
заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать
для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют
предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.
Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет
стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной
выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В
настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная
величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5
выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры
состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы
получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов
(т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d
(социометрическим ограничением). Введением этой величины можно
стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для
этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности
случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое
время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного
события (А) социометрического выбора; N — число членов группы. Обычно величина
Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для
определения d с известной величиной N, получаем искомое число
«социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе. Недостатком
параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие
взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые
связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет
отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение
«социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной
экспансивности членов группы.

Социометрическая
карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе
разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к
другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения
совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре
и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования:
изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной
или стабильной группе.

Социометрическая
карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При
опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого
критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать
достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого
критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы
предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по
численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25
можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины
ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P(A)

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,23-0,19

17-21

4

0,22-0,19

22-26

5

0,22-0,19

27-31

6

0,22-0,19

31-36

7

0,21-0,19

Когда
социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их
математической обработки. Простейшими способами количественной обработки
являются табличный, графический и индексологический.

Вначале
следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и
личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов
группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих
пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в
первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не
избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или
отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора).
После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу,
надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом
группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого
члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам
(-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая
алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

+1

+2

+3

-1

2

Петров

+1

+3

+2

3

Сидоров

-1

+1

+2

+3

4

Данилова

+2

+1

+3

5

Александрова

+2

+1

+3

-3

-2

6

Адаменко

7

Петренко

+1

+3

8

Козаченко

+1

+3

+2

9

Яковлева

+2

+1

+3

-1

10

Шумская

+2

+1

+3

-1

Кол-во выборов

Кол-во баллов

Общая сумма


         Примечание:
+ положительный выбор; — отрицательный выбор.

Анализ
социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину
взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие
картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным
межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность
представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать
членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок
влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта
социометрических выборов (социометрическая карта. Социограмма — графическое
изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический
критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры
взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с
помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой
дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы
(карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским[5].

——> позитивный
односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор,

 ——>
негативный односторонний выбор, <——> негативный обоюдный выбор.

Социограммная
техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе
социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого
качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ
социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных
членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из
взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в
социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3
членов, реже из 4 и более членов.

3.
Подходы к изучению лидерства. Стиль лидерства и его влияние
на эффективность групповой деятельности.

Лидером
становится человек, обладающий определенными врожденными чертами личности. По
современным данным лидерство формируется в процессе социализации, и не
врожденно. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в
результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы,
уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Существуют
3 основные теории лидерства[6]:

1.
«Теория черт» («харизматическая теория»). Исходит из немецкой
психологии конца
XIX – начала ХХ вв. и концентрирует свое
внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек,
который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью
определенных черт. В 1940 г. Берд составил список из 79 черт. Впоследствии
создавались др. списки, ни одна «черта лидера» не занимала постоянного места. В
1948 г. американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между собой более 120
исследований «черт лидера» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных
данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то
особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Дженнингс –
теория черт в большей мере отражает черты экспериментатора, нежели черты
лидера. В противовес возникла теория «лидера без черт», но она не давала ответ
на вопрос, каково происхождение черт феномена лидера.

2.
«Ситуационная теория лидерства». Лидер – продукт определенной ситуации
(какое-либо одно качество необходимо именно в данный момент), отрицается
врожденность лидерских черт.

3.
«Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс
организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления
этим процессом («Вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлер).
Человек, чтобы быть лидером, должен быть наделен определенными личностными
чертами, а с другой стороны учитываются ситуации, задачи.

Лидерство
– личностный обмен между руководством и группой. Многие социальные психологи
справедливо критикуют психологические теории лидерства за неправомерные попытки
перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной
жизни (действуют многообразные социально-экономические факторы, влияние которых
не способно учесть исследование).

В
последнее время используется деятельностный подход к исследованию межличностных
отношений в группе. В его рамках получает новую интерпретацию и «теория черт
лидера». Смешав всевозможные типы групповой Д, представленные к тому же в
группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития,
сторонники «теории черт» не смогли выделить какие-либо инвариантные черты
«лидера вообще». Иного результата и не следовало ожидать[7].

Правы, когда говорят о бесперспективности усилий выделить черты «лидера
вообще», а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью
лидерству. Не правы, когда не видят, что в огромном материале по «чертам
лидера» представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может
быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому
содержанию Деятельности данной группы, а в другом – широкая вариативность
положительных личностных характеристик, которые не могут быть сведены к
конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь
(группировка, факторизация и т.д.).

Но
основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не
являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому
что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа
порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера.
Лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате
взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств
предметной Деятельности, субъектом которой он является как член группы
определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен,
черты в ней лидерства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то
дискредитировать проблему «черт лидерства», но позволяет выявить ее подлинное
место в строе социально-психологического знания.

Почти
каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры
группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета,
президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико.

Лидеры
во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в
конечном счете, эффективность его работы.

Д.
Морено выделяет три основные роли лидера в группе[8]:

1.
Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный,
интеллигентный, рациональный, активный, надежный).

2.
Лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный).

3.
«Черная овца» — человек для остальных членов группы непривлекательный,
равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

По
мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди
членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает
решающее значение в деятельности группы.

Вся
жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе
разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных
формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных
качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной
команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина,
бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой.

Личность
лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу
каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на
социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять
динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.

Сколь
разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.
Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных
соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна
закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства
отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность
группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера,
но и его последователей.

В
частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное
представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь
структуру межличностных отношений; изучение малых групп должно включать
исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других
характеристик группы, а также связей между различными классами характеристик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.           
Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное
поведение. – М.: 2002.

2.           
Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное
поведение (управление поведением человека в организации). – М.: 2003.

3.           
Спивак В.А. Организационное поведение и управление
персоналом. – Спб.: 2002.

4.           
Шадура А. Группа в динамике. – М.: 2002.

5.           
Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 2000.

6.           
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в
малых группах. – Минск, 2002.

7.           
Кордонский М.Б. Неформальные группы и организации /
Рукопись. – Одесса, 2003.

8.           
Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых
группах. –  К.: 2003.

9.           
Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод
и наука об обществе. – М.:

«Иностранная
литература», 1998.

10.       
Немов Р.С. Психологическая теория коллектива и
проблема групповой эффективности // Вопр. Психологии, 2001, № 5.

11.       
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. – К.: 2002.

12.       
Ольшанский В.Б. Психологическое тестирование
межличностных отношений // Психологическая диагностика. – М.: 2001.

13.       
Паниотто В.И. Структура межличностных отношений:
методика и математические методы исследования.  –  К.: 2002.

22 апреля 2021 г.

Коммуникация является важной частью большинства отраслей, особенно тех, в которых вы работаете с командой или представителями общественности. Эта способность, известная как навыки межличностного общения, может помочь вам получить работу или преуспеть в той, которую вы имеете. Развитие хороших навыков межличностного общения может даже помочь вам удовлетворить свою карьеру. В этой статье мы объясняем важность навыков межличностного общения на рабочем месте и предлагаем шаги, которые вы можете использовать, чтобы отточить свои собственные способности, чтобы помочь вам добиться успеха в своей карьере.

Что такое межличностные навыки на рабочем месте?

Навыки межличностного общения — это способности, которые вы можете использовать для успешного взаимодействия и общения с другими людьми. На рабочем месте это часто напрямую относится к взаимодействию с руководителями, коллегами и представителями общественности, такими как клиенты и клиенты. Люди часто используют свои навыки межличностного общения, когда сообщают о своих мыслях и идеях — например, при мозговом штурме для решения проблемы на работе — и своих чувствах и эмоциях, например, когда член команды может похвалить коллегу или участвовать в разрешении конфликта.

Многие работодатели ценят навыки межличностного общения, потому что они могут помочь командам работать более эффективно и результативно. Это, в свою очередь, может иметь много положительных результатов, таких как более приятная рабочая среда, более высокие продажи и даже увеличение доходов и прибыли. Сильные навыки межличностного общения могут быть частью вашей личности, и им также можно научиться с помощью осознанного внимания и практики.

Как улучшить свои навыки межличностного общения

Если вы хотите улучшить свои навыки межличностного общения, вот несколько шагов, которые вы можете использовать:

1. Установите свои цели

Постановка осмысленных целей — важный первый шаг к улучшению ваших навыков межличностного общения. Подумайте о своих сильных сторонах и, в частности, о том, какие элементы взаимодействия вы хотели бы развить. Например, вы можете заметить, что умеете заводить разговоры с новыми людьми, но вам сложно продолжать разговор. Попробуйте использовать структуру целей SMART, что означает, что вы разрабатываете цели, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и привязанными ко времени.

2. Наблюдайте за успешным взаимодействием

Попробуйте понаблюдать за тем, как другие люди успешно взаимодействуют с членами команды, руководителями и заказчиками или клиентами. Обратите особое внимание на то, что делает эти взаимодействия такими успешными. Например, вы можете заметить их тон, язык тела или выбор слов в конкретной ситуации. Рассмотрите возможность поделиться своими целями с членом команды и задать вопросы, чтобы прояснить их выбор во взаимодействиях, которые вы наблюдали.

3. Определите способы практики

Затем проведите мозговой штурм, чтобы практиковать свои собственные навыки и способности. Например, вы можете найти наставника для развития ваших навыков межличностного общения и попросить этого человека участвовать в упражнениях, таких как сценарии ролевых игр. Если вы найдете наставника, вы также можете попросить его оставить отзыв о ваших навыках межличностного общения. Вы также можете подумать о посещении официальных учебных занятий, посвященных навыкам межличностного общения. Подумайте о том, чтобы спросить своего работодателя, предоставляют ли они возможности для такого рода развития, или используйте свою профессиональную сеть или соответствующие организации, чтобы самостоятельно найти курсы, которые вы ищете.

4. Требуйте обратной связи

Независимо от того, работаете ли вы с наставником или в среде группового обучения, попробуйте запросить отзыв о своих навыках межличностного общения, если это имеет смысл. Попробуйте задавать конкретные вопросы о сценариях и взаимодействиях, чтобы помочь вам продвигаться максимально эффективно.

5. Отразите и измените

Периодически делайте паузу, чтобы подумать о росте и развитии ваших навыков межличностного общения. Подумайте о том, чтобы установить напоминание или добавить заметку в свой календарь, чтобы намеренно провести самооценку или оценку. Обязательно подумайте о том, какие навыки улучшились, а также о вещах, над которыми вы можете продолжать работать. Измените свои стратегии, если это будет способствовать вашему прогрессу. Вы можете даже рассмотреть возможность корректировки своих целей по мере развития ваших способностей.

Чтобы еще больше поддержать ваш рост и развитие, вот еще 11 способов улучшить свои навыки межличностного общения:

Сосредоточьтесь на взаимодействии

Старайтесь, чтобы ваше взаимодействие с другими людьми на рабочем месте было как можно более сфокусированным, независимо от того, общаетесь ли вы с коллегой, руководителем или клиентами и клиентами. Часто это означает отказ от потенциально отвлекающих устройств, таких как смартфоны и другие экраны. Это также может быть полезной практикой, потому что многие работодатели предпочитают, чтобы члены команды воздерживались от личного потребления медиа на работе.

Используйте технологию записи

Иногда восприятие человеком своего стиля межличностного общения может отличаться от того, что наблюдают другие. Попробуйте записать себя в фиктивных ситуациях общения и просмотреть запись, чтобы отметить любые черты или привычки, которые вы хотели бы сохранить или изменить. Обязательно соблюдайте все соответствующие правила и положения, касающиеся видеозаписи, если вы хотите привлечь других к этой стратегии.

Оставайся позитивным

Позитивный взгляд может помочь улучшить ваши навыки межличностного общения, установив приятный тон для ваших взаимодействий. Сохранение позитивного настроя также может быть хорошим способом поддерживать мышление роста, когда вы работаете над улучшением своих навыков межличностного общения.

Практикуйте зрительный контакт

В некоторых культурах зрительный контакт является важным способом проявления уважения при общении с другими людьми. Если это уместно в ваших обстоятельствах, тренируйтесь осознанно использовать зрительный контакт в межличностном общении.

Поддерживайте хорошую осанку

Язык тела может быть важной частью сильных навыков межличностного общения. Например, хорошая осанка может выражать уверенность и надежность. Старайтесь обращать внимание на то, как вы стоите и жестикулируете при общении с другими людьми. Подумайте о том, чтобы изучить особенности хорошей осанки и языка тела.

Тщательно выбирайте язык

Помните о языке, который вы выбираете при взаимодействии с разными аудиториями. То, как вы общаетесь с руководителем, например, может отличаться от того, как вы общаетесь с другом. Подумайте о таких факторах, как тон и использование сленга, когда размышляете о том, как вы используете язык как навык межличностного общения.

Саморегулирующийся

Внимательность и контроль над своими эмоциями может стать мощным навыком межличностного общения на рабочем месте. Сохранение спокойствия, помогая, например, расстроенному клиенту, может помочь другому человеку также почувствовать себя спокойным и более продуктивно участвовать в диалоге. Попробуйте изучить стратегии осознанности, чтобы лучше осознавать свои мысли и чувства, если эта стратегия вам нравится.

Практикуйте активное слушание

Иногда люди планируют свой следующий комментарий, когда их собеседник говорит, что может привести к тому, что они упустят информацию, которую пытаются передать. Попробуйте практиковать активное слушание как навык межличностного общения. Это означает стремление понять другого человека, прежде чем отвечать на его мысли своими собственными, и показать, что вы слушаете, используя визуальные сигналы, такие как выражение лица и своевременные кивки.

Знай свои ценности

Понимание собственных ценностей может быть еще одной важной частью межличностного общения. Это может помочь вам оставаться последовательным во взаимодействии с другими, что, в свою очередь, укрепит ваш авторитет и надежность.

Ведите переговоры эффективно

Понимание того, как преодолевать разногласия между людьми, может стать важным способом улучшить ваши навыки межличностного общения. Вы можете использовать это лично и разрешать потенциальные разногласия с другими, используя тщательно подобранный язык. Вы также можете помочь другим разрешить конфликт, используя стратегии переговоров, и, таким образом, лучше осознать свои собственные способности и проблемы в качестве коммуникатора.

Предлагайте сочувствие

Проявление сострадания и понимания — еще один хороший способ улучшить свои навыки межличностного общения. Попробуйте изящно копировать идеи других и даже их позу, чтобы показать, что вы заинтересованы в них и понимаете их точку зрения. Это может помочь поддерживать более приятное и продуктивное взаимодействие.

Динамичная современная деловая жизнь способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрых, четких и адекватных реакций в процессе межличностного взаимодействия. Все это требует определенных знаний и навыков общения. Адаптация технологий установления межличностного контакта к современной жизни позволяет предложить конкретную методику, которая помогает устранять психологические барьеры, организовывать сближение с партнером по общению и диагностировать его личностные особенности. Такая методика направлена на создание обстановки доверительности и поэтому приемлема для большинства ситуаций делового общения.

Технология установления прочных межличностных контактовСовершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Динамичная современная деловая жизнь способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрых, четких и адекватных реакций и ответов в процессе межличностного взаимодействия.

Все это требует определенных знаний, выработки необходимых навыков общения с любым человеком.

Существуют различные технологии установления межличностного контакта (психологического, эмоционального и т.п.). Их адаптация к особенностям современной жизни позволяет предложить конкретную методику, которая помогает одновременно устранять психологические барьеры, организовывать сближение с партнером по общению и диагностировать его личностные особенности.

Такая методика установления контакта направлена на создание обстановки доверительности и поэтому приемлема для большинства ситуаций делового (профессионального) общения. Максимально благоприятные условия для «срабатывания» методики возникают при неоднократном межличностном общении, а ее использование в ситуации разового контакта может не привести к желаемой цели.

Методику рекомендуется применять во взаимоотношениях партнеров по бизнесу, коллег, начальника с подчиненным — тогда, когда вы выстраиваете общение по типу сотрудничества, на основе демократического стиля взаимодействия.

Основные принципы применения методики установления контакта

  1. Последовательное и полное прохождение всех стадий установления контакта. Задержка на каком-либо этапе ведет к своеобразному «окостенению» отношений. Они фиксируются на определенной точке и не развиваются дальше. Если делается попытка «перепрыгнуть» этап или ускорить его созревание, возможно торможение и даже возникновение конфликта.
  2. Ориентация и опора только на четкие и заранее изученные признаки и показатели возникновения этапа, достижения его зрелости и готовности к замене следующим.
  3. Ответное желание и стремление партнера самостоятельно действовать в направлении сближения. Это важно, поскольку именно стремление к сближению порождает возникновение необходимой мотивации. Поэтому нельзя отводить партнеру пассивную роль. Необходимо ориентироваться не только на собственное воздействие, но и на неизбежное ответное воздействие. Это не означает одинаковой ценности ролей, но предполагает, что вызванная к жизни самостоятельная активность собеседника даст больший результат, чем ваша односторонняя активность как инициатора контакта.

Пять этапов методики установления контакта

  • Этап I. Снятие психологических барьеров.
  • Этап II. Нахождение совпадающих интересов.
  • Этап III. Определение принципов общения.
  • Этап IV. Выявление качеств, опасных для общения.
  • Этап V. Адаптация к партнеру и установление контакта.

Соблюдение последовательности этапов принципиально важно как для установления контакта, так и для осуществления психологического воздействия на партнера.

I. Снятие психологических барьеров.При первой встрече двух людей (например, коллег по работе, начальника и подчиненного, партнеров по бизнесу) оба партнера ожидают друг от друга каких-то определенных действий. Именно это и влияет на их позиции в первоначальных отношениях.

Готовясь к какому-либо влиянию со стороны другого (а оно, как правило, не является желанным при первой встрече), человек неосознанно и неотчетливо воздвигает ряд психологических барьеров: повышенные осторожность и контроль за высказываниями.

Таким образом, каждый заранее страхует себя этими психологическими барьерами, выступающими в качестве преград. При первом общении многое будет зависеть от того, насколько вам удастся преодолеть эти барьеры. Опыт показывает, что наилучшим средством здесь являются периодическое высказывание своего согласия с партнером и формирование такой же реакции с его стороны.

Первое «противостояние» двух людей (даже в том случае, когда не ожидается прямого психологического воздействия) всегда вызывает некоторую настороженность, напряжение. Обычно это порождается отсутствием информации о том стиле взаимодействия, который будет предложен партнером. Неизвестными представляются и установка, которую тот примет, а также позиция и роль, избранные им для общения. Именно поэтому напряжение, не способствующее общению, должно быть снято.

Когда партнер увидит, что вы соглашаетесь с ним, с его суждениями, мнением или утверждением, он воспримет это как свое достижение. Частота согласий такого рода закрепляет желаемый стиль действий. Множество согласий создает у собеседника длительное и устойчивое состояние удовлетворенности действиями — как своими, так и вашими.

Важным принципом работы инициатора контакта на первом этапе общения должен быть выбор нейтральной темы для беседы: события общественной жизни, погода, результаты спортивных состязаний и т.п. При этом разговор должен вестись с такими оценками проблем и вопросов, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это наиболее общие для определенной группы суждения, мысли и мнения, которые принимаются всеми.

Главная задача — исключить моменты, которые могут вызвать напряжение, тревожность или создать психологический барьер. В конечном итоге, в центре внимания всегда находится то, что не связано с принятием решения и поэтому не вызывает затруднений.

Инициатор контакта должен придерживаться кардинального принципа — согласие со всеми высказываниями партнера и получение согласия с его стороны.

Признаки и показатели I этапа:

  • паузы после ваших вопросов становятся короче;
  • начинают преобладать собственные сообщения собеседника, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному;
  • уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты I этапа. Напряженность начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релаксацией). Сверхконтроль, присущий начальной фазе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), сменяется вначале наблюдением за развитием отношений, а затем включенностью в общение по линии согласия. Тревожность и напряженность уменьшаются.

II. Нахождение совпадающих интересов. На II этапе общения начинается поиск «точек соприкосновения», которые могли бы стать исходными элементами для установления контакта с партнером (тогда как на первом этапе определяющую роль играли ваши заявления о согласии с ним). В основе данного этапа лежит поиск совпадений: совпадающие темы, мнения, оценки, переживания. Совпадения, таким образом, выступают как платформа для сближения. Такой платформой чаще всего становится какой-то общий интерес, который разделяется обоими участниками беседы.

Особенно значим интерес типа «хобби», потому что он кажется независимым от личностных особенностей, понимается и принимается сторонами как обмен информацией, например, об охоте, филателии, фотографии и т.п.

На самом деле он не только приковывает внимание обменом мнений, оценками и суждениями, но одновременно и отвлекает от некоторого «дела»: от того, что может рассматриваться как обязанность и бывает обычно связано с официальной стороной общения. Здесь важно и совпадение в оценках. У людей, разделяющих один и тот же интерес, чаще всего совпадают также суждения о других предметах и их оценки.

В разговорах на отвлеченную, но волнующую обоих собеседников тему, на время снимаются и различия в общественном положении, статусе. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции.

Цель II этапа состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов «двигаться» с партнером некоторое время параллельно. Одновременно здесь вырабатываются первичные навыки совместной работы.

Задачи II этапа. Построение рассуждений, согласие с партнером по вопросам, вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и стержня беседы.

Механизмы II этапа. Интерес к какому-либо предмету или теме важен тем, что он целиком поглощает сознание собеседника. Положительная эмоциональная окраска темы способствует тому, что ваш партнер будет стремиться продолжать разговор и углублять его. В то же время его сознание «приковано» к теме интереса, тормозит, устраняет из поля зрения все, что не соответствует и не способствует ее развитию.

Существенную роль в упрочении взаимодействия играет то, что люди, общающиеся по любому объединяющему их интересу, обычно одинаково рассуждают, а это облегчает налаживание отношений. Принципиальным здесь является сосредоточение внимания только на одном общем интересе.

При этом вы не должны демонстрировать наличие какого-либо перевеса, преобладания над партнером (например, в информации). Из этого для него вытекает необходимость занять пассивную позицию при получении информации от собеседника.

Чтобы состояние, вызванное интересом, оказывало наибольшее влияние на процесс взаимодействия, тактически целесообразно данный интерес поддерживать только до определенных пределов, не исчерпывать его до конца, поскольку это означало бы одновременно исчезновение и эмоций, и стремления продолжать начавшееся общение.

Тактические приемы II этапа. Все тактические приемы, используемые вами на II этапе, должны быть направлены на то, чтобы активизировать разговор об общем интересе, усилить эмоции или исключить отвлечение внимания партнера на другие проблемы. Можно выделить следующие приемы.

  • «Нарастание». В самом начале разговора на ту или иную тему вы можете быть внешне безразличны к высказываемым положениям и мнению — до того момента, когда начинаете заметно интересоваться каким-либо суждением партнера. В дальнейшем показывайте нарастание интереса в процессе общения.
  • «Детализация». Высказывается повышенный интерес к подробностям в изложении собеседника, а также в просьбах интерпретировать сказанное.
  • «Проблемы». Для его применения необходимо владеть какой-либо сенсационной информацией последнего времени и высказать по ее поводу некоторые собственные суждения. Все это должно быть оригинальным, но не противоположным мнению, высказанному собеседником. Как правило, партнер стремится к тому, чтобы объяснить неясности и возникшие вопросы с точки зрения своих позиций.
  • «Переключение». В рассуждения по теме, избранной в качестве общей, все чаще включаются отдельные элементы другой проблемы, на которую вы «переключаете» собеседника. Это дает возможность распространить эмоции, возникающие по основной теме, на любую иную, нужную вам.

Признаки и показатели II этапа:

  • находится одна тема, равно приемлемая для обеих сторон (основной признак);
  • периодическое возвращение к одной теме;
  • появление общего фонда слов и выражений;
  • поток сообщений по этой теме приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.

Результаты II этапа. Установление взаимопонимания всегда вызывает желание продолжать общение и сближение, создает ряд первичных «опорных пунктов» для того, чтобы в дальнейшем расширить область возможного взаимодействия.

Продолжительное и непрерывное общение по поводу одного и того же интереса способствует первоначальному взаимодействию (по типу сотрудничества), которое может продолжаться. Образуются предпосылки и возможности для того, чтобы этот стиль распространялся и на другие темы разговора. Создается ожидание повторения положительных эмоций.

III. Определение принципов общения.На предшествующем этапе общения вашей целью был поиск исходного фундамента для установления контакта. На данном этапе следует перейти к декларированию своих качеств, что заставит собеседника поступить аналогичным образом. Речь идет о демонстрации тех черт, которые являются наиболее подходящими для построения постоянных отношений.

Это своеобразное оповещение о некоторых собственных принципах поведения, которыми руководствуются люди при общении. Поэтому, например, человек и подчеркивает необходимость прямоты, честности, справедливости и т.д.

Основная функция III этапа — первый обмен информацией об индивидуальных принципах общения и отборе ценных и ведущих качеств партнера. Все, что собеседник предложит вам как принципы общения (честность, прямота и т.п.), должно быть вами принято. Это сформирует у него готовность к ответному принятию не только высказанных вами принципов (и декларированных вами собственных качеств), но и других утверждений, которые вы выскажете в последующем. Тем самым постепенно утверждается позиция приемлемости.

Ваши взаимоотношения с партнером на III этапе будут определяться рядом положительных и отрицательных факторов.

Положительные факторы:

  • предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех («я покладистый(ая)», «я всегда готов(а) к обсуждению», «я думаю, все равно все уладится», и т.п.);
  • проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека; мера их воздействия на другого увеличивается, если передающий сообщает то, что приятно принимающему;
  • быстрая и положительная реакция на предложенное, как правило, вызывает повышенный интерес к сообщению.

Отрицательные факторы:

  • изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
  • демонстрация авторитарных качеств;
  • попытки анализа предлагаемых качеств;
  • высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером (сомнение в их наличии, степени выраженности, искренности и т.п.).

Механизмы III этапа. Основой для механизмов III этапа является представление каждого участника отношений о том, что у него есть некоторый набор качеств, которые он может демонстрировать своему партнеру. Вы оба проявляете те качества, которые считаете необходимыми для общения и которым будете следовать.

Подчиняясь определенной принятой линии поведения, вы должны намеренно гасить порывы к нежелательным действиям, которые могут повредить вашему тактическому замыслу.

В этом состоит регулирование поведения на данном этапе. Подчеркивая некоторые свои недостатки и подшучивая над ними, вы как бы предлагаете партнеру принять иронический стиль общения, показывая, что склонны к юмору или к спокойному и легкому решению вопросов.

В другом случае вместо того, чтобы сказать «я сдержанный(ая)», можно специально замедлять ответы, продумывать свои суждения, медленно излагать материал и т.п. Это послужит партнеру сигналом о том, что вы предлагаете рассудительный, вдумчивый и серьезный стиль общения.

Принципы III этапа:

  • «Готовность». Выражается как установка на принятие и учет любого сообщения собеседника. Такая готовность принимать все предложенное всегда положительно оценивается партнером.
  • «Ответное сообщение о себе». Заключается в том, что само по себе общение, принявшее форму диалога, создает своеобразный ритм обмена мнениями. В связи с этим всякое ответное сообщение расценивается партнером как принятие его слов и способствует нормальному развитию беседы.
  • «Постепенное раскрытие своих качеств». Заключается в том, что все черты, о которых вы оповещаете партнера, сообщаются вами в определенной последовательности. Отдельные качества должны не просто пониматься вашим собеседником, но и как бы «усваиваться» им, т.е. в дальнейшем соотноситься с системой его собственных качеств. Именно поэтому не следует «подавать» их все сразу. Иначе о вас может быть составлено неправильное мнение — «человек беспечный», «человек напористый», «человек неугомонный» и т.п.
  • «Избежание». Необходимо опасаться преждевременных формулировок, даже если материала для обобщения достаточно. Это поможет также избежать подведения сведений о партнере под какое-либо определение, категорию (например, «человек себе на уме», «человек, избегающий сообщать о себе» и т.д.). Учитывая, что каждый человек в определенный период хочет предстать перед другим в выгодном свете, необходимо предоставить ему эту возможность.

Тактика заключается в том, чтобы обеспечить переход от нейтральных интересов к тем, которые имеют личностный смысл. Вы должны обеспечить получение того объема информации, который желает сообщить вам партнер («желаемые качества»). Необходимо также стремиться к тому, чтобы у собеседника появилась убежденность в том, что все сообщаемое им, учитывается. Например, можно сказать: «Я вижу, вы общительны», «Вы непосредственны», «Вы понимаете точку зрения другого человека», «Вы быстро ориентируетесь», «Я рад, что увидел в вас то, что для меня представляется особенно ценным».

Тактические приемы III этапа:

  • «Формулирование принятого». Необходимо периодически формулировать вслух то, что собеседник специально желает подчеркнуть. Это и удовлетворяет партнера, и сокращает количество попыток повторять то, что он уже однажды высказал.
  • «Подведение итогов». Желательно периодически суммировать высказанное ранее и выделять моменты совпадения во мнениях.
  • «Сходные мнения» («Уподобление»). Вы специально высказываетесь о том, что, по вашему мнению, служит доказательством идентичного понимания отдельных моментов в поведении и отношениях.
  • «Оправданные ожидания». Вы высказываете некоторые суждения о том, что ожидали именно такого поведения, решения вопроса и именно такого способа взаимодействия («Я и сам(а) так о вас думал(а)», «Я полагал(а), что вы решите этот вопрос точно также, как и я»).

На III этапе общения предлагаемые и демонстрируемые вашим собеседником качества свидетельствуют о его предпочтениях. Они могут также рассматриваться как те, которые предстоит определенное время поддерживать. Партнер будет вести себя в соответствии с «заявленным» набором свойств.

Признаки и показатели III этапа:

  • первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
  • подчеркивание собственных качеств и свойств;
  • оповещение о типичных привычках и предпочтениях; в этих случаях имеют место своеобразные введения: «я привык(ла)…», «обычно я…», «я люблю…», «мне нравится…» и т.п.

Результаты III этапа. В результате взаимных оповещений создается некоторое общее представление о наборах качеств, которые предлагаются партнерами для общения. В то же время именно на данном этапе некоторые реальные качества вашего собеседника не проявляются (отрицательные, являющиеся помехой для общения, которые, по мнению их носителя, следует «гасить» или «не показывать»). Они тщательно скрываются.

Достижением III этапа должно стать первое «ощущение взаимопонимания». Ваш собеседник считает, что в достаточной степени понимает если не ваши качества, то хотя бы ваши желания, и одновременно «ощущает», что сам является понятым. Вы и ваш партнер начинаете приобретать установку на принятие личностных особенностей собеседника. Именно это способствует активизации общения.

IV. Выявление качеств, опасных для общения.После того, как на III этапе проявятся качества, которые ваш партнер считает необходимым показать (оповестив тем самым о принципах, предлагаемых для общения), наступает период, когда вам следует выявить его другие, «невыясненные», черты.

Во-первых, возможны некоторые ситуации (например, конфликты), при которых выявятся другие качества собеседника.

Во-вторых, могут проявиться привычные стереотипы егоее поведения. Именно поэтому целесообразно заранее выяснить некоторые свойства и качества, которые могут в дальнейшем вызвать недоброжелательное отношение к вам, т.е. опасные качества партнера. Обычно у каждого человека есть некоторые особенности, которые он скрывает от людей.

Причины сокрытия разные. Их нужно учитывать для того, чтобы правильно ориентироваться в построении отношений. Некоторые качества пытаются скрыть из-за их опасности для коммуникации (несдержанность, бестактность, вспыльчивость, резкость, грубость и т.п.), другие — потому, что они являются социально неодобряемыми (завистливость, хитрость, льстивость, черствость и т.п.).

Однако есть в числе утаиваемых свойств некоторые, расцениваемые человеком как собственные «слабости», которые он не хочет выставлять напоказ. Например, один стыдится своей романтичности, другой боится обнаружить склонность внезапно смущаться и т.п. Эти особенности скрываются из-за того, что могут стать предметом иронических замечаний, насмешек или даже нападок.

Основная функция IV этапа общения — поиск тех качеств, которые еще не выявились на предыдущих этапах, но которые присущи человеку. Поскольку они не проявлялись ранее по той причине, что их «тормозили», избегали показывать в полной мере либо прямо скрывали, необходимо их выявить.

Факторы IV этапа.

Положительные факторы:

  • нацеленность на то, чтобы не фиксировать ваше внимание на появившихся или установленных качествах партнера;
  • отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;
  • понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;
  • готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.

Отрицательные факторы:

  • ваше поведение может быть расценено как «выведывание качеств»;
  • маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы о качествах, «сплошные вопросы»);
  • ваши прямые вопросы относительно отрицательных качеств собеседника (в начале это расценивается им как «приписывание»).

Механизмы IV этапа разделяются на те, которые обеспечивают обнаружение качеств, и те, которые дают возможность проверить их силу. Например, сопоставляется то, что было ранее объявлено вашим партнером как «сдержанность», с тем, что реально наблюдается в его поведении. Если объявленное совпадает с вашим наблюдением, значит, сокрытие отсутствует. В другом случае «срывы» и вспышки гнева дают вам основание считать, что заявленная ранее сдержанность нереальна, возможно, она маскирует какое-либо более опасное качество (например, агрессивность).

Таким образом, на основе сравнения одного и того же качества по разным проявлениям фиксируется согласованность или рассогласованность. Как правило, материалом для сопоставления являются, с одной стороны, смысл заявленного ранее, а с другой — особенности речевого поведения, интонации, мимики и жестикуляции партнера.

Основой механизма, позволяющего выявлять скрываемые свойства, является фиксация внезапно возникшего отклонения от сформировавшегося стиля поведения. Например, на фоне обычного поведения в определенной ситуации появляются некоторые неожиданности: партнер демонстрирует непривычную нетерпимость к вашим высказываниям — прерывает вас, позволяет себе саркастические реплики.

Сам факт такого отклонения от установившегося стиля оказывается возможным прежде всего в связи с тем, что на IV этапе ослабевает контроль за своим поведением. Первыми выходят из-под контроля те качества, которые были у человека наиболее «мощными». Именно поэтому они и прорываются.

Принципы IV этапа общения.

  • «Инициатива». Не ожидая сообщений от своего собеседника, вы должны продемонстрировать готовность начать рассказывать о себе, своих слабостях и некоторых отрицательных сторонах личности.
  • «Откровенность». После установления определенных отношений вы должны продемонстрировать готовность быть откровенным(ой).
  • «Эквивалентность». Вы должны сообщать о себе столько же и в той же мере, сколько сообщает о себе собеседник.

В отличие от других этапов здесь допускаются ваши сомнения и могут быть высказаны возражения. Споры являются нормальным явлением, создающим необходимый фон отношений.

Одной из основных особенностей тактики вашего поведения должно стать постепенное приближение к проблеме скрываемых или отрицательных качеств собеседника. Одновременно вы избегаете всего того, что может увести от данной темы или способно насторожить партнера и заставить его замкнуться.

Учитывая ритмику обмена высказываниями и принимая во внимание то, что собеседник уже высказывался о себе, следует начинать собственные признания о своих слабостях. Так, можно сообщить о некоторых ваших привычках, которые могут отрицательно влиять на процесс общения.

Например: «Я имею привычку все время говорить и не давать возможности высказаться собеседнику… Может быть, я злоупотребляю этим и в нашем разговоре» (тем самым вы одновременно подчеркиваете и принцип очередности в высказывании — диалог, и предложение высказаться более открыто).

В этих случаях вы ожидаете сообщения об особенностях поведения собеседника, которые он раскрывает в ответ. Далее можно переходить на суждения о собственных неодобряемых свойствах, мешающих коммуникации.

Однако не менее важно установить специфический стиль поведения, который осознается как необычный, но на самом деле не является опасным для совместной деятельности. Следует, например, указать собеседнику: в некоторых случаях перебивание его рассуждений не означает проявления неодобрения или несогласия, а свидетельствует только о том, что уже многое понятно и не требует пояснений.

Например: «Не удивляйтесь моей привычке постоянно придираться к отдельным словам или выражениям. Это не означает, что я что-то имею против вас. Мне необходимо самому избавиться от сомнений и неясности».

На IV этапе общения вы можете:

  • допускать споры, но не осуждение;
  • придавать большее значение самому факту сообщения о скрытом, нежели характеристике его содержания (подкреплять любое раскрытие качеств);
  • постоянно подчеркивать свое собственное доверительное отношение к собеседнику, проявлять уверенность в том, что все сказанное не будет никому передано, а останется известным только вам двоим;
  • в случае возникновения спора немедленно прекращать его.

Тактические приемы IV этапа.

  • «Высказывание сомнений». Некоторые сообщения собеседника вы подвергаете сомнению сразу же после их высказывания. Этим вызывается односторонняя защита. Поводом для таких сомнений всегда должно быть какое-либо неожиданное несоответствие в только что высказанном. Сомнения хотя бы по одному факту должны быть высказаны незамедлительно — партнер будет стремиться немедленно устранить их.
  • «Сопоставление противоречий». Когда нужно возбудить у человека активную направленность на самостоятельное высказывание, следует сопоставить (столкнуть) все противоречия, которые могут быть предъявлены ему как его собственные. Естественно, нужно их предварительно накопить. Это позволит ему выйти из выжидательного состояния. Обычно человека можно побудить к высказыванию, указав на противоречия в его словах.
  • «Диагностические вопросы». Ваши вопросы, касающиеся свойств и качеств других людей, побуждают партнера высказать свое мнение по поводу их характеристик, а тем самым — его отношение к отрицательным качествам. Выясняется его представление о правильности поведения окружающих. Эти вопросы выявляют его оценку поведения других людей, средства оправдания их действий, а также приемы сокрытия собственных поступков. Внезапность таких вопросов — необходимое условие беседы, обычно она вызывает меньшую настороженность и более быструю реакцию, нежели ваше вкрадчивое поведение, способствующее усилению самоконтроля со стороны партнера.
  • «Расслабление». Иногда человек готов рассказать о себе, но в то же время чувствует себя неловко, неуверенно, не знает с чего начать разговор. В этих случаях целесообразно снять напряжение, отвлекая внимание на посторонние темы.

Признаки и показатели IV этапа:

  • партнер выражает первые сомнения в устойчивости и достоверности своих качеств, определенных им ранее в ваших глазах;
  • явные расспросы, просьбы сообщить, какой выбор может быть сделан партнером в той или иной ситуации: «Не может быть, чтобы вы ничего не сказали ему в тот раз», «Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации» и т.д.;
  • собеседник стремится изменить ваше мнение о его личностных особенностях, о неправильном первом заключении: «Вы преувеличиваете мои достоинства» и т.п.;
  • своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляющиеся в высказываниях вашего партнера о его поведении: «Я обычно бываю чересчур резким(ой) в таких ситуациях», «Я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах»;
  • рассказы собеседника о себе как о другом человеке («рассказы о приятелеподруге»); абстрактному, вымышленному товарищу приписываются отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приняты вами; тем самым собеседник как бы пытается приучить вас к восприятию таких свойств;
  • попытка навязать вам спор или дискуссию.

Существенным признаком IV этапа являются расспросы партнера о других людях, в основном об их скрываемых личностных особенностях и свойствах: «Что из себя представляет Д.?», «Как далеко простираются амбиции Н.?» Анализ показывает, что это своеобразное испытание вас «на прочность». Как уже подчеркивалось, выпытывание о других людях является лишь способом с самого начала проверить, насколько вам можно довериться и при каких условиях можно быть с вами откровенным. В то же время это — свидетельство готовности и назревшей потребности раскрыться.

Результаты IV этапа. В результате поисков, направленных на выявление отрицательных качеств партнера, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вам известны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать также способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки. Именно поэтому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседника.

Выясняются те привычки, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, перебивание и др.). Например, в силу сложившейся привычки оставлять без внимания вопросы собеседника, ваш партнер продолжает говорить, хотя вы уже высказали возражения. Таким образом, к концу IV этапа общения положительные качества вашего собеседника зафиксируются, отрицательные будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем вам нужно считаться. В дальнейшем вы должны будете либо избегать проявлений выявленных отрицательных черт личности партнера (т.е. избегать ситуаций, в которых они могут проявиться) либо делать поправку на них.

V. Адаптация к партнеру и установление контакта.К этому этапу ваши отношения с партнером по общению становятся достаточно ясными, определенными. Вы осведомлены о личных качествах друг друга. Поскольку вы в основном уже выявили главные достоинства и недостатки своего собеседника, создаются предпосылки для оказания направленного воздействия на него, построения доверительных отношений.

Основными на V этапе являются механизмы, регулирующие приспособление одной личности к другой (т.е. характеристики одного человека регулируются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными. Другие, которые обеспечивают процесс приспособления, связаны с коррекцией. Это механизмы, определяющие оптимальный режим взаимодействия при внесении в него постоянных поправок.

Подстраиваясь под качества партнера, вы тем самым управляете его поведением и закрепляете те качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом необходимо опираться на принцип «общей судьбы».

Он заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создает общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба собеседника. Это способствует сближению и облегчает вам психологическое воздействие.

Ваша тактика на данном этапе общения должна сводиться к ведению равноправного диалога. Можно использовать все, что будет способствовать снятию опасений собеседника, за уступки, на которые он пойдет по вашей просьбе. Поэтому все приемы должны быть направлены на возбуждение у партнера стремления к взаимодействию с вами.

Тактические приемы V этапа:

  • «Первичные действия». Когда возникает угроза проявления какого-либо нежелательного качества или свойства, целесообразно смягчать ситуацию. Если может появиться обида, следует предупреждать: «Вы только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам».
  • «Указание на качество, требующее регуляции». Расчет на то, чтобы с помощью ожиданий определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: «Зная вашу нетерпеливость, все же прошу потерпеть, поскольку это необходимо для решения данного вопроса».
  • «Обращение за советом». Применяется в тех случаях, когда констатируется пассивная позиция собеседника и необходимо повысить его значимость. Прием способствует появлению у него желания быть активно включенным в разработку общих планов и программы поведения.

Именно на конечной стадии общения появляется возможность проверить правильность проведенной вами предварительной диагностики партнера. Только теперь вы можете услышать от него более или менее доверительные высказывания относительно скрываемых сторон (в той форме, которую человек считает необходимой).

Это могут быть его отрицательные поступки, слабости, негативные привычки. В качестве скрываемых могут также выступать и отдельные представления собеседника, его взгляды, принципы поведения, установки.

В отличие от тех разрозненных сведений об отрицательных сторонах личности, которые могут фигурировать на IV этапе, здесь у вас появляется возможность получить целостную картину. Важным бывает также и отношение к своим действиям, поступкам и оценкам других. Человек начинает высказываться о себе, своих действиях, а также о действиях других людей в тех выражениях, которые являются характерными для него.

Признаки и показатели V этапа. Типичными являются все признаки, говорящие об изменениях, произошедших в поведении партнера, его высказывания и обращения, свидетельствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркнуть «общность целей», «одно направление», «совместные решения» и т.д.

Наиболее ярким сигналом изменений является «эффект бумеранга». В определенный момент вы начинаете чувствовать, что собеседник сообщает ваши собственные, ранее высказанные вами мысли, мнение, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены им, приняты и выдаются уже как результат его размышлений.

Еще одним показателем наступившего этапа является отчетливая смена суждений и оценок. То есть если раньше собеседник был против какого-либо положения, то теперь он изменил свою позицию.

Существенным показателем наступившего этапа является также предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете нужным. Разновидностью подобного поведения является предложение вам самому делать выбор при возникновении множества вариантов.

Показателем сформировавшегося этапа являются высказывания типа «как мы условились», «как мы договорились», «как мы решили» и т.д.

Результаты V этапа. Основной результат — понимание не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способствуете формированию у него различных психологических состояний, которые облегчают контакт, прежде всего, комфортности, защищенности, которые происходят от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем.

Все это сопровождается уверенностью собеседника в правильности принятого решения, так как оно было выработано вами совместно. Ваше одобрение его поведения порождает у партнера уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создает предпосылки к их реализации.

Автор — эксперт , имидж-консультант, автор учебных программ по деловому общению и корпоративной культуре.

Многие неосознанно вырабатывают свою
психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако
основные правила построения успешных межличностных отношений можно
выделить в 16 принципов. Владение ими является важнейшим условием
успеха любого современного человека.

В основу построения межличностного общения положены следующие 16
принципов.

1. Самые первые и сильные впечатления о
человеке создаются его внешним видом.
Поэтому все в человеке
должно быть на должном уровне: прическа, одежда, походка, манеры.
Много зависит от выражения лица. В обычном общении оно не должно быть
угрожающим или надменным — это может стать психологическим
барьером при разговоре с людьми.

2. Решающими для формирования впечатления о
человеке становятся первые четыре минуты общения с ним.
В этот
промежуток времени активно работают все наши органы чувств, с помощью
которых мы создаем целостное представление о собеседнике.

К исходу четвертой минуты уже становится в общих
чертах ясно — симпатичны люди друг другу или наоборот,
расположены к взаимному общению или нет. Вероятно, каждый из нас
ощущал на себе, что первое впечатление о человеке иногда обманчиво и
вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти
длительное время, чтобы оно переменилось.

Следовательно: в первые четыре минуты
общения необходимо полностью подчинить свое поведение нужному тону.

3. Начинать беседу следует только с дружеского
тона
, все время поддерживая положительную установку при общении.

Установкой в психологии обозначают состояние
готовности или предрасположенности к действию определенным образом.
Вежливость и тактичность, доброжелательность и предупредительность
будут высоко оценены вашим партнером.

4. Не стоит забывать о том, что своеобразным
мимическим знаком расположения является улыбка.
Она нужна не
только другим, но и нам самим. От нее зависят настроение и
работоспособность. Как настроение влияет на выражение лица, так и,
наоборот, выражение лица способствует созданию соответствующего
настроения. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на
лице веселье, радость. Ведь мимические мышцы тесно связаны со многими
структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы,
которые обеспечивают нам естественную улыбку.

5. Хорошие результаты дает использование метода
утвердительных ответов
. Лучше не начинать разговор с обсуждения
тех вопросов, по которым есть расхождения с собеседником. Стоит
человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает
требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

Поэтому вначале стоит задать вопросы, на которые
собеседник, скорее всего, ответит утвердительно, а далее следить,
чтобы разговор шел по пути «накопления согласия». Человек
не любит менять мнение. Если он согласился с партнером в девяти
случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.

6. При общении важно быть хорошим слушателем.
Способность слушать можно развить. Для этого необходимо следующее:

* не допускать побочных мыслей;

* концентрировать внимание на сущности предмета;
не стремиться запомнить все подряд — это практически
невозможно;

* слушая, не обдумывать последующий вопрос или
свой ответ;

* научиться находить самый ценный материал,
содержащийся в полученной информации;

* установить, какие слова и идеи возбуждают ваши
эмоции, и постараться нейтрализовать их действие, так как в состоянии
сильного эмоционального возбуждения люди обычно слушают не очень
внимательно;

* слушая, спросить себя: «В чем цель
говорящего?»;

* обращать внимание не только на слова, но и на
тембр голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;

* показать говорящему, что вы его понимаете; это
можно сделать, повторяя своими словами то, что услышали, или смысл
того, что вам сказали;

* не высказывать своих оценок;

* не давать советов (во время выслушивания);
оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений,
обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают выделить
наиболее существенное в словах;

* не лениться слушать.

Для развития в себе способности слушать можно
использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью
сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, надо
кого-нибудь внимательно слушать (коллегу, посетителя и т.д.), уточняя
своими вопросами его сообщение. Прием прост, но весьма эффективен при
систематическом применении.

7. Критика коллег и других людей — не
лучший стиль поведения
. Не любят окружающие и тех, кто жалуется.

8. Избегайте излишних споров, особенно в
присутствии большого количества людей.

Вместо словесной перепалки следует спокойно
выслушивать собеседника и, не заражаясь его горячностью,
сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы Опыт
показывает, что попытка переспорить собеседника не дает
положительного результата, но его можно достичь с помощью разумного
компромисса. Выясните: что собеседник хочет? Возможно, истина его не
интересует, и он лишь желает самоутвердиться, споря с вами.

Если вы не правы, признайтесь в этом в
категоричной форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.

9. Вас оценят, если вы проявляете
неподдельный интерес к другим людям.

Обратите внимание на ключевое слово:
«неподдельный». Здесь имеется в виду умение высказывать
уважение к интересам окружающих. Вдумайтесь: местоимение «я»
является одним из наиболее часто употребляемых в нашем языке. Поэтому
будьте внимательны к чужому «Я».

10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо,
надо понять его позицию.

Для выяснения ситуации можно завести разговор о
том, что интересует вашего собеседника. При этом большое значение
имеет первая фраза.

11. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо
пробудить в нем желание сделать это
.

Как известно, приказаний никто не любит.
Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство
убеждать делает максимально продуктивным ваше общение с окружающими.
Поэтому требования желательно излагать в такой форме: «Не
считаете ли вы, что так сделать лучше?», «Я буду вам
признателен, если вы…». Не стесняйтесь апеллировать к
чувствам.

12. Надо уважать мнение других людей.

Общаясь, лучше не говорить человеку прямо, что он
неправ, этим только можно вызвать в нем внутренний протест. Общению
содействуют фразы-мостики типа: «Я внимательно вас слушаю»,
«Это понятно» и т.п.

13. Очень важно запоминать и не путать имена
людей
. Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как
его зовут.

14. Одна из главных задач — помочь людям
чувствовать свое значение
.

Люди, допускающие в общении высокомерный тон,
грубость, заносчивость; иронические или невежливые замечания;
выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство; угрозы,
нравоучения и несправедливые упреки; высказывающие незаслуженные
обвинения; допускающие угрожающие жесты, а также другие действия,
унижающие личность, не только дискредитируют свои организации, но и
совершают грубый психологический просчет. Задача руководителя любого
ранга, просто партнера — искренне ценить достоинства людей, а
достоинство всегда есть у любого человека.

15. Человек должен иметь возможность сохранить
свою репутацию
.

16. Главные враги общения —
раздражительность и бестактность
.

Раздражительность невыгодна во всех отношениях.
Во-первых, она затрудняет общение, а значит, придется потратить
больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к
ослаблению защитных сил организма (снижается иммунитет). Осознав это,
следует подавлять появляющееся раздражение. Для этого стоит
повнимательнее присмотреться к ситуации и убедиться, что она не стоит
подобной реакции и ее лучше свести к трудности рядового масштаба.

Автор: Игорь Николаевич Kyзнeцoв

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по составлению табелей
  • Css руководство онлайн
  • Колонка tg 157 инструкция как включить радио
  • Пежо 308 мануал по ремонту скачать
  • Руководство работниками или над работниками