Методы руководства общением дошкольников

Основные методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

        Общепринятой в методике, как и в дошкольной дидактике в целом, является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Деление их на группы (наглядные, словесные и практические) — весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы: наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных —— используются наглядные приёмы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Конкретное причисление метода к тем или другим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы применения. Использование того или иного метода также зависит от возраста детей.

        Следует обозначить то, что может включать в себя тот или иной метод для развития коммуникативных навыков дошкольников: словесный метод, это — диалог, рассказ, чтение; визуальный (наглядный) — это использование наглядных пособий, картин; практический — это упражнения, театральные инсценировки сказок, ситуаций; дидактические и сюжетные игры и упражнения; игры театрализованные, ролевые, логические. Задача педагогов — из всего многообразия методов умело выбирать, объединять и использовать их в соответствии с возрастом детей и педагогическими и психологическими задачами на конкретном этапе развития коммуникативных навыков дошкольников.

        Опираясь на тот или иной метод, как основной, прежде всего отметим, что метод представляет собой путь исследования, способ достижения цели — в связи с этим, под методами развития коммуникативных навыков мы понимаем совокупность приемов и операций, направленных на развитие способности личности взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

        Если говорить о применении практического метода в младшем возрасте, то это могут быть как артикуляционные упражнения — например: Упражнение «Улыбка»:

        «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам

        Улыбаются, смеются, а глаза у них— как блюдца»;

чередование упражнений «Улыбка — Дудочка»:

        «Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка,

        А сейчас я дудочка, дудочка-погудочка. Ду-ду-ду, Ду-ду-ду»;

так и тренинги-приветствия с последующим усложнением: «Осьминожки»: дети,         сидя на ковре, опуская пальчики на ковёр, изображают Осьминожек, которые ползают и встречаясь с другими Осьминожками — здороваются и приветствуют друг друга; «Волны» — в данном тренинге каждый может почувствовать себя в импровизированном море. Ребёнок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. «Волны» ласково поглаживают купальщика со всех сторон, приговаривая: «Мы тебя любим!» Каждый ребёнок может почувствовать нежное прикосновение своеобразных «волн» — такой тренинг особенно эффективен с детьми-кинестетиками.  

        Словесный метод может быть использован в таких игровых ситуациях, как «Кто лучше похвалит»: Воспитатель берет себе медведя, а ребенку дает зайчика,  и начинает — «У меня медведь», ребенок — «А у меня заяц»; Воспитатель —   «Мой медведь большой и мягкий», ребёнок — «А мой заяц маленький и пушистый»  и т. д. — в ней у ребёнка развивается внимание, формируется   умение описывать предмет, игрушку, называть признаки животных по образцу взрослого, умение контактировать во время диалога; «Про кого я говорю»: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида, например — «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней». С помощью этой игровой ситуации мы формируем у ребёнка способность наблюдать, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта, умение поддерживать беседу на определённую тему.

        В качестве наглядного метода в младшем возрасте может быть использована игра «Изобрази картинку»: детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики изображённого на картинке животного или знакомого персонажа из сказки — при этом у детей формируется умение использовать невербальные средства общения, развивается мышление. Этот метод используется в сочетании с практическим.

        В среднем дошкольном возрасте использование практического метода мы можем наблюдать в игровом упражнении «Игра с юлой», для формирования у детей умения сотрудничать между собой: играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. 

        В качестве наглядного метода для детей среднего дошкольного возраста можно применить показ пальчикового театра с сюжетом знакомой сказки «Айболит». После показа театра роль «Доктора Айболита» берёт на себя воспитатель, надев белый халат. Между детьми разделяют роли животных, и дети уже сами участвуют в представлении, «приходя на приём к Айболиту», используя персонажей пальчикового театра. Далее уже используются словесный и практический методы — дети с помощью диалога животных с «Доктором Айболитом», участвуют в инсценировке сказки. При такой организации занятия у детей развиваются память, мышление, речь; формируются способности воспроизводить знакомый сюжет с помощью игровых действий, что способствует развитию коммуникативных навыков.  

        В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей; потребность в общении с ровесниками состоит в стремлении к сотрудничеству с ними, которое приобретает внеситуативный характер  — исходя из этого, основным методом развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста становится практический, роль практических и игровых образовательных ситуаций становится более значительна. Воспитатель выступает в них лишь помощником в достижении цели, удовлетворении интересов и потребностей ребенка.

        В практический метод входят упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, на формирование у детей речевых и неречевых средств общения, использование средств общения в различных коммуникативных ситуациях; использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Например, игровая ситуация — «На приеме у доктора Пилюлькина»: в ней жители Цветочного города приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра». В процессе такой ситуации у детей формируется умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, воспитывается положительное отношение к желанию помочь, поддержать товарищей.

        Если же говорить о словесном и наглядном методах коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте, то словесный метод, это рассказ воспитателя — рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями, обогащает пассивный словарный запас детей — по окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы, что дает возможность развивать речевую активность у детей; рассказ, пересказ детьми — дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание: всё это способствует овладению монологической речью. К словесному методу так же относится  чтение художественных произведений детям — чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков; беседы — применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.        В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь, например, в игровой ситуации «Сказки по-другому»: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как — то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например, — «Мама не купит тебе игрушку» — «Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги». Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие. В такой игре-беседе формируется умение прогнозировать результаты общения, умение корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.

         Результатом сформированности как языковой, так и речевой компетентности является коммуникативная компетенция, под которой понимают, по определению А. Богуш, «комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, инициативность в общении».

         Наглядный метод это: наблюдение — в процессе наблюдения дети непроизвольно пользуются речью: задают вопросы, высказывают свое мнение об увиденном, используют речь как средство общения со взрослым и сверстниками; рассматривание картин — во время рассматривания картин не только расширяются и углубляются детские представления об общественных и природных явлениях, но и происходит воздействие на эмоции детей, вызывается интерес к рассказыванию, что побуждает говорить даже самых застенчивых: например, рассматривание картин из серии «Настроение» — на картине изображён грустный мальчик, педагог наводящими вопросами подводит детей к описанию картины, к построению сюжета на ней с помощью подбора нужных слов-определений: «Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик?» (печальный, грустный). «Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный»». Далее даются аналогичные задания: «На картине девочка торопится в школу» — (Какая она?) «Мама посмотрела на вымытую посуду» — (Что о ней можно сказать?) На картине изображено окно. «Через окно видно, что идёт сильный дождь» — (Как об этом сказать иначе?); демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов помогает решению двух больших задач: расширение знаний детей и развитие их речи; воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

     Общение- основное условие развития
ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов
деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через
посредство других людей.

    С первых дней жизни ребёнка общение
является одним из важнейших факторов его психологического развития. Группа
детского  сада -это первое социальное объединение детей, в котором они занимают
различное положение. В дошкольном возрасте появляются различные взаимоотношения
— дружеские и конфликтные, здесь  выделяются дети, испытывающие трудности в
общении. Умение общаться с другими людьми ,  действовать совместно с ними.
Познавать новое, по- своему видеть и понимать  жизнь – это и ещё многое другое
несёт в себе дошкольное детство.

Общительность,
потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который
сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые –
ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с
детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость,
замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со
сверстниками и взрослыми

    Помочь
малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача
и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать
заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного
и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он
начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей
характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того,
чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять
причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей
степени, от отношений со значимыми взрослыми.

   Первоначальным
и основным средством общения является речь
. Благодаря родному языку 
дети входят в наш  мир, получаю широкие возможности общения с другими людьми.
Речь помогает понять друг друга. Формирует взгляды, убеждения, а так же играет
огромную роль в познании окружающего мира.

   В нашей группе дети имеют  диагноз ОНР.
Они в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной
компетентности.   Ведь недоразвитие речевых средств снижает уровень общения. У
детей отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы.   Дети
проявляют ограниченную контактность, замедленную  включаемость  в ситуацию
общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои
возможные силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с
окружающим миром, что приводит к снижению  коммуникативной активности.

   Наши дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его
ведения, недостаточно инициативны.  Поэтому     работая в тесном контакте с
учителем –логопедом   мы поставили перед собой цель: формирование
коммуникативной компетенции  детей  посредством развития диалогической речи. 
В своей работе мы
используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала,
его конкретности и доступности, что положительно отражается на качестве
развития и обучения детей.

Исходя из поставленной
цели,  мы поставили перед собой следующие задачи:

1 Совершенствование диалогической речи детей: умения вступать в
разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим;
грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.

2 Организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах
детской деятельности.

3 Формирование творческих способностей в речевом развитии
дошкольников, побуждение детей к речевой импровизации во время игры, игры –
драматизации, инсценировок и действий с игрушками.

4 Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.

—  Реализация  этих задач проходит на
протяжении всего дня. Уже начиная с утреннего приёма детей мы  помогаем детям
вступать в диалоги друг с другом (здороваться, спрашивать как дела?, кто тебя
привёл? что ты делал дома?…).  Не мало важную роль в развитии речи и
общении,   играют проводимые в утренние часы артикуляционные гимнастики,
речевые игры, зарядка с элементами  логоритмики.

   Также  навыки общения дети получают на
занятиях. Проводя занятия,  я использую приём работы в парах, группами,
командами. Работа  в парах как нельзя лучше соответствует целям развития
коммутационных умений и нравственных качеств. Благодаря общей цели, чёткому
распределению обязанностей, внимание к  усилиям  и успехам друг друга,
ответственности за общий и лично вой результат, дети осваивают элементарные
способы: сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместное решение,
разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.

  Каждый день стараюсь проводить с детьми беседы. Беседа –
это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный
диалог на заранее выбранную тему.   В беседе объединяю детей вокруг общих
интересов, стараюсь проявить их интерес друг к другу, опыт одного ребенка
делается общим достоянием. У детей вырабатывается привычка слушать
собеседников, они учатся делиться друг с другом своими мыслями, высказываться в
коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность
ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются
ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение
знаний, развитие мыслительных способностей и языка)
, но и средством 
общения.                               Проводя беседы, сочетаю их с
рассматриванием картинок,  чтением литературы. Провожу беседы по сюжетным и
предметным картинкам. Для полноценной работы были подобраны и оформлены в папки
сюжетные картинки на разные темы. Проводя эти беседы, учу детей отвечать на
вопросы воспитателя, развиваю диалогическую речь, зрительное восприятие,
наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в
короткий рассказ.

   Сформировать навыки общения помогает игра. Сюжетные игры
вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику
простых жизненных ситуаций. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь
подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Во время игры
ребенку часто приходится воспроизводить ролевой диалог: продавец – покупатель,
врач – пациент. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои
желания, представления, чувства. Игра выступает в роли своеобразного мостика от
мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

  
Для развития сюжетно-ролевых игр и расширения знаний детей об окружающем мире в
групповом помещении была создана предметно-пространственная развивающая среда:
оформлены игровые уголки для девочек и мальчиков «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»,»
Ателье»,»Строители» «Машина»,
 
подобраны игрушки,
изготовлены атрибуты).                                                                                                                                      —  
Ребята нашей группы с большим удовольствием играют в пальчиковые игры. Эти игры
не только приносят детям радость, создают эмоциональный настрой, развивают
моторику рук, но и развивают речь, что очень важно для общения. В группе
оформлен пальчиковый театр, собрана картотека пальчиковых
игр.                                                                                                                                                   —      
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения
их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать
на вопросы воспитателя. В группе  оформляется речевой уголок.

     
Наши дети любят играть с пазлами, конструктором и мозаикой.  Эти игры 
развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и
координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое.
Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью
в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети
общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть
ведут диалог.

   
Каждый день в группе или на прогулке играю с детьми в словесные игры. Это такие
игры как: «Зайкины
игры и загадки»
«Разноцветный
сундучок»
«Кто
больше назовет»
. С ребятами старшего дошкольного возраста
играем в такие игры, как: «Только на этот звук»«Мечталки – сочинялки»«Как тебя зовут?»«Кто кого запутает»«Конкурс хвастунов», и
многие другие. Эти игры направлены на развитие диалогической речи детей, творческих
способностей и фантазии, формируют дружеские взаимоотношения между детьми.
Используя словесные игры, учу детей делать друг другу комплименты «Паутина», «Клубочек», «Комплименты», «Волшебный
стульчик
» и др.)
. Здесь очень важно, чтобы дети слышали комплименты
от родителей, сверстников, воспитателя. Стараюсь в течение дня делать
комплименты своим воспитанникам, привлекаю к этому и родителей. Мною была
подготовлена консультация для родителей по теме «Умеем ли мы делать комплименты», проведена
деловая игра «Самый
лучший комплимент»
.

   
Большую роль отвожу проведению разнообразных организованных игр. Это такие
игры, как «Молчанка»«Передай настроение»«Эльфы»«Паутинка»«Волны»«Человек к человеку»«Моталочка» и другие. Эти
игры требуют образовать общий круг, следить за последовательностью передачи
игровых предметов, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность,
ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Удовлетворяя естественную
потребность в забаве, досуге, веселье, такие игры создают основу для совместных
радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных
связей, игрового и речевого взаимодействия, воспитывают дружеские
взаимоотношения между детьми.

   
Провожу игры с мячом. Эти игры побуждают детей поддерживать речевое и игровое
взаимодействие со взрослым; расширять словарный запас, развивать быстроту
реакции. В старшей, подготовительной группе очень часто играем с детьми в игры
с телефоном.

    Большую роль в развитии диалогического общения играют
игры парами «Кактус»«Три
медведя»
«Разложи полоски»,
и др.)
. Именно с
такого общения начинается развитие диалогической речи как подлинной детской
коммуникативной самодеятельности. В этих играх дети учатся соблюдать
очередность действий, высказываний. Играя парами, дети учатся рассуждать,
проявлять доброжелательность в споре.

    Использую подвижные игры, которые
содержат диалоги «Гуси-лебеди»«Непослушные
мышата»
 и др.)
. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику,
вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать
вопрос правильно.

В нашей группе есть
уголок театрализованной деятельности в которой есть различные виды театрв.
Возможности театральной
деятельности велики
, так как она способствует
развитию следующих коммуникативных способностей
:

• Знакомство с окружающим миром.

• Становление психических
процессов (внимание,
восприятие, память, мышление, воображение)
.

• Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи,
совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и
выразительная речь)

• Развитие эмоционально-волевой
сферы (способность распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить
себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к
добру и злу).

• Формирование первичных социальных
навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

• Источник развития
чувств
, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его
к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

 участие в театрализованных играх
доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Дети учатся
последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует
развитию
 их речевых возможностей и способностей.

     Прогулка — это не только важный режимный момент,
но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках
дети отмечают все
, что они видят вокруг себя и стараются
выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю. Во время прогулки я
с детьми наблюдаю за окружающим и спрашиваю их о том, какое небо, какой снег на
участке, какие листья лежат на земле и т. п. Стараюсь побудить детей слушать
и слышать взрослых, 

Чем еще привлекательны прогулки
для развития речи

так это тем, что речевые
ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша,
возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет
попадает в поле зрения ребенка.

Таким образом, правильная организация и
проведение прогулки способствует не только
укреплению здоровья и развитию двигательной
активности детей, но и является самым
действенным средством развития речи ребенка.

     В нашу работу по развитию у детей
общительности мы стараемся приобщать родителей. Мы поясняем им, что в семье для
ребёнка необходимо создать такие условия. Чтобы он испытывал удовлетворение от
общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только
новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Учился верно строить
предложения, правильно и чётко произносить слова.

Для родителей были проведены консультации
«Учим детей общаться»; «Развитие у детей уверенности в себе через игру». Провели
анкетирование родителей «Общителен ли ваш ребёнок?» и другие.

Анкета для родителей «Общителен ли ваш ребёнок»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие
вопросы анкеты, целью которой является: выявление уровня общения ребёнка с
взрослыми
.

Ваш ребёнок часто обращается к взрослым с
вопросами, требующими разъяснения?

а) да, часто                                                                                                                                                                                                              
б) нет, редко                                                                                                                                                                                                                     в)
никогда

Как вы отвечаете на вопросы ребёнка?

а) отвечаю подробно, сразу                                                                                                                                                                                 
б) ищу ответ в интернете, спрашиваю у других людей и т. д., спустя время                                                                                                        
в) игнорирую                                                                                                                                 
                                                                                                  г)
другое (прописать)

Каким образом вы ищете ответы на вопросы совместно с ребёнком?

а) смотрим
в интернете, книгах и др.                                                                                                                                                                       б)
спрашиваем у других людей                                                                                                 
                                                                                      в)
не ищем

Ваш ребёнок сопровождает свои игровые действия
речью?

а) да                                                                                                   
                                                                                                                         б)
нет                                                                                                                                
                                                                                                в)
иногда                                                                                                                                                      
                                                                     Какие
эмоции испытывает ваш ребёнок при общении с вами?                                                                                                                                 
а) радость                                                                                                                                                                                                                        
б) интерес                                                                                                                                                                                                                                               в)
безразличие                                                                                                                                                                                                         г)
другое (прописать)

Что ждёт от вас ребёнок при самостоятельной
деятельности?

а) одобрение                                                                                                                                                                                                               
б) помощь                                                                                                                                                                                                                          в)
ничего не ждет                                                                                                                                                                                                                 г)
другое (прописать)

Как ведёт себя ваш ребёнок в общении с другими
взрослыми? (ваша
точка зрения)

а) скованно                                                                                                                                                                                                      
б) открыто                                                                                                                                                                                                                                 в)
другой вариант ответа (прописать)

Соблюдает ли ваш ребёнок нормы поведения при
общении?

а) да                                                                                                                                                                                                                                         
б) нет                                                                                                                                                                                                                                                    
в) время от времени

Пытается ли ваш ребёнок доказать свою точку
зрения при общении?

а) да                                                                                                                                                                           
                                                                      б) нет                                                                                                                                                                                                                                             
в) иногда                                                                                                                                                                                                               

Как вы
считаете, существует ли между вами и ребёнком взаимопонимание?

а) да                                                                                                                                                                                                                       
б) нет                                                                                                                                                                                                                                      в)
не во всех ситуациях

Спасибо за
ответы!

https://10356.maam.ru/images/photos/8b3dca58e8d9bbddadb38b4e73fccf2c.jpg 

http://detsad20.ru/img/users/2/5_1.jpg 

http://detsad20.ru/img/users/2/2_8.jpg 

http://detsad20.ru/img/users/2/3_6.jpg,http://detsad20.ru/img/users/2/1_12.jpg 

ГККП
«Ясли – сад№51 акимата города костанай отдела образования акимата города
костанай»

«Приёмы
и методы формирования общительности детей дошкольного возраста»

https://sun9-57.userapi.com/c851228/v851228957/645ae/ickOjVHfldI.jpg                                                                                            Выполнила:
Тригубчак В.П.

                                                    Г.Костанай



В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми.Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Ключевые слова: ребенок, игра, игровая деятельность, взрослый, друг, игрушка.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности. Последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму. В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Вашему малышу не хватает коммуникабельных навыков? Поиграйте с ним в одну из этих игр от детских психологов и у них все получится.

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Ау!

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Если “Да” – похлопай, если “Нет” – потопай.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

Интервью

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.

На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давай поговорим

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Охота на тигров

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Дотронься

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.

Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

Газета

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Исполнение желания

Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место)).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Закончи предложение

Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах.

Поварята

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все “компоненты” не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит “Спасибо”. Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проходит по кругу). Если ребенок затрудняется с ответом, он может сказать какое-нибудь “сладкое” или “цветочное” слово. Помогайте детям.

Эта игра учит детей видеть в людях хорошее, доброжелательно относиться друг к другу.

Зеркало

Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост

Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологическое учение о человеке. – М.: Просвещение , 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Издательство ЛГУ, 1980.-С. 56.
  3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности . – М.: Дошкольное воспитание. – 2009.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение , 1983.- С.86.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж ,1996.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. – М.: Учитель. – 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ваш малыш, ведущий, взрослый, друг, игровая деятельность, легкое общение, середина круга, сереж.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, не могут выразить свои чувства, испытывают трудности в общении. Часто приходится сталкиваться с проблемой взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, которая выражается в сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, инициативы, низком уровне воображения и самостоятельности.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс вокального и инструментального творчества «МУЗЫКА ВЕСНЫ»


Конкурсы

234 работы

Всероссийский конкурс вокального и инструментального творчества «МУЗЫКА ВЕСНЫ
»

01 Марта – 20 Мая

Всероссийский конкурс художественного слова «ПОДВИГ ЛЮБВИ И ДОЛГА» к 150-летию поэмы «Русские женщины» Н. А. Некрасова


Открытые

1 работа

Всероссийский конкурс художественного слова «ПОДВИГ ЛЮБВИ И ДОЛГА
» к 150-летию поэмы «Русские женщины» Н. А. Некрасова

10 Января – 25 Мая

Литературная викторина к дню рождения Агнии Львовны Барто «УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ АГНИИ БАРТО»


Викторины

107 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Интегрированная образовательная деятельность с детьми на тему «Моя семья»»
    Социальная педагогика, психология


  • Разное по социальной педагогики, психологии для «Сообщение «Оформление центра театрализованной деятельности в ДОУ»»
    Социальная педагогика, психология


  • Конспект занятия по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Зимние забавы»»
    Социальная педагогика, психология


  • Разное по социальной педагогики, психологии для «Общие формы и методы работы социального педагога с детьми «группы риска»»
    Социальная педагогика, психология


  • Разное по социальной педагогики, психологии для «Методическое пособие по разработке программы клубного формирования»
    Социальная педагогика, психология

Способы руководства поведением дошкольников

  • Печать
  • E-mail
Подробности
Опубликовано: 06.04.2012 20:12
Просмотров: 3372

Специфическими способы воздействия на дошкольников можно назвать потому, что они рассчитаны на учет особенностей их развития. Для формирования правильного поведения в этот период детства очень важны приемы воспитания навыков, привычек поведения. Это не дрессура, не голая опора на рефлексы (как может показаться на первый взгляд), а учет наиболее простых механизмов поведения, на основе которых можно формировать более сложные, более осмысленные. В современной отечественной педагогике, к сожалению, методы и приемы воспитания не выделяют возрастную специфику, не рассчитаны на нее. Родители, воспитатели дошкольников исходят из житейского здравого смысла, их интуитивных поисков, причем достигают неплохих результатов, но осмыслить свои действия затрудняются. Ниже мы сделаем попытку классифицировать эти приемы, исходя из теоретических посылок некоторых зарубежных психологов, опытных педагогов, несколько модифицируя их.

«Эмоциональная установка»

Суть приема заключается в том, чтобы дать дошкольнику ориентир на соответствующее отношение к чему-либо. «Когда я прохожу мимо пьяного человека, я быстро хватаю дочку за руку, изображаю на лице страх, тащу ее за собой и говорю: бежим скорее, рядом с нами пьяный!» Дочка привыкла, что пьяный человек — ужасен. Поэтому она со страхом и отвращением относится к любому качающемуся человеку. Может быть, я перегнула палку, но уверена, что дочка с ранних лет будет иметь антиалкогольную установку». Можно спорить по этому поводу. Но ясно одно: действительно, эмоциональные реакции родителей, взрослых на что-то отрицательное могут оказать такое воздействие на ребенка, которое станет сильнее, чем многочисленные наставления, разъяснения. Эти детские впечатления могут остаться на всю жизнь. Установка означает готовность личности действовать тем или иным образом по заранее выбранному образцу еще до того, как начинает срабатывать сознание. Именно установка оказывается гораздо более сильным механизмом поведения, чем взгляды, представления и даже убеждения.

«Положительное подкрепление»

Это способ сделать ребенку нечто приятное. В отличие от поощрения, которое поддерживает положительные проявления личности, подкрепление может быть неожиданным для ребенка, может быть скрыто от него. Материализоваться подкрепление может в форме неожиданного подарка, создания особо комфортной обстановки, словесного одобрения. Главный смысл положительного подкрепления — создать условия, чтобы ребенок захотел поступить тем или иным образом (нужным, педагогически желательным). Поэтому подкрепление может быть сделано еще до того, как ребенок совершил поступок.

«Отрицательное подкрепление» («Печальный опыт»)

Суть приема заключается в том, чтобы создать для ребенка условия, которые бы предупредили нежелательный поступок. Самое главное — наглядно показать, какие отрицательные последствия может он принести. Основной смысл этого приема — вызвать у ребенка доверие к предупреждению взрослых. Используется «печальный опыт» как самого ребенка, так и других детей. Можно использовать примеры из мульт — и кинофильмов, детской литературы и т.д.

«Тренировка»

Суть состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать соответствующим образом. Создать цепь — значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы. На каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент. Добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления. Тренировка, т. е. повторение одних и тех же действий до тех пор, пока не сформируется определенный стереотип поступка в сходной ситуации. В общей педагогике такую тренировку принято включать в характеристику метода упражнения. Тренировка в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т. е. социально значимый акт). Серьезный недостаток в воспитании дошкольников — ошибки в целеполагании. Родители и воспитатели стремятся, как правило, формировать поведение в целом, считая поступок за основную единицу. Более продуктивно опираться на отдельный поведенческий акт, совокупность которых составляет поступок. Образно говоря, формирование поведенческой цепи — это строительство здания крупными блоками, что уместно для школьников, особенно старшего возраста. Для дошкольников более доступно строительство «по кирпичику», из которых потом образуются «блоки».

«Мнимый больной»

Суть приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых у ребенка должно возникнуть желание проявить заботу, милосердие, сострадание к родителям, престарелым членам семьи. Прием связан с элементами игры, требует тщательной «инструментовки», но значение его очень серьезно. К сожалению, как показывают наши исследования, он применяется либо стихийно, неосознанно, либо по эгоистическим соображениям, либо отвергается по «этическим мотивам». Вряд ли можно считать неэтичной ситуацию, когда кто-то из членов семьи, чувствуя легкое недомогание, обращается к ребенку, давая ему понять, что без его помощи не обойтись. Сострадания одними словами, назиданиями, поучительными примерами не воспитаешь. Нужны действия. Жизнь не всегда предоставляет такую возможность. Следовательно, условия нужно создавать, использовать те, которые складываются. Это вполне вписывается в правила той игры, которую довольно часто предлагают и сами дети. Чтобы почувствовать себя в центре внимания, заботы взрослых (любящих, заботливых), некоторые дети пытаются изобразить себя «ужасно больными» и демонстрируют «тяжкое страдание». Их ожидания, как правило, сбываются. Любящие и заботливые родители буквально «рассыпаются» в заботах, готовы выполнить любые просьбы ребенка, дают ему еще раз почувствовать себя центром «земного притяжения» семьи. Эту потребность можно разумно использовать и в обратном направлении, т. е. сделать ее инструментом педагогической инверсии: родители — ребенок, ребенок — родители. Из субъекта заботы родители могут и хотя бы периодически должны становиться ее объектом. Это нужно не столько для родителей, сколько для самого ребенка. Дошкольникам такая роль особенно импонирует, если родители будут воспринимать ее всерьез, без откровенного намека на игру. Напомним: нет ничего серьезнее, чем игра с детьми. Здесь важно уловить разницу: детская игра, когда играют дети, и игра с детьми, когда играют взрослые с детьми. Игра детей — акт их самопознания, саморазвития. Игра с детьми — преимущественно педагогический, формирующий, воспитательный акт. Смешение и путаница в этих понятиях встречаются нередко и чреваты нежелательными последствиями.

«Смена партнера»

Речь идет о руководстве общением ребенка. Анализ отношений ребенка: с кем дружит, к кому тянется, кому подражает, с кем конфликтует, почему и т.п. — должен стать направляющим стержнем в деятельности родителей, воспитателей. «Скажи мне, кто твой друг…», — пословица, наиболее адекватно отражающая механизм поведения именно в дошкольном детстве, свободном от грубых расчетов, корыстных и прочих побуждений в выборе партнеров общения. Взаимоотношения дошкольников складываются спонтанно, легко, но так же легко и распадаются, поддаются вмешательству взрослых. В этой податливости таится много плюсов и минусов, важно, чтобы взрослые умело ее использовали на благо ребенку. Опыт, исследования подсказывают, что желательно избежать трех наиболее типичных ошибок. Первая ошибка: взрослые не интересуются кругом общения своего ребенка, не изучают характер взаимоотношений с окружающими. Этим они чрезвычайно сужают сферу влияния на становление личности ребенка, на формирование его характера. Вторая ошибка: родители ребенка безапелляционно решают, с кем он может общаться, с кем это общение должно быть исключено. Наиболее серьезные последствия такого авторитарного управления возможны в тех случаях, когда главный критерий их выбора — социальное, материальное положение семей или (что еще хуже) национальная принадлежность. Авторитаризм лишает ребенка естественного выбора в свободном общении, формирует подсознательные установки на то, что есть дети «хорошие» и «плохие», «наши» и «чужие». В результате возникает своеобразный перекос в нравственных ориентациях на будущее. Начинает складываться социально-психологический механизм антигуманистического, а порой и асоциального поведения, со временем может возникнуть «клановая спесь», так опасная в наше время. Третья ошибка: родители «примерных детей» стараются подбирать круг общения из таких же «примерных» сверстников. Это естественно. Беда, однако, в другом. Общение одних «примерных» детей бывает несколько односторонним, формирует конформизм, боязнь «выделиться» или «потерять лицо» (что, кстати, характерно для системы японского воспитания). Потеря индивидуальности, боязнь нестандартного поведения дорого обходятся нашему обществу, долгие десятилетия штамповавшему «винтики и болтики» государственного механизма. Дружба «примерного» ребенка с «трудным» нередко становится источником обогащения, взаимодополнения, фактором ускорения созревания личности. Принимая решение о выборе партнера, родители, воспитатели должны серьезно все продумать, просчитать. Важно выяснить, почему ребенок тянется именно к этому «трудному», а не к тому «примерному», как это взаимно сказывается на их поведении. И еще важнее: вести точку отсчета не только от своего, но и от чужого ребенка. В современной педагогике проблема «отрицательных влияний» рассматривается несколько иначе, чем в прошлые десятилетия. Учитывается, прежде всего, относительность самого понятия «отрицательное влияние». Оно слишком субъективно и не имеет четко выраженной характеристики. Но если и допустить несомненную опасность влияния одного ребенка на другого, то все равно приходится признать: отрицательные влияния нужны хотя бы для того, чтобы формировать нравственный иммунитет личности. В абсолютно хорошей, нравственно стерильной среде иммунитет не формируется. Не случайно так много несовершеннолетних правонарушителей — выходцы из благополучных семей. Таким образом, суть приема «Смена партнера» заключается в том, чтобы, блокируя отрицательное, усиливая положительное влияние, взрослые нашли их разумное сочетание. Это может быть прямое, авторитарное запрещение. От него нельзя отказаться! И здесь нет никакого противоречия с тем, что говорилось выше. Важно, чтобы это был точный и педагогически выдержанный расчет! Если дошкольнику говорят: «Запрещаем тебе дружить с этим мальчиком (девочкой)» и как-то объясняют причину, — ребенок верит указаниям взрослых и пытается их выполнить. Другой вопрос — как у него это получается. Суровые наказания, преследования, унизительный «шпионаж» должны быть исключены. Нужны аргументы, доступные ребенку, без «деликатного вранья» (Ф. М. Достоевский). Возможен и другой путь — прекращение контакта (перевод в другой детский садик, переезд в другой микрорайон, смена режима деятельности и отдыха ребенка и т. п.). Есть и третий путь — поиск такого партнера по общению, интерес к которому вытеснил бы интерес к ненужной и опасной связи. Для этого нужна, прежде всего, совместная деятельность. Искать нужных партнеров — значит так организовать соответствующую деятельность детей, которая наполнила бы их отношения добрым, полезным содержанием.

О воспитании и развитии детей вы можете посмотреть в Интернете http://adalin.mospsy.ru/l_03_17.shtml

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Топаз описание препарата инструкция по применению
  • Crescina ампулы для волос инструкция по применению
  • Омнитус сироп инструкция по применению цена отзывы от кашля взрослым
  • Термопот oursson инструкция по применению на русском
  • Руководство по эксплуатации культиватор кшу