Методы руководства развитием речи дошкольника

Методы и приемы развития речи

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Методы и приемы
развития речи
.

Актуальность.

Речь
– неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования
человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда
человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму —
 четырём основным видам речевой деятельности.

Речь
является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей,
познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по
возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть
могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и
культуры человечества.    Ничто не отражается так отрицательно на
общем развитии, как отсталость языка.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:


является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности
человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);


является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм
поведения, формирования вкусов (т.е. речь используется для того, что бы
повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и
т.д.);


используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования
усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;


является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в
приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может
жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями,
переживать и сопереживать).   Поэтому тема « 
Методы и приемы
развития речи
  в детском саду»
актуальна.      

   Цель работы: воспитание инициативности и
самостоятельности в речевом общении детей. 

Задачи развития речи:

1.Воспитание
звуковой культуры речи.

2.
Обогащение и активизация словаря воспитанников.

3.
Формирование грамматического строя речи.

4.
Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных
методов в работе по развитию речи.

Система работы по развитию речи в детском саду:

Роль
развития речи

Детсадовский
возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от
ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является
речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его
природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии,
формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает
 духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными
нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом
активным субъектом взаимодействия.

        Ребёнок
с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он
может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками,
родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который
приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия,
для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному,
предметному и социальному миру.            
                     
           

Это
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи,
тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.      
                     
                     
                     
           

Методы
развития речи.

Современный
ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может
сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто
оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является
важной составляющей общего развития воспитанников.

Развитие
речи
 — (или онтогенез речи, от англ. Language
development
) 
процесс
формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека
,  связанных с овладением
средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою
очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного
творчества.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение
формирование у детей речевых
навыков и умений.

В методике обучения
родному языку условно можно выделить три группы методов 
наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются
в детском саду гораздо чаще,  нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные
методы.
 Если изучаемые
объекты могут наблюдаться детьми непосредственно,
воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения,
экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на
накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. 
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит
с ними детей опосредованным
путем
, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание
игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание
по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов
и диафильмов.

Опосредованные
наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с
объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей
функции слова, обучения связной речи. С
этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым
детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих
окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и
игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже,
чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые
связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные
произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы:
заучивание наизусть, пересказ, рассказывание
без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего
возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных,
героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах)), обобщающая беседа (старших дошкольном
возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к
коллективному разговору).

Данные
методы требуют опоры на
наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные
приемы обучения: показ предметов,
игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или
демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов,
загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

обучение
детей применять полученные знания на практике;


усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В
детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. 

К
практическим методам относятся различные дидактические
игры
 (игры с наглядным материалом
и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она
используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации (работа со знакомым литературным
текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление
умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная
задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно
важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки
разговорной речи.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно
условно выделить репродуктивные и
продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого
материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в
словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при
формировании грамматических навыков и связной
речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его 
разновидности,
рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучи­вание наизусть, игры-драматизации по содержанию
литературных произведений, многие 
дидактические
игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их 
сочетания, фразеологические обороты, некоторые
грамматические явления, например 
управление
многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают 
близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение
детьми собственных связных 
высказываний,
когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а
выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации
общения. В 
этом и заключается творческий характер речевой
деятельности. Отсюда очевидно, что 
продуктивные
методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести 
обобщающую
беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на
развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и
репродуктивными методами также нет. 
Элементы творчества
есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в про­дуктивных. Соотношение их колеблется. Например,
если в словарном упражнении дети
выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее
слово для характеристики 
предмета,
то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед
за 
воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое
задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании
творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в
рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных
методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать
их в практике работы с детьми.

Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение
формирование у детей речевых
навыков и умений.

Приёмы
развития речи
.

Прием является основным элементом
метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой
классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно
разделить на словесные,
наглядные, практические (игровые)

Наиболее
широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К
ним относятся:  речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка
детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная
речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания
детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко,
громко и неторопливо.

Повторное
проговаривание
 — преднамеренное, многократное
повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с
целью его запоминания. Практикуются
повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком,
совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое.
Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно
предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа
действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений
слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в
процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания 
разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.
Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера,
организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми
определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений
и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой,
вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка,
раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не
просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все
дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В
условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь
некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи,
она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах
другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были
отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться
исправить свой ответ.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку,
предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему
содержанию вопросы разделяются на:

·        
основные (требующие констатации (репродуктивные),
отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда?)

·        
вспомогательные (поисковые, требующими
установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему?
зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и
подсказывающими.

Каждый вид вопроса по-своему
ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического
ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее
основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки,
движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ
положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно
сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ
картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное
воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух
картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают
интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования
(«Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна
атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Практические методы ( игровые приемы ) направлены на применение речевых навыков и
умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные
дидактические игры, игры-драматизации,
инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды,
также показ
положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых
задач.

Вывод: Приёмы,
предлагаемые методикой, направлены на:

— накопление содержания
речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

— воспитание культуры
поведения детей;

— развитие речи, обогащение
словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Интегрированный метод обучения является
для дошкольников инновационным.
Он направлен на развитие
личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий
объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественного —
эстетического цикла — с образами домашних животных в произведениях писателей,
поэтов, с передачей этих образов в народно — прикладном искусстве и творчестве
художников- иллюстраторов. Вариативность интегрированного метода довольно
многообразна:

— Полная интеграция (экологическое
воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

— Частичная интеграция (худ. литература и
изодеятельность)

— Интеграция на основе единого проекта, в
основе которого лежит проблема.

   Интегрированный метод
включает в себя проектную деятельность.   Исследовательская
деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над
проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и
активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

   Очень часто для запоминания
незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике
используют мнемонику.

Мнемоника, или мнемотехника — это система
различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает
ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение,
текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних  средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил
укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы,
черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное,
систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от
индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы
наглядного моделирования:

—   Пиктограмма – символическое
изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать
слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

—  Мнемотаблица – это схема, в
которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание
придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается
схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

—  Замещение – это вид моделирования,
при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве
заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы,
различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком — либо
различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного
моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе
общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Характеристика
методов и приемов (наглядные, словесные,
практиче­ские;
репродуктивные и продуктивные).
Зависимость выбора методов и приемов
от конкретных задач речевого развития
и воспитания детей, со­держания
знаний и особенностей возраста.

12

П

Раздел 2 методика работы по развитию речи детей раннего возраста

Студент должен

знать:

особенности
развития речи детей раннего возраста:
роль речевого развития детей в первые
годы жизни:

— условия и факторы
своевременного развития речи в раннем
воз­

расте;

уметь:

обосновывать
необходимость целенаправленного
руководства развитием речи детей в
первые годы жизни; осуществлять
общение с детьми раннего возраста;
отбирать материал для занятия с детьми
на разных этапах ранне­го
детства; использовать
целесообразные приемы обучения детей;

— оценивать
соответствие развития речи детей
возрастным показа­

телям.

Тема 2.1 Особенности предречевого развития детей первого года жизни

Развитие
речи детей раннего возраста как
предпосылка последующего речевого
развития. Необходимость целенаправленного
руководства раз­вития
речи детей со
стороны
взрослых. Развитие у детей зрительного
и слухового
сосредоточения при общении со взрослыми,
способности раз­личения
их голосов, интонации, направления
звука. Роль эмоционально -положительного
общения.

Развитие
у детей голосовых реакций (гуканье,
гуление, лепет), способ­ности
подражать звукам и словам.

Развитие
понимания речи окружающих и появление
первых осмыс­ленных
слов.

Задачи
и содержание работы по развитию
зрительного и слухового восприятия,
голосовых реакций и понимания речи у
детей первого года жизни.

Организация
целенаправленного речевого общения с
детьми с целью развития
голосовых реакций и понимания речи в
процессе режимных мо­ментов.

14

Методика
проведения занятий по развитию
подготовительных этапов речи,
их постепенное усложнение. Использование
на занятиях разнооб­разных
приемов: эмоциональное общение,
молчаливое присутствие взрос­лого,
объектно направленное общение, приемы
развития речевого подра­жания.

Практическое
занятие

Особенности развития
речи детей раннего возраста. Анализ
речи детей по записям студентов и на
основе аудио- и видео­материалов.

Тема 2.2 Методика развития речи детей второго года жизни

Особенности
развития речи детей второго года жизни.
Постепенное усложнение
речевого общения детей со взрослыми и
сверстниками.

Дальнейшее
развитие понимания речи, формирование
у детей функции общения,
развитие активной речи детей. Формирование
правильного по­строения
предложений на основе подражания речи
взрослых, овладение грамматическими
элементами речи.

Задачи
и содержание работы по развитию понимания
и активной речи детей.

Методика
проведения занятий по развитию речи
детей второго года жизни,
их постепенное усложнение, сочетание
индивидуальных и группо­вых занятий.
Использование на занятиях разнообразных
приемов: показ с называнием, образец
речи воспитателя, многократное повторение
слов и коротких
предложений, вопросы, побуждение к
словесным высказывани­ям,
использование инсценировок. Применение
на занятиях с малышами эмоционально-игровых
приемов. Чтение и рассказывание сказок,
поте­шек, коротких стихотворений,
рассказов.

Руководство
развитием речи детей второго года жизни
в процессе об­щения
воспитателя с детьми в повседневной
жизни. Организация общения с
детьми старшего дошкольного возраста.

Практическое
занятие

Отбор
игр, упражнений, песенок, потешек,
пестушек, прибауток для развития
понимания и активной речи детей от 0 до
2 лет.

15

г

Р
аздел
3 МЕТОДИКА
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ

Студент должен

знать:

  • сущность
    словарной работы и ее место в общей
    системе работы по
    развитию речи детей в дошкольных
    образовательных учреж­дениях;

  • основные
    особенности овладения словарем детьми
    дошкольного возраста;

принципы
отбора слов в словари-минимумы для
детей;

— методы
и приемы словарной работы в возрастных
группах;

уметь:

объяснять
взаимосвязь словарной работы с решением
всех задач развития
речи;

определять задачи
и содержание словарной работы с учетом
возрастных
и индивидуальных особенностей детей
группы;

  • развивать
    словарь в единстве с развитием конкретных
    представ­лений
    и знаний об окружающем мире, освоением
    видовых и ро­довых
    обобщений;

  • использовать
    методы и приемы накопления, закрепления
    и акти­визации
    словаря;

содействовать
использованию разнообразного и точного
слова­ря в самостоятельных связных
высказываниях;

  • осуществлять
    словарную работу в разных видах
    деятельности;

  • расширять
    запас антонимов, синонимов, обобщающих,
    много­значных
    слов, активизировать образные слова
    и выражения в речи детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МДОБУ «Медведеский детский сад №4 «Ромашка» Методы и приёмы  по речевому развитию детей в ДОУ Составитель – учитель-логопед Поздеева Т. Н. п. Медведево март, 2016г.

МДОБУ «Медведеский детский сад №4 «Ромашка»

Методы и приёмы по речевому развитию детей в ДОУ

Составитель – учитель-логопед

Поздеева Т. Н.

п. Медведево

март, 2016г.

Что такое метод и приём в педагогике?   Метод в педагогике  – это система  способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач. Приём в педагогике  – практический механизм  применения воспитательно-образовательных методик и  технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Что такое метод и приём в педагогике?

  • Метод в педагогике  – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
  • Приём в педагогике  – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и

технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

  Отличие метода от приёма  Общее направление педагогической деятельности.  Учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности.  Всегда теоретически обоснован и апробирован.  Один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса (частное направление).  Используются как практический инструмент сразу нескольких методов.  Отличается гибкостью и варьированием педагогических задач.

Отличие метода от приёма

  • Общее направление педагогической деятельности.
  • Учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности.
  • Всегда теоретически обоснован и апробирован.
  • Один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса (частное направление).
  • Используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  • Отличается гибкостью и варьированием педагогических задач.

Методы развития речи    НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ    Это деление условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.  Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Методы развития речи

НАГЛЯДНЫЕ

СЛОВЕСНЫЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

Это деление условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы    К  непосредственным  относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание  натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем (зрительной и слуховой).  Опосредованные методы   основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.  Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления  с  объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Наглядные методы 

К  непосредственным  относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения,рассматривание  натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем (зрительной и слуховой).

Опосредованные методы   основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления  с  объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы  В детском саду применяются реже. Это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.   Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Словесные методы

В детском саду применяются реже. Это

  • чтение и рассказывание художественных произведений,
  • заучивание наизусть,
  • пересказ,
  • обобщающая беседа,
  • рассказывание без опоры на наглядный материал.

Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы  направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры .  Используются для решения всех речевых задач.

Практические методы

направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные

  • дидактические игры,
  • игры-драматизации,
  • инсценировки,
  • дидактические упражнения,
  • пластические этюды,
  • хороводные игры .

Используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.   Репродуктивные методы  основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.  К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно

условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы

основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи.

К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы  предполагают построение детьми собственных связных высказываний , когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести  обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Продуктивные методы

предполагают построение детьми собственных связных высказываний , когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести  обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Словесные приёмы 1. Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть  доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо .      Поскольку образец дается для подражания , он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции . Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Словесные приёмы

1. Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть  доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо .

Поскольку образец дается для подражания , он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции . Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Словесные приёмы 2.Повторное проговаривание   — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности. 3. Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов. 4. Указания   — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организаци-  онные и дисциплинирующие.

Словесные приёмы

2.Повторное проговаривание   — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

3. Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

4. Указания   — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организаци-

онные и дисциплинирующие.

Словесные приёмы 5.Оценка детской речи   — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов. 6. Вопрос   — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные . Основные могут быть констатирующими —«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими .

Словесные приёмы

5.Оценка детской речи   — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

6. Вопрос   — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные . Основные могут быть констатирующими —«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими .

Другие приёмы Наглядные приёмы   — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приёмы   могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий . Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Другие приёмы

  • Наглядные приёмы  показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые приёмы   могут быть словесными и наглядными . Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий . Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Любимые приёмы развития речи игра в телефон, магазин и др. развитие мелкой моторики рук  конструкторы ЛЕГО использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация)  сопряженная гимнастика народные игры мнемотехника звукоподражание кукольный театр развитие речевого дыхания др.

Любимые приёмы развития речи

  • игра в телефон, магазин и др.
  • развитие мелкой моторики рук 
  • конструкторы ЛЕГО
  • использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) 
  • сопряженная гимнастика
  • народные игры
  • мнемотехника
  • звукоподражание
  • кукольный театр
  • развитие речевого дыхания
  • др.

Приёмы Ш. А. Амонашвили Закрывание глаз Нашептывание Дорисовывание Диалог Соавторство Яркое день рождения Составление словарей Постановка вопросов учителю Рассеянность учителя Новость от учителя Пакеты с работами детей вместо оценок и др.

Приёмы Ш. А. Амонашвили

  • Закрывание глаз
  • Нашептывание
  • Дорисовывание
  • Диалог
  • Соавторство
  • Яркое день рождения
  • Составление словарей
  • Постановка вопросов учителю
  • Рассеянность учителя
  • Новость от учителя
  • Пакеты с работами детей вместо оценок и др.

Особенности занятий  в младших группах  Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется  широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном, игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Особенности занятий в младших группах

Дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется  широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном, игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Особенности занятий  в средних группах  Характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения . Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

Особенности занятий в средних группах

Характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения . Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий : экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

Особенности занятий в старшей и подготовительной группах  Повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Особенности занятий в старшей и подготовительной группах

Повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера : различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Успехов в обучении  и воспитании!

Успехов в обучении и воспитании!

Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.

  • Обогащение активного словарного запаса.

  • Приобщение к чтению литературы.

  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.

  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»).

Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Если вы хотите научиться разным способам запуска речи у детей с задержкой речевого развития, узнать причины и способы управления нарушениями поведения на начальном этапе работы с неговорящим ребенком, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «Топ-5 рецептов запуска речи неговорящего ребёнка».

Вы познакомитесь с разными точками зрения на проблему «безречья»,а  также с программой Макатон и другими способами альтернативной и вспомогательной помощи детям с тяжёлыми задержками речевого развития. Подробнее.

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

  • Обогащение словарного запаса.

  • Правильное звукопроизношение.

  • Формирование грамматического построения предложений.

  • Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.

  • Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.

  • Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.

Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.

Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.

Если вы хотите научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».

Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.

Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.

Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.

Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.

В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.

Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.

  1. Беседа. При разговоре с ребенком используются выразительные интонации, красочные картинки, жестикуляция и мимика.

  2. Чтение сказок или рассказов. После прочтения рассказа, могут задаваться вопросы для выяснения, понимает ли ребенок причинно-следственные связи (Правильно ли поступил герой? Почему он так сделал и т.д.). О том, что ребенок понимает смысл рассказа, говорит умение им пересказать своими словами услышанное.

  3. Диалог. Беседа в форме диалога с ребенком может проводиться на самые разные темы: мультфильмы, сказки и т.д. Важно приучить ребенка внимательно слушать другого человека, не перебивать его. В процессе беседы задаются вопросы ребенку, которые постепенно усложняются. Для начала – конкретный вопрос, на который можно дать однозначный ответ. Затем – вопрос, ответ на который предполагает более развернутое предложение.

  4. Составление описательного рассказа. У ребенка формируются первые навыки связного изложения мыслей «на одну тему». Он усваивает признаки предметов, тем самым обогащая свой словарный запас.
    Важно напоминать ребенку о признаках описываемых предметов. Сначала описываются единичные предметы, затем можно переходить к сравнительным описаниям.

  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Число картинок нужно постепенно увеличивать, как и развернутость их описания. С каждым разом описание одной картинки должно становиться более подробным.
    Смысл занятий в том, что ребенок должен научиться последовательному описанию событий, т.е. он описывает все картинки по порядку, в результате чего и получается цельный рассказ.

  6. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. 

При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:

  • она не должна быть скучной, иначе она не заинтересует ребенка;

  • сюжет не должен быть слишком сложным, т.е. соответствовать интеллектуальному развитию малыша определенного возраста;

  • на картинке не должно быть много действующих лиц;

  • на ней не должно быть избыточных деталей, которые не имеют особого отношения к смыслу рассказа.

Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.

7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.

Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.

Пересказ может быть разным:

  • Краткий. Передается только общий смысл текста без каких-либо деталей.

  • Творческое рассказывание. Ребенок должен дополнить услышанное чем-то новым, но в рамках смысла самого рассказа.

  • Пересказ без опоры на наглядность.

8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).

На развитие речи старших и младших дошкольников влияют различные занятия, вроде рисования и лепки. Совместный труд и игровые занятия детей и взрослых не только укрепляют их связь, но и способствуют обогащению словарного запаса малыша.

Следующие упражнения можно проводить дома и в детском саду:

  • Найди предмет. Перед ребенком выкладывают три игрушки и просят его отвернуться. Одна игрушка убирается. Когда малыш повернется, нужно попросить его назвать, какой игрушки не хватает.

  • Сравнение объектов или одушевленных предметов. К примеру, жираф какой – большой и т.д.

  • Имитация голосов животных.

  • Название объектов в единственном и множественном числе (сумка – сумки, яблоко – яблоки).

  • Добавление глагола к существительному (лодка – плывет, собака – лает).

  • Запоминание скороговорок и чистоговорок.

  • Работа с рассказом (как мы уже писали ранее, ребенок должен описать рассказ по картинке, придумать начало или конец рассказа, сам составить рассказ).

Развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование различных методик, в соответствии с возрастом малышей. Систематическая работа позволит ребенку освоить речевые навыки, что необходимо для нормального существования в социуме.

А, если вы хотите научиться планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, выявлять признаки расстройства аутического спектра в раннем возрасте и обследовать детей первого года жизни и определять уровень из доречевого и сенсомоторного развития, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Диагностика и логокоррекционная помощь детям раннего возраста».

Вы научитесь проводить комплексный подход в абилитации (ранней помощи) детей раннего возраста с ТМНР, узнаете методику обследования познавательных навыков и речи детей раннего возраста и многое другое. Подробнее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методы руководства развитием речи дошкольника
  • Увд наро фоминска руководство
  • Ballu one air asp 200 инструкция
  • Инструкция по сборке душевой кабины тритон 100х100 средний поддон сборка
  • Инструкция флуконазол вертекс 150 по применению отзывы цена