Методы руководства самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Методы и приемы руководства
самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников

Восприятие окружающей деятельности
лежит в основе самостоятельной деятельности детей. Она возникает, если
ребёнок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок маме,
воспитателю, изготовить украшение к празднику, пособие для занятия или
сюжетно- ролевой игры или просто поупражняться в умениях и навыках,
полученных на занятиях.

Известны разнообразные виды
самостоятельной изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
конструирование. Нередко ребёнок выполняет несколько её видов. Например, при
изготовлении платьев для кукол сначала вырезает, а потом их раскрашивает или
украшает аппликацией.

Самостоятельная творческая
деятельность детей может развиваться и на свежем воздухе, на прогулках, вне
помещения. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, рисование
на асфальте цветными мелками, палочкой- на мокром песке, лепка из глины,
выкладывание изображений из шишек, камешков, прутиков, поделки из сучьев и
веток растений, зимой- создание поделок из снега и льда.

Вся группа методов- организация
целенаправленного наблюдения, беседа, вопросы (будь то наблюдение
деятельности или непосредственное восприятие натуры, рассматривание
произведений искусства) — направлена на то, чтобы обеспечить развитие
самостоятельной деятельности детей.

Дошкольники зрительно воспринимают
явления деятельности, предметы, изображения (картины, иллюстрации, образы
декоративно- прикладного искусства, игрушки и др). Воспитатель сопровождает
рассматривание словами, оно способствует раскрытию образного содержания,
вызывает интерес к нему. Беседа строится так, чтобы развивать у детей
самостоятельность наблюдения, восприятия, мышления, чему способствуют
сформированные соответствующим образом вопросы, заставляющие подумать, прежде
чем правильно ответить. Воспитатель ставит задачу детей в процессе наблюдений
действительности замечать характерные признаки предметов, анализировать
форму, определять сходство и различие, видеть богатство окружающего мира.
Главная направленность методов заключается в развитие самостоятельных
действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формирование
замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала(
бумага, краски, пастель, цветные мелки), реализация замысла( нахождение
выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки,
аппликации), оценке продукта деятельности( дети самостоятельно решают, что из
выполненного самое выразительное по форме, цвету, композиции).

Говоря о формировании способов
самостоятельных действий детей в изобразительной деятельности, нужно особо
отметить такие методические приемы, как использование иллюстративного
материала и показа способа действия.

На формирование самостоятельной
изобразительной деятельности влияют праздники и развлечения. Можно предложить
детям сделать подарки выпускникам (закладки для книг), а также
пригласительные билеты для гостей.

Формы самостоятельной изобразительной
деятельности детей требуют косвенного руководства воспитателя, особенно в
многообразной деятельности (организация теневого театра, выполнение поделок
для игр- драматизаций, рисование декораций, оформление помещений детского
сада к праздникам и развлечениям и др).

Обогащение самостоятельной
изобразительной деятельности детей происходит за счет приобретенного на
занятиях, поэтому особую важность имеет устойчивость получаемых навыков и
умений. Необходимо давать такой объем знаний по изодеятельности, чтобы дети
могли их усвоить и перенести в самостоятельную деятельность.

Самостоятельность у
дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако
руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения
определенных педагогических условий, которые помо
гут
педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию
самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми,
воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной
деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать
игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание,
побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает
оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов,
иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не
приемлем. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо
руководить, но тонко, не навязчиво.

Так, необходимо убедиться в том, знает
ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто
бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том,
что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и
снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся
затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке
своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует
подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог
может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками,
лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью,
пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений
(солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из
ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание
скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
     Одним из эффективных приёмов подготовки детей к
самостоятельной деятельности  отдельно можно выделить освоение навыков
работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения
развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность
достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт
больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для
творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может
применять её в самостоятельной деятельности.

Консультация для воспитателей

«Организация самостоятельной изобразительной

деятельности детей»

Самостоятельная изобразительная деятельность это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.

Основные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельной изобразительной деятельности, следующие:

  • целенаправленное обучение на занятиях изобразительной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;
  • обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;
  • тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:

  • творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);
  • поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);
  • приемы, направленные на самообучение детей (например: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисовать его» и т. п.);
  • анализ детьми самостоятельной деятельности.

Основная   задача   воспитателей    — содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей.

Все материалы, используемые для изобразительной деятельности, вносятся в зону по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Оборудование зоны по изобразительной деятельности.

Средняя  группа

1. Листы бумаги разного размера.

2. Цветные карандаши (12 цветов) — 4-5 коробок.

3. Пластилин — 3-4 набора.

4. Доски для лепки — 3-5 штук.

5. Коробка с природным материалом.

Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

Старшая  и  подготовительная  группы

Материалы для рисования:

1.  Мольберт или стол

2.  Листы бумаги разного цвета, величины и формы.

3.  Цветные карандаши — 2-3 коробки (24 цвета).

4.  Краски акварельные — 2-3 набора.

5.  Краски гуашь- 1 набор.

6.  Кисти щетинные — 2-3 штуки.

7.  Кисти беличьи или пони — № 2, 3, 5, 6, 8 — 5 штук.

8.  Цветные восковые мелки — 1 набор.

9.  Сангина — 1 набор.

10.  Угольный карандаш — 1 коробка.

11.  Пастель — 1 набор.

12.  Палитры — 3-4 штуки.

13.  Доска для рисования мелом.

14.  Салфетки для высушивания кисточек.

15.  Банки для воды — 2-3 штуки.

Материалы для лепки:

1. Пластилин — 2-3 набора (12 цветов).

2. Стеки — 2-3 штуки.

3. Доски — 2-3 штуки.

4. Коробка с природным материалом.

Материал для аппликации:

1. Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.

2. Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).

3. Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.

4. Листы цветной бумаги большие и маленькие.

5. Кисточки для клея 2-3 штуки.

6. Салфетки для придерживания.

7. Клеенки для намазывания бумаги клеем.

В зону по изобразительной деятельности периодически вносят репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.).

Организуются просмотры диафильмов, кинофильмов. В зоне определяется место пособиям, с которыми дети будут действовать самостоятельно.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей

Начальные художественные проявления детей облечены в доступные для них формы выражения — детский рисунок, лепка, первые вырезки и игры с мозаикой. Воспитателю следует учитывать то, что становление самостоятельной изобразительной деятельности происходит в том случае, когда у ребенка накопился запас эстетических впечатлений и практический опыт рисования, лепки, аппликации. Одним из мотивов ее возникновения является желание ребенка нарисовать, слепить или сделать игрушки для определенного лица (в подарок маме, товарищу) или группы лиц (например, для детей младшей группы).

Хорошо если во время работы ребенок комбинирует несколько видов работ. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.

Рисунки, лепка, аппликация, выполняемые детьми в свободное время, не обязательно используются в играх. Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель должен заботиться о том, чтобы такая деятельность развертывалась и на свежем воздухе. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, выкладывание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, выкладывание изображений из шишек, камешков на песке (солнышко, животные, люди), изготовление изделий из папье-маше, плетение из соломки, поделки из сучьев и веток растений, зимой — создание поделок из снега с использованием цветного льда для украшения.

Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.

На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения (Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится?).

На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их «сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.

На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать). Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.

Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.

Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства. Выполнение всех педагогических условий организации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление художественных интересов и способностей дошкольников.

Подготовила воспитатель по изодеятельности Ибрагимова И.Х.

Проблема
формирования самостоятельности у детей
широко рассматривается в современных
педагогических трудах. Ей посвящено
много исследований, ее изучают в самых
различных аспектах. Григорьева Г.Г.,
Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в
своих трудах рассматривали значение
самостоятельной изобразительной
деятельности в развитии ребенка.

Источник
самостоятельности

— впечатления от восприятия
окружающей
действительности. Свидетельство тому
— рисунки, лепка,
аппликации по замыслу, в которых дети
выражают свои представления,
интересы, стремления, проявляют различные
чувства.

Искусство
также источник

самостоятельной изобразительной
деятельности.
Различные виды его обогащают
детей впечатлениями.

Желание
поупражняться в способах действий,
полученных на
занятиях,
возникает у детей и вне занятий: они
рисуют, скажем, коврики
для кукольных комнат, рисуют то, что
особенно близко.

В
самостоятельное пользование в свободное
время следует пре­доставить
детям разнообразные альбомы
для раскрашивания
;
рабо­тая
с ними, дети решают разные изобразительные
задачи.

Самостоятельную
художественную деятельность детей
воспита­тель
может организовать как
в помещении, так и на воздухе:
рисование
мелом на
асфальте, выкладывание мозаики из
керамической плитки, лепка из
глины, рисование с натуры, созда­ние
скульптур из снега, украшенных цветными
льдинками.

Задача
воспитателя — наблюдать за самостоятельной
деятель­ностью детей, отмечать
особенности проявлений.

В
самостоятельной изобразительной
деятельности дети дей­ствуют
индивидуально, объединяются по
трое-четверо или боль­шими
группами.

Самостоятельная
художественная деятельность возникает
по инициативе самого ребенка.

Предположительно
намечается следующая структура
самостоятельной художественной
деятельности.

1.
Возникновение художественных замыслов
(цели)

2.
Реализация замысла

3.
Самоконтроль действий, стремление
приблизиться к поставленной цели.

Признавая,
что самостоятельная художественная
деятельность начинается по инициативе
детей и в основном проходит без
непосредственной помощи взрослого,
этот процесс не спонтанный,
а педагогически обусловленный.

Самостоятельной
деятельности детей во многом способствует
создание
среды:

оборудование места работы, приобретение
пособий, материалов, удобное их размещение.

Наблюдая
за деятельностью,

возникающей по инициативе до­школьников,
педагог очень осторожно может
«подключиться»
к детским
замыслам: сначала в роли
благодарного зрителя
,
умею­щего удивляться, радоваться,
сопереживать. На фоне такого эмо­ционального
соучастия, обыгрывания образа, его
эстетического восприятия
возможны вопросы,
побуждающие ребенка к разви­тию
замысла, поиску способов действия;
советы,
если ребенок нуждается
в них.

Сомневаясь
в своих решениях, советуясь с детьми,
демонстрируя радость,
удовлетворение от их соучастия,
подхватывая и разви­вая их идеи,
воспитатель постепенно раскрывает им
сущность такой
деятельности.

14.Содержание
изо деятельности в группах разного
возраста
.

В
содержание изобразительной деятельности
младших
дошкольников

входит рисование, лепка, аппликация.

Рисование.
Из всех видов изобразительной деятельности
наверняка более увлекательным для
малышей является рисова­ние: карандаш,
кисточка оставляют след. Задача педагога
— подвести своих воспитанников к
пони­манию, что при помощи красок,
карандаша можно изобразить множество
вещей окружающего мира, помочь детям
усвоить простейшие элементы рисунка
(мазок, линия) и основные цве­та,
содействовать развитию движений руки.

Основные
объекты для изображения: человек,
природа, об­щество.

Лепка.
Лепка
является чрезвычайно важным видом
изобра­зительной деятельности, в
процессе которого происходит раз­витие
у детей чувств, восприятий и представлений.

В
содержание лепки включаются доступные
для пластичес­кого воплощения образы,
объекты природы.

Подведение
детей к передаче образа человека
происходит в три этапа:

первый
этап — фигуру человека лепит воспитатель,
дети наблюдают, свободно пользуются
материалами;

второй
этап — воспитатель создает фигурки,
передающие образы взрослых и ребенка,
а дети лепят для них разные гостинцы;

третий
этап — вы лепите взрослого, дети — себя.

Аппликация.

Аппликационная
деятельность помогает малышам исследо­вать
материалы, площадь фланелеграфа, листа
бумаги, куска ткани, знакомит с
разнообразием их цветной окраски,
факту­рой и тем самым способствует
развитию сенсорной культуры.

Педагог
подводит детей к пониманию того, что
вещи, существующие в окружающей мире,
можно не только узнать в вырезанных из
бумаги или картона силуэтах, но с ними
(си­луэтами) можно очень интересно
играть, передвигая по повер­хности
фланелеграфа; можно создавать сюжетные
картинки, а декоративными элементами
украшать другие предметы.

Средний
дошкольный возраст.

Рисование.

Основные
объекты для изображения: человек,
природа, об­щество.

В
детских рисунках отражается все
разнообразие окружа­ющего мира:
человек, природа, элементы общественной
жиз­ни.

Педагог подводит
воспитанников к осмысле­нию изображения
обобществленного образа человека,
передачи особеннос­тей в изображении
фигуры мужчины, женщины, ребенка в
сравнении. Человек может стоять, идти,
бежать, си­деть; он может быть веселым
и грустным, добрым и злым. Дети могут
показать это в своих рисунках. Воспитатель
отмечает творческие
проявления
и находки детей.

Средние
дошкольники знакомы уже и с некоторыми
видами декоративно-прикладного искусства:
знают элементы белорусского геометрического
и рас­тительного орнамента.

Лепка.
В лепке стимулируется свободная
деятельность детей с материалами,
закрепляется и усложняется конструк­тивный
способ лепки, создаются сюжетные
композиции.

Дети
с удовольствием будут лепить предметы
с четко выраженной формой основных
частей: овощи, фрукты, птиц, рыб, домашних
и диких животных.

В
лепке дети отражают свои впечатления
от посеще­ния зоопарка, цирка,
праздничного утренника. Передают в
пластике сказочные образы, и образы
любимых игрушек .

С
помощью педагога средние дошкольники
уже могут создавать достаточ­но
сложные сюжетные композиции. Много
лепят по собствен­ному замыслу.

Аппликация.
В
аппликации, как в рисовании и лепке,
стимулируется свободная деятельность
детей с материалами; поддерживается
интерес к созданию аппликационных
компо­зиций; закрепляется техника
наклеивания подготовленных форм;
осваиваются приемы прямолинейного и
криволинейно­го вырезания.

Старший
дошкольный возраст.

Как
свидетельствуют данные исследований
в области пси­холого-педагогических
наук (Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина,
Т.С.Комарова, Н.С.Лейцес, А.Н.Матюшкин,
В.С.Мухина, Л.А.Панько, Б.Н.Теплов,
Г.Д.Чистякова и др.), у старших дош­кольников
хорошо развиты воображение, фантазия.
Они час­то придумывают невероятные
истории, рассказывают о нео­бычайных
происшествиях.

Рисование.
Старший дошкольник в своих рисунках не
только отражает окружающую действительность
(человек,
яв­ления природы, общественная жизнь),

но и передает личное отношение к ней.

В
декоративное рисование включаются
новые элементы бе­лорусского
геометрического и растительного
орнамента: вось­миугольная розетта;
василек, колокольчик, желудь, ягоды
смородины; элементы, передающие образы
животных.

Педагог
знакомит детей с некоторыми видами
русской росписи: хохломской, гжельской,
дымковской.

Лепка.
Дети старшего, возраста уже достаточно
хорошо владеют приемами и способами
лепки, что открывает большие возможности
для расширения тематики и воплощения
твор­ческих идей детей.

В
лепке, как и в рисовании, отражается
образ человека, объекты природы,
впечатления от знакомства с общественной
жизнью.

Дети
лепят по мотивам белорусской народной
игрушки и дымковской; создают образ
человека, образы сказочных геро­ев;
с большой любовью изображают своих
родных, передают в лепке образ «я».

Дети
лепят объемные вещи и украшают их
рельефом; лепят посуду по мотивам
белорусской народной керамики; игрушки;
украшают рельефом или способом
налепливания пластины.

Аппликация.
Дети уже овладели навыками рабо­ты с
ножницами, поэтому больше внимания
уделяется их творческим проявлениям:
подбор цветов в зависимости от цвета
фона; построение композиции; дополнение
новыми де­талями и т.д.

В
аппликации, как и в других видах
изобразительной деятельности, отражается
окружающий мир: человек, приро­да,
общество.

Не
меньше, чем предметная и сюжетная, детям
нра­вится декоративная аппликация.
Все элементы для данного вида аппликации
они готовят самостоятельно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике — самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

 В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

  • развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

  • процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

  • в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

  • совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

  • в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей

  • она возникает по инициативе детей;

  • ребёнок сам определяет цель;

  • сам находит средства для её воплощения;

  • планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

  • в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.  

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности  – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).

Другим важным условием выступает 

опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает 

индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Немаловажным выступает и

 организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т.п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей — является еще одним немаловажным условием для развития художественно — творческого развития детей.  

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома  с родителями, затем изображают по — своему. В месте с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т.д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.

Для более тесного  контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей, анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.  

Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается  также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности,  право на проявление своей индивидуальности. В группе организуется  зона самостоятельной художественной деятельности — детская мастерская, где дети могут  самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы),  ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и  т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

                       Организация художественно-эстетической развивающей среды

Младшая группа:

  • предметы быта: Вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки               (дымковская), игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки) игрушки из соломы.

  • книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев,                В. Сутеев, Е. Чарушин.

  •  художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

  • скульптура малых форм, изображающая животных

Средняя группа 

  • натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики;  Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

  • пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща;  Шишкин. Сосновый бор.

  • портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов.  Девушка с кувшином. ( живопись).

  • книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова, Л. Владимирского.

  • скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

Старшая, подготовительная  группы 

Живопись

  • натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

  • пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

  • портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

  • жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

Графика

  • книжная графика:

  • иллюстрации художников-сказочников;

  • художников «весёлой книги»;

  • художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

  • рассказы о животных;

  • рассказы с нравственной тематикой;

фольклор.

  • прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.

  • плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.

Скульптура

  • скульптура малых форм

  • монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник     А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

  • декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

  • станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.

Архитектура

  • Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей 

Рисование:

  • репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

  • фоны разного цвета, размера и формы.

  •  изобразительный материал:  гуашь, акварель, восковые мелки, сангина,  тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши.              (в соответствии с возрастом детей).

  • кисти разных размеров, «тычки».

  • подставки для кисточек.

  • стаканчики для воды.

  • салфетки для кисточек.

  • палитры для смешивания красок.

  • вата, газеты.

  • инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.

Лепка 

  • глина, пластилин, соленое тесто.

  • скульптуры малых форм, иллюстрации.

  •  скалка для раскатывания глины.

  • стеки.

  • стаканчики для воды.

  • салфетки для рук.

  • инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

  • материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

Аппликация 

  • иллюстративный материал по ближайшей теме.

  • фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).

  • бумага, картон разного качества и размера.

  • лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

  • подставки для кистей и кисти.

  • клеёночки.

  • салфетки для разглаживания деталей и для рук.

  • ножницы на подставке.

  • ведро и тазик для обрезков.

  • клей.

  • инвентарь для уборки

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности 

  • разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

  • потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

  • бескорыстное удовольствие от процесса и  результата;

  • потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности 

  • подготовка к предстоящему занятию по изобразительности  (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

  • упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

  • игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

  • воплощение собственных замыслов ребёнка

Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво.

Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
     Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности  отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, как по отдельности, так и совмещая несколько в одной работе.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Автор: Попова Наталья Александровна

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных.

 По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

 Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности.  

     Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы

рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как

деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер.   

    Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника.

    Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

  Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка).  

    Проблема формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений.  

    Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так, как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной, часто выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных умений.  

Структурный компонент

Характер проявления

1

возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.

2

реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3

самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию.

    Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов.

   Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка.  Склонность к изобразительной   деятельности    говорит о   наличии очень

разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут   найти    различное    общественное    применение.   В    детской

самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.

   Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который

зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин.  Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности.  

   Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей

различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности.

   В процессе изобразительной деятельности, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.  Поэтому важно обеспечивать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

   Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне.

   Таким   образом, задачи   развития     самостоятельной     художественно-

творческой   деятельности   позволяют    определить    характер    проявления

самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

   Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время.  

    Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:

·        сюжетно-ролевая игра;

·        упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.

Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста.

   В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное творчество      обогащает   детей.      По   своей   собственной 

инициативе   дети    могут   себя проявлять   в различных видах художественно-творческой деятельности цветным и мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная

деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать   и    напевать   знакомые   мелодии,   рассматривать   картинки   и

произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных     видов    деятельности    дает    ребенку     возможность    полнее

мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности.

      Самостоятельная художественная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне  проявления самостоятельной изобразительной деятельности.

    Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях :

·       Специфические мотивы.

— Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.

— Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих   способностей,   потребность    в    творчестве,   пока  еще

неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.

·        Целеполагание.

Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно

впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения  темы  изображения.                                             

·        Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.

Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.

    Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне».  Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу,    варьированию,    поиску    способов     изображения     при

соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа). Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.

·        Получение удовлетворяющего ребенка результата.

Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).

   Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы.  

    Источниками  самостоятельной художественной деятельности детей могут выступать следующие явления:

Ø Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.

Ø Изобразительное искусство является также источником детской

самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.

Ø Значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.

Ø Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети

          передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.

Ø Наиболее сильным побудителем, по мнению  является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,

            умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах

             действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.

Ø Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями, способствует созданию творческого настроения.

  Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного

возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

   Самостоятельной деятельности детей дает возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе самом и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.

     Одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

    Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

    Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.

Литература

1.     Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.

2.     Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.

3.     Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.

4.     Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.

5.     Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 7.

6.     Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2.

7.     Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.

 8.Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5 – 6.

8.     Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.

9.     Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.

10.                        Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.

11.                        Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.

12.                        Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.

13.                        Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тестер ц4317 руководство по эксплуатации
  • Мануал для хендай туссан
  • Элюфор инструкция по применению взрослым цена
  • Silymarin complex supports liver health инструкция по применению на русском
  • Bonfiglioli act 401 руководство