Методы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью детей

               Консультация для   воспитателей.

 «Руководство самостоятельной музыкальной   деятельностью детей».                                            

Важная задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой: слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

Источником — в широком смысле слова — самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок живет в мире музыки. Он с детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит вжизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия.                                                                                                                                                        

Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т.д. 

Виды самостоятельной музыкальной деятельности:

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.                                          

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. (Пример: с куклами)

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки, которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на прогулках.

Помимо занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.

Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателя и музыкального руководителя.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие вмузицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Особенности руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в разных возрастных группах.

Для детей второй младшей и средней групп особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги, которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснитькакую музыку дети слушают дома, порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем, что организовать свою
 деятельность дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей ролью, а некоторые хотят вэто время играть громко на барабане, расстраивая всю игру. Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции организатора отдельным детям.

Важно, чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей группе, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием будут петь по собственной инициативе.

Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений. Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других детей.

В этом возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть, станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани, который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы следует учитывать неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. По всей видимости, это результат характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях, когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не очень умелые действия.

  Иной подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои возможности, относятся свысока к сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей.

 В руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен, что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

 Воспитатель должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности, побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д.

В развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды – таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Консультация для воспитателей

«Руководство самостоятельной музыкальной
деятельностью детей»

Важная
задача музыкального воспитания — сформировать у детей способность к
самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной
инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах,
инсценировали песни, водили хороводы. Способные к музыке дети, как известно, по
собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой:
слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т.д.

От
самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей
явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют
движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются
ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не
музыкальную, а игровую деятельность: они играют в «концерт». Разумеется, вэтой
игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной
деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только
в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является
необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.

 Источники
самостоятельной музыкальной деятельности.

    Источником
— в широком смысле слова —
самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка
действительность. Можно без преувеличения сказать, что современный ребенок
живет в мире музыки. Он с
детства слушает радио, магнитофон, смотрит телевизор. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его
жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются
музыкальные
занятия.                                                                                                                                          
             Немаловажное
место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о
которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.

Разнообразны
ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно
отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение
в кругу семьи и т.д. 

Виды
самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим,
как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях
самостоятельного детского
музицирования.                                          

Музыкальные
игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто
они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее
место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты,
основанные на опыте,   приобретенном детьми на занятиях.

Играя
в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального
руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации
взрослых. (Пример: с куклами)

В
концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой
детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей». Одним из вариантов игры можно
назвать оркестр.

Значительными
для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются
творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски,
используя знакомые движения.

Дети в
самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ. В
самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель
по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и
инструментальную музыку.

Дети
ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по
собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных
видах музыкальной практики.

Руководство
самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство
детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения
на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации
музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает
себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это
не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на
помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который
становится более косвенным:

во-первых,
воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные
им в детском саду и семье;

во-вторых,
воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей
по их инициативе;

в-третьих, воспитатель
должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные
связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной
деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей
самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий
на занятиях. Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки,
которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх,
на прогулках.

Помимо
занятий, определенное влияние оказывает участие в утренниках и развлечениях.
Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную
деятельность.

Самостоятельная
музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.
Детям важно иметь свой «музыкальный уголок’. Он помещается в наиболее отдалённом месте. В
распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных
инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот,
пианино с нарисованной клавиатурой и т. д.

Воспитатель
должен интересоваться, каково музыкальное
окружение ребёнка в семье.

Разумеется,
на детей влияют не только
детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и
танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка
впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль
воспитателя и музыкального руководителя

В
первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к
детям: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие
в музицировании. Воспитателя
должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и
тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес
к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети,
наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь
посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому
безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные
условия. На основе своих наблюдений
воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого
музыкальной деятельностью.

Основная
линия поведения воспитателя в руководстве
музыкальной самостоятельной деятельностью детей — это его участие в ней
.
Взрослый как бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные
инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею
играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же
отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню
люблю? — говорит воспитатель и проигрывает диск, — Хорошо бы нам сделать
библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать,
о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.
Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения,
то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя
приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что
надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это
сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности
детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли
их интересы.

К
планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время
ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на
данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать»,
«понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой»,
«координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный
подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной
деятельности детей.

Как
было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности
детей отвечает воспитатель.   Повседневная работа с детьми, знание их
интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу
качественно и ответственно.

Музыкальный
руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого
репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество
его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование
работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать.
Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется
причина успехов детей.

Особенности
руководства самостоятельной   музыкальной деятельностью детей в
разных возрастных группах

Для
детей второй младшей и средней групп особое
значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, поскольку многие по
собственной инициативе музыкой, как правило, не занимаются. Воспитатель должен
всячески поощрять инициативу детей, даже в том случае, когда их деятельность
весьма несовершенна. На первых порах это самое главное. Вместе с тем, нельзя
упускать из виду собственно руководство их деятельностью, прежде всего
устранение недочетов. Воспитатель не должен проходить мимо, например,
фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам. Однако замечания
следует делать так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Нельзя
противопоставлять одного ребенка другому. Важно при этом подчеркнуть те сдвиги,
которые произошли в исполнении ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера,
а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Для того, чтобы поощрить
слушание музыки воспитателю нужно провести беседу в группе, выяснитькакую музыку дети слушают дома,
порекомендовать им этот вид деятельности.

Велико
значение помощи воспитателя при коллективных действиях
детей, например, в процессе музыкально-дидактических игр. Это объясняется тем,
что организовать свою деятельность
дети не могут и для их действий характерна дисгармония, которая иногда
переходит в конфликты: кое-кто нарушает правила игры, кто-то недоволен своей
ролью, а некоторые хотят в это
время играть громко на барабане, расстраивая всю игру.
Поэтому вначале воспитатель должен брать на себя функцию организатора и
контролера. Только к концу года можно постепенно передавать функции
организатора отдельным детям.

Важно,
чтобы дети не мешали друг другу. Нужно приучить их играть и петь не очень
громко, мотивируя эти тем, что, во-первых, громко петь не очень красиво, а
во-вторых, нельзя мешать другим.

В старшей
группе
, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности,
следует учитывать, что к этому времени у них появляется интерес к ее отдельным
видам. Поэтому здесь следует стимулировать детей к конкретному виду
деятельности, например,   пению, игре на музыкальных инструментах и
т, д. многие дети чувствуют себя недостаточно уверенно. Потому нужно
планировать индивидуальную работу, например, пение без сопровождения. Получив
одобрительную оценку воспитателя, дети почувствуют себя уверенно, с желанием
будут петь по собственной инициативе.

Учитывая
то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, воспитатель должен
следить за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию. В тех случаях, когда
ребенку трудно воспроизвести мелодию, воспитателю надо пропеть ее несколько раз
правильно. В процессе ритмики нужно не только поощрять танцы по собственной
инициативе детей, но и фиксировать эстетическую привлекательность движений.
Важно, чтобы дети не копировали механически движения воспитателя или других
детей.

В этом
возрасте следует поощрять инициативу детей, приучать их принимать самостоятельные
решения. Именно поэтому нельзя навязывать детям готовые решения, а нужно
стимулировать их поиски. Например, воспитатель предлагает: «Сегодня день
рождения Ани, и каждый должен преподнести ей музыкальный подарок (спеть,
станцевать и т.п.)». Или: «Давайте подумаем, какой концерт устроить для Вани,
который пришел к нам в детский сад после болезни» и т.д.

При
руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной
к школе группы
 следует учитывать неравномерность развития
отдельных форм музыкальной деятельности и появление вследствие этого некоторых
противоречий. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает
развитие певческих возможностей детей. Большинство детей охотно занимается
самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней
участия. По всей видимости, это результат
характерологических особенностей детей: робкий ребенок возможно и хочет спеть
или станцевать, но стесняется. Такое чаще всего наблюдается, в тех случаях,
когда первые попытки не были одобрены или вызвали насмешки у сверстников. К
этой группе детей нужно проявлять повышенное внимание, всячески поощрять их не
очень умелые действия.

Иной
подход нужен к детям, которые добились успехов и несколько преувеличивают свои
возможности, относятся свысока к
сверстникам, чувствуя себя лидерами. Таким детям предлагают более сложные
задания, требующие значительных усилий. В ряде случаев целесообразно даже
ограничить активность этих детей. Здесь особенно важен психологический подход,
учет индивидуальных особенностей.

В
руководстве пением детей особое внимание следует обратить на чистоту пения без
сопровождения. Важно предостеречь детей от слепого копирования сложных песен,
что может отрицательно повлиять на развитие детского голоса.

 Воспитатель
должен предварительно планировать и создавать условия для самостоятельной
музыкальной деятельности детей. Он должен быть соучастником этой деятельности,
побуждать детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем
конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести
викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник»
и т.д.

В
развитии самостоятельной музыкальной деятельности первостепенное значение имеет
качество проведения занятий. Очень важен метод показа воспитателя,
способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять
арсенал педагогических средств. Творческие задания, побуждение к
самостоятельным действиям на занятиях, анализ действий и коррегирование с одной
стороны, и развитие инициативы, уверенности детей в своих силах — с другой, а
также тесный контакт с родителями, их помощь в организации музыкальной среды –
таковы важнейшие предпосылки формирования самостоятельной музыкальной
деятельности.

Вопросы:

1.Понятие о
самостоятельной музыкальной деятельности,
ее значение

2. Формы самостоятельной
музыкальной деятельности. Факторы,
влияющие на ее возникновение и протекание

3. Организация
предметно-пространственной среды

4.Задачи, методы и
формы музыкального воспитания в семье.

5. Взаимодействие
учреждения дошкольного образования и
семьи.

1.Понятие о самостоятельной музыкальной деятельности, ее значение

В целом деятельность
рассматривается как самостоятельная,
если индивид выполняет новые задачи
или действует в незнакомой ситуации
без посторонней помощи. Самостоятельная
деятельность дошкольника предполагает
косвенное руководство взрослого, но
возникает по инициативе самих детей.
Важность и ценность ее в том, что она
позволяет перенести ЗУНы в повседневную
жизнь ребенка, развивает творческое
мышление, интерес к музыке и музыкальной
деятельности, активность, самостоятельность
дошкольника. Ее наличие свидетельствует
об уровне музыкального развития ребенка,
позволяет выявить наклонности и интересы,
оценить уровень работы музыкального
руководителя.

Структура
самостоятельной деятельности (по Н.А.
Ветлугиной):

  1. Возникновение
    художественного замысла, продиктованного
    мотивами и художественным опытом
    ребенка. На этом этапе осуществляется
    выбор вида деятельности, привлечение
    участников, распределение ролей,
    подготовка материалов.

  2. Самостоятельные
    действия по реализации замысла,
    определяемые уровнем владения способами
    переноса имеющегося опыта в новые
    условия.

  3. Совершенствование
    и коррекция замысла и способов реализации.

  4. Формы самостоятельной
    музыкальной деятельности. Факторы,
    влияющие на ее возникновение и протекание.

2.Формы самостоятельной музыкальной деятельности. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание

К формам
самостоятельной музыкальной деятельности
относится:

  1. Демонстрация
    песен, танцев.

  2. Взаимообучающие
    и самообучающие упражнения и дидактические
    игры.

  3. Сюжетно-ролевые
    игры.

На развитие
самостоятельной музыкальной деятельности
оказывают влияние факторы:

  1. Обучение на
    занятиях, развивающее у ребенка способы
    самостоятельных действий.

  2. Наличие ярких
    впечатлений от зрелищ в УДО, семье.

  3. Наличие косвенного
    руководства, поддержки воспитателя.

  4. Наличие музыкального
    уголка в группе.

3. Организация предметно-пространственной среды

Требования к
музыкальному уголку:

  1. Желательно
    отделенность от общего помещения
    (ширма)

  2. Эстетическое
    оформление и удобство.

  3. Доступность
    материалов дошкольникам (напр. высота
    полочек).

  4. Разнообразие
    материалов (музыкальные инструменты
    и игрушки, дидактические пособия,
    технические средства).

4.Задачи, методы и формы музыкального воспитания в семье.

Музыкальное
воспитание в семье имеет большое значение
для общего и музыкального развития
ребенка. Именно в семье закладываются
те основы, которые позволяют успешно
развивать у детей музыкальные способности,
приобщить их к музыкальному искусству,
сформировать положительное отношение
к музыке. Родители должны знать методы
и приемы, формы организации музыкального
воспитания в семье, понимать значение
музыкального воспитания, повышать свой
собственный культурный уровень.
Познакомить с ними родителей должен
воспитатель.

Задачи музыкального
воспитания в семье:

  • Обогащение
    духовного мира ребенка музыкальными
    впечатлениями, формирование интереса
    к музыке, передача традиций своего
    народа, формирование основ музыкальной
    культуры;

  • Развитие музыкальных
    и творческих способностей в процессе
    различных видов музыкальной деятельности
    (восприятие, исполнительство, творчество,
    музыкально-образовательная деятельность);

  • Содействие общему
    развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи
решаются в конкретной деятельности.
Родители должны стремиться ей обучать
детей в семье, музыкальных кружках,
студиях, посещать концерты, музыкальные
спектакли, обогащать детей разносторонними
музыкальными впечатлениями, расширять
музыкальный опыт.

Основные
педагогические методы (наглядный,
словесный, практический) применимы и в
музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой
метод

основной метод музыкального воспитания.
Если в семье звучит не только
развлекательная, но и народная и
классическая музыка, ребенок привыкает
к ее звучанию, обогащает свой слуховой
опыт.

Наглядно-зрительный
метод
– в
семейном воспитании имеет ряд преимуществ.
Дома, общаясь с ребенком, имеется
возможность показать книги с репродукциями
картин, рассказывая при этом об эпохе,
когда была сочинена музыка, традициях
и обрядах, познакомить с изображениями
предметов быта, одежды. Таким образом
обогащаются представления детей об
искусстве.

Словесный метод
– позволяет настроиться ребенку на
восприятие музыки, поддерживает возникший
интерес.

Практический
метод

позволяет ребенку овладеть определенными
умениями и навыками исполнительства и
творчества.

Успешность
применения всех этих методов зависит
от общекультурного и музыкального
уровня взрослых, их педагогических
знаний и способностей, терпения, желания
заинтересовать ребенка музыкой.

Музыка в семье
может использоваться как в виде занятий
с детьми, так и в более свободных формах
– развлечение, самостоятельное
музицирование детей, фоновое звучание.
На занятиях роль взрослого активна. К
менее активным формам руководства
взрослого относят: слушание грамзаписей
музыкальных сказок, музыки к мультфильмам,
самостоятельное музицирование детей.
Ребенок должен чувствовать поддержку
взрослого.

Более свободная
форма музыкальной деятельности — слушание
музыки одновременно с другой деятельностью
(тихими играми, рисованием).

Таким образом,
семейное музыкальное воспитание очень
важно для разностороннего развития
детей. Родители должны стремиться
наиболее полно использовать его
возможности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    18.03.201512.63 Mб15Зоология беспозвоночных.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

g1619515771.png

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие. Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски.

Инициативность, как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности.

Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, затем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие – подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовывают свои действия, ни с характером музыки, ни со средствами музыкальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Источники самостоятельной музыкальной деятельности.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. На музыкальных занятиях дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным дей­ствиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в само­стоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения хором и индивидуально, то дети сами смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницу жиз­ни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после прове­дения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной дея­тельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио — и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзапи­сей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Диафильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности.

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красев «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.).

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах и кубиках.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют полевки, песенки, придумывают пляски, построе­ния, используя знакомые движения.

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соот­ветствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад», мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змей­кой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музы­кально-дидактические игры, которые развивают у ребят способ­ность к восприятию, различению основных, свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два бараба­на», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направле­ние мелодии и ее ритм.

Дети в самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, харак­теризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организу­ют «оркестр» и выбирают дирижера.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слуша­ние музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в ис­полнении мастеров искусств.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкаль­ной деятельности, по собственной инициативе применяют свой му­зыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной прак­тики.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной развивающей среды: музыкальных уголков, зон, студий и др. В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СD-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные) т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей.

В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, кубики, органчики, колокольчики, шуршалки. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: А) требующие участия взрослого – магнитофонные записи, СD, и радио, телевизор. Б) а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, барабаны, бубенцы, трещотки, музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки, самодельные игрушки и т. д.)

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В «концерте» ребята организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей «зрителей», с непременным участием «ведущего». В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами орга­низовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок дол­жен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской деятельности важно отметить сле­дующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечат­ления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным пес­ням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы органи­зации самостоятельной деятельности.

Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр», выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. В самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, барабанчиках, бубенцах, дудочках и т. п.

Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают «дирижера». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по просьбе детей использует аудиозаписи, СD, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной деятельности.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражне­ний; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполне­нии тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Игра — следующая форма организации самостоятельной музы­кальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкаль­ного репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможно­стью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкаль­ное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесен­ки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра – следующая форма организации самостоятельной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание разных инструментах.

Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации

различных форм музыкальной деятельности.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

Во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

Во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

В-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки). Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье. Посещение театра и кино оставляет у детей сильное впечатление. Прослушивание радио и телепередач, также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Немаловажную роль играет просмотр выступлений воспитанников детских садов.

Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельности – это его соучастие в ней. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» м т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях.

Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т.д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на про­гулках.

Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вы­зывали желание повторять выученные произведения.

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение само­стоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утрен­никах и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хо­роводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых дети могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звуча­ние музыки, позволяет детям и в музицировании действовать ак­тивнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют их в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее от­далением месте. В распоряжении детей должно находиться неболь­шое количество инструментов, настольных музыкально-дидактиче­ских игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру­жение ребенка в семье. Во многих семьях есть радиолы, проигрыва­тели, магнитофоны. Создано немало пластинок и для детей: народ­ные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впе­чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

В семье дети часто слушают радио- и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытают­ся отразить в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников но­сит, инициативный, творческий характер, основывается на приобре­тенном опыте, отличается многообразием форм и является началь­ным проявлением самообучения.

Используемая литература:

1.http://detstvogid.ru/realizatsiya-samostoyatelnoy-muzyikalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/.html

2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ ?id=27792

  Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной музыкальной деятельности.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» есть раздел «Музыка». Он объединяет действия детей, каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие: песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игру на детских музыкальных инструментах, инсценировки и музыкальные спектакли, музыкально-дидактические игры.

В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками,        плоскостными     фигурками,                  куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

 В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям кто чем интересуется  ( пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании.  На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной  деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной деятельности – это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то  как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей и т. д.

  Планируя приемы руководства  музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельностью (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

 К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей».  Учитывая задачи воспитания  лучше  использовать другие формулировки, такие как: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношение детей» и т. д.

Это не просто замена одних слов другими, а принципиально другой  подход характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. Как было показано, за  музыкальную самостоятельную деятельность отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей, дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

 Музыкальные уголки создаются в детском саду с учетом возрастных особенностей детей и с каждым годом пополняются новыми инструментами,

музыкально-дидактическими играми и другими пособиями. Весь материал сразу не выкладывается, а вносится постепенно и периодически обновляется.

1 и 2 младшие группы

  В музыкальных уголках  должны  быть: погремушки, палочки, кубики; музыкальная шкатулка в которой вложены картинки по слушанию и по пению; шарманки, органчики, колокольчики, металлофон, треугольник, ксилофон, ложки, не озвученные инструменты, барабан, бубен; альбомы со звуками окружающего природного  мира (символика): звуки предметов, звуки «голоса природы» (по всем временам года), флажки, платочки; дидактические игры  (на развитие звуковысотного слуха, определение жанра: марш, колыбельная, танец); ободки  для    театрализации и подвижных игр.

Средняя группа

Ко всему, что было в младшей группе,  добавляются музыкальные игрушки, трехступенчатая лесенка, элементы декораций для драматизации; дидактические игры на определение тембров детских музыкальных инструментов; альбом с портретами композиторов.

Старшая группа

 Ко всему, что было в средней группе,  добавляются иллюстрации  инструментов русского народного оркестра, портреты композиторов; музыкально – дидактические игры на развитие темпа, ритма, тембра, гармонического слуха, характера музыки; альбом иллюстраций и стихов к «Детскому альбому» П.И.Чайковского; пятиступенчатая лесенка; нотный стан с нотами; игры на развитие детского творчества; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

Подготовительная группа

Добавляются музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового, гармонического и диатонического слуха, для развития детского творчества. Добавляются портреты композиторов, которые чаще меняются. Добавляются альбом с изображением инструментов  симфонического оркестра; альбом с иллюстрациями к «Карнавалу животных» К. Сен-Санса; связь образовательной области «Музыка» с другими областями.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольниковХочу такой сайт

В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально — творческих способностей детей. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

 Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются и во время занятий и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально – дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре .Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, поэтому воспитатель при проведении игры  обращает внимание, чтобы ребенок, следуя образцу воспитателя, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

 Музыкально – дидактические игры, находящиеся в уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Воспитатель должен пристально и внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставить детям больше самостоятельности. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, уголок самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально – дидактические игры, прослушивать музыку и т.д.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).
Играя  в «концерт» дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют  песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «лошадок» мальчики младшей группы поют песню «Лошадка», барабанят на барабане проигрыш «Цок, цок». Девочки, укачивая кукол, поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» , «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на нотном стане, изображая направление мелодии и ее ритм.В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках,  ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют маленькие  песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у  старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами,   характеризуя  персонажи  разными музыкальными инструментами. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей.  В своей самостоятельной практике он  применяет то, что усвоил на занятии:

1. Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках.
 Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

2. Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие  детей в утренниках и развлечениях.

Участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов.  Надо создавать такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески.

3. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты ( ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», который находится  в каждой группе. В распоряжении  детей находятся настольные музыкально-дидактические игры,  различные детские  музыкальные инструменты , альбомы с портретами композиторов и рисунками детей, работы детей по прослушанным произведениям сделанные на других занятиях или в свободное время, или совместно с родителями.

Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые п

есни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.

В начале учебного года  воспитатели присматриваются к детям:  чем дети интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатели не остаются к этому безучастными. Они создают для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. 
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый советуется с детьми: «Как  нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и включает диск, просит детей принести из дома диски с детскими песнями. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей .
Создавая условия для музицирования, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. Воспитателю необходимо подходит творчески. Нельзя ограничиватьсяся формулировкой «учить детей».   При планировании самостоятельной музыкальной деятельности педагог использует такие  выражения как: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности в группе отвечает воспитатель.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно

 Музыкальный руководитель обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на музыкальных инструментах.
Совместно с воспитателем продумывает планирование работы, оформляет  музыкальный уголок в помещении группы, где детям можно будет музицировать.  Наблюдает за детьми вместе с воспитателем в самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми, музыкальный руководитель лучше может оценить творческие способности и наклонности детей, их приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в музыкальные игры.   Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
 Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает  практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виагра капли для женщин инструкция по применению
  • Reptofresh инструкция по применению на русском
  • Руководство работ двумя кранами
  • Henco техническое руководство
  • Как сделать ленту для гриндера своими руками пошаговая инструкция