Методы руководства творческими играми детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Организация и руководство творческими играми детей

Воспитатель МБДОУ № 130

Бакарогло Т.Н.

г.Воронеж 2016г.

     Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

    Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

      Лев Семенович Выгодский (психолог и дефектолог) писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится — и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие. » Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ — дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких – то иных целей. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

     Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя — это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила — это игры с правилами.

    Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

      Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

  • помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
  • помочь сделать нужную для игры постройку;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства:

  • например младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки ивнесение игровых материалов;
  • старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
  • непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

     В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

     Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

  • обогащать содержание игры;
  • развивать конструктивные способности детей;
  • учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

  • постройка по замыслу;
  • по условиям;
  • по предложенной теме.

      В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методы руководства творческими
(сюжетно-ролевыми играми)

Группы
методов

Методы
и приемы, входящие в данную группу методов

1. Методы
организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие
детского коллективизма

1. Постановка
перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности.

2. Выполнение
воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации как возможное
регулирование взаимоотношений  между играющими.

3. Оказание
помощи в воспроизведении норм и правил коллективистских взаимоотношений при
длительном выполнении роли.

4. Упражнение
детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать
сюжетный ход игры путем разъяснения, одобрения, похвалы, доверия, советов по
возможному подбору материала для игры, беседа –разговор по поводу дальнейшего
хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей,
изготовление игрушек-самоделок.

5. Приучение к
самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов,
желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших,
положительных сторон, воспроизведения и раскрытия поступков, привычек, нравов
и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей,
индивидуальных  заданий и поручений для самостоятельного развития роли и
доведения ее до конца.

6. Объяснение
понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровой ситуации, связанной с
реализацией игры, выполнением роли и игровых правил.

7. Установление
игровых традиций.

2. Методы 
развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе
взаимосвязи обучения и игры

1. Проведение
экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2. Организация
(по возможности) встреч с людьми разных профессий

3.
Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей
коллективный труд взрослых и героику современной жизни.

4. Беседа,
рассказ с иллюстрированным материалом о труде взрослых и их взаимоотношениях
в процессе.

5. Рассказ
воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям картин о
современных событиях, происходящих  в стране.

6. Составление
детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей
жизни.

7. Индивидуальные
беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о современных событиях,
о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8. Инсценирование
отдельных литературных произведений с использованием игрушек и участием
детей.

9. Использование
персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, драматизации
литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

3. Методы
развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом

1. Обучение детей
умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2.Оказание помощи
в развитии строительного творчества.

3.Обучение приемам
коллективной постройки.

4. Обучение
навыкам изготовления игрушек-самоделок из разных материалов (картона, плотной
бумаги, дерева, фанеры, коробок, шишек, желудей и т.д.)

5. Приучение
детей к самостоятельному изготовлению игрушек-самоделок для игры, которой они
увлечены

КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карта № 1

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Создание условий для игровой деятельности

2

Осуществление руководства игровой (косвенное, прямое)

3

Поощрение к импровизации

4

Решение конфликтов в игре

5

Использование предметов-заместителей детьми в игровой деятельности

6

Привлечение в игру непопулярных детей

7

Учет половых признаков при организации игр

8

Создание условий для психологического комфорта детей в игровой
деятельности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карта № 2

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Создание условий для удовлетворения потребностей в игре

2

Методика проведения игры

3

Руководство воспитателя игрой

4

Дифференцированный подход к организации игры

5

Методы и приемы, используемые воспитателем для поддержания игры

6

Методы поощрения творчества в игре

7

Соблюдение баланса между игровой деятельностью и другими видами
деятельности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА СПОРТИВНОЙ ИГРЫ

Карта № 3

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Стиль организации игры (новая, на закрепление, самостоятельная
деятельность детей)

2

Соблюдение соотношения баланса игры и других видов детской деятельности

3

Используемые атрибуты и оборудование

4

Осуществление цели игры и используемые средства

5

Роль воспитателя в проведении игры

6

Методы и приемы, использованные для поддержания игры

7

Как дети соблюдали правила

8

Интенсивность физической нагрузки

9

Эмоциональное состояние детей

10

Работа воспитателя по технике безопасности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ

Карта № 4

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Соответствие содержания игры возрасту

2

Создание условий для игры (оборудование, желание детей, учет
интереса)

3

Объяснение правил

4

Способ выбора водящего

5

Контроль соблюдения правил игры

6

Методы поощрения в игре

7

Способы общения детей

8

Создание условий для проявления творчества

9

Эмоциональный настрой детей в игре

10

Работа воспитателя по формированию физических качеств

11

Физическая нагрузка

12

Учет групп здоровья воспитанников

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Выводы, рекомендации

1

Создание условий в группе для экспериментирования

2

Соответствие исследования реализуемой программе и возрастному
контингенту детей

3

Создаются ли условия для самостоятельного экспериментирования на
занятиях

Соблюдение техники безопасности в экспериментальных уголках

4

Создаются ли условия для самостоятельного экспериментирования на
занятиях

5

Используется индивидуальный подход при экспериментировании

6

Как используется продукт эксперимента

7

Методы побуждения к самостоятельному открытию

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

В статье анализируется проблема подготовки педагога к руководству самостоятельной деятельностью детей, в частности, одним из видов творческих игр – игрой-драматизацией; раскрыты педагогические условия подготовки педагогов к руководству игровой деятельностью дошкольников, исследованы возможности музыкальной игры-драматизации. Изучены причины затруднений, возникающих у педагогов дошкольного образования и способы их устранения на этапе обучения в вузе. Приведены методы обучения студентов игровому взаимодействию с детьми на занятиях по курсу «Развитие игровой деятельности в детском саду».

Проблема педагогического руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста является актуальной в связи с той значимой ролью, которую выполняет данная деятельность в жизни каждого ребенка, тем потенциалом, который содержит в себе и, безусловно, в связи с теми негативными тенденциями и реалиями, которые мы имеем в практике детского сада, а именно: утратой педагогами навыков совместной игры с ребенком и умений создать условия для самостоятельной детской деятельности. Намечается противоречие между малой востребованностью игры как таковой в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО), с одной стороны, и доказанной весомой ролью игры в развитии детской личности, с другой.

Игра в современном детском саду, по мнению ученых (Е.Е. Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.О. Смирновой и др.), вытесняется другими видами деятельности, наиболее важными с точки зрения практикующих педагогов (репетициями, подготовкой к школе и т.д.). В работах В.С. Собкина исследованы профессиональные позиции воспитателей по отношению к детям раннего и дошкольного возраста, касающиеся обязанностей педагога, стиля взаимоотношений, способов контроля поведения ребенка. Было установлено, что педагог, работающий с детьми раннего возраста, в большей степени ориентирован на адаптацию ребенка к условиям жизни в детском сообществе, основной формой организации его деятельности является игра. Чем старше ребенок, тем больше внимания воспитатель уделяет обучающим задачам, связанным с развитием речи, обучении грамоте, счету; игра сохраняется как форма организации детской деятельности, но не является основной. При взаимодействии с детьми в подготовительной группе на первый план выходит забота воспитателя по подготовке детей к школе [9, с. 55].


Образовательный процесс в ДОО расписан так, что у детей не остается времени на свободную деятельность, в условиях «полной занятости» (кружки, проекты) дети не успевают играть. Но и сам игровой процесс порой может выстраиваться как ущербный для детского развития.


Тенденция к увеличению числа игр с игрушками-монстрами беспокоит современных ученых, педагогов и родителей, появляются специальные исследования, связанные с психолого- педагогической экспертизой игрового оборудования, в частности, исследования Е.О. Смирновой и ее сотрудников детских игр с куклами Монстр Хай, в которых ученый делает выводы о размывании нравственно-эстетических идеалов и норм в процессе взаимодействия ребенка с подобной игрушкой, а также ставит вопрос о необходимости специально формировать образ человека и его качеств (внутренней и внешней красоты, проигрываемых им социальных ролей, доброты и др.) в процессе игры и общения с детьми [8, c. 43].

Между тем, в теории разработаны научные подходы к развитию ребенка в лоне специфических детских видов деятельности (игровой, общения, трудовой, познавательной, художественно-эстетической), и игра среди них занимает центральное место. Она признается ведущей деятельностью в жизни ребенка, формирует его взгляд на окружающее, оказывает благоприятное социализирующее влияние, пробуждает творческую активность; в науке разработаны формы и методы сопровождения и поддержки игровой деятельности детей, комплексное руководство играми дошкольников [1; 5; 7]. Положительное воздействие оказывают именно самодеятельные формы игры; в такой игре ребенок выступает как субъект собственной деятельности, он раскрывает свои возможности как творец и созидатель, но, вместе с тем, действует в игре ради нее самой – целью игры является не отражение мира, а желание играть, отражая мир; так в игру естественно вплетается «элемент жизни» (М.М. Рубинштейн). Игра как творческая деятельность, с одной стороны, дает простор для замыслов, развертывания сюжетов, с другой, поведение ребенка в ней сдерживается правилами, которые диктует сама роль. Д.Б. Эльконин указывает на то, что осознанное отношение ребенка к роли отражает глубину освоения окружающей жизни, а ролевое поведение становится ядром роли [10, с. 287]. Роль является одной из центральных структурных компонентов творческих игр. Войти в роль, значит, уметь встать на позицию Другого с помощью воображаемой ситуации, что вполне доступно ребенку дошкольного возраста.

Известно, что наибольшее развивающее значение для дошкольников имеет сюжетно- ролевая игра, в которой сюжетное действие творится «здесь и сейчас». Взрослый, осуществляя руководство игровой деятельностью детей, может находиться в трех позициях по отношению к играющему ребенку: в роли наблюдателя, партнера или советчика. Основная роль педагога по отношению к детской игре – наблюдатель. Игра проходит в естественных условиях дошкольной группы, и педагог может с помощью наблюдения оценить уровень ее развития (постановки ребенком игровых задач, вхождения в роль, использования предметов-заместителей и др.). В роли партнера воспитатель находится в положении «на равных», что предполагает активное участие в игре обоих соигроков, переход инициативы от одного к другому. В позиции советчика взрослый выступает тогда, когда ребенок обращается к нему за помощью. Бывает, что игра заходит в тупик, и дети не могут ее продолжить, тогда взрослый может посоветовать, как поступить или напрямую вмешаться, подключиться к детской игре.

Мы можем наблюдать, что в практике ДОО не только сюжетно-ролевая игра используется воспитателями неполноценно, но и другие виды игр недостаточно вводятся в педагогический процесс, не бытуют как самостоятельные. Нечасто можно увидеть, как дети самостоятельно играют в театрализованные (или дидактические) игры, и используют при этом не только известные готовые сюжеты (сказок, историй, кинофильмов), но и сочиненные специально, по ходу взаимодействия; как дети придумывают правила, переиначивают их, составляют новый сценарий игры. Между тем, развивающий потенциал подобных игр проявляется только при условии их самодеятельности.

Достаточно заорганизованными в практике детского сада выглядят творческие игры, особенно театрализованные, в которых воспитатель является инициатором всех действий (раздает текст сюжета; учит, какими движениями сопровождать каждый момент диалога и т.д.). Если педагог в работе с детьми доходит только до этапа разучивания готового сюжета и его отработки и на этом останавливается, то подлинного творчествования не происходит; становится ясно, что взрослые видят цель театрализованной игры (драматизации) в том, чтобы поставить спектакль, используя для этого один, но «верный» способ – репетиционный. Тем самым снижаются творческие возможности игр и самих детей. Как правило, трудности в осуществлении целенаправленного педагогического руководства детскими творческими играми заключаются в недостаточной компетентности воспитателя в области психологии и педагогики детских игр, а также вследствие неопытности. В использовании театрализованных игр педагогу необходимо показать детям их выразительное, художественное начало. Данный вид игр задействует эмоциональную сферу ребенка, раскрывает его эстетические и художественные качества. Воспитатель, используя разнообразные выразительные средства (музыки, изобразительного искусства, пластики движений), погружает ребенка в художественный образ. Однако, это удается не каждому педагогу.

Обучать воспитателя игровому общению с детьми необходимо на этапе получения образования в высшем учебном заведении. На студенческой скамье студент знакомится с разнообразием детских игр, изучает теорию воспитания детей в игре. Если студенты очного отделения в процессе обучения впервые сталкиваются с проблемой детской игры как будущие педагоги, то студенты-заочники уже имеют определенный опыт в руководстве играми детей.

Однако, в воспитательной деятельности большинство из практикующих студентов-заочников встречаются с рядом трудностей (как вовлечь ребенка в игру; что он может в ней отразить; как проследить степень продвижения ребенка в игре и т.д.). Задача вуза оснастить педагога способами взаимодействия с детьми в игре, осветить условия готовности педагога к руководству игровой деятельностью, которые в науке разработаны, на наш взгляд, недостаточно. С этой целью мы провели исследование. В качестве ключевых задач мы включили следующие:

  • определить уровень овладения педагогами умений и навыков организации детской игры;
  • показать преимущественные способы педагогического руководства творческими играми детей;
  • выявить потенциал музыкальных игр в эстетическом воспитании дошкольников, формировании их музыкальных и творческих способностей;
  • дать обоснованные рекомендации педагогам в области руководства игровой деятельностью детей.

Педагогическое образование» на педагогическом факультете ГСГУ (профиль «Дошкольное образование»), работающих в детских садах на должности воспитателя, с которыми мы проводили опрос, давали диагностические задания, осуществляли последующее обучение.

На этапе диагностики мы выяснили, что 90 % ответов свидетельствуют о некоторой осведомленности педагогов в области разнообразных игр, причем, 70 % воспитателей уверены в собственной компетентности, и в то же время заявляют, что для полноценной игры у них не хватает времени. Мы считаем, что подобные ответы свидетельствуют о не умении воспитателя планировать игру в режиме дня, предоставлять место и время для игры. В 8 % ответов педагоги указывают на недоступность для них информации по игре, в 2 % содержатся формальные ответы.

Среди причин, препятствующих проведению сюжетно-ролевых игр в досуговое время, названы: недооценка руководством детского сада (заведующими, методистами) распределения свободного времени в режиме дня в пользу самостоятельных игр детей, недостаток места и оборудования для игры. В ходе взаимодействия со студентами на занятиях по курсу учебной дисциплины «Развитие игровой деятельности дошкольников» мы использовали методы и приемы игрового обучения, которые позволили существенно разнообразить деятельность учащихся, привить им знания из области психологии и педагогики игры и умения организовывать игры детей; оснастить способами привлечения дошкольников и включения самих педагогов в игру. При этом мы отмечали, что педагог в работе с детьми выстраивает свой индивидуальный стиль взаимодействия, стиль собственной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности определяется рядом ученых как «взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей способов и характера осуществления определенной деятельности, … выступающей как динамический стереотип»; человек, считают ученые, так или иначе осознает свои индивидуальные особенности, может и в соответствии с ними организует собственную деятельность [6, с. 11]. Мы смогли проследить, как педагог включается в деятельность, взаимодействует с детьми, осознает свой индивидуальный почерк в работе в ними.

Мы использовали один из видов творческой игры – музыкальную игру-драматизацию, в которой музыка служит «исследовательским материалом». Л.В. Горюнова считает, что музыка рассказывает многое, задача слушателя следить за музыкальной мыслью и чередованием образов, чтобы ее понять [2, с. 35]. Мы использовали прием «слежения за ниточкой музыкального рассказа», для того чтобы студенты смогли найти в музыкальном содержании игровой сюжет. В нашем понимании музыкальная игра-драматизация есть одна из разновидностей традиционной игры-драматизации, основана на интеграции различных видов детских художественно-творческих деятельностей и интонационно-ролевом воплощении художественно-игрового образа средствами различных видов искусства, среди которых музыка выступает как стержневое [3, с. 103].
Мы использовали музыкальные игры-драматизации в студенческих постановках на зачетных мероприятиях (курс «Праздничная культура в детском саду»), вводили их в детских праздник в период студенческой практики, привлекали в качестве домашних заданий на практических занятиях. В качестве наиболее эффективных форм вводили разнообразные игры-ситуации как особые обстоятельства, в которые воспитатель должен погружать ребенка; события, способствующие созданию определенной атмосферы взаимодействия, стимулировать творческие проявления детей [ 4, с . 6 6]. В итоге мы убедились в том, что музыкальная игра-драматизация – действенная форма, одновременно и метод обучения будущих педагогов игровому взаимодействию с детьми, так как она:

  • имеет ярко выраженное художественное начало;
  • содержит в себе возможности для пробуждения различных видов творчества, благодаря
    стимулированию воображения;
  • являясь коллективной игрой, объединяет участников в общем идейном замысле и
    эмоциональном порыве;
  • является полифункциональным средством, способствующим эффективному развитию
    психических функций и потребностей в художественно-игровой деятельности.

Были выявлены педагогические условия готовности педагога к руководству творческими играми детей: основой выступает общекультурная компетентность педагога, теоретическая подготовленность в области игровой деятельности детей, артистизм и овладение способами игрового общения с ребенком. В итоге мы увидели, что педагоги в ходе педагогической практики стали более грамотно взаимодействовать с детьми в игре, освоили основные методы и приемы игрового общения, проявляли свои артистические и творческие качества, умело планировали игровую деятельность в режиме дня.

Литература:
1. Васильева О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей: пособие для
педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения.
Мозырь: Содействие, 2013.152 с.
2. Горюнова Л.В., Школяр Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на
уроках музыки // Музыка в школе. 1991. № 1. С. 30-38.
3. Губанова Н.Ф. Формирование творческой активности дошкольников в процессе
игры-драматизации: монография. Коломна: ГСГУ, 2016. 221 с.
4. Губанова Н.Ф., Губанов М.В. Социокультурное развитие личности ребенка:
монография. Коломна: ГСГУ, 2017. 220 с.
5. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 160 с.
6. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Особенности индивидуального стиля
профессиональной деятельности педагогов // Успехи современной науки и образования. 2016. № 10.
Том 4. С. 7 – 12.
7. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. М.: Линка-Пресс, 2015.176 с.
8. Смирнова Е.О., И.А. Орлова, М.В. Соколова, С.Ю. Смирнова. Что видят и чего не
видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016.
№ 2 (64). С. 34 – 43.
9. Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 7 (69). С. 46 – 55.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманитарный центр Владос, 1999. 360 с.
236

Автор: Губанова Наталья Федоровна, ГОУ ВО МО «Государственный социально-
гуманитарный университет», кафедра начального и дошкольного образования
Россия, Коломна

Фотографии: Pexels

Игра
как самоценная деятельность дошкольника,
ведущий вид детской деятельности.
Психолого-педагогические основы игры.
Непродуктивный характер игры, преобладание
воображаемого плана над реальным.
Творческая направленность игровой
деятельности.

Творческие
игры (сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные) и игры с правилами
как разновидности детских игр. Игровые
интересы дошкольников. Генезис
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного
возраста.

Ребенок
дошкольного возраста как субъект игровой
деятельности. Характеристика субъектной
позиции ребенка в творческих играх;
индивидуальные творческие проявления
детей в игровой деятельности.

Условия
развития самостоятельности и творчества
детей в творческих играх: гибкое
сочетание прямых и косвенных способов
руководства играми детей; поэтапное
изменение тактики педагогического
сопровождения ребенка в игровой
деятельности в зависимости от степени
освоения ребенком позиции субъекта
игровой деятельности на основе результатов
педагогической диагностики; отбор
содержания игр на основе интересов и
предпочтений современных дошкольников;
ориентация на индивидуальные творческие
проявления детей в игровой деятельности,
их дальнейшее стимулирование и развитие;
конструирование современной
предметно-игровой среды с использованием
полифункционального материала,
результатов детской продуктивной
деятельности.

Творческие
игры (сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные) и игры с правилами
как разновидности детских игр.

Игра
— это
деятельность, которая одновременно
протекает в двух планах. С одной стороны,
игра подразумевает условность ситуации
и содержит ряд условных элементов. С
другой стороны, в игре имеется план
реальных действий и отношений, так как
детям нужно договариваться о том, что
происходит в игре.

Игровые
интересы дошкольников.

Творческие
игры на основе готовых сюжетов
:
подражательные игры, театрализованные
игры, сюжетно — отобразительные игры.
игра — драматизация.

Подражательные
игры —
основанные
на повторении понравившегося действия
взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

Сюжетно
— отобразительная игра
(Выготский
— “игра — воспоминание”), в которой
ребёнок отображает действия взрослого,
повторяя их по памяти. (играют дети
раннего и младшего дошк. возраста).

Игра
— драматизация —

в которой основой игрового действия
является литературный сюжет.(играют
дети на протяжении всего дошкольного
детства).

Театрализованная
игра —
ориентирована
на зрителя, в них дети занимают позицию
актёров, которые показывают зрителям
спектакль.

Игры
с сюжетами самостоятельно придуманными
детьми


сюжетно — ролевые игры, режиссёрская
игра, игра — фантазирование, игры —
проекты.

Сюжетно
— ролевая игры —

это игры, в которых ребёнок самостоятельно
придумывает и развивает сюжет, принимая
на себя ту или иную роль. ( расцвет сюжетно
ролевой игры 3-5 лет).

Режиссёрские
игры —
в
них придумывание и развитие сюжета
происходит через роли, которые ребёнок
передаёт игрушками.

Игра
— фантазирование —
построена
на воображении, тесно связанном с готовым
рисунком или рисунком, выполняемым по
мере развития сюжета. Такая игра
сопровождается диалогами и монологами
героев, комментариями и протекает
преимущественно в речевом плане (старший
дошкольный возраст).

Игры
— проекты —
включают
в игровой процесс другие виды деятельности
(рисование, конструирование, ручной
труд) для реализации игровых задач
(старший дошкольный возраст).

Игры
с правилами

создаются и вносятся в жизнь детей
взрослыми.

К
ним относятся:
подвижные.
спортивные, интеллектуальные, музыкальные
(ритмические, хороводные, танцевальные),
коррекционные, шуточные (забавы,
развлечения), ретуально — обрядовые.

Среди
игр с правилами большую группу составляют
народные игры, которые передаются детьми
из поколения в поколение.

Игры
могут быть классифицированы по месту
в Пед. процессе детского сада (Венгер,
Михайлова, короткова, Новосёлова).

В
этом случае выделяют:


самодеятельные (самостоятельные) игры,
которые возникают по инициативе самих
детей;


игры, организуемые взрослыми в целях
обучения. воспитания или коррекции
развития детей.

Генезис
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного
возраста.

Сюжетно
— ролевая игра постепенно усложняется.
генезис сюжетно — ролевой игры был
раскрыт Д. Б. Элькониным.

1
этап.
Основным
содержанием игры являются действия с
предметами. Они осуществляются в
определённой последовательности, хотя
эта последовательность часто нарушается.
Цепочка действий носит сюжетный
характер.. Основные сюжеты бытовые.
Действия однообразны и часто повторяются..
Роли не обозначены. Дети охотно играют
со взрослыми. самостоятельная игра
кратковременна. Как правило, стимулом
возникновения игры является игрушка
или предмет — заместитель, раннее
использованный в игре.

2
этап.
Так
же действие с предметом. Последовательность
действий становится правилом. Возникает
первое взаимодействие между участниками
на основе использования общей игрушки.
Объединения детей кратковременны.
Основы сюжета по — прежнему бытовые.
Игрушки заранее не подбираются, но дети
чаще всего обращаются к любимым игрушкам.

3
этап.
Основное
содержание игры по — прежнему с предметами.
Роли чётко обозначены и определены до
начала игры. Игрушки и предметы подбираются
(чаще по ходу игры) в соответствии с
ролью. Игра чаще протекает, как совместная.
продолжительность игры увеличивается.
Сюжеты становятся более разнообразными:
дети отражают труд, быт взрослых.

4
этап.
Основное
содержание игры — отражение отношений
и взаимодействий взрослых друг с другом.
Тематика игр разнообразная; она
определяется не только непосредственным,
но и опосредованным опытом детей. Игры
носят коллективный характер. Количество
вовлечённых в игру увеличивается до
5-6 детей.

Таким
образом, усложнение сюжетно — ролевой
игры Эльконин рассматривает через
изменение её структуры и содержания,
длительности, разнообразия сюжетной
линии.

В
работах Михайленко и Коротковой (1980 — е
годы) усложнение сюжетно
— ролевой игры
рассматривается
через усложнение условных игровых
действий (замещения). Игра строится как
постоянный переход ребёнка из плана
условных действий в план их вербального
обозначения и обратно. Развёртывание
игрового сюжета в единстве этих двух
планов называется
способом построения игры.
Конкретный
способ построения игры характеризуется
тем, какой из элементов структуры сюжета
выступает для ребёнка определяющим и
в каком по форме игровом действии он
реализуется.

Можно
выделить три способа построения игры,
усложняющиеся по мере развития ребёнка:


о
последовательности предметно — игровых
действий

как способе построения игры.В 1,5 — 3 года
ребёнок может осуществлять простейшие
игровые действия с игрушками и предметами
— заместителями, вступая в кратковременное
игровое взаимодействие со сверстниками.

В
3 — 5 лет ребёнок может принимать и
последовательно менять по ходу игры
игровые роли, реализовывать их через
действия с предметами и ролевую речь,
вступать в ролевое взаимодействие с
партнёром — сверстником. Этот способ
называется
ролевым поведением.

В
5 — 7 лет игра строится на
основе сюжетосложения
,
и для ребёнка ведущим выступают не
отдельные элементы сюжета, а целостное
событие — повествование, включающее
персонажей и действия.

Использование
каждого последующего по сложности
способа позволяет ребёнку развёртывать
всё более сложные сюжеты игры со стороны
их тематического содержания и структуры.

В
конце 1990 — х годов в исследовании О. В.
Солнцевой было доказано, что освоение
сюжетосложения способствует переходу
детей от сюжетно — ролевых игр к
режиссёрским играм.

6.
Предметно-развивающая среда как условие
организации детской деятельности в
детском саду.
вопроса
нет!!!

Развивающая
среда как социокультурное пространство
развития личности ребенка. Компоненты
предметно-развивающей среды: предметное
содержание, его пространственную
организацию, их изменения во времени.

Направленность
предметной среды детства на физическое,
познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое развитие
ребенка. Принципы конструирования
развивающей среды дошкольного
образовательного учреждения (принцип
уважения к потребностям, нуждам ребенка,
принцип гибкого зонирования среды,
принцип уважения мнения ребенка, принцип
опережающего характера содержания
образо­вания, принцип динамичности
— статичности среды, принцип дистанции,
позиции при взаимодействии, принцип
детской активности, самостоятельности,
творчества, принцип эмоциогенности
среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого, принцип сочетания
привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды, принцип
открытости-закрытости среды, принцип
учета половых и возрастных различий
детей).

Характеристики
предметно-развивающей среды. Комфортность
и безопасность обстановки. Обеспечение
богатства сенсорных впечатлений.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной
детской деятельно­сти и структуризация
этой деятельности через насыщение
про­странства специальным образом
подобранными материалами. Обеспечение
возможности для исследования и научения.
Функциональность предметной среды.

Особенности
построения развивающей пространственной
среды в разных возрасных группах.

  1. Здоровьесберегающий
    потенциал педагогического процесса в
    детском саду

Физическое
развитие и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.

Проблема
сохранения здоровья ребенка в
педагогическом процессе. Здоровьесберегающий
потенциал педагогического процесса в
детском саду.

Требования
к организации режима дня в детском саду.
Формирование здорового образа жизни
средствами физической культуры.
Требования к организации физического
воспитания в детском саду. Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста.
Оптимизация режима двигательной
активности с учетом индивидуальных
особенностей детей.

Здоровьесберегающий
потенциал педагогического процесса в
детском саду.

Дошкольный
возраст — наиболее важный период в
формировании личности человека. Именно
в этом возрасте формируется характер,
нравственные качества, закладывается
и укрепляется фундамент здоровья и
развития физических качеств, необходимых
для эффективного участия ребенка в
различных формах двигательной активности,
что, в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования
и развития психических функций и
интеллектуальных способностей
дошкольника.

Анализ
здоровья детей дошкольного возраста
показывает, что количество здоровых
детей снижается, при этом увеличивается
количество детей больных хроническими
заболеваниями, многие дети имеют
нарушения осанки, плоскостопие,
большинство детей страдает двигательной
недостаточностью и сниженным иммунитетом.

Мышечная
нагрузка на детей уменьшается по
объективным причинам: родители не
уделяют должного внимания физическому
развитию детей, предпочитая заниматься
интеллектуальным, а в условиях ДОУ у
детей не всегда есть возможность играть
в подвижные игры.

Всё
это объясняет необходимость организовать
педагогический процесс в ДОУ таким
образом, чтобы обеспечить возможность
полноценного физического развития,
сохранения и обогащения здоровья детей.
Кроме того, серьезной задачей является
и воспитание валеологической культуры
для формирования осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни как собственных,
так и других людей.

Грамотная
организация режима дня способствует
сдоровьесбережению в ДОУ. Правильный
режим дня — это рациональная продолжительность
и разумное чередование всех видов
деятельности и отдыха детей в течение
суток. Режим дня должен соответствовать
возрастным и индивидуальным особенностям
детей и способствовать их гармоничному
развитию.

Формирование
здорового образа жизни в ДОУ средствами
физической культуры осуществляется
через:

организованную
образовательную деятельность
(физкультурные занятия);

образовательную
деятельность при проведении режимных
моментов (утренняя гимнастика, комплексы
закаливающих процедур и т.д.);

самостоятельную
деятельность детей (игры на свежем
воздухе, самостоятельные подвижные
игры и т.д.).

Физическое
развитие детей первого года жизни
организуют в форме индивидуальных
занятий, включающих комплексы массажа
и гимнастики по назначению врача.
Длительность занятий с каждым ребенком
составляет 6-10 мин. Начиная с 9 мес., помимо
комплексов гимнастики и массажа, с
детьми проводят разнообразные подвижные
игры в индивидуальном порядке. Допускается
объединение детей в небольшие группы
(2-3 реб.)

С
детьми второго и третьего года жизни
занятия по физическому развитию в рамках
основной образовательной программы
осуществляют по подгруппам 2-3 раза в
неделю. С детьми 2-го года жизни занятия
по физическому развитию проводят в
групповом помещении, с детьми 3-го года
жизни — в группе или в физкультурном
зале.

Занятия
по физическому развитию для детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуются не
менее 3 раз в неделю. Длительность занятий
по физическому развитию зависит от
возраста детей и составляет:


в младшей группе – 15 мин.


в средней группе – 20 мин.


в старшей группе — 25 мин.


в подготовительной — 30 мин.

Один
раз в неделю для детей 5-7 лет, вне
зависимости от времени года, следует
организовывать занятия по физическому
развитию на открытом воздухе. Их проводят
только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей
спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям. В теплое время года
образовательную деятельность по
физическому развитию рекомендуется
организовывать на открытом воздухе.

Закаливание
детей включает комплекс мероприятий:
широкая аэрация помещений, правильно
организованная прогулка, физические
упражнения, проводимые в легкой спортивной
одежде в помещении и на открытом воздухе,
умывание прохладной водой и другие
водные и воздушные и солнечные процедуры.

Дети
могут посещать бассейн и сауну только
при наличии разрешения врача-педиатра.
Присутствие медицинского персонала
обязательно во время плавания детей и
нахождения их в сауне. После пребывания
в сауне ребенку следует обеспечить
отдых в специальной комнате и организовать
питьевой режим. Температура воздуха
должна быть 60-70 градусов. Продолжительность
первого посещения ребенком сауны не
должна превышать 3 мин.

Для
достижения достаточного объема
двигательной активности детей необходимо
использовать все организованные формы
занятий: физические упражнения, подвижные
игры, спортивные упражнения. Работа по
физическому развитию проводится с
учетом здоровья детей при постоянном
контроле со стороны медицинских
работников.

Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста.
Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста
происходит постоянно, в рамках всего
педагогического процесса. Воспитатель
углубляет представления о здоровье и
здоровом образе жизни, значении
гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки, чистить зубы и
прочее). В увлекательной наглядно-практической
форме воспитатель обогащает представления
детей об организме (части тела, органы
чувств, движения, пищеварения, дыхания),
его потребностях, способах ухода за
ними, о предупреждении травматизма.
Обсуждаются темы безопасного поведения
– правила поведения в группе и на улице,
предупреждение травматизма, о необходимости
звать взрослого в случае опасных для
здоровья ситуациях.

Оптимизация
режима двигательной активности с учетом
индивидуальных особенностей
детей.

Оптимальный
двигательный режим для ребенка – это
тот режим, который соответствует его
потребности в двигательной активности,
а также соответствует функциональным
возможностям организма и способствует
улучшению физического состояния ребенка
и укреплению его здоровья. В условиях
ДОУ можно обеспечить индивидуальный
подход к воспитанникам, проведя
диагностику основных показателей
двигательной активности детей (объёма,
интенсивности и продолжительности) в
группе и поделив их на подгруппы, в
зависимости от уровня развития
двигательной активности (высокий,
средний, низкий). Такая мера позволит
воспитателю проводить дифференцированную
работу с подгруппами и использовать
индивидуальный подход, предлагая разным
подгруппам разные виды деятельности с
различной нагрузкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энтерожермина инструкция по применению цена для детей
  • Перфузор браун инструкция на русском языке
  • Кардикет инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Кардикет инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Дверь пвх гармошка инструкция по сборке