Методы руководства творческой игрой для ее обогащения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методы руководства творческими
(сюжетно-ролевыми играми)

Группы
методов

Методы
и приемы, входящие в данную группу методов

1. Методы
организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие
детского коллективизма

1. Постановка
перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности.

2. Выполнение
воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации как возможное
регулирование взаимоотношений  между играющими.

3. Оказание
помощи в воспроизведении норм и правил коллективистских взаимоотношений при
длительном выполнении роли.

4. Упражнение
детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать
сюжетный ход игры путем разъяснения, одобрения, похвалы, доверия, советов по
возможному подбору материала для игры, беседа –разговор по поводу дальнейшего
хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей,
изготовление игрушек-самоделок.

5. Приучение к
самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов,
желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших,
положительных сторон, воспроизведения и раскрытия поступков, привычек, нравов
и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей,
индивидуальных  заданий и поручений для самостоятельного развития роли и
доведения ее до конца.

6. Объяснение
понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровой ситуации, связанной с
реализацией игры, выполнением роли и игровых правил.

7. Установление
игровых традиций.

2. Методы 
развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе
взаимосвязи обучения и игры

1. Проведение
экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2. Организация
(по возможности) встреч с людьми разных профессий

3.
Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей
коллективный труд взрослых и героику современной жизни.

4. Беседа,
рассказ с иллюстрированным материалом о труде взрослых и их взаимоотношениях
в процессе.

5. Рассказ
воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям картин о
современных событиях, происходящих  в стране.

6. Составление
детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей
жизни.

7. Индивидуальные
беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о современных событиях,
о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8. Инсценирование
отдельных литературных произведений с использованием игрушек и участием
детей.

9. Использование
персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, драматизации
литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

3. Методы
развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом

1. Обучение детей
умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2.Оказание помощи
в развитии строительного творчества.

3.Обучение приемам
коллективной постройки.

4. Обучение
навыкам изготовления игрушек-самоделок из разных материалов (картона, плотной
бумаги, дерева, фанеры, коробок, шишек, желудей и т.д.)

5. Приучение
детей к самостоятельному изготовлению игрушек-самоделок для игры, которой они
увлечены

КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карта № 1

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Создание условий для игровой деятельности

2

Осуществление руководства игровой (косвенное, прямое)

3

Поощрение к импровизации

4

Решение конфликтов в игре

5

Использование предметов-заместителей детьми в игровой деятельности

6

Привлечение в игру непопулярных детей

7

Учет половых признаков при организации игр

8

Создание условий для психологического комфорта детей в игровой
деятельности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карта № 2

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Создание условий для удовлетворения потребностей в игре

2

Методика проведения игры

3

Руководство воспитателя игрой

4

Дифференцированный подход к организации игры

5

Методы и приемы, используемые воспитателем для поддержания игры

6

Методы поощрения творчества в игре

7

Соблюдение баланса между игровой деятельностью и другими видами
деятельности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА СПОРТИВНОЙ ИГРЫ

Карта № 3

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Стиль организации игры (новая, на закрепление, самостоятельная
деятельность детей)

2

Соблюдение соотношения баланса игры и других видов детской деятельности

3

Используемые атрибуты и оборудование

4

Осуществление цели игры и используемые средства

5

Роль воспитателя в проведении игры

6

Методы и приемы, использованные для поддержания игры

7

Как дети соблюдали правила

8

Интенсивность физической нагрузки

9

Эмоциональное состояние детей

10

Работа воспитателя по технике безопасности

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ

Карта № 4

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

Вид игры:____________________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Примечание

1

Соответствие содержания игры возрасту

2

Создание условий для игры (оборудование, желание детей, учет
интереса)

3

Объяснение правил

4

Способ выбора водящего

5

Контроль соблюдения правил игры

6

Методы поощрения в игре

7

Способы общения детей

8

Создание условий для проявления творчества

9

Эмоциональный настрой детей в игре

10

Работа воспитателя по формированию физических качеств

11

Физическая нагрузка

12

Учет групп здоровья воспитанников

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

КАРТА АНАЛИЗА

«Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Группа ____________________ ____________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________

№ п/п

Критерии наблюдения

Балл

Выводы, рекомендации

1

Создание условий в группе для экспериментирования

2

Соответствие исследования реализуемой программе и возрастному
контингенту детей

3

Создаются ли условия для самостоятельного экспериментирования на
занятиях

Соблюдение техники безопасности в экспериментальных уголках

4

Создаются ли условия для самостоятельного экспериментирования на
занятиях

5

Используется индивидуальный подход при экспериментировании

6

Как используется продукт эксперимента

7

Методы побуждения к самостоятельному открытию

Подписи ___________________________________

Кто контролировал:________________________________

Кого контролировали:_________________________________

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

АУ Чувашской республики СПО «Канашский педагогический колледж»

Доклад

на тему:

«Руководство творческими играми»

                                                               Выполнила:                                                                  

                                                           Студентка

заочного отделения

Петрова Е. С.

Проверил:

Качанова О.В.

Канаш, 2013

                                                   План

Введение…………………………………………………………………….3

Руководство творческими играми:

Руководство режиссёрскими играми……………………………………..4

Руководство сюжетно-ролевыми играми………………………………..6  


Руководство театрализованными играми………………..………………7

Руководство строительными играми………….…………………….…..10

Заключение…………………………………………………………..….…13

Литература………………………………………………………………….14

«Игра – путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который

призваны изменить.»

А.М. Горький

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

Игра – явление многогранное, ее рассматривают как особую форму
существования всех сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
          Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –
важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре
реализуется потребность воздействия на мир. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что
придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что
роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в
играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и
своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного
руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей,
установить с ними контакт. Тема игры – это то явление
жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа,
путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные
эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким
образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты.
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их
увлекательными, насыщенными действиями.

Таким образом, игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.


           Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных
впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в
замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления
задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой
искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях,
передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать
предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который
реализуется в процессе деятельности.

Руководство режиссёрскими играми.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.). В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны- 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры.                  

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего  им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр — создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке — за кустами, верандой и т. д.  Во многих дошкольных учреждениях предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры:

единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному:

«Давай сочиним вместе сказку о петушке»;

«Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»;

«Я начну сказку, а ты ее закончишь»;

«Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр — необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е. Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков:они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др.

С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры — убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»).

Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.


                                Руководство сюжетно-ролевой игрой.  

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно — ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру.

В младших группах педагог напрямую обучает детей способам игры – показывает, как играть с игрушкой, объясняет, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составляет не сложный сюжет игры, распределяет роли, играет с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированности детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему» Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу. Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”. Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.


Руководство театрализованными играми.


             Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей
формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации,
мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и
авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия
взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные
игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только
способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение
готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного
возраста является нелегкой задачей.

 Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

 В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность — процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия). Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетно-ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида — кукольного театра.

 Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.

 Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

 Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):

 — содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; —

 — педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

 — театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

 В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

 В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

 Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

 В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

 Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

 На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.

 Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.

 Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.

 Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».

 В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

 У детей — «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

 Дети-»исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

 Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию. Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

 Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.

 Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно — игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Руководство строительными играми.

 Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

 а) расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;

 б) обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих способностей;

 в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

 Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды — отборе строительного материала. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие.

В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т.п.

 Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер.  Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обустраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — дворики, заборчики и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приёмов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.

 Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно- ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы.

 Под руководством воспитателя ребёнок 4-5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки. Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, что каждое здание имеет основание — фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога должны укладывать фундамент. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как продолжать, чем закончить её. Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.

 Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.

 Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, ка пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми. Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также «читать» изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д. Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска. Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия , получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания.

 Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования. Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

 Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.


           Заключение

На основании вышеизложенного, можно выделить основные принципы организации творческой игры в педагогическом процессе детского сада.

  • для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно, игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

 И все же, эти принципы «повиснут в воздухе», если мы не определим реальной опоры, реального средства, на которое может опираться в своих действиях воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом — со стороны его строения. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.

 В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе.

 Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно.

На каждом возрастном этапе руководство педагогическим процессом организации игры должно носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

 Другое дело, что с изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

                                    Литература:

1.Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народная света, 1979.

2. Казакова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений,- 10-е издание, перераб. и  допол.,-М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 416 с.

3.Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.

4.Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.

5.Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение,1974.

  1. Какие
    виды игр встречаются чаще у детей вашей
    группы? Творческие. В данной группе
    дети очень любят играть в сюжетно-ролевые,
    театрализованные, конструкторские
    игры.

  2. Какие
    методы руководства творческой игрой
    необходимо использовать для её
    обогащения?
    Чтение
    произведений, рассматривание фотографий,
    иллюстраций, репродукций нескольких
    авторов на одну и ту же сказку,
    прослушивание аудиозаписи, рассказы
    по ролям, пересказ,. метод показа,

  3. Преобразовать
    предметно-пространственную игровую
    среду необходимо так, чтобы она позволяла
    детям свободно перемещаться, одновременно
    играть нескольким группам детей, чтобы
    в случае необходимости любой ребенок
    мог уединиться для индивидуальной
    игры.

  4. В
    своих сюжетно-ролевых играх дети
    отражают свой окружающий мир и его
    многообразие, они воспроизводят
    сцены из семейной жизни, из
    взаимоотношений взрослых, трудовой
    деятельности (врача, продавца, повара
    и т. д.).

  5. Какова
    структура сюжетов? Однотемные,
    многоперсонажные.

  6. Развитие
    игры у детей данной группынаходится
    на 2 этапе (по Д.Б. Эльконину).

  7. Какие
    роли исполняют дети в своих играх? Мамы,
    врача, пожарника, монтёра, продавца,
    повара, парикмахера и т. д.

  8. В
    руководстве сюжетно-ролевой игрой
    проявились элементы творчества

  9. Какие
    типы поведения и соответственно виды
    игр встречаются чаще всего у детей
    вашей группы? Связанная, немного сюжетной
    и совсем редко параллельная.

  10. Проявляются
    ли в играх детей стереотипы поведения,
    связанные с их половой принадлежностью?
    Да.

  11. Одобряют
    или отвергают в игре эти стереотипы?
    Одобряют, ну в крайнем случае соглашаются.

  12. Стратегия
    и тактика игрового взаимодействия
    воспитателя с детьми верна.

.

Задание 7.

Трудовым
оборудованием, имеющимся в группе и на
участке достаточно для организации
всех видов труда;

  1. доступно
    и целесообразно его размещение;

  2. оборудование
    соответствует санитарно-гигиеническим
    и педагогическим требованиям;

  • Какая
    трудовая деятельность организовывалась:
    ее виды, содержание, формы организации?
    Хозяйственно-бытовой труд, труд в
    природе. Формы организации использовались
    как индивидуальные, (индивидуальные
    поручения), групповые (групповые
    поручения) так и фронтальные (коллективный
    труд). Дежурство, поручения, совместный
    с взрослым труд и коллективный труд со
    сверстниками, организованный воспитателем.
    Труд организовывался в и форме поручений,
    и в форме самообслуживания.

  • В
    какое время организовывался труд детей,
    его продолжительность? В первой половине
    дня, на прогулке, во второй половине
    дня. Не продолжительный.

  • Соответствовали
    ли содержание и организация труда
    возрастным и индивидуальным особенностям
    детей? Да.

  • Какие
    методы и приемы использовал воспитатель
    при организации труда детей? Вовлекал
    робких, застенчивых детей, организовывал
    вокруг себя коллектив, побуждал детей
    самостоятельно договариваться о том,
    кто будет первым,  предупреждал
    или устранял возникающие конфликты
    (за лейку)

Трудовая
деятельность Трифанова Дмитрия достаточно
эффективна, трудовые поручения выполняет
с энтузиазмом ждет одобрения и получает
его в общем как и другие дети.

Направление
на педагогическую практику студентки

1.Ф.И.О.,
курс
Синькова Т.М. 2 курс
______________________

2.В
детский сад 1
№110
1

3.Район
________________________________________________

4.
Город 1
Липецк
1

5.Групповой
руководитель
Бессонова Анна Николаевна
1

Деятельность
ДОУ № 110 направлена на реализацию
основных задач дошкольного образования:
сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей; физическое,
интеллектуальное и личностное развитие
каждого ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей; оказание помощи семье в
воспитании детей.

Адрес:
г.Липецк пер. Рудный 9а.

Телефон:
49-33-13, 41-87-27, 41-87-27.

Электронная
почта: mdoulip110@yandex.ru

Адрес
сайта: 110.lipetskddo.ru

Режим
работы: пятидневная рабочая неделя

с
12-часовым пребыванием детей с 6.30-18.30.

Суббота,
воскресенье — выходные.

Заведующая
Емельянова Ирина Владимировна

Зам.
заведующей:

1.
Сысоева Галина Владимировна

2.
Тимошенко Валентина Николаевна

3.
Козлова Оксана Алексеевна

Программа,
по которой работает дошкольное уч­реждение
— «От рождения до школы»

Список
группы:

№ Фамилия
Имя ребенка

№ Фамилия
Имя ребенка

1 Афанасьев
Степан 18 Нечаева Софья

2 Баринова
Александра 19 Новикова
Анастасия

3 Болдырев
Дмитрий 20 Петраков
Илья

4 Бугаков
Артем 21 Полесский
Арсений

5
Бурдастых Николай
22 Родионова Ирина

6 Воржева
Алина 23 Романовский
Максим

7 Глазунов
Александр 24 Савосина
Валерия

8 Гринченко
Арина 25 Смотров
Дмитрий

9 Дымов
Кирилл 26 Тимченко
Валерия

10 Завьялова
Валерия 27 Трифанов
Дмитрий

11 Зубарева
Ксения 28 Чекрыжова
Алина

12 Коростелева
Алена 29 Челокьян Ева

13 Красных
Ксения 30 Чернышова
Арина

14 Крынина
Майя 31 Шалимов Илья

15 Михалев
Борис 32 Шестопалова
Виктория

16
Моисеенко Константин
33 Ширнин Марк

17 Мячина
Дарья

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

19.03.2016

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Головнина Мария Николаевна

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Оценить




1833

Содержимое разработки

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В детском саду мы организуем игру, во-первых, как совместную игру воспитателя с детьми, в которой мы выступаем как играющие партнеры и одновременно как носители специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и

Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

— совместные с воспитателем игровые действия

— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

— подсказывающие вопросы

Приемы косвенного руководства.

— подбор игрушек с определенными свойствами

— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

— постановка педагогом проблемной ситуации

Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/193632-metody-i-priemy-rukovodstva-sjuzhetno-rolevym

Также вас может заинтересовать

  • Дети, в школу собирайтесь! Занятие-сюрприз в подготовительной группе детского сада
  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» с учетом ФГТ
  • Занятие по безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников «Один дома»
  • Конспект совместной деятельности воспитателя с детьмив подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающей технологии «Подвижные игры» «Путешествие в русскую деревню»
  • Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию нравственных чувств у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Braun texstyle 7 инструкция по очистке от накипи
  • Неоцил лекарство инструкция по применению взрослым
  • Увд ялта руководство
  • Ферменкол крем инструкция по применению цена
  • I мануалы по ремонту для skoda