5.14.1 Процедура проведения внутренних проверок деятельности ОАО «ХХХ» с целью подтверждения соответствия требованиям системы качества поверки СИ регламентирована ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 и ГОСТ Р ИСО 9001.
5.14.2 Внутренние проверки качества поверочных работ осуществляются со следующими целями:
- оценки эффективности функционирования руководства по качеству и его отдельных элементов в соответствии с требованиями политики в области качества и НД;
- выявления несоответствий в Руководстве по качеству требованиям НД;
- определения возможностей совершенствования качества работ;
- контроля обеспечения единства измерений в ходе поверочных работ;
- проверка эффективности предупреждающих и корректирующих мер по результатам предыдущих проверок.
5.14.3 Внутренние проверки осуществляются в сроки, установленные планом, составляемым ежегодно заместителем Генерального директора по управлению качеством совместно с руководителем МС – Главным метрологом – руководителем ИЦ. При составлении плана учитывается требование о необходимости проверки эффективности выполнения корректирующих и предупреждающих действий, предпринятых по несоответствиям, выявленным в ходе предыдущих проверок.
5.14.4 Ответственность за планирование и организацию проведения внутренних проверок, охватывающих все элементы качества МС, возложена на руководителя МС – Главного метролога ОАО «ХХХ».
5.14.5 Объектами внутренних проверок системы качества являются:
- персонал МС (квалификация, обучение);
- эталонная база (поверка, техническое обслуживание, хранение);
- условие и качество проведения поверки;
- документация (объем и актуализация).
5.14.6 В МС установлены следующие формы контроля:
- Индивидуальный контроль под руководством руководителя МС – Главного метролога, при непосредственной поверке СИ, путем собеседования, проверки правильности проведенной поверки СИ, проверки протоколов поверки. Индивидуальный контроль проводится с предупреждением и без предупреждения.
- Внешний контроль работы поверителей групп по видам измерений, осуществляемый руководителем МС – Главным метрологом и контролирующим лицом, путем проверки соблюдения требований Руководства (проверка выполнения графиков поверки эталонов всех уровней, проверка ведения протоколов поверки, заполнения свидетельств, присутствие и участие при проведении технической учебы и т.д.);
5.14.7 Область проверяемой деятельности, результаты проверки и вытекающие из них корректирующие действия регистрируются в виде плана внутренней проверки, отчета (акта) о проведении внутренней проверки, листа регистрации несоответствий с указанием корректирующих действий и предупреждающих действий.
5.14.8 Учет результатов проведения внутреннего контроля МС ОАО «ХХХ» производится в соответствующем журнале (Приложение 3).
5.14.9 Анализ результатов проверки со стороны руководства.
5.14.9.1 Анализ со стороны руководства ОАО «ХХХ» результатов функционирования системы качества поверки СИ осуществляется ежегодно в январе месяце года, следующего за отчетным.
5.14.9.2 При проведении анализа учитываются:
- результаты внутренних проверок;
- результаты инспекционных проверок системы качества поверки СИ внешними организациями;
- результаты выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
- ресурсы;
- подготовка персонала.
5.14.9.3 По результатам анализа функционирования системы качества поверки СИ принимается решение об эффективности функционирования системы качества, степени достижения целей в области качества за прошлый год, а также утверждается план внутренних проверок на следующий год.
Анализ со стороны руководства в двух словах:
Вы (руководитель подразделения) представляете руководству отчет за период (год). Циферки, показатели, результаты проверок (аудитов) и т.д.
Руководство на основе этого проводит анализ и на собрании, совещании и др. мероприятии (а может и без мероприятия письменно) озвучивает результаты анализа.
Вы обеспечиваете документирование того , что озвучило руководство.
При
проведении анализа деятельности
метрологической службы предприятия
устанавливается:
—
наличие утвержденного положения о
метрологической службе предприятия,
разработанного в соответствии с Типовым
положением РД 50-732-93;
—
укомплектованность метрологической
службы квалифицированными кадрами, в
т.ч. специалистами, аттестованными в
качестве экспертов, участвующих в
проведении аттестации МВИ; наличие
плана повышения квалификации кадров
метрологической службы;
—
наличие актуализированного фонда
нормативных документов по обеспечению
единства измерений;
—
наличие лицензии на изготовление и
ремонт средств измерений для сторонних
организаций в соответствии с Правилами
по метрологии ПР 50.2.005-94;
—
соблюдение установленных действующим
законодательством правил поверки и
калибровки средств измерений, в том
числе эталонов, применяемых для целей
поверки и калибровки в соответствии с
Правилами по метрологии ПР 50.2.006-94 и ПР
50.2.016-94;
—
степень участия специалистов
метрологической службы в обеспечении
качества конкретных видов продукции
(в повышении эффективности контрольных
операций, внедрении нового поколения
средств измерений, контроля, испытаний,
в рассмотрении рекламаций и других
документов по возмещению убытков при
возникновении претензий заказчика
(потребителя) к качеству и оценки
количества продукции, вызванных
недостаточной точностью средств
измерений, контроля и испытаний и (или)
некорректной обработкой результатов
и т.д.);
—
состояние основных форм метрологического
контроля за средствами измерений на
предприятии, наличие учета средств
измерений, наличие утвержденных
поверочных схем, наличие и соблюдение
графиков поверки (калибровки) находящихся
в обращении средств измерений, наличие
информации о состоянии применения
аттестованных методик выполнения,
эталонов и других средств, применяемых
для калибровки средств измерений;
—
наличие информации об отказах средств
измерений, контроля, испытаний в процессе
эксплуатации, о состоянии и условиях
их хранения, об эффективности использования;
—
эффективность взаимодействия
метрологической службы по вопросам
метрологического обеспечения производства
с другими техническими службами
предприятия, осуществляется ли контроль
соблюдения всеми службами правил
законодательной метрологии и локальных
актов по вопросам метрологии, ведется
ли анализ причин нарушений правил
законодательной метрологии;
—
формы взаимодействия и сотрудничества
метрологической службы предприятия с
органами государственной метрологической
службы.
5.7. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования
Важнейшей
формой государственного контроля за
измерительной
техникой является поверка средств
измерений.
Поверкой
называется
установление органом государственной
метрологической службы (или другим
официально
уполномоченным органом) пригодности
средств измерений
к применению на основании экспериментально
определяемых
метрологических характеристик и
подтверждение
их соответствия установленным обязательным
требованиям.
Поверка осуществляется в соответствии
с Законом
«Об обеспечении единства измерений» и
рядом документов,
регламентирующих различные аспекты
поверочной
деятельности:
ПР
50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений.
IОрганизация
и порядок проведения»;
ПР
50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей
средств измерений»;
ПР
50.2.007-2001 «ГСИ. Поверительные клейма».
Основной
метрологической характеристикой,
определяемой
при поверке средств измерений, является
их погрешность,
которая находится путем сравнения
поверяемого
средства измерений с эталоном. Результаты
поверки средств
измерений, признанных годными к
применению, оформляют
выдачей свидетельства
о поверке,
нанесением
поверителъного
клеймаили
другим способом в соответствии
с нормативным документом по поверке.
Поверку
проводят специально обученные специалисты,
аттестованные в качестве поверителей
органами Государственной
метрологической службы.
Для
поверки измерительной техники используются
исправные,
более точные средства измерений, которые
и передают воспроизводимый (хранимый)
размер единицы соответствующей
величины рабочим средствам измерений.
Размер
единицы физической величины передается
от государственного
эталона другим средствам измерений с
помощью
«многоэтажной» системы эталонов и
рабочих измерений. Эту систему можно
представить в виде пирамиды,
в основании которой находится вся
совокупность однородных
(по ориентации на измерение соответствующей
величины) рабочих средств измерений,
вершину занимает
государственный эталон, а на промежуточных
этажах
расположены эталоны 1-го, 2-го, 3-го (иногда
4-го) разрядов.
Схема, изображенная на рис. 5.7.1., позволяет
проследить
последовательность передачи размера
единицы и представить количественную
сопоставимость эталонов
различных разрядов и рабочих средств
измерений. Эталоны
1-го разряда имеют большую погрешность
по сравнению
с государственным эталоном, поэтому
стоимость
их меньше, чем у эталона, и их количество
может достигать
от нескольких единиц до нескольких
десятков единиц.
То же самое можно сказать об эталонах
2-го разряда
и т.д.
Процесс
передачи размера единиц от эталонов
рабочим
средствам измерений связан с функциональным
взаимодействием
эталонного и рабочего средства измерений
или
эталона более высокого разряда с эталоном
меньшего
разряда (например, эталона 1-го разряда
с эталоном 2-го разряда), которое происходит
при поверке или калибровке
средств измерений.
Средства
измерений могут подвергаться первичной,
периодической,
внеочередной, инспекционной, комплексной,
поэлементной, выборочной поверкам.
Наиболее
часто используемыми являются первичная
и
периодическая поверки средств измерений
(ПР 50.2.006-94).
Первичная
поверкапроводится
при выпуске средства измерений из
производства или после ремонта.
Периодическая
поверкапроводится
при эксплуатации и хранении средств
измерений через определенные установленные
межповерочные интервалы.
Рис.
5.7.1. Схематическое изображение системы
передачи
размера единицы величины
Поверке
подвергаются средства измерений,
используемые
в сферах, на которые распространяется
государственный
метрологический контроль и надзор.
Средства
измерений, не входящие в сферу обязательного
государственного контроля, могут
подвергаться калибровке.
Калибровкой
устанавливается соотношение между
значением
величины, полученным с помощью данного
средства
измерений, и соответствующим значением
величины,
определенным с помощью эталона, с целью
определения
и подтверждения действительных
метрологических характеристик
этого средства измерений. Таким образом,
калибровка
по содержанию соответствует поверке
средств измерений,
а по исполнению относится к деятельности
калибровочных
органов метрологических служб предприятий.
Если
поверка является обязательной операцией,
то калибровка
— функция добровольная, выполняемая
аккредитованной
метрологической службой.
Система
калибровки строится на следующих
принципах:
—
добровольности;
—
обязательной передачи размера единиц
от государственных
эталонов рабочим средствам измерений;
—
технической компетентности;
—
самоокупаемости.
Главным
общим условием для обеспечения качества
результатов измерений, как при поверке,
так и калибровке
является обязательная передача размеров
единиц от государственных
эталонов при помощи рабочих эталонов,
находящихся в органах Государственной
метрологической
службы, эталонам предприятий и далее
рабочим средствам
измерений.
Открытая разработка документов | LINCO Open Source Анализ системы менеджмента со стороны руководства. Пример Версия 1. 01.06.2020 |
ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРЕЧНЮ ДОКУМЕНТОВ ❯
ПЕРЕЙТИ К ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 17025 ❯
АНАЛИЗ
системы менеджмента со стороны руководства
за ГГГГ год
1. Общие положения
2. Пригодность политики и процедур лаборатории
3. Результаты внутренних проверок
4. Результаты внешних проверок
5. Корректирующие действия (КД) и действия, связанные с рисками и возможностями
6. Жалобы (претензии)
7. Персонал
8. Приобретение услуг
9. Управление оборудованием и материалами
10. Управление документацией
11. Работа с заказчиками
12. Внешние условия
13. Результаты идентификации рисков
14. Обеспечение достоверности результатов
15. Оценка функционирования системы менеджмента испытательной лаборатории
16. Рекомендации по улучшению
1. Общие положения
Отчет содержит результаты анализа и оценки результативности деятельности испытательной лаборатории за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свой период).
При проведении анализа системы менеджмента Испытательной лаборатории (далее — ИЛ) за ГГГГ год рассматривались
следующие материалы и документы:
Указать реквизиты всех рассматриваемых материалов и документов. Например:
- Руководство по качеству ИЛ РК-N-ГГ версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденное генеральным директором Общества;
-
Политика в области качества ИЛ
КД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденная генеральным директором Общества; -
Декларация о беспристрастности и независимости
КД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденная генеральным директором Общества; - План перехода ИЛ на применение стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, утвержденный Руководителем ИЛ;
-
Анкета самообследования соответствия ИЛ требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
-
Реестр рисков ИЛ
КД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ;
- Отчеты по результатам внутренних аудитов за ГГГГ год;
- Протоколы проведения корректирующих действий;
- Журнал учета претензий;
- Заключения по результатам участия лаборатории в МСИ за ГГГГ год;
-
План профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала
П-NN-ГГ от ДД.ММ.ГГ, утвержденный Руководителем ИЛ; - Отчеты о повышении квалификации специалистов;
- Записи о мониторинге достоверности результатов испытаний;
- Анкеты оценки удовлетворенности заказчика качеством услуг ИЛ.
(указать прочие документы)
Испытательная лаборатория аккредитована и имеет уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № NN.
В связи со вступлением в силу Межгосударственного стандарта
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ИЛ перешла на применение данного стандарта.
В целях исполнения требований Приказа Росаккредитации от 9 августа № 144 «Об утверждении плана перехода
участников национальной системы аккредитации на применение международного стандарта ISO/IEC 17025-2017»
подготовлен План перехода ИЛ КД-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ на применение Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
Мероприятия по Плану перехода на применение международного стандарта выполнены, деятельность соответствует
требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
По результатам внутренних проверок соответствия ИЛ требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в соответствии с
Программой внутренних проверок КД-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ, составлена Анкета самообследования от ДД.ММ.ГГ.
Вернуться к содержанию
2. Пригодность политики и процедур лаборатории
2.1.
Политика Испытательной лаборатории в области качества
направлена на обеспечение высокого качества измерений
и максимальное удовлетворение потребностей внутренних и внешних заказчиков посредством создания и поддержания
стабильных условий, необходимых для эффективного функционирования системы менеджмента.
2.2. Политика в области качества продолжает отвечать требованиям системы менеджмента (далее по тексту – СМ)
ИЛ, что позволяет получать достоверные результаты. Процедуры, регламентированные Руководством по качеству и документами
СМ ИЛ, поддерживаются в удовлетворительном состоянии.
Вернуться к содержанию
3. Результаты внутренних проверок
3.1. В соответствии с Программой и графиком проведения внутренних проверок в ИЛ на ГГГГ год было запланировано:
N проверок (X горизонтальных, Y вертикальных). Проведено: X1 горизонтальных, Y1 вертикальных проверок.
3.2. Цель проверок — установление соответствия деятельности лаборатории требованиям
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и СМ ИЛ.
3.3. По результатам внутренних проверок выявлено следующее:
-
Лаборатория располагает руководящим и техническим персоналом, поддерживается система менеджмента в
соответствии с областью деятельности. Оформлена политика обеспечения качества результатов испытаний. -
Лаборатория обеспечена необходимой нормативной документацией (НД); имеется
процедура управления документацией;
проводится актуализация в соответствии с документированной процедурой. -
В лаборатории соблюдаются условия окружающей среды при проведении аналитических работ, здания и помещения
соответствуют требованиям пожарной безопасности. Проводятся постоянные проверки по соблюдению условий окружающей
среды, соблюдения требований ПБ и ОТ, чистоты и порядка в лаборатории. Своевременно принимаются меры по устранению недостатков. -
Проводится мониторинг достоверности результатов испытаний в соответствии с Планом П-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ,
в соответствии с которым проводятся работы по внутреннему лабораторному контролю. -
Имеется система идентификации объектов испытаний, которая поддерживается на протяжении всего пребывания
образца в лаборатории, пробы после окончания выполнения измерений/испытаний утилизируются. Созданы условия
для хранения и обеспечения сохранности объектов испытания. -
Квалификация и опыт сотрудников позволяет проводить испытания в заявленной области аккредитации.
Персонал при поступлении на работу проходит стажировку, после выполнения контрольной задачи получает
доступ к самостоятельной работе, о чем своевременно сделаны записи. Технические учебы проводятся
постоянно в зависимости от необходимости поддержания качества проводимых испытаний. В лаборатории
имеется процедура по работе с заказчиками. Существует прямая и обратная связь с заказчиками
(физическими и юридическими лицами). -
Лаборатория располагает оборудованием всех видов для отбора проб, проведения измерений и испытаний.
Каждая единица оборудования идентифицирована. Все средства измерений поверены, испытательное оборудование
аттестовано. В лаборатории имеются процедуры по безопасному обращению, использованию и плановому обслуживанию оборудования.
3.4. По результатам внутренних проверок можно сделать вывод:
работа лаборатории по установлению показателей качества в ГГГГ году удовлетворительна, результаты измерений,
проводимые в лаборатории в заявленной области аккредитации достоверны.
Вернуться к содержанию
4. Результаты внешних проверок
4.1. В ГГГГ г. пройдена процедура подтверждения компетентности / расширения ОА ИЛ, включая выездную экспертизу
на соответствие лаборатории, установленным требованиям. По результатам экспертизы лаборатория подтвердила свою
компетентность (расширение ОА) в качестве испытательной лаборатории.
Вернуться к содержанию
5. Корректирующие действия (КД) и действия, связанные с рисками и возможностями
5.1. По каждому выявленному в ходе внутренних аудитов несоответствию/замечанию был проведен анализ и разработаны
корректирующие действия, которые были отражены в Журнале регистрации несоответствий и корректирующих действий.
5.2. «Действительно очень значимых» и «довольно значимых несоответствий» в результате внутренних аудитов в ИЛ не выявлено,
обнаруженные несоответствия относятся к разряду «незначительных несоответствий/ замечаний».
5.3. Итоги выполнения корректирующих действий, связанных с рисками и результаты внутренних проверок,
показали эффективность корректирующих мероприятий.
Вернуться к содержанию
За ГГГГ год в ИЛ претензий от внутренних и внешних заказчиков не поступало.
Вернуться к содержанию
7.1. Для обеспечения проведения испытаний в области аккредитации и эффективного функционирования системы
менеджмента в аккредитованной лаборатории предусмотрена штатная численность в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
7.2. Все специалисты имеют специальное образование, необходимые технические знания и опыт в соответствии
с квалификационными требованиями и регламентируемыми методиками измерений.
7.3. Всего в ИЛ работает NN человек, из них – N1 с высшим образованием, N2 человек — со средним специальным образованием.
7.4. Проведено внешнее обучение сотрудников лаборатории. N человек прошли повышение квалификации.
Вернуться к содержанию
8.1. Обеспечение лаборатории материально-техническими ресурсами (далее по тексту – МТР) осуществлялось
централизованно на основании ежегодных и оперативных заявок согласно бизнес-плану ГГГГ г.
8.2. Приобретение реактивов, химической посуды стандартных образцов и расходных материалов производилось
в соответствии с требованиями нормативной документации на методики (методы) измерений с указанием их квалификации, марки и т. д.
8.3. Приобретение услуг и запасов осуществлялось в организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
8.4. Актуализация НД проводится посредством ИПС «Техэксперт».
8.5. За ГГГГ год в ИЛ поступило оборудование:
- средств измерений (СИ) — NN шт.;
- испытательное оборудование (ИО) — NN шт.;
- вспомогательного оборудования (ВО) — NN шт.,
8.6. Приобретаемые МТР прошли процедуру входного контроля. На все химические реактивы, поступившие в
лабораторию, имелись сертификаты (паспорта) качества.
8.7. Пригодность оборудования и СИ к использованию подтверждена результатами поверки СИ и аттестацией ИО,
которую осуществляет ФБУ «Центр стандартизации и метрологии» (ФБУ «ЦСМ») на основании договора, в соответствии
с утвержденным Графиком поверки и аттестации оборудования.
Вернуться к содержанию
9. Управление оборудованием и материалами
9.1. Лаборатория располагает материально-технической базой, необходимой для проведения аналитических работ в области аккредитации.
9.2. Управление реактивами и материалами включает их регистрацию, входной контроль,
учет реактивов и расходных материалов, хранение, продление срока годности — при необходимости,
использование в соответствии с требованиями документов на методики измерений, утилизацию.
9.3. Качество дистиллированной воды контролируется по ГОСТ 6709-72 «Вода дистиллированная»,
воды для лабораторного анализа контролируется по ГОСТ Р 52501¬-2005 «Вода для лабораторного анализа. Технические условия».
9.4. Результаты контроля качества дистиллированной воды, воды для лабораторного анализа регистрируются в
Журналах регистрации результатов испытаний дистиллированной воды, воды для лабораторного анализа
.
9.5. Средства измерений, испытательное, вспомогательное оборудование в ИЛ находятся в удовлетворительном состоянии.
В лаборатории осуществляется учет, плановые поверки, аттестация.
Вернуться к содержанию
10. Управление документацией
10.1. Лаборатория обеспечена нормативной документацией, необходимой для проведения аналитических работ в
области аккредитации и решения вопросов метрологического обеспечения аналитического контроля. Вся нормативная
документация маркируется и хранится в отдельных папках.
10.2. Контрольные экземпляры всей нормативной и методической документации хранятся у менеджера по качеству,
в условиях, исключающих случайную утрату или разукомплектование, учтенные копии — хранятся в лаборатории,
на рабочих местах.
10.3. Периодически осуществляется актуализация НД. Устаревшие НД изымаются, маркируется соответствующим образом
и сдаются в архив.
10.4. Существует архив документов лаборатории.
10.5. Протоколы испытаний подготавливаются в установленной форме.
10.6. Процедура управления документацией и записями, регламентированная Руководством по качеству и документами
СМ поддерживаются в актуальном состоянии.
Вернуться к содержанию
11.1. В лаборатории имеется Процедура работы с заказчиками КД-N-ГГ. С целью обеспечения удовлетворенности заказчиков
определялись требования к выполняемым аналитическим работам и в течение всей работы лаборатория поддерживала связь с заказчиками.
11.2. По истечении ГГГГ г. было проведено анкетирование внутренних заказчиков с целью оценки их удовлетворенности.
Вернуться к содержанию
12.1. ИЛ располагает всеми необходимыми помещениями для проведения работ в области аккредитации, включая помещения для
проведения всех видов измерений, регистрации и обработки результатов измерений, хранения расходных материалов.
12.2. Необходимые условия окружающей среды, установленные в нормативных документах на МВИ и в руководствах по
эксплуатации оборудования, поддерживались с помощью вентиляции, освещения, обогрева, кондиционирования и других
технических средств.
12.3. Регистрация условий окружающей среды осуществлялась ежедневно в помещениях, где проводились
аналитические работы, с записью в
Журналах контроля внешних условий, согласно требованиям Руководства по качеству.
Вернуться к содержанию
13. Результаты идентификации рисков
В ГГГГ году в целях установления системы риск-ориентированного подхода в СМ, издано распоряжение по лаборатории.
Определен состав рабочей группы по управлению рисками СМ. Сформирован
Реестр рисков, включающий в себя:
- идентификацию риска
- оценку
- последствия риска
- действующие меры управления рисками
Рабочей группой выявляются, анализируются, определяются мероприятия, направленные на снижение (исключение) рисков.
Вернуться к содержанию
14. Обеспечение достоверности результатов
14.1. В ГГГГ г. для обеспечения качества результатов измерений был проведен:
- контроль наличия условий для проведения текущих анализов;
-
контроль соблюдения требований документов на методики КХА, включая контроль приемлемости
результатов единичных анализов, получаемых в условиях повторяемости; - оперативный контроль процедуры анализа при реализации методики;
- контроль воспроизводимости методики;
- контроль стабильности результатов измерений;
-
ежегодный анализ действующей системы обеспечения качества и принятие корректирующих действий по
поддержанию качества результатов измерений и КХА.
14.2. Разработан План мониторинга достоверности результатов испытаний КД-N-ГГ.
14.3. В результате проведения внутрилабораторного контроля качества (ВЛК) результатов измерений/испытаний
по ранее внедренным методикам измерений/испытаний, входящих в область аккредитации лаборатории, была продемонстрирована
возможность получения результатов с характеристиками погрешности не превышающих установленные значения в НД. Результаты
оформляются в виде протоколов. Так же ИЛ принимала участие в процедурах внешнего контроля качества результатов измерений.
14.4. В ГГГГ году ИЛ участвовала в проверках квалификации (межлабораторных сравнительных испытаниях) по
следующим объектам испытаний:
- вода питьевая (X1 показателей: перечисление)
- вода сточная (X2 показателей: перечисление)
- вода природная (X3 показателей: перечисление)
Были получены следующие заключения: качество результатов испытаний признано удовлетворительным.
Вернуться к содержанию
15. Оценка функционирования системы менеджмента испытательной лаборатории
15.1. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
структура Испытательной лаборатории и организация работ по осуществлению испытаний
объектов аналитического контроля, закрепленных за лабораторией областью аккредитации,
соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019
и внутренним документам лаборатории.
15.2. Квалификация и опыт сотрудников позволяет проводить испытания в заявленной области аккредитации.
Персонал при поступлении на работу проходит стажировку, после сдачи экзамена получает доступ к самостоятельной работе,
о чем своевременно сделаны записи в
журналах инструктажей. Технические учебы проводятся постоянно в зависимости от
необходимости поддержания качества проводимых испытаний.
15.3. Лаборатория обеспечена необходимой нормативной документацией (НД); имеется процедура управления документацией.
15.4. В лаборатории соблюдаются условия окружающей среды при проведении аналитических работ здания и помещения
соответствуют требованиям пожарной безопасности. Проводятся постоянные проверки по соблюдению условий окружающей
среды, соблюдения требований ПБ и ОТ, чистоты и порядка в лаборатории. Своевременно принимаются меры по устранению замечаний.
15.5. В лаборатории организовано управление стандартными образцами и реактивами. Проводится внутрилабораторный
контроль качества результатов анализа: разработана процедура мониторинга достоверности результатов.
15.6. Имеется система идентификации объектов испытании, которая поддерживается на протяжении всего пребывания пробы
в лаборатории, пробы после окончания выполнения измерений/испытаний утилизируются. Созданы условия для хранения и
обеспечения сохранности объектов испытания.
15.7. Лаборатория располагает оборудованием всех видов для отбора проб, проведения измерений и испытаний.
Помимо этого, на ГГГГ г. запланирована покупка новых приборов и оборудования для лабораторного контроля.
15.8. Каждая единица оборудования идентифицирована. Все средства измерений поверены, испытательное оборудование аттестовано.
В лаборатории имеются
процедуры по управлению
, безопасному обращению, использованию и плановому обслуживанию оборудования.
15.9. В лаборатории существует обратная связь с заказчиками. По окончанию года проводится анкетирование
удовлетворенности заказчиков выполнением исследований, проводимых ИЛ.
15.10. По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод: работа лаборатории в ГГГГ году удовлетворительна,
результаты измерений, проводимые в лаборатории в заявленной области аккредитации, достоверны. Система менеджмента в аккредитованной лаборатории действует и постоянно совершенствуется.
Вернуться к содержанию
16. Рекомендации по улучшению
16.1. С целью совершенствования СМ в Испытательной лаборатории необходимо:
разработать рабочие инструкции и процедуры (перечисление процессов).
16.2. Поддерживать на требуемом уровне характеристику погрешности и внутрилабораторной прецизионности результатов испытаний.
16.3. Принять участие в проверках квалификации (межлабораторных сравнительных испытаний) на ГГГГ г. по
объектам испытаний области аккредитации лаборатории.
16.4. Принять участие в межлабораторных сличениях, отличных от проверок квалификации.
16.5. Провести в ГГГГ году мероприятия по повышению квалификации сотрудников лаборатории,
согласно годовой заявке повышения квалификации персонала.
16.6. Проработать перечень необходимого лабораторного оборудования, для приобретения в ГГГГ г.
16.7. Своевременно проводить актуализацию нормативных и методических документов.
16.8. Проводить актуализацию Реестра рисков.
16.9. Проводить внутренние проверки в лаборатории по графику проведения внутренних проверок на ГГГГ год.
Руководитель ИЛ, Фамилия, Имя, Отчество
Дата
Подпись
ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРЕЧНЮ ДОКУМЕНТОВ ❯
ПЕРЕЙТИ К ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 17025 ❯
1) Определенных типовых бланков и графиков нет и быть не может. Правила придумываются самолично, прописываются в СМК. Вот если Вы сами для себя придумаете типовую форму — то будет на вашем предприятии типовая форма. Извне не возьмете.
2) По порядку проведения анализа по тексту ГОСТ.
«в соответствии с предварительно установленным графиком и процедурой» — у вас должно в СМК быть прописано, как часто, когда и каким образом вы анализируете смк. Это может быть отдельная процедура, инструкция, например «Документированная процедура «Анализ со стороны руководства», м.б. раздел в РК).
«Высшее руководство» в ИЛ — нач.лаб. Есть мнение некоторых экспертов, что к анализу надо привлекать директора ООО если он не начлаб, т.к. в итоге денег на все дает он. Я это мнение разделяю, у меня анализ проводит начлаб+директор.
«Периодически проводить анализ» — в СМК задайте периодичность, классика — ежегодно в 1 квартале, и придерживайтесь заданной периодичности.
«Пригодность политики и процедур» — в ходе анализа должны оценить, надо ли менять политику в области качества, документы СМК (м.б. изменение законодательства и нд, планы на расширение/сокращение оа, много-много косяков в работе = смк фиговенькая и требует внимания, пересмотра, прочие причины необходимости изменения внутренних документов)
«Отчеты руководящих и контролирующих сотрудников» — для анализа вам надо как-то собрать информацию о работе лаборатории за истекший год, которую будете анализировать. О движении, учебе, экзаменовке, аттестации персонала, приобретении материальных ценностей, результатах проверок — внутренних (внутренние аудиты) и внешних (росаккредитация, инспекция труда, прокуратура и т.д.), работе с поставщиками — кто косячит, кто молодец, какие были проблемы (не забывайте о поставщиках услуг), кто много денег стал хотеть и надо менять, субподрядчиками, результатах кд и пд, мси, объем работы в количествах заявок, финансовые показатели работы, грядущие изменения в законах и нд и проч. Директор и начлаб конечно ребята мозговитые, но всего за год упомнить и знать не могут. Поэтому справку в произвольной (или закрепленной вами в смк) форме готовят отдел кадров, финансисты, менеджер по качеству, метролог, плановый отдел и т.д., может вообще у вас один чел за всех. Справки обычно в сравнении с прошлым периодом — для наглядности изменения ситуации (например, в поза том году уволилось 3 человек и доход был 10 млн руб, а в том году уволилось 30 чел и доход 1 млн руб, значит надо че-то срочно делать )
«Результаты последних внутренних проверок» — ответственный за проверки берет годовой график, пишет в отчете сколько было запланировано, сколько сделано, с какими результатами — где и сколько выявлено несоответствий. Может написать в чем причина, кто виноват и что делать. На его усмотрение (или ваше, если закрепите в СМК что ему писать)
«КД и ПД» — аналогично результатам ВА. Кто отвечает за них пишет — чего планировали, чего делали, достигли ли целей. Особенно меня радует обязательный у меня пункт — скока денег на это потратили. И когда потратили, например, 30 тыщ и манагер скромно приписывает, что «кд результативны не в полном объеме» — я точно знаю, что квартальной премии у ответственного за выбор и реализацию кд не будет
«оценки, проведенные сторонними органами» — кто вас проверял за год и каковы результаты — росаккредитация, ГИТ, прокуратура, и иже с ними.
«результаты мси» — чего запланировано, чего сделано, с кем договоры, какие результаты. В отчете ответственный может дать пожелания — с кем на следующий год поработать, по каким показателям/факторам.
«изменения объема и вида работ» — сравниваете показатели доходов/расходов, заказов в штуках (объем работ), вид работ — новые методы исследований, новые факторы, новые направления и т.д. Что произошло за тот год
«обратная связь с заказчиками» — заказчик внутренний, но согласно ГОСТ у вас должен быть механизм получения обратной связи. Как минимум журнал претензий. Как максимум — придумайте какую-нибудь анкету удовлетворенности. В конце концов так и пишите — на словах хвалят. Если проблемы с внутренним заказчиком имеете — фиксировать в журнале обязаны, отражаете все жалобы в справке для анализа. Кстати, а к внутреннему заказчику от его заказчиков жалоб на материалы, вами испытанные, не поступает?
«Претензии» — см. обратную связь
«Рекомендации по улучшению» — может подать любой работник. Плюс в ходе анализа сами соображайте исходя из общей информации, что и где можно улучшить, в этом и есть смысл анализа. Например, мой высококлассный инженер в поза-поза-поза том году на 1 заявку тратили 1 час 10 минут из-за медленно печатающего струйного принтера — протокол на 5 листах, на 1 заявку надо 5-7 протоколов. Заменили ему принтер на новый лазерный, скорость возросла до 35 минут, угрозы срыва заказа больше не возникало. Предложение поступило от него.
«Ресурсы и подготовка персонала» — сколько человек уволилось/устроилось/ушло в декрет, обеспечивают ли они производственные потребности, сколько выучилось, получило вышку, переквалифицировалось, повысило квалификацию, результаты аттестации на соответствие должности, как поживают стажеры и проч.
У меня все эти отчеты собирает менеджер по качеству, изучает, делает какие-то свои пометки, передает мне. С директором садимся, читаем, обсуждаем, делаем выводы. Смотрим, чего планировали в том году, решаем, достигли ли поставленных целей. Разрабатываются планы на будущее. Оформляется протоколом. По каждому пункту — изложение фактов (из отчеты), вывод. Под конец документа — согласованные мероприятия по улучшению, сроки, ответственные. На основе них менеджер по качеству при необходимости готовит План предупреждающих действий.
То что вы пишите «проверка статуса госта… заполняют ли журналы правильно…» — это проверяется в ходе ежегодных внутренних аудитов (проверок). Вот кто их проводит, вам к анализу отчет и подготовит, где напишет «проверяли процесс управления документацией, выявили 1 несоответствие, касающееся управления внешней документации — Петрова из первого отдела пользуется старым ГОСТом. По сему факту провели анализ, установили причину — специалист фонда НД уж месяц как забухал и актуальность документов не проверяет, везде бардак, Провели коррекцию — петровой дали новый документ, благо испытание она еще делать не начала, иначе б была несоответствующая работа со всеми вытекающими. Корректирующим действием выбрано уволить спец.фонда НД, ибо это шестой запой за полгода, а от нашей ИЛ жизни людей зависят.»
Еще Вы пишете «подготовка персонала — стабильно 1 раз в 5 лет». Если у вас написано так в СМК и никаких оговорок, пункту про обеспечение компетентности персонала и определения необходимости в подготовке вы заведомо несоответствуете. А если методику новую внедряете или прибор? А если движуха в кадрах и одного спеца надо обучить еще чему-то? Или он вроде умный-умный, а эксперимент при ПК завалил мама не горюй, хуже стажера… Но это лирика, это касается больше раздела (документа) СМК про управление персоналом. Для анализа со стороны руководства пишите — кого, где, когда проучили на курсах.
Не поняла вопроса «кто подписывается за руководство о качеству за разработку и утверждает»? Вы хотели спросить: 1) Кто утверждает отчет об анализе со стороны руководства? — Кто его составлял (высшее руководство ИЛ — нач.лаб, если пропишете у себя в правилах что это еще и директор — будет и он). Гл.технолог, гл.инженер, нач.производства — руководящие и контролирующие сотрудники — с них отчеты (справки, служебки, как назовете) высшему руководству, чтоб те проанализировали смк.
2) Кто подписывает, разрабатывает, утверждает «Руководство по качеству» (как документ СМК)? Как напишете в документах СМК. Разрабатывают, как правило, менеджер по качеству + ответственный за процесс. Утверждает нач.лаб