Мхат имени чехова руководство

В МХТ новый директор. Им стал Айрат Тухватулин, еще до вчерашнего дня исполнявший обязанности директора Первого русского театра — им. Фёдора Волкова в Ярославле. В среду в середине дня назначенца представили в Художественном в Камергерском переулке. Пока административному составу театра.

Надо сказать, что с того момента, как Константин Хабенский ещё осенью прошлого года зашёл в кабинет худрука главного драматического театра страны, у него не было управленца, в лице которого он имел бы надёжную хозяйственную опору и дельного партнёра. В наследство от прежнего руководства ему досталась первый зам худрука Марина Андрейкина, но через несколько месяцев они расстались — внешне полюбовно, а по сути ко взаимному удовольствию. 

Ей на смену пришёл Павел Величко, пару месяцев занимавший должность заместителя Хабенского по финансам. Но, как нам рассказал источник в театре, и он не успел себя никак проявить, к тому же по роду своей прежней работы оказался человеком, далеким от театра. Что ещё раз доказывает простую истинную — даже самый эффективный директор макаронной фабрики (а также банка, железной дороги и пр.) не жилец в таком сложном организме, как театр.

И вот Минкульт предложил Хабенскому кандидатуру Айрата Тухватулина, которую и представили пока административному составу театра.

Что о нем известно? И чем Айрат Рашитович (именно через «т») заслужил честь войти в МХТ им. Чехова?

Живет в Москве. Он мужчина, как говорится, в самом расцвете сил — ему 45. Окончил продюсерский факультет ГИТИСа. В его послужном списке два театра, где он работал в качестве директора: московского подчинения Театр Луны и федерального — имени Фёдора Волкова в Ярославле. Кстати, как выяснилось, в последнем он  ещё числится в прежней должности. 

В Первом русском театре Тухватулин зарекомендовал себя более чем хорошо. За три сезона, что там проработал при худруке Сергее Пускепалисе, он выпустил 21 спектакль, увеличил продажи билетов до 98 процентов, причём заполняя зал реальным зрителем (что покупает билеты), а не «плюшевым десантом», что ходит даром или по бросовым ценам. А также в зрительном зале заменил кресла, провёл ремонт подвала, поднял  среднюю заработную плату по театру. В общем, ему есть что предъявить столице. 

Однако согласимся, что МХТ в Москве и Волковский в Ярославле — все же разные театры и по объёму госфинансирования, и прочим параметрам. Так что как примет его труппа, как он себя здесь покажет и как сработается с Константином Хабенским  — ещё нам предстоит наблюдать. 

Тем более что устав Художественного театра, изменённый ещё при Табакове, пока сохраняет единоначалие, и отдельной должности директора, как таковой, в МХТ нет: есть художественный руководитель-директор (теперь К.Ю. Хабенский), в руках которого сосредоточена вся власть. И уже он нанимает себе в помощь первого заместителя худрука — директора. В этом качестве и вступает в должность Айрат Тухватулин, представленный сегодня части коллектива МХТ. Насколько нам известно, творческий состав будет иметь возможность познакомиться с ним только в начале июня. 

Я дозвонилась до Айрата Рашитовича:

— Поздравляю вас с серьезным назначением. Как ощущения?

— Я понимаю, куда я иду. Хочу поблагодарить за доверие Министерство культуры и Константина Юрьевича. Моя задача — не подвести и работать. После знакомства с коллективом мы с художественным руководителем наметим стратегические планы и будем их реализовывать.

— Но, насколько я понимаю, вы не уволились из Театра имени Волкова. Намерены совмещать работу в двух театрах, как это сейчас практикуется?  

— Нет, никакого совмещения. До конца сезона мне придётся жить на два города, буду постепенно принимать дела в МХТ и передавать дела в Ярославле. Бросить театр, не завершив дела до конца сезона, считаю неправильным, да и непорядочным по отношению к коллективу, с которым последние три года был связан, в котором многому научился. К тому же уже в конце недели в Ярославле должна состояться последняя премьера сезона — «Сирано де Бержерак», — мы все готовились к ней. 

— Уже есть кандидат на пост директора театра в Ярославле?

— Мы с Сергеем Пускепалисом сейчас ведём переговоры с разными кандидатами. Тут главное, чтобы не было потрясения для коллектива и труппы.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28790 от 26 мая 2022

Заголовок в газете:
У Хабенского появился директор

В среду в двух известных московских театрах одновременно произошли перестановки. Актер Константин Хабенский сменил режиссера Сергея Женовача в роли художественного руководителя МХТ имени Чехова, а бизнесмен Владимир Кехман стал генеральным директором МХАТа имени Горького. Несмотря на то что названия театров созвучны, а когда-то они и вовсе были единым целым, вряд ли два важных назначения как-то связаны между собой, но каждое из них небесспорно и оставляет простор для размышлений.

Первое сообщение из пришедших в среду ожидаемо. Конечно, согласно официальным сообщениям, Сергей Женовач, три с половиной года назад назначенный худруком МХТ имени Чехова после смерти Олега Табакова, подал заявление «по собственному желанию». Но слова министра культуры Ольги Любимовой, выразившей благодарность уже бывшему руководителю, не должны вводить в заблуждение. У театрального сообщества нет сомнений в том, что отставка эта не совсем добровольная.

Хоть и неофициально, но Сергей Женовач признан не справившимся со своими обязанностями ни как художник, ни как менеджер.

Возможно, ответственность за эту очевидную неудачу серьезного художника можно было бы разделить с теми, кто выбирал его на этот пост, прежде всего с прежними руководителями Минкульта. Ни для кого не было секретом, что Сергей Женовач — выдающийся режиссер, но человек студийного мышления. Он хорошо и успешно работал в небольшой «Студии театрального искусства» (СТИ) с группой единомышленников и своих же учеников. Но стоило предвидеть, что такой стиль работы вряд ли подходит для огромного федерального театра с многочисленной разношерстной труппой и серьезным производством.

В момент назначения господина Женовача его кандидатура устраивала министерство. Он также имел в этом несомненную заинтересованность. В 2018 году, как раз в то время, когда кресло руководителя МХТ имени Чехова вот-вот должно было оказаться вакантным, у «Студии…» Женовача начались трудности : спонсор отказался продолжать финансирование, и СТИ, долгие годы продолжавшая оставаться частным театром, оказалась на грани выживания.

Стремясь спасти свое детище, Сергей Женовач стал пытаться получить для театра статус государственного.

И тогда ему сделали предложение, от которого нельзя отказаться: превратить СТИ в филиал МХТ, а самому режиссеру возглавить оба театра.

Сергей Женовач попал в сложное положение — он понадобился недальновидным управленцам для того, чтобы отсечь кандидатов, которые казались более сильными и очевидными в качестве сменщиков покойного Олега Табакова: Евгения Миронова, Константина Богомолова, Владимира Машкова и того же Константина Хабенского, которого уже тогда поддержала часть труппы. Дальше случилось то, что случилось: Машков и Богомолов получили театры, Миронов продолжил успешно руководить Театром наций, а Хабенский остался в труппе МХТ как неявный лидер внутренней «оппозиции».

Сергей Женовач попытался превратить огромный театр в «большую студию» и значительно сузил эстетический диапазон, в котором работает МХТ, он снимал с репертуара спектакли, не отвечавшие его представлениям о прекрасном, в результате чего Театр имени Чехова — особенно на фоне «эпохи Табакова» — стал стремительно терять и репутационный вес, и интерес со стороны зрителей, и, соответственно, экономические показатели.

Нет, МХТ имени Чехова не стал каким-то безнадежным аутсайдером, забытым зрителями и критиками. Можно сказать, что он стал рядовым московским театром, не очень модным и не слишком востребованным.

Со временем это стало очевидным для всех, к тому же достоянием общественности стали конфликты худрука Женовача с исполнительным директором Мариной Андрейкиной, потом потянулись «на выход» известные актеры.

В общем, учредитель дозрел до того, что нужно предпринимать решительные действия. Как обычно, сделано все не так, как принято в цивилизованном мире, когда уходящий имеет возможность завершить и передать дела, доделав уже начатое, а у приходящего есть время подготовить новую программу,— а неожиданно, в стрессовом режиме, в одночасье, посреди сезона. Сергей Женовач покинул пост худрука МХТ, но все-таки одну свою задачу он выполнил: он продолжит руководить «Студией театрального искусства».

Последние несколько недель кадровые метания стали достоянием прессы, вновь замелькали имена Евгения Миронова, Константина Богомолова, Константина Хабенского как старых-новых кандидатов, вновь стали обсуждать «проклятый» вопрос: должен ли быть руководителем Художественного театра непременно режиссер или успешный актер. Впрочем, вряд ли ответственные лица стремились дать ответ на театроведческие сомнения. Возможно, господина Хабенского выбрали не просто как знаменитое лицо, а как своего человека для МХТ, который не станет приводить свою команду, а значит, обеспечит относительно безболезненное «перетекание» театра в новое время.

Конечно, опыта управления театром у вновь назначенного худрука нет, творческой программы его никто не слышал и не видел, но подождем, чем для МХТ обернется его назначение.

Гораздо более удивительно произошедшее в тот же день появление Владимира Кехмана в качестве генерального директора МХАТа имени Горького. Бывший бизнесмен, сделавший состояние на торговле фруктами, господин Кехман когда-то стал худруком—директором петербургского Михайловского театра. Но по-настоящему «прославился» в 2015 году, когда получил в придачу еще и Новосибирский театр оперы и балета, где немедленно снял с репертуара оперу «Тангейзер», уступив давлению местной религиозной общины. Вскоре стало ясно, что его амбиции не ограничены ни оперными театрами, ни Новосибирском. Каждый год рождались слухи, к которым, возможно, прикладывал руку и он сам, о его триумфальном появлении в столице. Правда, по решению суда бизнесмен был вскоре признан банкротом с запретом занимать административные должности — именно поэтому и в петербургском, и в новосибирском театре он оставался худруком. Теперь Новосибирскую оперу от руководства Владимира Кехмана освободили, но в придачу к Михайловскому (или теперь уже наоборот) ему отдали МХАТ на Тверском бульваре в Москве — причем в статусе генерального директора. Сделано ли это в обход судебного решения или каким-то иным способом, пока неясно.

Неясна теперь и судьба Эдуарда Боякова, художественного руководителя МХАТа имени Горького. Напомним, что он был назначен художественным руководителем театра в том же 2018 году, когда Сергей Женовач пришел в МХТ имени Чехова. Господа Бояков и Кехман в культурной номенклатуре претендуют на лидерство в идеологической нише «православных почвенников», оба бравируют своей близостью, реальной или мнимой, к власти. Как эти двое смогут ужиться в одном, пусть и очень большом здании, не совсем понятно. Тем более что господин Бояков, хотя и увлекся в последние годы режиссурой, все-таки силен прежде всего как организатор и менеджер. Заняв место Татьяны Дорониной, он несколько сезонов был полновластным хозяином театра на Тверском бульваре, пока по результатам финансовых проверок не был отлучен от административного руководства. Ему оставили обязанности худрука с контрактом на пять лет, а исполняющим обязанности директора тогда стал Олег Михайлов. Кстати, не появившаяся при Эдуарде Боякове ни разу в своей бывшей вотчине народная артистка Советского Союза Доронина сохраняет за собой пост президента МХАТа имени Горького. Это добавляет новой конфигурации руководства театром на Тверском необыкновенную причудливость.

В МХТ имени Чехова художественным руководителем будет Константин Хабенский, до этого возглавлявший только собственный благотворительный фонд. А гендиректором МХАТ имени Горького станет Владимир Кехман, имеющий большой опыт руководства как в качестве худрука, так и в качестве директора. О назначениях в двух федеральных театрах 27 октября объявило Министерство культуры России. «Известия» выяснили, какие изменения несут обоим художественным кадровые перестановки.

Переворот в Камергерском

Сергей Женовач, руководивший МХТ имени Чехова последние три года, написал заявление по собственному желанию, сообщили в Минкультуры. В ведомстве подчеркнули, что с уважением относятся к решению Сергея Васильевича и благодарят его за проделанную работу. За время его руководства выпущено более десяти премьер, три из которых подготовил он сам.

— Он принял МХТ им. А.П. Чехова в непростой период и в своей деятельности на посту художественного руководителя ориентировался на высокие идеалы творчества, заложенные его предшественниками, — отметили в пресс-службе Минкультуры России.

Константин Хабенский, отметили в ведомстве, много лет служит в МХТ им. А.П. Чехова, хорошо знаком коллективу, знает ситуацию в учреждении изнутри и благодаря этому сможет быстро включиться в работу. Кроме того, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень, подчеркнули в министерстве.

На сайте МХТ имени Чехова появилось обращение Хабенского, где он объясняет, что согласился возглавить художественный театр, потому что любит и дорожит им, благодарит Сергея Женовача за то, что он в непростое для всех время взял на себя руководство, и выражает надежду, что впереди театр ждет большая интересная работа.

Сергей Женовач - бывший худрук МХТ им. Чехова

Сергей Женовач — бывший худрук МХТ имени Чехова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

«Нам всем хочу пожелать обрести свое дыхание и своего зрителя», — заключил новый худрук.

Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что сегодняшние театральные тенденции требуют медийного человека в руководстве МХТ имени Чехова, однако пока непонятно, как Константин Хабенский будет им управлять.

По словам худрука Александринского театра Валерия Фокина, руководство МХТ имени Чехова — очень серьезное и непростое дело, так как сам театр считается «монстром».

Там довлеют очень многие вещи — наличие труппы; медийных самостоятельных лиц, считающих себя (по праву как актеры и не по праву как люди) вправе определять, как театру надо жить, — отметил он.

Раньше у театра, когда им руководил Олег Ефремов, была художественная идея, которая затем потерялась, заметил худрук Александринки. Сергей Женовач поставил себе задачу ее вернуть, однако «управлять этим монстром ему оказалось трудно».

Результаты работы Хабенского на посту худрука Валерию Фокину прогнозировать трудно.

— Это очень сложный, трудный вопрос, — подчеркнул он. — Актер, руководящий театром? Мы знаем такие примеры. Ну время такое, во главе театра хотят видеть медийных личностей. Смотрите, [Владимир] Машков руководит театром (Московским театром Олега Табакова. — «Известия»), [Евгений] Миронов (руководитель Государственного театра Наций. — «Известия»). Это почему? Они блестящие руководители? Ну да, они осваивают эту профессию, но дело в том, что время хочет такого.

Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев рассказал, что в свое время был на совещании в Минкультуры, когда Женовачу предложили возглавить МХТ, он предупреждал его о возможных трудностях.

Сцена из спектакля «Враки, или Завещание Барона Мюнхгаузена» в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в постановке режиссера Виктора Крамера в МХТ им. А.П. Чехова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— Я тогда задал ему вопрос <…> Понимает ли он, что это не контактный зоопарк ему привычный, а серьезный, полный дикими и опасными хищниками зоопарк мегаполиса. Я вам скажу так: после ухода Табакова я бы не завидовал никому, кто пришел в МХТ, — рассказал Евгений Писарев «Известиям».

Тем не менее он выразил надежду, что МХТ имени Чехова ожидает счастливая жизнь под художественным руководством Хабенского. По мнению режиссера, народному артисту должны помочь его популярность и знакомства.

Константин Хабенский пришел в МХТ имени Чехова в 2003 году по приглашению Олега Табакова на волне кинематографической известности. Сыграл главные роли в шести спектаклях театра. Премьера последнего — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» в режиссуре Виктора Крамера — состоялась в октябре 2021 года.

Усиление на Тверской

Кадровые изменения затронули и МХАТ им. М. Горького. Владимир Кехман назначен генеральным директором. При этом он останется худруком Михайловского театра в Санкт-Петербурге. А вот в НОВАТе (Новосибирский театр оперы и балета), где Кехман до сегодняшнего дня служил худруком, эту должность займет дирижер Дмитрий Юровский, бывший музыкальным руководителем театра.

Как подчеркнули в министерстве, приоритетами работы Кехмана в Москве станут «вопросы стабильного развития учреждения, поддержания трудовых взаимоотношений в коллективе и созидательной творческой атмосферы в МХАТ им. М. Горького в целом». Также в задачи нового гендиректора входит приведение в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте, пояснили в ведомстве.

Владимир Кехман

Владимир Кехман

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Острая необходимость обновления здания на Тверском бульваре — видимо, один из главных смыслов этого назначения, считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова.

Благодаря вкусу и энергии Владимира Кехмана в России уже появилось два прекрасных театральных здания с великолепными интерьерами и современным техническим оснащением, — рассказала она. — Речь о Михайловском театре в Санкт-Петербурге и оперном театре в Новосибирске. До директорства Кехмана оба памятника архитектуры были в плачевном состоянии. Аналогичное возрождение, будем надеяться, ждет и образчик брежневского модерна — здание архитектора Кубасова на Тверском бульваре.

Ранее худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков рассказал «Известиям», что на реконструкцию МХАТ имени Горького, по оценкам независимых экспертов, понадобится не менее 10 млрд рублей. Причем начинать реконструкцию надо как можно скорее — если пройдет лет десять и не будет никаких изменений, здание начнет разваливаться, предупредил худрук.

Как рассказали в самом МХАТ имени Горького, уже 29 октября Владимир Кехман будет знакомиться с театром. Дата представления труппе МХТ имени Чехова Константина Хабенского пока не определена. Возможно, предположили в театре, он соберет специальную пресс-конференцию.

У МХТ имени Чехова новый художественный руководитель. Им стал Константин Хабенский — известный актер, режиссер, обладатель титула Народного артиста. Московский художественный театр для него давно второй дом. 

На этой сцене Хабенский дебютировал в 2002 году. А теперь вместо Сергея Женовача будет руководить коллективом, с которым хорошо знаком и дружен. В Министерстве культуры отметили: Хабенскому предстоит продолжить работу по сохранению богатых традиций МХТ. А вот что о своей миссии говорит сам худрук.

«Театр должен жить. Это самое главное. Зрители должны спрашивать лишние билетики. Мне кажется, это показатель театра. Это не только посмеяться и улыбнуться, это — радость внутреннего познания, внутреннего открытия не только для тех, кто находится на сцене, но и для тех, кто сидит в зрительном зале», — сказал Константин Хабенский.

Изменения и во МХАТ имени Горького. На пост генерального директора Министерство культуры назначило Владимира Кехмана, который по совместительству останется также художественным руководителем Михайловского театра.

В МХТ им. Чехова новое назначение — на должности первого заместителя художественного руководителя — директора театра будет работать Айрат Тухватуллин. Об этом сообщает официальный сайт театра.

Кадровое решение принято художественным руководителем театра Константином Хабенским.

«Айрат Тухватуллин имеет большой опыт работы в управлении театральными учреждениями. Он выпускник продюсерского факультета ГИТИСа, в 2017-2019 годах был директором московского «Театра Луны», с января 2020 года работал директором Ярославского театра драмы им. Федора Волкова», говорится в сообщении.

Отмечается, что Тухватуллин будет отвечать как за художественно-постановочную часть, так и за финансово-хозяйственные вопросы. При этом, параллельно с началом работы в МХТ им. Чехова, ему необходимо будет закончить сезон в Театре им. Федора Волкова в Ярославле.

Напомним, ранее директором театра являлась Марина Андрейкина — она занимала этот пост с 2018 года. В апреле этого года она написала заявление об уходе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Линзы 2 недельные acuvue oasys инструкция
  • Инструкция по охране труда для педагога организатора в школе
  • Моксонидин канон от чего принимают инструкция по применению
  • Какая максимальная доплата положена педагогу за ведение классного руководства в нескольких классах
  • Пароварка polaris pfs 0213 инструкция по применению