Мне дали классное руководство

* рабочий блокнот

Юлия ЗНАМЕНСКАЯ, учитель словесности,
лауреат окружного конкурса «Самый классный классный»,
школа № 929, Москва

Советы бывалого


Много лет назад мне в руки попала книга для начинающих автомобилистов. Называлась она «Советы бывалого». Не знаю, как автомобилистом, а вот психологом ее автор был отличным. Каждая из коротких глав начиналась примерно так: «Ваша машина перевернулась?! Не отчаивайтесь, бывает и хуже…» или: «Ваша машина упала в воду?! Не беда, только не открывайте сразу двери…»

Книгу о работе классного руководителя я бы начала так же: «Вам дали классное руководство?! Не отчаивайтесь…». Правда, бывает, что за классное руководство идет нешуточная борьба…

Но шутки в сторону. Завтра 25 августа. Что делать? Несколько маленьких советов.

О детях своего будущего класса вы должны уже сейчас знать все. Не пожалейте времени, зайдите к учителям, которые их хорошо знают, к их бывшей классной. Не стесняйтесь записывать. Всего не упомнишь, но напротив каждой фамилии должна быть хотя бы короткая запись – не бывает безликих детей.

Недавно социальный педагог нашей школы раздавала анкеты для классных руководителей, в которых в числе прочих был вопрос «Причина развода родителей ученика». Мы возмутились: откуда нам это знать. «А как же вы можете работать с ребенком, если не знаете главного в его жизни?» Пожалуй, правда. Вам предстоит еще многое узнать, а пока воспользуйтесь тем, что уже известно.

Заочно с классом вы уже познакомились и, конечно, актив класса отметили. Продолжаем знаком­ство.

Позвоните им, скорее всего они уже в городе. Попросите зайти в школу, ведь вам так нужна помощь. Разобрать учебники, украсить класс, уточнить список, узнать, кто уже приехал. Они-то всех знают. И, конечно, придумать, как будет проходить Первое сентября (вы уже давно придумали, но сделайте так, чтобы для ребят это было совместное творчество).

Именно сегодня ваши ученики должны понять, как им повезло, что именно вы будете их новым классным руководителем! Сегодня вы еще не учитель – вы друг, и они должны быть счастливы, что обрели такого друга. И чаем напоите. Вы еще успеете стать строгой (а это обязательно), но всему свое время.

Уверяю, что к вечеру почти весь класс узнает, какая у них будет классная классная. Это очень важно. Но у ваших детей еще есть родители. И отношения с ними – серьезная составляющая вашей спокойной жизни.

Первое собрание будет через месяц, а помощь вам может понадобиться уже через несколько дней. Позвоните, попросите зайти, заранее наметьте круг вопросов, предложений, мероприятий, поговорите о родительском комитете. Объясните родителям, как вам необходима эта помощь!

И произведите впечатление! Да, я умная, опытная, знающая… Что? Когда институт закончила? Вчера. Но это же совсем не важно…

Продумайте свой внешний вид. С детьми вы должны быть модной и современной. Обязательно. Дети пока еще не знают, что надо только встречать по одежке, а провожать по уму. (Очень люблю не помню чью фразу: «Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо»). Но если в модных джинсах и маечке вы будете общаться с мамой – церковной старостой – сочувствую!

Так же молодые мамы могут не понять ваши старомодные туфли. Ерунда? Нет. Эти люди будут рядом с вами много лет. Трудных лет. Но сегодня все должны сказать: «Как нам повезло!» И если в оставшиеся дни ваши дети будут забегать к вам хотя бы на минутку – первый шаг сделан правильно.

Не забудьте о новеньких. О них вам еще ничего не известно. Позвоните. Поговорите с родителями. Какой характер, как здоровье, за какую парту сажать. Только не спрашивайте, как учился в старой школе. Если хорошо – вам и так расскажут, а если плохо – скоро сами узнаете.

Первое сентября. У вас первое 1 сентября? Завидую! Вы – самая красивая и счастливая, радостная и приветливая, улыбающаяся и по именам запомнившая хотя бы 5–6 человек. Вы стоите в центре целого мира. Все смотрят только на вас. У вас в руках 30 букетов. Не забудьте сказать спасибо и восхититься красотой даже самых скромных астр. И опять же не забудьте о новеньких. Им почти так же трудно, как и вам. Пусть они стоят рядом с вами. Поговорите, познакомьте с классом. У вас есть еще 10 минут до начала торжества. Успейте! А вот речь директора на линейке выслушайте серьезно. Не болтайте с подружкой. Начинайте воспитывать учеников собственным примером: как мы слушаем других, так будут слушать и нас.

И вот вы ведете свой класс в кабинет, который на много лет станет им вторым домом. С первой секунды – «наш кабинет», «наш класс», «наша школа». Не забудьте приготовить достаточно ваз и воды для цветов. Очень обидно, когда твой букет лежит в стороне, а чей-то украшает учительский стол. Спросите ребят, а поздравили ли они свою первую учительницу. Расскажите им, как тяжело учителям расставаться со своими учениками, как мы помним их и как ждем.

Несколько лет назад у нас в школе на праздник последнего звонка не пришла первая учительница выпускного класса. Понять ее можно: «Они семь лет со мной не здоровались, а теперь будут говорить, как им грустно со мной расставаться».

Пусть ребята соберут красивый букет и пойдут скажут спасибо той, которая научила их читать и писать. Пусть до последнего класса сохранятся в их душе любовь и уважение к первому учителю.

/По материалам газеты
«Библиотека в школе»
№ 12, 2003/

Они самый худший класс. Ужас. Они меня выкладывали везде и фотографировали. Что делать? Мне всегда дают самые плохие классы, а другим учителям дают лучше.

28 июня 2020, 13:52

Мудрость форума:
Работа

6 ответов

Последний —

28 июня 2020, 16:17
Перейти

кто дал-то? все в отпуске до выборов

Гость

кто дал-то? все в отпуске до выборов

Школы же должны работать, должны же распределять классное руководство, чтобы выйти в сентябре

Твои фантазии становятся всё ужасней и ужасней, шизик

Это вам для смирения посылается такое испытание!
Надеюсь, хоть дети смогут вам помочь понять свою главную проблему, раз уж форумчане не справились.

Эльвира, не парься, все будут на дистанционке, где тебя фоткать? Просто не включай камеру в видеоконференциях И таблеточки успокоительные не прекращай принимать, даже в отпуске, может, наконец начнут действовать?

Алена

Эльвира, не парься, все будут на дистанционке, где тебя фоткать? Просто не включай камеру в видеоконференциях И таблеточки успокоительные не прекращай принимать, даже в отпуске, может, наконец начнут действовать?

Я не принимаю ничего, я против таблеток и фармацевтики, это заговор рептилий

Минпросвещения России подготовило разъяснения по выплате денежного вознаграждения за классное руководство школьным педагогам (направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-11598). В письме сформулированы основные условия оформления выплаты, но обращаем внимание, что оно носит рекомендательный характер. Школы могут принимать локальные акты, регулирующие вопросы предоставления выплаты. 

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. №448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — постановление №448, государственная программа «Развитие образования»).

По данным Министерства просвещения, всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.

Средства будут выделяться с 1 сентября 2020 г. Выплата составит 5 тыс. руб. в месяц.

Предлагаем вашему вниманию наше понимание в виде краткой выдержки по правилам начисления доплаты за классное руководство и комментарий из разъяснений от Минпросвещения России.

1. Данная доплата не должна уменьшать плановое повышение заработной платы.

Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.

2. На данную доплату должны быть начислены сверху районные коэффициенты и действующие районные процентные надбавки, а также страховые взносы.

Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Пример постановления города Улан-Удэ о выплате за классное руководство.

3. В расчетном листе по заработной плате данная доплата должна звучать так: ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

Согласно постановлению №448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам».

4. Доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двух классов,  в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению на каждую доплату.

Постановлением №448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2 выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2 и более классах.

Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

5. Доплату за классное руководство педагог получает независимо от количества учащихся в классе или классе-комплекте.

Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее — класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

6. Доплата за классное руководство выплачивается плюсом к выплате за классное руководство, что была ранее.

Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

7. Доплата за классное руководство не должна менять размер действующих ранее надбавок и выплат. Хотя в постановлении этот пункт значится как рекомендация 🙂

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

8. Данная доплата за классное руководство начисляется по всем правилам начисления заработной платы и входит в расчет среднего заработка и при исчислении больничного.  

Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом «м» п.2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. Для получения данной доплаты обязательно напишите заявление и убедитесь в наличии приказа, а также кадрам образовательной организации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате.  

Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства внесения каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

10. Должны быть внесены изменения в коллективный договор и предоставлены под роспись работникам. Проверьте наличие в Коллективном договоре ниже изложенных пунктов.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

11. Доплату за классное руководство можно получать в период замещения отсутствующего работника. Так же данную доплату может получить и учитель, работающий по совмещению, являющийся, например, директором данного учреждения по основному месту работы.  

При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

12. Доплата за классное руководство учителям остается и на время каникул и на время карантина, исключение: время отпуска работника.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

13. Доплата за классное руководство должна быть выплачена, независимо от того, есть ли в должностной инструкции или прочих локальных документах образовательной организации упоминание об этом виде деятельности или о доплате за нее. 

Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

По материалам статьи образовательного проекта RAZVITUM


Вопрос учителя: С 1 сентября 2020 года в нашей школе внесли в должностную инструкцию классного руководителя обязанности по выдаче молока и замера температуры у учащихся, эти действия нужно оформлять в табеле и журнале. Оплата за эту работу не предполагается, работодатель оправдывается тем, что введена доплата в 5000 рублей за классное руководство. Правомерно ли навязать нам эту дополнительную работу?

Ответ юриста профсоюза «Учитель»: По смыслу абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, педагог должен дать согласие на выполнение тех или иных дополнительных видов работ, это согласие должно быть выражено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. То есть, формально даже подпись педагога о согласии на приказе не является надлежащим оформлением дополнительной работы классным руководителем согласно названным Особенностям. Потому виды работ должны быть перечислены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Поскольку при изменении в одностороннем порядке «должностной инструкции классного руководителя» педагог не дает согласия на выполнение «новых» работ, то он может отказаться от выдачи молока и замера температуры, продолжить выполнение тех работ, на которые давал согласие.


Материалы по теме:

Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций»)

Советы учителю, который впервые берет руководство классом подростков

Педсовет
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Опытные педагоги и школьные психологи рассказывают, что нужно знать и понимать учителю, который впервые становится классным руководителем у учеников-подростков? 

«Подростки очень требовательны»

Кричевская Тамара Ильинична, учитель биологии:

«Подростковый коллектив — это совершенно отдельная история. Эти ребята легко предоставляют кредит доверия, если учитель в начале общения продемонстрировал одобряемые ими качества: справедливость, находчивость, чувство юмора, честность. Но они так же легко и быстро могут сменить милость на гнев, если учитель даст слабину или попадется на лжи. И вот тогда выстроить нормальные отношения будет очень сложно.

Подростки очень требовательны. Они обязательно будут проверять учителя на прочность, создавать сложные педагогические ситуации и внимательно наблюдать за тем, как учитель будет из них выходить.

Вспоминаю один случай: мне дали восьмой класс, у которого я раньше уроков не вела. И вот на третьем или четвертом нашем уроке они вдруг расшумелись без какой-либо особой причины. На замечания не реагировали. Я не стала повышать голос или угрожать, а просто продолжала объяснять новую тему. Естественно, меня не слушали, да и услышать меня в этом шуме было почти невозможно. А следующий урок я начала с того, что дала им самостоятельную работу по материалу, который им рассказала во время «шумного» урока. Они возмутились: «Мы же ничего не слышали!». На это я им ответила, что шуметь во время урока было их решением, а мое решение — дать им самостоятельную работу. Эта история произвела на них впечатление и больше меня на прочность они не проверяли».

«Знание педагогом своего предмета будет оцениваться в последнюю очередь»

Шерхатова Эмилия Владимировна, школьный психолог:

«Важно понимать, что процесс привыкания учеников к учителю проходит несколько стадий.

Начинается все с определения наиболее характерных черт учителя. Подростки внимательно наблюдают и делают выводы: учитель добрый или злой, сильный или слабый, легкий или угрюмый, расположен к ним или нет. Ребята изучают реакции учителя на те или иные ситуации.

Следующий этап — проверка его психологической устойчивости. Подростки будут сознательно провоцировать учителя, проверять границы его терпения и уверенности в себе.

Третья стадия — анализ педагогических способностей учителя. Насколько быстро он способен найти выход из сложной педагогической ситуации, насколько он требователен и принципиален.

И уже в последнюю очередь будет оцениваться знание педагогом своего предмета и умение доходчиво и интересно передать свои знания.

Естественно, что сценарий иногда может отличаться, стадии могут идти в другом порядке. В каких-то случаях все четыре стадии проходят за недели, в других требуются месяцы. Но то, что подростки будут внимательно наблюдать за учителем, анализировать его реакции и поведение, проверять его — несомненно, и к этому нужно быть готовым».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

«Меня всегда спасало чувство юмора»

Плигулин Андрей Андреевич, учитель ИиКТ:

«Меня всегда спасало чувство юмора. Подростки — большие любители пошутить. Если на их шутки не обижаться, не орать, а доводить каждую шутку до абсурда, то глупых шуток на уроках станет меньше — проверено.

Однажды пацан почти сорвал мне урок тем, что стащил у одноклассницы с волос заколку с бантом и нацепил себе на голову. Конечно, поднялся хохот, — какой уж тут урок. А он еще рожи корчит, селфи делает. Пока они веселились, я сел за компьютер и быстро напечатал заявление на имя классного руководителя этого класса. В заявлении я просил классного руководителя обеспечить наличие этого розового банта на голове такого-то ученика на каждом моем уроке, поскольку этот бант создает позитивную атмосферу и повышение настроения у учеников и учителя, что имеет шансы плодотворно сказаться на образовательном процессе. Я распечатал заявление на принтере, расписался, прочитал заявление вслух и попросил старосту после урока непременно передать заявление классному руководителю. Больше этот юноша проблем мне не создавал и даже ЕГЭ по информатике в итоге сдал на 84 балла».

«Главное в общении с подростками — это честность и искренность»

Старшинина Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания:

«По своему опыту могу сказать: главное в общении с подростками — это честность и искренность.

У меня однажды был очень тяжелый класс. Руководство им мне дали, когда ребята перешли в девятый. И у нас с самого начала как-то не заладилось. Они меня в штыки приняли. И пошли в разнос: успеваемость упала, постоянно какие-то конфликты между детьми или с учителями. Мне на них почти каждый день жаловались.

Что я только ни делала: и разговаривала с ними, и пыталась отношения наладить, и собирала совместное собрание родителей с детьми. Сколько я слез по ночам пролила! А потом на какой-то эмоциональной волне написала им письмо. О том, как мне тяжело с ними. О том, как я устала. О том, как регулярно получаю втыки от администрации и коллег. О том, как я изначально представляла себе наше взаимодействие. О том, как жалею, что все получилось совсем не так.

В этом письме я показала, что я — живой человек и что я нуждаюсь в понимании и сочувствии, так же, как и они.

Я распечатала это письмо в 25 экземплярах и на уроке раздала его каждому. И попросила прочитать, подумать и написать мне ответ. От каждого персонально или общий. Ответ мне они принесли через пару дней. Общий. С извинениями. И после этого все стало налаживаться».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рефлексотерапия практическое руководство стояновский
  • Icom ic m802 инструкция на русском
  • Smart sensor ar991 инструкция на русском
  • Джованни чиварди рисование фигуры человека полное руководство pdf
  • Парацетамол 500 мг инструкция по применению детям 4 года