Многомерное руководство менеджмент

В
современных условиях успех дела
предопределяется не толь­ко
характером отношений между руководителем
и подчиненными и степенью свободы,
которая им предоставляется, но и рядом
дру­гих
обстоятельств. Отражением этого являются
«многомерные» стили
управления, представляющие собой
комплекс взаимодопол­няющих,
переплетающихся подходов, каждый из
которых незави­сим
от других, поэтому может реализовываться
наряду с ними.

Первоначально
сложилась идея «двумерного» стиля
управле­ния,
основывающегося на двух подходах, один
из которых ориен­тируется на создание
в коллективе благоприятного
морально-пси­хологического
климата, налаживание человеческих
отношений, а другой — на создание
надлежащих организационных и техничес­ких
условий, при которых человек достаточно
полно сможет рас­крыть
свои способности.

Наиболее
простое сочетание этих подходов
демонстрирует так называемая
«управленческая решетка» Р. Блейка
и М Муттона,
изображенная на схеме 3. Она представляет
собой таблицу, состоящую
из 9 строк и 9 столбцов, пересечение
которых образу­ет
81 поле. Если такую таблицу наложить на
правый верхний квадрант,
образованный осями абсцисс и ординат,
то на них мож­но
отобразить величину экспертных оценок
подходов, которых придерживается тот
или иной конкретный руководитель,

и опре­делить занимаемое им поле на
«решетке», характеризующее
при­меняемый
им на практике стиль управления.

В
результате руководитель, ориентация
которого в каждом на­правлении
оценивается одним баллом, попадает на
поле 1.1., пре­бывание
на котором свидетельствует о том, что
он в равной мере не уделяет
внимания ни первому, ни второму подходам.
Понятно, что
при таком отношении к делу он долго на
своем посту продер­жаться
не сможет.

Руководитель,
занимающий поле 1.9., главное внимание
уде­ляет людям, созданию и упрочению
коллектива, благоприятного
морально-психологического
климата и творческого настроя в нем,
считая,
что таким способом можно достичь высоких
результатов даже
при отсутствии внимания к
организационно-техническим условиям.
Зачастую такой подход вовсе не является
признаком однобокости,
Поскольку во многих организациях,
например, в на­учных
коллективах, основа успеха состоит
именно в этом.

Схема 3. «Решетка
управления» Р.Блейка и М.Муттона

Руководитель
с поля 9.1., наоборот, основное внимание
уделя­ет организационно- технической
стороне дела, мало внимания об­ращая
на отдельных людей и коллектив в целом.
Но и здесь в ос­нове такого стиля могут
лежать объективные обстоятельства,
на­пример, технологические процессы,
в которых роль взаимоотно­шений
работников и их коллективных действий
минимальна.

Руководитель,
находящийся на поле 5.5. примерно поровну
делит
свои «привязанности» между людьми
и организационно-техническими
факторами производства. Он твердо стоит
на ногах во всех сферах управленческой
деятельности, однако не хватает с неба
звезд.

И,
наконец, руководитель, позиции которого
характеризуются баллами
9.9. создает команду единомышленников,
способных на
любые
дела. Здесь совместно определяются цели
деятельности, со­вместно
создаются благоприятные условия для
их осуществления и самореализации
людей.

Пользуясь
«управленческой решеткой», можно
заранее опре­делить
комбинацию оценок, соответствующих
требованиям к той или
иной должности, предусмотренной штатным
расписанием ор­ганизации,
и, сравнив с ними экспертные оценки
качеств претен­дентов,
определить их пригодность к ее замещению.

В
современных управленческих концепциях
западных специа­листов
делается попытка осуществить иные
комбинации подхо­дов,
формирующих стиль управления. Так,
считается, что автори­тарные методы
руководства, содержащие в себе опасность
культа личности
руководителя, в большей степени сочетается
с подхо­дом,
ориентированным на создание благоприятных
организаци­онно-технических
условий производства, а демократические,
рас­крепощающие людей, с подходом,
ориентированным на создание и
укрепление коллектива.

Быстрый
же уход от авторитарного стиля руководства
может привести людей в состояние
растерянности, ничуть не улучшив
ситуации. Правда, это в большей мере
свойственно коллективам низового
уровня; в верхних же эшелонах имеет
место обратная картина,
когда раскрепощение людей приводит к
росту произво­дительности и сокращению
текучести кадров.

По
мнению Френка Фидлера, особенности
управления во мно­гом
зависят от ситуации, и поскольку
руководитель, исповедую­щий
определенный стиль, изменить себя, как
правило, не может, нужно,
исходя из стоящей задачи, помещать его
в те условия, где он сможет наилучшим
способом себя проявить7.

В
зависимости от масштаба полномочий
руководителей, ха­рактера
их отношений с подчиненными, четкости
структуриро­вания
решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов
различных ситу­аций,
варианты которых приведены на схеме 4.

Схема 4. Зависимость
руководства от ситуации. Модель Фидлера.

Когда
задачи четко сформулированы, должностные
полномо­чия
руководителя значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, так что
на последних легко воздействовать. В
про­тивоположном
случае, когда, наоборот, — все плохо,
руководите­лю,
по мнению Фидлера, лучше ориентироваться
на решение ор­ганизационно-технических
проблем, отодвинув вопросы создания
коллектива
и налаживания человеческих отношений
на второй план.
Это обеспечивает единство целей,
оперативность в принятии и
реализации решений, надежность контроля.

В
данной ситуации не нужно тратить время
на налаживание отношений,
руководитель
может придержи­ваться
авторитарного стиля, не забывая, однако,
что легкое дик­таторство
и тирания — далеко не одно и то же. Первое
люди могут воспринять
с пониманием, а против второй на законном
основа­нии
возмутятся и откажутся сотрудничать с
руководителем вовсе.

Стиль
управления, ориентированный на укрепление
коллек­тива и поддержание человеческих
отношений, наиболее подхо­дит
в умеренно благоприятных для руководителя
ситуациях, когда
у него нет достаточной власти, чтобы
обеспечить необходи­мый уровень
сотрудничества с подчиненными, но если
взаимоот­ношения
хорошие, люди в основном склонны делать
то, что от них
требуется. В этих условиях ориентация
на организационную сторону
дела может вызвать конфликт, в результате
которого и без
того слабое влияние руководителе на
подчиненных упадет еще больше. Ориентация
на человеческие отношения, наоборот,
может повысить
его влияние и улучшить отношения с
подчиненными8.

Другую
модель, описывающую зависимость стиля
руководства от
ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус.
По их мнению, ис­полнители
будут стремиться к достижению целей
организации, если
получат от этого какую-то личную выгоду,
поэтому основная задача
руководства состоит в том, чтобы
объяснить, какие блага их
ожидают в случае хорошей работы; устранить
помехи на пути ее
осуществления; оказать необходимую
поддержку, дать совет, направить
действия по верному пути. Естественно,
что руководи­тель
при этом должен быть правдивым и не
обещать то вознаграж­дение,
которое организация не в состоянии
будет предоставить.

Модель
Митчела и Хауса включает в себя четыре
стиля управ­ления,
использование которых предопределяется
ситуацией, предпочтениями
и личными качествами исполнителей,
степенью их
уверенности в своих силах и возможности
воздействовать на ситуацию.

Если
у сотрудников большая потребность в
самоуважении и принадлежности к
коллективу, то наиболее предпочтительным
считается
«стиль поддержки», аналогичный
стилю, ориентиро­ванному
на налаживание человеческих отношений.
Когда сотруд­ника
стремятся к автономии и самостоятельности,
лучше, как считают
авторы, использовать так называемый
«инструменталь­ный»
стиль, сходный с ориентированным на
создание организаци­онно-технических
условий производства. Объясняется это
тем, что
подчиненные, особенно когда от них
ничего не зависит, желая поскорее
выполнить задание, предпочитают, чтобы
им указывали, что
и как нужно делать, и создавали необходимые
условия работы.

Там,
где подчиненные стремятся к высоким
результатам и уве­рены,
что смогут ах достичь, применяется
сталь, ориентированный
на «достижение», когда руководитель
перед ними ставит по­сильные
задачи и ожидает, что они без принуждения
будут стре­миться по мере возможности
к их самостоятельному решению, а ему
останется лишь обеспечить необходимые
для этого условия.

Стиль
руководства, ориентированный на участие
подчинен­ных
в принятии решений, по мысли Митчела и
Хауса, больше все­го
соответствует ситуации, когда те
стремятся реализовать себя в управленческой
деятельности. Руководитель при этом
должен де­литься с ними информацией,
широко использовать их идеи в про­цессе
подготовки и принятия решений.

В
неоднозначных ситуациях, как считают
авторы, лучше ис­пользовать
«инструментальный» стиль, поскольку
руководитель лучше
видит ситуацию в целом и его указания
могут служить для подчиненных
хорошим ориентиром. Однако при этом
указания­ми
нельзя злоупотреблять, так как исполнители
могут принять это
за чрезмерный контроль9.

В
соответствии с ситуационной теорией
П. Херсли и К. Бланшара
применение того или иного стиля зависит
от степени зрелос­ти подчиненных, их
способности отвечать за свое поведение,
обра­зования
и опыта решения конкретных задач,
внутреннего жела­ния
достичь поставленных целей.

В
свете этого Херсли и Бланшар сформулировали
четыре ос­новных
стиля руководства, суть самого простого
из которых за­ключается
в указаниях незрелым, не способным и не
желающим отвечать
за результаты своей работы сотрудникам,
что и как нуж­но делать. Здесь
руководитель должен ориентироваться
в первую очередь
на решение организационно-технических
проблем, а за­тем
уже на налаживание человеческих отношений
и создание кол­лектива.

Для
сотрудников, обладающих средним уровнем
зрелости, когда
они уже хотят брать на себя ответственность,
но не могут де­лать
этого, предпочтителен стиль руководства,
сочетающий в рав­ной
мере ориентацию на организационную
сторону дела, с одной стороны,
и на коллективность — с другой. Здесь
руководитель до­лжен
одновременно и давать исполнителям
указания, и поддер­живать
их стремление творчески и самостоятельно
работать10.

Когда
сотрудники могут, но не хотят отвечать
за решение пос­тавленных
задач, несмотря на наличие для этого
всех условий и обладание
достаточной подготовленностью, самым
подходящим считается
стиль, предполагающий их участие в
принятии реше­ний.
Они сами прекрасно знают, что, когда и
как нужно делать, но руководителю
требуется разбудить в них чувство
причастности, предоставить
возможность проявить себя, а где нужно,
без навяз­чивости помочь.

Схема 4. Модель
стилей руководства Врума-Йеттона.

При
высокой степени зрелости, когда люди
хотят и могут не­сти
ответственность, работать самостоятельно
без помощи и указа­ний
руководителя, Херсли и Вланшар рекомендуют
делегировать полномочия и создавать
условия для коллективного управления.

Любопытную
модель стилей руководства разработали
амери­канские
ученые В. Вурм и Ф. Йеттон. По их мнению,
в зависи­мости от ситуации, особенностей
коллектива и характеристики самой
проблемы можно говорить о пяти стилях
управления.

А — Руководитель
сам принимает решения на основе имею­щейся
информации.

Б
— Руководитель сообщает подчиненным
суть проблемы, вы­слушивает
их мнения и принимает решение.

В
— Руководитель излагает проблему
подчиненным, обобщает высказанные
ими мнения и с учетом их принимает
собственное решение.

Г
— Руководитель совместно с подчиненными
обсуждает про­блему
и в результате вырабатывается общее
мнение.

Д
— Руководитель постоянно работает
совместнее группой, которая
или вырабатывает коллективное решение,
или принима­ет
лучшее, независимо от того, кто его
автор.

При
выборе стиля руководители пользуются
следующими ос­новными
критериями:

  • наличие достаточной
    информации и опыта у подчиненных;

  • уровень требований,
    предъявляемых к решению;

  • четкость и
    структурированность проблемы;

  • степень причастности
    подчиненных к делам организации и
    не­обходимость согласовывать с ними
    решения;

  • вероятность того,
    что единоличное решение руководителя
    по­лучит поддержку исполнителей;

  • заинтересованность
    исполнителей в достижении целей;

  • степень,
    вероятности возникновения конфликтов
    между подчи­ненными
    в результате принятия решений. В
    зависимости от этих критериев руководитель
    использует пять
    перечисленных выше стилей управления,
    алгоритм выбора которых
    отражен на схеме 18.4.

В
настоящее время все большее распространение
получает концепция
атрибутивного подхода к выбору стиля
руководства. B
ос­нове
этой концепции, в отличие от других
моделей, лежит реак­ция
руководителя не столько на само поведение
подчиненных как
таковое, сколько на причины, его вызвавшие.
При этом руко­водитель
основывается на трех основных видах
информации: о том,
насколько поведение подчиненного
обусловлено особенностя­ми
задания; о том, насколько оно стабильно,
и о том, насколько оно
уникально.

Если
поведение подчиненного вызвано серьезными
внутренни­ми причинами, руководитель
принимает по отношению к нему не­обходимые
меры воздействия и в дальнейшем
осуществляет их коррекцию
в соответствии с ответной реакцией
подчиненного. Ес­ли
же причины вызваны внешними условиями,
руководитель на­правляет
усилия на их изменение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые описывают зависимость стиля руководства от ситуации.

Под стилем руководства (управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч.

Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.), получил название инструментального, или ориентированного на задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п., — ориентированного на человеческие отношения или на подчиненных.

Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.

В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.

Модель 1

По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.

  • Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
  • В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
  • Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Модель 2

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления:

  1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.
  2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
  3. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
  4. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
Модель 3

В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.

  1. Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
  2. Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
  3. Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
  4. При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
Модель 4

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:

  • A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
  • Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
  • B. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
  • Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
  • Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  • степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Модель 5

Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие чертыхарактера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.

По этой классификации лицам с низким уровнем самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью, настойчивостью, готовностью к борьбе.Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности.

  1. Комбинация высокой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников, которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
  2. Комбинация низкой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях, бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя и одновременно контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы, «болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
  3. Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя. Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны, систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются показать всем свою «праведность».
  4. Результатом соединения высокой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его медлительностью действий и принятия решений,соглашательством, ориентацией на других и совместную работу, уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны и обладают хорошими способностями к консультированию.

П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрессивного стиля поведения не следует мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно развивать, не убеждать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке задания оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и результаты тщательно контролировать.

Носителям делового стиля необходимо ставить вопросы, позволяющие им раскрыться самим, поддерживать с ними преимущественно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеждать фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким людям необходимо соблюдать точность, дисциплинированность, демонстрировать поддержку их целей.

При руководстве лицами аналитического стиля поведения следует учитывать и поддерживать их интеллектуальные подходы, хорошо в них ориентироваться и уметь четко и аргументированно показать достоинства и недостатки, искать оптимальные решения и предоставлять возможность для проверки их идей и решений, давать гарантии того, что реализация решений не приведет к неудаче или неблагоприятным последствиям.

Наконец, по отношению к лицам, которым присущ дружелюбный стиль поведения, рекомендуется поддерживать их чувства и эмоции, находить привлекательные черты личности, разбираться в их мечтах, интересах и целях, оперировать не фактами, а их личными мнениями, чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность и непонимание, поощрять неофициальное сотрудничество, предлагать личную поддержку.



Скачать материал

Многомерный стиль руководства



Скачать материал

  • Сейчас обучается 271 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 390 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Многомерный стиль руководства

    1 слайд

    Многомерный стиль руководства

  • Стиль руководства -  манера поведения руководителя по отношению к подчиненным...

    2 слайд

    Стиль руководства —
    манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

  • Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельст...

    3 слайд

    Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений «реководитель-подчиненный», стили руководства.

  • В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мн...

    4 слайд

    В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. «Теория Х» и «Теория У», представленные в книге «Человеческая сторона предприятия», завоевали широкое признание у менеджеров.

  • Таким образом, формируются два взгляда на управление:
 авторитарный взгляд, в...

    6 слайд

    Таким образом, формируются два взгляда на управление:
     авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю
    демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

    На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных.

  • По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как...

    8 слайд

    По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.

  • Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значит...

    9 слайд

    Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.

  • В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы дост...

    10 слайд

    В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.

  • Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиб...

    11 слайд

    Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.

  • В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение...

    12 слайд

    В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от
    степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
    В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
    П. Херсли
    К. Бланшар

  • Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и...

    13 слайд

    Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать.
    Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

  • Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать н...

    14 слайд

    Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и
    давать исполнителям указания, и
    поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

  • Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, н...

    15 слайд

    Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их
    участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.

  • При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность,...

    16 слайд

    При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется
    делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.

  • Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предлож...

    17 слайд

    Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус.
    По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
    В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются
    четыре стиля управления

  • 1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к к...

    18 слайд

    1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.

  • 2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как счи...

    19 слайд

    2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль.
    Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
    В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром.
    Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

  • 3.Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут...

    20 слайд

    3.Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия. 

  • 4. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии реше...

    21 слайд

    4. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении.
    Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.

  • В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руково...

    22 слайд

    В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 056 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.12.2020
  • 188
  • 0
  • 07.12.2020
  • 489
  • 0
  • 07.12.2020
  • 128
  • 0
  • 04.12.2020
  • 273
  • 3
  • 25.11.2020
  • 242
  • 1
  • 16.09.2020
  • 701
  • 4
  • 23.08.2020
  • 312
  • 0
  • 20.08.2020
  • 86
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью
руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству,
характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые
описывают зависимость стиля руководства от ситуации.

Под стилем руководства
(управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью
которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает
методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в
коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей,
тип культуры, и проч.

Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед
ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет
графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем
необходимым и т.п.), получил название инструментального, или ориентированного на
задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный
морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на
взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений,
помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п., — ориентированного на человеческие отношения или
на подчиненных.

Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во
многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и
действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он
ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их
пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности
работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их
обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения,
утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.

В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью
руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству,
характером проблемы и пр.

Модель 1

По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как
правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать
его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В
зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с
подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет
несколько типов различных ситуаций.

  • Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя
    значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних
    легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо,
    руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание
    человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии
    и реализации решений, надежность контроля.
  • В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы
    достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое
    диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать
    с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся
    работать.
  • Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее
    подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет
    достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с
    подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то,
    что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать
    конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет.
    Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя
    и улучшает отношения с подчиненными.

Модель 2

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации,
предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к
достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача
руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей
работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую
поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей,
степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию
предлагаются четыре стиля управления:

  1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к
    коллективу, то предпочтителен стиль поддержки,
    аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.
  2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как
    считают авторы, использовать инструментальный стиль.
    Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит,
    желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как
    нужно делать, и создавали необходимые условия работы.В неоднозначных ситуациях
    используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию
    в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако
    при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять
    это за чрезмерный контроль.
  3. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут
    их достичь, применяется стиль, ориентированный на
    «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и
    ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их
    самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого
    условия.
  4. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии
    решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся
    реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними
    информацией, широко использовать их идеи.

Модель 3

В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение
того или иного стиля зависит от степени зрелости
подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и
опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.В
свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.

  1. Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою
    работу сотрудникам, что и как нужно
    делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на
    решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание
    человеческих отношений и создание коллектива.
  2. Для сотрудников, обладающих средним уровнем
    зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут
    делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно
    работать.
  3. Когда сотрудники могут, но не хотят
    отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого
    всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим
    считается стиль, предполагающий их участие в
    принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно
    делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности,
    предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
  4. При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать
    самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для
    коллективного управления.

Модель 4

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей
коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже
символами А, Б, В, Г, Д:

  • A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
  • Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и
    принимает решение.
  • B. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими
    мнения и с учетом их принимает собственное решение.
  • Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате
    вырабатывают общее мнение.
  • Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или
    вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто
    его автор.

При выборе стиля руководители
пользуются следующими основными критериями:

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • четкость и структурированность проблемы;
  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость
    согласовывать с ними решения;
  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку
    исполнителей;
  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  • степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате
    принятия решений.

Модель 5

Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили
соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие чертыхарактера
людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть
низкими и высокими.

По этой классификации лицам с низким уровнем
самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать
риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки
у окружающих. Лица с высоким уровнем
самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью,
рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью,
настойчивостью, готовностью к борьбе.Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся
к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим
мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая
готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости,
стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи,
жестком самоконтроле, рассудочности.

  1. Комбинация высокой готовности к
    взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников,
    которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях
    и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и
    вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят
    одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
  2. Комбинация низкой готовности к
    взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели
    демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях,
    бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя и одновременно
    контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы,
    «болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
  3. Соединение низкой готовности к
    взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения,
    характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных
    статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной
    деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя.
    Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны,
    систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются
    показать всем свою «праведность».
  4. Результатом соединения высокой готовности к
    взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его
    медлительностью действий и принятия решений,соглашательством, ориентацией на
    других и совместную работу, уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в
    себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны
    и обладают хорошими способностями к консультированию.

П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрессивного стиля поведения не следует
мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно
развивать, не убеждать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке
задания оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и
результаты тщательно контролировать.

Носителям делового стиля необходимо
ставить вопросы, позволяющие им раскрыться самим, поддерживать с ними
преимущественно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеждать
фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким
людям необходимо соблюдать точность, дисциплинированность, демонстрировать
поддержку их целей.

При руководстве лицами аналитического
стиля поведения следует учитывать и поддерживать их интеллектуальные
подходы, хорошо в них ориентироваться и уметь четко и аргументированно показать
достоинства и недостатки, искать оптимальные решения и предоставлять возможность
для проверки их идей и решений, давать гарантии того, что реализация решений не
приведет к неудаче или неблагоприятным последствиям.

Наконец, по отношению к лицам, которым присущ дружелюбный стиль поведения, рекомендуется
поддерживать их чувства и эмоции, находить привлекательные черты личности,
разбираться в их мечтах, интересах и целях, оперировать не фактами, а их личными
мнениями, чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность и непонимание,
поощрять неофициальное сотрудничество, предлагать личную поддержку.

Автор: Игорь
Ярославович Лyкaceвич,

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция для организатора в аудитории огэ по информатике
  • Casio ctk 750 инструкция на русском скачать
  • Primal defense ultra инструкция по применению
  • Руководство по ремонту двигателя ф1а ивеко
  • Xiaomi mijia internet dishwasher инструкция по применению на русском