В
современных условиях успех дела
предопределяется не только
характером отношений между руководителем
и подчиненными и степенью свободы,
которая им предоставляется, но и рядом
других
обстоятельств. Отражением этого являются
«многомерные» стили
управления, представляющие собой
комплекс взаимодополняющих,
переплетающихся подходов, каждый из
которых независим
от других, поэтому может реализовываться
наряду с ними.
Первоначально
сложилась идея «двумерного» стиля
управления,
основывающегося на двух подходах, один
из которых ориентируется на создание
в коллективе благоприятного
морально-психологического
климата, налаживание человеческих
отношений, а другой — на создание
надлежащих организационных и технических
условий, при которых человек достаточно
полно сможет раскрыть
свои способности.
Наиболее
простое сочетание этих подходов
демонстрирует так называемая
«управленческая решетка» Р. Блейка
и М Муттона,
изображенная на схеме 3. Она представляет
собой таблицу, состоящую
из 9 строк и 9 столбцов, пересечение
которых образует
81 поле. Если такую таблицу наложить на
правый верхний квадрант,
образованный осями абсцисс и ординат,
то на них можно
отобразить величину экспертных оценок
подходов, которых придерживается тот
или иной конкретный руководитель,
и определить занимаемое им поле на
«решетке», характеризующее
применяемый
им на практике стиль управления.
В
результате руководитель, ориентация
которого в каждом направлении
оценивается одним баллом, попадает на
поле 1.1., пребывание
на котором свидетельствует о том, что
он в равной мере не уделяет
внимания ни первому, ни второму подходам.
Понятно, что
при таком отношении к делу он долго на
своем посту продержаться
не сможет.
Руководитель,
занимающий поле 1.9., главное внимание
уделяет людям, созданию и упрочению
коллектива, благоприятного
морально-психологического
климата и творческого настроя в нем,
считая,
что таким способом можно достичь высоких
результатов даже
при отсутствии внимания к
организационно-техническим условиям.
Зачастую такой подход вовсе не является
признаком однобокости,
Поскольку во многих организациях,
например, в научных
коллективах, основа успеха состоит
именно в этом.
Схема 3. «Решетка
управления» Р.Блейка и М.Муттона
Руководитель
с поля 9.1., наоборот, основное внимание
уделяет организационно- технической
стороне дела, мало внимания обращая
на отдельных людей и коллектив в целом.
Но и здесь в основе такого стиля могут
лежать объективные обстоятельства,
например, технологические процессы,
в которых роль взаимоотношений
работников и их коллективных действий
минимальна.
Руководитель,
находящийся на поле 5.5. примерно поровну
делит
свои «привязанности» между людьми
и организационно-техническими
факторами производства. Он твердо стоит
на ногах во всех сферах управленческой
деятельности, однако не хватает с неба
звезд.
И,
наконец, руководитель, позиции которого
характеризуются баллами
9.9. создает команду единомышленников,
способных на
любые
дела. Здесь совместно определяются цели
деятельности, совместно
создаются благоприятные условия для
их осуществления и самореализации
людей.
Пользуясь
«управленческой решеткой», можно
заранее определить
комбинацию оценок, соответствующих
требованиям к той или
иной должности, предусмотренной штатным
расписанием организации,
и, сравнив с ними экспертные оценки
качеств претендентов,
определить их пригодность к ее замещению.
В
современных управленческих концепциях
западных специалистов
делается попытка осуществить иные
комбинации подходов,
формирующих стиль управления. Так,
считается, что авторитарные методы
руководства, содержащие в себе опасность
культа личности
руководителя, в большей степени сочетается
с подходом,
ориентированным на создание благоприятных
организационно-технических
условий производства, а демократические,
раскрепощающие людей, с подходом,
ориентированным на создание и
укрепление коллектива.
Быстрый
же уход от авторитарного стиля руководства
может привести людей в состояние
растерянности, ничуть не улучшив
ситуации. Правда, это в большей мере
свойственно коллективам низового
уровня; в верхних же эшелонах имеет
место обратная картина,
когда раскрепощение людей приводит к
росту производительности и сокращению
текучести кадров.
По
мнению Френка Фидлера, особенности
управления во многом
зависят от ситуации, и поскольку
руководитель, исповедующий
определенный стиль, изменить себя, как
правило, не может, нужно,
исходя из стоящей задачи, помещать его
в те условия, где он сможет наилучшим
способом себя проявить7.
В
зависимости от масштаба полномочий
руководителей, характера
их отношений с подчиненными, четкости
структурирования
решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов
различных ситуаций,
варианты которых приведены на схеме 4.
Схема 4. Зависимость
руководства от ситуации. Модель Фидлера.
Когда
задачи четко сформулированы, должностные
полномочия
руководителя значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, так что
на последних легко воздействовать. В
противоположном
случае, когда, наоборот, — все плохо,
руководителю,
по мнению Фидлера, лучше ориентироваться
на решение организационно-технических
проблем, отодвинув вопросы создания
коллектива
и налаживания человеческих отношений
на второй план.
Это обеспечивает единство целей,
оперативность в принятии и
реализации решений, надежность контроля.
В
данной ситуации не нужно тратить время
на налаживание отношений,
руководитель
может придерживаться
авторитарного стиля, не забывая, однако,
что легкое диктаторство
и тирания — далеко не одно и то же. Первое
люди могут воспринять
с пониманием, а против второй на законном
основании
возмутятся и откажутся сотрудничать с
руководителем вовсе.
Стиль
управления, ориентированный на укрепление
коллектива и поддержание человеческих
отношений, наиболее подходит
в умеренно благоприятных для руководителя
ситуациях, когда
у него нет достаточной власти, чтобы
обеспечить необходимый уровень
сотрудничества с подчиненными, но если
взаимоотношения
хорошие, люди в основном склонны делать
то, что от них
требуется. В этих условиях ориентация
на организационную сторону
дела может вызвать конфликт, в результате
которого и без
того слабое влияние руководителе на
подчиненных упадет еще больше. Ориентация
на человеческие отношения, наоборот,
может повысить
его влияние и улучшить отношения с
подчиненными8.
Другую
модель, описывающую зависимость стиля
руководства от
ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус.
По их мнению, исполнители
будут стремиться к достижению целей
организации, если
получат от этого какую-то личную выгоду,
поэтому основная задача
руководства состоит в том, чтобы
объяснить, какие блага их
ожидают в случае хорошей работы; устранить
помехи на пути ее
осуществления; оказать необходимую
поддержку, дать совет, направить
действия по верному пути. Естественно,
что руководитель
при этом должен быть правдивым и не
обещать то вознаграждение,
которое организация не в состоянии
будет предоставить.
Модель
Митчела и Хауса включает в себя четыре
стиля управления,
использование которых предопределяется
ситуацией, предпочтениями
и личными качествами исполнителей,
степенью их
уверенности в своих силах и возможности
воздействовать на ситуацию.
Если
у сотрудников большая потребность в
самоуважении и принадлежности к
коллективу, то наиболее предпочтительным
считается
«стиль поддержки», аналогичный
стилю, ориентированному
на налаживание человеческих отношений.
Когда сотрудника
стремятся к автономии и самостоятельности,
лучше, как считают
авторы, использовать так называемый
«инструментальный»
стиль, сходный с ориентированным на
создание организационно-технических
условий производства. Объясняется это
тем, что
подчиненные, особенно когда от них
ничего не зависит, желая поскорее
выполнить задание, предпочитают, чтобы
им указывали, что
и как нужно делать, и создавали необходимые
условия работы.
Там,
где подчиненные стремятся к высоким
результатам и уверены,
что смогут ах достичь, применяется
сталь, ориентированный
на «достижение», когда руководитель
перед ними ставит посильные
задачи и ожидает, что они без принуждения
будут стремиться по мере возможности
к их самостоятельному решению, а ему
останется лишь обеспечить необходимые
для этого условия.
Стиль
руководства, ориентированный на участие
подчиненных
в принятии решений, по мысли Митчела и
Хауса, больше всего
соответствует ситуации, когда те
стремятся реализовать себя в управленческой
деятельности. Руководитель при этом
должен делиться с ними информацией,
широко использовать их идеи в процессе
подготовки и принятия решений.
В
неоднозначных ситуациях, как считают
авторы, лучше использовать
«инструментальный» стиль, поскольку
руководитель лучше
видит ситуацию в целом и его указания
могут служить для подчиненных
хорошим ориентиром. Однако при этом
указаниями
нельзя злоупотреблять, так как исполнители
могут принять это
за чрезмерный контроль9.
В
соответствии с ситуационной теорией
П. Херсли и К. Бланшара
применение того или иного стиля зависит
от степени зрелости подчиненных, их
способности отвечать за свое поведение,
образования
и опыта решения конкретных задач,
внутреннего желания
достичь поставленных целей.
В
свете этого Херсли и Бланшар сформулировали
четыре основных
стиля руководства, суть самого простого
из которых заключается
в указаниях незрелым, не способным и не
желающим отвечать
за результаты своей работы сотрудникам,
что и как нужно делать. Здесь
руководитель должен ориентироваться
в первую очередь
на решение организационно-технических
проблем, а затем
уже на налаживание человеческих отношений
и создание коллектива.
Для
сотрудников, обладающих средним уровнем
зрелости, когда
они уже хотят брать на себя ответственность,
но не могут делать
этого, предпочтителен стиль руководства,
сочетающий в равной
мере ориентацию на организационную
сторону дела, с одной стороны,
и на коллективность — с другой. Здесь
руководитель должен
одновременно и давать исполнителям
указания, и поддерживать
их стремление творчески и самостоятельно
работать10.
Когда
сотрудники могут, но не хотят отвечать
за решение поставленных
задач, несмотря на наличие для этого
всех условий и обладание
достаточной подготовленностью, самым
подходящим считается
стиль, предполагающий их участие в
принятии решений.
Они сами прекрасно знают, что, когда и
как нужно делать, но руководителю
требуется разбудить в них чувство
причастности, предоставить
возможность проявить себя, а где нужно,
без навязчивости помочь.
Схема 4. Модель
стилей руководства Врума-Йеттона.
При
высокой степени зрелости, когда люди
хотят и могут нести
ответственность, работать самостоятельно
без помощи и указаний
руководителя, Херсли и Вланшар рекомендуют
делегировать полномочия и создавать
условия для коллективного управления.
Любопытную
модель стилей руководства разработали
американские
ученые В. Вурм и Ф. Йеттон. По их мнению,
в зависимости от ситуации, особенностей
коллектива и характеристики самой
проблемы можно говорить о пяти стилях
управления.
А — Руководитель
сам принимает решения на основе имеющейся
информации.
Б
— Руководитель сообщает подчиненным
суть проблемы, выслушивает
их мнения и принимает решение.
В
— Руководитель излагает проблему
подчиненным, обобщает высказанные
ими мнения и с учетом их принимает
собственное решение.
Г
— Руководитель совместно с подчиненными
обсуждает проблему
и в результате вырабатывается общее
мнение.
Д
— Руководитель постоянно работает
совместнее группой, которая
или вырабатывает коллективное решение,
или принимает
лучшее, независимо от того, кто его
автор.
При
выборе стиля руководители пользуются
следующими основными
критериями:
-
наличие достаточной
информации и опыта у подчиненных; -
уровень требований,
предъявляемых к решению; -
четкость и
структурированность проблемы; -
степень причастности
подчиненных к делам организации и
необходимость согласовывать с ними
решения; -
вероятность того,
что единоличное решение руководителя
получит поддержку исполнителей; -
заинтересованность
исполнителей в достижении целей; -
степень,
вероятности возникновения конфликтов
между подчиненными
в результате принятия решений. В
зависимости от этих критериев руководитель
использует пять
перечисленных выше стилей управления,
алгоритм выбора которых
отражен на схеме 18.4.
В
настоящее время все большее распространение
получает концепция
атрибутивного подхода к выбору стиля
руководства. B
основе
этой концепции, в отличие от других
моделей, лежит реакция
руководителя не столько на само поведение
подчиненных как
таковое, сколько на причины, его вызвавшие.
При этом руководитель
основывается на трех основных видах
информации: о том,
насколько поведение подчиненного
обусловлено особенностями
задания; о том, насколько оно стабильно,
и о том, насколько оно
уникально.
Если
поведение подчиненного вызвано серьезными
внутренними причинами, руководитель
принимает по отношению к нему необходимые
меры воздействия и в дальнейшем
осуществляет их коррекцию
в соответствии с ответной реакцией
подчиненного. Если
же причины вызваны внешними условиями,
руководитель направляет
усилия на их изменение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые описывают зависимость стиля руководства от ситуации.
Под стилем руководства (управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч.
Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.), получил название инструментального, или ориентированного на задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п., — ориентированного на человеческие отношения или на подчиненных.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
Модель 1
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.
- Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
- В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
- Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Модель 2
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления:
- Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.
- Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
- Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
- Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
Модель 3
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
- Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
- Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
- Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
- При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:
- A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
- Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
- B. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
- Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
- Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
- заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие чертыхарактера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации лицам с низким уровнем самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки у окружающих. Лица с высоким уровнем самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью, рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью, настойчивостью, готовностью к борьбе.Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости, стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи, жестком самоконтроле, рассудочности.
- Комбинация высокой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников, которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других.
- Комбинация низкой готовности к взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях, бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя и одновременно контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы, «болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение.
- Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя. Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны, систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются показать всем свою «праведность».
- Результатом соединения высокой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его медлительностью действий и принятия решений,соглашательством, ориентацией на других и совместную работу, уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны и обладают хорошими способностями к консультированию.
П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрессивного стиля поведения не следует мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно развивать, не убеждать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке задания оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и результаты тщательно контролировать.
Носителям делового стиля необходимо ставить вопросы, позволяющие им раскрыться самим, поддерживать с ними преимущественно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеждать фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким людям необходимо соблюдать точность, дисциплинированность, демонстрировать поддержку их целей.
При руководстве лицами аналитического стиля поведения следует учитывать и поддерживать их интеллектуальные подходы, хорошо в них ориентироваться и уметь четко и аргументированно показать достоинства и недостатки, искать оптимальные решения и предоставлять возможность для проверки их идей и решений, давать гарантии того, что реализация решений не приведет к неудаче или неблагоприятным последствиям.
Наконец, по отношению к лицам, которым присущ дружелюбный стиль поведения, рекомендуется поддерживать их чувства и эмоции, находить привлекательные черты личности, разбираться в их мечтах, интересах и целях, оперировать не фактами, а их личными мнениями, чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность и непонимание, поощрять неофициальное сотрудничество, предлагать личную поддержку.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 271 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 390 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Многомерный стиль руководства
-
2 слайд
Стиль руководства —
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. -
3 слайд
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений «реководитель-подчиненный», стили руководства.
-
4 слайд
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. «Теория Х» и «Теория У», представленные в книге «Человеческая сторона предприятия», завоевали широкое признание у менеджеров.
-
-
6 слайд
Таким образом, формируются два взгляда на управление:
авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю
демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных.
-
-
8 слайд
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.
-
9 слайд
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
-
10 слайд
В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
-
11 слайд
Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
-
12 слайд
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от
степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
П. Херсли
К. Бланшар -
13 слайд
Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать.
Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива. -
14 слайд
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и
давать исполнителям указания, и
поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать. -
15 слайд
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их
участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь. -
16 слайд
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется
делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления. -
17 слайд
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус.
По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются
четыре стиля управления -
18 слайд
1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения.
-
19 слайд
2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром.
Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль. -
20 слайд
3.Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
-
21 слайд
4. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении.
Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи. -
22 слайд
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 056 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 13.12.2020
- 188
- 0
- 07.12.2020
- 489
- 0
- 07.12.2020
- 128
- 0
- 04.12.2020
- 273
- 3
- 25.11.2020
- 242
- 1
- 16.09.2020
- 701
- 4
- 23.08.2020
- 312
- 0
- 20.08.2020
- 86
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью
руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству,
характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые
описывают зависимость стиля руководства от ситуации.
Под стилем руководства
(управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью
которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает
методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в
коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей,
тип культуры, и проч.
Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед
ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет
графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем
необходимым и т.п.), получил название инструментального, или ориентированного на
задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный
морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на
взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений,
помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п., — ориентированного на человеческие отношения или
на подчиненных.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во
многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и
действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он
ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их
пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности
работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их
обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения,
утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью
руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству,
характером проблемы и пр.
Модель 1
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как
правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать
его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В
зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с
подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет
несколько типов различных ситуаций.
- Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя
значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних
легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо,
руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание
человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии
и реализации решений, надежность контроля. - В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы
достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое
диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать
с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся
работать. - Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее
подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет
достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с
подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то,
что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать
конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет.
Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя
и улучшает отношения с подчиненными.
Модель 2
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации,
предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к
достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача
руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей
работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую
поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей,
степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию
предлагаются четыре стиля управления:
- Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к
коллективу, то предпочтителен стиль поддержки,
аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. - Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как
считают авторы, использовать инструментальный стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит,
желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как
нужно делать, и создавали необходимые условия работы.В неоднозначных ситуациях
используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию
в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако
при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять
это за чрезмерный контроль. - Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут
их достичь, применяется стиль, ориентированный на
«достижение», когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и
ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их
самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого
условия. - Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии
решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся
реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними
информацией, широко использовать их идеи.
Модель 3
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение
того или иного стиля зависит от степени зрелости
подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и
опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.В
свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
- Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою
работу сотрудникам, что и как нужно
делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на
решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание
человеческих отношений и создание коллектива. - Для сотрудников, обладающих средним уровнем
зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут
делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно
работать. - Когда сотрудники могут, но не хотят
отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого
всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим
считается стиль, предполагающий их участие в
принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно
делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности,
предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь. - При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать
самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для
коллективного управления.
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей
коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже
символами А, Б, В, Г, Д:
- A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
- Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и
принимает решение. - B. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими
мнения и с учетом их принимает собственное решение. - Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате
вырабатывают общее мнение. - Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или
вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто
его автор.
При выборе стиля руководители
пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость
согласовывать с ними решения; - вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку
исполнителей; - заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате
принятия решений.
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили
соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие чертыхарактера
людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть
низкими и высокими.
По этой классификации лицам с низким уровнем
самоутверждения свойственны молчаливость, мягкость, стремление избежать
риска, застенчивость, спокойствие, сдержанность, медлительность, поиск поддержки
у окружающих. Лица с высоким уровнем
самоутверждения характеризуются многословием, резкостью, беспокойностью,
рискованностью и быстротой решений и поступков, самоуверенностью,
настойчивостью, готовностью к борьбе.Обладатели высокой готовности к взаимодействию стремятся
к близким отношениям с окружающими, дружелюбны, раскованны, открыты чужим
мнениям, гибки, свободно себя ведут. Низкая
готовность к взаимодействию проявляется в отчужденности, закрытости,
стремлении к формальным официальным отношениям, ориентации на факты и задачи,
жестком самоконтроле, рассудочности.
- Комбинация высокой готовности к
взаимодействию и высокого уровня самоутверждения выражается в экспрессивном стиле поведения сотрудников,
которому свойственны: возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях
и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими и
вмешательству в чужие дела, обобщениям и преувеличениям. Такие люди не любят
одиночества, оптимистичны, живы, умеют воодушевлять других. - Комбинация низкой готовности к
взаимодействию и высокого уровня самоутверждения порождает деловой стиль поведения. Его обладатели
демонстрируют твердость и рассудительность в действиях и решениях,
бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя и одновременно
контролировать и подавлять окружающих. Обычно они хорошие администраторы,
«болеют» за работу, не любят бездействия, ценят уважение. - Соединение низкой готовности к
взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения,
характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных
статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной
деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя.
Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны,
систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются
показать всем свою «праведность». - Результатом соединения высокой готовности к
взаимодействию и низкого уровня самоутверждения является дружелюбный стиль поведения с его
медлительностью действий и принятия решений,соглашательством, ориентацией на
других и совместную работу, уходом от конфликтов, мягкостью, неуверенностью в
себе, поиском поддержки окружающих, стремлением к безопасности. Эти люди надежны
и обладают хорошими способностями к консультированию.
П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрессивного стиля поведения не следует
мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно
развивать, не убеждать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке
задания оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и
результаты тщательно контролировать.
Носителям делового стиля необходимо
ставить вопросы, позволяющие им раскрыться самим, поддерживать с ними
преимущественно деловые отношения и не пытаться установить личные, убеждать
фактами, а не эмоциями, признавать прежде всего их идеи. По отношению к таким
людям необходимо соблюдать точность, дисциплинированность, демонстрировать
поддержку их целей.
При руководстве лицами аналитического
стиля поведения следует учитывать и поддерживать их интеллектуальные
подходы, хорошо в них ориентироваться и уметь четко и аргументированно показать
достоинства и недостатки, искать оптимальные решения и предоставлять возможность
для проверки их идей и решений, давать гарантии того, что реализация решений не
приведет к неудаче или неблагоприятным последствиям.
Наконец, по отношению к лицам, которым присущ дружелюбный стиль поведения, рекомендуется
поддерживать их чувства и эмоции, находить привлекательные черты личности,
разбираться в их мечтах, интересах и целях, оперировать не фактами, а их личными
мнениями, чувствами, предупреждать будущие неудовлетворенность и непонимание,
поощрять неофициальное сотрудничество, предлагать личную поддержку.
Автор: Игорь
Ярославович Лyкaceвич,