Модель руководства государства

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Характеристика классических моделей государственного управления

Определение 1

Модель государственного управления – это способ организации социально-экономического развития государства, определяющий порядок формирования органов государственного управления, специфику их функционирования.

Историческое развитие общества привело к формированию разнообразных моделей управления государством. При выделении различных моделей управления государством прослеживается четкая взаимосвязь между типом государственного устройства и базовыми концепциями-идеологиями.

В числе базовые стилей управления можно обозначить следующие:

  • во-первых, авторитарный или директивный;
  • во-вторых, демократический или коллегиальный;
  • в-третьих, анархический или либеральный.

В соответствии с этой классификацией выделяют классические модели управления государством, упоминаемые в своих трудах еще Платоном и Аристотелем. Существуют следующие классические модели управления государством:

  1. Модели, основанные на единоличном правлении. К числу этих моделей относятся:

    • монархия, которое представляет собой единоличную власть, распределяющую блага на остальных представителей общества;
    • тирания, представляющий собой единоличную власть, не стремящуюся распределять блага на других членов общества, а принимающая свои интересы в качестве единственного важных;
  2. Модели, основанные на власти меньшинства. К числу этих моделей относятся:

    • аристократия, представляющая собой власть по достоинству. Достоинство в этом случае выступает в качестве интегральной характеристики. Меньшинство, наделенное властью, заботится о благе других членов общества;
    • олигархия, представляющие собой власть, получаемую в соответствии с имущественным или иным цензом. В этом случае меньшинство не обращает внимания на благополучие других членов общества;
  3. Модели, основанные на власти большинства. К числу этих моделей управления государством относятся следующие:

    • полития, представляющая собой власть большинства, пекущегося о благосостоянии других членов общества;
    • демократия, представляющая собой власть неимущего большинства, которое не принимает во внимание благосостояние других членов общества.

«Модели государственного управления » 👇

Замечание 1

Первые модели в каждой из перечисленных групп являются правильными, в то время как вторые – искаженными. Наиболее отклоняющейся от нормы выступает модель тирании, наименее – демократии.

Постиндустриальная модель управления государством

Современная социология характеризуется противоречивыми взглядами на дальнейшее существование и роль государства в системе управления обществом. Отдельными учеными высказывается мнение о неизбежном отмирании институты государства, другие считают, что заинтересованность общества в государственной власти возрастает с течением времени.

Для современного государства характерно замещение этой ниши, которая принадлежит ему в постиндустриальной эпохе. Эта ниша выражается в следующем:

  • во-первых, государство призвано охранять права человека, организации от возможных злоупотреблений и покушений на них;
  • во-вторых, государство выполняет роль арбитра при разрешении многочисленных конфликтов и споров, регламентирует правила игры экономического и общественно-политического характера, осуществляет контроль исполнения этих правил;
  • в-третьих, государство выполняет в соответствии с поручением общества некоторые функции, поручение которых частным лицам может быть опасным или нерациональным. Примером таких функций выступает контроль состояния окружающей среды, поддержка дотационных регионов, осуществление борьбы с преступностью и прочее;
  • в-четвертых, государство призвано охранять страну от любых внешних покушений, регулировать внешние отношения, защищать интересы населения и хозяйствующих субъектов за границей.

Постиндустриальное общество ставит определенные требования к государству, как к гаранту стабильности и безопасности, а также общественного развития. Фактически роль государства незыблема, особенно в условиях роста числа вооруженных конфликтов и силы терроризма.

В основе управления государством постиндустриальным обществом находятся социологические законы малых групп, не в конечном итоге формирующие систему социальных отношений в рамках всего общества. В этом контексте выделяют следующие социальные группы:

  • во-первых, квалифицированные работники сферы воспроизводства, к числу которых относят рабочих, программистов, техников, инженеров, ученых, служащих, учителей;
  • во-вторых, средние и мелкие бизнесмены, способные самостоятельно вести дела в различных сферах производства товаров и оказания услуг;
  • в-третьих, рантье и пенсионеры, осуществляющие свою жизнь за счет доходов, которые были созданы их более ранним трудом или получены от вложений;
  • в-четвертых, крупные бизнесмены, высший уровень государственных служащих, руководство армией, лидеры политических партий, главы преступных организаций. Эта группа достаточно немногочисленна, но при этом обладает наиболее значимой политической и экономической силой, способной влиять на жизнедеятельность общества и тенденции его развития.

Постиндустриальное государство находится перед необходимостью решения 2 основных проблем глобального характера:

  • во-первых, обеспечение выживания государства и общества в условиях ресурсных и экологических кризисов, обеспечение гармонии общества с природой;
  • во-вторых, обеспечение адаптации форм социальных отношений, компенсация последствий управленческих кризисов социально-экономического характера.

Ввиду этого государство стоит перед задачей мобилизации всех своих ресурсов, включая духовные. С развитием общества материальное производство утрачивает свою первостепенную значимость, смещая акценты в сферу социальных взаимоотношений.

Эти социальные отношения становятся объектом воздействия государства, обеспечивая развитие общества в социально-экономическом плане.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В
отечественной и зарубежной научной
литературе в настоящее время представлено
немало моделей государственного
управления, это:

– классическая
модель рациональной бюрократии –
разделение политики и управления,
иерархичность, строгая дисциплина,
персональная ответственность;

– либеральная
модель с минимальным участием государства;

– модель
«нового государственного менеджмента»
(New Public Management) квалифицирует государство
не только как поставщика общественных
благ и корректировщика провалов рынка,
но и показывает, что государство стремится
сделать управление социально более
эффективным и экономически малозатратным,
более гибким и результативным;

– модель
«хорошего правительства» (Good Governance) с
наличием мощного центра управления,
научно выверенной стратегией, разделением
полномочий, эффективной системой
интерактивного управления;

– всё
большей популярностью в последние годы
пользуется сетевая модель (Network model of
Government) – системность государственных
и негосударственных образований, которые
взаимодействуют между собой на базе
определен- ной ресурсной зависимости
в целях достижения согласия по
интересующему их государственнополитическому
вопросу;

– не
меньший интерес вызывают различные
модели антикризисного публичного
управления (Anticrisis Public Administration).

Достаточно
часто в странах со сходными политическими
режимами и приблизительно одинаковым
социально-экономическим уровнем
(например, в развитых странах Запада)
складываются весьма разные модели
административно-государственного
управления. В этом случае основные
различия определяются типом территориальной
организации государства. С этой точки
зрения существует два основных типа
административно-государственного
управления: унитарный и федеральный.

Унитарная
система предоставляет входящим в нее
территориям очень мало автономии,
основное управление осуществляется
непосредственно из столицы. Территориальные
подразделения — департаменты во Франции,
провинции в Италии, графства в Швеции
— большей частью существуют ради
административного удобства.

Федеральная
система управления состоит из единиц,
имеющих значительную собственную
политическую жизнь (штаты в США и
Бразилии, кантоны в Швейцарии, земли в
Германии). Эти единицы не могут быть
произвольно упразднены или изменены
центральной властью на законном
основании.

Теоретически
существует еще и третья возможность —
конфедерация — настолько свободное
формирование, что его составные части
могут успешно бороться против центральной
власти. Конфедерации обычно недолговечны,
они либо распадаются на части, либо
превращаются в федерации. Историческим
примером может служить Швейцария. Эта
страна до сих пор называет себя
конфедерацией, но фактически она имеет
федеральный тип административно-государственного
управления. Наверное, только Европейский
общий рынок в настоящее время является
единственным примером конфедерации, в
которой слабая власть ее штаб-квартиры
в Брюсселе легко блокируется правом
вето отдельных стран — членов Европейского
сообщества5.

Можно
выделить несколько причин, приведших
в истории к формированию бюрократических
структур по федеральному принципу.
Первая среди них — стремление укрепить
государственную безопасность. Соединив
свои ресурсы, несколько небольших
государств способны защитить себя от
более могущественных соседей. Историческими
примерами могут служить Швейцария и
Бразилия. С другой стороны, бюрократия
структурируется по федеральному принципу
и в том случае, когда несколько небольших
государств заинтересованы в агрессивной
экспансии. Объединение дипломатических
и военных ресурсов таких государств
сделали бисмарковскую Германию одной
из ведущих держав в конце XIX века.

В
некоторых случаях определенный социальный
класс какой-либо нации может предпочесть
федеральную систему управления в надежде
получить экономические преимущества.
Американский историк Ч. Бирд рассматривал
Конституцию США 1787 г. как попытку
отцов-основателей защитить свои
имущественные интересы, усилив центральную
власть.

И,
наконец, федеральный тип
административно-государственного
управления часто выступает единственным
способом сохранения национального
единства. После окончания британского
колониального владычества Индия создала
федеральную систему управления, которая
позволила таким государствам, как
Бенгалия, Пенджаб, Маратхастан, Раджастан,
поддержать свои культуры и объединиться
в единое государство. Эти страны никогда
не вошли бы в федеральный союз, если бы
он не гарантировал им местной автономии6.

Следует
подчеркнуть, что федерализм достаточно
эффективно защищает местную автономию,
создавая различные уровни управления,
каждый из которых отвечает за определенный
круг вопросов. В большинстве государств
существуют три уровня управления:
национальный (федеральный), региональный
(управление провинций, земель, штатов)
и местный. Эти единицы обычно формируют
пирамиду: в ее основании находится
множество единиц местного управления,
над ними несколько меньше единиц
управления штатов (земель, провинций),
а в вершине — центральное управление.
Заметим, что страны с унитарными системами
часто разделены похожим образом, но
нижние уровни управления обладают очень
незначительной властью.

При
федеральном устройстве административные
функции государства юридически и
фактически распределяются между
федерацией и субъектами федерации. Это
разделение имеет важные последствия.
Во-первых, приводит к известной
неоднородности государственного
аппарата (что контрастирует с единообразием
при унитарном устройстве государства).
Каждый член федерации вправе выбрать
структуру своих административных
учреждений по собственному усмотрению.
Например, в США нет типовой организации
органов управления штатов. Во-вторых,
федеральное устройство приводит к
созданию двух этажей администрации,
между которыми нет органической связи.
Если такой дуализм не приводит к
трудностям в тех областях, которые
целиком находятся в ведении федеральной
администрации (например, в области
обороны и международных отношений), то
иначе обстоит дело с теми функциями,
которые относятся к компетенции как
федерации, так и субъектов федерации.
В США, где просвещением ведают штаты и
местные коллективы, президент сталкивается
со значительными трудностями всякий
раз, когда он намеревается внести
изменения в структуру образования. Не
располагая возможностями непосредственного
воздействия, он вынужден прибегать к
таким средствам, как дотации. В-третьих,
федерализм порождает специфические
проблемы в сфере государственной службы,
особенно в области набора служащих для
работы в различных органах управления.
В федеральных государствах достаточно
часто высказываются опасения, что в
центральном аппарате управления может
появиться засилие, даже монополия людей
из того или иного района федерации.
Поэтому в таких странах часто существуют
формальные правила и обычаи, направленные
на поддержание национального или
географического равновесия в области
набора государственных служащих.

Унитарная
система административно-государственного
управления также имеет свои особенности.
Здесь правительство и центральная
администрация обладают значительным
контролем над местными властями.
Например, во Франции учебные планы для
начальной школы издаются центральным
министерством в Париже — для того чтобы
уменьшить региональные различия.
Большинство унитарных государств имеют
национальные полицейские силы и строгий
контроль над местными полицейскими
образованиями. Обычно здесь единая
судебная система, работники которой
назначаются национальным правительством.
Единство административной системы в
унитарном государстве поддерживается
благодаря однородной модели государственной
службы7.

Однако
даже в унитарном государстве центральная
власть не может решать все местные
вопросы. Например, в Великобритании
единицы местного управления обладают
существенной властью. Все графства и
бюро (города) избирают свои советы,
которые формируют постоянные комитеты,
ответственные каждый за свою конкретную
сферу управления. Эти советы ведают
вопросами образования, здравоохранения,
социальной политики, охраны порядка. И
хотя правительство может в любой момент
вмешаться в местные дела и исправить
решения местных властей на свой лад,
однако на практике такое происходит
лишь в чрезвычайных случаях, поскольку
британцы высоко ценят местную автономию.

И
федеральная, и унитарная системы
административно-государственного
управления имеют свои достоинства и
недостатки.
Концентрация административной
власти в унитарных государствах может
привести к появлению у граждан чувства,
что бесполезно проявлять какую-либо
активность при решении местных проблем,
поскольку всякая власть исходит из
столицы. Это чувство может вылиться в
распространение отчуждения от
правительства и административно-государственных
институтов. Более того, если центральная
администрация слишком удалена от проблем
местной общины и граждане разочаровались
в возможности ознакомить ее со своими
проблемами и взглядами, то само проведение
разумной государственной политики
становится проблематичным. Не случайно
на втором совещании экспертов ООН по
проблемам административно-государственного
управления подчеркивалось: «Национальные
правительства должны изыскать пути
большей децентрализации и рассредоточения
правительственных функций и решений.
Чрезвычайно срочный характер сейчас
приобретает проблема создания более
действенных органов штата, провинции,
области или города, которые были бы
наделены полномочиями местных органов
власти и были бы обеспечены необходимыми
фондами в делах использования для
важнейших нужд и служб местного
населения».

К
несомненным преимуществам федеральной
системы административно-государственного
управления как раз относится возможность
принятия оперативных решений на местном
уровне. Граждане ближе всего находятся
именно к местной администрации, поэтому
могут влиять на этих должностных лиц,
видеть, как принимаются решения и каковы
их результаты. Местной администрации
гораздо легче экспериментировать с
новыми программами, чем более крупным
административным единицам. Соответственно
и цена неудач здесь значительно ниже.

Однако
принятие решений на местном уровне
имеет и свои недостатки. Часто местной
администрации не хватает средств для
финансирования социальных программ.
Должностные лица местного аппарата
управления обычно плохо обучены, не
имеют высокой профессиональной
квалификации, а в некоторых случаях
коррумпированы. К тому же принятие
решений на местном уровне может привести
к удвоению услуг и плохой координации8.
Поэтому
централизация власти в унитарном
государстве может быть значительным
преимуществом при решении наиболее
сложных проблем современного общества.
В унитарных системах центральное
правительство и администрация могут
распоряжаться экономическими ресурсами
и координировать, планирование и
развитие, их широкие полномочия в области
налогообложения делают задачу
финансирования социальных программ
значительно более легкой. Именно по
этой причине некоторые федеральные
государства в последние годы стали
более централизованными. В США и Германии
правительства и центральная администрация
стали проводить национальную экономическую
политику и финансировать социальные
программы8.

Все
это свидетельствует о появлении
интересной тенденции нашего времени:
идет эволюция унитарных систем в
федеральном направлении, в то время как
федеральные системы движутся в унитарном
направлении.
Рассмотрим структуру
основных уровней административно-государственного
управления в современном государстве.
Выше уже отмечалось, что в большинстве
стран таких уровней три: национальный,
региональный и местный. Они могут
создаваться и функционировать
принципиально независимо друг от друга
(федеральная модель) либо в рамках единой
административно-государственной системы
(унитарная модель). Каждому из уровней
управления отведена собственная,
автономная сфера компетенции, каждый
подчинен в политическом отношении
другим органам: парламенту, правительству,
общинному представительству и т.д. (в
соответствии с законом).

Национальный
(федеральный) уровень управления. В
большинстве стран этот уровень включает
администрацию президента, аппарат
правительства, аппарат парламента и
Верховного суда. Структура центральных
органов управления претерпевает
достаточно частые изменения. При смене
правительства, как правило, изменяются
численность, функции и наименования
министерств: некоторые управления и
отделы переходят из одного министерства
в другое или делятся между ними. Обычно
новое министерство создается в целях:

• обеспечения
эффективности управления — министерство
разделяется, поскольку оно разрослось
и слишком велико, чтобы им могло надлежащим
образом руководить одно лицо;

• выполнения
особых задач, которые в силу развития
событий приобретают на короткий или
длительный срок особую важность, —
министерства по делам бывших военнопленных,
беженцев, репатриантов и т.д.;

• удовлетворения
политических интересов — часто в
коалиционных кабинетах учреждается
новый министерский портфель для того,
чтобы обеспечить равновесие между
представительными партиями;

• по
соображениям личного характера —
образование министерства может быть
обусловлено стремлением учесть
склонности, способности или удовлетворить
честолюбие того лица, которое хотят
ввести в состав членов кабинета, либо
отстранить лицо от активной деятельности,
предложив ему в порядке компенсации
пост, который лишь сохраняет видимость
своей важности;

• удовлетворения
стремлений одной или нескольких групп
давления, полагающих, что их интересы
будут защищены лучше, если в составе
правительства они будут иметь постоянного
представителя в ранге министра.

Практически
во всех странах распределение функций
между ведомствами на уровне как
центральных органов, так и их региональных
и местных подразделений порождает
коллизии компетентности. Бесконечное
перераспределение функций в различных
комбинациях является одним из основных
направлений всех административных
реформ.

Региональный
уровень управления (штатов, земель,
провинций, республик). В федеральных
государствах преобладающая доля задач
административного управления приходится
именно на этот уровень. Здесь реализуется
как большинство федеральных законов,
так и собственное право. При осуществлении
федеральных законов, как правило,
различают два уровня9:

• управление
по поручению федерации (например, при
строительстве автомагистралей,
эксплуатации ядерных установок и выдаче
разрешений на нее), при этом административные
органы региона подвергаются как
правовому, так и специальному надзору,
и подчиняются распоряжениям федерального
правительства;

• осуществление
федерального права под собственную
ответственность, при этом административные
органы региона подвергаются только
правовому надзору. Федеральное
правительство может отдавать им
распоряжения лишь с одобрения
представительных органов региона.

Отличительной
особенностью унитарных государств,
напротив, является повсеместное
выполнение законов на всей территории
страны. Следует подчеркнуть также, что
при унитарной системе
административно-государственного
управления статус административных
организаций во всех регионах определяется
законом одним и тем же образом. Федеральная
система административно-государственного
управления подразумевает, что органы
регионального управления в любом штате
(земле, провинции) создаются в каждом
случае в соответствии с законами данного
региона.
Местный уровень управления
(графство, город). И в унитарных, и в
федеральных государствах на местном
уровне административного управления,
как правило, выполняются шесть основных
функций:

• общественная
безопасность, включая содержание полиции
и пожарной охраны, а также службы
здравоохранения;

• программы
помощи пожилым, инвалидам, детям;

• регулирующие
функции, включая зонирование, дорожную
безопасность, защиту потребителей;

• планирование
общественного строительства;

• общественные
услуги (школы, парки, библиотеки и т.д.);

• владение
и распоряжение государственными
предприятиями.

При
федеральной системе
административно-государственного
управления основные единицы местного
управления — графство и город — обычно
образуются властями штатов (земель,
провинций). Они действуют в рамках
разработанных законодателями штата
хартий, где очерчена структура их
административной ответственности.
Поправки в эти хартии обычно могут
вносить только законодатели штата.
Например, штат может заставить город
построить новую систему очистных
сооружений или увеличить жалованье
полицейским. В унитарных государствах
статус местных административных
организаций определяется законом везде
одинаково.

В
современной теории административно-государственного
управления существуют различные
классификации административных органов.
Классической среди них по праву считается
модель, предложенная американским
ученым Л. Уайтом. В соответствии с его
классификацией в системе административного
управления различают три категории
организаций или служб10.
управление
государство унитарный федеральный

Оперативные
службы — административные единицы,
которые предоставляют услуги
непосредственно населению, осуществляя
тем самым задачи, с которыми связано
создание данного административного
учреждения или службы, например почтовое
отделение, муниципальная библиотека,
бюро удостоверений личности в префектуре.

Вспомогательные
службы — административные образования,
не имеющие самостоятельных конечных
целей. Их деятельность состоит в оказании
другим службам (прежде всего оперативным)
содействия материального и нематериального
характера в форме предоставления в их
распоряжение различных средств или
услуг. Эти услуги могут касаться вопросов
кадров. Так, комплектование штатов,
организация обучения служащих, обеспечение
исполнения решений, касающихся прохождения
службы, начисление заработной платы и
т.д. осуществляются управлениями,
службами или бюро кадров. К вспомогательным
службам относятся также финансовые и
бухгалтерские службы, снабженческие и
закупочные организации (хозяйственные
управления), юрисконсультские отделы,
машинописные бюро и т.п.

Штабные
службы — лица, работающие в службах
этого типа, как правило, не осуществляют
повседневного управления. На них
возложена разработка под руководством
и в тесном контакте с руководителем
задач, которые возникают в связи с
принятием важных решений. Содержание
деятельности работников штабных служб
составляет несколько основных направлений:

• проведение
исследований и разработок, необходимых
для, выработки политики данной организации;
консультирование руководителей
учреждения;

• выработка
гипотез о предполагаемых направлениях
будущего развития как самой организации,
так и внешних факторов;

• подготовка
проектов программ или планов мероприятий;

• наблюдение
за выполнением принятых решений и
программ, координация действий
служб-исполнителей и контроль за
результатами;

• подготовка
мероприятий по реорганизации структуры,
совершенствованию методов работы как
внутри, так и вне организации.

Примерами
административных учреждений этого типа
являются министерства и ведомства.

Следует
подчеркнуть, что на практике достаточно
часто трудно провести четкую классификацию
административных организаций, поскольку
некоторые подразделения выполняют
задачи двух или даже трех типов служб.10
Например, повседневное управление
личным составом является вспомогательной
службой, но не связано ли принятие
решений по вопросам кадров с общим
направлением деятельности учреждения,
которое вырабатывается штабной службой?
По этой причине одни и те же административные
организации некоторые авторы относят
к категории штабных служб, а другие —
к вспомогательным службам. Это касается,
например, делопроизводства, ведения
статистики, деятельности юридических
служб и др.

СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южакова Екатерина Витальевна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу моделей государственного управления в Европе и Российской Федерации, выявлению их сходства и различия, преимуществ и недостатков каждой модели.

Ключевые слова: децентрализация, модели управления, централизация


COMPARISON OF GOVERNANCE MODELS IN THE EUROPEAN UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION

Yuzhakova Ekaterina Vitalevna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article is devoted a comparative analysis of government’s management models in Europe and the Russian Federation, in order to identify their similarities and differences, advantages and disadvantages of each model.

Keywords: centralization, decentralization, management models


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Южакова Е.В. Сравнение моделей государственного управления в Европейском Союзе и Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19349 (дата обращения: 10.05.2023).

Взаимосвязью между видом государственного строя и основными концептами идеологической системы является модель государственного управления. Модели квалифицируются: структурной формой, формой правления, политическим режимом. Почти каждое государство владеет своей суверенной моделью государственного управления.

В европейских федеральных моделях особо выделяется движение к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. Так, в скандинавских государствах власть Центра комбинируется с компетенциями местных органов и активным участием граждан в процессе принятия решений на местах. Это указывает на проявление тренда: развитие унитарных систем в федеральном направлении, и федеральных систем – в унитарном направлении.

В практике государственного управления стран Евросоюза главенствует всеобщий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам. Кроме скандинавской модели, идея «политической бюрократии» направлена не на абстрактное общее благо, а на политические интересы и цели. Можно утверждать, что в большей части моделей главнейшие посты в государственном аппарате занимают политические чиновники.

Большинство стран имеет свою, непохожую на другие, модель государственного управления, учитывающую национальные особенности развития.

Российская Федерация, в противовес федерализму Западной Европы, зародилась не путем присоединения отдельных территорий друг к другу с их взаимного согласия. РФ формировалась сверху, путем деволюции, т.е. путем обособления в составе государства отдельных, независимых и самостоятельных образований. Проблемы российского федерализма исторически связывают с борьбой центральной власти за сохранение единства государства против желания регионов к автономизации и сепаратизму. Сопоставление европейских и российской моделей государственного управления по фундаментальным признакам представлено в таблице 4.

Таблица 4. Сравнение европейской и российской моделей государственного управления

Описание моделей государствен-

ного управления

Модели государственного управления в Европейских странах

Российская модель государст-

венного управления

Скандинавские страны

(Швеция, Норвегия)

Англосаксонс-

кие страны (Великобритания)

Наполеоновс-

кие страны (Франция)

Германские государства

(Германия)

Уровень политического влияния администрации

Большое влияние администрации Существенное влияние бюрократии

Система права

Скандинавская структура права Прецедентное право Кодифицированное право

Модель государствен-

ного управления

Совмещение менеджериаль-

ных, правовых и переговорных культур и признаков во всех слоях государства

Вестминстерская модель Иерархическое строение государствен-ной службы Веберовская модель Исполнительная власть

Форма управления

Конституционная монархия Парламентская монархия Президентско-парламентская республика Парламентская республика Президентско-парламентская республика

Структурная форма

Унитарная Федеральная

Соотношение централизации и децентра-лизации

Сочетание Центра с компетенциями местных органов и обществом Существенное влияние Центра на развитие государства Значительное регулирующее влияние Центра Регулирующее влияние Центра на развитие государства

Вид администра-тивного поведения

Правительст-венные агентства превращены в госпредприятия, работающие по рыночным правилам Культура обсуждений и сделок Правовое деление полномочий между ступенями государствен-ного управления Совокупность строгости и уступчивости при применении публичного права Бюрократия

В Конституции Российской Федерации отсутствует определение «государственное управление», но применяется термин «исполнительная власть». Таким образом, упор в модели государственного управления делается на обретении и применении должностными лицами властных полномочий. Несмотря на то, что государственно-властные полномочия – необходимая и характерная особенность и атрибут государственного управления, но рационализировать деятельность правительственной структуры при такой схеме управления непросто. Исполнительную власть нельзя совершенствовать или рационализировать, поскольку властные полномочия – это данность, представленная органам или должностным лицам по закону: либо она есть, либо ее нет.

В продолжение можно сказать, что в настоящее время страны Европы подразделяют на 4 типа моделей государственного управления. Российская модель государственного управления имеет отличия по признакам от европейских моделей. В моделях руководства стран Европы наблюдается стремление к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. В практике управления государствами Европы преобладает общий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам.

Однако можно утверждать, что в большинстве моделей основные должности в госаппарате принадлежат политическим чиновникам. В связи с этим есть все основания указывать на политизацию государственной службы, и Российская Федерация не является исключением.

Библиографический список

  1. Калганова Л.А. Компаративные исследования европейской и российской моделей государственного управления // Проблемы современного государственного управления в России: Материалы научного семинара. – М.: Научный эксперт, 2010. – 112 с.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – 432с.
  3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 389с.
  4. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебник / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: КДУ, 2015. – 495с.
  5. Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
  6. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – с.96-106.
  7. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
  8. Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс2016. – с.324-329.
  9. Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
  10. Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Южакова Екатерина Витальевна»

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

формы правления

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

3. Бюрократия

формы правления

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

формы правления: диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Чем отличается жизнь в развитом государстве от жизни в развивающемся

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.

В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

6 самых влиятельных людей в мире, которые не имеют отношения к политике и власти

11. Монархия

формы правления: монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.

13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.

5 историй о том, как государство уничтожало своих граждан во имя «благих целей»

17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

1.1. Новая модель государственного управления

На сегодняшний день глобальные тенденции развития общества характеризуются все большим ростом масштабов применения новейших информационных технологий. Процессы информатизации пронизывают все сферы жизни общества. Современные технологические системы, становящиеся основой взаимодействия, находятся в прямой зависимости от опережающего развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Наука превращается в центр информационного и технологического развития в глобальном масштабе. Создание мощных информационных ресурсов, развитых информационных сетей увеличивает наукоемкость социальных и духовных инноваций, механизмов социальных, культурных и политических изменений. Повышение роли информационно-коммуникационных технологий сопутствует также и развитию и становлению новой модели государственного управления. В современных условиях государство можно рассматривать как развитую информационную систему, так как весь процесс государственного управления базируется на сборе, анализе, обработке, хранении и распространении информации.

Традиционная модель государственного управления разрабатывалась для индустриального общества, которое основывалось на единстве потребностей суверенного государства и его населения в обеспечении собственного существования на определенном этапе исторического развития. Такая модель не может отвечать требованиям и запросам строящегося информационного общества. При переходе на новую ступень развития государственный аппарат, основанный на принципах жесткой информационной вертикальной иерархии, не может эффективно функционировать. Именно поэтому неотъемлемым условием для развития экономической системы России становится трансформация и модернизация современной модели взаимодействия общества и государства. Новая модель должна характеризоваться глобальной информатизацией всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, развитием горизонтальных информационных процессов межведомственных взаимодействий на базе интегрированных компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия органов власти с населением и экономическими структурами государства [69, c. 4].

Информационное общество характеризует всю совокупность общественных отношений, связанных с применением информационных технологий во всех аспектах общественной жизни. Это касается не только всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, но и здравоохранения, образования, культуры, бизнеса, граждан.

Процесс разработки государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного общества можно разделить на три большие стадии:

– 1991–1995 гг. – формирование основ государственной политики в сфере информатизации в условиях рыночных отношений;

– 1995–1998 гг. – переход от политики информатизации к формированию основ информационной политики;

– 1998–2008 гг. – формирование государственной политики в сфере развития информационного общества.

В 2008 г. завершился первый этап – этап разработки государственной политики – был принят первый официальный документ, утвержденный на высшем государственном уровне – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», началась разработка плана реализации Стратегии и программ развития информационного общества на региональном уровне. Тем самым можно сказать, что с 2008 г. в России начался этап реализации стратегии развития информационного общества.

В 2005–2008 гг. шел процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства в России. Правительством Российской Федерации утверждены пять документов со сроком действия до 2010 г., имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:

– Концепция и программа административной реформы в Российской Федерации;

– ФЦП «Электронная Россия»;

– Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации;

– Концепция региональной информатизации;

– Концепция использования информационных технологий в органах государственной власти.

В последние годы были осуществлены значимые действия по формированию нормативной базы «электронного правительства». Принят закон, обязывающий органы власти размещать информацию о своей деятельности в СМИ и в сети Интернет (изменения в Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7–ФЗ), заметна законотворческая деятельность (подзаконные акты) по Закону об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ), подписан закон об электронной подписи (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63–ФЗ). Появились новые распоряжения с указанием перечней госуслуг, которые обязательно должны быть реализованы в электронной форме (распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 442–р), а также мероприятий, которые должны быть реализованы (распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 453–р) и т.п.

В настоящее время, государство как главный общественный институт, стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности общества и бизнеса. В условиях обособленной деятельности государственных структур различные учреждения имеют собственные правила и процедуры, а также собственную правовую основу деятельности, собственные методы работы и бизнес процессы, что приводит к разобщенности действий, дублированию информации и неэффективности использования ресурсов. В целях оказания комплексных услуг и повышения эффективности своей работы, государство в настоящее время стремится объединить обособленные структуры. Путем реорганизации внутренних бизнес-процессов государственные учреждения сокращают многие шаги и операции, требующие непосредственного участия граждан, используя при этом технические решения, которые стандартизируют информационные системы органов власти и позволяют интегрировать их между собой. Процесс использования информационных технологий в государственном управлении характеризует переход государства на новый уровень взаимодействия с обществом – «электронное правительство» [85, с. 10].

Преимущества электронного правительства очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти. Большая открытость и прозрачность деятельности органов власти, достигаемая за счет использования последних информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствует упрощению взаимодействия населения и органов управления, открывает возможности более полного доступа граждан к необходимой им государственной информации.

Формирование и развитие новой модели государственного и муниципального управления, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, невозможно без проведения масштабной работы над тем, чтобы привлечь всех граждан страны в информационное общество. Необходимо, чтобы электронные услуги и дистанционный доступ к информации были доступны каждому, независимости от возраста, пола, национальности, финансового положения и местонахождения. Новые методы и формы взаимодействия органов власти с населением и хозяйствующими субъектами должны обеспечить переход на новый уровень развития государственного и муниципального управления, качественно усовершенствовать его, что в конечном итоге окажет свое положительное влияние на стабильное развитие всего государства.

Несмотря на то, что на сегодняшний день на средства федерального и региональных бюджетов приобретено все необходимое оборудование и программное обеспечение для реализации информационно-коммуникационных проектов, изменений практики работы чиновников почти не происходит. Информатизация носит технологический характер и не сопровождается оптимизацией административных процессов, которые позволили бы повысить прозрачность деятельности государственного аппарата, снизить бремя государственного регулирования для граждан, а также сократить нагрузку на федеральный и региональные бюджеты. Непосредственно рост технической оснащенности органов государственного и муниципального управления не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений.

Одной из главных проблем в сфере информатизации государственного и муниципального управления является несоответствие провозглашаемых принципов работы и декларативный характер принимаемых концепций и программ, несогласованность их с реальной практикой работы органов власти. Как и многие управленческие технологии, зарекомендовавшие свою эффективность в практике развитых зарубежных государств, в Российской Федерации электронное правительство рискует остаться некоей формой, не трансформирующей содержание управленческой деятельности, стать препятствием достижению повышения эффективности государственного и муниципального управления.

На сегодняшний день повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг требует введения инновационного решения всех назревших проблем взаимодействия власти и общества. Таким решением станет массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление, в том числе становление и развитие электронного правительства.

Преимущества, которые получат и система исполнительных органов власти, и граждане и экономические субъекты от внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий в форме электронного правительства, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Преимущества от использования ИКТ в сфере оказания государственных и муниципальных услуг

Для органов
исполнительной власти

Для населения
экономических субъектов

централизованное и эффективное управление всеми видами правительственной информации

простота и удобство использования государственных и муниципальных услуг, ускорение процесса их получения

возможность совершенствования планирования и принятия управленческих решений на всех уровнях

ощущение причастности к принятию правительственных решений и проектов

налаживание эффективной системы обратной связи с населением

возможность непосредственного взаимодействия с органами власти на равных, партнерских основаниях

обработка и администрирование данных об общественном мнении

повышение степени общественного контроля за работой правительства

рост доверия граждан к властным структурам

снижение уровня коррумпированности и бюрократизации власти

Информационное общество характеризует всю совокупность общественных отношений, связанных с применением информационных технологий во всех аспектах общественной жизни. Это касается не только всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, но и здравоохранения, образования, культуры, бизнеса, граждан.

Сущность концепции внедрения информационных технологий в государственное и муниципальное управление в России явилась, в том числе, и своеобразным синтезом опыта зарубежных стран в данном вопросе. В силу ориентации внутренней политики России на опыт других стран актуальным будет обозначить успешные практики внедрения электронного правительства в развитых странах. В целом, анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что повышению качества государственного управления способствует сочетание следующих факторов:

– развитая технологическая инфраструктура (компьютеры, сети, навыки пользования);

– юридически значимый электронный документооборот, или шире – электронные данные (для реализации экономических преимуществ ИКТ);

– сопутствующие административные преобразования конкретных административных процессов;

– общее повышение прозрачности и подотчетности органов власти.

В Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ № 632–р, дается такое определение: «Под электронным правительством в Концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [36].

Главной целью формирования электронного правительства является повышение качества предоставления государственных услуг гражданам, организациям и представителям бизнеса, а также повышение качества исполнения государственных функций.

Основные инструменты формирования в России электронного правительства:

а) перевод государственных, муниципальных и бюджетных услуг в электронный вид;

б) перевод исполнения соответствующих государственных, муниципальных и бюджетных функций в электронный вид [77, c. 109].

Обобщив, можно сказать, что в ходе формирования электронного правительства должны быть достигнуты следующие цели:

– повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

– снижение административных барьеров.

– уменьшение бюджетных расходов на предоставление государственных и муниципальных услуг (исполнение функций).

Архитектура электронного правительства включает в себя:

– внешнюю правительственную информационную систему (в рамках которой органы государственной власти взаимодействуют с гражданами, организациями и между собой);

– внутреннюю правительственную информационную систему (механизм электронного обмена служебными данными внутри органа власти, предназначенный для принятия юридически значимых решений);

– систему комплексной информационной безопасности (обеспечивающей безопасность содержательной части информации и защищенность ее от любых внешних воздействий – будь то попытки неправомерного копирования, распространения, блокирования или уничтожения) [69, c. 194].

Кроме оптимизации механизмов государственного управления за счет постепенного внедрения функциональных модулей G2G, G2B и G2C (о чем будет рассказано далее), электронное правительство активизирует такой социально значимый процесс как формирование цифровой (электронной) демократии. Пожизненное обучение, телематика, компьютеризация, компьютерная грамотность, универсальный доступ, активное правление, электронная почта, электронное голосование, электронное правительство, интернет и прочие элементы информационного общества, внедрению которых прямо или опосредствованно оказывает содействие создание электронного правительства, активизируют социальную позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод.

Одним из ключевых элементов электронного правительства является система электронного документооборота, в рамках которой осуществляется передача электронных документов, снабженных аналогом собственноручной подписи – электронной цифровой.

Наряду с массовым переходом на электронный документооборот в качестве одного из неотъемлемых элементов электронного правительства можно обозначить внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». СМЭВ представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему электронных сервисов, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций [78].

Стандартизация и оптимизация процесса предоставления услуг наряду с развитием правовой и технологической инфраструктуры является неотъемлемой частью формирования электронного правительства в Российской Федерации. Модернизация исполнения государственных
функций предполагает разработку административных регламентов и электронных административных регламентов.

Применение электронных административных регламентов позволит автоматизировать предоставление государственных и муниципальных услуг и исключить участие представителей власти в отдельных простейших процессах, а также позволит перевести государственные и муниципальные услуги в электронный вид. Электронная форма наделяет административные регламенты возможностью получения оперативных данных обо всех предусмотренных действиях, процедурах и стадиях их выполнения, сроках, вариантах возможных решений, форм представления результата с указанием должностных лиц – исполнителей.

Регламенты задают характеристики качества исполнения функций органов власти, что позволяет реально контролировать результативность их деятельности, и, соответственно, поддерживать эффективность деятельности органов власти и местного самоуправления на достаточно высоком уровне.

На данном этапе развития электронного правительства в Российской Федерации Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации является для простых граждан едва ли не единственным внешним проявлением работы государства в данном направлении. Он представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую:

– доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

– предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

– учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме [15].

Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Однако, несмотря на работу Единого портала государственных и муниципальных услуг, на сегодняшний день остается проблема малого взаимодействия населения с электронными сервисами государства, а также невозможность получения большинства муниципальных услуг и части госуслуг, предоставляемых на уровне субъекта РФ, без личного контакта с органами власти. По последним подсчетам, если учитывать пользователей единого портала государственных услуг, региональных и ведомственных порталов, примерно 25 % населения пользуется электронными госуслугами, хотя к 2018 году данный показатель должен составить порядка 70 % [33].

Электронное правительство – это корпоративная интегрированная система в масштабах государства. Однако на пути внедрения столь масштабной системы в социально-экономическую жизнь любой страны возникает целый ряд существенных проблем.

1. Необходимость изменения внутренних процессов управления государственными структурами. В аналогии между электронной корпорацией и электронным правительством этому соответствует факт, известный всем специалистам по корпоративным информационным системам: повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационной системы достигаются только при одновременном проведении реинжениринга бизнес-процессов автоматизируемого предприятия.

2. Ведомственная ориентация услуг государственных органов на всех уровнях и отсутствие взаимообмена информацией между различными ведомствами и службами. Существуют ведомственные базы данных, но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами. Типичным является высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременном низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия. Как правило, отсутствуют, или слабо определены ответственность и контроль сроков исполнения при межведомственном взаимодействии.

3. Недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение информационно-коммуникационных технологий. Также возникают проблемы в отношении легализации аналитической работы компьютера при расчете вариантов решений, определения сферы и порядка использования электронной цифровой подписи, совмещения стандартов обмена информацией различными (в том числе и силовыми) ведомствами, обеспечения равных возможностей подключения граждан к информационным системам различных министерств.

4. Неготовность органов государственной власти к применению ИКТ и реорганизации своей деятельности.

5. Информационное неравенство – недоступность для части населения страны средств обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям. Включая Интернет.

6. Низкий уровень подготовки кадров, в области ИКТ [29].

Очень важное значение играет и тот факт, что электронное правительство как модель управления в настоящее время применяется не вполне универсально, сохраняя приоритетные сектора в предоставлении государственных услуг. В частности, электронное предоставление услуг правительством в основном касается деятельности регулирующих госорганов, предполагающих выдачу сертификатов, лицензий и сбор налогов. Электронное правительство также помогает правительственным структурам контролировать расходы, повышать конкурентоспособность за счет снижения расходов на создание и функционирование органов управления, ускорить регистрационные процедуры и т.д. Однако существует очень мало примеров использования механизмов электронного правительства в сферах здравоохранения и образования. Одной из причин такого положения может быть то, что информационное содержание этих услуг делает их малопригодными для электронной доставки. Нельзя не учитывать и то, что все еще велика стоимость разработки и внедрения типового проекта онлайн-порталов (от 50 000 до 56 000 000 долл.) [25, с. 157].

Таким образом, можно сказать, что общий подход к электронному правительству и понимание его функций во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное правительство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления в целях обеспечения доступа к информации с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность.

Однако на практике в разных странах и регионах существуют собственные стратегии внедрения электронного правительства. При этом в демократических странах информационные технологии обеспечивают формирование госполитики за счет взаимодействия власти с широкими гражданскими структурами, а в авторитарных государствах эти контакты исключают коммуникации с оппозиционными и нелояльными центрами влияния, которые технически способны принимать участие в принятии решений на его различных этапах и стадиях.

Поскольку формирование электронного правительства предполагает реализацию значительного числа проектов, необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности реализации конкретных проектов, реализуемых в рамках формирования электронного правительства, в том числе обеспечить их взаимосвязь с целевыми показателями на общегосударственном уровне. С этой целью должен быть обеспечен контроль над реализацией проектов, прозрачность проектов, повышение квалификации государственных служащих, формирование мотивационных схем, которые должны повысить заинтересованность государственных служащих в получении реальных результатов в ходе реализации проектов по информатизации.

Организация экспертизы должна предусматривать обязательную публикацию проектной документации и отчетов о реализации проектов, за исключением информации, относящейся к государственной тайне. Результаты экспертизы должны публиковаться в открытом доступе для анализа после окончания срока выполнения проекта. Процедуры экспертизы должны быть формализованы и конкретны, они не должны подменять собой процедуры межведомственного согласования.

Опыт формирования электронного правительства в России практически отсутствует, а зарубежный опыт в силу различных обстоятельств не всегда применим. Поэтому особое значение имеет создание центров сбора положительного опыта, полученного при формировании электронного правительства. Такие центры должны обеспечивать распространение лучших практик, типовых документов, типового программного обеспечения, методических и образовательных материалов, на их базе может осуществляться консультационная поддержка государственных служащих.

Что касается кадрового обеспечения электронного правительства, то повышенные требования к уровню квалификации необходимы:

– при разработке базовых элементов информационно-технологической инфраструктуры и нормативной правовой базы электронного правительства;

– при проектировании перехода к реализации государственных полномочий с использованием ИКТ; разработке соответствующей нормативной правовой базы;

– при реализации конкретных государственных полномочий с использованием ИКТ.

Необходимо предусмотреть:

– проведение научно-исследовательских работ в области совершенствования специального, высшего профессионального и последипломного образования с учетом специфики государственной и муниципальной службы;

– проведение массового краткосрочного повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

– распространение лучших практик, в том числе путем проведения конференций.

Целесообразно продумать разработку механизмов стимулирования государственных служащих, участвующих в реализации государственных полномочий с использованием ИКТ. Такими механизмами могут стать:

– распределение части средств, выделяемых на разработку и внедрение ИКТ при реализации государственных полномочий, на премирование служащих, участвующих в реализации государственных полномочий с использованием ИКТ;

– сохранение общего объема фонда заработной платы ведомства (структурного подразделения), часть служащих которого была высвобождена в результате перехода к реализации государственного полномочия с использованием ИКТ;

– установление запрета на финансирование ведомством каких-либо работ, в том числе научно-исследовательских, связанных с проектированием, разработкой и внедрением информационных систем, при наличии невыполненных обязательств по утвержденному плану-графику перехода к реализации государственных полномочий с использованием ИКТ.

В подпрограмме «Электронное государство и эффективность государственного управления» были определены приоритетные направления развития на период до 2015 года. Подробно с этой подпрограммой можно ознакомиться, изучив распоряжение Правительства РФ № 1815–р
«О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [35].

Основные приоритеты, выделенные в рамках данной подпрограммы:

1. Формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи.

2. Развитие системы межведомственного электронного взаи-
модействия.

3. Формирование и развитие инфраструктуры универсальной электронной карты.

4. Создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах.

5. Развитие защищенной системы межведомственного электронного документооборота.

6. Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.

7. Развитие защищенного сегмента сети Интернет для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

8. Развитие проекта «Электронный регион», в том числе:

– разработка нормативных, методологических и технологических решений для внедрения электронного правительства на уровне субъекта Российской Федерации;

– разработка комплекса мероприятий по внедрению информационных технологий в субъекте Российской Федерации, разработка соответствующих типовых программных решений на основе свободного программного обеспечения;

– обеспечение взаимодействия в электронной форме между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Развитие единой межведомственной информационно-статистической системы.

10. Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

11. Создание организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей за государственные услуги.

12. Создание единой системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации.

13. Проведение мониторинга реализации Программы и экспертизы полученных результатов.

14. Создание системы контроля реализации решений Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

15. Реализация мероприятий по координации расходования бюджетных средств органами государственной власти на информационные технологии.

16. Развитие государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

17. Создание государственной информационной системы в области технического регулирования Таможенного союза.

Таким образом, электронное правительство подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения – посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими на основе Интернет-технологий.

Работа государства в области управления сделает процесс предоставления услуг не только оперативным, но и интерактивным, качественным и более эффективным. Поскольку именно электронное правительство со всеми преимуществами и достоинствами представляет собой наиболее перспективную систему осуществления государственного и муниципального управления в новом информационном обществе. Однако, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать информационные технологии для предоставления услуг заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

Потенциальные возможности экономии средств и сокращения персонала не должны стать главным мотивом проведения реформ по внедрению электронного правительства. Хотя они часто и являются ценным результатом реформ, намного чаще выгоды получают предприятия и граждане, пользующиеся усовершенствованными системами, инвестиции в которое сделало правительство. Чтобы осознать все выгоды от самих преобразований, правительства должны разработать модель взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, торговыми ассоциациями, учеными и неправительственными организациями), ставящую во главу угла интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение внутренних процессов, могут оказаться провальными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться системой, которая не учитывает их потребности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Plant uml руководство
  • Инструкция по охране труда для тракториста 2021 по новым правилам
  • Гардиум инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Buderus logamatic mc110 retrofit kit инструкция
  • Ибупрофен акос инструкция суспензия для детей инструкция по применению