Модельщик выплавляемых моделей инструкция по охране труда

Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29680


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 814

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 150406.01 МОДЕЛЬЩИК

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 466, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 884.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 150406.01 Модельщик.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 516 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 150406.01 Модельщик» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2009 г., регистрационный N 15490).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 814

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 150406.01 МОДЕЛЬЩИК

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 150406.01 Модельщик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее — образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 150406.01 Модельщик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ — профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 150406.01 Модельщик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование Модельщик по деревянным моделям
Модельщик по металлическим моделям
Модельщик выплавляемых моделей
Модельщик гипсовых моделей
10 мес.
основное общее образование 2 года 10 мес. <3>
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС по профессиям СПО:

модельщик по деревянным моделям;

модельщик гипсовых моделей;

модельщик по металлическим моделям;

модельщик выплавляемых моделей.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление деревянных и металлических моделей для литейного производства.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологические процессы производства модельных комплектов;

оборудование и инструменты;

исходные материалы и готовые деревянные и металлические модели;

техническая, технологическая и нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии 150406.01 Модельщик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Производство деревянных моделей и стержневых ящиков.

4.3.2. Производство металлических моделей и стержневых ящиков.

4.3.3. Отделка и контроль модельных комплектов.

4.3.4. Ремонт модельных комплектов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Производство деревянных моделей и стержневых ящиков.

ПК 1.1. Обрабатывать древесину вручную.

ПК 1.2. Обрабатывать древесину на станках.

ПК 1.3. Соединять деревянные заготовки и детали.

ПК 1.4. Отделывать поверхности моделей.

ПК 1.5. Изготавливать стержневые ящики.

ПК 1.6. Изготавливать модели элементов литниковой системы.

ПК 1.7. Изготавливать шаблоны и скелетные модели.

5.2.2. Производство металлических моделей и стержневых ящиков.

ПК 2.1. Обрабатывать металл резанием.

ПК 2.2. Получать металлические заготовки моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям.

ПК 2.3. Изготавливать стержневые ящики для холодного и горячего отверждения стержней.

ПК 2.4. Изготавливать модельную оснастку для автоматических формовочных линий.

5.2.3. Отделка и контроль модельных комплектов.

ПК 3.1. Осуществлять контроль за соответствием размеров модельного комплекта чертежу.

ПК 3.2. Осуществлять окраску готового модельного комплекта.

ПК 3.3. Маркировать модели стержневых ящиков.

ПК 3.4. Осуществлять периодический контроль рабочих модельных комплектов.

5.2.4. Ремонт модельных комплектов.

ПК 4.1. Составлять ведомость дефектов модельной оснастки.

ПК 4.2. Выявлять основные причины поломок и износа элементов модельных комплектов.

ПК 4.3. Производить ремонт модельных комплектов.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 2

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура» 702 468
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 327 218
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного электрического тока;
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление.
ОП.01. Основы электротехники ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности; выбирать средства индивидуальной защиты;
пользоваться средствами индивидуальной защиты; выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне;
знать:
особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве;
назначение средств индивидуальной защиты;
требования гигиены труда.
ОП.02. Охрана труда ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
читать инструктивную документацию;
знать:
оборудование для приготовления расплавов чугуна, сталей и сплавов цветных металлов;
последовательность операций;
шихтовку материалов для плавки литейных сплавов;
правила расчета.
ОП.03. Общая технология производства ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
использовать технологическую документацию;
знать:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
общие сведения о сборочных чертежах;
основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;
основы машиностроительного черчения;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
ОП.04. Основы инженерной графики ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
ОП.05. Основы материаловедения ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
контролировать качество выполняемых работ;
знать:
системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
ОП.06. Допуски, посадки и технические измерения ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 1.1 — 4.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
26 ОП.07. Безопасность жизнедеятельности ОК 1 — 7
ПК 1.1 — 4.3
П.00 Профессиональный учебный цикл 375 250
ПМ.00 Профессиональные модули 375 250
ПМ.01 Производство деревянных моделей и стержневых ящиков
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обработки древесины вручную и на станках;
соединения деревянных заготовок и деталей;
отделки поверхности моделей;
изготовления стержневых ящиков, моделей элементов литниковой системы, шаблонов и скелетных моделей;
уметь:
применять контрольно-измерительные инструменты и приспособления;
пилить, строгать, делать разметку, заполнять карты технологического процесса, склеивать, сплачивать, связывать, сращивать;
отделывать поверхности модели;
изготавливать стержневые ящики, модели, элементы литниковой системы;
знать:
классификацию станков по назначению, их устройство, принцип действия, выполнение работы, технические требования к качеству обработки древесины;
разъемные и неразъемные соединения, их характеристику и применение в модельном производстве;
классификацию деревянных комплектов по ГОСТу;
технические требования к моделям и стержневым ящикам различных классов прочности;
породы древесины;
модели, классификацию по размерам, сложности и точности;
конструкции деревянных моделей, их характеристику;
модельные плиты;
особенности конструкции плит, их применение;
конструкции модельных плит для формовочных автоматов и полуавтоматов;
стержневые ящики, их типы, устройство;
размеры стержневых знаков моделей, величины их уклонов;
зазоры, их назначение;
металлические конструктивные элементы деревянных модельных комплектов, их назначение;
модели элементов литниковых систем, их нормализацию;
формовочные уклоны, их назначение, ГОСТ;
правила хранения деревянных модельных комплектов;
классификацию заготовок по назначению, форме;
технологический процесс изготовления моделей шаблонов и скелетных моделей;
технологический процесс изготовления моделей элементов литниковой системы.
МДК.01.01. Обработка древесины и соединение деревянных заготовок ОК 1 — 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
МДК.01.02. Отделка поверхности моделей
МДК.01.03. Изготовление стержневых ящиков, моделей элементов литниковой системы
ПМ.02 Производство металлических моделей и стержневых ящиков
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обработки металла резанием;
изготовления металлических заготовок моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям;
изготовления стержневых ящиков для холодного и горячего отверждения стержней;
изготовления модельной оснастки для автоматических формовочных линий;
уметь:
обрабатывать металл резанием;
изготавливать металлические заготовки моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям;
изготавливать стержневые ящики для холодного и горячего отверждения стержней;
изготавливать модельную оснастку для автоматических формовочных линий;
знать:
основные элементы модельных комплектов;
модели и требования к ним;
модельные плиты, их назначение, типы и конструкции;
стержневые ящики, их назначение и конструкцию;
процесс резания, режим резания, резцы;
станки для обработки металлов резанием, применяемые при изготовлении моделей;
точность размеров, шероховатость поверхностей металлических моделей стержневых ящиков согласно ГОСТ;
подъемно-транспортное оборудование, правила работы на нем.
МДК.02.01. Обработка металла резанием ОК 1 — 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
МДК.02.02. Изготовление металлических заготовок моделей и стержневых ящиков методом литья в песчаные формы по деревянным моделям
МДК.02.03. Изготовление стержневых ящиков для холодного и горячего отверждения стержней
МДК.02.04. Изготовление модельной оснастки для автоматических формовочных линий
ПМ.03 Отделка и контроль модельных комплектов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
контроля за соответствием размеров модельного комплекта чертежу;
окраски готового модельного комплекта;
маркировки модели стержневых ящиков;
периодического контроля рабочих модельных комплектов;
уметь:
контролировать размеры элементов модельного комплекта по чертежу;
контролировать качество модельных комплектов в отделе технического контроля;
знать:
точность размеров, шероховатость поверхностей металлических моделей стержневых ящиков согласно ГОСТ;
подъемно-транспортное оборудование, правила работы на нем;
контрольно-измерительный инструмент, приспособления и приборы, их назначение, устройство и правила пользования;
цвет окраски по ГОСТу, маркировка моделей стержневых ящиков в соответствии с ГОСТ.
МДК.03.01. Организация работ по осуществлению отделки и контроля модельных комплектов ОК 1 — 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПМ.04 Ремонт модельных комплектов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
составления ведомости дефектов модельной оснастки;
выявления основных причин поломок и износа элементов модельных комплектов;
ремонта модельных комплектов;
уметь:
составлять ведомость дефектов;
устранять дефекты моделей и стержневых ящиков;
контролировать качество стержневых ящиков после ремонта;
знать:
виды дефектов;
инструмент и приспособления, применяемые при ремонте модельных комплектов, их назначение и устройство;
требования к качеству и точности ремонтируемых модельных комплектов.
МДК.04.01. Методы устранения дефектов моделей и стержневых ящиков ОК 1 — 7
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
МДК.04.02. Выполнение требований к качеству и точности ремонтируемых модельных комплектов
ФК.00 Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
64 32 ОК 1 — 7
ПК 1.1 — 4.3
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 162 108
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС 864 576
УП.00 Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 22 нед./42 нед. 792/1512   ОК 1 — 7
ПК 1.1 — 1.7
ПК 2.1 — 2.4
ПК 3.1 — 3.4
ПК 4.1 — 4.3
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)
ПП.00 Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)
ПА.00 Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.      
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 2 нед./3 нед.      
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» 16 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 22 нед./42 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования  
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 2 нед./3 нед.
Каникулы 2 нед.
Итого 43 нед./65 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 390)

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <1>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

общей технологии производства;

основ инженерной графики;

основ материаловедения;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

технических измерений.

Лаборатории:

материаловедения;

электротехники и электроники.

Мастерские:

слесарные;

механообрабатывающие.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда отвечает за:

  • своевременное и качественное выполнение им задач по предназначению;
  • соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
  • соблюдение мер безопасности труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности на порученном ему участке работы (рабочем месте).

1.5. На должность модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по данной специальности и стаж работы не менее 1 года.

1.6. В практической деятельности модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда должен знать:

  • устройство агрегатов различных типов, применяемых для плавки легкоплавкой массы, солей и для изготовления выплавляемых моделей;
  • устройство контрольно-измерительных приборов;
  • правила и способы сборки сложных выплавляемых моделей.

1.8. В период временного отсутствия модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Изготовление сложных и крупных моделей из легкоплавкой массы.

2.2. Изготовление сложных растворяемых моделей и стержней, изготовленных из расплавляемых солей (технической мочевины, селитры и других солей).

2.3. Изготовление моделей для экспериментальных отливок.

2.4. Сборка сложных моделей из легкоплавкой массы в блоки различными способами, наблюдение за исправным состоянием агрегатов, контрольно-измерительных приборов и качественным восстановлением легкоплавкой массы.

В случае служебной необходимости модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда может привлекаться к выполнению обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ,-и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы модельщика выплавляемых моделей 4-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью модельщик выплавляемых моделей 4-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания                               Приказ от ______ N _______
профсоюзного комитета
от _________ N ________
или                                       или
СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДЕНО
Уполномоченное лицо по охране             Руководитель организации
труда работников организации              (заместитель руководителя
__________ ___________________            организации, в должностные
(подпись) (фамилия, инициалы)            обязанности которого входят
______________________                    вопросы организации охраны труда)
        (дата)                           __________  _____________________
                                          (подпись)   (фамилия, инициалы)
                                         ______________________
                                                (дата)
Инструкция
по охране труда для модельщика
по деревянным моделям
____________________________________________
(номер инструкции либо другие ее реквизиты)
1. Общие требования по охране труда

1. К работе по профессии модельщик по деревянным моделям допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, группу по электробезопасности не ниже II, удостоверение, дающее право работы на деревообрабатывающих станках; освоившие безопасные методы и приемы выполнения работ; прошедшие:

медицинский осмотр (и признанные годными к выполняемой работе);

вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;

стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

2. Модельщик по деревянным моделям (далее — работник) обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, местах выполнения работ, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья;

оказывать содействие в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения.

3. Не допускается нахождение работника в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время, курение в неустановленных местах.

4. На работника в процессе труда могут воздействовать следующие опасные и (или) вредные производственные факторы:

движущиеся (в т.ч. вращающиеся) части производственного оборудования и инструмента;

острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях инструментов, заготовок, материалов и оборудования;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

химические вещества, входящие в компоненты приготовляемых клеев и мастик.

5. Работник должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми отраслевыми нормами (табл. 1).

Таблица 1

------------------------------------------------------------------
¦                                         ¦    Классификация     ¦
¦            Наименование СИЗ             ¦   (маркировка) СИЗ   ¦
¦                                         ¦по защитным свойствам ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Костюм хлопчатобумажный                  ¦         ЗМи          ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Фартук хлопчатобумажный с нагрудником    ¦         ЗМи          ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Головной убор                            ¦                      ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Ботинки кожаные с защитным носком        ¦        Мун200        ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Рукавицы комбинированные                 ¦          Ми          ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Нарукавники хлопчатобумажные             ¦          Ми          ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Очки защитные                            ¦          ЗП          ¦
------------------------------------------+-----------------------

Примечание. Помимо СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, при приготовлении клеев и мастик для защиты органов дыхания работнику выдается респиратор.

6. Работник обязан выполнять требования по пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать места их расположения. Курить и пользоваться открытым огнем разрешается только в специально оборудованных для этих целей местах.

7. Работник должен немедленно уведомить непосредственного руководителя работ (непосредственно или используя установленные средства связи) об обнаруженных неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, нарушениях технологического процесса.

Приступать к работе работнику разрешается только после устранения всех недостатков и с разрешения руководителя.

8. Работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве.

9. Работник должен знать и соблюдать правила личной гигиены:

перед приемом пищи и воды, после посещения туалета и окончания работы мыть руки водой с мылом; не допускается использовать для этих целей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин, растворители и др.);

воду и пищу принимать в оборудованных для этих целей местах или помещениях;

спецодежду и личную одежду хранить в установленных местах.

10. За нарушения требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Требования по охране труда перед началом работы

11. Проверить исправность и надеть выданные в установленном порядке спецодежду и спецобувь, застегнуть обшлага рукавов, заправить спецодежду и застегнуть ее на все пуговицы (кнопки, липучки, крючки, застежки и т.п.), осмотреть и подготовить СИЗ (рукавицы, очки и др.).

12. Получить от руководителя работ задание и дополнительные указания о порядке производства работ и их безопасном выполнении.

13. Осмотреть свое рабочее место, при необходимости очистить его и проходы к нему, проверить их на соответствие требованиям безопасности.

14. Получить технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их состояние:

инструменты должны быть насажены на рукоятки в соответствии с конструктивными особенностями. Рукоятки должны быть гладко обработаны и надежно закреплены, не должны иметь трещин, выбоин, сколов, заусенцев;

на поверхностях слесарного, столярного инструмента не должно быть вмятин, забоин, заусенцев, наклепа, трещин и иных дефектов;

режущие инструменты должны иметь правильную заточку, а зубья пил должны быть разведены и заточены;

гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размеру гаек; губки ключей должны быть параллельны;

диски электропил не должны иметь трещин, выбитых зубьев, погнутостей.

15. Убедиться, что исходные материалы, заготовки, полуфабрикаты и комплектующие изделия безопасно уложены и подготовлены к обработке.

16. Проверить наличие ограждений, заземления у оборудования, исправность электропроводки и местного отсоса.

17. Проверить целостность соединительных проводов и подключающей арматуры электроинструмента (при его использовании), а также его работу путем кратковременного пуска без нагрузки.

18. Кратковременным включением проверить действие приточно-вытяжной вентиляции.

19. Принять рабочее место у сменщика (при наличии) в установленном порядке.

3. Требования по охране труда при выполнении работы

20. Работник должен выполнять только ту работу, которая ему поручена непосредственным руководителем, и только на том оборудовании, к эксплуатации которого он допущен в соответствии со своей профессиональной подготовкой и квалификацией; не допускать к работе на оборудовании лиц, не имеющих права его эксплуатировать.

21. При выполнении специфических работ: на деревообрабатывающем оборудовании, сверлильном и заточном станках, на высоте, ручным электро- и пневмоинструментом, строповке и перемещении изделий и заготовок грузоподъемными механизмами и иных необходимо руководствоваться инструкциями по охране труда для соответствующих видов работ.

22. Инструмент на рабочем месте необходимо располагать так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.

23. При распиливании материала вручную:

следует укладывать его на прочную опору;

нельзя держать распиливаемый материал на колене, на случайной опоре или на весу;

при начале пиления (запиле) и распиливании материала под углом не допускается направлять полотно пилы пальцем — необходимо применять специальный шаблон;

не допускается выполнять запил рывком, так как при этом пила может соскочить с детали.

24. При отесе материалов топором следует занять правильное положение:

ногу со стороны отесываемой поверхности отставлять как можно дальше от детали;

обрабатываемую деталь прочно закреплять на подкладках.

25. Передавать инструмент, имеющий острые и колющие поверхности (долота, стамески, пилы и т.п.), необходимо так, чтобы рабочий, принимающий инструмент, мог взять его за рукоятку.

27. Работая стамеской и долотом в качестве ударного инструмента применять только деревянные киянки.

28. При работе стамеской во избежание травмирования не допускается резать:

в направлении поддерживающей руки;

на себя;

навесу;

с упором детали в части собственного тела;

с расположением детали на коленях.

29. При работе долотом не допускается загонять его в древесину глубоко, так как инструмент может застрять в ней, и при попытке вынуть его со значительным усилием (двумя руками) высока вероятность нанесения травмы.

30. Очищать рубанок, фуганок и тому подобное от забившейся стружки необходимо сверху, а не со стороны подошвы.

31. Работник обязан систематически очищать оборудование и пол от стружки, опилок и обрезков. Очистка производится только при отключенном оборудовании. Во время работы на рабочем месте не должно быть посторонних предметов, обрезков или отходов от обрабатываемого материала. Стружку, мелкие обрезки и опилки убирать только специальной щеткой.

32. Приготовление столярного клея, разведение красок, лаков и антисептических составов следует производить в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

33. Столярный клей следует варить в специальной клееварке с двойным дном и стенками, промежуток между которыми заполнен водой.

34. Не применять краски, растворители, разбавители или клеи неизвестного состава.

35. Пролитые на пол агрессивные и ядовитые жидкости должны быть нейтрализованы и убраны с использованием специального уборочного инвентаря.

36. Перемещение заготовок, материалов и изделий массой более 20 кг и на расстояние более 25 м в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

4. Требования по охране труда при окончании работы

37. Отключить (остановить) применяемые в работе машины, механизмы, оборудование, используя для этого пуско-остановочные устройства и не касаясь вращающихся (движущихся) элементов механизмов, а также элементов, находящихся под напряжением.

38. Убрать (сдать на хранение) технологическую оснастку и инструмент в исправном и укомплектованном состоянии, неизрасходованные материалы. Проверить закрепление громоздких и тяжеловесных материалов, оборудования, не подлежащих удалению с рабочего места, чтобы исключить их самопроизвольное перемещение, опрокидывание, падение с высоты.

39. Навести порядок на рабочем месте. Убрать отходы в предназначенные для этого емкости, используя уборочный инвентарь и применяя соответствующие СИЗ.

40. Сообщить руководителю работ непосредственно или с использованием установленных средств связи о всех выявленных во время работы недостатках, влияющих на безопасность труда.

41. При сменной работе сдать рабочее место установленным образом, сообщить сменщику о замеченных особенностях при производстве работ.

42. Снять спецодежду и обувь. Убрать их и другие СИЗ в установленное для хранения место или место сбора для чистки и стирки.

43. Вымыть руки и лицо водой с мылом. При возможности принять душ.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

44. При выполнении работы возможны следующие аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю:

поражение электрическим током — при несоблюдении требований электробезопасности и неприменении необходимых средств защиты;

повреждение мягких тканей тела, отравления, ожоги и другие травмы — при неправильных приемах работы с инструментом, работе на неисправном оборудовании, при нарушении технологических требований, при неприменении необходимых СИЗ;

возгорание или пожар — при нарушении требований пожарной безопасности.

45. При любой аварийной ситуации следует:

прекратить выполнение работ;

сообщить о происшедшем руководителю работ (непосредственно или используя предусмотренные средства связи);

принять меры к сохранению обстановки (если это не приведет к развитию аварийной ситуации и не создаст угрозы здоровью и жизни людей) до прибытия должностных лиц.

46. При поражении кого-либо электрическим током или при возгорании в электроустановке принять меры к отключению электрической энергии, освобождению потерпевшего от воздействия электрического тока, соблюдая осторожность.

47. При несчастном случае на производстве по возможности освободить потерпевшего от действия травмирующего фактора, принять меры к оказанию ему первой помощи. При необходимости вызвать скорую помощь по тел. 103 или поручить сделать это другому работнику. При невозможности вызова скорой помощи принять меры к доставке потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение.

48. При пожаре следует подать установленный сигнал, оповестить пожарную службу по тел. 101 или поручить сделать это другому работнику. Принять меры к эвакуации людей из опасной зоны и ликвидации или локализации очага пожара (возгорания), применяя имеющиеся средства пожаротушения, соблюдая личную осторожность.

49. Продолжать работу можно только с разрешения непосредственного руководителя.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда             Руководитель структурного
(специалист по охране труда                  подразделения (разработчика)
или специалист, на которого                  __________ ___________________
возложены эти обязанности)                   (подпись)  (фамилия, инициалы)
__________ _____________________
(подпись)  (фамилия, инициалы)
КОММЕНТАРИЙ

Данная инструкция приведена в качестве примера и оформлена согласно требованиям Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 N 176.

Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.

§ 58. МОДЕЛЬЩИК ВЫПЛАВЛЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ

1-й разряд

Характеристика работ. Изготовление простых моделей методом свободной заливки модельной массы в пресс-формы при помощи ручного шприца и на простых рычажных пневматических прессах. Приготовление модельного состава по заданной рецептуре под руководством модельщика выплавляемых моделей более высокой квалификации. Получение исходных материалов для модельного состава, взвешивание и загрузка их в плавильный агрегат; выполнение подготовительных работ по приготовлению модельного состава.

Должен знать: принцип работы и правила управления прессом по литью моделей из легкоплавкой массы; состав и свойства исходных материалов модельной смеси; последовательность расплавления компонентов смеси; принцип работы плавильного агрегата и правила разливки легкоплавкой массы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стабилизатор ресанта асн 12000 1 ц инструкция
  • Демократический стиль руководства приводит к слабой мотивации сотрудников
  • Лопаткин руководство по урологии том 2
  • Tentex forte himalaya инструкция по применению отзывы
  • У меня нет должностной инструкции какие тогда у меня обязанности