Содержание модуля «Классное руководство»
в
программе воспитания
Представляю
вашему вниманию содержание модуля «Классное руководство» в программе
воспитания.
Виктор
Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была
эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное
создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в
рассол, он просолится. А основные «ингредиенты рассола» зависят от классного
руководителя.
Классный
руководитель — ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся.
Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет
воспитательные усилия учителей, родителей и общества, отвечает за организацию
воспитательной работы в своём классе. В настоящее время это действительно
Руководитель класса. И добрый советчик, и управленец, и учитель, и воспитатель.
В отсутствии родителей, это и мама, и папа для ученика в школе.
Чтобы реализовать модуль
«Классное руководство», педагог ведёт работу по нескольким направлениям:
работа
с коллективом класса;
индивидуальная
работа с учащимися вверенного ему класса;
работа
с учителями, преподающими в данном классе;
работа
с родителями учащихся или их законными представителями.
Рассмотрим каждое направление.
1.
Работа
с классным коллективом. Направление реализуется через
•
инициирование
и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
•
организация
интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
•
проведение
классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классным руководителем и родителями; празднования в классе дней рождения детей
или организации
мини-поздравлений с днем рождения учащихся, посещение
спектаклей т.д.
•
изучение
сложившегося коллектива, выявление устойчивых групп, выявление лидеров групп,
лидеров класса; организация системы классного самоуправления, а в дальнейшем участия
в работе школьного самоуправления;
•
вовлечение
учащихся в кружки, секции, работающие по программам внеурочной деятельности;
2.
Индивидуальная
работа с учащимися:
· изучение особенностей
личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников
в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
· поддержка ребенка в решении
важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с
одноклассниками или учителями, успеваемость, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются
решить;
· индивидуальная работа со школьниками
класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не
просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения,
но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
· коррекция поведения ребенка
через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с
другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом
тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в классе.
3.Работа с
учителями-предметниками:
· регулярные консультации
классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
· проведение мини-педсоветов,
направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных
влияний на школьников;
· привлечение учителей к
участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и
понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
· привлечение учителей к
участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения
и воспитания детей.
4.Работа с родителями учащихся или их законными
представителями:
·регулярное информирование
родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; информирование родителей о
мероприятиях, в которых можно принять участие детям вне школы для личностного
роста или пополнения копилки личных достижений;
· помощь родителям школьников
или их законным представителям в регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителями-предметниками;
· организация родительских
собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и
воспитания школьников;
· создание и организация работы
родительских комитетов классов, участвующих в решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
· привлечение членов семей
школьников к организации и проведению дел класса;
· организация на базе класса
семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и
школы.
В целом классный руководитель – это
координатор и навигатор, помощник, как для учеников своего класса, так и для их
родителей.
Своё выступление хочу закончить словами Конфуция:
«Если
ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план – на десятилетие, сажайте
деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей».
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
671120 Республика Бурятия Тарбагатайский район
с. Нижний Саянтуй, ул. Юности 1
тел.8 (30-146) 54- 2-22
E-mail: n_s_school@mail.ru. ;
сайт школы: https://nsaya.buryatschool.ru;
Модуль «Классное руководство»
в программе воспитания МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
на 2020 – 2021 учебный год.
Составила: заместитель директора по ВР
Михалева Л. А.
с. Нижний Саянтуй,
2020 год
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Осуществление деятельности ШМО классных руководителей.
Тема: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС»
Цель: Овладение классными руководителями методами и приёмами воспитания с учётом современных требований и новых стандартов, создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
Задачи:
- Овладение методами и приёмами воспитания с учётом современных требований и новых стандартов.
- Создание условий для саморазвития и самореализации классного руководителя.
- Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
- Создание информационно-педагогического банка собственных достижений.
Ожидаемые результаты работы:
- Повышение уровня мотивации классных руководителей к участию в муниципальных мероприятиях.
- Формирование творческого, способного к саморазвитию портрета классного руководителя.
- Создание условий для повышения педагогического мастерства каждого классного руководителя.
Организационные формы работы: семинар, круглый стол, конференция, консультация.
Формы методической работы:
- тематические педсоветы;
- семинары;
- консультации;
- мастер-классы.
Рассмотрим реализацию модуля «Классное руководство» на примере темы «ЗОЖ».
№ |
Класс (звено) |
Работа с классом |
Индивидуальная работа с учащимися |
Работа с учителями, преподающими в классе |
Работа с родителями учащихся или их законными представителями |
1 |
Начальная школа (1-4 класс) |
Цель: формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; научить учащихся «чувствовать свой организм». Реализация по средству: — уроки здоровья; — театрализованные игры; — ежегодное участие в «Дне Здоровья»; — физкультурные минутки; — оформление уголка « Гигиена школьника»; — музыкально – спортивные соревнования; — — спортивно – массовое событие «Зимние забавы»; — Час «Психолога». |
Цель: создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования. Реализация по средству: — создание паспорта здоровья учащихся; — учет индивидуальных особенностей учащегося; — серии совместных проектов; — индивидуальные беседы. |
Цель: формирование качеств, знаний, навыков по защите жизни и здоровья и умение их использовать; выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья; способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем. совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены. Реализация по средству: — интегрированных уроков; — личный пример педагога; — работа агитбригад; — реализация совместных проектов. |
Цель: повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья; пропаганда здорового образа жизни; организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка. Реализация по средству: — анкетирование родителей; — родительские собрания; — школа «Успешный Родитель»; — семейные спортивные праздники; -онлайн – лектории. |
2 |
Средняя школа (5-8 класс) |
Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Реализация по средству: — уроков здоровья; — участия в социальных акциях; — выпуск сан – бюллетеней; — просмотр презентаций; — ежегодное участие в «Дне Здоровья»; — оформление «Уголка Здоровья»; — участие в спортивных мероприятиях школы; — круглый стол; — КВН; — «Кулинарные обычаи»; — — спортивно – массовое событие «Зимние забавы»; — Час «Психолога». |
Цель: популяризация физического воспитания; осуществление планомерного контроля над состоянием здоровья учащихся Реализация по средству: — работа в рамках межведомственной комплексной антинаркотической акции; — работа по СПТ; — диагностики; — работа «горячей линии»; — психологические практикумы и тренинги; — оформление совместных проектов; — индивидуальные беседы. |
Цель: обеспечение связи между физической, нравственной, психической составляющей здоровья, учитывая индивидуальные особенности учащегося; содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования; развивать творческие способности; способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности. Реализация по средству: — интегрированных уроков; — личный пример педагога; — реализация совместных проектов; — работа агитбригад. |
Цель: изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни. Реализация по средству: — анкетирование родителей; — родительские собрания; — школа «Успешный Родитель»; — уроки «Мужества» работа «Совета Отцов» -онлайн – конференции. |
3 |
Старшее звено (9-11 класс) |
Цель: профилактика вредных привычек; формирование личной ответственности за состоянием здоровья. Реализация по средству: — уроков здоровья; — участия в социальных акциях; — выпуск сан –бюллетеней; — выпуск видеофильмов по заданной тематике; — ежегодное участие в «Дне Здоровья»; — оформление уголка «Мы выбираем ЗОЖ»; — участие в военно – спортивных праздниках; — спортивно – массовое событие «Зимние забавы»; — Час «Психолога». |
Цель: распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях. Реализация по средству: — занятия клуба «Познай себя»; — работа в рамках акции «Дети России»; — работа по СПТ; — диагностики; — работа «горячей линии»; — индивидуальные беседы. |
Цель: формирование у учащихся значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков ЗОЖ. Реализация по средству: — интегрированных уроков; — личный пример педагога; — работа Совета старшеклассников; — реализация совместных проектов. |
Цель: просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье; пропаганда здорового образа жизни. Реализация по средству: — анкетирование родителей; — родительские собрания; — школа «Успешный Родитель»; — уроки «Мужества» работа «Совета Отцов»; — онлай – дискуссии. |
Модель личности ученика.
Класс (звено) |
Ожидаемые результаты |
Начальная школа (1-4 класс) |
Знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены, владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. |
Средняя школа (5-8 класс) |
Знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа жизни; знание основ строения и функционирования организма человека; знание изменений в организме человека в пубертатный период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно – мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного труда. |
Старшее звено (9-11 класс) |
Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда. |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УДК 37
И. В. Степанова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: semya-2005@yandex.ru
Irina V. Stepanova
PhD (Education), Senior researcher, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of The Russian Academy of Education, Moscow, Russia
И. С. Парфенова
Аналитик лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: parfyosha@yandex.ru
Irina S. Parfyonova Analyst, Laboratory of strategy and theory of personality upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
МОДУЛЬ «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ» В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ
В статье выделены направления деятельности классного руководителя в образовательной организации, описывается воспитательный потенциал этих видов деятельности.
Ключевые слова: классный руководитель, воспитание, воспитательный потенциал, программа воспитания.
Классный руководитель — особый для ребенка человек в школе. Он и посредник в общении с другими педагогами, и тьютор, и учитель-предметник, и организатор классных дел, и «делопроизводитель». От того, как он справляется со всеми своими ролями, во многом зависит его влияние на ребенка. Даже формально — именно классного руководителя ребенок видит чаще всех других педагогов школы: на переменах, во время дежурства класса по школе, на классных часах и экскурсиях, на его собственных уроках, во время подготовки школьных и классных дел. То есть именно его влияние на ребенка в школе может стать определяющим, помочь или затормозить его личностное развитие.
Каждый класс похож на своего классного руководителя — более или менее организованный, более или менее работоспособный, более или менее жизнерадостный. И задача классного руководителя — из всех своих личных «более» и «менее»
Как цитировать статью: Степанова И. В., Парфенова И. С. Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 62-70.
извлечь максимальную пользу, с одной стороны, для развития ребенка, а с другой, для собственной реализации в стенах школы. Как сказано в примерной программе воспитания, классный руководитель может реализовать воспитательный потенциал любой своей совместной с детьми деятельности и общения. При условии, что эта деятельность интересна и ребенку, и взрослому, с одной стороны, а с другой, и педагог, и ребенок образуют значимую для них общность. Этот небольшой текст подскажет классному руководителю способы реализации воспитательного потенциала совместной деятельности ребенка и взрослого, поможет педагогическому коллективу в работе над модулем «Классный руководитель» школьной программы воспитания.
Для начальной школы классный руководитель — это особый педагог, поскольку именно от него во многом зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. В начальной школе классный руководитель, в первую очередь, создает условия для адаптации ребенка к новым для него условиям школы, способствует поддержке и развитию его способностей, учит корректному общению и взаимодействию с одноклассниками. Классный руководитель в средней и старшей школе старается воспитать самостоятельность, инициативность, отзывчивость, создает ситуации, в которых ребенок может проявить заботу о других, понять точку зрения другого человека и доказать собственную, выбрать линию поведения в кризисный момент и нести за нее ответственность.
Классный руководитель ведет воспитательную деятельность, как правило, по трем направлениям: работа с классом; работа с учителями-предметниками, работающими с его классом; работа с родителями.
Работа с классом включает в себя:
• Изучение своих учеников
Во многих школах есть психолог, в сферу ответственности которого входит изучение детей, но, как правило, он не может работать со всеми детьми, поэтому классный руководитель берет на себя часть этой работы (психолог может помочь в интерпретации полученных данных, работать с отдельным ребенком или классом по запросу классного руководителя). Систематическое изучение личности ребенка поможет педагогу увидеть его личностное развитие в динамике.
Начинать необходимо с «житейских» проблем (здоровье, особенности питания, уровень самообслуживания и т.д.). Далее можно изучать
склонности, сферу интересов, особенности взаимодействия со сверстниками и т.д. Классному руководителю в этом помогают индивидуальные и групповые беседы, наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях, тексты сочинений ребенка, рисуночные тесты, методика незаконченных предложений и т.д.
• Организация разных видов деятельности
Классный руководитель ориентируется на организацию разных видов деятельности детей. Именно разнообразие деятельности даст возможность детям выбрать подходящую именно для него, именно в ней у ребенка будет шанс реализовать свои потребности в общении, познании, творчестве. В противном случае, если отсутствует возможность реализации в просоциальной деятельности, у ребенка может возникнуть потребность самоутвердиться среди сверстников, нарушая дисциплину, конфликтуя с педагогами и т.д. [2]
В. М. Лизинский отмечал, что «деятельностная педагогика, как и педагогика здравого смысла и простых истин, значительно важнее и лучше, чем вербальные способы воздействия или только холодные рациональные технологии, выплескивающие личность ребенка из педагогического обихода. Воспитание деятельностью, да еще полезной людям, воспитание деятельностью, позволяющей приблизить детей к реальным процессам жизни, воспитание деятельностью в коллективе, на виду, с возможностью проявить, показать себя — все это более полезно, чем изучение только тьмы „низких истин»» [3, с. 49].
В начальной школе важной для ребенка становится учебная деятельность. Основная задача педагога — не только создать базовый запас знаний, умений и навыков, но и научить учиться. Он должен постараться сохранить или создать мотивацию к учению, сохранить пытливость ума младшего школьника, развивать любознательность как основу для дальнейшей познавательной активности. Этого можно достичь не только во время уроков, где используются групповые формы работы, элементы игры и соревнования, но и во внеурочной деятельности. Разнообразные викторины, конкурсы, экскурсии, ролевые и дидактические игры — как на уроке, так и вне его — помогают поддержать мотивацию к обучению.
В подростковом возрасте классный руководитель ориентируется на организацию такой деятельности, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения со сверстниками, с младшими и старшими детьми, выполнять разные роли в классных и школьных делах, быть
успешным и принятым [6]. Участие детей в коммунарских сборах, туристических походах, спортивных состязаниях, школьных и классных делах и праздниках, социальных проектах дает возможность ребенку реализовать себя.
• Формирование навыков общения
Созданная в классе или группе общность, или общность с педагогом, формирует у ребенка эталоны общения и позволяет освоить нормы взаимодействия с другими людьми. Чем общность значимее для ребенка в конкретный момент, тем большее влияние она оказывает на его развитие [5].
Классный руководитель помогает детям освоить нормы и правила общения, которым впоследствии он может следовать уже самостоятельно. В школьном возрасте активно налаживаются дружеские контакты, поэтому педагогу важно создавать ситуации, в которых дети общаются не только со своими друзьями, но и с теми, с кем не находятся в дружеских отношениях, или с теми, кого совсем не знают. Этому помогают дискуссии и проблемные обсуждения на уроках, коммуникативные игры на классных часах и во время поездок, репетиции школьных спектаклей или выступлений. В большей степени коммуникативные навыки развиваются у ребенка во время участия в коллективной творческой деятельности, которая предполагает его деятельное участие от начала работы (целеполагания) до ее завершения (коллективной рефлексии) [7].
Если классный руководитель становится для детей значимым взрослым, то личностное развитие ребенка происходит значительное быстрее.
• Формирование гуманистических отношений
В школе ребенок вступает в отношения с разными людьми, но самочувствие ребенка в школе во многом определяют отношения между одноклассниками. Поэтому работа классного руководителя предполагает создание ситуаций, в которых ребенок может проявить уважительное отношение к другому человеку, эмпатию и толерантность. Это касается и пространства социальных сетей в Интернете, где возможна травля одних детей другими (буллинг). Обучение «правилам хорошего тона» ребенка, общающегося в соцсетях, становится сегодня задачей педагога, как и обучение способам поведения, если он сам становится объектом такой травли.
Реальные коллективные творческие дела, соревнования, конкурсы позволяют создавать такую атмосферу во время подготовки к ним
и в процессе проведения, когда ребята искренне болеют за свою команду или за представителя класса, учатся поддерживать, сопереживать, помогать, когда может возникнуть ощущение общей радости или огорчения [4]. Ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к коллективу класса, сопричастность ко всему происходящему, свою нужность и незаменимость. Не каждому классному руководителю такое под силу сегодня в силу разных причин.
Сложившаяся в классе система отношений влияет на психологический микроклимат. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем увереннее он будет отвечать на уроках, тем больше дружеского общения он будет получать и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в асоциальном поведении.
Когда В. А. Караковский описывал хорошую школу для детей, он отмечал: «Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы,— это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Слова могут быть значимые и пустые, поступки — удачные и неудачные, а в отношениях соврать нельзя. Отношения — это то, что определяет результат и смысл контакта между людьми» [1, с. 53].
• Создание среды школы и класса
В силу недостаточной компетентности, часто отсутствия опыта, ребенку, особенно младшему школьнику, сложно самостоятельно создать динамичную среду, в которой он мог бы чувствовать себя комфортно, поэтому во многом ответственность за ее создание берет на себя классный руководитель.
«Каково на дому, таково и самому»,— гласит известная поговорка. Классная комната часто является центром школьной жизни для ребенка, поэтому приятно, когда в ней комфортно, уютно и чисто. Организация среды — это один из опосредованных воспитательных инструментов, заниматься ее обустройством лучше вместе с детьми по нескольким причинам: во-первых, то, к чему ребенок сам приложил усилия, бережется и ценится им гораздо больше; во-вторых, это длительный процесс, во время которого появляется возможность длительного общения между детьми и педагогом; в-третьих, это хорошая возможность для ребенка и педагога проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Создание комфортной среды делает учебу менее утомительной, со-
храняет душевные силы взрослого и ребенка. Традиционный уголок класса, фотоотчеты по итогам совместных дел, созданные своими руками учебные модели, объявления об интересных событиях в городе или школе, поздравления и благодарности добавляют положительных эмоций и педагогу, и ребенку.
Помимо тесного общения с детьми, классный руководитель является ядром команды педагогов, которые работают в его классе.
Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, подразумевает:
• Формирование единства мнений по ключевым вопросам воспитания
Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно представлять собой диалог по выработке взглядов на задачи воспитания детей, принципы взаимодействия с учениками, правила общения с родителями и т.д. В решении этой задачи неоценимую помощь оказывают:
— Проведение мини-педсоветов по решению проблем, возникших в классе
На таких встречах обсуждаются не только вопросы успеваемости класса, но и возникшие конфликтные ситуации, вырабатывается общая стратегия с целью интеграции воспитательных воздействий. Эти встречи важны для учителей иностранного языка, физкультуры, музыки, которые встречаются с учениками класса не так часто, как учителя основных предметов, поэтому такие встречи дают возможность ближе знакомиться с учениками класса.
— Сотрудничество с учителями-предметниками в проведении совместных классных дел
Учителя-предметники чаще всего имеют дело с детьми на уроке. Урок не всегда позволяет ребенку раскрыться, а наблюдение за ребенком во внеучебной деятельности позволяет лучше понять его, увидеть возможности его личностного развития.
Помимо этого, классный руководитель может использовать потенциал учебного предмета в своих целях. Например, попросить учителя русского языка и литературы провести сочинение на определенную тему («Мое свободное время», «Что для меня значит „дружба»» и т.д.), анализ которого поможет классному руководителю лучше узнать своих учеников.
— Актуализация в сознании учителей-предметников вопроса их собственной воспитательной деятельности
Классный руководитель, наряду с администрацией школы, может поддержать учителей-предметников в желании использовать воспитательный потенциал своих предметов. Обсуждение этого вопроса на педсовете, на заседаниях методических объединений позволит найти ресурсы для эффективной воспитательной деятельности на уроке, способствует осознанию того, что воспитание — это функция не только классного руководителя, а любого педагога, который работает в классе.
Помимо детей и коллег, классный руководитель выстраивает свою работу и с родителями.
Работа с родителями включает в себя:
• Вовлечение родителей в организацию и проведение дел класса
Такой вид деятельности не только привлекает родителей в школу, он
помогает семье сплачиваться, а ребенку чувствовать себя комфортнее. Если ребенок видит заинтересованность родителей в классных и школьных делах, он и сам меняет свое отношение к школе.
Кроме того, такие совместные встречи детей, родителей и педагогов дают возможность задуматься о семейных традициях, об участии родителей в жизни собственного ребенка.
• Просвещение родителей по основным вопросам воспитания ребенка
Вопрос педагогического просвещения родителей может входить
в сферу интересов классного руководителя, так как лишь небольшое количество родителей, преимущественно те, кто имеет гуманитарное образование, знакомятся с педагогической литературой, а большинство родителей процесс воспитания осуществляют спонтанно и интуитивно. Родительские собрания отчасти могут восполнить недостаток знаний родителей в области воспитания детей (например, на темы «Учебная несамостоятельность», «Способы саморегуляции», «Основные потребности детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста», «Как предвидеть возникновение конфликта и как его решить», «Гаджеты: плюсы и минусы» и т.д.). Создание странички для родителей на сайте школы, возможность онлайн-консультации с психологом или социальным педагогом, использование возможностей по обмену информацией в социальных сетях, интерактивные формы проведения встреч с родителями — это и многое другое позволит в режиме диалога с родителями
повысить их «квалификацию» как воспитателей своих детей.
• Регулирование отношений между родителями, администрацией и учителями-предметниками
Классный руководитель — педагог, который лучше всех знает детей своего класса, родителей детей и педагогов, которые в нем преподают. Именно он является тем человеком, который может оказать помощь в регулировании спорных вопросов и решении конфликтов, поскольку видит любую ситуацию с трех разных сторон. Его главная задача здесь — постараться взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами в режиме конструктивного диалога.
• Информирование родителей о жизни класса
Классному руководителю важно достаточно полно информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, событиях, о результатах тестирования и т.д. Оказывается, что не только дети зачастую не подозревают о каких-то своих потенциальных возможностях, но и некоторые родители не имеют полной информации о собственном ребенке.
Кроме того, дети все разные: многие из них не делятся с родителями историями о школьной жизни, а это приводит к тому, что у родителей может возникнуть ощущение, что в школе педагогам интересны только вопросы посещаемости, явки на обязательные мероприятия, дежурства класса по школе, успеваемость.
Способами такого информирования может стать общение родителей и классного руководителя в социальных сетях, подготовка информации о жизни класса к родительским собраниям и встречам, поддержание странички класса на сайте школы, подготовка детьми и педагогом яркой итоговой презентации и рассылка ее на электронную почту родителей в конце мая.
Содержание модуля «Классный руководитель» в школьной программе воспитания позволит увидеть те приоритеты в деятельности классного руководителя, на которые ориентированы педагоги школы, виды и формы его совместной с детьми деятельности, позволяющие создавать значимые для детей общности. А значит, поможет педагогам школы не утерять главный ориентир в деятельности классного руководителя — личностное развитие ребенка.
Классный руководитель — педагог, ближе всех в школе стоящий к ребенку. Педагог, влияние которого на ребенка длится еще много лет после
окончания им школы. Педагог, реализующий себя в своей профессии.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
Литература
1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
2. Круглов В. В. Детский коллектив в современных условиях как объект и субъект воспитания // Работа с будущим в контексте непрерывного образования: сб. науч. ст. по мат-лам II Междунар. науч.-практ. конф. М.: А-Приор, 2019. С. 142-148.
3. Лизинский В. М. Советы классному руководителю, воспитателю, родителям и учителю. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. Серия: Воспитание школьников. 160 с.
4. Степанов П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. М.: Педагогическое общество России, 2006. 64 с.
5. Степанов П. В. Понятие воспитания в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 121-129.
6. Степанова И. В. Что такое надпрофессиональные навыки и как их развивать у ребенка в школе? // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. Вып. 1. С.61-66.
7. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186-193.
THE «CLASS LEADER» MODULE IN SCHOOL UPBRINGING PROGRAM The article outlines the activities of the class leader in educational organization, describes the upbringing potential of these types of activities.
Keywords: class leader, upbringing, upbringing potential, upbringing program.
References
• Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh. M.: NII shkol’nyh tekhnologij, 2008. 240 s. [In Rus].
• Kruglov V. V. Detskij kollektiv v sovremennyh usloviyah kak ob»ekt i sub»ekt vospitaniya // Rabota s budushchim v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya: sb. nauch. st. po mat-lam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: A-Prior, 2019. S. 142-148. [In Rus].
• Lizinskij V. M. Sovety klassnomu rukovoditelyu, vospitatelyu, roditelyam i uchitelyu. M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2011. Seriya: Vospitanie shkol’nikov. 160 s. [In Rus].
• StepanovP. V. Kak sozdat’ vospitatel’nuyu sistemu shkoly: vozmozhnyj variant. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2006. 64 s. [In Rus].
• Stepanov P. V. Ponyatie vospitaniya v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 121-129. [In Rus].
• Stepanova I. V. Chto takoe nadprofessional’nye navyki i kak ih razvivat’ u rebenka v shkole? // Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2019. Vyp. 1. S. 61-66. [In Rus].
• Shustova I. Yu. Sobytijnyj podhod k vospitaniyu shkol’nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 438. S. 186-193. [In Rus].
Анализ содержания модуля «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями-
предметникам, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями. Основной целью деятельности классного руководителя является:
создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной
социализации в обществе.
Работа классного руководителя ведётся по нескольким направлениям:
1.Индивидуальная работа с обучающимися;
2.Работа с классным коллективом;
3.Работа с учителями-предметниками;
4.Работа с родителями или их официальными представителями.
1. Индивидуальная работа с учащимися:
— Изучение индивидуальных особенностей, интересов, семьи, жилищных условий; Установление межличностных контактов с каждым учеником.
— Помощь одаренным и талантливым детям (выявление и сопровождение);
— Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов
— Сбор и обработка информации об учащихся, родителях;
— Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на различных видах учета.
— Педагогическое сопровождение детей , находящихся в СОП; опекаемых детей.
— Работа по фиксации личностных достижений в портфолио школьника,
— Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося.
— Оказание индивидуальной помощи в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и одноклассниками, в соблюдении норм поведения.
— Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учѐт их личностных достижений.
2.Работа с классным коллективом:
-Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах;
— Организация внеклассных мероприятий (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационнойнаправленности), проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
— Сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
— Работа с активом класса;
— Контроль посещаемости, выяснение причины отсутствия, организация питания;
контроль за ходом образовательного процесса в выявление причин слабой успеваемости,
организация помощи;
— Организация дежурства
И другой социально полезной деятельности учащихся контроль за посещаемостью курсов внеурочной деятельности.
— Работа по организации дополнительного образования учащихся класса
3.Работа с учителями-предметниками:
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями, обучающимися и родителями;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса;
-привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах;
-привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях, знакомство с новыми учителями и их требованиями;
4.Работа с родителями:
— Информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
— Помощь родителям (законным школьников в регулировании отношений,
— Организация родительских собраний,
— Создание и организация работы комитета,
— Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса.
План работы классного руководителя 5 «Д» класса на 2021-2022 учебный год
Цель: адаптация пятиклассников в новых учебных условиях, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка; сплочение классного коллектива.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, пропоганды здорового образа жизни.
- Воспитание сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе.
- Формирование навыков и культуры поведения.
- Воспитание добросовестного отношения к труду, развитие умения трудиться коллективно.
- Воспитание эстетической культуры, развитие художественных способностей учащихся.
- Привлечение родителей к к активному участию в жизни класса.
- Воспитание общечеловеческих и нравственных ценностей, в том числе позитивного отношения к жизни.
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и укреплению общешкольного коллектива.
- Формирование правовой культуры, гордости за отечественную историю, воспитание уважения к отечественной культуре, своему народу, своему языку, обычаям и традициям своей страны.
Тема воспитательной работы
«Адаптация пятиклассников в новых учебных условиях»
2021-2022год реализации
Содержание работы классного руководителя
- Анализ ВР за предыдущий год
- Цели и задачи воспитания на текущий год
- Тема воспитательной работы
- Психолого-педагогическая характеристика класса
- Классное самоуправление. Актив класса.
- Список учащихся
- Социальная карта класса
- Социальный паспорт класса
- Занятость во внеурочное время — дополнительное образование учащихся
- Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
- Информация о группах здоровья и медицинские рекомендации по рассадке в классе
- Учащиеся, состоящие на учете классного руководителя, ВШУ, УМВД и КДНиЗП, семьи СОП
- План-сетка воспитательной работы класса по четвертям на весь учебный год
- Тематика классных часов (еженедельно, среда)
- Внеклассные мероприятия
- Экскурсии Чер МО
- Профориентационная работа. Экскурсии на предприятия, учебные заведения, встречи с интересными людьми, библиотечные уроки и т.д.
- Работа с родителями.
Список родителей
Родительский комитет
Тематика родительских собраний на год
Протоколы родительских собраний
Лист посещения семей ( при проведенной работе)
- Профилактическая работа (мероприятия направленные на формирование законопослушного поведения, по профилактике правонарушений и преступлений, профилактике экстремизма, и противодействию терроризма и т.д.)
- Отчет классного руководителя по проведенной индивидуальной профилактической работой с учащимися, состоящими на различных видах учета.
- Информация об участии в школьных, муниципальных,, РЕГИОНАЛЬНЫХ, всероссийских мероприятиях.
- Индивидуальная работа с детьми –инвалидами
- Индивидуальная работа с одаренными детьми
- Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания
- Работа со слабоспевающими неуспевающими учащимися
- Инструктажи
- Листы ознакомления учащимися ( по темам)
Работа с органами ученического самоуправления
Задачи самоуправления:
1.Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни класса;
2.Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
3.Развитие творчества и самостоятельности;
4.Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, о родителях и учителях;
5.Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности
Организация и структура самоуправления в классе:
1.Староста класса:
2.Заместитель старосты:
- Контроль посещаемости
- Контроль внешнего вида
- Участие в заседаниях Совета лидеров школы.
3. Учебный сектор:
- Контроль успеваемости
- Проверка дневников и учебников
- Участие в организации школьных мероприятий по учебным предметам.
4. Трудовой сектор:
- Составление графика дежурства по кабинету
- Организация и контроль уборки кабинета и пришкольной территории.
5. Культмассовый сектор:
- Организация участия класса в школьных мероприятиях
- Проведение классных мероприятий.
6. Спортивный сектор:
Подготовка и организация походов
- Организация спортивных соревнований
- Участие в проведении общешкольных мероприятий.
7.Сектор печати: (остальные учащиеся по желанию)
- Подбор материалов для газеты
- Оформление классного уголка
- Участие в общешкольных художественных конкурсах.
8. Сектор здоровья :
Отмечвет заболевших
Конторль за наличием справок по болезни
9. Цветовод :
Отвечает за полив и общее состояние цветов в классе
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 5 «Д» КЛАССА
- Учащиеся из многодетных семей
- Опекаемые, приемные дети
- Воспитанники детских домов
- Учащиеся, воспитываемые родственниками (бабушками, тетями и т.д.), не являющимися опекунами. Родители не лишены род. Прав
- Дети из неполных семей, из них:
Только мать (указать причину – развод, смерть отца, статус одинокой матери(
Только отец (Указать причину — развод, смерть матери)
- Брак зарегистрирован:
Мать — отчим
Отец — мачеха
- Дети из малообеспеченных семей
- Учащиеся из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС) (план индивидуальной работы с каждой семьей)
- Учащиеся из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП) (план индивидуальной работы с каждой семьей)
- Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле ( учет классного руководителя, «группа внимания», административный, ВШУ (план инд .работы на каждого обучающегося)
- Учащиеся, состоящие на контроле ОПДН , КДНиЗП (план индивидуальной работы на каждого обучающегося)
- Дети-инвалиды
- Не приступили к учебным занятиям (с 1 сентября без уважительной причины)
- Образование родителей
- Учащиеся, не имеющие гражданства РФ, беженцы
План-сетка воспитательной работы класса
1 четверть.
Направления работы |
Планируемые внеклассные мероприятия ( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы ) |
|
Сентябрь: дата проведения/ название мероприятия |
Октябрь: дата проведения/ название мероприятия |
|
1.Духовно-нравственное воспитание |
01.09.2021 «День знаний» торжественная линейка |
01.10.2021 Игровая программа «Мы вместе» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание |
1. 03.09.2021 Акция «Безопасная железная дорога детям» 13.09.2021 Беседа-рассуждение «Моя Родина-Вологодчина» |
20.10.2021 Уроки – мужества «Мы будем помнить» 08.10.2021 Круглый стол «Моя родословная» |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних |
19.0.2021 Игра-соревнование «Человек и его права» |
21-22.10.2021 Составление и отгадывание кроссвордов «Путешествие в страну правовых знаний» |
4.Спортивно-оздоровительная работа |
15.09.2021 «Кросс наций» |
05.10.2021 Конкурсы «Быстрее, сильнее, выше» |
5.Трудовое воспитание |
27.09.2021 Игра «путешествие в страну чистоты» |
04.10.2021 Игра-соревнование «Дежурный месяца» |
6.Экологическое воспитание |
10.09.2021 Круглый стол «Экологический суд. Проблемы экологии родного города» |
12.10.2021 Викторина «Знатоки цветов» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг |
17.09.2021 Экскурсия по парку 200летия |
19.10.2021 Посещение памятных исторических мест города Череповца |
8.Работа органов классного самоуправления |
28.09.2021 Мозговой штурм «Как сделать класс лучше?» |
26.10.2021 Игра «Осенние именинники класса» |
9. Профориентация |
22.09.2021 Дискуссия «Какая профессия лучшая?» |
06.10.2021 Анкетирование «Кем быть?» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание |
24.09.2021 Квест «Скажу ЗОЖ-да!» |
13.10.2010 Викторина «Вредно-полезно» |
11. Пропаганда ПДД |
07.09.2021Просмотр видеофильма «Железная дорога — история и реальность» |
20.10.2021 Занятие –игра «Примерный пассажир». |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) |
02.09.2021Инструктаж «Как правильно вести себя рядом с железной дорогой» |
01.10.2021 Показ видео презентации «Зацеперы-нам не по пути!» |
Примечание: большинство мероприятий проводятся в игровой форме, для лучшего усвоения предлагаемой информации, а также связаны с проведением месячника в школе «Безопасная железная дорога – детям!»
2 четверть.
Направления работы |
Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) |
|
Ноябрь: дата проведения/ название мероприятия |
Декабрь: дата проведения/ название мероприятия |
|
1.Духовно-нравственное воспитание |
01.11.21 Круглый стол «Поговорим о доброте» |
01.12.21 Игра – диспут «Добро и зло рядом с нами» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание |
08.11.21 Урок мужества «Горящее сердце солдата» 15.11.21 Конкурс сочинений «Я живу в Череповце» |
08.12.21 Фотовыставка «Это моя Родина!» 15.12.21 Тренинг «Традиции Вологодчины» |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних |
22.11.21 Круглый стол «Азбука безопасности». « Что такое правонарушение |
22.12.21 Круглый стол «Что я знаю о ВИЧ и СПИДе» |
4.Спортивно-оздоровительная работа |
02.11.21 Игра «Эстафета здоровья» |
28.12.21 Викторина «Формула правильного питания» |
5.Трудовое воспитание |
16.11.21 Беседа «Каждому свое место» |
02.12.21 Игра «Модный приговор» |
6.Экологическое воспитание |
24.11.21 Конкурсно-игровая программа «Природа вечный источник красоты» |
16.12.21 Познавательный час «Птицы-наши друзья» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг |
04.11.21 Беседа-обсуждение «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?» |
09.12.21 Круглый стол «Какого человека можно назвать красивым» |
8.Работа органов классного самоуправления |
18.11.21 Дискуссия «Что нам нужно сделать, чтобы…» |
23.12.21 Игра « Зимние Именинники класса» |
9. Профориентация |
25.11.21 Игра «Калейдоскоп профессий» |
03.12.21 Выставка рисунков «Мои родители работают ….» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание |
05.11.21 Беседа-осуждение «Еще раз о хорошо известном. Правила поведения в школе, на уроке, перемене» |
10.12.21 Диспут «Опасные игрушки (безопасность при использовании пиротехнических изделий)» |
11. Пропаганда ПДД |
11.11.21 Игра «Осторожно дорога». |
17.12.21 «Что? Где? Когда?» — викторина по ПДД. |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) |
19.11.2101Беседа, обсуждение «Как быть в безопасности» |
25.12.21 Ролевая игра «Я и незнакомец» |
Примечание: необходимо задействовать максимальное количество учащихся класса, работать в индивидуальном подходе, для достижения лучшего результата в проведении профилактических занятий.
3 четверть.
Направления работы |
Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) |
||||
Январь: дата проведения/ название мероприятия |
Февраль: дата проведения/ название мероприятия |
Март: дата проведения/ название мероприятия |
|||
1.Духовно-нравственное воспитание |
24.01.22 Ролевая игра «давай играть, давай дружить» |
07.02.22 КТД «Спешите делать добро» |
07.03.22 Праздник «8 марта» |
||
2.Гражданско-патриотическое воспитание |
1. 10.01.22 Конкурс сочинений «Письмо ветерану» 17.01.22 Фотовыставка «Мой любимый город» |
14.02.22 Спортивно-развлекательная программа «Нам скоро в Армии служить!» 21.02.22 «Истоки Победы»-круглый стол |
14.03.22 Просмотр фильмов военно-патриотической тематики, фильмы о г.Череповце и г.Вологде |
||
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних |
24.01.22 Просмотр видеороликов о вреде табакокурения «Скажу табаку –нет!» |
21.02.22 Квест «Путешествие в страну, где все плохо себя ведут» |
21.03.22 Конкурс рисунков «Мне это не нужно!» |
||
4.Спортивно-оздоровительная работа |
24.01.22 Круглый стол «Час здоровья» |
28.02.22 Разгадывание кроссворда «Спорт и здоровье» |
28.03.22 Просмотр видео роликов о великих спортсменах «Они смогли» |
||
5.Трудовое воспитание |
31.01.22 Трудовой рейд «Помощь малышам» |
09.12.22 Выход в библиотеку «ремонт книг» |
01.03.22 Акция «Уют класса» |
||
6.Экологическое воспитание |
11.01.22 Фотовыставка «Домашние питомцы» |
03.03.22 Конкурс рисунков «Февральская стужа» |
15.03.22Час экологических знаний «Они просят защиты» |
||
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг |
18.01.22 Игра «Хорошие манеры» |
16.02.22 Посещение музея археологии |
29.03.22 Беседа-обсуждение «Что значит владеть собой» |
||
8.Работа органов классного самоуправления |
25.01.22 Фотовыставка «Зимние забавы класса» |
14.02.22 Организация почты «Валентинка для тебя» |
07.03.22 Подготовка к празднику «День 8 марта» |
||
9. Профориентация |
05.01.22 Викторина «Герои в профессиях» |
10.02.22 Просмотр фильма о профессиях «Сделай правильный выбор» |
10.03.22 Час общения «Я хочу быть как он…» |
||
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание |
12.01.22 Квест «Безопасный путь домой» |
24.02.22 Викторина «О здоровье знаю все» |
24.03.22 Игра-развлечение «Витамины для меня» |
||
11. Пропаганда ПДД |
19.01.22 Инструктаж: правила дорожного движения, техника безопасности, правила безопасности во время зимних каникул |
11.02.22 Урок по ПДД «Диспут «Экология и автомобиль»». |
31.03.22 Квест «Сигналы светофора». |
||
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) |
26.01.22 Кроссворд «Безопасность жизнедеятельности» |
25.02.22 Просмотр фильмов «Безопасность в быту» |
18.03.22 Конкурс рисунков «Моя безопасность» |
||
4 четверть.
Направления работы |
Планируемые внеклассные мероприятия( использовать разнообразные формы: игровые интерактивные программы, квесты,КТД и т.д. НЕ классные часы) |
|
Апрель: дата проведения/ название мероприятия |
Май: дата проведения/ название мероприятия |
|
1.Духовно-нравственное воспитание |
04.04.22 Конкурс рисунков «Я-патриот своей страны» |
02.05.22 Час общения . Тренинг. «Мои качества» |
2.Гражданско-патриотическое воспитание |
1. 11.04.22 Выставка рисунков «За нами победа!» 18.04.22 «Истоки Победы» круглый стол |
09.05.22 Встречи с ветеранами ВОВ и работниками тыла 11.05.22 Посешение памятных мест города Череповца |
3.Правовое воспитание, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних |
25.04.22 Просмотр презентации «Основные права, обязанности и ответственность детей» |
16.05.22 Беседа-диспут «Что можно, а что нельзя» |
4.Спортивно-оздоровительная работа |
05.04.22 Мозговой штурм «Неполезные привычки» |
23.05.22 Конкурсы «Веселые старты» |
5.Трудовое воспитание |
12.04.22 Беседа – обсуждение с педагогом психологом «Путешествие по миру профессий» |
03.05.22 Игра «Опиши профессию» |
6.Экологическое воспитание |
19.04.22 Викторина «Растительный мир города Череповца» |
13.05.22 Акция «Посади дерево» |
7.Художественно-эстетическое воспитание, культура и досуг |
26.04.22 Анкета-опрос «Особенности моего характера» |
18.05.22 Диспут «надо ли любить всех?» |
8.Работа органов классного самоуправления |
06.04.22 Игра «Весенние именинники класса» |
12.05.22 Фотовыставка «Итоги учебного года» |
9. Профориентация |
13.04.22 Круглый стол «Мне родители сказали, что я буду….» |
25.05.22 Квест «Моя будущая профессия!» |
10. Пропаганда ЗОЖ, правильное питание |
20.04.22 Просмотр социальных роликов «Твоя безопасность – в твоих руках.» |
26.05.22 Круглый стол «Здоровье-мой выбор» |
11. Пропаганда ПДД |
27.94.22 Кроссворд «Основные понятия и термины ПДД». |
30.05.22 Игровой час «Мы в пути» |
12. Профилактика безопасности жизни (ОБЖ) |
22.04.22 Игра «Мир вокруг меня» |
20.05.22 Викторина «Знаток безопасности» |
Тематика классных часов ( еженедельно, пятница)
Дата проведения |
Тема |
Сентябрь |
1.День знаний (праздник) 2.Культура поведения в школе(деловая игра) 3.Планета друзей(ролевая игра) 4.Памяти детей – жертв Беслана (беседа) |
Октябрь |
1.Кем хотите стать, вы, дети? (Игра, беседа) 2.Шалость и проступок (беседа) 3.Толерантность (деловая игра) 4. Доброта и милосердие в нашей жизни (игра) |
Ноябрь |
1.Настоящий друг-кто он? (тренинг) 2.Вместе весело шагать(тренинг) 3.Осенние посиделки (игровая программа) 4.На природу за позитивом (поход в парк) |
Декабрь |
1.Человеческие ценности (беседа, обсуждение) 2.Мы такие разные (диагностика) 3.Инструктаж по предупреждению детского травматизма 4.Беседа о поведении в общественных местах |
Январь |
1.Азбука общения (игра, беседа) 2.Круглый стол «ты и твое свободное время» 3.Урок мужества «Безвестные защитники страны» 4«Нравственные корни добрых и злых дел» мастерская общения. |
Февраль |
1.Конкурс «А ну-ка, парни!». Поздравление юношей с Днем Защитника Отечества 2.Беседа «Пожелаем друг другу добра» 3.«Вредные привычки-это не для нас». Профилактика табакокурения. 4.Круглый стол «Что мне мешает учиться?» |
Март |
1.Конкурс «А ну-ка, девчонки!» поздравление девочек с международным Женским Днем. 2.Урок здоровья. «Здоровым быть модно!» 3.«ПДД-закон для всех!» игра 4.«Творим добро»-акция, помощь нуждающимся 5.«Ответственность за свои поступки». Круглый стол. |
Апрель |
1.«Покорители космоса», ко дню космонавтики. 2.Классный час «Все об этикете» 3.Классный час «Имею право, но обязан» 4.«Вредные привычки и их влияние на организм». Профилактика употребления ПАВ, алкоголя и табака. |
Май |
1.Есть такая профессия-Родину защищать! (беседа,обсуждение) 2.Классный час «Твое здоровье в твоих руках» 3.«Совсем скоро летние каникулы» . инструктаж по ТБП на летних каникулах. 4.Подведение итогов учебного года «Год прошел, мы повзрослели» |
Тематика родительских собраний на 2021- 2022учебный год
Четверть |
Дата |
Тема собрания |
I |
Сентябрь |
Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения. |
II |
Ноябрь |
Особенности подросткового возраста. |
III |
Январь |
Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности. Как уберечь детей от вредных привычек. |
IV |
Март |
Мама, папа, научите меня трудиться. Трудовое воспитание как основа развития личности ребенка. |
V |
Май |
Год прошел, мы повзрослели. Подведение итогов учебного года. |
Таким образом, при составлении плана работы классного руководителя я руководствовалась рабочей программой воспитания, модулем «Классное руководство», разработанной в моем образовательном упреждении. Моя работа как классного руководителя отражена во всех направлениях: ндивидуальная работа с обучающимися; работа с классным коллективом; работа с учителями-предметниками; работа с родителями или их официальными представителями.
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с 1 сентября 2021 года в состав основных образовательных программ школы должны входить рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
При составлении рабочей программы воспитания школы мы учитывали результаты деятельности, достижения педагогического коллектива и учащихся, особенности контингента, сложившуюся систему взаимодействия с различными организациями и учреждениями города.
Воспитательная работа в школе направлена на различные группы обучающихся, включает в себя системообразующие звенья:
- дополнительное образование,
- внеурочную деятельность,
- деятельность социально-психологической службы,
- социально-досуговую деятельность,
- деятельность ученического самоуправления,
- детского общественного объединения,
- школьные традиции и обычаи.
Цель воспитания в согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Программа воспитания опирается на базовые ценности российского общества: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность.
Результат освоения программы воспитания — это личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Направления воспитательной работы МБОУ СОШ №8 представлены в инвариантных и вариативных модулях.
Обратите внимание на то, что в новой программе воспитания не будет направлений воспитания в привычном для нас смысле.
Направления воспитания сейчас — это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы, например, воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.
Воспитательная работа выстраивается по модулям: инвариантным и вариативным.
В модулях отражены те мероприятия, которые реализуются в школе. Эти мероприятия можно менять (добавлять, убирать), как и вариативные модули тоже.
В процессе реализации рабочей программы воспитания можно и нужно определить для каждого из вариативных модулей такие воспитательные дела, которые будут интересны детям и которые будут предполагать совместную деятельность учеников, учителей и родителей.
Модуль «Классное руководство»
В этом модуле представлена работа, организованная классным руководителем:
Работа с классом:
- организация участия класса в школьных мероприятиях, оказание помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе:
- организация интересных и полезных для личностного развития, формирования классного коллектива совместных дел с учащимися: экскурсии по городу, на предприятия, в музеи; встречи с интересными людьми, людьми разных профессий; изготовление подарков своими руками к праздникам; чествование именинников и победителей конкурсных мероприятий; совместные мероприятия с родителями;
- проведение игр, тренингов (совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом) на сплочение, командообразование, развитие навыков бесконфликтного общения, выработка совместно с учениками класса законов класса, правил общения с целью сплочения и развития классного коллектива;
- контроль посещаемости уроков, дисциплины, состояния здоровья;
- создание социального паспорта класса;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по проблеме. Циклограмма классных часов включает в себя: ученическое собрание, классный час изучения правил дорожного движения; диагностический классный час; нравственный классный час; правовой классный час; классный час о здоровом образе жизни; профориентационный классный час; классный час патриотического воспитания; интеллектуально-эстетический классный час; классный час на свободную тему.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) — со школьным психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем; в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе; через посещение семей, в которых воспитывается ребенок (совместно с социальным педагогом).
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся (законными представителями):
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, тематических родительских собраний в соответствии с планом воспитательной работы класса.
Каждый классный руководитель выстраивает воспитательную работу с учетом ключевых дел, которые проходят в школе в течение года, в соответствии с планом воспитательной работы класса, который составляется на основании анализа результатов воспитательной работы за предыдущий учебный год, учебный период.