Московская филармония руководство

Официальное наименование: 

полное – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры 
«Московская государственная академическая филармония» 

сокращенное – МГАФ

Почтовый адрес: 125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 31/4, стр. 1

Просмотреть увеличенную карту

В целях
обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства и по
поручению Минкультуры России, администрация Московской филармонии
напоминает о необходимости воздерживаться от дарения и получения
подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей,
учитывая наличие такого запрета для работников подведомственных
Минкультуры России организаций.

Учредитель: 


Министерство культуры Российской Федерации

Учредительные документы:

— Устав

— Изменения в Устав

— Приказ о назначении генерального директора

— Свидетельство о государственной регистрации

— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ

Свидетельство о постановке на налоговый учет

— Приказ о реорганизации

— Уведомление о снятии с налогового учета
ФГБУК «Государственный музыкальный театр национального искусства»

Документы:

— План финансово-хозяйственной деятельности от 22.01.2018

— План финансово-хозяйственной деятельности от 06.07.2021

— Отчет о выполнении Госзадания от 04.12.2017

— Отчет о выполнении Госзадания от 01.01.2021

-Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.
На основании ФЗ-426 от 28.12.13 г. статья 15 часть 6.

Размещение договоров на сайте zakupki.gov.ru

Извещение о приёме заявок о необходимости заключения договора аренды помещения 300,1 кв. м. без проведения конкурса или аукциона.

Льготное посещение

Положение о порядке предоставления льгот отдельным категориям граждан 

Слушателям с ограниченными физическими возможностями

Дополнительные услуги:

— концерты-лекции в школах Москвы

— литературные концерты в школах Москвы

— аренда нот

Кодекс профессиональной этики

Политика конфиденциальности 

Положение о персональных данных

Политика обработки персональных данных

Пользовательске соглашение

Правовые основы оказания платных услуг

Пакеты открытых данных

Полную информацию о деятельности филармонии вы можете посмотреть на Официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

Информационные системы, находящиеся в ведении учреждения

— Информационная правовая система «Гарант»
— 1С: Бухгалтерия

Независимая оценка качества

— Федеральный закон от 21.08.2014 г. Министерства культуры России 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества…»

— Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2015 г. № 277 «Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети «Интернет»

— План по улучшению качества работы в соответствии с рекомендациями Общественного совета по независимой оценке качества при Министерстве культуры России

По вопросам, связанным с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, принятым по заявлениям граждан, можно обращаться:

— Горячая линия на сайте Министерства культуры России (перейти)

— сайт Государственной инспекции труда по г. Москва (перейти)

Алексей Шалашов. Фото предоставлено пресс-службой МГАФ

Исполнилось 70 лет Алексею Шалашову, генеральному директору Московской филармонии. Филармония в 2022 отметила 100-летие. Сегодня Московская филармония в том же ряду исторических лидеров музыкальной культуры России, что и Большой и Мариинский театры (каждый из них в недалеком будущем отпразднует 250-летие); две столичные консерватории, недавно отметившие 150-летние юбилеи; Санкт-Петербургская филармония, которая на год старше московской.

Генеральный директор

Алексей Шалашов родился 15 сентября 1952 в Вологде. В 1977 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки профессора М.С, Глезаровой. 20 лет играл в БСО под управлением Владимира Федосеева, затем был директором БСО.

А.А. Шалашов возглавил филармонию в 2003, до этого год работал заместителем генерального директора.

Прошедшее 20-летие — один из самых интересных периодов в истории филармонии. Под руководством А. Шалашова Московская филармония все эти годы остается флагманом российской концертной жизни в сфере академической музыки. Каким она и была на протяжении всей своей вековой истории.

По инициативе Шалашова в афише появились новые проекты и фестивали, филармоническую сцену украсили выступления выдающихся музыкантов и коллективов. В приоритете была и остается академическая классическая и современная музыка (во многих филармониях России это, к сожалению, далеко не так).

Абонементы и проекты

Была сделана ставка на абонементные программы. Абонементы в МГАФ были всегда, но именно начиная с 2000-х годов, с приходом нового руководства, они стали основой планирования сезона.

«Мы понимали, что нужно создать систему взаимной ответственности между филармонией, артистами и слушателями. Артист предлагает дату и программу, филармония планирует концерт, слушатель покупает билет — элементарные вещи. Но в 2002 году этого практически не было. Когда я пришел в филармонию, абонементы продавались без дат. Знаете, почему? Потому что мы не знали, когда у артиста появится окно между зарубежными поездками. Как продавать абонементы, если нет даты? Стержень концертной жизни — это календарь, а его не существовало, потому что не было системы взаимной ответственности. Как только она появляется — можно начинать продавать билеты по-настоящему, ведь билет — это договор, и никак иначе его трактовать нельзя» (интервью А.А. Шалашова С. Ходневу, «Коммерсант», 2021).

Сейчас в программе филармонии — более 250 абонементных циклов разного направления и для всех категорий слушателей: высокая и популярная классика, барокко, опера, оратория, оркестровые, фортепианные, камерные абонементы, несколько десятков циклов для детской и молодежной аудитории, трехэтапная программа продвижения молодых исполнителей, современная музыка, фольклор, джаз, многое другое. Большинство из них раскупается в первые недели продаж, а многие — в первые дни и даже часы.

Накануне сезона 2016/2017 филармония сообщила о продаже 100 000 абонементов.

Концертный зал имени П.И. Чайковского стал главным залом Московской филармонии. Новый генеральный директор поставил цель — сделать филармонию и Зал Чайковского центрами музыкальной культуры европейского уровня. Оценивая прошедшие почти 20 лет, можно сказать, что эта цель была достигнута.

Барокко

Московская филармония одной из первых уловила гигантский интерес слушателей к музыке барокко, возникший в середине 2000-х. Существенную часть репертуара заняли оперы, оратории, оркестровые шедевры Монтеверди, Баха, Генделя, Вивальди и их современников, которые исполняли всемирно признанные мастера аутентичного исполнительства: «Les Arts Florissants» и Уильям Кристи, «Музыканты Лувра» и Марк Минковски, ансамбли «Collegium Vocalе Gent» и Филипп Херревеге, «Il Giardino Armonico» и Джованни Антонини, «Матеус» и Жан-Кристоф Спинози, оркестр Armonia Atenea и Георгиос Петру, Амстердамский барочный оркестр и Тон Копман, Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, дирижеры Кристофер Мулдс, Роджер Норрингтон, плеяда блестящих барочных вокалистов. В начале юбилейного сезона 2021/2022 проведен масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний», в котором прозвучали оперы и оратории великого немецкого композитора.

Опера

Важнейшим направлением в репертуарной политике стала опера. Почти 20 лет существует оперный абонемент Госкапеллы России под управлением В. Полянского, которая представила в концертном исполнении десятки опер: Верди, Вагнера, Оффенбаха, Дворжака, Пуччини, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Абонемент «Оперные шедевры», как и барочные абонементы, всегда раскупается одним из первых. В этих и других циклах, как и в фестивальных проектах (Большой фестиваль РНО, «Истории с оркестром В. Юровского), в абонементе «Камерные оперы в Камерном зале» звучали и мировые шедевры разных эпох, и редко исполняемые оперы композиторов барокко, Гайдна, Россини, Беллини, Доницетти, Массне, мастеров XX века, наших современников — Слонимского, А. Чайковского и других. Многие из них — российские премьеры. 1 ноября в КЗЧ — «Дидона и Эней» Перселла.

Симфоническая карта России

В продвижении оркестрового искусства А. Шалашовым во главе Московской филармонии сделано много. Не случайно Алексей Алексеевич не раз говорил, что симфонический оркестр, симфонические концерты — фундамент музыкальной инфраструктуры города и региона. Все московские оркестры имеют по несколько абонементов сезона: в Зале им. Чайковского, Большом зале консерватории, «Филармонии-2».

С 2008 в филармонии существует абонемент, представляющий симфонические оркестры России. В этом цикле выступили все ведущие коллективы страны: из Екатеринбурга (Уральский академический филармонический), Новосибирска, Башкортостана, Белгорода, Воронежа, Иркутска, Нижнего Новгорода, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Северо-Кавказской филармонии, Томска, Тюмени, Ульяновска, Ярославля, других городов и регионов. ГАСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского уже несколько лет имеет в КЗЧ свой персональный абонемент.

На сцене — молодые

Одной из идей, реализованных А. Шалашовым, стала программа продвижения молодых исполнителей. Она включает три этапа: «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Звезды XXI века».

Путь от дебютантов до признанных артистов прошли в Московской филармонии, наверное, все музыканты нынешнего поколения 30–35-летних, ставшие известными в России и в мире, добившиеся успехов на крупнейших международных конкурсах.

Филармония — юным

Еще один важнейший курс, взятый в свое время новым директором — на музыкальное просвещение. Среди многих концертных циклов для юных слушателей, появившихся за эти 20 лет в филармонической афише, неимоверную популярность обрели «Сказки с оркестром», в котором звезды театра и кино рассказывают любимые сказки детям, их родителям, бабушкам и дедушкам

Этот проект появился в поисках новых форм работы с детьми, для которых, по словам А. Шалашова, непросто придумать что-то новое и при этом увлекательное. Судя по спросу на «Сказки с оркестром», Московской филармонии это удалось. Более того: эту идею взяли на вооружение многие филармонии России. Просветительство, популяризаторство — в лучшем смысле слова — всегда было и остается одной из главных сторон филармонической работы. Жанр «слова о музыке» перед звучанием самой музыки, великими носителями которого были Светлана Виноградова, Геннадий Рождественский, сегодня продолжают мэтры (Жанна Дозорцева, Павел Любимцев, Артем Варгафтик, дирижер Владимир Юровский) и их молодые коллеги, многие солисты.

Новое направление в филармонической деятельности — работа с молодежной аудиторией, тинейджерами, студентами. Здесь также осуществлено немало инновационных идей и проектов. Особенно популярны «Мама, я меломан» и «Язык музыки» (ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина).

В прошлом сезоне в афише появился еще один цикл Я. Тимофеева: «Вещь в себе. Сокровища современной музыки под микроскопом», в котором он представляет ключевые партитуры XX–XXI веков. В сезоне 2021–2022 это были Tabula rasa Пярта, «Стикс» Канчели, «Музыка пустыни» Райха. В новом сезоне заявлены «Симфонические танцы» Рахманинова и Concerto grosso № 1 Шнитке.

Современная музыка

За прошедшие 20 лет в афише филармонии появилось несколько проектов, связанных с исполнением современной музыки: ныне живущих авторов или уже ушедших из жизни.

С 2009 проводится фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». С 2014, когда художественным руководителем фестиваля стал Владимир Юровский (в 2011–2021 художественный руководитель Госоркестра имени Е.Ф. Светланова), форум вышел на новый уровень. Слушатели знакомятся с сочинениями ХХ века и с музыкой наших дней. В Москве побывали известнейшие европейские музыканты (например, дважды — парижский Ensemble intercontemporain). В филармонии сформировалось особое пространство и атмосфера для восприятия современного искусства. Во многом благодаря этому фестивалю новая музыка закрепилась в филармонической афише, стала набирать свою аудиторию.

Ежегодно филармония представляет абонементы современной музыки, в основном в Камерном зале. Среди них — «Персона – композитор», который ведет главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов: за 13 сезонов (с 2009/2010) в нем участвовали 50 отечественных композиторов разных поколений. Новая музыка постоянно звучит в других абонементах А. Устинова и «МО»: «Инструментариум», www.баян.ru, в проектах к юбилеям Софии Губайдулиной.

Первые циклы современной музыки («Другое пространство», «Персона – композитор») появились в конце нулевых. А сегодня в абонементной линейке МГАФ — целый веер предложений: абонементы и концерты «Студии новой музыки», ГАМ-ансамбля («Галерея актуальной музыки»), МАСМа, других исполнителей.

Популярная классика

Основу филармонической афиши составляет все же высокая классика. Филармония идет навстречу широкой публике, предпочитающей слушать Рахманинова, Чайковского, Брамса, Бетховена, Шопена, романтическую музыку XIX века. Например, один из самых востребованных и продаваемых абонементов — «Великие инструментальные концерты». Этот репертуар пользуется привлекает основную часть филармонической публики, он выгоден и с экономической точки зрения.

РНМСО

Создание в 2018 Российского национального молодежного симфонического оркестра — одно из главных достижений А.А. Шалашова и филармонии последних лет. Вслед за Свердловской и Воронежской филармониями, в МГАФ также был создан постоянно действующий молодежный оркестр, но уже не регионального, а национального масштаба. РНМСО, задуманный и действующий как оркестр-академия для совершенствования мастерства молодых музыкантов, входит в структуру МГАФ, имеет несколько филармонических абонементов, пользуется особым вниманием руководства филармонии. Можно сказать, молодежный оркестр — любимое детище генерального директора.

«Российский национальный молодежный симфонический оркестр устроен по принципу профессионального коллектива. <…> не просто оркестр, а симфоническая академия, и в этом суть проекта — здесь воспитывается подлинное мастерство оркестрового музицирования: освоение репертуара, освоение стилей, оркестровых приемов и многое другое — то, что трудно приобрести за несколько лет обучения в консерватории» (интервью М. Гайкович, «Независимая газета», ноябрь 2021).

Реставрация, реконструкция, ремонт

Реставрационные работы в филармоническом Доме на Триумфальной площади начались сразу после прихода А.А. Шалашова на пост директора филармонии. На первом этапе (середина 2000-х) в КЗЧ установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер, расширив сценические возможности (в частности, для исполнения опер semi-stage возможно убрать партер, на месте которого располагается оркестр). Залу были возвращены элементы исторического облика: восстановлен мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны и банкетки в нижнем фойе. Значительно улучшилась акустика благодаря специальным акустическим щитам, установленным немецкой фирмой Mueller BBM.

С 2019 шла полномасштабная реставрация фасада здания, завершившаяся к 100-летию филармонии. Устранены многочисленные дефекты и повреждения, восстановлены отсутствовавшие много лет архитектурные элементы на портике и крыше здания.

В декабре 2007 в здании филармонии открылся Камерный зал на 100 мест, ставший площадкой для экспериментов, дебютов молодых артистов, исполнения современной музыки и более широкого представления музыки Ренессанса и барокко. Сегодня, по словам А. Шалашова, этого уже недостаточно: филармонии нужен еще один камерный зал в центре Москвы, на 300–400 мест.

«Филармония-2»

В 2014 Московская филармония получила в свое распоряжение комплекс в Олимпийской деревне — теперь «Филармония-2». После масштабной реконструкции здания в нем открылся Концертный зал на 1040 мест, получивший имя С.В. Рахманинова, по акустике и инфраструктуре входящий в число лучших в России и не уступающий многим зарубежным. Сейчас в «Филармонии-2» четыре зала: помимо зала им. Рахманинова — Малый, Игровой и Виртуальный.

C появлением нового комплекса у филармонии появились дополнительные помещения. Здесь располагается база РНМСО. Здесь же в основном сосредоточены детские проекты, фактически создан детский просветительский центр:

«Там есть все необходимое: можно рассаживать детей на подушки, проводить интерактивные спектакли, устраивать театрализованные концерты. Туда удобно приехать с ребенком на машине: мы арендовали стоянку. Есть даже пеленальные столы, потому что там проходят спектакли категории 0+» (интервью С. Ходневу, «Коммерсантъ»).

Инновации

Московская филармония стала одной из первых концертных организаций страны, начавших регулярные прямые трансляции концертов. Первая трансляция состоялась 20 марта 2009: опера Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении ГАСК России. А в 2011 Московская филармония одной из первых в России начала проводить профессиональную съемку своих концертов в HD-качестве. В 2021 число прямых трансляций составило более 300. Сейчас трансляции временно приостановлены, но большинство концертов записывается. В каталоге МГАФ — около 3000 записей, которые можно слушать бесплатно (в отличие, например, от Берлинской филармонии): в великолепном качестве, которое обеспечивает блестящая команда звукорежиссеров и видеоинженеров. Необходимо лишь зарегистрироваться на сайте www.meloman.ru. С 2014 Московская филармония — ключевой участник проекта Министерства культуры РФ «Всероссийский виртуальный концертный зал». Инициатором виртуальных концертных залов, как и ряда других филармонических проектов, была Свердловская филармония во главе с А.Н. Колотурским. Теперь этот проект стал всероссийским, транслирующим филармонические концерты на всю территорию страны.

«Домашний сезон»

В марте 2020, с наступлением локдауна, когда все — театры, оркестры, ансамбли, солисты — ринулись в борьбу за слушателей в онлайн-формате, Московская филармония и здесь стала первой, организовав на своем сайте «Домашний сезон»: прямые трансляции концертов в реальном времени из КЗЧ. Это была попытка сохранить ощущение нормальной жизни, антураж живого концерта: фраки, цветы после выступления, бисы… только без публики. После того как проводить прямые трансляции стало невозможно, МГАФ с апреля по июль давала записи из своих фондов и концерты, записанные уже после объявления карантина. Это был своего рода «спасательный круг» для миллионов меломанов.

За три с половиной месяца аудитория «Домашнего сезона» составила 13 миллионов зрителей, а количество постоянных подписчиков сайта meloman.ru увеличилось за это время почти в три раза: до пандемии было 26 тыс. зарегистрированных пользователей, а к лету 2020 их стало 72 тыс.

Государственный масштаб

В 2008–2012 Алексей Шалашов работал директором Департамента современного искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. Одно из достижений в работе Департамента и А.А. Шалашова — разработка «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года» (при участии ЦСЭИ культуры, Свердловской филармонии, «Музыкального обозрения»). По итогам 2015 за вклад в разработку этого важнейшего документа Алексей Шалашов стал лауреатом Премии «МО».

С 2018 Алексей Алексеевич входит в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ, сменив первого представителя филармонического сообщества в Совете Александра Колотурского.

В 2006 Алексей Шалашов стоял у истоков создания Союза концертных организаций России. В настоящее время он — Президент СКОР.

Можно сказать — главный филармонист России.

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония

Наше издание и главная концертная организация страны сотрудничают почти 30 лет, начиная с концерта-презентации книги Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания» (октябрь 1995). Затем был концерт-презентация книги Льва Наумова «Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» (апрель 2002). В последние 20 лет наше сотрудничество развивается особенно активно.

В залах филармонии проходили юбилейные концерты газеты: в 2004 и 2014 в КЗЧ; в 2009 — в Камерном зале.

С 2009 в Московской филармонии проходят абонементы «МО».

2022/2023 — 14-й сезон абонемента «Персона –композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». За прошедшие годы в нем приняли участие около 50 современных российских композиторов разных поколений.

С 2013 «МО» проводит редкий абонемент www.баян.ru, представляющий баян как академический инструмент. В сезоне 2021/2022 абонемент был посвящен 90-летию Софии Губайдулиной.

Постоянный абонемент «МО» — «Инструментариум», в котором представлены арфа, флейта, альт, контрабас, фортепиано, скрипка, гитара, саксофон — в непривычных форматах.

В сезоне 2021/2022 цикл абонементных концертов «Инструментариум» был проведен к 100-летию Персимфанса.

В течение нескольких сезонов проходит абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». В концертах «Тайны филармонического дома» мы рассказываем об истории зала и здания, его интерьеров и фасадов. На месте нынешнего здания Московской филармонии в 1920-х – 1930-годах находился театр Мейерхольда. Сохранение памяти о гениальном Мастере, чье 150-летие мы будем отмечать через два года, важно и для Московской филармонии, и для «МО», поскольку одним из создателей газеты был Петр Меркурьев — внук Всеволода Мейерхольда.

В числе совместных проектов «МО» и Московской филармонии — абонемент «Музыка Войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945» (сезон 2014–2015).

К 20-летию ансамбля «Студия новой музыки» прошел абонемент «Игра в классики» (2012–2013).

В сезоне 2019–2020 — абонемент «Мечислав Вайнберг. Возвращение», к 100-летию со дня рождения композитора. В 2020 цикл был прерван пандемией и завершился в сезоне 2021/2022.

В сезоне 2017/2018 прошел Фестиваль-абонемент документального кино о музыке «MusicDocFest» с участием классика советского и российского кино о музыке Андрея Золотова и показами его фильмов о С. Рихтере, Е. Мравинском, Д. Шостаковиче и Г. Свиридове.

«Музыкальное обозрение» провело в залах Московской филармонии более 100 концертов.

Московская филармония в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны»

С 1995 «Музыкальное обозрение» ежегодно публикует рейтинг «События и персоны» и объявляет лауреатов и обладателей премии «МО». А.А. Шалашов — трижды лауреат премии «МО»: в 2005, 2013 и 2015.

Лауреатами «МО» становились:

Светлана Виноградова — «Персона года» (2006)
Юрий Симонов — «Дирижер года» (2005, 2010)
АСО МГАФ — «Оркестр года» (2010)
Открытие «Филармонии-2» — «Событие года» (2014)

Василий Сергеевич Кузнецов

Министр культуры и туризма Московской области

Максим Исаакович Дунаевский

Художественный руководитель, председатель Художественного совета

Ксения Николаевна Трубникова

Директор

Галина Леонидовна Голубова

Заместитель художественного руководителя

Марина Борисовна Чепик

Заместитель директора по концертной деятельности

Ирина Сергеевна Никитина

Заведующая гастрольным отделом

Сергей Николаевич Помеляйко

Главный инженер, заместитель директора по безопасности

Валентина Андреевна Бобнева

Начальник отдела финансового учета

Лариса Михайловна Карасева

Заведующая отделом кадров

Московская государственная академическая филармония
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Московская государственная академическая филармония»
Mgaf logo.svg
Тип организации филармония
Руководители
Генеральный директор  Алексей Шалашов
Основание
Основана октябрь 1921 года
Торжественное открытие 29 января 1922
Сайт meloman.ru

Московская государственная академическая филармония (сокр. МГАФ) — одна из крупнейших[1] концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год на концертных площадках Москвы, а также в регионах России и за рубежом.

Расположение

Главный административный блок Московской филармонии находится в здании Концертного зала имени П. И. Чайковского на Триумфальной площади. В 2007 году открылся камерный зал, проход в который осуществляется через фойе КЗЧ. Многие ошибочно считают, что камерный зал находится под одной крышей с Залом Чайковского, но на самом деле это другое здание, расположенное во внутреннем дворе Тверской улицы (дом 29, строение 3).

В 2014 году в пользование Московской филармонии перешло здание бывшего театра в Олимпийской деревне на юго-западе столицы. После реконструкции комплекс получил название «Филармония-2», в котором действуют 4 зала[2].

История

Советский период

Московская государственная филармония была основана в 1921 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского. Первый концерт был проведён 29 января 1922 года в Большом зале Московской консерватории.

Афиша первого концерта

Афиша первого концерта

В течение всего советского периода отечественной истории сохраняла за собой лидирующее положение, представляя в СССР и за его пределами крупнейших советских музыкантов. Художественный совет филармонии, руководимый Николаем Мясковским, в 1920-е годы представляет в Москве крупнейших музыкантов мира: дирижёров Отто Клемперера, Германа Абендрота, Эриха Кляйбера, Эрнеста Ансерме. Следующее десятилетие будет ознаменовано для филармонии гастрольными выступлениями Артура Рубинштейна, Ефрема Цимбалиста, Яши Хейфеца, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой крупнейших европейских авторов — авторские концерты в Москве дают Дариюс Мийо, Артур Онеггер и Бела Барток.

В 1923 году филармония представляет коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность — Квартет имени Бетховена. В 1928 году в исполнительском составе филармонии появляется симфонический оркестр филармонии («Софила»), во главе которого становятся выдающиеся советские дирижёры Николай Голованов и Александр Орлов.

В 1930-е годы по инициативе Московской филармонии проводится два Всесоюзных конкурса музыкантов-исполнителей. В число лауреатов попадают молодые звёзды советской России — Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиер, Давид Ойстрах, Вера Дулова. В 1936 году при филармонии создаётся Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижёром которого становится Александр Гаук. В 1937 году исполнительский состав филармонии значительно расширяется — в нём появляются более 80 солистов, среди них — певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. Ещё один инициированный филармонией форум — на сей раз Первый Всесоюзный конкурс дирижёров — становится важнейшим достижением для плеяды дирижёров нового поколения — звания лауреатов получают Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Александр Мелик-Пашаев. Меньше чем за год до начала войны, 12 октября 1940 года, торжественно открывается Концертный зал, которому было присвоено имя П. И. Чайковского.

В годы войны филармония не прекращала концертную деятельность. Яркое доказательство тому — шефские концерты для призывников, проводившиеся во всех районах Москвы начиная с 23 июня 1941 года, спустя два дня после начала войны. Только за первые 10 дней войны было дано более тысячи концертов. В год окончания войны филармония проводит несколько важнейших концертов, среди которых: цикл всех симфонических произведений Рахманинова, первое исполнение «Оды на окончание войны» Прокофьева под управлением Самуила Самосуда. Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей выдвигает когорту молодых музыкантов: Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича, Виктора Мержанова, Якова Слободкина, Юлиана Ситковецкого.

Послевоенные годы на филармонических афишах впервые упоминается Государственный квартет имени Бородина, Государственный квартет имени Чайковского, появляются имена скрипача и композитора Джордже Энеску и Золтана Кодая. К 75-летию со дня рождения Рахманинова (1948) под управлением Александра Гаука впервые в Москве прозвучала восстановленная дирижёром Первая симфония Рахманинова.

Самуил Самосуд — первый художественный руководитель академического симфонического оркестра Московской филармонии

Самуил Самосуд — первый художественный руководитель академического симфонического оркестра Московской филармонии

В начале 1950-х годов при Всесоюзном радиокомитете создаётся симфонический оркестр, с 1953 года ставший оркестром Московской филармонии (первый художественный руководитель — Самуил Самосуд).

Знаменательным для Московской филармонии становится 1956 год. Известный альтист и дирижёр Рудольф Баршай выступает инициатором создания первого в СССР камерного коллектива, который впоследствии получит название Московский камерный оркестр. В этом же году в Москве выступают крупнейшие симфонические оркестры мира: Лондонский филармонический оркестр (дирижёр Адриан Боулт), лейпцигский оркестр Гевандхауса (дирижёр Франц Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижёр Юджин Орманди) и Бостонский симфонический оркестр (дирижёр Шарль Мюнш).

В 50-е годы Московская филармония продолжает последовательно включать в свои программы новые сочинения советских композиторов — Седьмую симфонию Прокофьева (1952), Одиннадцатую симфонию Шостаковича (1957), «Патетическую ораторию» Свиридова (1959). В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса имени Чайковского. Продолжаются гастроли известных зарубежных музыкантов — дирижёров Леопольда Стоковского, Курта Мазура, Юджина Орманди, Леонарда Бернстайна, Андре Клюитанса, Игоря Маркевича, виолончелиста Пабло Казальса, пианиста Гленна Гульда.

В 1960 году начинается новая страница в биографии симфонического оркестра Московской филармонии — во главе коллектива становится Кирилл Кондрашин, под руководством которого оркестр быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских коллективов. На начало 60-х приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году филармония организует собственный фестиваль искусств «Русская зима», а спустя год впервые проводит другой фестиваль — «Московские звёзды».

В середине 60-х годов создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Селла и Джульярдский квартет. Расширяется круг молодых солистов филармонии — в 1966 году на филармонических афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года к ним добавляются имена Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана.

В 1970-х—80-х годах Московская филармония регулярно представляет в Москве и других городах крупнейших музыкантов мира и ведущие симфонические коллективы. Так, в рамках «Дней английской музыки в Москве» проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов — Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1973 году в Москве даёт концерт симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы. В 1977 году в Москве дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, выступающий в ансамбле со Святославом Рихтером.

17 марта 1972 года Московская государственная филармония награждена орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в пропаганде музыкального искусства[3].

В 1980 году солисты и коллективы Московской филармонии принимают участие в культурной программе ХХ летних Олимпийских игр в Москве. Памятные события тех лет — авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов («Академия старинной музыки», «Концертино»), легендарный концерт в Большом зале консерватории Владимира Горовица, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

1990-е годы

В начале 90-х филармония успешно проводит гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Метой и Ицхаком Перлманом. Разнообразные фестивали, среди которых «Русская православная музыка», фестиваль, посвящённый 50-летию образования Государственного квартета им. Бородина, фестиваль, посвящённый 50-летию Виктора Третьякова, серия концертов к 850-летию Москвы, также являются характерной чертой этого десятилетия.

В 1996 году приказом Министерства культуры РФ Московской государственной филармонии было присвоено звание «академическая».

В 1998 году пост художественного руководителя и главного дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии занял народный артист СССР Юрий Симонов.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

2000-е годы

С начала 2000-х годов значительно расширился круг выдающихся артистов и коллективов, принимающих участие в филармонических концертах. В Москве с гастролями побывали Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинские «филармоники» с Саймоном Рэттлом, ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», «Оркестр Артуро Тосканини» с Лорином Маазелем, Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра Ла Скала, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий, выдающиеся солисты: Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендель, Маурицио Поллини и многие другие.

С 2000 года проводится фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», в 2005-м в афише появились фестивали «Девять веков органа» и «Виртуозы гитары». С большим успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения Альфреда Шнитке (2004), 100-летия Д. Шостаковича (2006), «Приношение Мстиславу Ростроповичу» (2008).

Не меньшее внимание уделяет филармония и деятельности в России, взаимодействию с регионами, где функционирует программа «Всероссийские филармонические сезоны», в рамках которой ведущие коллективы и солисты МГАФ посещают десятки городов — от Калининграда до Владивостока, ежегодно давая более 120 концертов. В сезоне 2008—2009 это направление филармонической работы обогатилось и обратной связью: на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского выступают лучшие симфонические оркестры России.

В декабре 2007 года открылся Камерный зал на 95 мест, расположенный в здании Концертного зала Чайковского. С появлением Камерного зала значительно увеличился удельный вес современной музыки в филармонических концертных программах, в том числе самых авангардных течений. Эта тенденция нашла своё воплощение в фестивале «Другое пространство». Камерный зал стал важным звеном и в осуществлении филармонической «Программы продвижения молодых исполнителей»: здесь проходят концерты первого звена этой программы — «Филармонический дебют».

2010-е годы

13 февраля 2012 года коллектив федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония» удостоен Благодарности Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и активную культурно-просветительскую деятельность[4].

В 2014 году по инициативе Министерства культуры РФ на базе развлекательного комплекса в Олимпийской деревне, где ранее располагался Государственный музыкальный театр под управлением Владимира Назарова, был основан концертный комплекс, получивший название «Филармония-2». Реализация проекта была поручена Московской филармонии. Большому залу, открытому 23 декабря 2014 года, было присвоено имя композитора Сергея Рахманинова.[1][5]

16 января 2017 года в комплексе были открыты ещё 3 новых зала: Малый, Игровой и Виртуальный (кинозал). Малый зал имеет 215 мест. Виртуальный концертный зал рассчитан на 166 мест и предназначен для показа трансляции знаковых событий России и мира, а также шедевров российского и мирового музыкального кинематографа. Игровой зал создан специально для проведения мероприятий с маленькими детьми. На открытии новых залов присутствовали премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и министр культуры РФ Владимир Мединский.[6]

В 2020 году началась масштабная реставрация Концертного зала имени Чайковского, которую планируют завершить к 100-летию Московской филармонии.[7] В том же году зал отпраздновал 80-летие.

100-летие Московской филармонии

2 января 2021 года Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании столетия Московской филармонии.[8]

В 2021—2022 гг. Московская филармония провела юбилейный сотый концертный сезон.

8 августа 2022 года коллектив федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония» удостоен Благодарности Президента Российской Федерации за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[9].

Действующие залы

  • Концертный зал имени П. И. Чайковского
  • Концертный зал имени С. В. Рахманинова в концертном комплексе «Филармония-2»
  • Малый зал в концертном комплексе «Филармония-2»
  • Игровой зал в концертном комплексе «Филармония-2»
  • Виртуальный зал в концертном комплексе «Филармония-2»
  • Камерный зал Московской филармонии
  • Большой зал Московской консерватории

Коллективы

  • Академический симфонический оркестр Московской филармонии
  • Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
  • Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
  • Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
  • Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
  • Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»
  • Государственный академический камерный оркестр России
  • Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
  • Ансамбль солистов «Мадригал»
  • Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»
  • ГАМ-ансамбль («Галерея актуальной музыки»)

Ведущие солисты

  • Элисо Вирсаладзе
  • Владимир Спиваков
  • Юрий Башмет
  • Александр Рудин
  • Вадим Репин
  • Татьяна Гринденко
  • Николай Луганский
  • Борис Березовский
  • Александр Гиндин
  • Денис Мацуев
  • Екатерина Мечетина
  • Борис Андрианов
  • Даниил Трифонов
  • Артём Дервоед
  • Филипп Копачевский
  • Юрий Фаворин
  • Никита Борисоглебский
  • Айлен Притчин
  • Александр Рамм
  • Дмитрий Маслеев
  • Иван Почекин
  • Михаил Почекин
  • Павел Милюков
  • Андрей Гугнин
  • Лукас Генюшас
  • Анна Генюшене
  • Александр Малофеев
  • Дмитрий Шишкин
  • Алексей Мельников
  • Константин Емельянов

Источники

  1. 1 2 Ирина Муравьева. Музыка идет на юго-запад. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6565 (293) (23 декабря 2014). Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 29 декабря 2014 года.
  2. По самым высоким стандартам. Газета «Музыкальное обозрение» (27 февраля 2015). Дата обращения: 19 апреля 2019. Архивировано 19 апреля 2019 года.
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1972 года «О награждении Московской государственной филармонии орденом Трудового Красного Знамени». Дата обращения: 2 мая 2022. Архивировано 2 мая 2022 года.
  4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 года № 49-рп «О поощрении»
  5. В Олимпийской деревне открылась новая филармония. Лента.ру (23 декабря 2014). Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 29 декабря 2014 года.
  6. ТАСС. Торжественное открытие новых залов пройдет в «Филармонии-2». Архивировано 10 ноября 2018 года. Дата обращения: 10 ноября 2018.
  7. Реставрация Концертного зала Чайковского завершится к 100-летию Филармонии в 2022 году. ТАСС. Дата обращения: 3 июня 2021. Архивировано 3 июня 2021 года.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 02.01.2021 № 8 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 3 июня 2021. Архивировано 3 июня 2021 года.
  9. Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 августа 2022 года № 254-рп «О поощрении»

Ссылки

  • Официальный сайт Московской филармонии
  • Устав Московской государственной академической филармонии


Эта страница в последний раз была отредактирована 12 ноября 2022 в 02:55.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших[источник не указан 645 дней] концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в девяти концертных залах Москвы, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии выступали многие известные музыканты XX века.

Содержание

  • 1 История филармонии
    • 1.1 1920-е годы
    • 1.2 1930-е годы
    • 1.3 1940-е годы
    • 1.4 1950-е годы
    • 1.5 1960-е годы
    • 1.6 1970-е годы
    • 1.7 1980-е годы
    • 1.8 1990-е годы
    • 1.9 2000-е годы
  • 2 Известные персоналии
  • 3 Оркестры
  • 4 Хоры
  • 5 Ансамбли
  • 6 Концертные залы
  • 7 Источники
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История филармонии

Ambox scales.svg

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

1920-е годы

Историю Московской филармонии можно назвать летописью отечественного исполнительского искусства. Организованная в 1921 году по инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского, Филармония стала беспрецедентным примером успешной концертной организации в стране, лишь за несколько лет до этого появившейся на картах мира; в течение всего советского периода отечественной истории она сохраняла за собой лидирующее положение, представляя в СССР и за его пределами крупнейших советских музыкантов; исключительно велика ее роль и в новейшей истории российского искусства, входящего в мировое культурное пространство.

Высокий уровень филармонических акций был заявлен с первых лет существования МГАФ: художественный совет Филармонии, руководимый Николаем Мясковским, в 1920-е годы представляет в Москве крупнейших музыкантов мира: дирижеров Отто Клемперера, Германа Абендрота, Эриха Кляйбера, Эрнеста Ансерме. Следующее десятилетие будет ознаменовано для Филармонии гастрольными выступлениями Артура Рубинштейна, Ефрема Цимбалиста, Яши Хейфеца, Мариан Андерсон. Филармония знакомит слушателей с новейшей музыкой крупнейших европейских авторов — авторские концерты в Москве дают Дариюс Мийо, Артур Онеггер и Бела Барток.

В 1923 году Филармония представляет коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность — Квартет имени Бетховена. Спустя пять лет, в 1928 году, в исполнительском составе филармонии появляется симфонический оркестр филармонии («Софила»), во главе которого становятся выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов.

1930-е годы

В 1930-е годы по инициативе Московской филармонии проводится два Всесоюзных конкурса музыкантов-исполнителей. В число лауреатов попадают молодые звезды советской России — Эмиль Гилельс, Святослав Кнушевицкий, Яков Флиер, Давид Ойстрах, Вера Дулова. В 1936 году при филармонии создается Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижером которого становится Александр Гаук. В следующем, 1937 году, исполнительский состав Филармонии значительно расширяется — в нем появляются более 80-ти солистов, среди них — певицы Нина Дорлиак, Дебора Пантофель-Нечецкая, пианисты Мария Гринберг, Яков Флиер, Юрий Брюшков, скрипачи Мирон Полякин и Михаил Фихтенгольц. Еще один инициированный Филармонией форум — на сей раз Первый Всесоюзный конкурс дирижеров — становится важнейшим достижением для плеяды дирижеров нового поколения — звания лауреатов получают Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Константин Иванов, Кирилл Кондрашин, Александр Мелик-Пашаев. Меньше чем за год до начала войны, 12 октября 1940 года, торжественно открывается Концертный зал, которому было присвоено имя П. И. Чайковского и который отныне станет «лицом» Московской филармонии.

1940-е годы

В годы войны Филармония не прекращала активной концертной деятельности. Яркое доказательство тому — шефские концерты для призывников, проводившиеся во всех районах Москвы начиная с 23 июня 1941 года, спустя два дня после начала войны. Только за первые 10 дней войны было дано более тысячи (!) концертов. В год окончания войны Филармония проводит несколько важнейших концертов, среди которых: цикл всех симфонических произведений Рахманинова, первое исполнение «Оды на окончание войны» Прокофьева под управлением Самуила Самосуда. Всесоюзный конкурс музыкантов–исполнителей выдвигает когорту молодых музыкантов, чьи имена сейчас не нуждаются в представлении — это Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Виктор Мержанов, Юлиан Ситковецкий.

Послевоенные годы для Филармонии отмечены интенсивной концертной деятельностью. На филармонических афишах впервые упоминается Государственный квартет имени Бородина, появляются имена скрипача и композитора Джордже Энеску и Золтана Кодая; к 75-летию со дня рождения Рахманинова (1948) под управлением Александра Гаука впервые в Москве прозвучала восстановленная дирижером Первая симфония Рахманинова.

1950-е годы

В начале 1950-х годов при Всесоюзном радиокомитете создается симфонический оркестр, с 1953 года ставший оркестром Московской филармонии (художественный руководитель — Самуил Самосуд).

Знаменательным для Московской филармонии становится 1956 год. Известный альтист и дирижер Рудольф Баршай выступает инициатором создания первого в СССР камерного коллектива, который впоследствии получит название Московский камерный оркестр. В этом же году в Москве выступают крупнейшие симфонические оркестры мира: Лондонский филармонический оркестр (дирижер Адриан Боулт), лейпцигский оркестр Гевандхауса (дирижер Франц Конвичный), Филадельфийский оркестр (дирижер Юджин Орманди) и Бостонский симфонический оркестр (дирижер Шарль Мюнш).

В эти годы Московская филармония продолжает последовательно включать в свои программы новые сочинения советских композиторов — Седьмую симфонию Прокофьева (1952), Одиннадцатую симфонию Шостаковича (1957), «Патетическую ораторию» Свиридова (1959). В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса имени Чайковского. Продолжаются гастроли известных зарубежных музыкантов — дирижеров Леопольда Стоковского, Курта Мазура, Юджина Орманди, Леонарда Бернстайна, Андре Клюитанса, Игоря Маркевича, виолончелиста Пабло Казальса, пианиста Гленна Гульда.

1960-е годы

В 1960 году начинается новая страница в биографии симфонического оркестра Московской филармонии — во главе коллектива становится Кирилл Кондрашин, под руководством которого оркестр быстро приобретает международный авторитет и славу одного из ведущих советских коллективов. На начало 60-х приходятся памятные гастроли Игоря Стравинского, концерты оркестра Венской филармонии под управлением Герберта фон Караяна, хора и камерного оркестра под управлением Роберта Шоу. В 1963 году Филармония организует собственный фестиваль искусств «Русская зима», а спустя год впервые проводит другой фестиваль — «Московские звёзды».

Середина 60-х годов — пора расцвета московской концертной жизни. Создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» под управлением композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР назначен Евгений Светланов. Симфонический оркестр Московской филармонии впервые гастролирует в США, а в СССР с ответным визитом приезжает Кливлендский симфонический оркестр под управлением Джорджа Селла и Джульярдский квартет. Расширяется круг молодых солистов филармонии — в 1966 году на филармонических афишах появляются имена Николая Петрова и Владимира Крайнева, спустя четыре года к ним добавляются имена Виктора Третьякова, Виктории Постниковой, Владимира Спивакова, Олега Кагана.

1970-е годы

В 70-х—80-х годах Московская филармония регулярно представляет в Москве и других городах крупнейших музыкантов мира и ведущие симфонические коллективы. Так, в рамках «Дней английской музыки в Москве» проходят выступления Лондонского симфонического оркестра под управлением Бенджамина Бриттена и солистов — Питера Пирса, Джона Лилла, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. В 1973 году в Москве дает концерт симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Сейджи Озавы. В 1977 году в Москве дебютирует Дитрих Фишер-Дискау, выступающий в ансамбле со Святославом Рихтером.

1980-е годы

В 1980 году солисты и коллективы Московской филармонии принимают участие в культурной программе ХХ летних Олимпийских игр в Москве. Памятные события тех лет — авторский вечер польского композитора Витольда Лютославского, появление в составе филармонии новых коллективов («Академия старинной музыки», «Концертино»), легендарный концерт в Большом зале консерватории Владимира Горовица, гастроли Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

1990-е годы

Новая эпоха в российской истории — 90-е годы — открывает для Московской филармонии новые рубежи. Вероятно, в самый трудный для российской культуры период — в начале 90-х годов — филармония успешно проводит гастроли Чикагского симфонического оркестра под управлением Георга Шолти, Израильского филармонического оркестра с Зубином Метой и Ицхаком Перлманом. Разнообразные фестивали («Русская православная музыка», Фестиваль, посвященный 50-летию образования Государственного квартета им. Бородина, Фестиваль, посвященный 50-летию В.Третьякова, серия концертов к 850-летию Москвы) также являются характерной чертой этого десятилетия.

Важнейшим событием рубежа столетий стало начало сотрудничества филармонического оркестра и народного артиста СССР Юрия Симонова, занявшего пост художественного руководителя и главного дирижера АСО МГАФ в 1998 году. Последующее десятилетие показало плодотворность этого союза. За эти годы оркестр не только подтвердил, но и упрочил свою блестящую репутацию выступлениями в России и гастролями во многих странах мира, неизменно вызывая восторженные отклики. В 2001 году оркестр отметил свое 50-летие, а в 2007-м получил грант Правительства РФ.

2000-е годы

Новый век открыл и новые страницы в истории Московской филармонии, обогатил ее рядом новаторских идей и проектов. Значительно расширился круг выдающихся артистов и коллективов, принимающих участие в филармонических концертах. Только за последние три сезона в Москве побывали Венский филармонический оркестр с Даниэлем Баренбоймом, Берлинские «филармоники» с Саймоном Рэттлом и ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», «Оркестр Артуро Тосканини» с Лорином Маазелем, Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, камерный оркестр театра Ла Скала, Лондонский симфонический с Валерием Гергиевым, композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, выдающиеся солисты: Патриция Чьофи, Марк-Андре Амлен, Альфред Брендель, Маурицио Поллини и многие другие. Особенно богаты артистами высочайшего мирового уровня абонементные циклы «Оперные шедевры», «Великие оратории» и «Звезды мировой оперы в Москве».

Пополнилась фестивальная филармоническая палитра. С 2000 года проводится фестиваль «Посвящение Олегу Кагану», в 2005-м в афише появились «Девять веков органа» и «Виртуозы гитары». С большим успехом прошли фестивали в честь 70-летия со дня рождения А. Шнитке (2004), 100-летия Д. Шостаковича (2006), «Приношение Мстиславу Ростроповичу» (2008). Новое дыхание обрел Фестиваль искусств «Русская зима», история которого насчитывает уже почти полвека.

Не меньшее внимание уделяет Филармония и деятельности в России, взаимодействию с регионами. Уже несколько лет с успехом функционирует программа «Всероссийские филармонические сезоны», в рамках которой ведущие коллективы и солисты МГАФ посещают десятки городов — от Калининграда до Владивостока, ежегодно давая более 120 концертов. В сезоне 2008-2009 это направление филармонической работы обогатилось и «обратной связью»: на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского выступили лучшие симфонические оркестры России — из Омска, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска.

Особый акцент в 2000-х годах — на абонементную политику. С каждым годом увеличивается количество абонементных циклов, количество продаж абонементов ежегодно возрастает на 10 и более процентов.

Особенностью последнего филармонического десятилетия стало постепенное перенесение «центра тяжести» в концертной практике МГАФ на Концертный зал им. П.И.Чайковского. Он стал главным филармоническим залом Москвы, на сцене которого уже не первый год проходят самые яркие и запоминающиеся проекты. Постоянно идет работа над совершенствованием акустики КЗЧ, но и то, что уже сделано, по многим параметрам ставит этот зал в ряд лучших в России. Осуществленные в сезоне 2004-2005 годов качественные нововведения значительно изменили пространственную концепцию КЗЧ, в особенности сцены, расширили его творческие возможности (это касается, в частности, проведения масштабных проектов по исполнению опер и ораторий). За прошедшие годы здесь прошли запоминающиеся исполнения «Пиковой дамы» Чайковского, «Очарованного странника» Щедрина, «Четырех девушек в голубом» Денисова, «Царя Эдипа» Стравинского и др.

Вместе с тем, Филармония многое делает для восстановления исторического облика зала Чайковского — одного из выдающихся памятников русской архитектуры ХХ столетия.

В декабре 2007 года в жизни Московской филармонии произошло знаменательное событие: открылся Камерный зал на 95 мест, расположенный в здании КЗЧ. С появлением Камерного зала значительно увеличился удельный вес современной музыки в филармонических концертных программах, в т.ч. самых авангардных ее течений. Эта тенденция нашла свое наиболее яркое воплощение в фестивале «Другое пространство», прошедшем в марте 2009 года. В этом проекте была задействована еще одна новая площадка: так называемый «Трюм Мейерхольда», располагающийся под первым этажом КЗЧ (именно здесь в 20-е годы прошлого века Всеволод Мейерхольд проводил многие свои творческие эксперименты). Камерный зал стал важным звеном и в осуществлении филармонической «Программы продвижения молодых исполнителей»: здесь проходят концерты первого звена этой программы — «Филармонический дебют».

В сезоне 2009-2010 годов в филармоническую орбиту входит ещё один комфортабельный зал — «Оркестрион» (станция метро «Новые Черемушки»). Это создает новые возможности для расширения филармонической аудитории.

Известные персоналии

  • Регина Алёшина (художественное слово) /Россия/
  • Сергей Антонов (виолончель) /Россия/
  • Сергей Асташонок (виолончель) /Россия/Беларусь/
  • Никита Борисоглебский (скрипка) /Россия/
  • Светлана Виноградова (лектор) /Россия/
  • Элисо Вирсаладзе (фортепиано) /Россия/
  • Александр Гиндин (фортепиано) /Россия/
  • Дмитрий Гордин (фортепиано) /Россия/
  • Эдуард Грач (скрипка) /Россия/
  • Татьяна Гринденко (скрипка) /Россия/
  • Гарри Гродберг (орган) /Россия/
  • Вячеслав Грязнов (фортепиано) /Россия/
  • Наталия Гутман (виолончель) /Россия/
  • Жанна Дозорцева (лектор) /Россия/
  • Владимир Иванов (скрипка) /Россия/
  • Рафаэль Клейнер (художественное слово) /Россия/
  • Александр Князев (виолончель, орган) /Россия/
  • Ася Корепанова (фортепиано) /Россия/
  • Антонина Кузнецова (художественное слово)
  • Михаил Лидский (фортепиано) /Россия/
  • Николай Луганский (фортепиано) /Россия/
  • Алексей Любимов (фортепиано) /Россия/
  • Павел Любимцев (художественное слово) /Россия/
  • Денис Мацуев (фортепиано) /Россия/
  • Екатерина Мельникова (орган) /Росcия/
  • Екатерина Мечетина (фортепиано) /Росcия/
  • Наталия Панасюк (художественное слово) /Россия/
  • Николай Петров (фортепиано) /Россия/
  • Иван Почекин (скрипка) /Россия/
  • Галина Преображенская (концертмейстер) /Россия/
  • Вадим Репин (скрипка) /Россия/
  • Тамара Селезнёва (художественное слово) /Россия/
  • Владимир Селивохин (фортепиано) /Россия/
  • Юрий Симонов (дирижер) /Россия/
  • Петр Татарицкий (художественное слово) /Россия/
  • Виктор Третьяков (скрипка) /Россия/
  • Андрей Усов (альт) /Россия/
  • Александр Фисейский (орган) /Россия/
  • Ирина Чуковская (фортепиано) /Россия/
  • Максим Федотов (скрипка)/Россия/
  • Леонарда Бруштейн(скрипка) /Россия/

Оркестры

  • Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Хоры

  • Ансамбль народной духовной музыки «Светилен»
  • Академический мужской хор МИФИ
  • Академия хорового искусства
  • Архиерейский мужской хор Духосошественского Кафедрального Собора г. Саратова
  • Венский хор мальчиков
  • Всемирный фестивальный хор
  • Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
  • Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
  • Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
  • Государственный академический Северный русский народный хор (www.sevhor.ru)
  • Камерный хор «Виват»
  • Камерный хор Московской консерватории
  • Московский государственный академический камерный хор
  • Московский хоровой театр Бориса Певзнера
  • Московский камерный мужской хор «Пересвет»
  • Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря
  • Театр песни «Талисман»
  • «Хасидская капелла»
  • Хор Академии хорового искусства
  • Хор Государственного академического большого театра
  • Хор Московского подворья Свято-Троицкой лавры
  • Хор Московского патриархата «Древнерусский распев»

Ансамбли

  • Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова
  • Государственный Академический хореографический ансамбль «Берёзка»
  • Ансамбль народной духовной музыки «Светилен»
  • Ансамбль солистов «Московское трио»
  • Ансамбль солистов «Орфарион»
  • Ансамбль солистов «Трио имени С. В. Рахманинова»
  • Ансамбль старинной музыки «ЛадЪ»
  • Ансамбль OPFERMUSIK
  • Ансамбль «Фантазия» под руководством Виктора Акопова
  • «Брамс-трио»
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Tango para tres» им. А. Пьяццоллы
  • Государственный квартет имени Бородина
  • Джазовый дуэт Вячеслава и Игоря Горских
  • «Доминант-квартет»
  • Гитарный дуэт Екатерины и Евгения Пушкаренко
  • Государственный ансамбль танца «Казаки России»
  • Дуэт Игоря Егикова и Ирины Воронцовой
  • Дуэт Александра Загоринского и Эйнара Стин-Ноклеберга
  • Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
  • «Каприс-квартет»
  • Квинтет «Пентабрасс»
  • Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
  • Московский камерный ансамбль «Экселленте»
  • Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест»
  • «Моцарт-квартет»
  • Певческий ансамбль «Живая старина»
  • «Романтик-квартет»
  • Российский государственный струнный квартет
  • Лауреаты премии Москвы Максим Федотов-Галина Петрова
  • Фортепианный дуэт «Консонанс»
  • Фортепианный дуэт Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский
  • Ансамбль солистов «Концертино»
  • Ансамбль солистов «Мадригал»
  • Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»
  • Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
  • Государственный академический камерный оркестр России
  • ГАМ-ансамбль («Галерея актуальной музыки»)

Концертные залы

Большие залы:

  • Концертный зал имени П. И. Чайковского – открыт 12 октября 1940 года.
  • Большой зал консерватории – открыт 7(20) апреля 1901 г. в рамках перестройки в 1895–1903 гг. по проекту архитектора В. П. Загорского дома князя Воронцова на Большой Никитской улице в Москве. С. П. фон Дервиз в 1899 году подарил Московской консерватории орган парижской фирмы «Кавайе-Коль». В настоящее время в зале 1673 мест.
  • »’Политехнический музей»’ (Большая аудитория)

Малые залы

  • Камерный зал Московской филармонии – небольшой зал на 95 мест. Открыт в 2008 году. Сразу после открытия вход в зал был расположен на ул. Тверской. В настоящее время вход—из общего с залом имени Чайковского вестибюля.
  • Трюм Мейерхольда
  • Малый зал консерватории – открыт 25 октября 1898 г. в здании, построенном по проекту В. П. Загорского. В 1959 г. в зале установлен орган фирмы «Александр Шуке» (Потсдам). Зал рассчитан на 432 чел.
  • Рахманиновский зал консерватории – расположен в город­ской усадьбе Колычевых (конец XVIII-XIX вв.). Зал на 252 места. Открыт в 1979 году.
  • Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных – зал на 432 места, открытый 21 ноября 1958 г.
  • Концертный зал музея имени М. И. Глинки
  • Центральный дом художника
  • Концертный зал «Оркестрион»

Источники

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Московской филармонии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство как сделать куколда из мужа
  • Автоматический аэрозольный освежитель воздуха air wick интервал распыления инструкция
  • Руководство амурской областью
  • Позиции практическое руководство
  • Xiaomi mijia pure smart humidifier pro инструкция на русском