Московский вокзал санкт петербург руководство

EmailЛогин

Логин не должен быть короче 3 символов, может содержать латинские или русские буквы (кроме Ё), цифры, спецсимволы «.», «_», «-», «?», «!», «№», «%». Логин не должен начинаться с символов «.», «-», иметь 2 символа «-» подряд или состоять только из 16 цифр.

ПарольПароль должен быть не менее 8 символов. Пароль должен содержать как минимум три вида из подмножеств символов:
— буквы в верхнем регистре A-Z;
— буквы в нижнем регистре a-z;
— цифры 0-9;
— спецсимволы «.», «-», «_», «?»
Подтверждение пароляИмяФамилияТелефон

Даю свое согласие на получение рекламно-информационных рассылок от АО «Федеральная пассажирская компания».

Московский вокзал


Адрес: Санкт-Петербург, Центральный район, Невский пр-кт, д. 85


Единый информационно-сервисный центр:

+7 (800) 775-0000

Справочная Московского вокзала:

+7 (812) 457-4428

+7 (812) 457-4663

Дежурный вокзала:

+7 (812) 436-8813

Начальник Московского вокзала:

+7 (812) 436-8315

Отделение милиции Московского вокзала:

+7 (812) 436-4430

Медпункт Московского вокзала:

+7 (812) 457-4695

Ближайшее метро:


Владимирская (824м)


Достоевская (907м)


Лиговский Проспект (1,1км)


Маяковская (414м)


Площадь Восстания (186м)

Адрес Московского вокзала: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 85 — метро «Площадь Восстания», «Маяковская»
(Московский вокзал на карте Санкт-Петербурга)

Телефон справочной Московского вокзала: (812) 457-44-28, 457-46-63 (круглосуточно)
(расписание поездов Московского вокзала, наличие мест на поезд, стоимость жд билетов на поезда Московского вокзала)

Начальник Московского вокзала Санкт-Петербурга: телефон (812) 436-83-15
Помощник начальника Московского вокзала в Санкт-Петербурге: телефон (812) 436-88-13
Отделение полиции Московского вокзала: телефон (812) 436-44-30
Медицинский пункт Московского вокзала: телефон (812) 436-46-95

Единая справочная телефонная линия ОАО «РЖД» — 8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из всех регионов России)



Московский вокзал Санкт-Петербурга

Московский жд вокзал — один из пяти железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга, занимающий третье место в России по общему объему жд перевозок пассажиров. Московский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга расположен в самом центре города на Площади Восстания. Фасад Московского жд вокзала до недавнего времени имел зеленый окрас, однако в 2005 году Московскому жд вокзалу был возвращен первоначальный розовый цвет. Со временем бюст Ленина в зале прибытия Московского вокзала Санкт-Петербурга сменил бюст Петра I.

Московский жд вокзал С-Петербурга входит в пятерку крупнейших вокзалов страны и является сложным многоотраслевым транспортным механизмом. В настоящее время с железнодорожных платформ Московского вокзала Санкт-Петербурга отправляются пассажирские жд поезда, перевозящие 15,4 тысяч пассажиров в дальнем железнодорожном сообщении, и 27,6 тысяч пассажиров — на пригородных электричках Московского направления. Каждый день 32 пары пассажирских жд поездов дальнего следования и 47 пар электричек пригородного сообщения прибывают и отправляются с железнодорожных платформ Московского жд вокзала Санкт-Петербурга.

Первые три железнодорожные платформы Московского жд вокзала С-Петербурга оборудованы турникетами для проверки жд билетов пригородных электричек Московского направления. Пригородные пассажирские жд поезда повышенной комфортности отправляются с четвертой железнодорожной платформы Московского жд вокзала Санкт-Петербурга, проверка жд билетов на которые осуществляется проводниками. Для пригородных пассажирских перевозок по различным направлениям Московского жд вокзала используются пригородные поезда локомотивного моторвагонного депо «Санкт-Петербург-Московский».

Московский производственный участок

Начальник участка: Игнатенко Сергей Сергеевич

Пункты продажи:

— Московский вокзал (г. Санкт-Петербург, Невский просп., 85)

— Тосно (Ленинградская обл., Тосненский р-он, г. Тосно, ст. Тосно, лит. А (Вокзальная ул., 1))

— Чудово-Московское (Новгородская обл., г. Чудово, Октябрьская ул., 2, лит. А)

— Малая Вишера (Новгородская обл., Маловишерский р-он, г. Малая Вишера (ул. Революции, 16))

— Окуловка (Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Ленина, железнодорожный вокзал)

Ладожский производственный участок

Начальник участка: Надежкин Александр Александрович

Пункты продажи:

— Ладожский вокзал (г. Санкт-Петербург, Заневский просп., 73)

Сортавала (Республика Карелия, г. Сортавала, Старовыборгское шоссе, 19)

Витебский производственный участок

Исполняющий обязанности начальника участка: Сохина Анна Николаевна

Пункты продажи:

— Витебский вокзал (г. Санкт-Петербург, Загородный просп., 52)

— Великий Новгород (г. Великий Новгород, Октябрьская ул., 5)

Финляндский производственный участок

Начальник участка: Мурзина Елизавета Алексеевна

Пункты продажи:

— Финляндский вокзал (г. Санкт-Петербург, пл. Ленина, д. 6)

— Балтийский вокзал (г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 120)

— Ораниенбаум (Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Привокзальная ул., 1б, лит. А)

— Гатчина Варшавская (Ленинградская обл., г. Гатчина, ст. Гатчина Варшавская, лит. А (Вокзальная пл.))

— Кингисепп (Ленинградская обл., Кингисеппский р-он, г. Кингисепп, Вокзальная ул., 14)

— Ивангород Нарвский (Ленинградская обл., г. Ивангород, Вокзальная ул., 1)

— Луга 1 (Ленинградская обл., г. Луга, Малая Инженерная ул., 11)

— Выборг (Ленинградская обл., г. Выборг, Железнодорожная ул., 8)

Волховстроевский производственный участок

Начальник участка: Архипова Екатерина Владимировна

Пункты продажи:

— Волховстрой 1 (Ленинградская обл., г. Волхов, Привокзальная пл., 1)

— Кириши (Ленинградская обл., Киришский р-он, г. Кириши (ул. Победы, 2))

— Тихвин (Ленинградская обл., Тихвинский р-он, ст. Тихвин (г. Тихвин, Привокзальная пл., 1))

— Пикалево 1 (Ленинградская обл., д. Пикалево, вокзал ст. Пикалево 1)

— Бабаево (Вологодская обл., Бабаевский р-он, ст. Бабаево (г. Бабаево, Привокзальная пл., 1))

— Кадуй (Вологодская обл., Кадуйский р-он, ст. Кадуй (рп Кадуй, Железнодорожная ул., 1))

— Лодейное Поле (Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, ст. Лодейное Поле (г. Лодейное Поле, ул. Ивана Ярославцева))

— Свирь (Ленинградская обл., Подпорожский р-он, ж/д ст. Свирь, лит. Д)

Петрозаводский производственный участок

Начальник участка: Филатова Мария Александровна

Пункты продажи:

— Петрозаводск (Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Гагарина, 2а)

— Суоярви 1 (Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Гагарина, 3)

— Кондопога (Республика Карелия, г. Кондопога, Привокзальная ул., 1)

— Медвежья Гора (Республика Карелия, Медвежьегорский р-он, г. Медвежьегорск (ул. Артемьева, 18))

— Сегежа (Республика Карелия, Сегежский р-он, г. Сегежа (ул. Спиридонова, 1))

— Беломорск (Республика Карелия, Беломорский р-он, г. Беломорск, ст. Беломорск (Железнодорожная ул., 56))

— Кемь (Республика Карелия, Кемский р-он, г. Кемь, ст. Кемь (пл. Кирова, 2))

— Чупа (Республика Карелия, Лоухский р-он, ст. Чупа (пос. Чупа))

— Лоухи (Республика Карелия, ст. Лоухи (рп Лоухи, ул. Станционная, 6))

— Костомукша (Республика Карелия, г. Костомукша, Приграничное шоссе, 16)

— Муезерка (Республика Карелия, рп Муезерка, ст. Муезерка)

Мурманский производственный участок

Начальник участка: Никитина Ирина Николаевна

Пункты продажи:

— Мурманск (г. Мурманск, ул. Коминтерна, 14)

— Апатиты (Мурманская обл., г. Апатиты (Трудовая ул., 1))

— Оленегорск (Мурманская обл., г. Оленегорск, ст. Оленегорск)

— Полярные Зори (Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Энергетиков, 22)

— Кандалакша (Мурманская обл., г. Кандалакша, Мурманская ул., 24)

Тверской производственный участок

Начальник участка: Васильева Ольга Николаевна

Пункты продажи:

— Тверь (г. Тверь, ул. Коминтерна, 18)

— Вышний Волочек (Тверская обл., Вышневолоцкий р-он, ст. Вышний Волочек,
направление Санкт-Петербург – Москва (г. Вышний Волочек, Казанский просп.))

— Подсолнечная (Московская обл., г. Солнечногорск, ул. Крестьянская, 12)

Ленинградский производственный участок

Начальник участка: Травина Надежда Леонидовна

Пункты продажи:

— Ленинградский вокзал (г. Москва, Комсомольская пл., 3)

— Химки (Московская обл., Химкинский р-он, ст. Химки, направление Санкт-Петербург — Москва (г. Химки, ул. Гоголя, 1))

Псковский производственный участок

Начальник участка: Морозова Ирина Аркадьевна

Пункты продажи:

— Псков (г. Псков, Вокзальная ул., 23)

— Дно (Псковская обл., Дновский р-он, г. Дно, ст. Дно)

— Валдай (Новгородская обл., Валдайский р-он, г. Валдай, Железнодорожная ул., 5)

— Старая Русса (Новгородская обл., Старорусский р-он, г. Старая Русса, ст. Старая Русса (Привокзальная пл., 1))

— Сольцы (Новгородская обл., Солецкий р-он, г. Сольцы, ст. Сольцы (Железнодорожная ул., 6в))

— Дедовичи (Псковская обл., Дедовичский р-он, п. Дедовичи, ул. Коммунаров, 26 лит. А)

— Великие Луки (Псковская обл., г. Великие Луки, Вокзальная пл., 2)

— Новосокольники (Псковская обл., Новосокольнический р-он, г. Новосокольники, ст. Новосокольники, лит. А)

— Сущево (Псковская обл., Бежаницкий р-он, ст. Сущево, лит. Д (рп Бежаницы, Вокзальная ул.))

— Локня (Псковская обл., Локнянский р-он, пгт Локня, ст. Локня (Социалистическая ул.))

— Невель 2 (Псковская обл., Невельский р-он, г. Невель, ст. Невель 2, лит. М)

— Себеж (Псковская обл., Себежский р-он, г. Себеж, ст. Себеж (Вокзальная ул., 1))

Калининградский производственный участок

Начальник участка: Жученко Елена Юрьевна

Пункты продажи:

— Калининград Южный (г. Калининград, Железнодорожная ул., 13/23)

— Черняховск (Калининградская обл., г. Черняховск, Привокзальная пл., 3)

— Советск (Калининградская обл., г. Советск, Вокзальная ул., 1)

— Гусев (Калининградская обл., г. Гусев, Вокзальная ул., 1)

Ярославский производственный участок

Начальник участка: Лавренюк Марина Валентиновна

Пункты продажи:

— Ярославль Главный (Ярославль, площадь Ярославль-Главный, 1)

— Ярославль Московский (г. Ярославль, пл. Подвойского, 1)

— Кострома (г. Кострома, пл. Широкова, 1)

-Данилов (Ярославская обл., г. Данилов, пл. Привокзальная, 10)

— Рыбинск (Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Пассажирская, 1а)

— Ростов (Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Достоевского, 1)

— Иваново (г. Иваново, пл. Вокзальная, 3)

— Тейково (Ивановская обл., п. Тейково пл. 50-летия Октября, 1)

— Шуя (Ивановская обл., г. Шуя, пл. Вокзальная, 1)

— Кинешма (Ивановская обл., г. Кинешма, ул. им. Островского, д.33)

Вологодский производственный участок

Начальник участка: Медведева Марина Витальевна

Пункты продажи:

— Вологда (г. Вологда, пл. Бабушкина, 3)

— Череповец (Вологодская обл., г. Череповец, ул. Завокзальная, 9)

— Грязовец (Вологодская область, Грязовецкий район, г. Грязовец, Привокзальная пл., 4)

— Буй (Костромская область, г. Буй, ул. Привокзальная , 1)

— Галич (Костромская область, г. Галич, ул. Касаткина, 10)

— Мантурово (Костромская область, г. Мантурово, ул. Вокзальная, 65)

— Шарья (Костромская область, г. Шарья ул. Вокзальная, 27В)

— Шексна (Вологодская область, Шекснинский район, пос. Шексна, ул. Нагорная, 6)

— Харовская (Вологодская область, Харовский район, г. Харовск, ул. Архангельская, 20)

— Сухона (Вологодская область, Сокольский район, г. Сокол, станция Сухона, 4)

— Вожега (Вологодская область, Вожегодский район, пос. Вожега, ул. Вокзальная, 5)

— Котлас Южный (Архангельская обл., г. Котлас, ул. 7 Съезда Советов, 53)

— Низовка (Архангельская обл., г. Коряжма, ст. Низовка, ул. Низовка, 10)

— Урдома (Архангельская обл., Ленский р-н, пгт. Урдома, ул. Привокзальная, 36)

— Вельск (Архангельская обл., г. Вельск, ул. Привокзальная, 45)

— Великий Устюг (Вологодская обл., г. Велкий Устюг, пер. Красный, 12, гостиница «Сухона»)

Архангельский производственный участок

Начальник участка: Хмара Оксана Анатольевна

Пункты продажи:

— Архангельск (г. Архангельск, пл. 60-летия Октября, 4)

— Северодвинск (Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Железнодорожная, 36)

— Шалакуша (Архангельская обл., пос. Шалакуша, ул. Железнодорожная, 2)

— Карпогоры Пассажирские (Архангельская обл., Пинежский район, пос. Привокзальный, 9)

— Исакогорка (Архангельская обл. г. Архангельск ул. Привокзальная, 19)

— Плесецкая (Архангельская обл., п. Плесецк, ул. Уборевича, 12)

— Няндома (Архангельская обл., г.Няндома,ул.Севастьянова, 33)

— Коноша (Архангельская обл., пос. Коноша, ул. Вокзальная, 10)

Сыктывкарский производственный участок

Начальник участка: Белых Лорина Григорьевна

Пункты продажи:

— Сыктывкар (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, 1)

— Микунь (Республика Коми, г. Микунь, ул. Дзержинского, 36)

— Княжпогост (Республика Коми, г. Емва, ул. Гущина, 3)

— Ухта (Республика Коми, г. Ухта, ул. Вокзальная, 1)

— Сосногорск (Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Вокзальная, 33)

— Синдор (Республика Коми, Княжпогостский р-н, пос. Синдор, ул. Вокзальная, 6)

— Ярега (Республика Коми, Ухтинский район, пос. Ярега, ул. Железнодорожная, 1)

— Кожва (Республика Коми, Печорский р-н, пос. Кожва, ул. Вокзальная, 17)

-Ираель (Республика Коми, Сосногорский р-н, пос. Ираель, ул. Железнодорожная, 1)

— Печора (Республика Коми, г. Печора, ул. Привокзальная, 3-а)

— Воркута (Республика Коми, г. Воркута, пл. Привокзальная)

— Сейда (Республика Коми, пос. Сейда, ст. Сейда)

— Сивая Маска (Республика Коми, пос. Сивая Маска, ул. Привокзальная, 1)

— Елецкая (Республика Коми, пос. Елецкий, ул. Привокзальная, 1)

— Харп (ЯНАО, пос. Харп, ул. Железнодорожная, 1)

— Кослан (Республика Коми, Удорский район, с. Кослан, ул. Привокзальная)

— Инта (Республика Коми, пос. Верхняя Инта, ул. Матросова, 3)

— Усинск (Республика Коми, г. Усинск, ул. Железнодорожная, 1)

— Межег (Республика Коми, Усть-Вымский р-он, с. Межег, ул. Привокзальная, 2А)

— Лабытнанги (ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Советская, 5)

Станция
Санкт-Петербург-Главный
Московское направление
Октябрьская железная дорога
Spb 06-2017 img19 Moskovsky railway station.jpg
Здание Московского вокзала на пл. Восстания

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 781610553430006
791410029260005 (ЕГРОКН)

Отделение ж. д. Санкт-Петербургское
Оператор РЖД
Дата открытия 1847 год[1]
Прежние названия Николаевский вокзал, Октябрьский вокзал
Тип Пассажирская
Классность внеклассная
Количество платформ 6
Количество путей 11
Тип платформ островные
Форма платформ прямая, изогнутая
Длина платформ, м 800
Электрифицирована 1960 год[2]
Ток постоянный, =3кВ
Архитекторы К.А. Тон
Выход к Площадь Восстания
Расположение Санкт-Петербург
Невский пр., 85
Пересадка на станции Spb metro line1.svg Площадь Восстания
Spb metro line3.svg Маяковская
Пересадка на Bus icon SPB.svg 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб, 7, 15, 22, 24, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191
Trolley icon SPB.svg 1, 5, 7, 10, 11, 22
Установленный километраж 0
Расстояние до Москвы 650 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 0
Код в АСУЖТ 031812
Код в «Экспресс-3» 2004001
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Санкт-Петербург — Москва (главный ход)

⚙️ 

Условные обозначения

0,20

 Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург) Маяковская (станция метро, Санкт-Петербург)Санкт-Петербург-Главный

3,00

Санкт-Петербург-Тов.-Московский

4,28

Пост 5 км

10,62

 Обухово (станция метро)

Обухово

СПбКАД

24,56

Колпино

Санкт-Петербург
Ленинградская область

40,16

Саблино

В Шапки

52,53

Тосно

62,79

Ушаки

72,38

Рябово

82,53

Любань

Ленинградская область
Новгородская область

109,34

Торфяное

В Волховстрой I

117,82

Чудово-Московское

В Новгород-на-Волхове

141,14

Гряды

151,56

Большая Вишера

161,71

Малая Вишера

180,91

Бурга

188,78

Мстинский Мост
Веребье

р. Веребье (Веребьинский мост)

Оксочи

215,17

Торбино

230,88

Боровёнка

В Неболчи

249,02

Окуловка

В Боровичи

268,71

Угловка

Новгородская область
Тверская область

287,5

Лыкошино

296,22

Алешинка

304,92

Березайка

В Псков

319,43

Бологое-Московское

В Великие Луки, Ярославль-Главный

326,24

Бушевец

333,4

Бочановка

345,32

Академическая

355,48

Леонтьево

364,2

Вышний Волочёк

370,53

Елизаровка

379,89

Осеченка

397,83

Спирово

418,58

Калашниково

436,56

Лихославль — Парк — Шлюз

В Торжок

441,18

Лихославль

451,5

Крючково

473,3

Брянцево

подъездные пути (бывшая ветка в Васильевский Мох)

477,97

Дорошиха

482,95

Тверь

M10

517,17

Редкино

Иваньковское водохранилище

531,00

Завидово

Тверская область
Московская область

бывший съезд на Туркмен, съезд в Конаково ГРЭС

544,73

Решетниково

бывший съезд на Высоковск

560,60

Клин

584,92

Подсолнечная

598,28

Поварово I

съезды на Поварово III, бывший на Поварово II

Большое кольцо МЖД (БМО)

бывшие съезды на Поварово III, Поварово II

Московская область
Москва (ЗелАО)
парк Крюково-Грузовое

611,18

Крюково

Москва (ЗелАО)
Московская область

619,73

Сходня

Московская область
Москва (Молжаниновский район)

M10

Москва (Молжаниновский район)
Московская область

631,17

Химки

Канал имени Москвы

МКАД

Московская область
Москва

635,82

Ховрино

639,1

Переход на станцию Лихоборы Московского центрального кольцапл. НАТИ

ветви 2,2А на Лихоборы, бывш. 3 на Владыкино-Моск.

Малое кольцо МЖД (МЦК)

640,6

Переход на станцию Петровско-Разумовская Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию Петровско-Разумовская Люблинско-Дмитровской линиипл. Петровско-Разумовское

644,1

Переход на станцию Бутырская Люблинско-Дмитровской линиипл. Останкино

съезд на ст. Москва-Рижская МЖД (Алексеевская соед.линия)

646,61

Москва-Товарная

съезд на ст. Николаевка МЖД (Митьковская соед.ветвь)

съезд на ст. Москва-Рижская МЖД (Алексеевская соед.линия)

649,45

Переход на станцию Комсомольская Сокольнической линииПереход на станцию Комсомольская Кольцевой линииМосква-Пассажирская

Моско́вский вокза́л (до 1924 — Николаевский, до 1930 — Октябрьский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный. Расположен по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., 85.

Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Здание вокзала и Конторский корпус Николаевской железной дороги являются объектами культурного наследия народов России и охраняются государством[3][4].

Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги входит в Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Октябрьской дирекции управления движением. По значимости и важности выполняемых работ — одна из основных на полигоне ОЖД и задаёт ритм движению на всей магистрали.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектурные решения
    • 2.1 Интерьеры и внутреннее убранство
  • 3 Пассажирское движение
    • 3.1 Перевозчики, направления и расписание
    • 3.2 Скоростное и ускоренное движение
  • 4 В поэзии
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История[править | править код]

В начале 1842 года Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Инженеры корпуса путей сообщения полковники П. П. Мельников и Н. О. Крафт были утверждены его флигель-адъютантами по строительству дороги. Председателем наблюдательного совета был объявлен цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II[5].

11 (23) августа 1842 года был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и всех других железнодорожных линий и направлений. Строительство дороги началось летом 1843 года по проекту П. П. Мельникова, Н. О. Крафта и А. Д. Готмана. Дорога строилась двухпутной, по кратчайшему направлению длиной около 604 вёрст[a][6].

5 (17) мая 1847 года в 10.00 первый пассажирский поезд[b] отправился до села Колпино. Пассажирское движение на этом участке было запущено за четыре года до торжественного открытия нового каменного вокзала и дороги в целом. Рядом с местом, где впоследствии был возведён Николаевский вокзал, стояла ничем не примечательная двухэтажная деревянная станционная постройка[8].

5-го Мая, въ 10 часовъ утра, паровозъ С. Петербурго-Московской желҍзной дороги повелъ въ село Колпино нҍсколько вагоновъ, со взиманіемъ платы за открытыя мҍста по 25 коп[c]., закрытыя на скамейкахъ, 50 коп., а въ креслахъ на 75 коп. сер.

«Санкт-Петербургские ведомости» от 8 мая 1847 года.[9]

Николаевский вокзал строился в 1844 — 1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона[10], при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве, от которого отличается некоторыми особенностями[11][12][13].

Местоположение, выбранное для Николаевского вокзала, позволило ему вписаться в структуру главной магистрали столицы и оказаться, таким образом, в центральной, деловой части города. Это, разумеется, делало вокзал очень удобным для пассажиров.

«Градостроительство России середины XIX — начала XX века…»[14].

Активное участие в проектировании новой привокзальной (Знаменской) площади принимал и сам император, собственноручно добавивший к площади дополнительно места под № 1, 2, 3 и 4, «как отчеркнуто Его Величества карандашом», что сделало площадь не только обширнее, но и придало ей более «регулярный характер»[15].

Первым начальником пассажирской станции и вокзала Петербурго-Московской железной дороги был назначен Н. И. Миклуха. Его квартира находилась в самом здании вокзала, кроме того здесь располагались конторы служащих, управление железной дороги, императорские помещения. Николай Ильич известен своими разработками эффективных методов борьбы со снежными заносами на железных дорогах. На участке пути Тверь — Вышний Волочек, открытым для опытной эксплуатации в 1847 году, он первым в России посадил «живой забор» из ёлок[16].

С 14 (26) по 16 (28) августа 1851 года из Петербурга до Москвы на 9 поездах были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков, а в 4 часа утра 19 (31) августа 1851[d] года[17], с соблюдением всех мер предосторожности, из столицы в Москву отправился «Царский поезд», состоявший из 9-ти вагонов и перевозивший августейшую семью. Путешествие вместе с остановками заняло 19 часов[7].

1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие движения по железной дороге, на всём протяжении от Санкт-Петербурга до Москвы. В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился «всенародный поезд», который прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут и состоял из 6-ти вагонов[7][18].

  • Дебаркадер вокзала. 1851 год

  • Под дебаркадером. 1851 год

  • Николаевский вокзал. 1851 год

  • Дебаркадер вокзала. 1844 год

В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями. В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было пристроено здание Конторы Николаевской железной дороги из красного кирпича[19].

В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание уже не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.

10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый в СССР фирменный поезд — «Красная стрела». В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».

В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».

В 1967 году был открыт новый «Световой зал» (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом.

В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева[20].

В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.

Архитектурные решения[править | править код]

Чертёж тупикового Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге. XIX век.

Вскоре после объявления о строительстве С.Петербург-Московской железной дороги был организован конкурс на проектирование и строительство здания вокзалов в столице и Москве с необходимой инфраструктурой.

С «высочайшего одобрения» к участию в творческом соревновании были допущены А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов и К. А. Тон. В частности, Александром Брюлловым был представлен проект вокзала в романском стиле, несколько напоминающий построенную им ранее кирху Святых Апостолов Петра и Павла на Невском проспекте[22].

Победителем конкурса был признан Константин Тон и его проект в стиле неоренессанс. В начале 1844 года были одобрены «переделанный согласно высочайшим замечаниям архитектором Тоном проект на устройство в Петербурге пассажирской станции» и составленный им же проект станционного здания в Москве, которое в уменьшенном виде повторяло петербургское здание[22].

Архитектура первых пассажирских зданий воспроизводит формы типичнейших сооружений, создаётся под влиянием существующих стилей. Вокзалы Николаевской дороги в Петербурге и в Москве (1844—1851 гг.) построены по единому проекту, выполненному архитектором К. А. Тоном. Сооружение сочетает формы итальянского ренессанса и древнерусские мотивы.

«Архитектура пассажирских сооружений рельсового транспорта».[21].

Новшеством того времени было решение с металлическим покрытием над концевыми участками железнодорожных путей и примыкающими пассажирскими платформами. «Железные покрытия» дебаркадеров вокзалов, появившиеся в Западной Европе и в России в середине XIX века, были одним из самых ярких свидетельств успехов строительной технологии.

Макет Знаменской площади 1910-х годов.

Если само пассажирское здание вокзала было решено (спроектировано) архитектором Тоном в традиционных формах и конструкциях, то дебаркадер (станционная платформа, у которой останавливаются поезда) не имел аналогов в архитектуре прошлого.

Новый прогрессивный тип крытого металлического дебаркадера был впервые применён в Российской империи на конечных станциях С.Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Треугольные фермы покрытия перрона создавали совершенно новый образ транспортного интерьера, заметно отличавший вокзал от других общественных сооружений Санкт-Петербурга середины XIX века[21].

«Обнаженные железные фермы покрытия и просто оформленные боковые стены, прорезанные широкими окнами, создавали совершенно новый облик интерьера общественного здания транспортного типа, отличающийся строгостью и простотой. По сторонам дебаркадера располагались кладовые, административные помещения»[22].

Здание вокзала круглое в плане, расположено по длине вдоль всей Площади Восстания. К. А. Тон использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа.

По периметру фасада тянется невысокая колоннада, имеющая несколько входов в здание вокзала, в середине здания сверху имеется башня с установленными на ней часами и флагом. Со стороны Лиговского проспекта в здание вокзала встроен вестибюль станции метро «Площадь Восстания»[22].

До 2004 года фасад был покрашен в светлый зелёно-бирюзовый цвет, затем летом 2005 года был перекрашен в жёлто-песочный цвет, что, однако, не повлияло на внешний облик вокзала и площади.

В 2007 году «Ленсвет» смонтировал обновлённую подсветку внешних фасадов здания, обращённых на площадь Восстания и Лиговский проспект. Также примечательно и то, что парк путей для поездов дальнего следования оснащён опорами контактной сети атипичной конструкции, используемой также в парке такого же назначения на станции Москва-Пассажирская на противоположном конце главного хода ОЖД.

Интерьеры и внутреннее убранство[править | править код]

Рельефы зала вестибюля — скульпторы Ж. Я. Меллуп и В. В. Исаева (середина 1950- годов). В феврале 2011 года Московский вокзал, как и все вокзалы, оснастили досмотровой аппаратурой. Эта мера была принята для предотвращения террористических актов.

Пассажирское движение[править | править код]

Составы пассажирских поездов дальнего следования, отправляющиеся с Московского вокзала обслуживают локомотивные бригады тяговой части «Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский» (ТЧЭ-8), территория которой примыкает к Московскому вокзалу, протянувшись вдоль Днепропетровской улицы. Часть поездов обслуживается московскими бригадами двухсистемных скоростных электровозов ЭП20, приписанных к «Москва-Сортировочная-Рязанская» (ТЧЭ-6) или машинистами высокоскоростных составов электрической тяги ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан» и ЭС1/ЭС2Г «Ласточка», «Дирекции скоростного сообщения» (ТЧ-40, Металлострой).

На начало 2019 года основными тяговыми единицами для пассажирских составов являлись: шестиосный электровоз постоянного тока ЭП2К и двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз ЭП20, пришедшие на смену чехословацким ЧС2Т, ЧС6, ЧС7 и ЧС200.

Все пассажирские вагоны поездов дальнего следования АО «ФПК», формирующиеся в Санкт-Петербурге приписаны к ВЧДЭ-6 «Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский». Помимо ОАО «Российские железные дороги» перевозку пассажиров собственными железнодорожными вагонами на Московском направлении осуществляют частные компании: ООО «Тверской экспресс»[e], АО ТК «Гранд Сервис Экспресс»[f], АО «ТКС»[g] и ООО «РЖД-Тур»[h].

Пассажирские платформы для пригородных поездов с мая 2003 года оборудованы турникетами для автоматической проверки билетов. Пригородные пассажирские перевозки на московском и северном направлениях[23] с Московского вокзала осуществляет СЗППК электропоездами ЭТ2М локомотивного моторвагонного депо МВПС «Санкт-Петербург-Московское» (ТЧ-10).

Перевозчики, направления и расписание[править | править код]

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
Российские железные дороги Дальнее следование Яндекс
ТрансКласСервис
Тверской экспресс
Гранд Сервис Экспресс
Северо-Западная пригородная пассажирская компания Межрегиональное и пригородное сообщение

Скоростное и ускоренное движение[править | править код]

Дистанция Остановки Протяжённость Время в пути Перевозчик Тип поезда Вагонов
Санкт-Петербург
Московский вокзал
Spb metro line1.svg Spb metro line3.svg
Дальнее скоростное движение
Москва
Ленинградский вокзал
Moskwa Metro Line 1 alt.svgMoskwa Metro Line 5 alt.svg
Тверь, Вышний Волочек, Угловка, Окуловка, Чудово-Московское 650 км 4 ч. 10 мин. РЖД
(ДОСС)
ЭВС2
«Сапсан»
10/20
Нижний Новгород
Московский вокзал
Нижегородская городская электричкаNNMetro Line 1.svg NNMetro Line 2.svg
Окуловка, Тверь, Москва-Курская, Владимир, Дзержинск 1192 км. 8 ч. 00 мин. Talgo 250
«Стриж»
20
Межрегиональное и пригородное ускоренное движение
Бологое Обухово, Колпино, Тосно, Любань, Чудово-Московское, Малая Вишера, Торбино, Окуловка, Угловка, Березайка 319 км. 3 ч. 10 мин. РЖД
(ДОСС)
ЭС1, ЭС2Г
«Ласточка»
5/10
Великий Новгород Подберезье, Спасская Полисть, Трегубово, Чудово-Московское, Любань, Тосно, Колпино, Обухово, Сортировочная 192 км. 3 ч. 30 мин. СЗППК
Тосно Сортировочная, Обухово, Колпино, Поповка, Саблино 54 км. 0 ч. 48 мин.

В поэзии[править | править код]

Вокзал Московский пуст,
Уныло, как в пещере.
Под валенками хруст:
Надуло снег сквозь щели.

Вверху под потолком,
В пробоине лиловой — Луна,
как снежный ком,
Обрушиться готовый…
Ю. Воронов[24]

Забудь себя и ненадолго
кирпич облупленных казарм,
когда поедешь втихомолку
на Николаевский вокзал,

когда немногое отринешь,
скользя в машине вдоль реки,
смотри в блестящие витрины
на голубые пиджаки…
И. Бродский[25].

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. в разных источниках протяжённость линии Санкт-Петербург-Москва указывается в 603 или в 609 вёрст
  2. Следует отметить, что годом ранее, в 1846 году, движение поездов было открыто до Александровского механического завода где строились паровозы и прочий подвижной состав для Николаевской дороги[7]
  3. В те времена пассажиров перевозили и на грузовых открытых платформах, где из дерева был сооружён невысокий барьер. Иногда платформы оборудовались скамейками[7].
  4. В ряде публикаций указано 18 августа 1851 года «по старому стилю».
  5. Поезд «Мегаполис» (019У/020У), Санкт-Петербург — Москва
  6. Поезд «Гранд-Экспресс» (053Ч/054Ч), Москва — Санкт-Петербург
  7. Фирменный поезд «Волга» (059А/059Г), Нижний Новгород — Санкт-Петербург
  8. Туристические или «ретро» поезда «Императорская Россия» и «Золотой Орёл» назначаются несколько раз в год по заявке ООО «РЖД-Тур»
Источники
  1. Архангельский, Архангельский, 1981, с. 282.
  2. История электрификации железных дорог СССР.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» № 527 от 10.07.2001 г.
  4. Расп. Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга № 10-33 от 20.10.2009 г.
  5. Тальберг, 1995, с. 107.
  6. Аксененко, Лапидус, Мишарин, 2001, с. 11.
  7. 1 2 3 4 Киреев, Сафронов, 2016, с. 158.
  8. Кириченко, 2010, с. 55—57.
  9. Санкт-Петербургские ведомости от 8 мая, 1847, с. 1.
  10. Васькин, Назаренко, 2007, с. 44—52.
  11. Васькин, 2010, с. 16.
  12. Батырев, 1988.
  13. Петроград и его окрестности, 1915, с. 5.
  14. Кириченко, 2010, с. 60.
  15. Петухова, 2010.
  16. Чукарев, 2014, с. 90—92.
  17. Внутренние известия // Северная Пчела : газета. — 1851. — 23 августа (№ 187). — С. 1.
  18. Коммерсантъ: Из истории первой российской железной дороги, 2000, с. 19.
  19. Петроград и его окрестности, 1915.
  20. ЭСПБ, Московский вокзал.
  21. 1 2 3 Лазарева, 2008, с. 33.
  22. 1 2 3 4 Бабушкин, 2009.
  23. СЗППК: Схема движения пригородных поездов Московского и Северного направлений
  24. Юрий Воронов: На Московском вокзале. 1961
  25. Иосиф Бродский: Петербургский роман (поэма в трех частях). 1961

Литература[править | править код]

  • Аксененко Н. Е., Лапидус Б. М., Мишарин А. С. Железные дороги России. От реформы к реформе. — М.: Транспорт, 2001. — 336 с. — 6000 экз. — ISBN 5-277-02257-0.
  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 282. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Батырев В. М. Вокзалы. — М.: Стройиздат, 1988. — 214 с. — (Всеобщая история архитектуры). — ISBN 5-274-00181-5.
  • Васькин А. А., Назаренко Ю. А. Архитектура и история московских вокзалов. — М.: «Спутник +», 2007. — С. 42—52. — 338 с. — 1100 экз. — ISBN 978-5-364-00500-7.
  • Васькин А. А. Чемодан-Вокзал-Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М.: «Спутник +», 2010. — С. 16. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9973-0700-4.
  • Кн.3: Столицы и провинция // Градостроительство России середины XIX — начала XX века: Общ. характеристика и теоретические проблемы / Редкол.: Кириченко Е.И. и др.. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — Т. 3. — 612 с. — ISBN 978-5-89826-333-1.
  • Петроград и его окрестности: Илл. путеводитель и справочник. — Петроград: Кн-во б. М. В. Попова, 1915. — 336 с.
  • Фролов А. И. Вокзалы Санкт-Петербурга. — СПб.: Глагол, 2003. — 123 с. — ISBN 5-89662-007-1.
  • Тальберг Н. Д. Очерки истории Императорской России от Николая I до Царя-Мученика / сост., вступ. ст. С. Фомина. — М.: Литературная учеба, 1995. — С. 107. — 240 с.
  • Чукарев А. Г. Генерал железных дорог империи: к 210-летию со дня рождения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова (1804-1880). — М.: УМЦ ЖДТ, 214. — С. 90—92. — 327 с. — ISBN 978-5-89035-702-1.
Статьи и публикации
  • Внутренние известия // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — Тип. Имп. акад. наук, 1847. — 8 мая (№ 101). — С. 1.
  • Сергей Бабушкин. Петербург. Николаевский (Московский) вокзал. 1844-51 (рус.) // LiveJournal : блог-платформа. — 2009. — 23 июня.
  • Лазарева Т. В. Архитектура пассажирских сооружений рельсового транспорта (рус.) // Архитектура и строительство России : журнал. — 2008. — № 10. — С. 32—38. — ISSN 0235-7259.
  • Петухова Н. М. Эволюция градостроительной роли железнодорожных вокзалов России 1830 – 1910 годов : [рус.] // Вестник Московского государственного областного университета. — М., 2010. — С. 210—216. — УДК 711(G). — ISSN 2072-8379.
  • Киреев С. В., Сафронов А. А. Строительство Николаевской железной дороги. — В: Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно практической конференции в 2 т. : [рус.] // Тихоокеанский государственный университет. — Хабаровск, 2016. — Т. 2. — С. 156—160. — 495 с. — УДК 001.891(G). — ISBN 978-5-7389-1984-8.
  • Из истории первой российской железной дороги (рус.) // Коммерсантъ (приложение «Красота») : газета. — 2000. — 12 октября (№ 191). — С. 19. — ISSN 1563-6380.

Ссылки[править | править код]

  • moskovsky.dzvr.ru — официальный сайт вокзала
  • Тарифное руководство N 4 (ред. от 25.01.2016). «Книга 2» Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций» (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества) (действующая редакция). Законы, кодексы, нормативные и судебные акты. Legalacts.ru (2019). Дата обращения 3 февраля 2019.
  • Справочник станций. Санкт-Петербург-Главный. ОАО РЖД. Дата обращения 3 февраля 2019.
  • Дмитрий Завьялов. История электрификации железных дорог СССР (недоступная ссылка). Дата обращения 3 февраля 2019. Архивировано 31 января 2013 года.
  • Богданов И. А. Московский вокзал. encspb.ru. Историко-культурный интернет-портал «Энциклопедия Санкт-Петербурга». — Универсальный городской справочник, всесторонне отражающий прошлое и настоящее города. Авторами статей энциклопедии являются ведущие специалисты по истории города. Дата обращения 11 января 2019. Архивировано 7 октября 2018 года.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство статьями 303 309
  • Скачать книгу windows server 2019 полное руководство
  • Терминал таблетки инструкция по применению взрослым
  • Адемпас инструкция по применению цена отзывы
  • Кофемашина philips hd7457 инструкция по применению