Глава муниципального образования – это человек, занимающий высшую должность в рамках искомого образования, наделенный определенным перечнем полномочий, распространяющихся на решение вопросов, возникающих на местном уровне. Как избирается глава муниципального образования, какие нюансы характеризуют эту должность, а также многое другое вы узнаете из этой статьи.
Глава муниципального образования
Глава муниципального образования: важные нюансы о должности
Такое должностное лицо, как глава, обязательно должно присутствовать в каждом существующем на территории нашей страны муниципальном образовании.
Нужно учитывать, что лицо, занимающее обозначенный пост, не имеет возможности в одно и то же время претендовать на должность главы образования, а также руководящего лица местной администрации. Исключением из искомого правила можно назвать лишь тот случай, когда муниципальным образованием выступает сельское поселение, в рамках коего интересующее нас должностное лицо должно совмещать работу на двух вышеупомянутых постах.
На плечах главы муниципального образования лежит большая ответственность, а потому им не может стать любой человек. Лишь самые подготовленные и ответственные могут претендовать на этот пост
Порядок, в рамках которого производится определение того, кто займет должность главы муниципального образования, определяется непосредственно законодательством о выборах муниципальной категории. Так, кандидатуры могут:
- выдвигаться со стороны депутатов (в этом случае можно представить в качестве кандидата только одного гражданина);
- выдвигаться самостоятельно.
Если депутат, который был выдвинут на пост другими лицами, не желает его занимать, он может самостоятельно от нее отказаться, подав соответствующее заявление, которое по закону будет принято без инициации дополнительных обсуждений, а также голосования.
Выдержка из ФЗ №131 Статьи 36. Глава муниципального образования
Те же кандидаты, которых их потенциальное назначение устроило, должны будут впоследствии выступить на заседании государственной Думы, представив в его рамках программу предстоящей им работы.
При условии, что после прослушанного и просмотренного, члены заседания примут решение об избрании конкретного лица в качестве главы города, они должны отдать за него большее количестве имеющихся голосов. Существует определенный минимум оных, и если не один из представляющихся перед публикой граждан его не набрал, следовательно, будут инициированы новые выборы, в рамках которых произойдет повторное выдвижение кандидатур.
Если группа депутатов выдвигает кандидатуру, они могут представить к рассмотрению только одного гражданина
Полномочия главы муниципального образования
Полномочия, которыми впоследствии наделяется глава города, вступают в силу в тот день, когда дума конкретного населенного пункта избирает его. Прекращается же их действие через установленный законом срок, а именно, во второе воскресенье марта обозначенного Законом «О местном самоуправлении» года.
Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:
- справедливо;
- честно;
- беспристрастно и т.д.
Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации
Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования
Полномочие | Описание |
---|---|
Представлять населенный пункт | Имеет право глава осуществлять представительство муниципального образования непосредственно при контакте с органами самоуправления других населенных пунктов, а также:
При этом, представительствовать можно без оформления доверенности, как и осуществлять все действия, входящие в рамки данного мероприятия. |
Подписывать и обнародовать документы, принятые представительным органом | Имеет право глава также и на подписание и оглашение официальных бумаг, при условии, что соблюдает порядок, определенный уставом конкретной территории. |
Издавать правовые акты | Укладываясь в рамки собственных полномочий, данное лицо может издавать правовые акты различного содержания. |
Требовать созыва заседания | Если главе кажется, что имеет место необходимость внеочередного созыва представительного органа населенного пункта, он имеет право его потребовать. |
Обеспечивать органами самоуправления осуществление полномочий | Речь идет о таких полномочиях, как возможности решения вопросов местного значения. |
Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.
Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:
- проводить собрания от лица органа;
- осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
- ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
- осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.
В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:
- формировать и исполнять городской бюджет;
- распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
- обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
- отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
- заключать различные договоренности и соглашения;
- использовать мотивационные меры поощрения;
- привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.
При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации
Ограничения и запреты
Также имеет данное должностное лицо и ряд ограничений, а также запретов и обязанностей, с которыми ему ввиду своего положения приходится считаться.
Так, контролировать деятельность главы населенного пункта могут:
- местное население;
- орган муниципального образования представительной категории.
Отчет придется предоставлять ежегодный, причем, как о проделанной работе, так и о ее результатах.
Если же лицо возглавляет местную администрацию, то держать ответ нужно будет перед указанным же учреждением, а также иными подведомственными ей структурами, в частности также и относительно вопросов, которые были вынесены на повестку дня представительным органом.
Не забывайте, что представители данной должности являются подотчетными должностными лицами, они должны ежегодно рассказывать на публику о проведенной ими работе и ее результатах
Возможно досрочное прекращение действия полномочий интересующего нас лица. Так, например, в случае:
- его безвременной кончины;
- ухода в отставку по собственному желанию;
- удаления в отставку;
- отрешения от должности;
- получения лицом статуса недееспособного или ограниченно дееспособного;
- признания лица судом в качестве отсутствующего безвестно, или умершего;
- вступления по отношению данного лица в силу обвинительного приговора;
- выезда на ПМЖ в другую страну;
- утраты гражданства России и иностранного государства, являющегося союзником нашей страны;
- отзыва избирателями;
- достижения опасного состояния здоровья, при котором невозможно осуществлять рассматриваемую деятельность и т.д.
Существует множество оснований для того, чтобы глава муниципального образования досрочно прекратил работу на посту
Заключение
Глава муниципального образования – важный пост, который может занимать только человек, избранный коллективно, достойный, и, безусловно, знающий законы. В своих решениях и действиях он должен руководствоваться нормативно-правовыми актами нашей страны, и действовать с честью и справедливостью в любом аспекте своей жизни.
Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте в специальной статье.
Видео – Что такое муниципальное образование
Местная администрация – исполнительный орган муниципального образования, обладающий распорядительными полномочиями. Это постоянно действующая структура муниципалитета. В действующем сегодня законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие правила и процедуру прекращения полномочий местной администрации муниципального образования. Законом предусмотрен порядок прекращения полномочий лишь для должностных лиц. В статье рассмотрим особенности формирования и деятельности местной администрации муниципального образования (муниципального округа, района и пр.). Итак, начинаем.
Общая характеристика
Местная администрация муниципального образования (муниципального округа) наделяется полномочиями решать вопросы территориального значения, а также правами реализовывать отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и уставом МО.
Рассматриваемая структура обычно обладает широкой компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности. Местная администрация муниципального образования является органом, обладающим правами юр. лица.
Руководство
Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.
Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.
По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.
Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Важные моменты
Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.
Специфика назначения
Если гражданин становится главой администрации по контракту, уставом поселения, округа или района и региональным законом могут устанавливаться дополнительные требования, которым должны соответствовать кандидаты.
Представительный орган муниципалитета определяет порядок проведения конкурса. При этом в обязанности структуры входит опубликование условий проведения конкурса, сведений о месте, дате и времени организации мероприятия, проекта контракта. Размещение указанной информации должно осуществляться за 20 дней до начала конкурса.
Досрочное прекращение полномочий
Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.
- Смерть.
- Увольнение по собственному желанию.
- Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
- Признание без вести отсутствующим либо умершим.
- Вступление в силу обвинительного приговора.
- Выезд за границу для постоянного проживания.
- Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
- Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
- Упразднение/преобразование МО.
- Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
- Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.
Функции местной администрации
В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.
В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.
- Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
- Исполнение бюджета и предоставление отчета.
- Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
- Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
- Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
- Утверждение уставов муниципальных организаций.
- Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
- Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
- Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
- Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
- Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
- Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
- Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.
Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.
Особенности деятельности
Работа местной администрации осуществляется на плановой основе. На соответствующих заседаниях разрабатываются программы развития МО, составляются планы совещаний, правотворческой деятельности, контрольных мероприятий.
Контроль исполнения квартальных и перспективных планов работы осуществляет замглавы местной администрации.
Для обеспечения оперативного управления деятельностью подразделений, обоснованного и своевременного принятия актов, местная администрация муниципального образования проводит заседания и совещания координационных и консультативных органов, а также иные мероприятия организационного характера.
Аппарат
Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.
Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.
- Организационный (организационно-аналитический) отдел.
- Приемная.
- Общий отдел.
- Юридическая служба.
- Информационный отдел (пресс-служба).
- Управление кадрами.
Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.
Структурные единицы администрации
Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.
В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.
В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:
- народного образования;
- ЖКХ;
- строительства;
- сельского хозяйства;
- управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
- деятельности по защите природы;
- социально-экономической поддержки граждан и пр.
Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.
Порядок деятельности специальных подразделений
Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.
В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:
- разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
- координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
- взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
- контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.
Образование
Для координации этой сферы в муниципалитете создается соответствующее отраслевое управление (отдел). Полномочия подразделения состоят в:
- участии в организации и реализации программ развития образования на территории муниципалитета;
- обеспечении реализации гражданами их прав на получение образования, соответствующего ФГОС, в учебных заведениях дошкольного, общего, профобразования, в специализированных учреждениях;
- защище права несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- координировании работы предприятий, учреждений, организаций в сфере народного образования;
- содействии развитию производственно-экономической инфраструктуры для поддержки образования, создании попечительских и благотворительных фондов.
Благоустройство
Практически в каждом МО действует служба муниципального заказчика. Она формируется для проектирования, строительства и капремонта объектов благоустройства, их содержания, а также для озеленения территории. Управление благоустройства и служба заказчика ответственны и за составление планов развития и содержания дорожной сети.
Указанные подразделения могут также наделяться правом организовывать муниципальный заказ, координировать работу предприятий благоустройства, в т. ч. специализированных учреждений, задействованных в дорожном строительстве, озеленении, освещении территории.
Жилищно-коммунальное управление
Его полномочия состоят в следующем:
- Вести учет граждан, нуждающихся в жилплощади. К ним относят очередников, инвалидов и ветеранов ВОВ, военнослужащих, находящихся в запасе и т. д.
- Распределять жилфонд между физическими и юр. лицами, участвующими в долевом строительстве.
- Контролировать заселение.
- Рассчитывать стоимость помещений в муниципальном жилфонде, подлежащих отчуждению.
- Проводить приватизацию жилья, осуществлять перевод помещений в нежилые.
Комиссии
Поскольку система местного самоуправления строится исключительно на демократических принципах, то естественным является участие населения в управлении делами муниципалитета. Соответственно, вместе с управлениями, отделами, комитетами и прочими структурными подразделениями администрации формируются постоянные и временные комиссии. Они занимаются самыми разными вопросами: назначением пенсий, организацией отдыха детей, охраной культурно-исторических памятников и пр.
Некоторые комиссии создаются по инициативе администрации, другие создаются в соответствии с актами, утвержденными органами государственной власти. Административные комиссии образуются для рассмотрения дел об административных нарушениях, вменения виновным предусмотренных законом санкций. Ключевая задача структур, занимающихся делами несовершеннолетних, состоит в предупреждении безнадзорности и беспризорности подростков.
Организационно все комиссии связаны с администрацией. Их председатели вполне могут являться заместителями главы муниципалитета. Комиссии являются коллегиальными органами. В их состав входят представители общественности, сотрудники правоохранительных структур, депутаты.
Создание комиссий осуществляется на основании постановлений представительного органа местной власти. Обязательно из состава членов избирается председатель. В его полномочия входит планирование, организация и руководство деятельности комиссии. Финансирование деятельности комиссии осуществляется на средства местного бюджета. За материально-техническое обеспечение работы отвечает аппарат местной администрации.
1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 29.06.2015 N 187-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
(часть 2 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ)
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
(абзац введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ)
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
(абзац введен Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ)
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
3. Установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, за исключением случая избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 384-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Установленное пунктом 3 части 2 настоящей статьи требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 187-ФЗ)
3.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
3.2. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 171-ФЗ)
4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
5.1. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1) утратил силу. — Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.2, 7 — 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
(п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
(п. 13 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
(п. 14 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
6.1. Полномочия главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) несоблюдения главой муниципального района, главой муниципального округа, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом, указанным в пункте 1 настоящей части.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
7. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, проводятся в сроки, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(часть 8 в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. В случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, досрочные выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.
(часть 8.1 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1-1. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.
При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
(часть 8.1-1 введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 171-ФЗ)
8.2. В случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, до вступления решения суда в законную силу.
(часть 8.2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Глава́ муниципа́льного образова́ния — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п.
Основные полномочия главы муниципального образования
Глава муниципального образования
- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования
Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:
- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России
- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».
- глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.
- глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации — такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа.
Источники
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Понятие и значение муниципальной администрации
Муниципальная администрация является исполнительным и распорядительным органом, осуществляющим муниципальное управление на территории муниципального образования.
Согласно уставным документам, утвержденным властями муниципальных образований, муниципальная администрация наделяется полномочиями, направленными на решение вопросов, имеющих значение для населения муниципального образования, а также государственными полномочиями, делегированными органам муниципального управления органами государственного управления.
Замечание 1
Муниципальная администрация признается юридическим лицом, обладающим соответствующими правами.
Утверждение структуры муниципальной администрации осуществляется органом управления муниципального образования, выполняющим представительскую функцию, в соответствии с представлением, осуществляемым главой муниципальной администрации. Структура муниципальной администрации может включать в свой состав органы муниципальной администрации отраслевого и территориального характера.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Глава муниципальной администрации
Руководство муниципальной администрацией осуществляет ее глава в соответствии с принципом единоначалия.
В качестве главы муниципальной администрации может выступать:
- во-первых, лицо, находящееся во главе муниципального образования;
- во-вторых, лицо, замещающее должность главы муниципальной администрации в соответствии с контрактом, который заключен с ним по итогам конкурса на период времени, определенный в уставе конкретного муниципального образования.
Срок контракта, который заключен с главой муниципальной администрации, не может быть дольше срока полномочий органа представительного характера, ответственного за заключение этого контракта. Срок контракта не может быть менее 2 лет. Для муниципальных образований в виде муниципального района или городского округа, имеющего внутригородское деление, срок контракта с главой должен быть более 2 лет и менее 5 лет.
Содержание контракта с главой муниципальной администрации и его условия определяются органом представительного характера в соответствии с федеральным и региональным российским законодательством.
«Администрация муниципального образования» 👇
В отношении лиц, претендующих на должность главы муниципальной администрации, уставными документами муниципального образования и региональным законодательством может устанавливаться ряд дополнительных требований.
Проведение конкурса, направленного на замещение должности главы муниципальной администрации осуществляет в соответствии с порядком, установленным органом управления представительного характера. В соответствии с требованиями законодательства информация об условиях конкурса, дате, времени и месте его проведения, проект контракта подлежит публикации за 20 дней до момента начала конкурса.
Численность членов конкурсной комиссии, осуществляющей выбор претендентов на замещение должности главы муниципальной администрации, устанавливается органом представительного характера. В муниципальных образованиях такого вида как муниципальный район, городской округ, городской округ, имеющий внутригородское деление, муниципальные образования на территории городов федерального значения, конкурсная комиссия наполовину назначается органом представительного характера, на другую половину – руководителем высшего исполнительного органа региональных властей. Для муниципальных образований таких видов как поселение или внутригородской район конкурсная комиссия на одну половину назначается органом представительного характера, на другую – главой муниципальной администрации.
Конкурсная комиссия отбирает кандидатов на замещение должности главы муниципальной администрации, из числа которых и назначается лицо на такую должность.
Замечание 2
С главой муниципальной администрации заключается контракт.
Должность главы муниципальной администрации можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, глава муниципальной администрации контролируется и отчитывается перед органом муниципального образования представительного характера;
- во-вторых, глава муниципальной администрации представляет на ежегодной основе отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального образования;
- в-третьих, глава муниципальной администрации обязан обеспечить осуществление муниципальной администрацией полномочий, связанных с решением вопросов, имеющих значение для местного населения, и делегированных государственных полномочий.
Замечание 3
На главу муниципальной администрации накладывается ряд ограничений, так, он не имеет права осуществлять предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, кроме научной, преподавательской или творческой.
При этом разрешенные виды деятельности не должны финансироваться за счет средств иностранных государств, организаций иностранного и международного характера, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Глава муниципальной администрации не имеет права состоять в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
На главу муниципальной администрации налагается обязательство соблюдения установленных ограничительных и запретительных мер, а также исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.
В отношении главы муниципальной администрации может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий в определенных случаях. Примером таких случаев является смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, недееспособность или ограниченная дееспособность, признанные судом, безвестное отсутствие или объявление умершим, признанные судом, постоянное место проживания за пределами России, обвинительный приговор суда и так далее.
Расторжение контракта с главой муниципальной администрации также может быть инициировано по заявлению главы субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме