На какой орган возложено руководство всей системой рсчс какие задачи он решает кратко ответ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС

каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия, назначаемая для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации, на остальных уровнях — комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России, на региональном уровне
— региональные центры ГОЧС, на территориальном уровне — ГУ МЧС России по субъектам РФ, на местном уровне — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

а) на федеральном и межрегиональном уровнях — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;

в) на муниципальном уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;

г) на объектовом уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций возглавляют руководители федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций или их заместители. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

2.2. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществляют координацию деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на федеральном и межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) организует разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера.

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.4. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно федерального и межрегионального, регионального и межмуниципального, муниципального характера.

(п. 2.4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

2.5. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (независимо от характера чрезвычайных ситуаций) в отношении работников указанных органов и корпораций, а также подведомственных им организаций.

(п. 2.5 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

3. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2020 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне;

в) на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

г) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

д) на объектовом уровне — подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:

а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 23.06.2020 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) на межрегиональном и региональном уровнях — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(пп. «в» введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

6. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

7. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;

решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;

решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;

в) региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) федеральный уровень реагирования — решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

11. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(п. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

В
соответствии с Федеральным законом
«О защите населе­ния и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в ре- дикции
федеральных законов от 28 октября 2002 г.
№ 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря
2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3, 30
октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует
единая
Российская государственная си­стема
предупреждения и ликвидации стихийных
бед­ствий и чрезвычайных ситуаций

(РСЧС), которая рас­полагает органами
управления, силами и средствами для
того, чтобы защитить население и
национальное достояние от воздействия
катастроф, аварий, экологических и
стихий­ных бедствий или уменьшить их
воздействие.

Основная
цель создания РСЧС

— объединение усилий цен­тральных и
региональных органов представительной
и испол­нительной власти, а также
организаций и учреждений в деле
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.

Организация
функционирования РСЧС определена
поста­новлением Правительства РФ от
30 декабря 2003 г.
«О еди­ной государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций»
(в редакции от 7 ноября 2008 г.)

К
основным

задачам единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
от­носятся:


разработка и реализация правовых и
экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление
    целевых и научно-технических программ,
    направленных на предупреждение ЧС,
    повышение устойчивости функционирования
    организаций и объек­тов социального
    назначения;

  • обеспечение
    готовности к действиям органов
    управле­ния, а также сил и средств,
    предназначенных и выде­ляемых для
    предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных
    ситуаций;

  • сбор,
    обработка, обмен и выдача информации
    в области защиты населения и территорий
    от последствий ЧС;

  • подготовка
    населения к действиям в чрезвычайных
    си­туациях;

  • организация
    своевременного оповещения и информиро­вания
    населения о чрезвычайных ситуациях в
    местах массового пребывания людей;

  • прогнозирование
    и оценка социально-экономических
    последствий чрезвычайных ситуаций;

  • создание
    резервов финансовых и материальных
    ресур­сов для ликвидации чрезвычайных
    ситуаций;

  • осуществление
    государственной экспертизы, надзора
    и контроля в области защиты населения
    и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • ликвидация
    чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление
    мероприятий по социальной защите
    на­селения, проведение гуманитарных
    акций;

  • реализация
    прав и обязанностей населения в области
    защиты от чрезвычайных ситуаций, а
    также лиц, непо­средственно участвующих
    в их ликвидации;

  • международное
    сотрудничество в области защиты
    насе­ления и территорий от чрезвычайных
    ситуаций.

Руководство
системой РСЧС возложено на

Министерство по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуа­циям и
ликвидации стихийных бедствий
(МЧС России).

Основными
задачами МЧС России

являются:

  1. Выработка
    и реализация государственной политики
    в области гражданской обороны, защиты
    населения и террито­рий от чрезвычайных
    ситуаций, обеспечения пожарной
    без­опасности, а также безопасности
    людей на водных объектах в пределах
    компетенции МЧС России.

  2. Организация
    подготовки и утверждения в установлен­ном
    порядке проектов нормативных правовых
    актов в обла­сти гражданской обороны,
    защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения
    пожарной безопас­ности и безопасности
    людей на водных объектах.

  3. Осуществление
    управления в области гражданской
    обо­роны, защиты населения и территорий
    от чрезвычайных си­туаций, обеспечения
    пожарной безопасности, безопасности
    людей на водных объектах, а также
    управление деятельно­стью федеральных
    органов исполнительной власти в рамках
    единой государственной системы
    предупреждения и ликви­дации
    чрезвычайных ситуаций.

  4. Осуществление
    нормативного регулирования в целях
    пре­дупреждения, прогнозирования и
    смягчения последствий чрезвычайных
    ситуаций ц пожаров, а также осуществление
    спе­циальных, разрешительных,
    надзорных и контрольных функ­ций по
    вопросам, отнесенным к компетенции
    МЧС России.

  5. Осуществление
    деятельности по организации и ведению
    гражданской обороны, экстренному
    реагированию при чрезвычайных ситуациях,
    защите населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций и пожаров,
    обеспечению безопасно­сти людей на
    водных объектах, а также осуществление
    мер по чрезвычайному гуманитарному
    реагированию, в том чис­ле за пределами
    Российской Федерации.

Территория
РФ разделена на девять регионов, в
которых созданы
региональные центры

(РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в
следующих городах: Москва, Санкт-Петер­бург,
Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург,
Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система
РСЧС действует в трех режимах:

    1. режим
      повседневной деятельности

      — в мирное время при нормальной
      производственно-промышленной,
      радиаци­онной, химической,
      биологической, гидрометеорологической
      и сейсмической обстановке;

    2. режим
      повышенной готовности

      — при ухудшении об­становки и
      получении прогноза о возможности
      возникнове­ния чрезвычайных ситуаций,
      угрозе войны;

    3. чрезвычайный
      режим

      — при возникновении и ликви­дации
      чрезвычайных ситуаций в мирное время,
      а также в слу­чае применения
      современных средств поражения.

Решение
о введении соответствующих режимов в
зависи­мости от масштабов чрезвычайных
ситуаций принимает Пра­вительство
РФ, МЧС или соответствующие комиссии
по чрез­вычайным ситуациям.

Важнейшей
частью системы РСЧС являются ее силы и
средства, которые подразделяются:

  • на
    силы и средства наблюдения и контроля;

  • силы
    и средства ликвидации последствий
    чрезвычайных ситуаций.

Силы
и средства наблюдения и контроля
включают:

  • подразделения
    органов надзора (надзор за состоянием
    котлов, мостов, атомных электростанций
    (АЭС), газо­вых и электрических сетей
    и др.);

  • контрольно-инспекционную
    службу;

  • службы
    и учреждения ведомств, осуществляющих
    на­блюдение за состоянием природной
    среды, за потенци­ально опасными
    объектами;

  • ветеринарную
    службу;

  • сеть
    наблюдения и лабораторного контроля
    гражданской обороны;

  • лабораторный
    контроль за качеством продуктов пита­ния
    и пищевого сырья;

  • службу
    предупреждения о стихийных бедствиях.

В
силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций
входят
в первую очередь соединения, части и
подразделения МЧС, Министерства обороны,
Министерства внутренних дел (МВД),
невоенизированные формирования
гражданской обо­роны, а также силы и
средства, принадлежащие другим
ми­нистерствам и ведомствам,
государственным и иным органам,
расположенным на территории России.
Основу этих сил со­ставляют войска
гражданской обороны, подразделения
поис­ково-спасательной службы и
формирования постоянной го­товности
МЧС.

Особого
внимания в силах МЧС заслуживает
Государ­ственный центральный
аэромобильный спасательный отряд.

Это первое в нашей стране формирование,
целиком состоящее из профессионалов
высокого класса.

Отряд
призван оперативно реагировать на
природные и тех­ногенные катастрофы,
и не только на территории России, но и
за ее пределами. При необходимости на
базе Государствен­ного центрального
аэромобильного спасательного отряда
мож­но скомплектовать несколько групп
спасателей, готовых одно­временно
действовать в различных регионах России,
в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными
силами быстрого реагирования на
чрезвы­чайные ситуации располагают
и другие министерства и ведом­ства.
Например, в составе Российских железных
дорог (РЖД) имеются восстановительные
и пожарные поезда. Личный состав
Министерства внутренних дел в экстремальных
ситуациях обе­спечивает правопорядок,
сохраняет материальные ценности.

Законом
Российской Федерации «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техно­генного характера»
определены права, обязанности и
ответственность граждан за участие в
мероприятиях по защите людей, материальных
ценностей, а также за участие в рабо­тах
по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.

Граждане
России имеют право:

  • на
    защиту жизни, здоровья и личного
    имущества в слу­чае возникновения
    чрезвычайной ситуации в любом ре­гионе,
    в любом населенном пункте;

  • при
    необходимости использовать средства
    коллективной и индивидуальной защиты,
    другое имущество органов ис­полнительной
    власти республик, краев, областей,
    органов местного самоуправления и
    организаций, предназначен­ное для
    защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

  • получать
    информацию о надвигающейся опасности,
    о рис­ке, которому может подвергнуться
    население на той или иной территории,
    о правилах поведения и мерах без­опасности
    с учетом складывающейся обстановки;

  • обращаться
    лично, а также направлять в государствен­ные
    органы и органы местного самоуправления
    индиви­дуальные и коллективные
    обращения по вопросам защи­ты населения
    и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • участвовать
    в работах по предупреждению и ликвида­ции
    чрезвычайных ситуаций.

Законом
предоставляются права:

  • на
    возмещение ущерба, причиненного здоровью
    и иму­ществу граждан вследствие
    аварий, катастроф, пожаров и стихийных
    бедствий;

  • медицинское
    обслуживание, компенсации и льготы за
    проживание и работу в зонах чрезвычайных
    ситуаций;

  • государственное
    социальное страхование, получение
    компенсаций и льгот за ущерб, причиненный
    здоровью граждан при выполнении
    обязанностей в ходе работ по ликвидации
    чрезвычайных ситуаций;

  • пенсионное
    обеспечение в случае потери
    трудоспособно­сти в связи с увечьем
    или заболеванием, полученными при
    выполнении обязанностей по защите
    населения и территорий от чрезвычайных
    ситуаций, в порядке, уста­новленном
    для работников, инвалидность которых
    на­ступила вследствие трудового
    увечья;

  • пенсионное
    обеспечение в случае потери кормильца,
    по­гибшего или умершего от увечья
    или заболевания, по­лученных при
    выполнении обязанностей по защите
    на­селения и территорий.

Каждый
россиянин обязан:

  • активно
    содействовать выполнению всех
    мероприятий, проводимых МЧС РФ;

  • соблюдать
    законы и иные нормативные и правовые
    акты в области защиты населения и
    территорий от чрезвы­чайных ситуаций;

  • выполнять
    меры безопасности в быту и повседневной
    трудовой деятельности, не допускать
    нарушений произ­водственной и
    технологической дисциплины, требова­ний
    экологической безопасности, которые
    могут приве­сти к экстремальным
    ситуациям;

  • изучать
    основные способы защиты населения и
    терри­торий от чрезвычайных ситуаций,
    приемы оказания первой медицинской
    помощи пострадавшим, правила пользования
    коллективными и индивидуальными
    сред­ствами защиты, постоянно
    совершенствовать свои зна­ния и
    практические навыки для действий в
    любых скла­дывающихся условиях;

  • знать
    сигналы оповещения о чрезвычайных
    ситуациях и порядок действия по ним;

  • четко
    выполнять правила поведения при угрозе
    и воз­никновении чрезвычайных
    ситуаций;

  • при
    первой возможности оказывать содействие
    в прове­дении спасательных и других
    неотложных работ.

Кроме
того, на каждом объекте, исходя из
специфики про­изводства, особенностей
размещения и учета других факто­ров,
должны быть разработаны свои правила
поведения и по­рядок действий каждого
члена коллектива и руководящего персонала
на случай чрезвычайных ситуаций. Это
могут быть правила по безаварийной
остановке печей, агрегатов и тех­нологических
систем; перечень мер безопасности при
прове­дении аварийных, спасательных
и других неотложных работ на
коммунально-энергетических сетях и
сооружениях; ин­струкции, касающиеся
действий в зонах заражения вредны- iviи,
ядовитыми и радиоактивными веществами;
описание ме­роприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций в ночное время
и в непогоду.

Требование
закона — это то, что подлежит обязательному
исполнению. Должностные лица и граждане,
виновные в невыполнении или недобросовестном
выполнении законодатель­ства Российской
Федерации в области защиты населения
и территорий, несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность. В свою
очередь, предприятия, организации,
учреждения, учебные inведения
и прочие юридические лица несут
административ­ную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и законодатель­ством субъектов
Российской Федерации.

Вопросы
для самоконтроля

1.
Какова основная цель создания единой
Российской государ­ственной системы
защиты населения и территорий в
чрезвы­чайных ситуациях (РСЧС)?

2.
Перечислите основные задачи РСЧС.

3.
На какой орган возложено руководство
всей системой РСЧС и какие задачи он
решает?

4.
Дайте характеристику режимов действия
РСЧС.

5.
Что относится к силам и средствам
наблюдения и контроля РСЧС?

6.
Что относится к силам и средствам
ликвидации чрезвычайных ситуаций?

7.
Каковы права и обязанности граждан
России в условиях чрез­вычайных
ситуаций?

8.
Какая ответственность устанавливается
для должностных лиц и граждан, виновных
в невыполнении законодательства
Рос­сийской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 20.05.2023

каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия, назначаемая для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации, на остальных уровнях — комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России, на региональном уровне
— региональные центры ГОЧС, на территориальном уровне — ГУ МЧС России по субъектам РФ, на местном уровне — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.

109012, г. Москва,
Театральный пр., 3

  • Министерство
  • Противодействие терроризму
  • Противодействие коррупции
  • Документы
  • Контакты
  • Карта сайта

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий © 2022

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5. Подготовка населения к действиям при ЧС;

6. Прогнозирование и оценка социально – экономических последствий ЧС;

7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:

1. Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно – промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;

2. Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

3. Режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Познакомить учащихся с основными понятиями РСЧС, с историей её создания и предназначением, рассмотреть задачи РСЧС по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.

Лекция-беседа, обсуждение, проверка знаний учащихся, работа с интерактивными объектами.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), функциональная подсистема РСЧС, территориальная подсистема РСЧС, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органы управления РСЧС.

Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Постановка учебных вопросов.

Из-за постоянной угрозы природных бедствий, техногенных катастроф, террористических нападений стало понятно, что противодействовать этим факторам можно только при наличии эффективно действующей специальной государственной системы, объединяющей усилия различных ведомств и организаций. В России такой организацией с 1992 г. является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цель и причины создания РСЧС. Этапы развития системы защиты населения. Организация и деятельность РСЧС.

Основные задачи РСЧС. Структура РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы. На каждом уровне РСЧС есть координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, создаются силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующие органы управления РСЧС. Органы повседневного управления РСЧС.

В конце урока подводятся его итоги, обсуждается, что учащиеся узнали нового, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся записывают домашнее задание.

Как правило, во всем мире функцию предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидацию их последствий берет на себя государство. В Российской Федерации эту функцию выполняет РСЧС.

РСЧС

Сегодня поговорим, что такое РСЧС, как расшифровывается, какова ее структура, каковы ее основные задачи.

РСЧС – это…

РСЧС создана с целью объединения отдельных организаций и учреждений для оптимизации решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

То есть для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр руководства приступил бы к немедленной работе, координируя и направляя деятельность спасателей, медицинской помощи, служб жизненного обеспечения населения и т.д.

Задачи РСЧС

Основные задачи РСЧС:

  1. предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
  2. минимизировать возможные последствия ЧС;
  3. ликвидировать ЧС.

Функции

Если же детализировать задачи всех служб системы, то получится целый перечень необходимых к проведению мероприятий:

  1. разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
  2. обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
  3. проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
  4. координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
  5. ликвидировать последствия ЧС;
  6. изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
  7. создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
  8. создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
  9. поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  1. ЧС нет;
  2. ЧС возможна;
  3. возникновение ЧС.

Режим

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

  1. Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.

    Тушение

    Заключение

    Чрезвычайная ситуация, независимо от причин ее возникновения – это нелегкое испытание и для людей, и для структур, призванных их защищать.

    Природа каждый год проверяет РСЧС нашей страны на прочность. Это масштабные природные пожары, возгорания крупных технических объектов, мощнейшие наводнения.

    Мы можем быть уверены, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации нас не оставят с бедой один на один.

    Читайте наш блог, это информативно и познавательно.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Так это они ездили и вещали через громкоговорители, чтоб мы все по домам сидели, а то страшный вирус бродит по улицам.

    Павел: это российская структура. У вас она, наверное, по другом как-то называется.

    Устранять последствия, это понятно, а вот как можно предупреждать природные катаклизмы? Если население оповестят и то хорошо будет.

    Читайте также:

        

    • Какой след в жизни обломова оставила ольга кратко
    •   

    • В чем заключается принцип независимости действия сил кратко
    •   

    • Образование как социальный институт социология кратко
    •   

    • Какая должна быть температура в спортивном зале в школе
    •   

    • My school day план урока 8 класс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Восстание под руководством булавина требования территория
  • Восстание под руководством булавина требования территория
  • Национальное руководство по инфекционным болезням 2018 скачать
  • Glo hyper plus инструкция по применению на русском языке
  • Водонагреватель аристон abs vls evo inox pw 100 инструкция