ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РСЧС
каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия, назначаемая для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации, на остальных уровнях — комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России, на региональном уровне
— региональные центры ГОЧС, на территориальном уровне — ГУ МЧС России по субъектам РФ, на местном уровне — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 119-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) на федеральном и межрегиональном уровнях — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
в) на муниципальном уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
г) на объектовом уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций возглавляют руководители федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций или их заместители. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
2.2. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществляют координацию деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на федеральном и межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) организует разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.4. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно федерального и межрегионального, регионального и межмуниципального, муниципального характера.
(п. 2.4 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
2.5. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций могут принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (независимо от характера чрезвычайных ситуаций) в отношении работников указанных органов и корпораций, а также подведомственных им организаций.
(п. 2.5 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
3. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2020 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне;
в) на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
г) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
д) на объектовом уровне — подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:
а) на федеральном уровне — подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 23.06.2020 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) на межрегиональном и региональном уровнях — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(пп. «в» введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
6. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
7. Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа;
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) федеральный уровень реагирования — решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящей статьи) или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
11. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(п. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
В
соответствии с Федеральным законом
«О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в ре- дикции
федеральных законов от 28 октября 2002 г.
№ 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря
2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3, 30
октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует
единая
Российская государственная система
предупреждения и ликвидации стихийных
бедствий и чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), которая располагает органами
управления, силами и средствами для
того, чтобы защитить население и
национальное достояние от воздействия
катастроф, аварий, экологических и
стихийных бедствий или уменьшить их
воздействие.
Основная
цель создания РСЧС
— объединение усилий центральных и
региональных органов представительной
и исполнительной власти, а также
организаций и учреждений в деле
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Организация
функционирования РСЧС определена
постановлением Правительства РФ от
30 декабря 2003 г.
«О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций»
(в редакции от 7 ноября 2008 г.)
К
основным
задачам единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
относятся:
—
разработка и реализация правовых и
экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
-
осуществление
целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение ЧС,
повышение устойчивости функционирования
организаций и объектов социального
назначения; -
обеспечение
готовности к действиям органов
управления, а также сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций; -
сбор,
обработка, обмен и выдача информации
в области защиты населения и территорий
от последствий ЧС; -
подготовка
населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях; -
организация
своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях в
местах массового пребывания людей; -
прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций; -
создание
резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций; -
осуществление
государственной экспертизы, надзора
и контроля в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций; -
ликвидация
чрезвычайных ситуаций; -
осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, проведение гуманитарных
акций; -
реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а
также лиц, непосредственно участвующих
в их ликвидации; -
международное
сотрудничество в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Руководство
системой РСЧС возложено на
Министерство по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации стихийных бедствий
(МЧС России).
Основными
задачами МЧС России
являются:
-
Выработка
и реализация государственной политики
в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности, а также безопасности
людей на водных объектах в пределах
компетенции МЧС России. -
Организация
подготовки и утверждения в установленном
порядке проектов нормативных правовых
актов в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах. -
Осуществление
управления в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности, безопасности
людей на водных объектах, а также
управление деятельностью федеральных
органов исполнительной власти в рамках
единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. -
Осуществление
нормативного регулирования в целях
предупреждения, прогнозирования и
смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций ц пожаров, а также осуществление
специальных, разрешительных,
надзорных и контрольных функций по
вопросам, отнесенным к компетенции
МЧС России. -
Осуществление
деятельности по организации и ведению
гражданской обороны, экстренному
реагированию при чрезвычайных ситуациях,
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и пожаров,
обеспечению безопасности людей на
водных объектах, а также осуществление
мер по чрезвычайному гуманитарному
реагированию, в том числе за пределами
Российской Федерации.
Территория
РФ разделена на девять регионов, в
которых созданы
региональные центры
(РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в
следующих городах: Москва, Санкт-Петербург,
Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург,
Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.
Система
РСЧС действует в трех режимах:
-
режим
повседневной деятельности
— в мирное время при нормальной
производственно-промышленной,
радиационной, химической,
биологической, гидрометеорологической
и сейсмической обстановке; -
режим
повышенной готовности
— при ухудшении обстановки и
получении прогноза о возможности
возникновения чрезвычайных ситуаций,
угрозе войны; -
чрезвычайный
режим
— при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в мирное время,
а также в случае применения
современных средств поражения.
Решение
о введении соответствующих режимов в
зависимости от масштабов чрезвычайных
ситуаций принимает Правительство
РФ, МЧС или соответствующие комиссии
по чрезвычайным ситуациям.
Важнейшей
частью системы РСЧС являются ее силы и
средства, которые подразделяются:
-
на
силы и средства наблюдения и контроля; -
силы
и средства ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Силы
и средства наблюдения и контроля
включают:
-
подразделения
органов надзора (надзор за состоянием
котлов, мостов, атомных электростанций
(АЭС), газовых и электрических сетей
и др.); -
контрольно-инспекционную
службу; -
службы
и учреждения ведомств, осуществляющих
наблюдение за состоянием природной
среды, за потенциально опасными
объектами; -
ветеринарную
службу; -
сеть
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны; -
лабораторный
контроль за качеством продуктов питания
и пищевого сырья; -
службу
предупреждения о стихийных бедствиях.
В
силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций входят
в первую очередь соединения, части и
подразделения МЧС, Министерства обороны,
Министерства внутренних дел (МВД),
невоенизированные формирования
гражданской обороны, а также силы и
средства, принадлежащие другим
министерствам и ведомствам,
государственным и иным органам,
расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска
гражданской обороны, подразделения
поисково-спасательной службы и
формирования постоянной готовности
МЧС.
Особого
внимания в силах МЧС заслуживает
Государственный центральный
аэромобильный спасательный отряд.
Это первое в нашей стране формирование,
целиком состоящее из профессионалов
высокого класса.
Отряд
призван оперативно реагировать на
природные и техногенные катастрофы,
и не только на территории России, но и
за ее пределами. При необходимости на
базе Государственного центрального
аэромобильного спасательного отряда
можно скомплектовать несколько групп
спасателей, готовых одновременно
действовать в различных регионах России,
в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными
силами быстрого реагирования на
чрезвычайные ситуации располагают
и другие министерства и ведомства.
Например, в составе Российских железных
дорог (РЖД) имеются восстановительные
и пожарные поезда. Личный состав
Министерства внутренних дел в экстремальных
ситуациях обеспечивает правопорядок,
сохраняет материальные ценности.
Законом
Российской Федерации «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
определены права, обязанности и
ответственность граждан за участие в
мероприятиях по защите людей, материальных
ценностей, а также за участие в работах
по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Граждане
России имеют право:
-
на
защиту жизни, здоровья и личного
имущества в случае возникновения
чрезвычайной ситуации в любом регионе,
в любом населенном пункте; -
при
необходимости использовать средства
коллективной и индивидуальной защиты,
другое имущество органов исполнительной
власти республик, краев, областей,
органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для
защиты людей в чрезвычайных ситуациях; -
получать
информацию о надвигающейся опасности,
о риске, которому может подвергнуться
население на той или иной территории,
о правилах поведения и мерах безопасности
с учетом складывающейся обстановки; -
обращаться
лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного самоуправления
индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций; -
участвовать
в работах по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Законом
предоставляются права:
-
на
возмещение ущерба, причиненного здоровью
и имуществу граждан вследствие
аварий, катастроф, пожаров и стихийных
бедствий; -
медицинское
обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных
ситуаций; -
государственное
социальное страхование, получение
компенсаций и льгот за ущерб, причиненный
здоровью граждан при выполнении
обязанностей в ходе работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций; -
пенсионное
обеспечение в случае потери
трудоспособности в связи с увечьем
или заболеванием, полученными при
выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном
для работников, инвалидность которых
наступила вследствие трудового
увечья; -
пенсионное
обеспечение в случае потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья
или заболевания, полученных при
выполнении обязанностей по защите
населения и территорий.
Каждый
россиянин обязан:
-
активно
содействовать выполнению всех
мероприятий, проводимых МЧС РФ; -
соблюдать
законы и иные нормативные и правовые
акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций; -
выполнять
меры безопасности в быту и повседневной
трудовой деятельности, не допускать
нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые
могут привести к экстремальным
ситуациям; -
изучать
основные способы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
приемы оказания первой медицинской
помощи пострадавшим, правила пользования
коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно
совершенствовать свои знания и
практические навыки для действий в
любых складывающихся условиях; -
знать
сигналы оповещения о чрезвычайных
ситуациях и порядок действия по ним; -
четко
выполнять правила поведения при угрозе
и возникновении чрезвычайных
ситуаций; -
при
первой возможности оказывать содействие
в проведении спасательных и других
неотложных работ.
Кроме
того, на каждом объекте, исходя из
специфики производства, особенностей
размещения и учета других факторов,
должны быть разработаны свои правила
поведения и порядок действий каждого
члена коллектива и руководящего персонала
на случай чрезвычайных ситуаций. Это
могут быть правила по безаварийной
остановке печей, агрегатов и технологических
систем; перечень мер безопасности при
проведении аварийных, спасательных
и других неотложных работ на
коммунально-энергетических сетях и
сооружениях; инструкции, касающиеся
действий в зонах заражения вредны- iviи,
ядовитыми и радиоактивными веществами;
описание мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций в ночное время
и в непогоду.
Требование
закона — это то, что подлежит обязательному
исполнению. Должностные лица и граждане,
виновные в невыполнении или недобросовестном
выполнении законодательства Российской
Федерации в области защиты населения
и территорий, несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность. В свою
очередь, предприятия, организации,
учреждения, учебные inведения
и прочие юридические лица несут
административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Вопросы
для самоконтроля
1.
Какова основная цель создания единой
Российской государственной системы
защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях (РСЧС)?
2.
Перечислите основные задачи РСЧС.
3.
На какой орган возложено руководство
всей системой РСЧС и какие задачи он
решает?
4.
Дайте характеристику режимов действия
РСЧС.
5.
Что относится к силам и средствам
наблюдения и контроля РСЧС?
6.
Что относится к силам и средствам
ликвидации чрезвычайных ситуаций?
7.
Каковы права и обязанности граждан
России в условиях чрезвычайных
ситуаций?
8.
Какая ответственность устанавливается
для должностных лиц и граждан, виновных
в невыполнении законодательства
Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 20.05.2023
каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия, назначаемая для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации, на остальных уровнях — комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России, на региональном уровне
— региональные центры ГОЧС, на территориальном уровне — ГУ МЧС России по субъектам РФ, на местном уровне — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
- Министерство
- Противодействие терроризму
- Противодействие коррупции
- Документы
- Контакты
- Карта сайта
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий © 2022
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5. Подготовка населения к действиям при ЧС;
6. Прогнозирование и оценка социально – экономических последствий ЧС;
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:
1. Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно – промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;
2. Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
3. Режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Познакомить учащихся с основными понятиями РСЧС, с историей её создания и предназначением, рассмотреть задачи РСЧС по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.
Лекция-беседа, обсуждение, проверка знаний учащихся, работа с интерактивными объектами.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), функциональная подсистема РСЧС, территориальная подсистема РСЧС, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органы управления РСЧС.
Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Постановка учебных вопросов.
Из-за постоянной угрозы природных бедствий, техногенных катастроф, террористических нападений стало понятно, что противодействовать этим факторам можно только при наличии эффективно действующей специальной государственной системы, объединяющей усилия различных ведомств и организаций. В России такой организацией с 1992 г. является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цель и причины создания РСЧС. Этапы развития системы защиты населения. Организация и деятельность РСЧС.
Основные задачи РСЧС. Структура РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы. На каждом уровне РСЧС есть координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, создаются силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Основные задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующие органы управления РСЧС. Органы повседневного управления РСЧС.
В конце урока подводятся его итоги, обсуждается, что учащиеся узнали нового, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся записывают домашнее задание.
Как правило, во всем мире функцию предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидацию их последствий берет на себя государство. В Российской Федерации эту функцию выполняет РСЧС.
Сегодня поговорим, что такое РСЧС, как расшифровывается, какова ее структура, каковы ее основные задачи.
РСЧС – это…
РСЧС создана с целью объединения отдельных организаций и учреждений для оптимизации решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
То есть для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр руководства приступил бы к немедленной работе, координируя и направляя деятельность спасателей, медицинской помощи, служб жизненного обеспечения населения и т.д.
Задачи РСЧС
Основные задачи РСЧС:
- предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
- минимизировать возможные последствия ЧС;
- ликвидировать ЧС.
Если же детализировать задачи всех служб системы, то получится целый перечень необходимых к проведению мероприятий:
- разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
- обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
- проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
- координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
- ликвидировать последствия ЧС;
- изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
- создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
- создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
- поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.
Режимы функционирования РСЧС
Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.
Следовательно, существует 3 возможных режима:
- ЧС нет;
- ЧС возможна;
- возникновение ЧС.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Теперь о каждом из режимов немного подробней.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
Заключение
Чрезвычайная ситуация, независимо от причин ее возникновения – это нелегкое испытание и для людей, и для структур, призванных их защищать.
Природа каждый год проверяет РСЧС нашей страны на прочность. Это масштабные природные пожары, возгорания крупных технических объектов, мощнейшие наводнения.
Мы можем быть уверены, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации нас не оставят с бедой один на один.
Читайте наш блог, это информативно и познавательно.
Автор статьи: Елена Копейкина
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Так это они ездили и вещали через громкоговорители, чтоб мы все по домам сидели, а то страшный вирус бродит по улицам.
Павел: это российская структура. У вас она, наверное, по другом как-то называется.
Устранять последствия, это понятно, а вот как можно предупреждать природные катаклизмы? Если население оповестят и то хорошо будет.
Читайте также:
- Какой след в жизни обломова оставила ольга кратко
- В чем заключается принцип независимости действия сил кратко
- Образование как социальный институт социология кратко
- Какая должна быть температура в спортивном зале в школе
- My school day план урока 8 класс