На кого возлагается контроль за соблюдением инструкций по охране труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

Комментарий к статье 146
1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляется специально уполномоченными государственными органами, не зависящими в своей деятельности от руководителей организаций и их вышестоящих инстанций.
Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров.
2. Работник обязан:
— соблюдать требования охраны труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
— запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
— запрещать использование и производство не имеющих сертификата соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

В соответствии с требованием статьи 217 Трудового кодекса РФ в организации любой сферы деятельности в обязательном порядке должен быть работник, ответственный за охрану труда.

Содержание статьи:

  • 1 Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?
  • 2 Требования к квалификации специалиста по охране труда
  • 3 Регламентирующие документы
  • 4 Должностные обязанности ответственного по охране труда

Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?

В организациях с численностью работников до 50 человек, как правило, ответственным за охрану труда назначается работодатель, либо другой уполномоченный руководителем организации работник.

Ответственный за охрану труда в организации выполняет назначенный приказом работник. Для выполнения своих обязанностей данному работнику не нужно иметь специальное образование по охране труда (высшее образование или профессиональную переподготовку). Но ответственный в обязательном порядке должен пройти обучение по охране труда в Учебном центре по 40-часовой программе. По итогам пройденного обучения ответственному выдается удостоверение сроком на 3 года. Через 3 года работнику нужно будет пройти повторное обучение по охране труда.

Следует различать ответственного за охрану труда в целом по организации и ответственного за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ.

Очень часто руководители организаций путают эти понятия.

Специалист по охране труда контролирует и поддерживает состояние условий охраны труда на требуемом законодательством уровне в целом по организации.

Ответственный за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ – это, как правило, непосредственный руководитель работ на предприятии или в его подразделениях. Данный работник несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ (работы на высоте, погрузочно-разгрузочные работы, пожароопасные работы и т.д.).

Если численность работников в организации превышает 50 человек, работодатель обязан принять в штат организации специалиста по охране труда.

В данном случае отсутствие в штате организации специалиста по охране труда будет приравнено государственной инспекцией по труду к нарушению п. 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО! Статья 5.27.1. КоАП РФ
Пункт 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Необязательно устраивать специалиста по охране труда на полную ставку, если численность организации небольшая — 50-70 человек.

В этом случае достаточно будет нанять специалиста например на 0,5 ставки . Но при этом следует учитывать специфику деятельности организации и наличие работ повышенной опасности. Работодатель сам определяет структуру службы охраны труда, кол-во специалистов и их «загруженность» (Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»). Также следует помнить, что законодательство допускает использование услуг специалистов от организаций, предоставляющих услуги в области охраны труда. Отношения сторон в этом случае регулируются гражданско-правовым договором.

Специалист по охране труда – это работник, который осуществляет контроль за соблюдением норм и правил охраны труда в организации и обеспечивает полноценное функционирование системы управления охраной труда.

Требования к квалификации специалиста по охране труда

В ст. 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку (т.е. соответствующее образование) или опыт работы в этой области.

С 01.09.2021 до 01.09.2027 г. действует новый профстандарт специалиста по охране труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

В данном профессиональном стандарте четко указаны требования к образованию специалиста по охране труда. Специалистом по охране труда может быть работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», либо имеющий любое другое высшее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда, или имеющий среднее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда.

Регламентирующие документы

После принятия в штат организации специалиста по охране труда должен быть издан приказ о назначении ответственного лица за организацию работ по охране труда.

Приказ о назначении ответственного за охрану труда

Скачать пример документа

Следующим важным документом в работе специалиста по охране труда является должностная инструкция. Должностную инструкцию для данной профессии следует разрабатывать с учетом требований Профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

Данные документы являются основополагающими, и в случае проверки или несчастного случая инспектор может запросить эти документы для определения ответственности специалиста и вмененных ему функций и обязанностей.

Должностные обязанности ответственного по охране труда

К должностным обязанностям специалиста по охране труда относят:

  • контроль соблюдения требований охраны труда в организации;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда, в ходе которого специалист рассказывает трудоустраивающимся лицам (либо посетителям организации) об организации и состоянии условий охраны труда в ней;
  • оказание методической помощи руководителю организации и руководителям подразделений по вопросам связанным с охраной труда;
  • информирование работников о состоянии условий охраны труда на рабочих местах;
  • выявление потребности работников в обучении по охране труда;
  • организацию обучения по охране труда;
  • организацию проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • организацию проведения специальной оценки условий труда в организации;
  • организация и проведение оценки профессионального риска работников;
  • организация и проведение производственного контроля;
  • проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • составление и предоставление отчетов по охране труда по установленной форме.

Специалист по охране труда контролирует:

  • соблюдение требований нормативно-правовых актов по охране труда;
  • состояние безопасных условий труда на рабочих местах;
  • наличие у работников необходимых средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • своевременное проведение медицинских осмотров;
  • выдачу лечебно-профилактического питания;
  • своевременное проведение инструктажей по охране труда.

Специалист по охране труда осуществляет регулярный контроль соблюдения вышеуказанных требований в ходе плановых и внеплановых проверок. По результатам проведенной проверки специалист составляет предписание.

В предписании специалиста по охране труда указываются все выявленные в ходе проверки нарушения, сроки устранения нарушений и ответственные лица.

Предписание специалиста по охране труда

Скачать шаблон предписания по охране труда

Также специалист по охране труда может принимать участие в работе следующих комиссий:

  • комиссия по специальной оценке условий труда;
  • комиссия (комитет) по охране труда;
  • комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
  • комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве.

Подробнее про другие комиссии читайте в нашей статье .

Совместно с руководителями подразделений специалист по охране труда участвует в разработке планов и программ по улучшению условий труда и минимизации профессиональных рисков.

Таким образом, деятельность специалиста по охране труда направлена на:

  • предупреждение несчастных случаев и травматизма в организации;
  • контроль за соблюдением правовых требований охраны труда;
  • своевременное выявление опасных условий труда;
  • профилактику развития профессиональных заболеваний у работников;
  • информирование работников организации по вопросам охраны труда с учетом специфики отрасли;
  • разработку, ведение и актуализацию документации по охране труда.

В своей работе специалист по охране труда руководствуется технологической документацией, государственными нормативными правовыми актами по охране труда, национальными и межгосударственными стандартами в сфере охраны труда, отраслевыми и межотраслевыми стандартами.

Техника безопасности в школе

Техника безопасности в школе

Все мы знаем, что школа – храм науки, через который лежит путь к знаниям. Но постоянная активность детей чуть ли […]

Интервью газете Понедельник

Интервью генерального директора Вадима Лазуткина газете «Понедельник»

Директор компании «Внедрение систем и развитие» Вадим Лазуткин предлагает новый взгляд на услуги в области охраны труда. – Вадим, в […]

Вопросы и ответы по спец.оценке условий труда

Вопросы и ответы по спецоценке условий труда

Пролетело уже 3 года с момента вступления в силу Федерального Закона N426 и с каждым днем остается все меньше времени […]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как проверить анализы ребенка через госуслуги пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации снегохода рысь 440
  • Прокуратура на московском метрополитене руководство
  • Каптоприл для чего инструкция по применению цена
  • Руководство по качеству банка