На руководство под землей

Обязанности:

Ежедневный контроль выполнения плана по добыче, под моим руководством были добычные участки № 1;2;4;6;9, которые занимались отработкой блоков системой восходящей слоевой выемки с сухой закладкой и системой разработки нисходящими слоями с твердеющей закладкой. На данных участках было 22 очистных бригады. Техника принимавшая в очистной выемке была разная от горно-геологических условий. Насчитывалось более 9 разноплановых машин: ПДМ Microscoop -100D-3 ед., Aramain L-130-3 ед., ПД-2Э-12 ед., ПД-2Д-2ед., ПД-1Э-1 ед., МПДД-2, -1 ед., ПДМ WJD 0.75-2 ед., TORO-151-2ед. МПДЭ-1-3 ед., КоличествоПДМ-29 ед. Буровых кареток УБШ-228 -4 ед., УБШ-221-16 ед., УБШ-207-1 ед., УБШ-101- 5 ед., — 26 ед. ЛКР-1у- 32 шт. Отгрузка горной и рудной массы производилась через вертикальные породо-рудоспуски на ВПР с отгрузкой на нижних горизонтах участком ВШТ в вагонетки типа ВГ-2,2 м3. с транспортировкой до выдачного ствола электровозами типа 10 КР в количестве 11 ед. Проходка горных выработок велась одним участком ГПР, участок насчитывал 4 бригады. Производились работы по ГКР, ГПР, ГРР. Использовалось оборудование ППН-1с-3 ед., ППН-3а-4 ед., МПДМ-3 ед., 2КВ-3 ед., для строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках утверждённого бюджета. Крепление пройденных горных выработок велось с применением вида крепления СВП-22, СВП-27, анкерного крепления, железобетонного, торкретирования и набрызг-бетона, установками: Цемент-пушка СБ-117, БМ-60, Aliva 252, Aliva 257. Контроль за участком РВУ (ремонтно-восстановительный участок) занимался восстановлением, реконструкцией горных выработок и подготовкой ввода в эксплуатацию новых блоковых мощностей. Контроль за БВР (буро-взрывные работы) производился отдельным участком ВР. Использовалось ВВ патронированное (Аммонит, Аммонал) и гранулированное. Контроль за погашением пустот твердеющей закладкой (закладочные работы) производились круглосуточно участком ГЗУ. Протяжённость закладочного трубопровода диаметром 219 на руднике была различной, самая максимальная трасса насчитывала до 3 км. Было два пройденных закладочных коллектора на разных горизонтах. по которым был уложен и раскреплен закладочный трубопровод с поддувами. От закладочных коллекторов шла разводка по горизонтам к определённым блокам и слоям отработанного пространства. Подача закладочной смеси осуществлялось с центрального ЗК (закладочного комплекса) или из 4 вспомогательных комплексов механизированной доставкой бетоновозами до скважины. Суточные объёмы погашения пустот были различными и зависели от производственных объёмов очистной выемки. Месячные объёмы погашения пустот твердеющей закладкой составляли от 22000-27000 м3. Контроль за работой вентиляционных установок состояния воздушной среды, действующим санитарным нормам. Непосредственное руководство работой по выполнению «Системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. Повседневное руководство техническими службами и шахтой. Контроль на шахте нарядной системы. Регулярная проверка наличия и качество технической документации на все виды производственных работ, условий труда, чтобы находящиеся под моим контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы соответствовали требованиям промышленной безопасности. Контроль за 3 стволами 1К, 3Р, 9К. Все три ствола работали на выдачу горной массы на гора. 1К являлся грузолюдским. Личное участие в расследовании технических аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, обеспечивал меры по ликвидации и дальнейшему не повторению данных ситуаций на промплощадке и т. д. Рудник насчитывал 1100 человек с ИТР.Рудник под руководством начальника и мной, постоянно выполнял производственный план от 100-109%.

Кто такой горнорабочий?

Главная картинка статьи Кто такой горнорабочий?

Источник фото brgfx/freepik

Добыча полезных ископаемых сегодня представляет важный сегмент экономики. В данной отрасли задействовано множество самых разных специалистов. Самая распространенная, востребованная, но опасная специальность – горнорабочий.

Описание профессии

Горнорабочий – это специалист, который занимается добычей полезных ископаемых в шахте. Достаточно часто его называют просто шахтером, хотя под данным названием принято представлять всех работников горной промышленности, которые трудятся под землёй.

По сути, горнорабочий – это разнорабочий шахты, иными словами он только начинает свой трудовой пусть, поэтому основная его обязанность связана с физическим трудом. Однако он также должен знать, как правильно использовать инвентарь и оборудование, с которыми ему необходимо работать. Разбираться в классификации полезных ископаемых, уметь отличать его по внешним признакам. Еще в обязанности горнорабочего входят знания маршрутов, стрелочных переводов и сигналов, расположения горных выработок. Кроме того, рабочему необходимо быть осведомленным о технике безопасности и правилах передвижения в шахте.

Горнорабочие занимаются также ремонтом всего используемого оборудования. В зоне их ответственности находятся и наблюдение за показаниями измерительных приборов.

Поскольку данная профессия весьма опасна, то горнорабочие в праве рассчитывать на то, что в случае получения профессионального заболевания или травмы, они имеют право требовать от работодателя взять на себя оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную или профессиональную реабилитацию. Также у них есть социальные льготы и возможность досрочного выхода на пенсию.

Работа под землей предполагает жесткое соблюдение норм безопасности, а это включает в себя целый ряд мер: оборка заколов, осмотр выработки с целью обнаружения невзорвавшихся зарядов, проверка вентиляционного рукава.

Стоит также отметить, что сейчас на многих предприятиях существует тенденция обучать одного работника сразу нескольким специальностям, чтобы сократить расходы и уменьшить штат. При этом подобное решение не только накладывает дополнительную ответственность на рабочего, но и никак не влияет на уровень его дохода.

Условия работы горнорабочего весьма сложные. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры, при этом даже самый мощный и современный вентиляционный рукав не способен снабжать шахты чистым, свежим воздухов.

Горнорабочие чаще всего работают посменно. Однако достаточно часто бывают случаи переработки.

Работа горнорабочий подземный

Источник фото Dariusz Sankowski/Pixabay

Где выучиться профессии горнорабочий?

Профессию горнорабочий можно спокойно отнести к тем специальностям, для освоения которых не требует специальное образование. Постигать все нюансы профессии можно на рабочем месте под руководством более опытных специалистов.

Позднее предприятие может отправить сотрудника на специальные курсы для повышения квалификации или переподготовки.

Кроме этого, существуют учебные заведения, где можно освоить горное дело. Если получить среднее профессиональное или высшее образования, то в дальнейшем есть возможность занять и руководящую позицию.

Разряды профессии горнорабочий

У профессии есть три квалификационных разряда.

Горнорабочий 1 разряда расчищает дороги и железнодорожные пути, чистит вагонетки, помогает с погрузкой и разгрузкой инструментов, породы, полезных ископаемых. В его обязанности входит проверка и учет добытых ископаемых, оформление актов и документов на них. Кроме того, он может заниматься охраной взрывчатки и составлять отчеты по невзорвавшимся зарядам.

Горнорабочий 2 разряда работает с толкателями и лебедками для вагонеток. Выполняет вспомогательные работы при передвижке рельсовых путей путепередвигателями. Занимается выборкой и сортировкой полезных ископаемых, доставкой взрывчатых веществ. Также занимается мелким ремонтом оборудования и механизмов, хранением и выдачей инвентаря.

Горнорабочий 3 разряда задействован при разгрузке и погрузке горной массы на механизированные эстакады, управляет ее механизмами. Под руководством взрывника может заниматься заряжением скважин. Кроме того, горнорабочий 3 разряда создает детали крепи для обшивки вентиляционных стволов шахт, деревянных труб, трапов, люков, лестниц, полков и иных элементов.

Личностные качества профессии горнорабочий

Горнорабочий – это весьма опасная профессия, поэтому в ней ценится такое качество, как смелость. Но не безрассудная, а взвешенная. Осознание и понимание всех возможных рисков – главное качество всех специалистов, которые работают под землей.

Кроме того, необходимо обладать упорством, хорошей памятью, острым зрением и не теряться в чрезвычайных ситуациях, быстро ориентироваться и выбирать тактику поведения. Представителю профессии горнорабочий должен быть терпеливым, уметь концентрироваться на монотонной, рутинной работе.

Профессия горнорабочего требует физической выносливости и психологической готовности к труду в тяжёлых условиях. Поэтому специалисту необходимо следить за своим здоровьем регулярно проходить медицинские осмотры. Любые заболевания сердца, легких, суставов станут категоричными противопоказаниями для работы в шахте. Также важным условием является психологическое здоровье. С расстройствами, фобиями, неврозами к подобной работе не допустят.

Уровень заработной платы профессии горнорабочий

Оклад горнорабочего складывается из его рабочего стажа, уровня квалификации и диапазона выполняемых задач. Таким образом, средний уровень заработной платы специалиста варьируется в районе 70 000 рублей.

Горнорабочий разряды

Источник фото macrovector/freepik

Плюсы и минусы профессии горнорабочий

Положительными аспектами профессии являются:

  • льготы;

  • досрочный выход на пенсию;

  • перспективы карьерного роста;

  • высокий оклад.

К минусам данной профессии необходимо отнести:

  • опасные и вредные условия труда;

  • высокие риски получить производственную травму или болезнь;

  • тяжелый физический труд;

  • серьезное психологическое воздействие рабочего места на сознание.

«МК» достал руководство метро под землей

Начальник столичного метро ответил на вопросы о работе подземки, не выходя из тоннеля

Руководитель московской подземки Иван Беседин назначил встречу на два часа ночи у входа станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Свидание предстояло с одной стороны романтическое, с другой — экстремальное: Беседин предложил прогуляться пешком прямо по тоннелю, увидеть подземку, так сказать, изнутри, вместе с ним проинспектировать работу технических служб. Возможность пообщаться со всеми главными лицами подземки в условиях, приближенных к боевым, конечно, подкупала.

Как оказалось, для подобных прогулок по рельсам требуется специальное облачение. Подземка не делает различий ни для праздных зевак, ни для штатных работников: все надевают поверх обычной одежды оранжевые жилеты со светоотражающими полосками, на голову — ударопрочные кепочки наподобие тех, что носили французские жандармы. Журналистов переписывают поименно и инструктируют: руками не размахивать, к кабелям не притрагиваться, от провожатых не отставать. В московской подземке нетрудно и заблудиться: тоннели разбегаются во всех направлениях, как городские улицы. В два часа ночи отключается высокое напряжение на контактном рельсе, и гулять по подземному городу становится относительно безопасно. Правда, бдительность лучше не терять: время от времени по тоннелю проплывают тяжелые дрезины на дизельном ходу — собирают по станциям мусор или развозят запчасти для ремонта путей или коммуникаций. В глубине тоннеля зажигаются красные фонари — специальные предупредительные знаки, сигнализирующие о том, что на данном участке идут ремонтные работы. Бригады рабочих по три-пять человек оперативно включаются в дело: одни обследуют пути на предмет протечек, другие проверяют исправность автоматических стрелок, третьи тестируют подземную связь, четвертые измеряют параметры тоннеля — нет ли где отклонений от нормы на миллиметр-другой. Часто работы ведутся по итогам технической диагностики: специальная расшифровочная лента показывает, где необходимо устранить поломку или дефект.

Иван Беседин.

Фото: Кирилл Искольдский



Журналистов приглашают в один из тоннелей Кольцевой линии — от станции «Павелецкая» до станции «Добрынинская». Расстояние небольшое, чуть больше километра. Оказывается, оборудование проверяют в ходе подготовки к зиме. Холода метрополитену не страшны: в подземке всегда тепло, хотя тоннели ничем не отапливаются. Повышение градуса дают поезда при торможении — этой энергии вполне хватает на обогрев. Летом москвичи в подземке страдают от духоты: существующая система вентиляции, судя по всему, уже не справляется с охлаждением станций и тоннелей.

— Как правило, на перегоне устанавливается одна вентиляционная установка, — объясняет специалист метрополитена. — Она работает в разных режимах: на вентилирование, на приток воздуха, на дымоудаление. Все этапы работы регламентированы и согласованы с Роспотребнадзором и пожарной охраной.

— Средняя поездка пассажира в московском метро составляет 14,5 км и занимает порядка 20 минут — это статистика, — добавляет от себя Иван Беседин. — Люди большую часть времени проводят в поезде, поэтому мы стремимся создавать комфортную среду в вагонах при помощи кондиционирования. Я в курсе всех нареканий к работе климатического оборудования в новых вагонах. Но это было временное явление, период «притирки» — мы не имели права вмешиваться в работу импортных устройств. Сейчас французская фирма «Фейвели» — мировой поставщик климатического оборудования — открывает у нас сервисный центр для того, чтобы в случае поломок оперативно реагировать на устранение замечаний, так что следующее лето в метро будет прохладным, обещаю.

Контроль путевого хозяйства на станции «Добрынинская».

Фото: Кирилл Искольдский



Рабочие проверяют состояние контактного рельса, измеряют сопротивление изоляции — от этого зависит скорость движения поездов. Плановая проверка оборудования происходит раз в 8 дней, при необходимости узлы подвергают переборке. На одном из участков рабочие помечают зону протечки. Такие течи подлежат цементированию и гидроизоляции, глобальное же подтопление московской подземке не грозит.

На равном удалении друг от друга в тоннеле установлены специальные телефонные трубки — это связь с поездным диспетчером. Судя по новизне защитных коробок, оборудование недавно обновляли.

— Раньше связь тоже была, но сейчас ее модернизировали — на смену релейным схемам пришла электроника, — поясняет специалист по связи. После чего тестирует новенькую трубку: — «Павелецкая—Добрынинская», первый путь, как меня слышно?..

Когда появляется заветный свет в конце тоннеля, журналисты спешат задать руководству метрополитена заготовленные вопросы:

— Когда наконец откроют станцию «Жулебино»?

— В октябре запустим точно, не сомневайтесь!

— Когда закончатся сбои на серой ветке?

— От «Петровско-Разумовской» проходит новая линия, ограничение с движением поездов было связано с проходкой под тоннелями в этом районе. С четверга движение поездов будет восстановлено.

— Насколько метрополитен готов к зиме и будут ли сбои, которых все боятся?

— К зиме в целом мы готовы. Все службы отработали самим добросовестным образом. Причины сбоев мы знаем, готовим резервный подвижной состав, дублируем электронное оборудование, которое дает сбои. Так что сложностей не боимся.

Бригада ГНБ

Бригада ГНБ – это команда профессионалов, занятых интересным и нужным делом. Выполнение горизонтально-направленного бурения требует от каждого члена команды специальных навыков и умения работать в коллективе.

Состав бригады ГНБ

В зависимости от поставленных заказчиком целей и масштабов намеченных работ, в состав бригады может входить от 2-3 до 12 человек.

Состав бригады ГНБ

Обязательным является наличие в ней оператора буровой установки и локаторщика, поскольку согласованная работа этих двух специалистов обеспечивает возможность правильного прохождения бурового снаряда под землей. Оператор локационного прибора принимает и анализирует информацию, поступающую от зонда, вмонтированного в головку бура.

Машинист ГНБ тоже имеет возможность видеть эти данные на дисплее в своей установке. Локаторщик отслеживает, при необходимости корректирует курс бура и дает указания своему коллеге на буровой установке, в результате чего пилотная скважина прокладывается в нужном направлении, обходит препятствия в виде подземных коммуникаций и выходит на поверхность в намеченном месте.

Если экипаж для бестраншейной прокладки туннелей состоит из двух человек, то кто-то из них вынужден брать на себя и организационные функции: общение с заказчиком, ведение документации и т.п. Кроме того, этим специалистам приходится выполнять многочисленные подсобные работы, поэтому оптимальный состав группы ГНБ выглядит следующим образом:

  • руководитель бригады;
  • оператор буровой установки;
  • локаторщик;
  • инженер ГНБ;
  • сварщик ПНД труб;
  • водитель;
  • подсобные рабочие.

Требования к работникам бригады ГНБ

Во время выполнения работ решающую роль играет способность всех работников координировать свои действия с другими участниками процесса и подчиняться указаниям бригадира.

От мастера, как руководителя участка, ожидается универсальность: он должен организовывать весь рабочий процесс, поддерживать здоровый климат в коллективе и мотивировать всех сотрудников на хорошую работу.

Начальник бригады также должен являться специалистом высокого класса в области ГНБ и быть способным оказать помощь своим подчиненным на любом этапе бурения (то есть ему надо хорошо разбираться в технике и технологии ГНБ, иметь опыт обращения с бентонитом, уметь читать и проектировать профиль перехода). Также на руководителя работ возлагается ответственность за согласование проекта производства работ и дальнейшее взаимодействие с заказчиком. Ему приходится работать со всеми исполнительными бумагами проекта и закрывать документацию.

Оператором бурильной установки может стать прошедший специальное обучение работник 18 лет и старше. Главным требованием для него является умение работать на ГНБ аппаратах Vermeer и XCMG. Это дорогая и сложная техника, поэтому от машиниста ожидается бережное отношение к ней. Он должен знать правила безопасности при работе на установках для бестраншейной прокладки коммуникаций.

Горизонтальное бурение – процесс, требующий постоянного внимания, поэтому для машиниста недопустимо управлять установкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует помнить, что проведение ГНБ работ бывает связано с большим физическим и эмоциональным утомлением, поэтому к ним не допускаются лица, имеющие медицинские противопоказания. Машинисту также приходится выезжать на объект, для того чтобы оценить возможность выполнения задания, т.е. он должен хорошо разбираться в проектной документации; ему необходимо уметь готовить буровой раствор и осуществлять техническое обслуживание своей буровой машины.

Самые распространенные модели локационных установок на территории СНГ – это установки Ditch Witch, Eclips, Falcon и F-5. Локаторщик должен иметь опыт работы на указанных приборах локации. Он обязан уметь читать схемы расположения подземных коммуникаций и разбираться в особенностях текущего задания: специфика грунта, наличие в нем препятствий и т.п. Локаторщику приходится принимать мгновенные решения в случае возникновения проблем с прохождением буровой головки, поэтому он должен быть профессионалом в своем деле. Оператору локационного оборудования следует поддерживать свою аппаратуру в рабочем состоянии и при необходимости осуществлять ее ремонт.Динамичность процесса горизонтального бурения требует от локаторщика постоянного напряжения, поэтому на эту работу принимаются сотрудники без медицинских противопоказаний.

Как подобрать бригаду для ГНБ

Бестраншейный метод прокладки коммуникаций приобретает большую популярность на территории СНГ, и спрос на специалистов в этой области постоянно растет. Самым распространенным способом, которым набирается бригада ГНБ, остается размещение объявлений о вакансиях. В таких объявлениях указываются: специализация, необходимый опыт работы на соответствующих установках, личностные характеристики (коммуникабельность, инициативность, отсутствие вредных привычек) и размер заработной платы, в них оговариваются особенности проекта (например, наличие командировок, вахтовых смен и т.п.). Подбирая сотрудников, компания учитывает, что работа в бригаде ГНБ требует самоотдачи и дисциплинированности, поэтому “случайные” работники в таких коллективах не остаются.

Обучение и повышение квалификации членов бригады ГНБ 

Для подготовки специалистов в области ГНБ организуются профильные учебные центры, которые налаживают связи с компаниями, применяющими на практике метод бестраншейной укладки коммуникаций. Благодаря такому сотрудничеству будущие операторы бурильных установок, локационного оборудования и смесительных систем имеют возможность сразу испытать в работе полученные ими знания.

Теоретический курс, предлагаемый учебным центром, включает в себя:

  • нормативы охраны труда;
  • правила техники безопасности при погрузке/разгрузке и транспортировке рабочих материалов;
  • нормы пожаро- и электробезопасности;
  • алгоритм приготовления бурового раствора;
  • правила расчета пилотной скважины;
  • исследование физико-химических свойств разных видов почвы;
  • принцип работы буровой установки;
  • способы расширения скважины и укладки трубопровода;
  • начала электротехники, гидравлики и механики;
  • действия в случае возникновения нештатных ситуаций.

Первый этап обучения осуществляется на территории учебного центра, в компьютеризированных аудиториях, а второй – на действующих объектах, где производится горизонтально направленное бурение.

Под руководством опытных мастеров студенты получают практические навыки работы с современными установками ГНБ. При этом они учатся:

  • устанавливать буровую машину, анкерить и заземлять ее;
  • определять расположение подземных коммуникаций;
  • производить бурение, расширять пилотную скважину, прокладывать трубопровод;
  • обеспечивать изгиб профиля коммуникации;
  • осуществлять техобслуживание установки.

После прохождения курса обучения будущие специалисты ГНБ сдают аттестационный экзамен и получают удостоверение, которое позволяет им работать в этой области. Появление на рынке новых моделей локационного и бурового оборудования требует постоянного поддержания профессионального уровня операторов ГНБ. С этой целью члены экипажа ГНБ регулярно направляются на курсы в центры повышения квалификации и охраны труда.Там они имеют возможность познакомиться с новыми достижениями в области бестраншейных методов укладки коммуникации и подтвердить свои успехи аттестационными свидетельствами.

Бригада ГНБ – работа для тех, кто хочет заниматься интересным и полезным делом, что особенно ценно для тех, кто ищет приложение своим способностям.

Взрывник — это специалист, который имеет допуск на проведение взрывных работ, направленных на расчистку наземной территории или устранение завалов под землей. Взрывник сносит старые здания и мосты, выравнивает строительные участки, обрабатывает энергией взрыва различные материалы, открывает доступ к полезным ископаемым. Специалисты по взрывам уничтожают найденные опасные устройства, привлекаются к спасательным работам в зонах стихийных бедствий и террористических актов.

Каждый сотрудник обязан иметь Единую книжку взрывника — документ, подтверждающий прохождение всех необходимых курсов и инструктажей по безопасности проведения взрывных работ.

профессия взрывник

Узкие специализации

В зависимости от типа решаемых задач и типа местности, на которой производятся взрывные работы, специалисты делятся на две группы:

  • Взрывник на открытых работах — в зоне разработки рудных месторождений, расчистки строительных участков и других территорий на поверхности земли.
  • Подземный взрывник — ведущий работы в шахтах, скважинах, тоннелях, горных выработках и других подземных коммуникациях.

В зависимости от уровня квалификации, взрывники делятся по разрядам: от первого до шестого. Для получения очередного разряда необходимо на предыдущем проработать не менее двух лет. Специалист несет полную ответственность за безопасность взрывных работ на своем участке.

Места работы

Профессия взрывника наиболее востребована в регионах с развитой горнодобывающей промышленностью. Должность взрывника присутствует в штатах горных, металлургических, нефтяных и сейсморазведочных предприятий. Специалисты по взрывным работам есть в армейских и спасательных подразделениях, в некоторых строительных компаниях, возводящих постройки на горной местности или на месте старых сооружений, которые предварительно необходимо разрушить.

День взрывника — первое воскресенье декабря

День взрывника отмечают в первое воскресенье декабря. Праздник появился 10 лет назад благодаря инициативе Николая Кайгородова — бывшего мастера участка буровзрывных работ шахты «Черемуховская».

чем занимается инженер взрывных работ

Обязанности взрывника

Основные должностные обязанности взрывника следующие:

  • проведение монтажа взрывных сетей, с последующим взрыванием скважин;
  • дробление горных масс и зависших пород в шахтах и рудоспусках;
  • проведение взрывов в зоне горных выработок и отбойки руды;
  • проверка исправности стреляющего оборудования;
  • ведение документации.

Иногда в задачи взрывника входит:

  • заряжение и взрывание сейсморазведочных скважин;
  • проверка взрывчатых материалов по истечении гарантийного срока;
  • подготовка взрывов в зоне промыслово-геофизических работ.

Требования к взрывнику

Базовые требования к взрывнику включают в себя:

  • высшее или среднее специальное образование;
  • наличие EКВ;
  • опыт практической работы от двух лет;
  • знание видов и свойств взрывных устройств и веществ (торпед, пневмозарядчиков, прострелочно-взрывной аппаратуры, грунтоносов и т.д.);
  • знание правил хранения и транспортировки взрывчатых веществ;
  • знание правил безопасности при ведении взрывных работ.

Иногда требуется отметка в ЕКВ на право ведения взрывных работ при сейсморазведке.

как стать инженером-взрывником

Как стать взрывником

Чтобы стать взрывником, необходимо закончить среднее или высшее учебное заведение («Взрывное дело», Открытые горные работы”, “Подземные ГР” и некоторые другие специальности) получить допуск в органах МВД, оформить в Ростехнадзоре Единую книжку взрывника и сдать экзамен, подтверждающий уровень квалификации. Взрывник в обязательном порядке проходит медицинскую комиссию, которая дает заключение о его пригодности к профессии.

Чтобы занять должность мастера-взрывника, достаточно окончания колледжа, а инженером-взрывником может стать только выпускник вуза, прошедший дополнительное обучение и аттестацию в области промышленной безопасности хранения и транспортировки взрывчатых веществ, а также ведения ВР. Руководители подтверждают квалификацию каждые 5 лет.

Карьера молодого специалиста начинается с помощника взрывника. После получения права производства ВР, начинающий взрывник должен месяц стажироваться под руководством опытного наставника, прежде чем будет допущен к самостоятельной работе. Каждые два года взрывники обязаны подтверждать квалификацию.

Риски профессии

Профессия связана с высоким риском для жизни — не только самого взрывника, но и окружающих его людей. Специалист должен знать правила безопасности при обращении со взрывчатыми веществами, быть в хорошей физической форме, не иметь психических заболеваний, обладать крепкой нервной системой и уметь контролировать эмоции. От взрывника требуются хорошие знания по физике и химии, трехмерное воображение и умение с высокой точностью рассчитывать траектории, по которым будут разлетаться обломки — чтобы не пострадали люди и находящиеся поблизости сооружения.

Зарплата взрывника

Мы изучили текущие вакансии: взрывники зарабатывают от 45 до 200 тысяч рублей в месяц, в зависимости от квалификации, сложности проекта и типа предприятия.

Средняя зарплата взрывника по России составляет около 120 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

логотип ИПО Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Руководство горными и взрывными работами» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

В ночь на 17 мая в отдел МЧС по Приморскому району Санкт-Петербурга поступил сигнал о пропаже загородного дома иностранного агента Александра Невзорова. Прибывшие на место спасатели установили, что особняк по неизвестной причине провалился в подземное озеро.

«Это жизнь, всякое бывает. Произошло смещение русла проходящего под зданием реки, вследствие чего на глубине 30 метров образовалось озеро. Далее почва начала оседать и дом ушёл под землю», – рассказал пресс-секретарь МЧС по Санкт-Петербургу Михаил Рюмин.

По предварительным данным, дом не подлежит восстановлению, дальнейшее строительство на участке капитальных зданий будет возможно только после осадки грунта, что потребует не менее пяти лет.

Глава православной общины Приморского района отец Онуфрий на своей странице в «Одноклассниках» написал, что иноагента Невзорова постигла заслуженное наказание за его выступления против РПЦ.

«В Геенне Огненной сегодня исчез дом беса, предателя и иностранного агента Сашки Невзорова. Скоро и он сам провалится под землю за хулу на Святую Церковь. Только соборное покаяние спасут этого безбожника от неминуемой кары», – сообщил Онуфрий.

По данным «Фонтанки», за неделю до инцидента дом был застрахован на 70 миллионов рублей и в страховую компанию уже поступило требование о выплате компенсации.

Содержание:

  1. Способы строительства тоннелей
  2. Как копают подземные тоннели? Тоннелепроходческий комплекс
  3. Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей?
  4. Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей? – Короткий ответ mirvu.ru

Тоннель – одно из самых древних изобретений, придуманных человеком. Такие работы в прошлом выполнялись примитивными орудиями. А теперь используются проходческие щиты — современные машины, копающие тоннели на сотни метров вглубь и десятки километров в длину. Как работает подземная навигация?

Способы строительства тоннелей

Сооружение тоннеля подразумевает создание пустоты в земной коре. Оптимальный способ подбирается в зависимости от типа породы. Если она достаточно прочная, то можно обойтись без закрепления. В остальных случаях сперва сооружается временное укрепление (крепь), а потом постоянное (обделка). Оно обеспечивает гидроизоляцию тоннеля, а также берет на себя давление породы.

Двухпутный тоннель в метро выгоднее прокладывать большим щитом в один проход

Двухпутный тоннель в метро выгоднее прокладывать большим щитом в один проход

Способы возведения тоннелей делятся на 2 группы:

  • открытые (для неглубоких тоннелей);
  • закрытые (для тоннелей любой глубины).

Открытые способы включают котлованный, траншейный и щитовой методы. Их преимуществом является относительно невысокая стоимость. Основной недостаток – необходимость перестраивать коммуникации и дороги, которые располагаются над тоннелем.

Закрытые способы технологически более сложные. Подходящий метод выбирают в зависимости от мягкости и устойчивости породы. Одним из наиболее распространенных считается щитовой метод проходки. Для его реализации используются специальные машины, копающие тоннели – проходческие щиты.

Как копают подземные тоннели? Тоннелепроходческий комплекс

Под землей работает не один механизм, а целый комплекс, который называется тоннелепроходческим (ТПМК). Он включает разные машины, которые проделывают тоннели, выгружают горную породу, сооружают укрепления и т.д. Проходческий щит – одна из таких машин в комплексе.

Что примечательно – комплексы традиционно называют женскими именами. Конструкция сборная – это значит, что ее детали привозят на место работ и собирают в монтажной камере. Такая площадка отличается значительными размерами – примерно 60х70 м. Монтажная камера служит началом тоннеля, а демонтажная – завершением. В ней комплекс прекращает работу. Там же его разбирают, чтобы перевести на следующий объект.

Сборка тоннелепроходческого комплекса в монтажной камере

Сборка тоннелепроходческого комплекса в монтажной камере

Машина, копающая тоннели, в длину достигает около 100 м. В головной его части располагается ротор. Это режущий механизм, который разрушает породу. Работа ротора обеспечивается приводом. В конструкции укрепления предусмотрены тюбингы, которые в процессе работы щита заполняются цементным раствором.

ТПМК работает круглосуточно. За 24 часа такое устройство в среднем проходит 12 м. Рабочие трудятся в несколько смен, поскольку в обслуживании щита задействовано примерно 30 человек. В процессе прохождения необходимо отгружать изъятый грунт. Через специальные карманы щита он по конвейеру, а потом в вагонетках по рельсам переправляется на полигоны. За сутки работы ТПМК необходимо задействовать около 30 машин для перевозки грунта.

Иногда на сборку ТПМК недостаточно времени, ведь в среднем монтаж занимает 1-2 месяца. В таком случае специалистам приходится импровизировать. Например, на столичной станции «Петровский парк» головную часть комплекса весом 150 т опускали на 28 м вглубь целиком с помощью крана.

Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей?

Как только человек задумался о том, что подземное пространство можно и нужно использовать, возникла проблема ориентации на местности. Отрасль горной науки, которая специализируется на пространственно-геометрических измерениях и других смежных вопросах, называется маркшейдерным делом.

Профессия маркшейдера известна как минимум со времен царской России. В наше время такой специалист планирует и контролирует все работы, которые касаются подземного строительства или разработки горных выработок.

Принципы подземной навигации остались такими же, как и много лет назад. Но разница в том, что сейчас большинство задач выполняют машины, а все приборы стали цифровыми. Первый шаг – опускание с поверхности земли в начальную точку тоннеля трех отвесов. Они образуют треугольник. Второй шаг – измерение углов между ними, а также определение азимута каждой стороны треугольника.

Таким образом, уже зная азимуты всех сторон, специалисты спускались под землю. Там они производили измерения этого же треугольника. Оставалось лишь определить азимуты и с помощью угломерных приборов задать ориентир для прокладки тоннеля. К слову, специальный прибор, который позволяет определять горизонтальные и вертикальные углы, называется теодолитом.

Во время сооружения современных тоннелей чаще всего используются автоматические навигационные системы. Они в режиме реального времени показывают точное положение ТПМК в пространстве. За счет этого удалось повысить качество подземных сооружений, точность и скорость выполнения работ.

Навигационная система с тахеометром и лазером

Навигационная система с тахеометром и лазером

Существует множество систем подземной навигации, но наиболее распространенными стали:

  • SLS;
  • SN-PAi;
  • ACS-II.

Все системы имеют свои компоненты и принцип работы. Общим для них является наличие тахеометра. Это геодезический инструмент, с помощью которого измеряют расстояния и углы.

Например, система SN-PAi является призменной и оснащена инклинометром, который автоматически измеряет крен и уклон машины. На машине, копающей тоннели, закрепляются две мотопризмы. С заданным промежутком времени выполняется замер их координат. Данные передаются на компьютер, и специалист получает информацию о местоположении в пространстве проходческого щита. При этом он видит, если машина отклоняется от заданного курса. С помощью SN-PAi сооружены многие тоннели Московского метро.

Другие системы подземной навигации используют тахеометры со встроенным лазером и специальные мишени. Определяются относительные координаты лазерных точек, которые затем пересчитываются в абсолютные координаты. Затем происходит сравнение местоположения щита с проектными данными.

Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей? – Короткий ответ mirvu.ru

Первым делом с земной поверхности в исходную точку тоннеля опускаются 3 отвеса, которые формируют треугольник. Затем измеряются образованные углы и для каждой стороны треугольника вычисляется азимут. Под землей специалистами проводятся аналогичные измерения. Далее с применением угломерных приборов задается правильный ориентир для прокладки тоннеля. Сейчас почти все действия автоматизированы за счет современных навигационных систем.

Виктор Дятлов

Виктор Дятлов

Главный редактор, научный консультант редакции сайта «Мир вокруг».

Задать вопрос

Самый большой тоннелепроходческий комплекс в мире?

Виктор Дятлов

Самым большим считается японский ТПМК «Берта». Размеры: 18 на 98 м, вес 6350 т. Машина использовалась в Сиэтле, куда ее доставляли по частям. Мощность «Берты» позволяет ей проходить до 10 м в день.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина sanyo asd 4008r инструкция
  • Стиральная машина sanyo asd 4008r инструкция
  • Лиарсин для кошек инструкция по применению цена отзывы
  • Лиарсин для кошек инструкция по применению цена отзывы
  • Скачать мануал для субару легаси