Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку алтынсарин


Ибрай Алтынсарин 

Ибрай Алтынсарин —

учитель ХХI века

Роль Ибрая Алтынсарина

в формировании образовательного

пространства Казахстана

Кел балалар окыйлык!

Алтынсарин Ибраһим Балғожа ұғлы [1].

В истории и культуре казахского народа и современного Казахстана особое место занимают три выдающихся деятеля, заложившие основы современной духовной жизни народа – выдающийся ученый и путешественник Чокан Валиханов (Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, 1835 – 1865), поэт-мыслитель Абай Кунанбаев (Абай Ибраһим Құнанбайұлы, 1845 – 1904) и педагог-просветитель,  писатель Ибрай Алтынсарин (Ыбырай Ибраһим Алтынсарин, 1841 – 1889).

На просторах Великой Степи они никогда не встречались, хотя были современниками. Каждый из них трудился на своем поприще, закладывая зерна будущего развития своего народа. В то же время деятельность их перекликалась между собой — так этнографией казахов занимались и Алтынсарин и Валиханов, поэтом был не только Абай, но и Алтынсарин.

18-19 вв. были периодом постепенного присоединения всех жузов (родоплеменных, этнических объединений)  казахов [2] к России. Процессы, происходившие в то время, были непростыми и подчас болезненными как для кочевого народа,  так и для русских, которых политические реалии  вынуждали обустраиваться на новых территориях.

Вместе с купцами, крестьянами, казаками на вновь присоединившиеся к империи земли приходили чиновники, ученые, военные, представители русской интеллигенции. В  России рос интерес к этим  землям и народам, их населяющим. Это было время, когда  закладывались очень важные особенности взаимодействия двух культур. 

Активным участником этих процессов стал Ибрай Алтынсарин —  писатель, поэт, этнограф, выдающийся педагог и создатель сети русско-казахских школ, организатор образования, переводчик, автор одного из вариантов казахского алфавита на основе кириллической графики.

Биографическая справка

Ибрагим (Ибрай) Алтынсарин родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской  области (Средний жуз, род кипчак). Остался сиротой в 1845 году во время родоплеменных междоусобиц, очень частых в Степи и  воспитывался в семье родственника отца, уважаемого бия (судьи) Балгожи Жанбурчина, сторонника сближения с Россией. В 1850 году был принят  во вновь открытую школу для казахских детей при Оренбургской Пограничной комиссии. После ее окончания в 1857 году работал переводчиком, судьей, занимал различные административные должности. С 1864 года начал педагогическую деятельность сначала как учитель, а с 1869 и до ухода из жизни в 1889 году как один из руководителей  системы народного просвещения. 


Ибрай Алтынсарин с сыномИ. Алтынсарин среди учеников ремесленного училища в гор. Тургае


Школа для казахских детей при Оренбургской Приграничной комиссии 

Огромна роль школы в жизни каждого человека. Школа формирует душу и сознание ребенка, дает жизненные ориентиры и ценности. И счастлив человек, жизнь которого началась в хорошей школе, руководители и учителя которой понимают смысл и важность своей работы.

Ибраю Алтынсарину повезло. Он учился именно в такой школе. Первая в регионе и какое-то время единственная  школа для казахских детей, она создавалась для вполне утилитарных целей – подготовки переводчиков и делопроизводителей местной администрации, для облегчения взаимодействия с казахским населением. Но принципы и особенности этой школы достойны особого внимания.

1. В школу принимались дети не только привилегированных сословий (биев, султанов, старшин), но и простых казахов, что особо оговаривалось в инструкции к Положению о школе [3, с. 281].

2. В Положении о школе (параграф 19, 20) указывалось, что «нужно, по возможности, применяться к их [воспитанников – прим. авт.] образу жизни в степи», а также одевать их в единообразную, но привычную для них одежду[3, с.279].

3. Особо оговаривались нравственные качества персонала школы (параграф 7) [3, с.278].

4. Изучение не только русского, но и татарского языка, как языка мусульманского вероучения

5. Духовное воспитание в традиционной для казахов мусульманской религии,  при этом стремление администрации оградить воспитанников от узкого религиозного фанатизма путем назначения грамотных и проверенных вероучителей.

Но соблюдались ли эти положения в реальной жизни школы? Сохранился интересный исторический документ, статья уроженца Оренбурга художника А.Ф. Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он в одну из поездок на родину не только описал школу, но и оставил серию рисунков, иллюстрирующих рассказ.

 Я сам оренбургский уроженец; к киргизам и к образу жизни их присмотрелся сызмала и потому, естественно, приноровил посещение свое в школу чуть ли не накануне отъезда из Оренбурга, да и то для того, чтобы не упрекнуть себя после за невнимательность к замечательному на собственной родине;  но побывав там раз, так приятно изумлен был особенностями этого заведения, что принялся тотчас же за карандаш [3, с. 288].

Далее автор описывает помещение и оборудование школы, обращая внимание на добротность и качество всех вещей, окружающих воспитанников, удобство, выраженное во множестве мелких, казалось бы незначительных подробностях. Но в искусстве воспитания не бывает мелочей. Воспитывает ребенка все, в том числе и забота о красоте и удобстве быта.


Урок закона магометанского ведет ахун Оренбургского собораСпальня воспитанников


Художник описывает, как рационально устроены классные комнаты, обращает внимание на качество мебели из ценных пород дерева, бытовые удобства, к которым приучают учеников.

Особое внимание уделяет он спальне. После ее подробного описания он суммирует

Когда смотришь на спальню во всю ее длину – это чрезвычайно опрятные  кровати и табуретки, красные парадные тюбетейки воспитанников, симметрически надетые на конусы, которыми оканчивается прут у изголовья всякой кровати, три ночные лампы, подвешенные к потолку спальни и, наконец, огромный умывальник, красующийся в соседней комнате, как раз в середине двери в дотуар, представляют чрезвычайно приятную и оригинальную перспективу [3, с. 291].


Школьная больница (изолятор)Одежда воспитанников (слева направо): 1 - парадная зимняя, 2 - летняя, 3 - зимний кафтан и малахай, 5 - зимняя классная


В устройстве небольшого изолятора (школьной больницы) автор обращает внимание на то «что ни воздух, ни расположение комнат, ни общий веселый вид больницы ни разу не наведут вас на мысль, что тут в болезни могут страдать люди, хотя во время моего посещения и был там один больной воспитанник»[3, с. 293].

Одежда в национальном стиле очень высокого качества и в разумном количестве также подробно описывается и зарисовывается художником, причем он обращает внимание на такую деталь:

У каждого в кармане красный носовой платок. (В школе, значит ничего не забыто, до последней безделицы, потому, что красное киргизам всегда нравится) [3, с. 296].

И какие славные мальчики эти воспитанники: опрятные, благообразные, самодовольные, они, по врожденной каждому азиатцу степенности движений и теперь кажутся уже проглотившими всю человеческую мудрость; каких же успехов можно ожидать от них после? [3, с. 294]

Методическое наполнение педагогического процесса также было продуманно и целесообразно. Дети изучали как русский, так и татарский язык (язык ислама в Степи), основы исламского вероучения, математику и делопроизводство. Еще одним предметом была гимнастика, о проведении которой было отдельно оговорено в инструкции:

Гимнастике обучать в тех только видах, чтобы доставить ряд упражнений, полезных для их здоровья, и чтобы сидячая жизнь слишком вредного влияния на молодых людей с малолетства привыкших к кочевой жизни и движению. <…>сверх сего гимнастику <…> ввести не вдруг, а спустя несколько времени <…> не приневоливать  их к сего рода занятиям, а скорее приохочивать<…> [3, с. 284].

Все эти особенности представляются не только разумными, но и вполне естественными и целесообразными. Но какова была практика создания подобной системы образования за рубежом? Изучая опыт других стран, например Индии в том же 19 веке  [приводится по: 4, с. 9-11],  мы видим:

 а) оторванность выпускников школ от своего народа, образование из них некоей касты, чуждой соплеменникам;

б) насильственную христианизацию учеников и через нее дополнительное отделение от  традиционного уклада и условий жизни.

Выпускники этих школ готовились стать  просто помощниками администрации метрополии, не повышая культуру своего народа, не способствуя его просвещению.

Деятельность Ибрая Алтынсарина

Годы учебы в школе, которую И. Алтынсарин закончил на отлично, безусловно, наложили отпечаток  на последующую деятельность. Знакомство с русской культурой формировало его взгляды на направление развития своего народа. Кочевой уклад, традиционный для казахов, в этот период находился в стадии разложения, и часть народа (чаще всего бедняки) уже постепенно переходили к оседлой жизни. Этот процесс И. Алтынсарин описал в рассказе  «Кипшак Сейткул», и его симпатии были, безусловно, с теми, кто не боялся осваивать новый жизненный уклад. В этом процессе  могли помочь и русские поселения, возникавшие  в казахской степи. В своей публицистике Алтынсарин писал об этом так:

…Казахский народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем [«Оренбургский листок», 1880, № 17. Цит. по: 5, с. 143].

«В интеллигентном, торговом и ремесленном  населении городов казах увидит потребителя, снабжающего степняка всеми услугами современной цивилизации, искусства и научных знаний. Влияние городов и удобных путей сообщения будет для жизни казахского народа  и в нашей степи благодетельным.<…> На русских поселян мы возлагаем всю надежду, как на учителей по части культуры и преобразователей казахской степи» [«Оренбургский листок», 1889, 20 апреля. Цит. по 5, с. 142].

Одним из путей сближения с русской культурой Алтынсарин видел в организации русско-казахских школ и вообще развитии образования, как казахов, так и русских поселенцев.

Итоги  деятельности Алтынсарина в этом направлении  могут показаться на первый взгляд, скромными — открытие  четырех двуклассных училищ, ремесленного  и женского училища, пяти волостных школ, двух училищ для детей русских поселян, создание системы стипендий для обучения.  Но за ними стоял огромный труд преодоления косности, невежества и равнодушия. В письме к своему другу и руководителю Н.И. Ильминскому он с горечью писал:

Об образовании киргизов начальство так заботится, что предпочитает лучше красить крыши и без того красные, белить стены и без того белые, нежели приступить к постройке училищ при укреплениях [6, с. 19].

К организации школ и училищ Алтынсарин подходил с такой основательностью (безусловно, заложенной еще в годы учебы), что некоторые из построенных им  школьных зданий сохранились до нашего времени. В его опубликованном архиве  находится огромное количество документов, показывающих, с какой тщательностью продумывал И. Алтынсарин малейшие подробности не только педагогического и методического процесса, но и устройства быта, как учеников, так и учителей. В своих письмах он писал:

…главное теперь – устройство зданий, это основание всему. Если прочно, удобно и хорошо будут выстроены школьные помещения, соответственно всем учебно-воспитательным целям, так остальное, я считаю, в шляпе [6, с.59].

Об учителях И. Алтынсарин написал следующие строки:

На своих учителей я вообще смотрю как на братьев, с которыми у нас все должно быть общее: и мысли,  желания, и материальные силы [6, с. 63].

Один из учителей, Ф.Д. Соколов в своих воспоминаниях писал:

К народным учителям И. Алтынсарин относился строго, требуя аккуратного отношения к делу и строго преследовал неисполнительных.<…> Умел он своими беседами сердечно возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил всех относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми, как честными и полезными тружениками [3, с. 334].

Вспомним, что внимание не только к профессиональному, но и нравственному уровню педагогов  было принято в школе, которую он закончил.

Нельзя не отметить, что такое отношение к учителям далеко не всегда встречается в современном обществе.

Для Алтынсарина была понятна необходимость изучения казахами русского языка. Для создания языковой среды для своих воспитанников-казахов он считал нужным после начального периода обучения  соединять их с русскими учащимися.

Проблемой  также была и необеспеченность учебными пособиями. Практически не существовало детской литературы на родном языке. Алтынсарин разрабатывал для школ методические принципы обучения и воспитания, создавал учебные пособия. Его «Казахская хрестоматия»  (1879 г.) была первой книгой для детей и народного чтения на казахском языке и была составлена по образцу аналогичных произведений Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.


Титульный лист книги И. Алтынсарина "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку"Титульный лист "Киргизской хрестоматии" И. Алтынсарина


Особенно важно было, что «Хрестоматия» была напечатана  русскими буквами и, как написал в предисловии к ней сам автор, «служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным русским книгам, не противореча последним ни содержанием, ни алфавитом» [3, с.78].

Разработка казахского алфавита на основе кириллической графики была важна еще и тем, что, по мнению Алтынсарина, он гораздо лучше передавал особенности казахского языка, чем принятый тогда татарский, использовавший арабскую графику. Но он отдавал себе отчет, что переведение всей казахской письменности на кириллицу – дело отдаленного будущего.

Хотя, действительно, русскими буквами гораздо вернее выражаются киргизские слова; хотя вмешательство татарской грамоты может повредить чистоте и целости киргизского языка, но надо иметь в виду, что разрыв татарской грамоты с киргизами и невозможен до далекого, по крайней мере, будущего, потому что на ней написана религия киргизов, по-арабски и татарски киргиз молится [6, с.30].

Действительно, окончательный разрыв с арабской графикой состоялся лишь в 20 веке, когда казахский язык был переведен сначала на латиницу (1929 г.), а затем на кириллицу (1940 г.). Но именно Ибрай  Алтынсарин был первым  казахом, который начал эту важную для народа работу.

Трудности создания сети русско-казахских школ усугублялись еще и тем, что в этот период у казахов существовала сеть мусульманских школ (медресе) с татарским (преимущественно) языком обучения. Эти школы были религиозными, а низкий уровень не только знаний, но и нравственности преподавателей-мулл ни для кого не был секретом. В своей публицистике, поэзии, рассказах об этом с горечью писал сам И. Алтынсарин. Но тяга народа к образованию и сравнительная распространенность этих заведений делали их серьезной силой.

Поэтому Алтынсарин особое место в своей деятельности уделял религиозному воспитанию учеников. Он тщательно отбирал мулл для открываемых им школ, старался контролировать их деятельность. Ощущалась острая нехватка учебных пособий по мусульманскому вероучению и Алтынсарин сам составил учебное пособие по исламу — «Шараит-ул-ислам» («Основы исламского вероучения»), опубликованное в 1884 г. в Казани, в арабской графике. Подробнее об этом учебном пособии можно прочесть в письме И. Алтынсарина  Н.И. Ильминскому  (см. Приложение).

Сотрудничество Ибрая Алтынсарина с деятелями российской культуры

В своей деятельности Алтынсарин сталкивался как с представителями своего народа, так и с русскими чиновниками, купцами, крестьянами. Некоторые из этих людей оказали влияние на формирование духовного мира выдающегося казахского просветителя. Остановимся на двух наиболее заметных деятелях.

Григорьев В.В. (1816-1881)

Выдающийся российский востоковед Василий Васильевич Григорьев (1816-1881) — один из первых  обративший внимание на значение Восточного и Западного  Туркестана в мировой политике.  Его научная, педагогическая и административная карьера началась в Петербурге, затем продолжилась в Одессе. В 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где вскоре  занял  должность начальника пограничной комиссии.  Эта комиссия занималась контактами со среднеазиатскими ханствами, а также ведала делами киргизов. В Оренбурге  В.В. Григорьев принял участие в создании сети школ для кочевников в степных укреплениях.  В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал об этом так:

Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа [6, стр. 46].

За научные труды, созданные в Оренбурге, Григорьев в 1854 году был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

После 1862 года В.В. Григорьев вернулся в Санкт-Петербург, где стал профессором  университета и возглавил основанную им кафедру истории Востока.


Василий Васильевич ГригорьевНиколай Иванович Ильминский


Ильминский Н.И. (1822 – 1891)

Николай Иванович Ильминский – русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук, замечательный лингвист-переводчик и знаток восточных языков. Он работал вместе с В.В. Григорьевым в Оренбургской пограничной комиссии, где и познакомился с молодым переводчиком И. Алтынсариным.

Несмотря на разницу в возрасте, а главное, в уровне образования (Ильминский был уже известным специалистом-востоковедом и миссионером)  между ними сложились очень дружеские отношения. После перевода Ильминского в Казань в 1961 году, они продолжали переписку и сотрудничество.

 Н.И. Ильминский был безусловным сторонником христианизации мусульманского населения Российской империи и очень много делал в этом направлении. В свою очередь Алтынсарин был убежден в важности  для казахов и близких им народов сохранять ислам, признавая, впрочем, необходимость его очищения от фанатизма и невежественных наслоений. Но эта разница во взглядах не мешала замечательному сотрудничеству двух  деятелей культуры. Их переписка продолжалась до ухода из жизни И. Алтынсарина. Именно Ильминский, уже будучи тяжело больным, собрал, написал и организовал издание воспоминаний о деятельности своего друга (Н.И. Ильминский. Воспоминания об Ибрае Алтынсарине. Казань, 1891).

Окружение Алтынсарина

Рассказ о деятельности великого казахского педагога будет неполон без сведений о близких,  друзьях и последователях из числа казахов. Об этом замечательно рассказала правнучка И. Алтынсарина профессор казахстанского университета «Туран», заслуженный деятель культуры РК Гульжихан Касымжанова.

Говоря о жизни и деятельности великого просветителя, нельзя не упомянуть и его окружение. Рядом с ним постоянно находился народный акын Нуржан Наушабай. Ибрай, владея красивым голосом, сам неплохо играл на домбре и был прекрасным импровизатором. Его ученик Габдолгали Балгымбаев вспоминает, что они вместе с Н.Наушабаевым часто проводили вечера в словесных состязаниях на домбре, где слушатели становились свидетелями прекрасных поэтических импровизаций. В его окружение входила вся элита казахского общества. Так, Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины — потомки хана Нуралы. Оба выпускники  Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге. Именно А.Сейдалин поможет И. Алтынсарину открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправит свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Гульжаухар Сейдалина позднее выйдет замуж за будущего депутата Государственной Думы Ахмеда Беремжанова, а их сын Батырбек Беремжанов в советское время станет известным ученым. Среди учеников Ибрая можно назвать и демократа, поэта и переводчика  Асылкожу Курманбаева. Его острые статьи по социальным вопросам часто печатались в газете «Дала уалаятты газетiне». После смерти И.Алтынсарина Асылкожа Курманбаев переезжает в Семиречье, где становится директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г.Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы [7].

Итоги деятельности И. Алтынсарина

За свою недолгую, особенно по современным меркам жизнь, успел сделать удивительно много. Вот краткий перечень заслуг И. Алтынсарина-педагога и организатора школьного образования:

Открытие  учебных заведений в разных областях:

четырех двуклассных центральных  русско-казахских училищ,

ремесленного училища,

женского училища,

пяти волостных школ,

двух училищ для детей русских поселян,

а также  создание системы стипендий для обучающихся в гимназиях, университетах и др.[Приводится по: 3, с. 33].

Создание учебных пособий:

«Киргизская хрестоматия» (составлена по образцу «Детского мира» К.Д. Ушинского) – опубликована в 1879 г.

«Начальное руководство  обучению киргизов русскому языку» — 1879 г.

«Мактубат» (Хрестоматия) – на казахском языке, написанная арабской графикой, опубликована после смерти Алтынсарина.

 «Шариат-ул-ислам» («Основы исламского вероучения») — 1884 г.

Программа развития школьного образования, изложенная в многочисленных документах (рапортах, циркулярах, докладных записках), изучение которых показывает, насколько глубоко вникал И. Алтынсарин во все подробности обучения [8, с.150-154, с.156-169, с.239-245 и др.]. В них формулируются те принципы, которые были актуальны для того времени, а некоторые актуальны и теперь:

вести обучение на достойном научном и самом передовом методическом уровне;

учить киргизских детей с русскими;

должным образом финансировать народное образование;

дать возможность получившим образование  достойно применять его в общественной жизни.

Школы – это главные пружины образования киргизов, а они, брошенные в степь как попало, не могут приносить пользы; между тем на них, и в особенности на них и надежда; в них же и  будущность киргизского народа» [6, стр. 32]. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их [детей-прим.] нравственность, чтобы они впоследствии не сделались взяточниками [6, с. 25]  

– так писал Алтынсарин в письмах к единомышленникам и сотрудникам.

Основные принципы педагогики И. Алтынсарина кратко можно сформулировать следующим образом:

В образовательном процессе нет мелочей.

Важно не только получение знаний, но и воспитание.

Важнейшее место занимает личность учителя, его моральный облик.

Школа должна быть образцом нравственного влияния на общество, оплотом культуры в её подлинном смысле.

Эти принципы совпадают с задачами  подлинно гуманной педагогики, которую формировали в своей деятельности выдающиеся педагоги не только ХIХ – ХХ, но и ХХI века.

Более чем заслуженными  и даже пророческими звучат слова, написанные учениками и последователями И. Алтынсарина в далеком 1884 году:

Для нас, кочевников, очень дороги произведения И. Алтынсарина, как и он сам <…>. Мы готовы видеть в лице г. Алтынсарина героя, который становится отражением всего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни [«Оренбургский листок», 1884, № 15. Цит. по: 3,  с. 48].


Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха.

Декабрь, 2019 г. 


Примечания и библиографические ссылки 

1.«Спешите, дети, учиться!» Ибрай Алтынсарин (каз.)

2.Важно отметить, что в документах, научных публикациях, литературе  вплоть до 30-х годов ХХ в. этноним «казах» практически не употреблялся. Вместо него использовались —   «киргиз», «киргиз-кайсак,» «казах-киргиз». Поэтому  в произведениях  и письмах И. Алтынсарина  мы встречаем  этнонимы «киргиз» или «киргизец». Но после 30-х гг. ХХ в.   некоторые тексты 19 века  редактировались и в них  вносились исправления  —  слово «киргиз» заменялось на «казах». 

3. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 1. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1975. 360 с. 

4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий / пер. с англ. СПб: издательство «Адити», 1998. 571 с. 

5. Джумагулов К.Т.  Ибрай Алтынсарин (Предисл. проф. Х.Х. Махмулова). Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975.  160 с.

6. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 3. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1978. 352 с.

7. «Наследие великого учителя Ибрая Алтынсарина актуально и сегодня — заслуженный деятель культуры РК Г.Касымжанова». Сайт inform.kz. – URL: https://www.inform.kz/ru/nasledie-velikogo-uchitelya-ibraya-altynsarina-aktual-no-i-segodnya-zasluzhennyy-deyatel-kul-tury-rk-g-kasymzhanova_a2420663 (дата обращения: 10.12.2019)

8. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 2. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1976. 423 с. 


 Приложение 

 Письмо Н. И. Ильминскому

12 сентября 1882 г. Оренбург

Ваше превосходительство, милостивый государь, Николай Иванович!

Небезызвестно  Вам, что с прекращением в киргизских степях междоусобий, [по] водворении в них полного спокойствия через  организованные впоследствии особые русско-киргизские  управления и укреплении киргизов на известных  поземельных участках, естественным последствием  всего этого вышло то, что они стали чувствовать потребность в знаниях, между прочим, грамоты и своей религии, полное незнакомство с которыми они не могли не видеть на каждом почти шагу, познакомившись с ближайшими оседлыми народами. Небезызвестно также, что из числа сих последних, как по условиям местностей, занимаемых киргизами, так и единству религий и сходству языка, прежде всего стали влиять на киргизов татарские, башкирские и бухарские племена. И таким путем в настоящее время сильно уже распространилось и распространяется между киргизами магометанское вероучение, которое, за малыми исключениями, и ведется татарскими и бухарскими муллами или же и киргизами, но обучавшимися в татарских и бухарских медресах. Руководствами же для этих занятий служат преимущественно татарские книги, как более для киргизов понятные, в которых не существует, однако ж, ни какой-либо системы, ни даже, во многих случаях, смысла, так что ученики татарских медрес, учившись по существующим руководствам в течение нескольких лет, все-таки остаются полнейшими невеждами по отношению к своей религии, но только с громадным запасом духа нетерпимости ко всему немусульманскому.

Дух нравственного учения бухарских и татарских мулл вообще известен. Они, побуждаемые отчасти личными интересами, а отчасти вследствие того что сами воспитаны односторонне, в известном только направлении, ставят единственным источником всякой мудрости только магометанское вероучение; и все, что не относится к этому, считается недостойным обучения и измышлениями неверных, клонящихся к ослаблению религиозных их учений. Между тем нельзя сказать, чтобы этот дух и направление мулл вполне согласовались с основным духом мусульманского закона или шариата, который нигде, например, не отрицает надобности обучаться вообще светским наукам и искусствам, от каких бы народов они ни исходили; доказательством чему служит даже обязательность для желающих получить звание ученого муллы (хатиб) изучение между прочими «фянами», т.е. науками, арифметики, медицины и астрономии (гильму-хисаб, гильму-тып, гильму-хайат ва афляк).

Таким образом, имея в виду, с одной стороны, проявившуюся в народе и неотразимую уже никакими мерами потребность в знании исповедуемой им религии, с другой — необходимость в таком случае снабжения киргизского юношества такого рода руководством, которое, будучи писано на родном его языке и вполне согласно с основным духом мусульманства, послужило бы предметом основного обучения их религии; кроме того, в видах устранения по возможности, во-первых, того, чтобы религиозные понятия киргизской молодежи не получали ложного направления и, во-вторых, чтобы татарский язык незаслуженным образом не продолжал быть исключительно употребительным языком письменности между киргизами, что, несомненно, и есть один из вернейших способов к отатариванию киргизов, я и принялся в последнее время за изучение магометанского шариата и составление прилагаемого к сему учебника.

К этому побуждало меня и то еще обстоятельство, что сами киргизские муллы признавали несоответственность имеющихся у них руководств, а большинство неграмотных киргизов заявляло, что татарские начальные книги для детей их непонятны, что не существует ни одной такой и татарской книги, в которой были бы собраны все необходимые, обязательные к исполнению правила веры, и что для их детей вовсе нет надобности добиваться звания ученого муллы, а нужно бы обучить их лишь арабской грамоте, как вошедшей уже в употребление в обыденном их быту, и знанию ими только обязательных частей религиозных учений. На деле же происходит именно так, что обучение арабской грамоте и закону божьему производится преимущественно малограмотными киргизами или другими инородцами в семействах состоятельных киргизов, около которых группируются кроме хозяйских и дети одноаульцев их. И такого рода обучение идет в настоящее время почти во всех порядочных киргизских семействах. Следовательно, по самому размеру знаний этих мулл обязанность их заключается только в том, чтобы знакомить киргизских  детей с арабскою грамотой, и в ознакомлении их с основными требованиями закона божьего. Но вот это-то ознакомление, — будучи в руках невежественных людей, перенявших от своих учителей не столько внутренний смысл самого вероучения, сколько внешние направления и взгляды самих  учителей,  людей, не имеющих при этом и никаких соответственных к данному предмету учебников, — влияет пагубным образом отчасти и теперь и может еще более влиять в будущее время на киргизское молодое поколение.

Ввиду всего этого настоящий мой посильный труд как руководство для киргизских семейств, желающих обучать своих детей закону божьему настолько, насколько это обязательно для каждого мусульманина, а также для русско-киргизских школ, в которых преподается этот предмет, будет, смею надеяться, соответствовать своей цели и, как одобренный не только простыми киргизами, но и многими их авторитетными муллами, получит, как кажется, применение в киргизской Степи. Здесь считаю не лишним упомянуть и о том, что писать подобного рода учебник русскими буквами, как я полагал сначала, представляется совершенно невозможным; так как книга религиозного содержания, хотя бы [и] составленная вполне согласно с постановлениями шариата, но имеющая внешнюю немусульманскую форму, не могла бы иметь между киргизами никакого доверия, возбудила бы лишь неблагоприятные толки и осталась бы в школьных библиотеках, будучи не применимою к делу.

Учебник этот разделен на четыре отдела: в 1-м иман, т.е. вера, в чем она заключается по мусульманскому учению, как нужно признавать единство бога и Магомета его посланником; во 2-м агмал-захир — видимое служение богу, выражающееся в молитвах, посте, милостынях бедным (закет) и вообще в добрых делах, в поклонении Каабе (хаж) и т.п. со включением сюда же и молитв, общеупотребительных в намазах и при других религиозных случаях; 3) нравственность (ахлак), т. е. каких направлений и нравственностей должен быть, по повелению алкорана, человек, и 4) переводы на киргизский язык арабских молитв, читаемых в намазах, при посте и других религиозных случаях.

Представляя теперь настоящий учебник к Вам, добрейший Николай Иванович, по совету, между прочим, и г. попечителя Оренбургского учебного округа, осмеливаюсь почтительнейше просить не отказать своим посредничеством в напечатании его, так как мне неизвестны пути, по которым печатаются подобные татарские книги (кажется, цензором некто Готвальд), и не знаю также, сколько может требоваться денег на напечатание одной или двух тысяч экземпляров подобной книги, что я и намерен принять на свой счет. Корректорами я прошу вместе с сим быть моих собратов, студентов Алдиярова и Карабаева.

О последующем не оставьте уведомлением через В. В. Катаринского, если возможно, в непродолжительном времени.

С глубоким уважением и искреннею преданностью имею честь быть Вашего превосходительства покорный слуга И. Алтынсарин.

Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 1. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1975.  С. 77-80


ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда – известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Много читал, часто общался с образованной частью российского общества.

Неиссякаемая жажда знаний и стремление принести как можно больше пользы своему народу стали жизненным кредо Ибрая. По характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания он старался передать своим соплеменникам.

В 1857 году Ибрай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Он свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения У. Шекспира, И. Гете, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоуси, А. Навои и других классиков мировой литературы.

Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов оказало знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.

После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения народа. Его жена Айганыс была мудрой и умной женщиной. Она создала все условия для научно-педагогической деятельности своего мужа.

В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и состояния русской педагогики позволило ему стать выдающимся просветителем казахского народа. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».

Ибрай отмечал, что «школы – это главные пружины образования» казахов. Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей. Зная, что учебная и научная литература светского характера имеется в русских школах, он выступал за получение образования именно через русский язык. Тургайское Областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение и необходимость получения светского образования. Для открытия школы он организовал сбор финансовых средств. Одним из первых сам внес деньги. В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских детей.

В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть учебных заведений во всех уездах области.

С именем И. Алтынсарина связано и начало организации женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями). Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа.

И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные, свадебные обряды и обычное право казахов Младшего жуза. Все свободное от работы время он проводил в аулах, собирая сведения об истории, фольклоре, шежире, обычаях и обрядах родного народа. При жизни опубликовал ряд своих научных статей в журналах и газетах.

Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на родной язык басен И.А. Крылова, рассказов Л.Н. Толстого, он писал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях. И. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко используются поучительные сюжеты из казахских сказок.

Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворения «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носят нравственно-поучительный характер. На этих произведениях выросло не одно поколение казахской молодежи. Своими произведениями он пропагандировал образование и науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, образовании, технике и искусстве.

В последние дни своей жизни И. Алтынсарин писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил». Эти слова подчеркивают его искреннюю любовь к своему народу. Благодарные потомки не забыли своего просветителя. К примеру, его именем названа Казахская национальная академия образования. Самые лучшие педагоги страны ежегодно награждаются нагрудным знаком им. И. Алтынсарина, в его честь проводятся республиканские научные конференции.

ТЕЗИСЫ

Ибрай Алтынсарин

Годы жизни

1841–1889

Настоящее имя

Ибрагим

Получил воспитание

У деда Балхожи после смерти отца в 1844 году

1851 год

Был отдан в школу при Оренбургской комиссии

1857 год

После окончания школы работал писарем у своего деда

1860 год

Ему было поручено открыть школу для казахских детей

1864 год

Стал учителем под Тургаем

1879 год

Был назначен инспектором школ Тургайской области

Является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Иргиз школы-интерната для казахских девочек.

Учебные пособия

«Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку»

Ибрай не мог противостоять влиянию вдохновителя миссионерского движения в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане Н.И. Ильминского.

Ибрай Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин: YouTube/Айгүл Сағымбайқызы

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.

Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого

Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:

Годы учебы

С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:

  • знать русский язык;
  • поддерживать царский режим.

Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.

Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:

  • Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
  • Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.

Ибрай Алтынсарин

Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction

Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.

Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.

Педагогическая деятельность

Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.

Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.

Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.

Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:

  1. Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
  2. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
  3. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.

В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.

Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.

Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.

Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.

Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.

Ибрай Алтынсарин: произведения

Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.

Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.

Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.

Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.

Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:

  • «Чистый родник»;
  • «Драгоценная трава»;
  • «Кибитка и дом»;
  • «Сын бая и сын бедняка»;
  • «Мать и сын».

Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.

Памятник Ибраю Алтынсарину

Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction

Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:

…Строит дивные дворцы

Умный знающий народ.

Сильным знанием своим

Он уверенно живет.

Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.

Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.

Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:

  • открыть несколько народных школ;
  • основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
  • создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
  • организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.

Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.

Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1631262-ibraj-altynsarin-biografia-literatora/

Created by
drisatpeuria1979
2017-10-11

———————————————————
>>> СКАЧАТЬ ФАЙЛ <<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для. и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку». учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Необходимость использования словарей на уроках русского языка и. « Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» описал первые. 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку». центральных русско киргизских училища, одно ремесленное училище. С этого дня Ыбырай Алтынсарин посвящает себя обучению детей. « Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и. и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879 г.), автор басней и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Методика преподавания русского языка в киргизской начальной школе. от друга концепции начального обучения школьников-киргизов русскому языку. руководство к русскому букварю для первого класса киргизской школы. Опыт передовых учителей русского языка и литературы убеждает нас в том. «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку« описал. В ноябре одно из киргизских новостных агентств опубликовало статью на. Русский язык, бывший некогда на территории всей. языке, организует тренинги и раздает гранты на обучение. Частично проблема объясняется низкой оплатой труда: зарплата учителей начальных и старших. непосредственном участии в 1864 г. там была открыта начальная школа для. Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку (1879) и. Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского. «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и. В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для. и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. ( 1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879). Русский язык в Киргизии третий по числу носителей родной язык (после киргизского и. Несмотря на это, количество школ с русским языком обучения в. всё государственное начальное образование на киргизский язык. После. Быстрые успехи киргизских воспитанников в самое короткое время. « Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и. «Слово «музей» в переводе с греческого языка означает «храм муз». и « Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879 год.). учителем русского языка и поручило открыть начальную школу для казахских детей в. «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». Н. А. Корф — русский педагог и методист начального обучения. Автор книг: Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку , Киргизская. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе. работу по развитию речи на дошкольном и начальном этапе обучения. Русский язык — официальный язык Киргизской Республики. Роль русского. Изучение русского языка во всех нерусских начальных школах ввести со II класса и во всех неполных средних и средних школах с III класса обучения. пособия, книги для чтения и методические руководства по русскому языку. средних и средних школ Киргизской, Узбекской, Таджикской, Казахской.

Comments ()

You can clone a snippet to your computer for local editing.

Learn more.

Сегодня, 2 ноября (по некоторым источникам 1 ноября) 1841 года родился Ибрай Алтынсарин — педагог-просветитель, писатель, фольклорист и этнограф. Самые важные факты из жизни писателя читайте на сайте novoetv.kz.

1. 2 ноября 1841 года у известного бия Балгожи Жанбурчина родился внук Ибырай. Дед сыграл в судьбе мальчика главную роль, так как отца Ибырай лишился очень рано, в три года.

2. Будучи бием, Балгожа хотел, чтобы и внук стал просвещённым и культурным человеком. С ранних лет он постоянно объяснял маленькому мальчику важность получения образования.

3. В 1850 году в городе Оренбурге открылась школа для детей степной аристократии, где обучался Ибрай Алтынсарин. В те времена школы создавались для подготовки грамотных людей для царской администрации, то есть будущих чиновников. Ибрай учился на «отлично».

4. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

5. Так как мальчик учился и жил далеко от дома, дед с внуком часто переписывались. Письма они обычно писали в стихах.

Вот строки из одного письма деда Ибраю:

Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной
Станешь грамотным – будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.

6. После окончания школы Алтынсарин работал переводчиком, но, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, он мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел своё призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, назначая его то помощником судьи, то судьёй, помощником начальника, исполняющим обязанности начальника уезда.

7. Стать педагогом Ибраю Алтынсарину удалось лишь в 1865 году: он открыл новую школу для оренбургских детей. Собрав у местного населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. Вскоре оно было закончено. Это здание сохранилось до нашего времени.

8. Алтынсарин открыл школы для казахских ребятишек, детей русских переселенцев, школу для девочек. В этих школах дети обучались русскому и казахскому языкам, математике, географии, истории и другим наукам.

9. В школе Алтынсарин открыл педагогический класс, который позднее преобразовал в двухлетнее педагогическое училище. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов, адаптированную для казахских аулов.

10. Кроме школ, Ибрай организовал открытие ремесленных школ, где можно было обучаться профессиям – слесарное дело, мыловаренное дело, маслобойное дело и кожевенное дело. Все эти школы организовывались на общественных началах, на пожертвования местного населения.

11. В системе школьного образования, разработанной Алтынсариным, главное место отводилось личности и моральному облику учителя. Он писал, что учительская должность «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен». Учителя в казахском ауле он представлял центром воспитания и примером во всём. Он призывал учителей не держаться слишком теоретического обучения, а преподавать согласно склонностям и успехам ученика.

12. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни. Он был похоронен по — казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.

13. В числе заслуг просветителя помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматий на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879 г.).

В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики.

Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «…Книг общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, то есть служила непосредственным путеводителем к более учёным и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».

14. Просветительская работа Ибрая Алтынсарина включала обучение и помощь учителям, он призывал педагогов с уважением относиться к своим ученикам и понимал, что краеугольным камнем учебного процесса является квалифицированный педагог.

15. В 1989 году отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник.

16. Место рождения Алтынсарина вошло в список сакральных объектов. Колодец Омара был сооружен в 19 веке и расположен в 5 километрах юго-восточнее села Сатай сельского округа имени М.Хакимжановой Алтынсаринского района. В этой местности находился аул Балкожа би, деда Ибрая Алтынсарина. Именно здесь родился Ибрай Алтынсарин. В 2017 году место его рождения «Колодец Омара» был внесен в региональный перечень сакральных объектов Костанайской области.

17. В честь Алтынсарина названы: Алтынсаринский район Костанайской области; Областная библиотека для детей и юношества в Костанае; Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте; Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области; проспект в Алматы; одна из центральных улиц города Костанай; одна из улиц города Рудного; Убаганская средняя школа Алтынсаринского района; средняя школа № 1 имени Алтынсарина в городе Капшагай; гимназия № 159 имени Алтынсарина в Алматы; в 1952 году его именем был назван ледник в Джунгарском Алатау

18. В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда — Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».

19. В городе Кентау в мае 2013 года открыт памятник Ибраю Алтынсарину.

Статья составлена из интернет-источников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации телефона панасоник kx ts2365ru
  • Кровать bauhaus 160х200 инструкция по сборке
  • Air control b инструкция по применению на русском
  • Dvf средство от клопов инструкция по применению
  • Вирпул посудомоечная машина 45 встраиваемая инструкция по применению