1. КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА Кафедра «Политика и управление здравоохранением»
СРС
На тему: Национальные клинические руководства в
Казахстане: история развития, структура и внедрения
Выполнил: Ермекбай А.А
Проверила: Танирбергенова А.А
Группа: ОМ 13 30-2
Алматы, 2016
2. ПЛАН СРС
1.Введение
2. Понятие о клиническом руководстве
3.история развития НКР в Казахстане
4.Структура НКР
5.Внедрения новых технологии и использование
инновационных методов в здравоохранении Казахстана
6.Заключения.
7. Список литературы.
3. ВВЕДЕНИЕ
В Республике Казахстан, как и в других странах постсоветского
пространства, значительно возросло значение стандартизации и, в
том числе, в здравоохранении.
В Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе
здравоохранения» дано определение стандартизации как
деятельности, направленной на достижение оптимальной степени
упорядочения характеристик процессов, медицинских технологий
и услуг путем разработки, внедрения и обеспечения соблюдении
стандартов требований, норм, инструкций и правил.
4. ВВЕДЕНИЕ
Стандартное и стандартизированное решение поставленных задач в
сфере здравоохранения должно снять издержки управления, повысить его
качество и способствовать рациональному использованию имеющихся
ресурсов для поддержания и воспроизводства общественного здоровья.
В последние годы необходимость стандартизации обусловлена, кроме
того, взрывообразным ростом медицинской информации по новым
технологиям и лекарственным средствам. И стало очевидным, что
доказанность результативности той или иной технологии лечения или
диагностики позволило бы государству не тратить деньги впустую на
неэффективные технологии, а целенаправленно использовать их только
на проверенные, с доказанным эффектом методы лечения.
5.
Успешность принятия доказательного подхода в медицине
определяется тем, насколько убедительны для пользователя аргументы и
факты, учет которых может способствовать улучшению качества
оказания медицинской помощи.
Можно констатировать, что в настоящее время созданы необходимые
предпосылки для осознания полезности такого подхода для всех
заинтересованных сторон процесса здравоохранения: научного
работника, лечащего врача, менеджера здравоохранения и пациента.
Очевидно, что использование лучших научных данных для выбора
оптимального варианта действий — принцип, пригодный не только для
клинической практики, но и для здравоохранения в целом.
Систематическое использование научно обоснованных доказательств
медицинскими работниками и организаторами здравоохранения на
всех уровнях позволит говорить не только о медицине, но и о
здравоохранении и охране здоровья, основанных на доказательствах.
6.
И действительно, ежедневно перед
практикующим врачом встает множество
вопросов: правильно ли выставлен
диагноз, насколько точен тот или иной
метод диагностики, способен ли он
достоверно подтвердить предполагаемый
диагноз, чем правильнее лечить пациента
с таким диагнозом, каков прогноз этого
заболевания при таком лечении и так
далее. Зачастую врач при ответе на эти
вопросы полагается только на те знания,
которые он получил в ВУЗе или на цикле
усовершенствования, или же он
принимает решения, основываясь на
опыте коллег и собственном опыте. В
таком случае он имеет большой риск
ошибиться или получить недостаточный
эффект.
7.
Научно обоснованная медицинская практика — это попытка
изменить сложившуюся в течение веков систему авторитарных
отношений в медицине и не ставить в основу принятия решений
укоренившуюся традицию или мнение авторитета.
Точка зрения экспертов часто разноречива. Иногда суждение,
однажды высказанное авторитетным экспертом, кочует из
одного руководства в другое, несмотря на очевидные
противоречащие факты.
Таким образом, важной задачей стандартов медицинской
практики должно стать предоставление врачу, научному
работнику, менеджеру здравоохранения возможностей
принятия оптимального и обоснованного решения.
8.
Одним из приоритетных направлений разработки медицинских
стандартов, а также наиболее важным и сложным объектом
стандартизации, являются медицинские услуги. Ведь именно повышение
качества клинической практики, улучшение взаимодействия между
профильными службами, совершенствование системы подготовки кадров,
активное внедрение медицинских технологий в систему отечественного
здравоохранения способствуют достижению основной цели,
определенной в Государственной программе реформирования
здравоохранения «Саламатты Қазақстан», — улучшения здоровья граждан
Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического
развития страны.
При этом важным инструментом, способствующим повышению качества
клинической практики, является внедрение института клинических
руководств, как стандартов оказания медицинской помощи.
9. Что такое клиническое руководство?
Клинические руководства (clinical practice guidelines) – утверждения,
разработанные с помощью определенной методологии, призваны помочь
врачу и больному принять решение о рациональной помощи в различных
клинических ситуациях.
В условиях быстрого роста объема медицинской информации, количества
диагностических и лечебных вмешательств врач должен потратить довольно
много времени или иметь специальные навыки для поиска в международных
базах данных, анализа полученной информации, а также применения данной
информации на практике. При разработке и создании клинических
руководств эти сложные этапы уже выполнены их авторами.
10.
Качественные клинические руководства создаются по
определенной методологии, которая гарантирует их
современность, достоверность, обобщение и анализ
лучшего мирового опыта и знаний, возможность
применить их на практике, а также удобство в
использовании. Этим они отличаются от
традиционных источников информации (учебники,
монографии, методические руководства).
Клинические руководства должны отвечать
следующим требованиям: представлять полную,
объективную и хорошо сбалансированную
информацию о преимуществах и ограничениях
различных методов и вмешательств.
11.
Используя клинические руководства, врач
получает информацию, позволяющую выбрать
наиболее подходящую стратегию ведения
пациента с учетом ее влияния, как на исход
заболевания, так и на возможный риск
медицинских процедур и проводимого лечения.
Опираясь на самую последнюю научную
информацию, клинические руководства должны
фокусировать внимание врача не на трактовке
результатов исследований, а на их практическом
использовании.
Рекомендации, изложенные в клинических
руководствах, носят рекомендательный характер,
и только высокая степень достоверности
приводимых в пользу той или иной
рекомендации способствует тому, что врач
стремиться её использовать.
12.
Соответственно, применение врачом той или иной
рекомендации в первую очередь будет зависеть от того
насколько он доверяет или не доверяет используемым
авторами клинических руководств источникам информации.
Ведь на решения, принимаемые врачом, оказывает влияние
целый ряд факторов: это конкретная клиническая ситуация с
которой он столкнулся, предпочтения пациента, который имеет
право согласиться или не согласиться на ту или иную
диагностическую, лечебную процедуру, а также осознание
врачом степени доказательности принимаемого им самим
решения.
13.
Кроме того на убеждения врача использовать тот или иной терапевтический подход,
безусловно, могут также влиять:
— мнение коллег или непосредственного руководителя,
— мнение экспертов (профессоров),
— давление администрации медицинской организации,
— производители лекарственных средств,
— различные источники информации (научные статьи, обзоры).
В такой ситуации роль клинических руководств с высокой доказательностью
приводимых рекомендаций резко вырастает.
14.
Эффективность медицинских вмешательств (в том числе лекарственных средств),
включаемых в клинические рекомендации, должна быть основана на независимых
источниках информации. В клинических рекомендациях не используются коммерческие
наименования лекарственных препаратов. Таким образом, создаются все предпосылки
для создания систематически разработанного документа, исключающего субъективный
подход в выработке диагностической и лечебной тактики, и представляющим
определенный стандарт действий медицинского работника в той или иной ситуации.
В медицинской практике имеется целый ряд различных типов руководств, включая
руководства, разработанные на основе консенсуса, а также руководства на основе
доказательной медицины. Именно последние четко отделяют личное мнение от научно
подтвержденных фактов и «дают заключение не просто о том, какое из двух вариантов
лечения «лучше», но и показывают абсолютную разницу последствий того или иного лечения
в измеримых числах, включая все их плюсы и минусы» (New Zeland Guidelance Group, 2001).
15.
Клиническое руководство, основанное на доказательной медицине это такой
документ, где детально, точно и недвусмысленно прослеживается связь между
каждым утверждением и научными данными, а научные факты первенствуют над
мнениями экспертов.
Будучи внедренными в практику, хорошо составленные клинические
рекомендации обеспечивают, помимо прочего, колоссальный экономический
эффект. Использование научных данных для выбора метода лечения больного или
какой-либо профилактической программы является в настоящее время очень
важным для менеджера здравоохранения любого уровня.
16.
Особенно это становится актуальным в условиях, когда в нашей стране внедряется
переход государственных предприятий здравоохранения на предприятия с правом
хозяйственного ведения. Применение клинических рекомендаций, основанных на
хорошей доказательной базе, в лечебном процессе позволит избежать дополнительных
расходов медицинской организации. Это происходит вследствие уменьшения затрат на
лечение больных, так как:
— не применяются лекарственные средства необходимость назначения, которых не
доказана;
— применяемые доказательные методики лечения значительно снизят количество осложнений
и необходимости дополнительных лекарственных средств, в связи с неэффективностью
применения недоказанных средств на первом этапе;
— профилактические программы, особенно на уровне ПМСП, позволят снизить
госпитализацию, частоту вызовов скорой помощи, ранний выход на инвалидность и т.д.
17.
Клинические руководства описывают
возможные альтернативы выбора и их
последствия, а врач и пациент
непосредственно осуществляют такой
выбор. В то же время невозможно слепо
следовать рекомендациям,
разработанным в других странах. Выбор
тактики ведения пациентов может
существенно отличаться и зависеть от
многих причин, и в частности, причин
социального характера (стремление к
изменению образа жизни, желанию
сохранить трудоспособность и др.),
особенностей финансирования
системы здравоохранения,
экономического положения страны,
эпидемиологических и
демографических показателей.
18.
Современная эпоха клинических руководств началась с 1992 года, когда
был опубликован доклад Институт медицины США, в котором было дано
определение что такое клинические руководства.
В 1999 году был подготовлен доклад о методах разработки клинических
руководств. Он охватывает: определение и уточнение предметной
области руководств; методологии работы групп по разработке
клинических руководств; определению и оценке доказательств; а также
процесс пересмотра и обновления клинических руководств.
Чтобы помочь пользователям определять и выбирать клинические
руководства, в США начали появляться специальные организации,
занимающиеся разработкой и распространением клинических
руководств (например, Агентство США по здравоохранению и качеству
исследований (AHRQ)).
Данный процесс запустил появление во многих странах крупных
организаций, занимающихся разработкой и внедрением клинических
руководств (например, в Великобритании – Национальный институт
здравоохранения и клинического мастерства (NICE) или Шотландская
межинститутская сеть (SIGN).
19.
Обычно инициаторами клинических рекомендаций выступают профессиональные
врачебные ассоциации или правительственные организации, образующие экспертные
группы, в задачу которых входит изучение всей доступной литературы по определенному
вопросу, ее критическая оценка с применением соответствующих современных
принципов и формулирование четких рекомендаций.
Клинические рекомендации разрабатываются профессиональными международными
и национальными медицинскими общественными организациями, например
Европейской ассоциацией кардиологов и др. Международные требования к
клиническим рекомендациям сформулированы специалистами из Великобритании,
Канады, Германии, Франции, Финляндии и опубликованы в виде Опросника AGREE
/АGREE –– Appraisal of Guidelines Research and Evaluation/ Опросник по Экспертизе и
Аттестации Руководств), предназначенного для оценки качества клинических
рекомендаций.
Поиск клинических руководств можно провести посредством проведения поиска
литературы в основных библиографических базах данных (то есть, MEDLINE), а также на
веб-сайтах профессиональных и правительственных организаций. Существует много
других источников, таких как Национальная информационная служба по клиническим
руководствам Агентства по исследованию и качеству здравоохранения в США и
Международная сеть клинических руководств (G-I-N).
20.
Различные электронные базы данных руководств, которые доступны
через интернет, предназначены для пользования пациентами,
специалистами здравоохранения, а также руководителями в различных
организациях здравоохранения и государственных органах.
На данный момент, в рамках реализации Государственной
программы развития здравоохранения Республики Казахстан
«Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, в Казахстане проводится
активная работа по внедрению высококачественных руководств
клинической практики на основе доказательств, в основном
посредством процесса адаптации клинических руководств,
разработанных на международном уровне.
21.
С целью разработки и внедрения в клиническую практику международных стандартов,
основанных на доказательной медицине, формирования долгосрочного
институционального потенциала в Министерстве здравоохранения РК и
соответствующих органах и организациях здравоохранения в поддержку ключевых
реформ в секторе здравоохранения, проводимых Правительством Республики
Казахстан в 2008 году был принят Проект «Передача технологий и проведение
институциональной реформы в секторе здравоохранения РК», который явился
инициативой, софинансируемой Правительством Республики Казахстан и
Всемирным банком. Проект охватывает 6 основных сфер системы здравоохранения:
финансирование и управление здравоохранением, качество медицинских услуг,
медицинское образование и науку, информационные системы здравоохранения,
фармацевтическую политику и безопасность пищевой продукции). В рамках
проекта, пролонгированного до 2015 года, в Республике необходимо создать систему
непрерывной разработки, пересмотра и распространения руководств по
клинической практике, основанных на доказательной медицине.
22. Заключение
Применение доказанных рекомендаций, содержащихся в
клинических руководствах, практическими врачами нашей
страны позволит приблизить медицинскую практику к
международным
стандартам
оказания
медицинской
помощи, значительно снизит риск осложнений, летальных
исходов, уменьшит частоту применения неэффективных
методик лечения и профилактики, малоинформативных
методов диагностики, небезопасных лекарственных средств
и хирургических вмешательств. В свою очередь это должно
сделать наше здравоохранение более качественным,
эффективным и рентабельным.
23. Список литературы
1. Клинические руководства — новый шаг в стандартизации
медицинских услуг. Республиканский Центр развития
здравоохранения Центр развития служб здравоохраненияи
стандартизации медицинской помощи.Цепке А.Б., Кожантова
М.У.,Ким М.Е., Раскалиева А.Х. Минздрав РК. Информационное
письмо. Астана, 2015.
2.Т.Гринхальх. Основы доказательной медицины. Москва,2008.
24. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ Различные клинические руководство
1
« Национальные клинические руководства »
2
1. Введение. 2. КР в Казахстане. 3. Процесс создания КР. 4. Современные требования, предъявляемые к разработке КР. 5. Эффекты КР. 6. Заключение.
3
Клиническое руководство — это инструмент, которым пользуются врачи, менеджеры больниц и амбулаторий, специалисты по планированию общественного здравоохранения, экономисты здравоохранения и другие специалисты для принятия решений по клиническим вопросам с целью улучшения качества и сокращения затрат.
4
Для достижения этих целей клинические руководства должны основываться на доказательствах, т. е. иметь солидные научные свидетельства того, что рекомендуемые вмешательства эффективны ( они должны демонстрировать, что данный подход действительно работает ), безопасны ( исключают любое потенциально опасное лечение ) и затраты – эффективны ( исключают любое бесполезное лечение, являющееся пустой тратой ресурсов ). При наличии двух и более равнозначных по эффективности вмешательств, предпочтение отдается наименее дорогостоящему варианту
5
С середины прошлого века повышение качества медицинской помощи стало одним из приоритетных направлений работы систем здравоохранения большинства стран мира. На сегодняшний день в здравоохранении Республики Казахстан также назрела необходимость формирования комплексной и эффективной системы управления качеством на всех уровнях оказания медицинской помощи. Без создания такой системы невозможно следовать критериям, необходимым для приближения национальной системы здравоохранения к уровню наиболее развитых стран. Этот же момент отражен в « Стратегии вхождения Казахстана в число 50- ти наиболее конкурентоспособных стран мира »,
6
На данный момент в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения в Республике Казахстан на гг, а также Постановления Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2004 г. « О стандартизации в области здравоохранения », уполномоченным органом в области здравоохранения в лице Министерства здравоохранения РК ( далее – уполномоченный орган ), проводится активная разработка и внедрение в медицинскую практику клинических руководств
7
С 2011 года идет процесс адаптации и внедрения в практическое здравоохранение 100 клинических руководств, по следующим направлениям : акушерство — гинекология, терапия, педиатрия, хирургия.
8
Успешность принятия доказательного подхода в медицине определяется тем, насколько убедительны для пользователя аргументы и факты, учет которых может способствовать улучшению качества оказания медицинской помощи. Можно констатировать, что в настоящее время созданы необходимые предпосылки для осознания полезности такого подхода для всех заинтересованных сторон процесса здравоохранения : научного работника, лечащего врача, менеджера здравоохранения и пациента.
9
И действительно, ежедневно перед практикующим врачом встает множество вопросов : правильно ли выставлен диагноз, насколько точен тот или иной метод диагностики, способен ли он достоверно подтвердить предполагаемый диагноз, чем правильнее лечить пациента с таким диагнозом, каков прогноз этого заболевания при таком лечении и так далее. Зачастую врач при ответе на эти вопросы полагается только на те знания, которые он получил в ВУЗе или на цикле усовершенствования, или же он принимает решения, основываясь на опыте коллег и собственном опыте. В таком случае он имеет большой риск ошибиться или получить недостаточный эффект.
10
Создание КР — трудоемкий процесс, который требует длительного времени. Сроки их разработки могут варьировать в зависимости от : изучаемой, объема информации, относящейся к теме литературы, которая должна быть критически оценена, количества консультаций, продолжительности экспертизы КР, а также времени, необходимого на утверждение уполномоченным органом, и самое важное, загруженности членов рабочей группы
11
Для создания полноценных руководств и протоколов, отвечающих большинству требований современного здравоохранения, необходимо привлечение самых различных структур : от Министерства Здравоохранения до неправительственных ассоциаций пациентов, практических клиницистов различных направлений, в т. ч. ведущих специалистов из НИИ и медицинских ВУЗов, главных врачей клиник, а также опытных врачей первичного звена здравоохранения и средний медицинский персонал.
12
Также эта организация должна иметь достаточный авторитет и поддержку Министерства Здравоохранения и других заинтересованных организаций, в т. ч. представительств международных медицинских программ и местных врачебных ассоциаций. Все создаваемые протоколы и руководства должны проходить экспертизу и одобряться Экспертным советом по стандартизации в здравоохранении ( далее — Экспертным советом ), прежде чем будут внедрены в практику. В противном случае не удастся достигнуть единообразия применения создаваемых протоколов и руководств на все территории Республики
13
Разработка КР проводится для обеспечения наилучших клинических исходов в лечении и профилактике наиболее часто встречающихся и социально значимых для общества заболеваний Процесс формирования КР основывается в первую очередь на учете интересов и запросов потребителей клинических услуг » КР должны составляться с учетом самых современных научных данных, с обеспечением высокой степени доказательности каждой рекомендации Структура создаваемых КР должна быть простой, понятной, легко воспроизводимой в печатном и электронном форматах
14
При разработке, внедрении и мониторинге КР и ПДЛ необходимо учитывать реальные экономические, клинические, административные и прочие условия существующей системы здравоохранения, в рамках которой данные КР и ПДЛ будут функционировать, для обеспечения их наибольшей жизнеспособности При использовании КР и ПДЛ должны легко адаптироваться к особенностям отдельного пациента После внедрения КР и ПДЛ в клиническую практику необходимо осуществлять непрерывный мониторинг их эффективности и оценивать их влияние на деятельность практического здравоохранения Для существующих КР и ПДЛ необходимо проведение регулярного периодического пересмотра и обновления с учетом новых научных доказательств.
15
Применение клинических рекомендаций, основанных на хорошей доказательной базе, в лечебном процессе позволит избежать дополнительных расходов медицинской организации. Это происходит вследствие уменьшения затрат на лечение больных, так как : — не применяются лекарственные средства необходимость назначения, которых не доказана ; — применяемые доказательные методики лечения значительно снизят количество осложнений и необходимости дополнительных лекарственных средств, в связи с неэффективностью применения недоказанных средств на первом этапе ; — профилактические программы, особенно на уровне ПМСП, позволят снизить госпитализацию, частоту вызовов скорой помощи, ранний выход на инвалидность и т. д.
16
Таким образом, клинические руководства являются ключом к повышению клинической эффективности и созданию государственных программ по улучшению качества оказания медицинской помощи. Их можно рассматривать как своеобразный мост между научными исследованиями и повседневной практикой. Определенные усилия требуется приложить, чтобы повысить их юридическую силу и обеспечить более широкое использование.
17
Требуется адаптация многих КР к местным условиям и приспособление стратегий доказательной медицины к различным местным факторам, характерным для лечебного учреждения или типа медицинской практики. На сегодняшний день клинические рекомендации должны рассматриваться как единая стратегия, которая может повысить качество оказываемой пациентам медицинской помощи.
18
1. Информационно — дидактический блок по основам доказательной медицины, учебное пособие Калиева Ш. С., Минакова Н. А Котельников ГЛ., Шпигель А. С. Доказательная медицина. Научно — обоснованная медицинская практика : Монография. – Самара : с. 5. Власов В. В. Как читать медицинские статьи. Часть 1. Общий алгоритм оценки статьи // Международный журнал медицинской практики.
Когда стал известен список членов нового правительства Казахстана, оглашённый после подавления попытки антигосударственного переворота, вся реакция российских и казахстанских журналистов оказалась сконцентрированной на одиозной фигуре министра информации и общественного развития Аскара Умарова, имеющего репутацию оголтелого русофоба и ультранационалиста протюркского формата.
Kremlin.ru
Касым-Жомарт Токаев
Сделаны выводы о сложном положении Токаева, вынужденного впускать на важнейшее информационно-пропагандистское направление откровенного апологета организаторов попытки переворота. Спектр реакций — от разочарования до сочувственного понимания. Констатация: Токаев объявил о новом общественном договоре и структурных реформах, но состав правительства носит не экономический, а политический характер.
По сути, Умаров в Казахстане играет роль Чубайса в России. Он — яркий ставленник прозападного консорциума, чья задача состоит в консолидации любых антироссийских сил, а так как европейских либералов в Казахстане мало, то ставка сделана на ультранационалистов. Теперь Токаев будет показывать Умарова всем тем, кто будет его обвинять в «уходе под Россию». Какой пророссийский вектор, когда у пропаганды лицо Умарова?
Александр Горбаруков
ИА REGNUM
Нано. Чубайс
Однако для более точной оценки нужно вспомнить реплику героя из советской кинокомедии, попросившего: «Огласите весь список, пожалуйста!» Прежде всего надо посмотреть на других министров, чтобы понять, чего добился и будет продолжать добиваться Токаев. А здесь ситуация следующая.
Три вице-премьера сохранили свои должности. Это Роман Скляр, Ералы Тугжанов, Мухтар Тлеуберди, причём последний также возглавит МИД Казахстана. Глава МИДа в статусе вице-премьера — это серьёзный сигнал о том, как важны для Казахстана сейчас международные контакты. Здесь сохранится преемственность лиц и связей.
Сохранили свои должности те члены правительства Казахстана, которые так или иначе отвечают за важнейшие направления. Это министр обороны Мурат Бектанов, глава МЧС Юрий Ильин, глава МВД Ерлан Тургумбаев, глава министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Бадат Мусин, связанный с Байконуром и Роскосмосом.
Минобороны и МВД — это те министерства, где накоплен большой потенциал недовольства КНБ под руководством Карима Масимова, фактически подмявшего под себя эти ведомства. Теперь им предоставлена возможность реванша и реабилитации. Менять руководство силовиков признано нецелесообразным: их поведение в дни путча было вызвано их двусмысленным положением в сложившейся в Казахстане иерархии. Да и лучших кандидатур в настоящее время нет, потому этот блок рациональнее сохранить, он не был на стороне путчистов.
U.S. Department of State
Карим Масимов
Официальное обвинение Токаева силовикам — «проспали путч». Но главный «проспавший» — КНБ под руководством Масимова. Он теперь под следствием, а материалы его засекречены, так как касаются вопросов, содержащих государственную тайну. Что подразумевается под словом «государственная тайна», не поясняется. Вероятно, это и информация о степени вовлечённости в переворот членов семьи Назарбаева, и связанных с ней руководителей в центре и на местах.
Понятно, что Токаев не может сказать об истинных причинах того, почему силовики «проспали», но косвенно он на них указал в своём выступлении перед депутатами мажилиса — нижней палаты парламента Казахстана. Он критикует Назарбаева за ряд «ошибок», но единственный виновник, названный прямо — это «международный терроризм». Тоже достаточно расплывчатое понятие, так как пока ни один иностранец предъявлен СМИ не был. А вот о лицах казахской и киргизской национальности в составе сирийских структур ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ), как и об узбеках, уйгурах и таджиках, известно давно.
На своих местах остались руководители экономического и социального блоков: министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, министр финансов Ерулан Жамаубаев, министр экологии Сериккали Брекешев. Министром здравоохранения Казахстана стала Ажар Гиният. Это для неё повышение. Она раньше была вице-министром, по-нашему заместителем министра. Сохранил свою должность и министр науки и образования Асхат Аймагамбетов.
Gov.kz
Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов
К министрам этого блока никаких претензий не было, и потому естественно, что кадровые перемены их не коснулись. Но стоит перейти к ключевым для Токаева назначениям. И здесь мы видим серьёзные перемены.
Министром юстиции назначен бывший глава судебной коллегии по административным делам Верховного суда Казахстана Канат Мусин. Это креатура Токаева, в ВС он работал с июня 2021 года. Теперь он будет надзирать за правоприменительной деятельностью в судебной и следственной системе. Токаев концентрирует правовой ресурс далеко не только в целях обеспечения правосудия. Это назначение говорит о его намерениях обеспечить свои арбитражные позиции в спорах элитных кланов.
Министром индустрии и инфраструктуры назначен бывший вице-министр этого министерства Каирбек Ускенбаев. Если понимать, что индустрия Казахстана — это та самая отданная ТНК сырьевая сфера, а инфраструктура — это коммуникации между Китаем, Россией, Турцией, Ираном, Киргизией и Азербайджаном, то можно сделать вывод: преемственность промышленной политики сохранится (а равно и позиции кланов), но подчинённость Назарбаеву меняется на подчинённость Токаеву.
На министерство культуры и спорта поставлен бывший заместитель руководителя администрации президента Даурен Абаев.
Mic.gov.kz
Даурен Абаев (справа)
Не стоит думать, что это просто балансирование состава кабинета через сдержки и противовесы: кандидатура Абаева явно токаевская. Министерство культуры — это тот самый противовес министру информации и общественного развития Аскара Умарова. Министерство культуры — это мощный канал социальной коммуникации между Токаевым и обществом. Спорт — это национальный пиар, патриотическое воспитание. Если Умарову отдаётся информационный шум, то Абаеву отдаётся реальное обеспечение гражданского мира и пропрезидентская версия национальной идентичности. То есть это можно понимать как противостояние пантюркистскому курсу — при сохранении отношений с Турцией, чьи интересы выражает Умаров.
Вообще сам Умаров может оказаться в изоляции в составе нового правительства. Его функция может сводиться к эпатажным заявлениям, тогда как к работе с идентичностью его не подпустят. При умелом подходе Умарова можно превратить в громоотвод, козла отпущения. Он будет аккумулировать протестный сегмент и вызывать критику, а власть будет над схваткой и продолжит изучать реакцию на выходки Умарова. С точки зрения технологии власти Умаров даже необходим, он говорит то, что у стоящей за ним группы на уме.
Далее идут самые ключевые должности. Министр национальной экономики — бывший замминистра (вице-министр) Алибек Куантыров. Это означает преемственность бюрократии в секторе экономики. От лояльности этого сословия зависит судьба каждого премьер-министра и президента.
Состав этого министерства — предмет консенсуса между основными экономическими игроками. Кадровое решение здесь означает компромисс и тот самый элитный консенсус при условии необходимости в самое ближайшее время усилить налоговую нагрузку на те самые ТНК в сырьевом секторе. Здесь министр остаётся главным коммуникатором и посредником между группами интересов.
Министр энергетики — Болат Акчулаков. Самая ключевая фигура в правительстве Токаева. Акчулаков был управляющим директором по управлению активами госфонда «Самрук-Казына». Про этот госфонд стоит сказать особо.
Изначально «Самрук» был создан Назарбаевым как АО, государственный холдинг, включавший в себя все самые вкусные казахстанские монополии. Сначала их было пять, потом семнадцать, потом двадцать две. Компаниям холдинга принадлежит 24% ВВП Казахстана, а заместителем председателя правления был пресловутый Тимур Кулибаев, муж дочери Назарбаева Дариги.
Разумеется, и Назарбаев, и Кулибаев — выходцы из Старшего жуза. Это как каста в Индии — все кинозвёзды Болливуда только из касты брахманов. У них даже кожа белее, чем у прочих каст. «Самрук-Казына» — место, где встречаются только выходцы из высшей касты Казахстана — Старшего жуза.
Sk.kz
Фонд «Самрук-Казына»
В 2009 году АО «Самрук» слилось с Фондом национального благосостояния «Казына», образовав фонд «Самрук-Казына», который занялся финансовыми спекуляциями. Размер его активов — $74,1 млрд. Правда, только госкомпания «КазМунайГаз» за 10 лет генерировала убытков на $16 млрд. Но теперь, по свидетельству некоторых источников, Назарбаев был готов продать его долю во всех нефтегазовых проектах Казахстана, а это пять крупных компаний с иностранным участием, где доля «КазМунайГаза» составляла около 16% в каждой. Эксперты считают, что борьба за право выкупить этот пакет была одной из причин попытки того самого госпереворота, помочь погасить который Токаев попросил ОДКБ.
То, что министром энергетики Казахстана стал бывший управляющий директор по управлению активами госфонда «Самрук-Казына», говорит о стремлении Токаева использовать аффилированного с фондом специалиста как посредника. Энергетика — генератор денег, а фонд — их распределитель.
Председателем правления АО «Самрук-Қазына» с марта 2021 года числится Саткалиев Алмасадам Майданович (красноречивое отчество, но это, конечно, повод для каламбура), а председателем совета директоров с февраля 2020 года избран гражданин Великобритании Джон Дудас. До британца национальный фонд Казахстана с марта 2019 года возглавлял премьер-министр Аскар Мамин.
Primeminister.kz
Аскар Мамин
Замена премьер-министра на британца во главе национального фонда Казахстана произведена по решению тогда ещё президента страны Нурсултана Назарбаева. Джон Дудас до появления в «Самрук-Қазына» был независимым директором и председателем совета директоров АО «НАК «Казатомпром», а также являлся членом нескольких комитетов при совете директоров АО «НАК «Казатомпром». Как аналогию можно представить себе, что некий британец возглавляет в России «Росатом», а потом руководит Фондом национального благосостояния.
Это очень важно понимать, когда оценивается степень вовлечённости Великобритании в структуры управления Казахстаном, в отношения с Назарбаевым, а также то, как на самом деле понимал суверенитет Казахстана его бывший руководитель. Понятно, что, учитывая все эти факторы, а особенно подготовку к продаже долей «КазМунайГаза», за что с британцами сражались китайцы и американцы, заинтересованность Великобритании в нынешних событиях в Казахстане оценивается весьма высоко. Ведь Назарбаевы приходят и уходят, а Джон Дудас остаётся.
Ещё одно ключевое назначение Токаева — вице-премьер и министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
Министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Бахыт Султанов
Надо обратить внимание: лицо, отвечающее за интеграцию, в Казахстане поднят на уровень вице-премьера. То, что он возглавляет ещё и торговлю, говорит о том, что Токаев придаёт самое серьёзное значение интеграционным проектам Казахстана. Это обнадёживает, но и настораживает: сводить интеграцию к торговле не в интересах ни России, ни Казахстана. Ну, разве что только Джона Дудаса это устроило бы.
И последнее, оно же самое главное: премьер-министром Казахстана назначен Алихан Смаилов. Он совсем мало побыл в должности первого заместителя премьер-министра, а до этого был главой минфина, помощником Токаева, работал в сельском хозяйстве (был главой нацхолдинга «Казагро»), руководил республиканским агентством по статистике.
Таким образом, если судить по составу правительства, Токаеву удалось консолидировать власть и достичь согласия с основными игроками на казахстанском экономическом поле. В результате заговора потеряли позиции все ключевые политические персоны назарбаевского пула, но в неприкосновенности остались главные экономические агенты с иностранным участием.
President.kg
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Под вопросом и судьба НКО — решится ли Токаев на сокращение их числа и активности. Чем дольше он будет уклонятся от этого решения, тем труднее будет к нему приступить. Также пока не ясно, в какой степени Токаев, судя по его выступлению, будет делать Казахстан меритократическим государством. Он заявил, что готов увеличивать для олигархов и иностранного бизнеса социальную и налоговую нагрузку.
Будет сформирован фонд, куда крупный бизнес будет обязан сдавать средства для социальных программ. Планируется изменить прозрачность госзакупок, отменив введённый Назарбаевым мораторий на проверку их участников. Если ведомства не осуществят реформу топливного рынка, то сохранится госрегулирование, введённое пока до 1 июля. Борьба с безработицей, особенно среди молодёжи, становится средством профилактики массовых протестов.
Очевидно, что требование бороться с искажениями отчётности, маскирующими провалы в работе, обращено непосредственно к премьер-министру. Это проблема организации статистики. Когда берутся за реформу статистики, то перемены касаются политики. Структурные реформы планируется начать в сентябре, а до этого будет вестись подготовка к ним. Состав и лояльность правительства для реформ Токаева имеют ключевое значение.
Что касается отношений с Россией, то ВТБ участвует в проектах фонда «Самрук-Қазына», а члены семей Назарбаева и Токаева имеют в Москве недвижимость и даже паспорта с гражданством и ИНН.
Parlam.kz
Дарига Назарбаева
Они инвестируют в Россию, но политика многовекторности заставляет их тщательно выверять объём инвестиций как иностранцев в Казахстан, так и казахстанцев в Россию.
Путч подавлен, но будущая политика Казахстана пока в сфере неопределённости. Основные договорённости достигнуты, однако неизвестно, кто и в какой степени готов их соблюдать. Одно можно сказать точно: стабильность в Казахстане в прошлом, а то, что мы там принимаем за стабильность, обманчиво. Сумеет ли Токаев увидеть и взять под контроль созданные террористами и НКО параллельные сети влияния, неизвестно. Госаппарат Казахстана остаётся слабым, а кадров, способных к такой работе, там пока не наблюдается.
Клинические сестринские руководства
ЦССД предоставляет информацию о клинических руководствах по сестринскому делу, о разработке высококачественных руководств, о том, какие национальные руководства по сестринскому уходу были опубликованы или находятся в стадии разработки. В ЦССД вы найдете информацию о группах разработчиков и сможете подписаться на работу по разработке. Кроме того, вы можете найти информацию о тренингах, связанных с клиническими рекомендациями.
Клинические руководства представляют собой систематически разработанные заявления, помогающие медицинскому работнику и пациентам принимать решения о надлежащем медицинском обслуживании в конкретных клинических ситуациях. Клинические рекомендации часто разрабатываются для таких дисциплин, как медицина или уход, или могут быть междисциплинарными. Международные клинические руководства можно найти в Интернете на веб-страницах руководящих организаций (например, Guideline International https://www.g-i-n.net).
Клинические сестринские руководства предназначены для того, чтобы помочь медсестрам принимать обоснованные, обдуманные и доказательные решения в сестринской практике. Клинические сестринские руководства не содержат подробных инструкций по вмешательству, а основаны на доказательных данных, которые помогут медсестрам в принятии решений. Например, клиническое сестринское руководство может содержать доказательную информацию и рекомендации по лечению боли.
Создание национальных клинических руководств по уходу имеет важное значение в Республике Казахстан. Руководства предоставляют актуальную информацию на основе доказательных данных медсестрам и помогают принимать решения в клинической практике. Кроме того, они предоставляют возможность для разработки последовательных методов ухода и укреплению независимой роли медсестер в здравоохранении.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Руководства – это систематически разработанные заявления, которые помогают практикующему медицинскому работнику и пациенту принимать решения о надлежащем медицинском обслуживании для конкретных клинических обстоятельств. Руководящие принципы основаны на наилучших имеющихся научных данных и практическом опыте. Разработка руководства основана на сформулированном клиническом вопросе и систематическом обзоре литературы. Руководства содержат ряд рекомендаций, учитывающих как преимущества, так и возможный вред. Процесс разработки руководства должен быть подробным и прозрачным, а результаты – общедоступными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Клинические сестринские руководства – это документ, в которых обобщены современные данные и рекомендации для медицинских сестер по уходу за пациентами в особых условиях. В ведении пациентов используются профилактические, диагностические, терапевтические и реабилитационные мероприятия, основанные на доказательной медицине и уходе. Клинические руководства по сестринскому делу представляют собой систематически разработанные положения о рекомендуемой наилучшей практике в конкретной клинической области, разработанные для того, чтобы обеспечить руководство для медицинских сестер в их практике.
Лента новостей
21
Май
2023
Серик Жумангарин провел совещание по ценовой ситуации и наличию социально значимых продуктов питания
Ценовую ситуацию за неделю и наличие социально значимых продуктов питания в регионах страны обсудили в субботу на еженедельном совещании под председательством заместителя Премьер-Министра – министра торговли и интеграции Серика Жумангарина.
20
Май
2023
Алтай Кульгинов встретился с жителями Карагандинской области
В рамках рабочей поездки в Карагандинскую область заместитель Премьер-Министра РК Алтай Кульгинов акцентировал внимание на проблемных вопросах региона.
20
Май
2023
Алтай Кульгинов посетил больницы Карагандинской области
В Карагандинской области в рамках национального проекта Модернизации сельского здравоохранения планируется построить 92 объекта первичной медико-санитарной помощи.
19
Май
2023
Казахстан планирует сократить срок прохождения транзита из Китая в Европу через свою территорию до 5 дней — Алихан Смаилов
Премьер-Министр РК Алихан Смаилов выступил на сессии высокого уровня в рамках второго Экономического форума «Европейский Союз – Центральная Азия» в Алматы.
19
Май
2023
Реализацию новых инвестпроектов в Казахстане обсудил Алихан Смаилов с руководством ЕБРР и ЕИБ
В рамках проходящего в Алматы 2-го Экономического форума «Европейский Союз – Центральная Азия» Премьер-Министр РК Алихан Смаилов провел встречи с президентом Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо и вице-президентом Европейского инвестиционного банка Терезой Червински.
19
Май
2023
Казахстан заинтересован в дальнейшем расширении инвестиционного сотрудничества с Евросоюзом — Алихан Смаилов
Перспективы дальнейшего укрепления сотрудничества между Казахстаном и Европейским союзом обсудили Премьер-Министр РК Алихан Смаилов и Исполнительный вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис на полях 2-го Экономического форума «ЕС-ЦА» в Алматы.
19
Май
2023
Алихан Смаилов провел переговоры с Акылбеком Жапаровым в Алматы
Премьер-Министр Казахстана Алихан Смаилов провел переговоры с председателем Кабинета министров – руководителем Администрации Президента Кыргызстана Акылбеком Жапаровым.
18
Май
2023
Развитие отечественной науки рассмотрено в Мажилисе
На Правительственном часе в Мажилисе Парламента министр науки и высшего образования Саясат Нурбек доложил о развитии отечественной науки.
18
Май
2023
Международный форум волонтеров пройдет в Астане
Подготовку к важному мероприятию, которое объединит представителей волонтерского сообщества со всего мира, обсудили на совещании под председательством заместителя Премьер-Министра РК Алтая Кульгинова.
18
Май
2023
Заседание Высшей научно-технической комиссии состоялось в Правительстве
Премьер-Министр РК Алихан Смаилов провел заседание Высшей научно-технической комиссии при Правительстве с участием руководителей центральных госорганов, отраслевых организаций, вузов и депутатов Парламента.
18
Май
2023
С. Жумангарин и В. Вэньтао подписали меморандум о торгово-экономических исследованиях
Во время государственного визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Китайскую Народную Республику Министерство торговли и интеграции Казахстана и Министерство коммерции КНР подписали меморандум о взаимопонимании в сфере торгово-экономических исследований. Документ с казахстанской стороны подписал заместитель Премьер-Министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, с китайской — министр коммерции КНР Ван Вэньтао.
18
Май
2023
Комиссия по демонополизации экономики: База данных «Damumed» передана Минздраву РК
В среду, 17 мая, Премьер-Министр РК Алихан Смаилов провел очередное заседание Комиссии по демонополизации экономики с участием руководителей центральных госорганов, Генпрокуратуры, АЗРК, АФМ и других ведомств.
17
Май
2023
Алтай Кульгинов принял участие в образовательной конференции
Заместитель Премьер-Министра РК Алтай Кульгинов принял участие в работе конференции «Білімді ұрпақ – білімді ел», нацеленной на решение системных проблем образования.
17
Май
2023
Ерулан Жамаубаев принял участие в Конференции по финансированию экспорта в Казахстане
На площадке Международного финансового центра «Астана» проходит Конференция по финансированию экспорта в Казахстане. С приветственной речью на открытии мероприятия выступил заместитель Премьер-Министра – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.
17
Май
2023
В Мажилисе состоялась презентация отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год
В Мажилисе Парламента представлен отчет Правительства РК «Об исполнении республиканского бюджета за 2022 год». С докладом перед депутатами выступил заместитель Премьер-Министра–министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.
17
Май
2023
Правительство принимает меры по недопущению вывоза субсидируемых удобрений казахстанского производства
Постановлением Правительства РК утвержден перечень отдельных видов удобрений, экспорт которых смогут осуществлять только их производители.
16
Май
2023
В Казахстане пересмотрят подходы к вопросу обеспечения жильем
В Мажилисе Парламента с участием депутатов, представителей Министерства индустрии и инфраструктурного развития, других заинтересованных госорганов и общественности проходят обсуждения проекта закона о реформировании жилищной политики.
16
Май
2023
В Казахстане работают более четырех тысяч добровольных противопожарных формирований — МЧС
Сегодня на заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, рассмотрены меры по обеспечению готовности к пожароопасному периоду.
16
Май
2023
С начала года в Казахстане введено в эксплуатацию 4,3 млн квадратных метров жилья
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрены итоги социально-экономического развития и исполнение республиканского бюджета за январь-апрель текущего года. С докладами выступили заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, министр национальной экономики Алибек Куантыров и заместитель Председателя Национального Банка РК Виталий Тутушкин.
16
Май
2023
Активнее внедрять системы раннего обнаружения пожаров в природных парках и заповедниках поручил Алихан Смаилов
Меры по обеспечению готовности к пожароопасному периоду рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.
16
Май
2023
Экономика Казахстана выросла на 5%
Итоги социально-экономического развития и исполнение республиканского бюджета за январь-апрель текущего года рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.
16
Май
2023
Алихан Смаилов встретился с исполнительным директором ЮНФПА
Премьер-Министр РК Алихан Смаилов провел встречу с заместителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Исполнительным директором ЮНФПА Наталией Канем.
15
Май
2023
Алихан Смаилов провел встречу с Губернатором Челябинской области РФ
Вопросы реализации инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности обсудили Премьер-Министр РК Алихан Смаилов и Губернатор Челябинской области РФ Алексей Текслер.
15
Май
2023
Инвестиционная привлекательность Казахстана достигает новых высот — Е. Жамаубаев
В эти дни (15-17 мая) в Алматы проходит конференция крупнейших инвесторов в инфраструктурные и ESG-проекты, а также 46-я встреча участников Ассоциации институтов развития Азии и Тихоокеанского региона (ADFIAP).
15
Май
2023
16 мая в Үкімет үйі состоится заседание Правительства
Во вторник, 16 мая, в 10.00 часов в Үкімет үйі состоится заседание Правительства.
15
Май
2023
Вице-премьер Алтай Кульгинов встретился с представителями АНК Павлодарской области
Поручения Главы государства, данные на XXXII сессии АНК, были обсуждены на встрече заместителя Премьер-Министра РК Алтая Кульгинова с представителями этнокультурных объединений Павлодарской области.
15
Май
2023
Износ инфраструктуры ЖКХ планируется снизить в среднем на 20% в Казахстане
Вопросы комплексной модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства обсуждены на Республиканском штабе по реализации предвыборной программы Главы государства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.
13
Май
2023
Проблемные вопросы социального блока обсудили в Павлодарской области
Во время рабочей поездки заместителя Премьер-Министра РК Алтая Кульгинова в Павлодарскую область были обсуждены проблемы здравоохранения, образования, занятости, молодежной политики, а также ход реализации государственных программ, инициированных Президентом.
13
Май
2023
Алтай Кульгинов встретился с жителями Павлодарской области
Во время поездки в Павлодарскую область заместитель Премьер-Министра РК Алтай Кульгинов встретился с жителями г. Экибастуза и потенциальными участниками программы «Ауыл аманаты» в Аксуском районе.
12
Май
2023
Серик Жумангарин провел совещание по вопросам сдерживания роста цен на молочные продукты
В Правительстве под председательством заместителя Премьер-Министра – министра торговли и интеграции Серика Жумангарина состоялось совещание с представителями производителей молочных продуктов, отраслевых объединений, НПП «Атамекен» и заинтересованных госорганов. На повестке дня стоял вопрос по сдерживанию роста цен на молочные продукты.
12
Май
2023
Филиалы еще девяти известных мировых университетов планируется открыть в Казахстане до 2029 года
Премьер-Министр РК Алихан Смаилов принял участие в Форуме президентов Альянса азиатских университетов (ААУ), проходящем в Астане в рамках ежегодного Саммита организации.
12
Май
2023
Средний бизнес должен стать драйвером роста обрабатывающей промышленности Казахстана — Алихан Смаилов
Широкий круг вопросов развития обрабатывающей промышленности рассмотрен на встрече Премьер-Министра РК Алихана Смаилова с представителями среднего бизнеса.
11
Май
2023
Алихан Смаилов посетил выставку по машиностроению и металлообработке «Kazakhstan Machinery Fair 2023»
Премьер-Министр РК Алихан Смаилов ознакомился с новыми видами продукции отечественного машиностроения и современными технологическими решениями отрасли в ходе посещения III Международной специализированной выставки «Kazakhstan Machinery Fair 2023» в Астане.
11
Май
2023
Вдвое увеличить льготное финансирование инвестпроектов в обрабатывающей промышленности планируется в Казахстане
На XI Форуме машиностроителей Казахстана Премьер-Министр РК Алихан Смаилов рассказал о принимаемых Правительством мерах по дальнейшему развитию обрабатывающей промышленности.
11
Май
2023
Увеличение местного содержания, внедрение новых технологий и продвижение экспорта: Алихан Смаилов обозначил приоритеты развития машиностроения РК
Ключевые вызовы, стоящие перед отраслью машиностроения, и меры по ее дальнейшему всестороннему развитию обсуждены на XI Форуме машиностроителей Казахстана с участием Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.
Смотреть больше