Наиболее известные формы протеста в адрес политического руководство ссср судебных

Прочтите текст и напишите, как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте.

«Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций —заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

Предмет: история

Класс: 11

Тема «СССР в 1964 – 1985 гг.»

Проверочная работа по истории по теме

«СССР в 1964 – 1985 гг.»

11 класс

Пояснительная записка

Проверочная работа по истории создана на
основе примерной программы среднего (полного) общего образования и федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
    Работа охватывает
содержание курса истории «СССР в 1964 – 1985 гг.» . Задания составлены в
соответствии с заданиями ЕГЭ.

Цель контроля: выявить уровень образовательных
результатов учащихся :

·      
знания:

хронологии периода

основных фактов, явлений, процессов

·      
умения:

соотносить единичное, общее, классифицировать факты

извлекать информацию из источника

  использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических
процессов и явлений

использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

Характеристика   контрольной работы.

    1.Количество заданий в работе  – 13 ;

— заданий репродуктивного уровня- 5 ( 1,2,5,7,12
задание);

— заданий конструктивного уровня-  7 ( 3,4,6,8,9,10,11
задание);

— заданий творческого уровня  -1 ( 13
задание)

2. Краткая характеристика заданий, с
помощью которых выявляются

2.1.предметные результаты:

1. 3нание хронологии

2. Знание основных фактов, явлений,
понятий

3. Умения работать с историческим
источником

4. Умения аргументировать спорные точки
зрения в исторической науке

5. Умения использовать принципы
причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

Содержание контрольной работы

Вариант  1

  1. Когда был осуществлен советско-американский полет в космос по
    программе «Союз» — «Аполлон»?

1) в 1971
г.    2) в 1973 г.    3) в 1975 г.    4) в 1977
г.

2.  После
отстранения Н.С.Хрущева от власти правительство СССР возглавил

1)
Н.В.Подгорный                                              3) А.Н.Косыгин

2)
Л.И.Брежнев                                                   4) А.Н.Шелепин

3.  Что было одной
из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине
1960-х гг.?

1) образование совнархозов

2) отказ от
планового развития промышленности

3) проведение
экономической реформы А.Н.Косыгина

4) распространение
стахановского почина в промышленности

4. Что стало одним
из последствий подписания с участием СССР Заключительного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975
г.?

1) улучшение
климата международных отношений

2) соблюдение прав
человека в СССР

3) оказание СССР
помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией

4) отказ от
производства и испытаний нового вооружения

5.  Прочтите
отрывок из исторического документа и определите год, когда произошли события,
описанные в документе:

Из воспоминаний
члена Политбюро ЦК КПСС К.Т.Мазурова:

«Последнюю неделю
перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не уезжали домой: по
сообщениям, в Чехословакии ожидался контрреволюционный переворот. Прибалтийский
и Белорусский военный округа были приведены в состояние готовности номер один.
В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем
вводить войска…»

1) 1965
г.     2) 1968 г.     3) 1972 г.     4) 1975
г.

6. Социальное
развитие СССР в середине 70-х-середине 80-х гг. характеризовали:

1) рост удельного
веса людей со средним и высшим образованием

2) более высокий
уровень потребления продуктов питания, чем в странах Запада

3) опережение
прироста производства товаров по сравнению с ростом денежных доходов населения

4) забастовки
рабочих против уравнительных тенденций в оплате труда

7. Как называют
представителей общественного движения, о которых говорится в тексте?

«Наиболее известные
формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных
инстанций – заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс
РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая
кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский
государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники
обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

1) либералы    2)
диссиденты    3) академисты    4) протестанты

8. Расставьте
события в хронологическом порядке

1) Избрание
Ю.В.Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС

2) Судебный процесс
над А.Синявским и Ю.Даниэлем

3) Подписание
договора между СССР и США ОСВ -1

4) Ввод советских войск
в Афганистан

9. Что из
перечисленного характеризует духовное развитие СССР, сложившееся в 1970-е
начале 1980-х гг.. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1) Особое влияние на изменение духовного
климата оказала правозащитная деятельность

2) В ходу были кухонные разговоры,  в которых
обсуждались проблемы страны

3) Ускорение процесса реабилитации сталинских
репрессий

4) Появились формы оппозиционности как
«тамиздат» и «самиздат»

5) Репрессии,
расстрелы по отношению к представителям диссидентского движения

6) развитие клубов,
проведение дискуссий по вопросам дальнейшего развития СССР

10. Установите
соответствие между именами кинорежиссеров и названиями их работ: к каждой
позиции первого столба подберите позицию из второго столба: 

кинорежиссеры

Фильмы

1)      Т.М.Лиознова

2)      С.И.Ростоцкий

3)      А.Г.Герман

4)      А.А.Тарковский

1)  «Андрей Рублев»

2)  «Калина Красная»

3)      «А зори здесь тихие…»

4)      «Двадцать дней без войны»

5)      «Семнадцать мгновений весны»

11. Ниже приведён список терминов. Все
они, за исключением одного, относятся

к событиям (явлениям)  периода СССР 1964-1985 гг.

1)  конституция  «развитого социализма»; 2) разрядка
международной напряженности
; 3) конфронтация международных отношений ; 4) третьеиюньский
переворот
;
5)
«нефтедоллары»; 6) колхозное
крестьянство
.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к
другому

историческому периоду.

12. Напишите пропущенное слово.

В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, в который
вошел академик _________, известный ученый-физик, один из создателей водородной
бомбы.

13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена
одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР
был Л.И.Брежнев, стал одним  из самых спокойных, стабильных этапов развития
СССР. Был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических
потрясений».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть
её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Вариант  2

  1. Какое событие
    произошло в 1980 г.?

1) первый Московский
кинофестиваль      3) Первый конкурс пианистов имени П.Чайковского

2) Олимпийские игры в
Москве                  4) выставка художников-авангардистов в Москве

2.  Министром
иностранных дел в период 1957-1985 гг. был

1) Л.И.Брежнев   2)
А.Н.Косыгин    3) Ю.В.Андропов    4)А.А.Громыко

3. Какое событие
явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970-х гг.?

1) военная помощь
СССР Анголе                     3) ввод советских войск в Афганистан

2) размещение
советских ракет в Никарагуа   4) ввод советских войск в Чехословакию

4. Что было одним из
последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977
г.?

1) сокращение
численности партийно-государственного аппарата

2) ликвидация
привилегий партийно-государственного аппарата

3) развитие
внутрипартийной демократии

4) правовое закрепление
власти партийно-государственной номенклатуры

5. Прочтите отрывок
из документа и определите его название:

«В СССР построено
развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается
на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового
строя… Коммунистическая партия является ядром политической системы».

1) Новая программа
КПСС                                  3) Конституция СССР 1977
г.

2) Всеобщий договор о
разоружении                 4) Договор ОСВ – 1

6. Внутриполитический
курс СССР  в период с 1982г. по февраль 1984
г. характеризовался:

1) усилением критики
сталинизма в официальных изданиях

2) возобновлением
борьбы с космополитизмом

3) прекращением
борьбы с проявлением инакомыслия

4) расширением борьбы
со злоупотреблениями в хозяйственной сфере

7. Как назывался
социальный слой, о котором говорится в тексте?

«Для бюрократической
верхушки главным гарантом социальных преимуществ и привилегий были ее
властно-распределительные функции. Они давали чиновничеству у руля практически
безбрежные возможности присваивать материальные блага».

1) старые
большевики    2) номенклатура    3) партийцы    4) ленинцы

8. Расставьте события
в хронологическом порядке

1) избрание
К.У.Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС

2) Подписание
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) Ввод  войск ОВД в
Чехословакию

4) празднование
60-летия образования СССР

9. Что из
перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики, провозглашенной
на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Выберите три ответа и запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) повышение закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию

2) допущение частной собственности и частного
предпринимательства

3) установление твердого плана государственных
закупок

4) ужесточение запретов на ведение личного
подсобного хозяйства

5) расширение
посевных площадей под кукурузу

6) введение вместо
трудодней твердых денежных окладов

10. Установите
соответствие между именами деятелей культуры и областью их деятельности: к
каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба: 

Имена

Область деятельности

  1. Э.Неизвестный
  2. В.Высоцкий
  3. А.Карелин
  4. В.Пикуль
  1. балет
  2. театр
  3. скульптура
  4. спорт
  5. литература

11. Ниже приведён список терминов. Все
они, за исключением одного, относятся

к событиям (явлениям)  периода СССР 1964-1985 гг.

1) старение кадров ; 2) коллективное
руководство
;
3) ротация кадров ; 4) идеология инакомыслия; 5) диссидентское движение
; 6) колхозное
крестьянство
.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к
другому историческому периоду.

12. Напишите пропущенное слово.

 Претензии СССР на право осуществлять военное вмешательство во
внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах
Запада
название________Брежнева.                                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период1964-1982 гг. был временем
развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге
приведшей страну к изменению общественно-политичекой системы в СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть
её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Система оценивания контрольной работы по истории «СССР в 1964 – 1985
гг.»

Часть 1

Задание с кратким
ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово
(словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный
ответ на каждое из заданий 1–7, 8, 11,12 оценивается 1 баллом; неполный,
неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный
ответ на каждое из заданий 9,10 оценивается 2 баллами; если допущена одна
ошибка – 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0
баллов.

№задания

ответ

ответ

баллы

1 вариант

2 вариант

Всего 14

1

3

2

1

2

3

4

1

3

3

3

1

4

1

4

1

5

2

3

1

6

1

4

1

7

2

2

1

8

2341

3241

1

9

124

136

2

10

5341

3245

2

11

4

3

1

12

Сахаров

доктрина

1

Критерии
оценивания заданий с развёрнутым ответом. Задание 13.

Вариант 1.

 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена
одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР
был Л.И.Брежнев, стал одним  из самых спокойных, стабильных этапов развития
СССР. Был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических
потрясений».

Аргументы «за»:

1)      Сказывались позитивные
результаты  экономической реформы 1965
г.

2)      Использование природных
богатств, позволило получить «нефтедоллары», создавало возможность обеспечить
потребности общества

3)      Велось строительство
бесплатного жилья, бесплатное медицинское обслуживание, образование

4)      Во внешней политике
«разрядка» международной напряженности

Аргументы «против»:

1)      Тяжелая промышленность, ВПК
занимали приоритетные позиции, что приводило к дефициту товаров

2)      Сохранение дефицита и
уравнительной системы вели к росту социальной апатии, моральному разложению
общества

3)      Рост привилегий
партаппарата усугублялось усилением коррупции и казнокрадства

4)      Движение диссидентов, среди
тех, кто критически оценивал достижения социализма, сложились альтернативные
идеологии, впоследствии сформировавшиеся в политические течения

5)      С вводом войск СССР в
Афганистан начался новый виток гонки вооружений.

Вариант 2.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период1964-1982 гг. был временем
развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге
приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР».

Аргументы «за»:

1)     
Усилилась власть
партаппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование
инакомыслящих, высылка из страны, лишение советского гражданства (Г.Вишневская,
Р.Ростропович, А.Солженицын)

2)     
Роль КПСС была
законодательно  закреплена в Конституции СССР 1977
г.

3)     
Борьба властей и
правозащитниками. Сахаров был отправлен в ссылку в Горький.

4)     
Издания
«самиздата» и «тамиздата» призывали бороться за национальные интересы, подъем
национализма (особенно в Прибалтике, на Западной Украине, Средней Азии,
Закавказье)

Аргументы «за»:

1)     
Существовали
гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, бесплатное образование и медицина

2)     
Велось
строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление
отдельных квартир для семей

3)     
«Нефтедоллары»
позволяли обеспечить основные потребности общества

4)     
Господствовала
официальная концепция построения «развитого социализма», создана единая
общность «советский народ».

Указания к
оцениванию

Баллы

Приведены два аргумента в подтверждение и два в
опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в
опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два
в опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в
опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение
оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение
оценки

1

Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены
только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной
точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего
характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

Итого 18 баллов

Критерии оценивания:

18-15 баллов   —  «5» (отлично)

14 – 11 баллов – «4» (хорошо)

10 – 7 баллов – «3» (удовлетворительно)

Ниже 6 баллов – «2» (неудовлетворительно)

Предмет: история

Класс: 11

Тема «СССР в 1964 1985 гг.»

Проверочная работа по истории по теме

«СССР в 1964 – 1985 гг.»

11 класс

Пояснительная записка

Проверочная работа по истории создана на основе примерной программы среднего

(полного) общего образования и федерального государственного образовательного

стандарта общего образования. Работа охватывает содержание курса истории «СССР в

1964 1985 гг.» . Задания составлены в соответствии с заданиями ЕГЭ.

Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся :

знания:

хронологии периода

основных фактов, явлений, процессов

умения:

соотносить единичное, общее, классифицировать факты

извлекать информацию из источника

использовать принципы причинноследственного анализа для изучения

исторических процессов и явлений

использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

Характеристика контрольной работы.

1.Количество заданий в работе – 13 ;

заданий репродуктивного уровня— 5 ( 1,2,5,7,12 задание);

заданий конструктивного уровня 7 ( 3,4,6,8,9,10,11 задание);

заданий творческого уровня 1 ( 13 задание)

2. Краткая характеристика заданий, с помощью которых выявляются

2.1.предметные результаты:

1. 3нание хронологии

2. Знание основных фактов, явлений, понятий

3. Умения работать с историческим источником

4. Умения аргументировать спорные точки зрения в исторической науке

5. Умения использовать принципы причинноследственного анализа для изучения

исторических процессов и явлений

Содержание контрольной работы

Вариант 1

1. Когда был осуществлен советскоамериканский полет в космос по программе

«Союз» «Аполлон»?

1) в 1971 г. 2) в 1973 г. 3) в 1975 г. 4) в 1977 г.

2. После отстранения Н.С.Хрущева от власти правительство СССР возглавил

1) Н.В.Подгорный 3) А.Н.Косыгин

2) Л.И.Брежнев 4) А.Н.Шелепин

3. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во

второй половине 1960х гг.?

1) образование совнархозов

2) отказ от планового развития промышленности

3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина

4) распространение стахановского почина в промышленности

4. Что стало одним из последствий подписания с участием СССР Заключительного

акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?

1) улучшение климата международных отношений

2) соблюдение прав человека в СССР

3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией

4) отказ от производства и испытаний нового вооружения

5. Прочтите отрывок из исторического документа и определите год, когда произошли

события, описанные в документе:

Из воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС К.Т.Мазурова:

«Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не

уезжали домой: по сообщениям, в Чехословакии ожидался контрреволюционный

переворот. Прибалтийский и Белорусский военный округа были приведены в

состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на

заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска…»

1) 1965 г. 2) 1968 г. 3) 1972 г. 4) 1975 г.

6. Социальное развитие СССР в середине 70хсередине 80х гг. характеризовали:

1) рост удельного веса людей со средним и высшим образованием

2) более высокий уровень потребления продуктов питания, чем в странах Запада

3) опережение прироста производства товаров по сравнению с ростом денежных

доходов населения

4) забастовки рабочих против уравнительных тенденций в оплате труда

7. Как называют представителей общественного движения, о которых говорится в

тексте?

«Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР,

судебных и карательных инстанций – заявления, обращения, открытые письма. Когда

в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1,

предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации,

порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и

его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с

протестом».

1) либералы 2) диссиденты 3) академисты 4) протестанты

8. Расставьте события в хронологическом порядке

1) Избрание Ю.В.Андропова генеральным секретарем ЦК КПСС

2) Судебный процесс над А.Синявским и Ю.Даниэлем

3) Подписание договора между СССР и США ОСВ -1

4) Ввод советских войск в Афганистан

9. Что из перечисленного характеризует духовное развитие СССР, сложившееся в 1970е

начале 1980х гг.. Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особое влияние на изменение духовного климата оказала правозащитная деятельность

2) В ходу были кухонные разговоры, в которых обсуждались проблемы страны

3) Ускорение процесса реабилитации сталинских репрессий

4) Появились формы оппозиционности как «тамиздат» и «самиздат»

5) Репрессии, расстрелы по отношению к представителям диссидентского движения

6) развитие клубов, проведение дискуссий по вопросам дальнейшего развития СССР

10. Установите соответствие между именами кинорежиссеров и названиями их работ: к

каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:

1) Т.М.Лиознова

2) С.И.Ростоцкий

3) А.Г.Герман

4) А.А.Тарковский

1) «Андрей Рублев»

2) «Калина Красная»

3) «А зори здесь тихие…»

4) «Двадцать дней без войны»

5) «Семнадцать мгновений весны»

11. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся

к событиям (явлениям) периода СССР 19641985 гг.

1) конституция «развитого социализма»; 2) разрядка международной напряженности; 3) конфронтация

международных отношений ; 4) третьеиюньский переворот; 5) «нефтедоллары»; 6) колхозное крестьянство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому

историческому периоду.

12. Напишите пропущенное слово.

В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, в который вошел академик

_________, известный ученыйфизик, один из создателей водородной бомбы.

13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из

спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР был Л.И.Брежнев, стал одним из самых спокойных,

стабильных этапов развития СССР. Был отмечен отсутствием экономических,

социальных, политических потрясений».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить

данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении

аргументов обязательно используйте исторические факты.

Вариант 2

1. Какое событие произошло в 1980 г.?

1) первый Московский кинофестиваль 3) Первый конкурс пианистов имени

П.Чайковского

2) Олимпийские игры в Москве 4) выставка художниковавангардистов в

Москве

2. Министром иностранных дел в период 19571985 гг. был

1) Л.И.Брежнев 2) А.Н.Косыгин 3) Ю.В.Андропов 4)А.А.Громыко

3. Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970

х гг.?

1) военная помощь СССР Анголе 3) ввод советских войск в Афганистан

2) размещение советских ракет в Никарагуа 4) ввод советских войск в Чехословакию

4. Что было одним из последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977 г.?

1) сокращение численности партийногосударственного аппарата

2) ликвидация привилегий партийногосударственного аппарата

3) развитие внутрипартийной демократии

4) правовое закрепление власти партийногосударственной номенклатуры

5. Прочтите отрывок из документа и определите его название:

«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм

развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы

нового строя… Коммунистическая партия является ядром политической системы».

1) Новая программа КПСС 3) Конституция СССР 1977 г.

2) Всеобщий договор о разоружении 4) Договор ОСВ – 1

6. Внутриполитический курс СССР в период с 1982г. по февраль 1984 г.

характеризовался:

1) усилением критики сталинизма в официальных изданиях

2) возобновлением борьбы с космополитизмом

3) прекращением борьбы с проявлением инакомыслия

4) расширением борьбы со злоупотреблениями в хозяйственной сфере

7. Как назывался социальный слой, о котором говорится в тексте?

«Для бюрократической верхушки главным гарантом социальных преимуществ и

привилегий были ее властнораспределительные функции. Они давали чиновничеству у

руля практически безбрежные возможности присваивать материальные блага».

1) старые большевики 2) номенклатура 3) партийцы 4) ленинцы

8. Расставьте события в хронологическом порядке

1) избрание К.У.Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС

2) Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе

3) Ввод войск ОВД в Чехословакию

4) празднование 60летия образования СССР

9. Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики,

провозглашенной на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Выберите три ответа и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

2) допущение частной собственности и частного предпринимательства

3) установление твердого плана государственных закупок

4) ужесточение запретов на ведение личного подсобного хозяйства

5) расширение посевных площадей под кукурузу

6) введение вместо трудодней твердых денежных окладов

10. Установите соответствие между именами деятелей культуры и областью их

деятельности: к каждой позиции первого столба подберите позицию из второго столба:

1. Э.Неизвестный

2. В.Высоцкий

3. А.Карелин

4. В.Пикуль

1. балет

2. театр

3. скульптура

4. спорт

5. литература

11. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся

к событиям (явлениям) периода СССР 19641985 гг.

1) старение кадров ; 2) коллективное руководство; 3) ротация кадров ; 4) идеология инакомыслия; 5)

диссидентское движение ; 6) колхозное крестьянство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому

периоду.

12. Напишите пропущенное слово.

Претензии СССР на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела

своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада

название________Брежнева.

13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из

спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период19641982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса

общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно

политичекой системы в СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить

данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении

аргументов обязательно используйте исторические факты.

Система оценивания контрольной работы по истории «СССР в 1964 1985 гг.»

Часть 1

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово

(словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–7, 8, 11,12 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ

или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 9,10 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка 1

балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Задание 13.

Вариант 1.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются

различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек

зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР был Л.И.Брежнев, стал одним из самых спокойных,

стабильных этапов развития СССР. Был отмечен отсутствием экономических,

социальных, политических потрясений».

Аргументы «за»:

1) Сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.

2) Использование природных богатств, позволило получить «нефтедоллары»,

создавало возможность обеспечить потребности общества

3) Велось строительство бесплатного жилья, бесплатное медицинское обслуживание,

образование

4) Во внешней политике «разрядка» международной напряженности

Аргументы «против»:

1) Тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что приводило к

дефициту товаров

2) Сохранение дефицита и уравнительной системы вели к росту социальной апатии,

моральному разложению общества

3) Рост привилегий партаппарата усугублялось усилением коррупции и казнокрадства

4) Движение диссидентов, среди тех, кто критически оценивал достижения

социализма, сложились альтернативные идеологии, впоследствии

сформировавшиеся в политические течения

5) С вводом войск СССР в Афганистан начался новый виток гонки вооружений.

Вариант 2.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из

спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период19641982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса

общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно

политической системы в СССР».

Аргументы «за»:

1) Усилилась власть партаппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества,

преследование инакомыслящих, высылка из страны, лишение советского

гражданства (Г.Вишневская, Р.Ростропович, А.Солженицын)

2) Роль КПСС была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г.

3) Борьба властей и правозащитниками. Сахаров был отправлен в ссылку в Горький.

4) Издания «самиздата» и «тамиздата» призывали бороться за национальные

интересы, подъем национализма (особенно в Прибалтике, на Западной Украине,

Средней Азии, Закавказье)

Аргументы «за»:

1) Существовали гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, бесплатное образование

и медицина

2) Велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило

предоставление отдельных квартир для семей

3) «Нефтедоллары» позволяли обеспечить основные потребности общества

4) Господствовала официальная концепция построения «развитого социализма»,

создана единая общность «советский народ».

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие

события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся

аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

Итого 18 баллов

Критерии оценивания:

18-15 баллов «5» (отлично)

14 11 баллов – «4»орошо)

10 7 баллов – «3» (удовлетворительно)

Ниже 6 баллов – «2» (неудовлетворительно)

Новый тренировочный вариант ЕГЭ 2021-2022 по истории КИМ №210412 (№16) для 11 класса с ответами и решением для подготовки к экзамену на 100 баллов от 12.04.2021 (12 апреля 2021 года), вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ.

Тренировочный вариант ЕГЭ по истории: задания и ответы

P.S ответы и решения опубликованы в конце варианта.

Пробный вариант ЕГЭ №16 по истории состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

Решу ЕГЭ по истории тренировочный вариант №210412 онлайн:

Задания и ответы из варианта ЕГЭ по истории:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Европейская «весна народов» 2) Тильзитский мир 3) Восстание К. Булавина

Ответ: 321

3)Ниже приведён список названий (терминов). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в. 1) Шевардинский редут; 2) «вольные хлебопашцы»; 3) стахановцы; 4) коллективизация; 5) суд присяжных; 6) винная монополия. Найдите и запишите порядковые номера названий (терминов), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ: 34

4)Запишите термин, о котором идёт речь. – служилые люди, которые получали за службу государю земельный надел с крестьянами.

Ответ: дворяне

7)Какие положения были характерны для новой экономической политики? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) введение рабочего контроля на производстве 2) передача в частную собственность мелких предприятий 3) финансовая реформа, введение золотого червонца 4) формирование продовольственных отрядов 5) создание предприятий с участием иностранного капитала 6) отмена оплаты коммунальных услуг

Ответ: 235

8)Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Выдающийся советский разведчик времён Великой Отечественной войны – _____________. Б) Приказ №227 («Ни шагу назад!») был издан в ____________ 1942 г. В) В сентябре 1941 г. началась ____________. Пропущенные элементы: 1) Великая Отечественная война 2) Р. Зорге 3) июль 4) М. Джалиль 5) ноябрь 6) блокада Ленинграда

Ответ: 236

10)Прочтите текст и напишите, как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте. «Наиболее известные формы протеста, в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций — заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

Ответ: диссиденты

12)Прочтите отрывок из записки Н.С. Хрущёва. «Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам 2500-2600 миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур. Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на. землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) В период составления записки Хрущёв являлся председателем Совета министров СССР. 2) Главной формой сельскохозяйственного предприятия являлись колхозы. 3) Предусматривалось освоение целины в РСФСР и Казахстане. 4) Земли были нужны для расширения посевов зерновых культур. 5) К освоению целины предусматривалось привлечь американских фермеров. 6) В ходе освоения целины было учреждено звание Героя Социалистического Труда.

Ответ: 234

16)Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», вошло в состав СССР. 2) Штриховкой, обозначенной в легенде схемы цифрой «1», показана только территория Грузии. 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», до 1918 г. был столицей России. 4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав России в XVII в. 5) Территория Бессарабии, заштрихованная на схеме, вошла в состав СССР в 1945 г. 6) Все города, обозначенные и подписанные на данной схеме, в настоящее время носят те же названия.

Ответ: 134

18)Какие суждения об изображённой почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Марка была выпущена после ХХ съезда КПСС. 2) Ю. А. Гагарин участвовал в международных космических полётах. 3) Марка была выпущена через два года после проведения денежной реформы. 4) Ю. А. Гагарин совершил полёт на корабле «Буран». 5) Космодром, с которого стартовал Ю. А. Гагарин, находится в Казахстане.

Ответ: 15

19)Какое из зданий, представленных ниже, были построены в ту же историческую эпоху, когда появилась данная почтовая марка? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны их портреты.

Ответ: 24

20)Укажите название войны, о которой идет речь, и ее хронологические рамки. Назовите императора, правившего Россией в это время.

Ответ: 1) война – русско-японская 2) годы – 1904-1905 гг. 3) император – Николай II

21)Какое отношение народа к войне отмечает автор? Какие причины такого отношения он указывает? Приведите не менее двух причин.

Ответ: Могут быть указано, что: — в народе война не пользовалась популярностью. Могут быть названы следующие причины такого отношения: — военные неудачи — людские потери и иные тяготы войны — несправедливости при организации мобилизации

23)На определённом этапе своего развития Русское государство вошло в стадию удельной раздробленности. Укажите не менее трех причин формирования такого социально-политического явления.

24)По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «При Л. И. Брежневе, ограниченном и несамостоятельном руководителе, страна скатилась в пучину “застоя”. Во всех областях жизни нарастали кризисные явления». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

25)Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов: 1) битва на Калке; 2) Северная война; 3) реформа Косыгина

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по истории с ответами:

Тренировочные варианты ЕГЭ по истории 11 класс задания с ответами

11.03.2021 История 11 класс варианты ИС2010401 ИС2010402 ответы и задания статград ЕГЭ 2021

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Часть В

В1.  Прочтите отрывок из выступления Л.И. Брежнева на заседании Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию автора книги, о которой идет речь.

«Во Франции и США, по сообщениям наших представителей за рубежом и иностранной печати, выходит новое сочинение… – «Архипелаг ГУЛАГ»… Секретариат принял решение о развертывании в нашей печати работы по разоблачению писаний [этого автора] и буржуазной пропаганды в связи с выходом этой книги. Пока что этой книги никто не читал, но содержание ее уже известно. Это грубый антисоветский пасквиль… По нашим законам, мы имеем все основания посадить [автора] в тюрьму, ибо он посягнул на самое святое – …на наш советский строй, на советскую власть, на все, что нам дорого».

В2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности

А) Ю. Любимов

Б) В. Шукшин                                              1)музыка

В) В.Высоцкий                                            2) кинорежиссура

                                                                       3)живопись

                                                                       4)литература

                                                                       5) театр

Часть С

С1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР».

1. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения

2.  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Проверочная работа по теме «СССР в сер. 60-х – сер. 80-х годов»

Вариант 2

     Часть А

1. Что стало одним из последствий подписания с участием СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?

а) улучшение климата международных отношений

б) соблюдение прав человека в СССР

в) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией

г) отказ от производства и испытаний нового вооружения

2.Командно-административная система в СССР характеризовалась

А)невмешательством государства в экономику

Б)внеэкономическими методами управления экономикой

В) свободой предпринимательства

Г) децентрализацией экономики.

3.Л.И. Брежнев был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС

А)1982 г.                            В)1964 г.

Б)1985 г.                             Г)1966 г.

4.Начало освоения космоса связано с именами

А) А.Туполева, С.Ильюшина                     б) И.Курчатова, А.Сахарова

В) С.Королёва, Ю. Гагарина                       г) С. Вавилова, Т. Лысенко.

5. Как называют представителей общественного движения, о которых говорится в тексте?

«Наиболее известные формы протеста… в адрес политического руководства СССР, судебных и карательных инстанций – заявления, обращения, открытые письма. Когда в Уголовный кодекс РСФСР (сентябрь 1966 г.) была внесена одиозная статья 190-1, предусматривающая кару за распространение слухов и разного рода информации, порочащих советский государственный и общественный строй, академик Сахаров и его единомышленники обратились к депутатам Верховного Совета СССР с протестом».

а) либералы б) диссиденты    в) академисты г) протестанты

6. Ввод советских войск в Афганистан произошёл в

А) 1968 г.                          В)1982 г.

Б)1979 г.                           Г)1985 г.

7. Что было одной из причин перехода в 1970-е гг. руководства СССР и западных стран к политике разрядки международной напряженности?

а) создание военно-политических блоков – НАТО и ОВД

б) военная поддержка СССР странами «третьего мира»

в) установление ядерно-стратегического паритета между СССР и США

г) выдвижение концепции «нового политического мышления»

8.К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-х- первой половины 1980-х гг. относилось

А) материальное стимулирование труда

Б) введение частной собственности

В) господство командно-административной системы

Г) проведение экономических реформ середины 1960-х гг.

9. Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики, провозглашенной на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Выберите три ответа и запишите буквы, под которыми они указаны.

а) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

б) допущение частной собственности и частного предпринимательства

в) установление твердого плана государственных закупок

г) ужесточение запретов на ведение личного подсобного хозяйства

д) расширение посевных площадей под кукурузу

е) введение вместо трудодней твердых денежных окладов

10. Ввод советских войск в Чехословакию для подавления « пражской весны» произошел в

А)1953 г.                                 В)1968 г.

Б)1956 г.                                 Г)1979 г.

Часть В

В1.  Прочтите отрывок из статьи историка Р.А. Медведева и напишите фамилию руководителяСССР, о котором идет речь.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни… стабильности в своем положении и уверенности в будущем… (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали…»

В2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности

А) А.Солженицын                                              1)музыка

Б) С.Бондарчук                                                   2) кинорежиссура

В) М Ростропович                                              3)живопись

                                                                             4)литература

                                                                             5) театральное искусство

Часть С

С1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Период, когда руководителем СССР был Л.И.Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР. Был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений».

1. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения

2.  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Касторовое масло инструкция по применению цена для волос
  • Сапфир 3 к руководству по
  • Должностная инструкция менеджера по продажам запчастей
  • Должностная инструкция менеджера по продажам запчастей
  • Инструкция по охране труда для горномонтажника подземного