Вторая
половина 60-х — середина 80-х годов были
периодом нарастания негативных явлений
во всех сферах жизни общества. Они
проявлялись в стагнации экономики,
росте оппозиционных настроений населения,
падении авторитета СССР на международной
арене. Принимаемые руководством страны
меры по «совершенствованию» социализма
не могли остановить надвигающегося
кризиса административно-командной
системы.
С
отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс
либерализации общественно-политической
жизни, окончились начатые им преобразования.
К власти пришло новое руководство.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. —
Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев,
находившийся в течение многих лет на
партийной работе. Именно он был одним
из инициаторов и организаторов смещения
Н.С. Хрущева. Он более всего стремился
к стабильности общества. Главой
правительства был назначен А.Н. Косыгин,
руководивший в разные годы Госпланом
СССР, министерствами финансов, легкой
и текстильной промышленности.
Часть
новых руководителей, в том числе А.Н.
Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В.
Андропов, считали необходимым дальнейшее
развитие страны, опираясь на решения
XX съезда партии. Они полагали нужным
продолжать реформаторский курс в
экономике и дальнейшую либерализацию
общественно-политической жизни, с тем,
чтобы укрепить существующую систему.
В то же время они выступали противниками
радикальных преобразований в обществе.
Более консервативный путь развития
отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н.
Шелепин и некоторые другие работники
партийно-государственного аппарата.
Достижение стабильности общества они
связывали с пересмотром политического
курса последних лет, с отказом от политики
десталннизации и реформ.
Противоборство
мнений по вопросу о выборе путей
дальнейшего развития общества завершилось
поворотом от реформаторства периода
хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному
курсу в политике и идеологии.
Идейно-теоретической основой деятельности
нового руководства была разработанная
в конце 60-х годов концепция «развитого
социализма». В официальных документах
«развитой социализм» трактовался как
обязательный этап на пути продвижения
советского общества к коммунизму, в
ходе которого предстояло добиться
органического соединения всех сфер
общественной жизни.
В
общественно-политической жизни 60-х 70-х
годов происходили сложные и противоречивые
процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом
Н.С. Хрущева свертывались начатые им
преобразования. В конце 1964 г. состоялось
объединение промышленных и сельских
партийных организаций. Позднее была
упразднена территориальная система
управления народным хозяйством.
Устранялись искривления, допущенные в
аграрной сфере, в частности по отношению
к личному приусадебному хозяйству.
Начался
отход от курса десталинизации. В печати
прекратились критика культа личности
И.В. Сталина, разоблачение беззаконий
сталинского режима. Вновь была ужесточена
цензура. Как и прежде, ограничивался
доступ к источникам научной информации
— отечественной и зарубежной — для
исследователей. Эта мера повлекла за
собой тяжелые последствия дня развития
науки.
В
начале 70-х годов Л.И. Брежневым было
заявлено о том, что в СССР достигнуто
равенство республик по уровню экономики
и культуры и что национальный вопрос в
стране решен. Утверждалось также о
складывании новой исторической общности
— советского народа. Однако ни в этот
период, ни позднее полного фактического
равенства республик достигнуто не было.
Рост национального самосознания народов,
выступления в защиту национальных
интересов рассматривались как проявление
местного национализма.
В
развитии общественно-политической
жизни все более четко прослеживались
две тенденции: демократическая и
антидемократическая.
Намечались
меры «совершенствования» хозяйственного
механизма, которые не устраняли, однако,
чрезмерной централизации и командно-приказных
методов управления. Увеличилась
численность административного аппарата.
За два десятилетия количество общесоюзных
министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в
них работали около 18 млн. чиновников.
Нарастание трудностей и негативных
явлений в экономике не осознавалось
руководством страны. Под партийным
контролем находилась повседневная
работа всех структур государственной
власти в центре и на местах.
Противоречия
в развитии общества затруднили выполнение
планов социальных мероприятий. Успешнее
других шло решение жилищной проблемы.
Массовое строительство жилья позволило
улучшить условия быта сотен тысяч
горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей
имели отдельные квартиры (официальная
статистика).
Медленнее
запланированного шел рост реальных
доходов населения.
Были
увеличены размеры ежемесячной зарплаты
низкооплачиваемым категориям работников.
Одновременно велось неоправданное
сближение оплаты труда инженерно-технического
персонала и рабочих. Рост зарплаты велся
без учета реальных результатов труда
работающих.
В
70-х — начале 80-х годов резко сократились
капиталовложения в социальную сферу.
Ее финансирование по «остаточному»
принципу особенно тяжело отразилось
на условиях жизни сельского населения.
Уменьшение
рождаемости населения в 60-х годах (одно
из последствий Отечественной войны)
привело к сокращению притока трудовых
ресурсов. Увеличились расходы на развитие
оборонных отраслей. В тяжелой индустрии,
прежде всего в машиностроении, не
выполнялись планы научно-технического
прогресса. Перемещение центров добывающей
промышленности в восточные районы
повысило себестоимость топливно-энергетического
сырья. Развитие атомной энергетики,
введение в строй новых энергоблоков на
атомных электростанциях сопровождались
поспешностью. Неблагоприятная
экономическая конъюнктура сложилась
на мировом рынке. Резко упали цены на
нефть — важнейший предмет советского
экспорта. Параллельно с государственной
появилась так называемая теневая
экономика (неучтенные статистикой
предприятия в сфере промышленности,
торговли и т.д.). Ее развитию сопутствовали
беззакония и коррупция.
Задания
одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не
были выполнены ни по одному показателю.
Назревание
глобального кризиса советской системы.
Политика перестройки и концепция
обновленного советского общества.В
середине 80-х годов по инициативе
партийно-государственных руководителей
началось обновление экономических
основ, политического устройства и
духовной жизни общества.
В
середине 80-х годов к власти в стране
пришла группа молодых, энергичных
работников, ранее
тесно сотрудничавших с Ю.В.
Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным
секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев.
Совет Министров СССР возглавил Н.И.
Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие
его,
радикально настроенные политические
деятели выступили с инициативой
«обновления социализма». Суть «обновления
общества» его инициатор М.С.
Горбачев
видел в соединении социализма и
демократии, в установлении «лучшего
социализма». В состав Политбюро ЦК
партии были включены новые члены —
лица, разделяющие идеи Генерального
секретаря (Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков,
Э.А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК
находились Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.
Начало
новому курсу было положено на апрельском
(1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла
речь о необходимости качественного
преобразования общества, о неотложности
глубоких перемен во всех сферах его
жизни. Были намечены направления развития
народного хозяйства и социальной сферы.
Главным
рычагом преобразований должно было
стать ускорение социально-экономического
развития страны. Успех ускорения
связывался с более активным использованием
достижений науки и техники, децентрализацией
управления народным хозяйством,
расширением прав предприятий, внедрением
хозрасчета, укреплением порядка и
дисциплины на производстве. Приоритетное
внимание уделялось машиностроительным
отраслям. С их подъемом предполагалось
добиться технической реконструкции
всего народнохозяйственного комплекса.
На основе реформированной экономики
намечалось решить важнейшие социальные
вопросы, прежде всего жилищный и
продовольственный.
Перемены
в общественно-политической сфере
начались с проведения политики гласности.
Была снята цензура и разрешено издание
новых газет. Это вызвало широкий всплеск
социальной активности населения.
Возникли многочисленные общественные
объединения в поддержку «перестройки».
Широкое обсуждение нового правительственного
курса проходило на массовых митингах
граждан. Идея ускорения встречала как
одобрение, так и протест в разных слоях
населения. Противники нового курса
имелись среди работников
партийно-государственного аппарата.
Для обеспечения реализации задач
перестройки была проведена смена части
партийных и советских руководителей.
Были заменены председатель Госплана
СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК
компартий большинства союзных республик
и т.д.
XXVII
съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил
правильность избранного руководством
страны курса на ускорение преобразований
в экономике, ‘на обновление форм и методов
работы политических структур. Как и
прежде, этот курс связывался с решением
задачи совершенствования социалистического
общества.
В
1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями
производственной дисциплины и коррупцией.
За взяточничество и хищения были наказаны
ряд бывших государственных деятелей.
При
Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия
во главе с А.Н. Яковлевым с целью
дополнительного изучения документов
репрессированных в 30-е — начале 50-х
годов граждан. Были реабилитированы
многие лица, невинно осужденные по
процессам 30-х годов. В числе реабилитированных
находились Н.И. Бухарин и А.И. Рыков,
группа профессоров-экономистов (А.В.
Чаянов и др.).
Демократизации
общественно-политической жизни
способствовало введение альтернативных
выборов партийных секретарей.
В
конце 80-х годов преобразования коснулись
структуры государственной власти.
Начало им положила XIX Всесоюзная партийная
конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась
острая борьба мнений сторонников и
противников «перестройки» по вопросу
о задачах развития страны. Большинство
делегатов поддержали
точку зрения М.С. Горбачева
о назревшей необходимости экономической
реформы и преобразовании политической
системы общества. Конференция утвердила
курс на создание в стране правового
государства. Главная роль в его
формировании отводилась политической
реформе. Суть политической реформы
заключалась в четком разделении
обязанностей партийных органов и
Советов, в передаче власти из рук
Коммунистической партии Советам.
Реализация этого решения откладывалась
до времени утверждения новых политических
структур общества.
Учреждался
новый орган власти — Съезд народных
депутатов СССР.
Из
числа его участников избирался Верховный
Совет, который превращался в постоянно
действующий парламент. Аналогичные
государственные структуры создавались
в союзных республиках.
Составной
частью реформы политической системы,
направленной на создание демократического
государства, являлось введение в стране
президентского поста (первым президентом
СССР в марте 1990 г. был избран М.С. Горбачев).
В
конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял
закон об изменении системы выборов в
Советы. Отныне избрание народных
депутатов должно было проводиться на
альтернативной основе. Выборы в высший
орган власти на новых избирательных
принципах состоялись весной 1989 г. В
состав депутатского корпуса вошли
многие сторонники продолжения радикальных
преобразований, в их числе — Б.Н. Ельцин,
Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н.
Афанасьев, Ю. Черниченко. I Съезд народных
депутатов (1989 г.) сформировал Верховный
Совет СССР. Его председателем был избран
М.С. Горбачев.
В
марте 1990 г. была отменена статья 6
Конституции СССР о руководящей роли
КПСС в обществе. К этому времени в стране
уже действовали многочисленные
политические организации. Отмена статьи
6 явилась стимулом возникновения новых
партий и движений. Видное место среди
них занимали организации демократической
ориентации — Крестьянская, Аграрная,
Народная партии России, Республиканская
партия Российской Федерации, Демократическая
партия России и др. В своих программах
они выступали за демократическое
государство, за проведение экономических
и политических реформ. Многие партии
признавали необходимость создания
смешанной экономики, но расходились в
выборе путей для ее формирования.
Руководители большинства новых
организаций полагали необходимым для
выхода из кризиса осуществить сверху
необходимые реорганизации.
Раскол
в рядах КПСС привел к возникновению
нескольких партий социалистической
(коммунистической) ориентации. Заметную
роль в политической жизни страны с
первых дней создания играли Коммунистическая,
партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия
коммунистов (РКП). Оформилась Российская
коммунистическая рабочая партия (РКРП).
На начальном этапе деятельности все
они видели свою главную задачу в возврате
к коммунистической идеологии (с учетом
происшедших в стране перемен), а также
в усилении роли государства в экономической
жизни.
Начали
действовать партии социал-демократического
направления.
Время
существования многих партий оказалось
кратким, они распадались, сливались с
другими организациями. Возникали новые
политические группы и блоки, и все они
активно участвовали в общественной
жизни СССР. В центре политической борьбы
за власть на рубеже 80-90-х годов оказались
партии коммунистической и либеральной
ориентации. К концу 80-х годов наметился
раскол среди сторонников реформаторского
курса М.С. Горбачева. В значительной
мере этому способствовало ухудшение
экономической ситуации в СССР. Группа
политических радикалов выступила с
требованием углубления политической
484 реформы, активного проведения в жизнь
идей частной собственности и
многопартийности.
Первые
годы «перестройки» мало затронули
действующую экономическую систему.
Одним
из показателей тяжелого состояния
экономики и царившей в ней бесхозяйственности
явилась авария на Чернобыльской АЭС. В
апреле 1986 г. во время испытаний
турбогенератора произошел взрыв атомного
реактора на одном из блоков АЭС.
Катастрофа
на АЭС ускорила принятие экономической
реформы (1987 г.). Главная ее направленность
заключалась в переходе от преимущественно
административных к экономическим
методам управления производством. Но
существа административно-командной
системы реформа не затрагивала.
Принимались законодательные акты с
целью совершенствования управления
экономикой. Упразднялись некоторые
министерства и ведомства, расширялась
самостоятельность предприятий.
Несмотря
на все принятые меры, плановые задания
в области народного хозяйства не
выполнялись по большинству показателей.
Более того, усилилась нехватка
продовольствия и товаров народного
потребления.
Возрос
бюджетный дефицит, чему отчасти
способствовало и сокращение поступлений
от экспорта нефти.
В
конце 80-х годов большинство экономистов,
хозяйственников, партийных руководителей
признали необходимость широкого развития
рыночных отношений. I Съезд народных
депутатов СССР постановил начать переход
к новой модели экономического развития.
В качестве ее составных частей
рекомендовались: сокращение государственного
вмешательства в управление народным
хозяйством, обновление отношений
собственности и становление рынка.
На
рубеже 80-90-х годов были разрешены
индивидуальная трудовая деятельность
и создание кооперативов по производству
нескольких видов товаров. Широкими
правами наделялись предприятия (Закон
о государственном предприятии, 1987 г.).
На центральные планирующие организации
возлагались обязанности по определению
контрольных
цифр хозяйственного развития и
размеров государственного заказа.
Предприятия получили возможность
продавать самостоятельно сверхплановую
продукцию. Однако отсутствие в экономике
рыночных механизмов создавало трудности
на пути реализации этого положения. Был
принят Закон «Об общих началах
предпринимательства в СССР». Он должен
был содействовать формированию
экономических и правовых условий для
развития частного предпринимательства.
На это были направлены и реорганизация
банковской системы, создание коммерческих
и кооперативных банков. Расширилось
привлечение в экономику иностранных
инвестиций, создавались совместные с
зарубежными фирмами предприятия.
Произошли
изменения в организации сельскохозяйственного
производства. Появились фермерские и
частные крестьянские хозяйства. К концу
1990 г. в стране насчитывалось около 50
тыс. фермерских хозяйств, в которых
производилось около 1% всей
сельскохозяйственной продукции.
Негосударственный сектор — в коллективах
и частных формах — получал все более
широкое распространение в экономике.
Экономическая
реформа не улучшила положение дел в
народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко
сократились темпы роста производства
промышленной продукции.
Летом
1990 г. Верховный Совет СССР принял
постановление «О концепции перехода к
регулируемой рыночной экономике». Вслед
за тем несколько групп видных экономистов
и хозяйственников разработали проекты
программ, получивших название
антикризисных. Эти программы представляли
собой альтернативные планы перехода к
рыночной экономике. Авторами одной из
них «Программа 500 дней» — была группа
экономистов во главе с С.С. Шаталиным и
Г.А. Явлинским. Программа предусматривала
децентрализацию экономики, перевод
предприятий на
аренду и приватизацию. Намечались
снятие государственного контроля за
ценами и допущение регулируемой
безработицы. Программа, по мнению ее
составителей, позволила бы в течение
пятисот дней вывести страну из
экономического кризиса. Однако для
реализации был выбран более умеренный
план, который
предполагал
сохранение на более длительный срок
государственного сектора в экономике,
а также контроль со стороны государства
над складывающимся частным сектором,
Политика реформирования экономики
имела значительные социально-экономические
издержки. Резко сократилось производство
не только промышленной, но и
сельскохозяйственной продукции.
Уменьшились реальные доходы большинства
населения. Оставались нерешенными
многие социальные проблемы, в том числе
жилищная, продовольственная, экологическая.
Обострение проблем труда и быта вызывало
различные формы социального протеста.
В конце 80-х годов волна забастовок
охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого
угольного бассейна.
Только
в Донбассе за свои права выступили свыше
300 тыс. шахтеров.
Многообразие
форм собственности привело к появлению
новых социальных категорий населения.
Возникли социальные группы, владеющие
средствами производства: члены
кооперативов и лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью.
Сформировался социальный слой граждан,
владеющих значительными финансами
(банкиры).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Причины застоя в СССР
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 31 Октября, 2022
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 217.
Обновлено 31 Октября, 2022
С октября 1964 и до ноября 1982 года у власти в СССР в качестве генерального секретаря КПСС, а также главы государства (с 1977 года) находился Леонид Ильич Брежнев. В истории страны для обозначения этой эпохи используют понятие «застой». Оно связано с характерными социально-экономическими и политическим чертами — падением темпов роста экономики и усилением её зависимости от энергоносителей, старением руководства и постепенным разочарованием части общества в коммунистической идеологии.
Экономический застой
После отстранения от власти Никиты Хрущёва в октябре 1964 года ключевые посты в государстве достались Алексею Косыгину, главе Совета министров, а также Леониду Брежневу, первому секретарю партии, который с 1966 года стал генеральным секретарём.
В управлении народным хозяйством появился ряд новшеств, например, партийный и правительственный посты больше не находились в одних руках. Вместо совнархозов были возвращены министерства. Вторая половина 1960-х годов, именуемая «косыгинской пятилеткой» (восьмая по счёту с 1928 года), оказалась относительно успешной с точки зрения темпов роста экономики, особенно промышленности.
Эта пятилетка связана с экономической реформой Косыгина — Либермана, когда предприятия получили больше свободы для распоряжения прибылью. Определённое развитие получило и премирование труда работников. Темпы роста экономики составляли 7,5 %, было построено множество предприятий, в том числе ВАЗ в Тольятти, Ижевский автозавод и ряд других.
Первая половина 1970-х гг. считается периодом реализации 9-го пятилетнего плана, а также перехода от многоступенчатой системы управления промышленностью к двух- или трёхступенчатой, включавшей в себя министерства, объединения и предприятия.
В 1970-е годы произошло падение темпов роста экономики, несмотря на реализацию ряда крупных проектов: от строительства БАМа до освоения нефтегазовых месторождений в Сибири, а также строительства атомных электростанций в разных регионах государства, от Чукотки до Литвы.
К концу 1970-х годов темпы роста экономики упали до 4 %. Помимо этого, застойные явления в экономике выразились также в следующих явлениях:
- Технологический застой и выпуск морально устаревшей продукции. Примером может служить автозавод в Ереване, выпускавший фургоны сделанные по технологиям 1950-х годов.
- Рост импорта продовольствия, в том числе путём распродажи золотого запаса.
- Очереди, например, на автомобили, а также другие престижные товары. Всё это свидетельствовало о наличии значительной необеспеченной денежной массы.
- Исчерпание экстенсивных факторов роста.
- Развитие теневой экономики — спекуляция импортными товарами, коррупция в государственных структурах и развитие теневого сектора.
К перечисленному можно добавить застой в регионах Нечерноземья. Власти в конце 1970-х были вынуждены принять программу преобразования этого региона. А ещё огромные расходы на вооружённые силы и расходы на поддержку стран социалистической ориентации в Африке, Азии и Латинской Америке. К таковым относятся Куба, Афганистан, Ангола, Эфиопия, Сомали.
Застой в политике и в социальной сфере
Согласно советским марксистско-ленинским экономическим представлениям, экономика для общества была базисом. Так получилось, что для СССР было характерно, как и для Испании XVII века, влияние негативных явлений экономики на политическую ситуацию.
С последней связано определение геронтократии — власти стариков. К концу 1970-х годов возраст не только Леонида Брежнева, но и большинства руководящих кадров превысил 70 лет. Государством управляли пенсионеры со странным представлениями об экономике и мировой политике.
После смерти Алексей Косыгина пост главы Совмина СССР занял 75-летний Николай Тихонов. После смерти Брежнева обязанности Председателя Президиума Верховного Совета СССР до середины 1985 года исполнял Василий Кузнецов, который родился в 1901 году.
Никакой открытой политической конкуренции в СССР не было, хотя существовала вражда между ведомствами, например МВД и КГБ.
В социальной сфере застой к рубежу 1970–1980-х годов выразился в таких негативных явлениях:
- снижение рождаемости;
- рост уровня разводов и абортов;
- рост пьянства.
После смерти Брежнева последовало недолгое нахождение у власти двух генеральных секретарей — Юрия Андропова и Константина Черненко. Первый скончался в феврале 1984 года, а второй — в марте 1985 года. После его смерти начался новый период в жизни СССР, связанный с перестройкой.
Что мы узнали?
Кратко говоря, причины застоя в СССР при Брежневе в 60-80 годы XX столетия были в первую очередь экономическими. За ними следовали политические и социальные. Проблемы в экономике объяснялись особенностями её развития — полная национализация, ставка на нефтегазовый сектор и экстенсивное развитие.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Оксана Кузнецова
7/10
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 217.
А какая ваша оценка?
Дмитрий Сергеевич Занков
Эксперт по предмету «История России»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Перемены в общественно-политической жизни и экономике в середине 1980-х годов – это изменения в политической и экономической жизни общества, которые проходили в СССР под руководством М.С. Горбачева.
Предыстория
Период 1960-1980-х гг. в СССР называют эпохой «застоя», поскольку в эти десятилетия общество находилось в социально-экономической стагнации, экономика оставалась на одном и том же уровне, при этом исчерпывая ресурсы. Следствием этих процессов стало отставание страны от уровня других развитых стран, которые в тот период переходили от индустриального к постиндустриальному обществу. Советское же общество оставалось индустриальным, при этом в таких сферах как уровень образования и интеллектуальный потенциал имея постиндустриальные черты. Индустриальный этап экономики уже исчерпал себя, а возродить динамизм развития можно было только через переход к постиндустриальному обществу.
Развитию общества мешали следующие факторы: очень высокий удельный вес средств производства в составе валового общественного продукта (75 %) и низкие вложения средств в сельское хозяйство (лишь 25 %). Кроме того, прогресс замедляла система административно-командной экономики, которая не позволяла создавать стимулы экономического роста. В 1980-е гг. прирост производительности труда снизился почти в два раза и приблизился к нулевой отметке. Среднегодовой доход на душу населения в 1989 г. соответствовал уровню Перу, Чили и Коста-Рики.
Замечание 1
Таким образом, отставание от развитых государств становилось все очевидней, поэтому СССР были необходимы реформы.
Экономическая сфера
В марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С. Горбачев. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС он объявил о том, что страна вступает на курс «ускорения социально-экономического развития», а также выдвинул задачу достижения нового состояния общества:
«Перемены в общественно-политической жизни и экономике в середине 1980-х гг.» 👇
- научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда;
- совершенствование общественных и экономических отношений;
- перемены в сфере труда, материальной и духовной жизни людей;
- активизация всей системы политических и общественных институтов.
Однако правительство не имело конкретного плана реформ. В сфере экономики главным считалось не ликвидация административно-командной системы, а ее совершенствование, что позже оказалось ошибочным мнением, так как в первые годы стало очевидно, что серьезного ускорения не достичь, если не провести кардинальные перемены.
Действительно появились новшества: например, была введена выборность руководителей предприятий, которая впоследствии, однако, оказалась совершенно неэффективной. В 1988 г. вышел «закон о кооперативах», по которому разрешалось создавать кооперативы на государственных предприятиях и местных Советах. «Закон о государственном предприятии» (1987 г.) открыл возможности для превращения безналичных денег в наличные, что было первым шагом к приватизации банковской системы СССР.
Подобные мероприятия привели к росту доходов при одновременном сокращении товарных запасов в торговле, что стало причиной краха потребительского рынка. Были введены талоны на получение основных продуктов питания, а также резко увеличился импорт и дефицит госбюджета СССР. Вместе с этим использовались и старые административно-командные методы решения проблем – организация госприемки, создание Госагропрома для улучшения ситуации с продовольствием и пр. Среди этих методов и была антиалкогольная компания, которая повлекла за собой вырубку виноградников, рост самогоноварения и спекуляции.
К середине 1980-х гг. в СССР сложился крепкий сектор «теневой экономики» и активизировалась организованная преступность. Она фактически ликвидировала государственную торговлю алкоголем, «приватизировала» этот сектор торговли и изъяла из госбюджета в результате 23 млн рублей.
Замечание 2
Негативное влияние на советскую экономику оказали такие события как авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), падение цен на нефть, которая была основным продуктом советского экспорта.
С 1988 г. предприятия переводятся на хозрасчет, в результате чего резко сократились капиталовложения и через госбюджет, и из средств предприятий. Кроме того, нарушился межотраслевой баланс, свернуты государственные программы и начался спад производства.
Общественно-политическая сфера
К середине 1980-х гг. политическая система СССР имела множество недостатков, которые были озвучены новым правительством:
- отсутствие гласности;
- смещение функций партии и Советов – замена Советов партией;
- подмена партийных организаций партийными комитетами;
- подмена выборных органов аппаратом;
- бюрократизация государственного, партийного аппарата, а также общественных и творческих организаций.
Цель первоначальной концепции реформирования политической системы, предложенной Горбачевым на XIX партконференции, состояла в укреплении народовластия. Задачи реформы состояли в:
- преобразовании системы Советов, путем создания нового высшего органа государственной власти – Съезда Народных Депутатов;
- изменении избирательного закона – введение двухступенчатых и альтернативных выборов;
- совмещении в одних руках постов партийного и советского руководителя;
- создании Комитета Конституционного надзора;
- переходе к гласности.
Замечание 3
Однако эти идеи встретили противодействие партийного форума, поэтому реформы оказались отложены до 1989 г., когда произошла смена формы правления.
Гласность же появилась, но, в основном, только в крупных городах. Возобновилась и реабилитация жертв репрессий, а также возродилось разоблачение сталинизма, которое перешло в разоблачение коммунистической системы в целом. Гласность спровоцировала новый подъем культуры, стали издаваться запрещенные до этого периода произведения.
В 1989 г. состоялся I Съезд Народных Депутатов СССР, избранный на альтернативной основе. В процессе выборов появилось антикоммунистическое движение. В 1990 г. под давлением оппозиции из Конституции была убрана статья о руководящей роли КПСС, что дало возможность развиваться новым партиям. Тогда же были введены должности президента СССР (ее занял М.С, Горбачев) и РСФСР (Б.Н. Ельцин).
Таким образом, 1980-е годы стали важным переломным моментом в истории страны, поскольку тогда начались кардинальные перемены, которые потом приведут к развалу СССР и смене всей политической структуры.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме