Нарушение руководством предприятия правил проведения строительных работ гражданский

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 216 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, —

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 23.04.2018 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Статья 58 комментируемого Кодекса устанавливает виды ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве может быть установлена дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 30 июня 2006 г.).

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст. 193 Трудового кодекса. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

2. В соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. К такому имуществу относится (ст. 446 ГПК РФ):

1) жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

2) земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в подп. 1 п. 2 Комментария, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

4) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

5) племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

6) семена, необходимые для очередного посева;

7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

3. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) устанавливает меру ответственности за нарушения законодательства о градостроительстве.

Статья 9.4 устанавливает размеры штрафов за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 9.5 устанавливает размеры штрафов за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 5000 до 10000 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 100 до 400 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 1000 до 3000 минимальных размеров оплаты труда.

Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 100 до 400 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, указанные выше, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора (ст. 23.56 КоАП). Данные дела вправе рассматривать:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители;

5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители.

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) устанавливает уголовную ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве. Так, ст. 216 устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ.

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Градостроительный кодекс РФ, N 190-ФЗ | глава 8 ГрК РФ

  • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

  • Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории

  • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения

  • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора

  • Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц

  • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Учитывая опасность и сложность проведения строительных и производственных промышленных работ, законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению установленных в этой сфере правил и предписаний, устанавливая за их нарушение, в том числе, и уголовную ответственность.

Так, статьями 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, повлекшее по неосторожности наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерти, а в случае нарушения требований промышленной безопасности еще и причинение крупного ущерба, сумма которого должна превышать 500 000 рублей.

Данные конструкции составов схожи с преступлением, установленным статьей 143 УК РФ, и предусматривающим ответственность за нарушение требований охраны труда, которое влечет наступление по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Объективная сторона данных преступлений выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении требований охраны труда и повлекшего указанные общественно опасные последствия.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 143, 216 и 217 УК РФ, осуществляется исходя из разновидности специальных правил, которые были нарушены: уголовно наказуемое несоблюдение общих требований охраны труда квалифицируется по ст. 143 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов — соответственно по ст. 216 и 217 УК РФ.   При этом под строительными работами понимаются работы по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и полному или частичному демонтажу наземных зданий и сооружений любого вида и назначения, а также прокладке всех коммуникаций открытым способом.

Понятие иных работ законодателем четко не определено, однако по смыслу ст. 216 УК РФ к таким работам можно отнести работы, не связанные со строительством или с производством работ на опасных производственных объектах, но при этом обладающие такой же повышенной опасностью и требующие соблюдения специальных правил безопасности.

Вопрос отнесения определенного производства к опасным производственным объектам по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 217 УК РФ, разрешен Пленумом Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», который разъяснил, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Кроме того, составы данных преступлений различаются и по охраняемым объектам. Если по ст. 143 УК РФ — это конституционное право работника на безопасные условия труда, то объект охраны ст. ст. 216 и 217 УК РФ шире — это общественная безопасность при производстве соответствующих работ, поэтому потерпевшим по данным составам может быть не только работник, но и любое другое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

Учитывая, что диспозиция рассматриваемых статей бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны требования охраны труда при выполнении конкретных работ.

Санкции статей 216 и 217 УК РФ предусматривают более строгое наказание чем санкция ст. 143 УК РФ.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда на определенном участке работ.

Информация подготовлена

уголовно-судебным управлением прокуратуры области

Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов

Учитывая опасность и сложность проведения строительных и производственных промышленных работ, законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению установленных в этой сфере правил и предписаний, устанавливая за их нарушение, в том числе, и уголовную ответственность.

Так, статьями 216, 217 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, а также требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, повлекшее по неосторожности наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерти, а в случае нарушения требований промышленной безопасности еще и причинение крупного ущерба, сумма которого должна превышать 500 000 рублей.

Данные конструкции составов схожи с преступлением, установленным статьей 143 УК РФ, и предусматривающим ответственность за нарушение требований охраны труда, которое влечет наступление по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.

Объективная сторона данных преступлений выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении требований охраны труда и повлекшего указанные общественно опасные последствия.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 143, 216 и 217 УК РФ, осуществляется исходя из разновидности специальных правил, которые были нарушены: уголовно наказуемое несоблюдение общих требований охраны труда квалифицируется по ст. 143 УК РФ, нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, требований промышленной безопасности опасных производственных объектов — соответственно по ст. 216 и 217 УК РФ.   При этом под строительными работами понимаются работы по проектированию, возведению, реконструкции, ремонту и полному или частичному демонтажу наземных зданий и сооружений любого вида и назначения, а также прокладке всех коммуникаций открытым способом.

Понятие иных работ законодателем четко не определено, однако по смыслу ст. 216 УК РФ к таким работам можно отнести работы, не связанные со строительством или с производством работ на опасных производственных объектах, но при этом обладающие такой же повышенной опасностью и требующие соблюдения специальных правил безопасности.

Вопрос отнесения определенного производства к опасным производственным объектам по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 217 УК РФ, разрешен Пленумом Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», который разъяснил, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Кроме того, составы данных преступлений различаются и по охраняемым объектам. Если по ст. 143 УК РФ — это конституционное право работника на безопасные условия труда, то объект охраны ст. ст. 216 и 217 УК РФ шире — это общественная безопасность при производстве соответствующих работ, поэтому потерпевшим по данным составам может быть не только работник, но и любое другое лицо, которому деянием причинен имущественный или физический вред.

Учитывая, что диспозиция рассматриваемых статей бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны требования охраны труда при выполнении конкретных работ.

Санкции статей 216 и 217 УК РФ предусматривают более строгое наказание чем санкция ст. 143 УК РФ.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда на определенном участке работ.

Информация подготовлена

уголовно-судебным управлением прокуратуры области

Статья 748 Гражданского кодекса РФ «Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда» и комментарии к ней

Изложение Статьи 748 ГК РФ и комментариев к ней будет очень полезно, как руководство к действию не только для контроля исполнения официально (строго юридически) оформленных договорных отношений между Вами (заказчиком строительства) и подрядчиком, но и при, так называемом, хозспособе строительства – когда работы осуществляют «шабашники».

Статья 748 ГК РФ


1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.


Строительство и ремонт каркасных домов

2. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.


3. Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.



4. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Комментарий к статье

Следует обратить внимание на некоторые отличия строительного подряда от обычного подряда:

  • применительно к строительному подряду права заказчика в части контроля и надзора за выполнением работ несколько расширены. Заказчик вправе контролировать не только качество и сроки выполнения работ, но и качество предоставляемых подрядчиком материалов, а также правильность использования подрядчиком материала заказчика;
  • более широкие, нежели при обычном подряде, полномочия заказчика обусловливают возложение на заказчика ряда дополнительных обязанностей. Если при обычном подряде уведомление подрядчика об обнаруженных недостатках, связанных с ходом или качеством работ, является лишь правом заказчика, то при строительном подряде — это не только право, но и обязанность заказчика, причем заказчик обязан немедленно уведомить подрядчика об обнаруженных недостатках;

К пунктам статьи 748 можно дать следующие пояснения:

1. Из п. 1 статьи 748 следует, что Заказчик является активным участником исполнения договора строительного подряда и должен своей деятельностью способствовать созданию качественного результата работ. Необходимость с его стороны постоянного контроля за ходом и качеством строительных работ имеет особое значение ввиду их сложности, а нередко оригинальности и уникальности, наличия работ, носящих скрытый характер, и т.п. Кроме того, устранить своевременно выявленные недостатки проще и дешевле, чем делать это, когда объект уже построен. Поэтому цель контроля и надзора за выполнением работ — не только проверка соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий и т.д., но и оперативное реагирование на отклонения от условий договора.

Надзор и контроль за выполнением работ согласно п. 1 статьи 748 — право, а не обязанность заказчика. Осуществляя строительный контроль, заказчик уже в процессе производства проверяет соответствие объема, характера и стоимости выполненных работ технической документации и смете, строительным нормам и правилам, а материалов, изделий и конструкций — государственным стандартам и техническим условиям. Проверка соблюдения сроков выполнения работ, если работы выполняются медленно, позволяет заказчику своевременно заменить подрядчика (см. п. 2 ст. 715 ГК). Контроль правильности использования материалов поможет установить, каковы фактические расходы подрядчика и не повлияла ли экономия на качество выполняемых работ (см. ст. 710 ГК). Эти действия заказчика ограничены лишь недопустимостью вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Так, заказчик не вправе давать подрядчику указания о том, как следует организовать работу на объекте, какие приемы, методы, технологии строительства, монтажа подлежат применению и т.п.

2. Пункт 2 статьи 748 закрепляет обязанность заказчика заявить подрядчику о выявленных в ходе контроля и надзора отступлениях от условий договора, которые могут ухудшить качество работ, архитектурно-художественный облик здания, нарушить противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические условия его эксплуатации или повлечь иные его недостатки.

Заказчик, обнаруживший недостатки в работах, т.е. определенно знающий о них, и не сделавший в короткие сроки подрядчику заявления об их устранении, теряет право ссылаться на них в дальнейшем, например, при приемке законченного строительством объекта. Тем самым ГК стимулирует активное поведение заказчика, способствующее своевременному устранению недостатков. Здесь очень важно отметить, что речь идет о выявленных недостатках, но по скрытым недостаткам такой обязанности у заказчика не возникает.

3. В пункте 3 комментируемой статьи ГК закреплена обязательность для подрядчика выполнения указаний заказчика об устранении отступлений от условий договора, обнаруженных им при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ и ухудшающих качество работ или влекущих иные их недостатки.

Указания заказчика могут быть отклонены подрядчиком, только если они противоречат условиям договора (к примеру, представляют собой более высокие требования к качеству работ, материалов, оборудования, чем предусмотрено технической документацией) либо являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. В противном случае заказчик вправе применить санкции, в том числе: отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет средств подрядчика, а также потребовать возмещения убытков, вызванных отказом заказчика от исполнения договора или ненадлежащим исполнением договора подрядчиком.

Пункт 4 комментируемой статьи ГК закрепляет права и обязанности подрядчика при неосуществлении заказчиком контроля и надзора за выполнением работ.


Как отмечалось выше, надзор и контроль за выполнением работ — право, а не обязанность заказчика (если иное не предусмотрено законом). Независимо от наличия либо отсутствия такого контроля подрядчик обязан вести работы в соответствии с технической документацией и сметой. Поэтому, подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял в процессе строительства должного надзора или контроля за их исполнением. Исключения возможны лишь для случаев, когда законом на заказчика возложена обязанность осуществлять такой надзор и контроль. Так, если объект строится на основании оригинального архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12, 20 Закона об архитектурной деятельности).

 просмотров: 54693

 рейтинг: 2

<< назад к списку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлоргексидин спиртовой инструкция по применению для полоскания
  • Тетрациклин таблетки инструкция по применению взрослым для лечения бронхита
  • Верстка мастер полное руководство торрент скачать
  • Максиколд от боли в горле инструкция
  • Руководство по эксплуатации радиоуправления