Нарушения при классном руководстве

Какую ответственность может понести классный руководитель?

Добрый день!

Ситуация: смерть несовершеннолетнего школьника от употребления наркотических веществ во вне учебное время вне территории школы.

Какую ответственность может понести классный руководитель?

15 октября 2021, 12:43, Лариса, г. Москва

Здравствуйте. Поскольку это произошло вне стен учебного заведения во вне образовательное время, то по умолчанию ответственность отсутствует. Другое дело, что он мог употреблять на территории школы, что также требует конечно доказательств и органы полиции уже будут разбираться откуда он брал вещества данные. В силу ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

В силу ст. 28 также

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так что в случае иска образовательная организация может быть привлечена. Но вот классный руководитель будет ли нет отвечать, вопрос большой. По умолчанию также нет, поскольку это произошло вне стен школы во внеучебное время. Если ничего не подтвердится и школа в принципе не будет иметь отношения к этому, то какая-либо ответственность отпадает.

15 октября 2021, 13:00

Фарит Нежемединов

Фарит Нежемединов

Юрист, г. Ростов-на-Дону

Добрый день Лариса.

Никакую.

Для привлечение к уголовной ответственности оснований нет, так как отсутствует состав преступления. Полиция может принять объяснение у преподавателя на предмет того, был ли ученик замечен ранее в употреблении или были у ученика признаки нахождения в наркотическом опьянении. 

ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.

Для применения  дисциплинарного взыскания также нет оснований, так как все происходило вне школы во вне учебное время, следовательно классный руководитель не несет ответственность за ученика в этот период времени.

15 октября 2021, 13:01

Иван Агибалов

Иван Агибалов

Юрист, г. Москва

Здравствуйте Лариса.

 смерть несовершеннолетнего школьника от употребления наркотических веществ во вне учебное время вне территории школы.

Какую ответственность может понести классный руководитель?

Давайте начнем с того, что  классный руководитель это прежде всего работник, т.е. он состоит в трудовых правоотношениях в рамках заключенного с ним трудового договора, и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Как работник он мог бы понести дисциплинарную например ответственность, в случае если от надлежащего исполнения в том числе им своих должностных обязанностей, зависело наступление или ненаступление тех или иных последствий.

Здесь же, от него как работника это не зависело, более того произошел этот случай во внеурочное время, а контроль за учащимися классный руководитель осуществляет согласно должностным обязанностям при их непосредственном исполнении, а значит он никакой ответственности в такой ситуации не несет.

ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
 соблюдать трудовую дисциплину;

http://www.consultant.ru/docum…

15 октября 2021, 14:37

Похожие вопросы

С какого момента его можно привлечь к уголовной ответственности из-за неуплаты алиментов?

Доброго времени суток.

Бывший муж является должником по алиментам. Ещё в браке подавала на алименты, последние три года он их не выплачивал. Сейчас развелись и в марте завели новое исполнительное производство. Приставы сказали будет задвоение с предыдущим ип. Но по сегодняшний день алиментов не было.

С какого момента его можно привлечь к уголовной ответственности из-за неуплаты алиментов?

Вчера в 05:31, вопрос №3708196, Ирина, г. Москва

486 ₽

Вопрос решен

Трудовое право

3 Что понимается под коллективной бригадной материальной ответственностью?

Мне нужно полное решение задачи.

В городской библиотеке г. Самары работодатель заключил с работниками библиотеки договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. Среди работников были лица в возрасте до 18 лет. По результатам ревизии выявилась недостача. Работодатель, установив размеры причиненного ущерба, распорядился взыскать с работников суммы причиненного ущерба.

Вопросы:

1) Что понимается под материальной ответственностью работника? При каких условиях она возникает?

2) Дайте определение полной материальной ответственности. В каких случаях работник обязан возместить работодателю причиненный ущерб в полном размере?

3) Что понимается под коллективной (бригадной) материальной ответственностью?

4) В каких случаях заключается договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности?

5) Ответив на указанные вопросы, представьте письменное заключение о правомерности действий работодателя.

16 мая, 17:59, вопрос №3707812, Гульназ, г. Казань

Должно же быть, какое соглашение с двух сторон подписано?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я работаю неофициально в детском саду с февраля. Мой руководитель не какого договора не предоставлял,взял только ксерокопию моего паспорта, мне нужно подтверждение, что я работаю, мой руководитель отказывается мне его предоставлять, законо ли это? Должно же быть, какое соглашение с двух сторон подписано?

16 мая, 07:30, вопрос №3707003, Екатерина, г. Екатеринбург

Доклад на педагогическом совете – уровень ОУ

Педагогический совет от   201 г.

Тема:  «Ошибки классного руководителя».

Соавтор доклада:  Белова Надежда Юрьевна.

Должность докладчика:  классный руководитель 7 «а» класса, учитель русского языка и литературы. 

                     Ведущая педагогического совета сообщает цели и задачи, объявляет порядок работы.

                     Цель педагогического совета: повышение эффективности работы классного руководителя в свете нового ФГОС.

                    Задачи педагогического совета:

  1. определить функциональные обязанности классного руководителя;
  2. поделиться практическими способами решения проблем классного коллектива;
  3. выявить причины ошибок классного руководителя и способы их минимизации;
  4. побудить участников образовательного процесса к самосовершенствованию в области классного руководства.

СЛАЙД 1.

Работа  классного руководителя, несомненно, трудна и необходима. Но отношение к ней далеко не однозначно даже с позиции самого классного руководителя. Во-первых, объём качественной работы действительно несоизмерим с оплатой  труда. Во-вторых, классный руководитель – это необходимое связывающее звено между детским коллективом, учителями, и родителями. В-третьих, аспект проведения внеклассной воспитательной работы практически неуловим и зачастую вызывает массу споров и сопротивления со стороны любого звена воспитательного процесса.

Всё это приводит к тому, что классный руководитель делает только то, что вменяется ему в обязанность. Во многом отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога интуитивной позиции и умения ладить с детьми.

В современном педагогическом пространстве выделяется 4 типа классных руководителей [1]:

  • «Я – прежде всего учитель»;
  • «Классная мама»;
  • «Так называемый классный»;
  • «Наш классный».

Первая позиция определяется записью квалификации в дипломе. Эти классные руководители часто повторяют, что заниматься воспитательной работой должны заниматься специально обученные люди. Обязанности эта группа выполняет функционально грамотно, но без особого усердия и энтузиазма. Обычно многие из таких классных руководителей не скрывают от детей своего отношения к классному руководству. В этом случае активную позицию занимают сами учащиеся, а педагог лишь помогает советом. Если классный руководитель является интересным учителем, дети гордятся им и в случае необходимости привлекают его к своей внеклассной деятельности. Если же учитель не обладает особым авторитетом, то его место может занять неформальный лидер класса, иногда этот лидер оказывает негативное воздействие на весь классный коллектив, и тогда конфликты в классе неизбежны.

Вторая позиция – «классная мама» — отличается тем, что педагог выводит работу с детским коллективом на первый план. Такие классные руководители активно вместе с классом участвуют во всех мероприятиях, при этом сам учитель берет на себя функцию организатора и попечителя. Он часто напоминает детям, что правильно, а что нет; как надо себя вести, а как нет и.т.д. Конечно, детям комфортно и уютно под «маминым крылом» [1]: они все охвачены работой, а класс находится на хорошем счету. Такая позиция характерна для начальной школы, и соответствует возрастным особенностям учащихся, но совершенно не подходит подросткам, стремящимся к самоутверждению и самостоятельности, поэтому многие учащиеся среднего возраста чувствуют себя некомфортно, а учащиеся старшего возраста могут активно противостоять такой «заботе».

Третья позиция – «так называемый классный» — я бы отметила как «имитационную». Педагоги этой группы воспринимают классное руководство как функциональную и неотъемлемую часть своей педагогической деятельности в школе. Для них это работа не сопряжена с особыми трудностями, контакт с детьми строится по принципу «долен – обязан — необходимо». Внеклассные мероприятия проводятся строго в соответствии с намеченным планом и по подготовленному сценарию. Такие отношения не нравятся никому: ни детям, ни родителям, и потому дети  отвечают равнодушием и нежеланием участвовать в «спектакле», где главная роль отводится их классной маме.

Четвертая позиция, как показывает статистика, встречается гораздо реже, чем обозначенные выше. Классный руководитель строит отношения сотворчества, обсуждая любые точки зрения и мнения, он стремится познать своих учеников и воспитанников, развивает у них умение анализировать свое поведение, вырабатывает культуру отношений, строящихся на договоренности и компромиссе. Нормы и правила в таком коллективе вырабатываются совместными усилиями.

Именно такое отношение к классному руководству отражено в Федеральном государственном стандарте второго поколения.

СЛАЙД 2.

В соответствии с ним человек рассматривается как субъект инновационного развития, непрерывно продвигающийся к «национальному воспитательному идеалу – высоконравственному, творческому, компетентному гражданину России, принимающему судьбу Отечества как свою личную, осознающему ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененному  в духовных и культурных традициях многонационального народа Россиской Федерации» [2:36].

Компетентный человек способен сам решить свои проблемы, наметить программу действий, адаптироваться к любой жизненной ситуации, опираясь на свое мировоззрение и систему нравственных ценностей.

Задача педагога – оказать поддержку ученику в становлении его как компетентной личности, при этом сам учитель проявляет себя как компетентный субъект профессионально – педагогической деятельности.

Профессионально – педагогическая компетентность определяется как «готовность и способность человека профессионально выполняющего педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами» [2:37].

СЛАЙД 3.

В структуре компетентности современного классного руководителя выделяются следующие аспекты:

  • Герменевтический (смысловой);
  • Деонтологический (этико – нормативный);
  • Аналитико – диагностический;
  • Проектировочный;
  • Организационный;
  • Коммуникативный;
  • Эвристический.

Каждый из этих компонентов играет огромную роль в деятельности классного руководителя, а недостаточная сформированность одного из этих компонентов может вызывать ошибки в работе, т.е. в решении педагогических задач. Рассмотрим каждый из компонентов на примерах.

СЛАЙД 4 (переход по гиперссылке — триггер).

Герменевтический или смысловой компонент, точнее его несформированность, может стать причиной ложного обоснования смысла педагогической деятельности. К примеру, педагог считает, что обладает всемогуществом классного руководителя, он стремится к высоким результатам своей педагогической деятельности, ведущим мотивом здесь является обязательное достижение задуманного. Такой своеобразный «педагогический оптимизм» отражается, по мнению Тюнникова и Мазниченко, в специфических высказываниях: «нет ничего невозможного», «что на стоит дом построить», и т.д. (на экране). Такой класс добивается успехов, становясь «самым-самым», но ценой становится перегрузка учащихся, их усталость, страх. В таком классе существует определенная напряженность, психологические тесты выявляют уровень повышенной тревожности. Сам педагог отличается высокой потребностью в самореализации в профессиональной деятельности. Как правило,  такие классы отличаются «гиперактивностью», стремлением педагога показать свой класс «во всей красе». В случае возникновения в классе «педагогической ситуации» классный руководитель отличается эмоциональной неустойчивостью и неумением решить возникшую задачу.

СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 5.

Несформированность деонтологического компонента приводит к сужению/расширению существования признака педагогического явления в педагогической ситуации, личностное проявление обучающегося может быть неверно интерпретировано, что приводит к преуменьшению/преувеличению значения, роли и ценности педагогического явления в конкретной ситуации. Это может выражаться в распределении обязанностей, в проявлении отношения к самостоятельной деятельности воспитанника. Зачастую классный руководитель необъективен, он наделяет своих воспитанников достоинствами или недостатками, которые реально отсутствуют в личности ученика. Иногда приписывание несуществующих достоинств дает положительный педагогический эффект. А вот проецитрование негативных проявлений вызывает «пророческий» эффект: «Если человеку десять раз сказать, что он свинья, на одиннадцатый он хрюкнет».

СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 6.

Отсутствие или нарушение педагогической диагностики, ошибки в аналитической деятельности, ошибки в целеполагании и проектировании приводят к ложному сотрудничеству с воспитанниками. Например, фиксация в формулировке воспитательной цели на том, чего еще нет, приводит к тому, что это обязательно появится: задача по решению проблемы неуспеваемости учащегося не конкретизируется, а позиционируется как результат. Вряд ли можно рассчитывать, что проблема в таком случае «рассосется» сама по себе.

СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 7.

Аксиологический компонент компетентности проявляется в том, что классный руководитель знает содержание базовых национальных ценностей, руководствуется ими как приоритетными установками, знает, как осуществить, и успешно осуществляет педагогическую поддержку воспитанников в их духовно – нравственном развитии.

СЛАЙД 8.

Все вышеперечисленные компоненты компетентной деятельности отражаются в трех уровнях организации педагогической деятельности: тактической, операционной и стратегической. На стратегическом уровне приоритетными являются аксиологический и деонтологический компоненты.

На тактическом – гермневтический, на операциональном – аналитико – диагностический, проектировчный, организационный, коммуникативный и эвристический.

СЛАЙД 9.

Для успешности воспитательного процесса необходимо понимать и принимать, что ошибки в деятельности неминуемы, но классный руководитель способен минимизировать риски их возникновения на всех трех уровнях своей деятельности. Для этого, в первую очередь, необходимо понимать, что педагогическая ситуация рождается из жизненной. Задача воспитателя преобразовать жизненную ситуацию в педагогическую, определить задачи,  выбрать способы и формы ее решения, осуществить их на практике.

СЛАЙД 9.

Итак, компетентный классный руководитель обладает способностью занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе. Воспитание – процесс многосторонний, воспитывая себя, мы воспитываем своих учеников.

ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.coolreferat.com/Мастерство_классного_руководителя_сущность_и_методы_его_работы
  2. Юзефавичус Т. А. Компетентность классного руководителя как условие минимизации ошибок в воспитательной работе – Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2014. — №1. – С. 36 — 43

Новости

Прокуратурой Анивского района Сахалинской области в отдел образования администрации МО «Анивский городской округ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В ходе проверки МОУ СОШ № 2 установлены нарушения при оформлении дополнительных соглашений к трудовым договорам о выполнении педагогическими работниками функций классного руководителя.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон.

Порядок выплаты в 2010 году вознаграждения за классное руководство регулируется Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1122, а также Положением о порядке, размере и условиях выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Сахалинской области на 2010 год, утв. постановлением Правительства Сахалинской области от 24.02.2010 № 57 (далее – Положение).

Между тем, проведенная проверка показала, что дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключены с педагогическими работниками в 2008 году, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 860 «О порядке предоставления в 2008–2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», а также постановление администрации Сахалинской области от 18.01.2008 №

13-па

«Об утверждении Положения о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Сахалинской области на 2008–2009 годы».

Поскольку приказы о классном руководстве издаются ежегодно, а также ежегодно издаются нормативные правовые акты в указанной сфере, дополнительные соглашения к трудовым договорам педагогических работников должны перезаключаться ежегодно, согласно действующему законодательству с учетом изменений в размере выплат (индексации).

АНИВСКАЯ ПРОКУРАТУРА: В ходе проверки МОУ СОШ № 2 установлены нарушения при оформлении дополнительных соглашений к трудовым договорам о выполнении педагогическими работниками функций классного руководителя.

Прокуратурой Анивского района Сахалинской области в отдел образования администрации МО «Анивский городской округ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В ходе проверки МОУ СОШ № 2 установлены нарушения при оформлении дополнительных соглашений к трудовым договорам о выполнении педагогическими работниками функций классного руководителя.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон.

Порядок выплаты в 2010 году вознаграждения за классное руководство регулируется Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1122, а также Положением о порядке, размере и условиях выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Сахалинской области на 2010 год, утв. постановлением Правительства Сахалинской области от 24.02.2010 № 57 (далее – Положение).

Между тем, проведенная проверка показала, что дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключены с педагогическими работниками в 2008 году, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 860 «О порядке предоставления в 2008–2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», а также постановление администрации Сахалинской области от 18.01.2008 №

13-па

«Об утверждении Положения о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Сахалинской области на 2008–2009 годы».

Поскольку приказы о классном руководстве издаются ежегодно, а также ежегодно издаются нормативные правовые акты в указанной сфере, дополнительные соглашения к трудовым договорам педагогических работников должны перезаключаться ежегодно, согласно действующему законодательству с учетом изменений в размере выплат (индексации).

Тип рассылки


Ежедневная


Еженедельная


Моментальная

Электронная почта



Укажите один или несколько email адресов через «;»

Обновлено: 18.05.2023

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22) .

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

— от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

Обязанности классного руководителя:

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

Часто возникает ситуация, когда учителя директор школы привлекает к дисциплинарному взысканию. Но в большинстве случаев это происходит с нарушением рудового законодательства, а значит, любой приказ о дисциплинарном взыскании возможно оспорить в суде.

Итак, по какой причине может быть вынесено дисциплинарное взыскание? Назовем самые распространённые:

  • неоднократное неисполнения учителем без уважительных причин трудовых обязанностей,
  • однократное грубое нарушение учителем трудовых обязанностей,
  • повторное в течение одного года грубое нарушение педагогом устава школы,
  • совершение по месту работы работником , выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы,
  • отсутствие сотрудника на работе.

Какие виды дисциплинарных взысканий бывает?

Сначала скажем о том, что многие директора, нарушая закон, устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий, например, строгий выговор, депремирование или штраф, хотя закон (ст. 192 ТК РФ) предусматривает только три:

  • Замечание – минимальное наказание. Зачем выносят? Чтобы обратить внимание учителя на недопустимость поведения, не нарушать внутренний распорядок, предупредить, что в следующий раз наказание будет более существенным.
  • Выговор – следующее по степени тяжести взыскание. Выговор может быть снят только через определенное время или отдельным распоряжением директора.
  • Увольнение – крайняя мера.

Как оформляется?

Вот на этом этапе и возникают основания, по которым учитель может обратиться в суд за защитой своих трудовых прав. Итак, какие же шаги должны быть выполнены по закону?

Престиж профессии – это не что-то неуловимое. Престиж профессии заключается, в том числе, и в том, что учителя должны отстаивать свои права. А для этого они должны их знать.

Не забудьте подписаться и поставить лайк, нам будет приятно ;)
Еще больше информации на telegram-канале Обучение ПРО .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

За какие нарушения учителя можно уволить

грубое нарушение устава образовательного учреждения;

применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося;

достижение педагогом определенного возраста (изложено в статье 332 ТК РФ);

И ранее существующий пункт, но уже не действующий с 1 января 2015 года:

неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава образовательного учреждения.

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

совершение грубого нарушения;

несколько нарушений в течение одного учебного года.

Пример такого нарушения:

На имя директора школы поступила письменная жалоба от родителей ученика 9-го класса, в которой указывалось, что их сын Р. на уроке физики был удален учительницей из класса за неприготовленное домашнее задание. Из объяснения родителей следовало, что ученик не решил задачи по физике, которые были заданы на дом, поскольку принимал участие в соревнованиях по плаванию в рамках проведения первенства г. Москвы по плаванию среди юношей. Кроме того, завуч средней школы подала директору докладную записку, в которой было указано, что 4 февраля ученик 9-го класса на третьем уроке сидел на скамейке около раздевалки на 1-м этаже школы, объяснив, что учительница попросила его покинуть класс из-за невыполненного домашнего задания. Директор школы принял решение о проведении дисциплинарного расследования. В объяснительной записке, которая была затребована у учительницы, указывалось, что ученик действительно не выполнил домашнее задание, но за это из класса он удален не был, а сам попросил разрешения покинуть класс, поскольку у него болела голова и он хотел обратиться в медицинский кабинет. Однако медицинская сестра школы подтвердила, что ученик за медицинской помощью не обращался. В школе учительнице подписали приказ об увольнении за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Учительница обратилась в суд с иском о восстановлении на работу, указав в исковом заявлении, что в уставе школы отсутствует перечень грубых нарушений устава и поэтому ее действия не могут быть признаны грубым нарушением устава школы. Ученики 9-го класса привлеченные судом в качестве свидетелей, показали, что учительница, рассердившись на ученика, за невыполненное домашнее задание, накричала на него и потребовала, чтобы тот вышел из класса. Суд, выслушав стороны, исследовав показания свидетелей и изучив письменные доказательства по делу, пришел к выводу, что увольнение является законным и обоснованным, поскольку действия, за которые учительница была уволена, действительно имели место и могут считаться грубым нарушением устава школы. Во-первых, некорректное поведение по отношению к обучающимся является нарушением обязанностей педагогического работника, определенных уставом школы. Во-вторых, в уставе школы была указана обязанность педагогического работника выполнять правила внутреннего трудового распорядка, которые, в свою очередь, предусматривают запрещение педагогическим и другим работникам школы удалять учащегося с урока.

Увольнение возможно только в случае грубых нарушений устава образовательной организации, при рядовых нарушениях объявляется замечание или выговор. Предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору и должностным обязанностям.

Расследование того, что педагог нарушил нормы профессионального поведения или устав образовательного учреждения, может быть проведено только по жалобе, поданной на него в письменной форме. При этом копия такой жалобы вручается самому работнику (п. 2 ст. 55 Закона об образовании).

Применение учителем к учащимся насильственных действий или психологического давления.

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений.

Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.

Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.

Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса .

Факт насилия должен быть обязательно зафиксирован. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

Таким образом, если ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Сложнее же ситуация обстоит с психологическим давлением учителя на ученика. Тут уже в качестве свидетелей можно привлекать остальных учеников класса (с согласия их законных представителей), и с помощью их свидетельски показаний понять, было ли психологическое давление в действительности или нет. Так же это могут быть аудио, видео записи.

Разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений или поведения ученика без его согласия.

После доказательства того, что такая ситуация была в действительности, необходимо узнать у учителя, получил ли он согласие у ученика на публичное обсуждение его действий.

В случае такого нарушения родители имеют право обратиться с жалобой не только к директору школы, но так же и в суд для защиты чести и достоинства ребёнка.

Достижение учителем определенного возраста.

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений. По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы. Перевод осуществляется с письменного согласия педагога. Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается.

Педагога не избрали на конкурсную должность.

Напомню, что такой метод увольнения уже не действителен с 1 января 2015 года.

Но ранее это происходило таким образом .

Раз в пять лет проводился конкурс на замещение должности научно-педагогического работника. Если работник, который занимает должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ.

Другие снования увольнения учителя.

Помимо того что я уже сказала, есть и другие основания для увольнения учителя, , которые перечислены в ст. 81 ТК РФ :

сокращение численности штата школы или должностей;

ликвидация школы или ее реорганизация;

появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;

совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (например: выяснения отношений с родителями или другими педагогами в нецензурной форме, драки, развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих). Т рудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали.

совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

возникновение ограничений на занятие определенными видами деятельности, т.е. какой-либо вид судимости. Законом № 387ФЗ [3] в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Таким образом, как только руководство образовательной организации узнает о наличии установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, – по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

Советы учителю.

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;

не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;

при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;

если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий. Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона. Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.

Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.

Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.

Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.

Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8 [2] . Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).

Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Немного законов и правил (полезно не только учителям)

Где бы ни работали учителя (в государственных, муниципальных или частных учреждениях), они всегда заключают трудовой договор. То есть на учителей распространяются общие правила расторжения трудового договора, к которым, например, относятся соглашение сторон, истечение срока договора, расторжение договора по инициативе работника, обстоятельства, не зависящие от сторон, и так далее. Всё это есть в трудовом кодексе.

Отдельно прописаны правила расторжения договора по инициативе работодателя. Причины могут быть разные — от сокращения штата до неисполнения обязанностей.

По статистике общероссийского профсоюза образования за 2017 год, при обращении учителей выявили 52 669 нарушений в трудовых нормах, из них устранили 44 646 случаев. Только 42 человека восстановили на работу.

Если учителей увольняют по инициативе работодателя, он может обратиться за помощью в профсоюз, правда, если сам в нём состоит. Процедура описана здесь. В теории всё понятно. На практике, как всегда, полно проблем. Вот несколько самых распространённых причин увольнения учителей.

1. Добровольно-принудительно увольнение (самый частый случай)

Директора и школьные юристы подтверждают, что увольнение по собственному желанию — самый распространённый случай. Ведь если увольнение происходит по инициативе работодателя, он должен соблюсти всю сложную процедуру, чтобы не заработать штраф и даже выплатить компенсацию (если дело дойдёт до суда).

2. Неэффективный контракт — если поменялись условия или отказались что-то подписывать

Например, начисление зарплаты в зависимости от критериев эффективности, установленных правительством России. В некоторых регионах эту систему ввели насильно. Проблема в том, что эффективный контракт — понятие не из трудового кодекса, а рекомендательная норма. Но если учитель не подписывает этот документ, то его могут уволить.

В одной из школ Московской области всех работников перевели на эффективный контракт. Две учительницы отказались его подписать, в итоге их уволили. В районном суде они проиграли, зато Московский областной суд восстановил их на работе.

3. Когда учитель не прошёл аттестацию

Илья Новокрещенов считает, что нужно организовывать автоматическую систему аттестации учителя по динамике достижений его учеников. При этом нужно учитывать все достижения ребёнка: успехи в кружках, волонтёрство, социальные проекты. Это самый объективный способ оценить качество работы учителя. Именно по этому пути развивается система аттестации в Москве.

4. Нарушение дисциплины. Например, опоздание на урок

Дисциплинарными нарушениями считаются, например, опоздания на урок, даже на три минуты

Допустим, учитель из одного кабинета на первом этаже поднимается на четвёртый за маленькую перемену, его останавливают дети, коллеги, он пришёл через три минуты после начала урока, а перед дверью стоит завуч с рапортом, что учитель прогулял урок. Всеволод Луховицкий рассказывает, что однажды даже увольняли учителей за то, что они поздно заполнили электронный журнал или вбили неверное количество часов.

5. Грубое обращение с детьми или нарушение устава школы

Другой пример — нарушение устава образовательной организации, то есть школы. Правда, иногда в уставах пишут необычные требования. Например, запрет на публичные высказывания и критику в адрес школы. Суды в таких случаях чаще встают на сторону работодателя.

Учителя из Санкт-Петербурга Марину Балуеву могли уволить по этой статье, так как она публично критиковала новую систему оплаты труда учителей. Прадав, номер школы не называла. Тем не менее, её всё равно уволили — уже по дисциплинарной статье. Официальная причина — незаполнение бумажного журнала, так как по новым правилам заполнение электронного журнала автоматически отменяет бумажный.

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

6. Аморальный проступок

Увольнение профсоюзных активистов — тоже распространённая проблема. Для руководства школы такие люди оказываются очень неудобными, поэтому от них стараются избавиться, используя разные статьи трудового кодекса — скажем, дисциплинарные, как это было в случае с Мариной Балуевой, а чаще — за аморальный проступок.

При увольнении по этой статье учитель даже не может обратиться в профсоюз за защитой. Организуют комиссию по расследованию, но её состав и процедура создания никакими нормативными актами не регламентированы.

Светлану Колядову уволили летом 2017 года за аморальный проступок. Она подала иск в другой суд, и 31 января 2018 года её восстановили на работе. Причем по решению суда выплатили компенсацию — 100 000 рублей за снижение нагрузки плюс 350 000 рублей — за моральный ущерб и полгода без работы.

Что делать, если вы учитель и вас решили уволить

Если вам кажется, что администрация хочет вас уволить без причины, а вы хотите продолжать работать в этой школе, запомните несколько правил:

Читайте также:

      

  • Лабораторная работа определение относительной влажности воздуха кратко
  •   

  • Денежный поток правила кратко
  •   

  • Сценарий концерта на 23 февраля в детском саду подготовительная группа
  •   

  • Подходы к мотивации и стимулированию в рамках школ научного управления
  •   

  • Место россии в цивилизационном процессе кратко

Здравствуйте!

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

Это основные обязанности педагога. Пишите жалобу на педагога. Жалобу подавайте директору школы, в Департамент образования г. Липецка, Прокуратуру. В жалобе подробно опишите ситуацию, со ссылкой на приведенную статью Закона. Требуйте привлечение к ответственности педагога.

С Уважением!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наушники haylou gt1 pro инструкция на русском языке беспроводные
  • Федеральные нормативные правовые акты закон кодекс устав правила положение инструкция
  • Руководство по эксплуатации тпа
  • Ларигана инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Лазерная ручка для удаления папиллом инструкция по применению на русском