Насос жвн 12н руководство по эксплуатации

ВВЕДЕНИЕ

Техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для подробного изучения устройства, принципа действия и технических характеристик водокольцевых насосов и компрессоров, их правильного монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.

Так как конструкция насосов и компрессоров непрерывно совершенствуется, то возможны некоторые незначительные несовпадения текста и чертежей данной инструкции с конструкцией самой машины и ее деталей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

I. Назначение

Водокольцевые машины предназначены для создания вакуума (вакуум-насосы) или небольшого избыточного давления (компрессоры) в закрытых аппаратах.  

Вакуум-насосы изготовляются 4-х марок:

ВВН1-1.5

ВВН1-3     

ВВН1-6,

ВВН1-12                 

Компрессоры также изготовляются 4-х марок:

ВК-1.5М1                  

ВК-ЗМ1            

ВК-6М1

ВК-12М1    

Эти машины изготовляются из серых чугунов и сталей обычных марок и могут работать на воздухе и воде или на газах, парах и жидкостях неагрессивных к указанным материалам.

Для работы на агрессивных газах изготовляются вакуум-насосы марки ВВН-3Н и ЖВН-12Н, в которых все детали, соприкасающиеся с рабочим газом, изготовлены из нержавеющей стали марки 12Х18Н9Т.

Водокольцевые машины не требуют очистки поступающего в них газа, а также допускают попадание в машину жидкостей вместе с засасываемым газом.                                

Водокольцевые машины применяются в химической, пищевой целлюлозно-бумажной, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности.

Тип вакуум-насосов и компрессоров — водокольцевые простого действия, горизонтальные с осевым направлением газа через всасывающие и нагнетательные окна.         

Основные параметры машин.                   

Номинальные производительности вакуум-насосов при давлении всасывания 0,04 МПа (60% вакуума от барометрического давления) и, потребляемые ими мощности, а также массы насосов в объеме поставки приведены в таблице 1, причем, указанные в таблице данные достигаются при подаче воды с температурой не превышающей 15°С и давлении на выходе воздуха (газа) из насосов атмосферном. 

Таблица 1

Марка вакуум-насоса

Колич.воды, подаваемой в насос, л/мин

Производительность, м3/мин

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг

ВВН1-1,5

5

1,57

2.80

134

ВВН1-3

7

3,33

5.16

280

ВВН1-6

13

6,00

9.60

590

ВВН1-12

23

12,20

18,60

90

ВВН-3Н

12

3,40

5.30

380

ЖВН-12Н

50

10,80

21,00

1040

Номинальные производительности компрессоров при давлении нагнетания 0,15 МПа (0.5 кгс/см2) и потребляемые ими мощности, а также массы компрессоров в объеме поставки приведены в таблице 2, причем, указанные в таблице данные достигаются при подаче воды с температурой не превышающей 15°С и атмосферном давлении на входе воздуха (газа) в компрессор.       

Таблица 2.

Марка компрессора

Колич.воды, подаваемой в компрессор, л/мин кохпр«ссор, ’ л/мвл

Производительность, м3/мин

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг

ВК-1,5М1

5

1,5

3,0

135

ВК-3М1

8

3,0

5,5

395

ВК-6М1

18

6,0

11,4

670

ВК-12М1

30

12,0

21,6

935

Серийно выпускаемые машины по производительности и потребляемой мощности могут иметь отклонения от приведенных в таблицах данных в пределах 10%.

Ориентировочные данные об изменении производительности и потребляемой мощности в зависимости от давлений всасывания для насосов и давлений нагнетания для компрессоров приведены в виде графических характеристик на рис.1,2+10.

Приводом машины служит электродвигатель. Комплектуются машины электродвигателями, указанными в таблице 3.

Марка машины

Марка электродвигателя

Мощность электродвигателя, кВт

Частота вращения, об/мин

ВВН1-1,5

4АМ112М4

5.5

1500

ВВН1-3

4АМ132S4

7,5

1500

ВВН1-6

4АМ132S4

7,5

1500

ВВН1-12

4А160S4

15

1500

ВВН-3Н

4А200L6

30

1000

ЖВН-12Н

4А200М6

22

1000

ВК-1,5М1

4АМ112М4

5.5

1500

ВК-3М1

4АМ132М4

II

1500

ВК-6М1

4А160М4

18.5

1500

ВК-12М1

4А250S6

45

1000

Возможна поставка вакуум-насосов и компрессоров с электродвигателями взрывозащищенными.  

             3. Состав вакуум-насосов я компрессоров

В состав вакуум-насоса и компрессора входит:

— машина в сборе и электродвигатель, установленные на горизонтальной плите, валы которых соединены упругой муфтой, закрытой защитным кожухом;                       

— Водоотделитель, который устанавливается на фланец нагнетательного патрубка машины.                           

 4. Устройство и работа

На рис. II приведено схематическое изображение водокольцевой машины. В цилиндрическом корпусе 1 эксцентрично расположено рабочее колесо 2 с лопатками, которые при вращении колеса, отбрасывают воду к стенкам корпуса, образуя вращающееся водяное кольцо 4.

Серповидное пространство между водяным кольцом и ступицей рабочего колеса является рабочим объемом, машины.

Вверху внутренняя поверхность водяного кольца касается ступицы колеса и препятствует перетеканию воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую.

На протяжении первого полуоборота колеса в направлении стрелки внутренняя поверхность водяного кольца постепенно удаляется от ступицы, при этом образуется свободный объем между лопатками колеса, который заполняется воздухом из всасывающего патрубка машины через всасывающее окно 3 в торцовой крышке корпуса машины.

На протяжении второго полуоборота колеса внутренняя поверхность водяного кольца приближается к ступице, при этом воздух, находящийся между лопатками, сперва сжимается, а затем вытесняется через нагнетательное окно 5 в нагнетательный патрубок машины.

Рис.11

Таким образом, в водокольцевых машинах перемещение воздуха из всасывающего патрубка в нагнетательный совершается непрерывно и равномерно.                                  

Конструктивное выполнение вакуум-насосов ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12 и компрессоров ВК-3М1, ВК-6М1 и ВК-12М1 одинаково, они представляют собой типоразмерный ряд.             

На рис. 12 показана машина (вакуум-насос, компрессор) в разрезе.

Рис.12 Разрез вакуум-насоса и компрессора типоразмерного ряда

Машина состоит из корпуса 7 (цилиндр), двух торцовых крышек-лобовин, левой 6 и правой 10 (далее лобовин), корпусов подшипников 11, в которых находятся шарикоподшипники, несущие вал 3. На валу, эксцентрично расположенном в корпусе, на шпонках насажено колесо 8.                    

Вал вращается в двух шарикоподшипниках: один из них, со стороны привода, не закреплен, а другой закреплен на валу гайкой 13, причем наружная обойма его прижата крышкой 14 через дистанционное кольцо 12 к корпусу подшипника 11. Таким образом достигается фиксация рабочего колеса в корпусе. Толщина дистанционного кольца 12 подбирается такой, чтобы зазоры между торцами колеса и торцами левой и правой лобовин были одинаковыми. Эти зазоры, определяющие потери в машине от перетекания воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую, устанавливаются посредством прокладок 9 между корпусом и лобовинами и должны быть для машин:

ВВН1-1,5 ВВН1-3 ВВН-3Н ВК-3М1 ВК-1,5М1 — 0,15-0,25 мм

ВВН1-6 ВК-6М1 — 0,25-0,3 мм

ВВН1-12 ВК-12М1 ЖВН-12Н — 0,3-0,5 мм

На вал с обеих сторон колеса насажены втулки 5, которые прижаты к торцам ступицы колеса гайками 4, тем самым жестко фиксируя колесо на валу.

Зазоры между валом и корпусами подшипников уплотнены войлочными кольцами 2.

В нижней части правой лобовины 10 имеется отверстие для подвода в машину воды из водопровода. По каналам в лобовинах и в нижней части корпуса 7 вода подается в камеры гидравлических затворов. 

У вакуум-насосов ВВН1-3 и компрессоров ВК-3М1 вода из водопровода подается не в правую лобовину, а в среднюю часть канала корпуса 7.                                 

Из камер вода поступает в корпус к ступице колеса, откуда под действием центробежной силы растекается по торцовым плоскостям, уплотняя зазор между колесом и лобовинами и питая водяное кольцо.                                  

Частично вода из камер проходит через сальники, охлаждает их и одновременно создает уплотнение. Поэтому сальники сильно поджимать нельзя. Необходимо, чтобы сальники пропускали воду в виде тонкой струи или капель. Сальники расположены в центральных расточках лобовин. Сальником служит мягкая хлопчатобумажная просаленная набивка. Уплотнение набивки производится периодическим поджатием буксы 1.

Воздух (газ) всасывается через боковой патрубок корпуса и по его каналам поступает в полости левой и правой лобовин. Из полостей лобовин воздух (газ) через всасывающие окна заполняет межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в машине воздух (газ) через нагнетательные окна поступает в полости лобовин, а из них по каналам в его нагнетательный патрубок, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

Все детали самих насосов и компрессоров одной и той же производительности (3,6 и 12 м3/мин) одинаковы. Лишь их лобовины имеют различия по количеству и расположению отверстий под нагнетательными окнами.

На рис. 13 показана установка типоразмерного ряда вакуум-насосов со всеми основными габаритными и присоединительными размерами.                     

На рис. 14 показана установка типоразмерного ряда компрессоров.

           Рис.13

      Рис.14

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ВВН1-1,5 И КОМПРЕССОРА ВК1,5М1

Эта машина консольная, она смонтирована на валу и фланце электродвигателя, а сам электродвигатель закреплен на фундаментной плите.

Рис. 15. Разрез вакуум-насоса ВВН1-1.5 и компрессора ВК-1.5М1

На рис. 15 машина показана в разрезе. Машина состоит из цилиндра 3, торцовой крышки-лобовины 1 (далее лобовина) и фонаря 5, посредством которого цилиндр присоединяется к фланцу электродвигателя эксцентрично относительно его вала.

Лобовина и цилиндр с помощью шпилек 4 присоединены к фланцу фонаря 5. На вал электродвигателя посажено на шпонке рабочее колесо 6. Ступица колеса в фонаре 5 уплотняется сальниковой хлопчатобумажной набивкой. Поджатие набивки производится с помощью буксы 7.

    Рис.16 Насос вакуумный водокольцевой ВВН1-1,5

Зазор между торцами лобовины и рабочего колеса, определяющий потери в машине от перетекания воздуха (газа)с нагнетательной стороны на всасывающую, устанавливаются посредством набора прокладок 2 между лобовиной и цилиндром должен быть в пределах 0,15-0,25 мм.

 Рис.17 Компрессор водокольцевой ВК-1,5М1

В центре лобовины имеется сквозное отверстие с резьбой труб Ѕ” для подвода воды из трубопровода. При работе машины вода растекается и заполняет зазор между торцами колеса и лобовины и питает водяное кольцо, а также проходит по двум сквозным отверстиям 8, просверленным в ступице колеса, к сальнику, охлаждает его и создает гидравлический затвор.

Полость лобовины разделена перегородкой на две полости: всасывающую и нагнетательную.

Воздух (газ) всасывается через патрубок, находящийся сбоку лобовины, и поступает в полость лобовины, а заетм через окно в торцовой плоскости лобовины заполняя межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в машине воздух (гах) через нагнетательное окно в торцовой плоскости лобовины поступает в полость лобовины, откуда нагнетается в патрубок, расположенный в верхней части лобовины, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

Все детали насоса и компрессора одинаковы, лишь в лобовине компрессора под нагнетательным окном имеются четыре сквозных отверстия.

На рис. 16 показана установка насоса, а на рис. 17-установка  компрессора со всеми основными, габаритными и присоединительными размерами.    

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ВВН-3Н

На рис. 18 показан насос в разрезе. Лобовины представляют собой стальные отливки, причем, левая лобовина 4 имеет одну полость и одно всасывающее окно на торцовой плоскости, а правая 8 одну полость и одно нагнетательное окно. В цилиндре 5 эксцентрично расположено рабочее колесо 6, лопатки которого приварены к цилиндрической ступице 7.

Рис.18 Разрез вакуум-насоса ВВН-3Н

              

Рис.19 Вакуум-насос ВВН-3Н

Лобовины, цилиндр и рабочее колесо изготовлены из стали марки 12Х18Н9Т, вал 1 из стали 40Х и хромирован.

Вода подается в отверстие с резьбой труб 3/8«, имеющееся в верхней части фланца правой (нагнетательной) лобовины 8, откуда по каналам проходит к ступице рабочего колеса и сальникам 2.

Воздух (газ) всасывается через патрубок 3, находящийся в — верхней части левой лобовины 4 и поступает в полость этой лобовины, а затем через окно заполняет межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в насосе воздух (газ) через нагнетательное окно поступает в полость правой лобовины 8, откуда нагнетается в патрубок 9, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

На рис. 19 показана установка насоса со всеми основными, габаритными и присоединительными размерами.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ЖВН-12Н

На рис. 20 показан насос в разрезе. В отличие от ВВН-3Н этот насос имеет в левой 1 и правой 4 лобовинах по две полости, сообщающиеся со своими патрубками, и по два окна, всасывающие и нагнетательные. Всасывающие патрубки левой и правой лобовин соединены между собой трубой 5 в средней части которой имеется отвод с фланцем для присоединения к нему всасывающей магистрали.

Нагнетательные патрубки лобовин также соединены трубой с отводом, на фланец которого устанавливается водоотделитель.

Вода подается по трубопроводу и по каналам в лобовинах в ступице рабочего колеса 2 и к сальникам.

Лобовины, рабочее колесо, цилиндр 3 и обе соединительные трубы изготовлены из стали марки 12Х18Н9Т. На рис.21 показана установка насоса со всеми основными габаритными и присоединительными размерами.

Рис.20 Разрез вакуум-насоса ЖВН-12Н

 Рис.21 Жидкостно-кольцевой вакуум-насос ЖВН-12Н

КОНСТРУКЦИЯ ВОДООТДЕЛИТЕЛЕЙ ВАКУУМ-НАСОСОВ ВВН1-1,5, ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН-3Н и ЖВН-12Н

Так как воздух (газ), выходящий из нагнетательного патрубка насоса, выбрасывает и воду, причем почти в том количестве, которое поступило в насос из водопровода, то для отделения воды от

Рис.22 Водоотделитель вакуум-насосов

воздуха (газа), сбора ее и удаления на указанный патрубок устанавливают водоотделитель.

Конструктивное исполнение водоотделителей для всех вакуум-насосов одинаковое, они отличаются только размерами. На рис. 22 показан разрез водоотделителя. Водоотделитель представляет собой вертикальный цилиндрический бачок. В центре днища бачка вварен отрезок трубы 2, к нижнему концу которого приварен фланец 1, служащий для крепления его к фланцу нагнетательного патрубка насоса, а к верхнему концу приварены 3 ребра 6, к которым приварен фонарь 4.

В верхней крышке бачка имеется отверстие, снабженное рефлектором 5.

В нижней части вварена трубка 7 для слива воды в канализацию.

Воздух (газ) вместе с отработанной водой проходит по трубе 2 к фонарю 4, который меняет направление движения воздуха (газа) и воды на 180°. Вода отделяется от воздуха и стекает в нижнюю часть бачка, а воздух (газ) через рефлектор 5 выходит в помещение. Если выход воздуха (газа) в помещение недопустим, то можно рефлектор срубить и на его место приварить патрубок для присоединения к нему трубопровода для отвода воздуха (газа) за пределы помещения.

При остановке насоса вода, оставшаяся в водоотделителе, сливается через отверстие 3 в трубе 2 в полость лобовины.

КОНСТРУКЦИЯ ВОДООТДЕЛИТЕЛЕЙ КОМПРЕССОРОВ ВК-1,5М1, ВК-3М1, ВК-6М1 и ВК-12М1

Конструктивное выполнение водоотделителей для всех компрессоров одинаковое, они отличаются только размерами.

В отличие от водоотделителя вакуум-насоса, водоотделитель компрессора для поддержания в нем избыточного давления имеет дополнительно регулятор уровня воды поплавкового типа, работа которого контролируется водоуказательным устройством (см. рис.14).

Если регулятор уровня почему-либо не сработал, то это обнаружится подъемом воды в водоуказателе или наоборот его снижением, в этом случае на сливе вода будет вытекать из водоотделителя вместе с воздухом. Для устранения данных нарушений необходимо открыть люк водоотделителя и устранить неисправность.

В верхней части водоотделитель компрессора имеет патрубок для подсоединения к нагнетательной магистрали.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Общие указания

Перед сдачей машины (вакуум-насоса, компрессора) в эксплуатацию необходимо ее осмотреть, проверить комплектность по паспорту, убедиться, что машина хранилась надлежащим образом и что срок хранения ее не истек.

В этом случае внутренние поверхности машины расконсервации и осмотру не подлежат и поэтому никакой разборки машины производить не нужно.

Все наружные неокрашенные поверхности заводом-изготовителем смазаны пластичной смазкой. Ее перед пуском машины надо удалить.    

Указания мер безопасности

К обслуживанию вакуум-насоса  компрессора могут быть допущены только лица, изучившие настоящее техническое описание и инструкцию по эксплуатации и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Электродвигатель машины и пусковая аппаратура должны быть  надежно заземлены.

Во время работы машины упругая муфта должна быть закрыта кожухом.  

Всякое исправление/ремонт машины на ходу, в том числе подтягивание гаек и болтов, категорически запрещается.        

Для уменьшения шума, создаваемого вакуум-насосом, рекомендуется отводить газ из водоотделителя по трубопроводу наружу, за пределы помещения.      

Для уменьшения шума, создаваемого компрессором, рекомендуется в том случае, если компрессор сжимает воздух, чтобы засасывание воздуха производилось с помощью трубопровода за пределами помещения.                        

В этом случае средний уровень звука на рабочем месте, создаваемый машиной, не превышает 85 дБА.               

Должны выполняться все требования правил устройства и безопасной эксплуатации электроустановок и стационарных компрессорных машин.                              

Порядок установки

Вакуум-насос и компрессор имеют хорошую уравновешенность, поэтому фундамент машины представляет собой бетонную подушку с размерами в плане на 200-300 мм больше размеров фундаментных плит и по высоте порядка 500-600 мм.

Монтаж установок производится согласно установочным чертежам (см. рис. 13. 14, 16, 17, 19, 21).

Для обеспечения горизонтальности установки плита устанавливается на фундаменте по уровню (контрольная плоскость — фланец нагнетательного патрубка).                               

Оси валов машины и электродвигателя должны совпадать, для чего должна быть произведена центровка. Степень точности центровки считается достаточной, если при вращении вала электродвигателя внутренние поверхности полумуфты на электродвигателе задевают за полумуфту на насосе, при этом гайки крепления машины и электродвигателя к плите должны быть затянуты до отказа. После установки резиновых пальцев в муфту надо вручную за муфту повернуть вал. Он должен проворачиваться почти с тем же усилием, что и до соединения с электродвигателем, одинаковым на протяжении полного оборота.         

После окончания установки плиты на фундамент и ее закрепления необходимо проверить правильность центровки машины с электродвигателем и если она нарушена, то снова тщательно провести центровку.

Фланцевые соединения трубопроводов должны быть надежно уплотнены прокладками, в особенности это касается всасывающих трубопроводов вакуум-насосов, где малейшая неплотность соединений исключает возможность получения требуемого вакуума.

В установках для создания давления всасывающий трубопровод присоединяется к всасывающему патрубку компрессора, нагнетательная магистраль к выходному патрубку водоотделителя.

Во всех установках на всасывающем трубопроводе непосредственно перед машиной должен быть установлен запорный вентиль или обратный клапан, предотвращающий при остановке машины выброс из нее воды во всасывающий трубопровод.

Вентиль этот, равно как и другие вентили, устанавливаемые на всасывающей коммуникации или непосредственно на присоединяемых к ней аппаратах, должны иметь герметичные сальники шпинделей. В случае применения вентилей с обычной мягкой набивкой сальников они должны быть снабжены колпаками.

В установках для создания давления, если при остановке компрессора нагнетательная магистраль должна остаться под давлением, после водоотделителя также должен быть установлен вентиль.                                                     

Для осуществления регулировки в широких пределах всасывающий и нагнетательный трубопроводы могут быть соединены перепускной трубой с установленной на ней задвижкой.

Подготовка к работе

Прежде чем приступить к подготовке машины к работе обслуживающему персоналу необходимо изучить паспорт машины и настоящее техническое описание и инструкцию по эксплуатации.

Проверить гаечными ключами и, если нужно, то подтянуть все гайки и болты машины и трубопроводов, где бы они ни находились. Проверить надежность заземления электродвигателя и пусковой аппаратуры.                  

Вал машины провернуть за полумуфту вручную на полный оборот для того, чтобы убедиться в отсутствии заеданий или каких-либо повреждений. У вакуум-насоса ВВН 1-1,5 и компрессора ВК-1.5М1 провернуть вал электродвигателя за вентилятор, предварительно сняв кожух. Если вал не проворачивается, то машину, следует разобрать, установить причины и устранить повреждения.

Подключить электродвигатель к электросети. Пустить и сразу  остановить электродвигатель. Убедиться в том, что вал электродвигателя вращается по часовой стрелке, если смотреть на свободный торец вала электродвигателя. Вращение вала в другую сторону недопустимо.

Порядок работы

Пуск в ход вакуум-насоса и компрессора производится в следующем порядке:

— закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;

— открыть вентиль на нагнетательном трубопроводе (для компрессора);

— пустить в ход электродвигатель;

— открыть вентиль на трубопроводе подвода воды;

— открыть вентиль на всасывающем трубопроводе.

После этого необходимо отрегулировать вентилем подачу воды так,  чтобы был осуществлен желаемый процесс.

Остановка производится в следующем порядке:       

— закрыть вентиль подвода воды;

— закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;

— закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе;

— остановить электродвигатель.

Вода, применяемая для работы машины, не должна содержать взвешенные частицы в количестве более 25 мг/л, жесткость воды не выше 3 мг экв/л. Давление воды на входе в машину должно превышать давление нагнетания не менее, чем на 0,3 кГс/см2.

Применение жесткой воды вызывает образование накипи на рабочих деталях, вследствие чего зазоры между подвижными и неподвижными деталями сокращаются, трение между ними возрастает, резко повышается расход мощности, что может вызвать аварию электродвигателя или самой машины.

Работа машины без воды не допускается.   

Количество воды, поступающее в машину, влияет на ее производительность и потребляемую мощность.

При недостатке воды водяное кольцо отходит от ступицы колеса  и не вытесняет полностью весь газ из пространства между лопатками в нагнетательное окно. Оставшийся газ, переместившись во всасывающую полость, расширяется в ней, снижая производительность машины.

При избытке воды часть газового пространства заполняется водой, что вызывает значительное увеличение расхода мощности и снижение производительности.          

 Техническое обслуживание

Обслуживание машины заключается в периодическом поджатии сальниковой набивки, замене ее, если она вследствие износа не обеспечивает нужной плотности, наблюдения за работой и смазкой подшипников, в поддержании заданного режима работы.

Сальники не требуют сильной затяжки. Нормально затянутый сальник должен пропускать из машины воду в виде тонкой струи или отдельных капель.

Для сальниковой набивки применяется мягкий хлопчатобумажный просаленный шнур.

Для смазки подшипников должны применяться следующие сорта смазок:

— консталин 1 #M12291 554404104ГОСТ 1957-73#S;

— ЦИАТИМ-201 ГОСТ6267274;

— ЦИАТИМ-203 #M12291 554404105ГОСТ 873-73#S.

Убыль смазки из подшипников зависит: от нагрузки на подшипник, температурного режима, свойств выбранной смазки и других условий работы подшипников. Поэтому количество дополняемой смазки и периодичность дополнения определяется опытным путем. Ориентировочно дополнение смазки в подшипники следует производить через каждые 1500 час. работы.

Полная замена смазки в подшипниках может производиться при разборке машины для профилактического осмотра или ремонта, но не реже двух раз в год.

Во время работы машины необходимо периодически проверять нагрев корпусов подшипников. При нормальной работе подшипника температура корпуса подшипника может быть выше окружающей среды на 20…30″С. Допускается и более высокая температура при условии, что она устанавливается на одном уровне и дальнейшее ее повышение не наблюдается. Максимально допустимая температура, подшипников не должна превышать 70С.

При обслуживании машины необходимо периодически с профилактической целью и для чистки внутренних поверхностей производить разборку и сборку машины.

В связи с тем, что водокольцевые машины используются для загрязненных газов, периодичность профилактических мер зависит, главным образом, от степени загрязненности газа и воды и определяется в большинстве случаев опытным путем. При отсутствии такого опыта первый профилактический осмотр необходимо провести через 2000-2500 час. работы.

Дальнейшая периодичность осмотров определяется состоянием поверхностей деталей и степенью загрязненности рабочих органов машины: лобовин, корпуса, колеса.

Разборка вакуум-насоса (компрессора) производится неполная — для ревизии и чистки, и полная — для ремонта и замены деталей.

До разборки машина должна быть освобождена от воды через спускные отверстия.

Должен быть снят водоотделитель и отсоединены всасывающие и нагнетательный трубопроводы.

При разборке все прокладки должны быть аккуратно сняты и, в случае повреждения, заменены при сборке новыми такой же толщины.

Разборка машины ведется со стороны свободного конца вала в следующем порядке:

— освободить от крепления и снять крышку подшипника;

— отогнуть края стопорной шайбы, отвернуть гайку и снять стопорную шайбу;            

— отпустить гайки, прижимающие буксу сальника;

— отвернуть гайки крепления корпуса подшипника к лобовине и съемником снять корпус вместе с шарикоподшипником вала;

— отвернуть гайки крепления лобовины к корпусу (цилиндру), отделить лобовину и, подперев вал, снять ее с вала.

На этом заканчивается неполная разборка машины. В таком виде раочие органы и другие детали доступны к осмотру и чистке.

Дальнейшая разборка ведется в следующем порядке:

— отсоединить электродвигатель от сети, открепить и снять его с фундаментной плиты;

— снять с вала полумуфту посредством съемника;

— извлечь из вала шпонку полумуфты;

— повторить операции, указанные в первых пяти пунктах;

— вынуть из корпуса (цилиндра) вал с колесом.

Перед сборкой машины все привалочные плоскости должны быть очищены от остатков прокладок и тщательно вытерты.

Все посадочные поверхности и резьбы должны быть тщательно вытерты и смазаны чистым машинным маслом.

Старая смазка с подшипников и из корпусов должна быть удалена.

Вместо прокладок, поврежденных при разборке, должны быть изготовлены новые такой же толщины.

Сборка машины производится в порядке, обратном разборке.

Наиболее ответственным моментом сборки является установление зазора между торцовыми плоскостями колеса и лобовин.

Зазоры эти не должны превышать размеров, указанных в разделе 4 технического описания.

Необходимый зазор устанавливается подбором соответствующих прокладок между корпусом (цилиндром) и лобовинами.

Положение колеса в корпусе (цилиндре) машины, соответствующее равному с обеих сторон зазору, устанавливается посредством дистанционного кольца, укладываемого под подшипник со стороны свободного конца вала.

Если во время разборки изменилось положение вала в колесе или изменилась толщина прокладок между лобовинами и корпусом, тогда толщина дистанционного кольца должна быть установлена, примерно, следующим образом:

— ударом по валу со стороны полумуфты сдвинуть вал с колесом в корпусе насоса до упора колеса в правую лобовину;

— замерить глубину А расточки корпуса подшипника под подшипник (см. рис. 23);

— замерить расстояние В от торцовой поверхности корпуса подшипника до галтели на валу, в которую упирается подшипник. Из разности 2-х полученных размеров вычитается величина зазора между колесом и лобовиной и таким образом определяется толщина дистанционного кольца.

Несоответствие толщины имеющегося дистанционного кольца с расчетной может быть устранено либо уменьшением толщины имеющегося кольца, либо применением дополнительных прокладок из листовой латуни или железа.

Рис.23

Особенности разборки и сборки вакуум-насоса ВВН1-1,5 и компрессора ВК-1,5М1.

Отвернуть гайки со шпилек 4 (см. рис. 15) и снять лобовину 1 и цилиндр 3. В таком виде рабочие поверхности лобовины, цилиндра и колеса могут быть осмотрены и подвергнуты чистке.

При необходимости снятия колеса надо вывернуть пробку из колеса и, ввинчивая в резьбовое отверстие колеса специальный винт съемника (входит в комплект поставки), снять колесо с вала электрродвигателя.

Для снятия фонари 5 надо отвернуть гайки на болтах, крепящих фонарь к фланцу электродвигателя. Вынуть из переходника буксу 7 и сальниковую набивку.

Сьорка машины производится в обратном порялдке следующим образом:

— вставить в центральное отверстие фонаря цилиндрическую оправку 62 мм и, намотав на нее 2-2,5 витка хлопчатобумажного просаленного шнура, набить его в отверстие фонаря. Поджать набивкугрундбуксой. При этом набивка плотно охватит цилиндрическую поверхность оправки и сохранит полученную форму, если вынуть оправку из отверстия;

— смонтировать фонарь на фланце двигателя, затянув болты до отказа;

— снять кожух и вентилятор с электродвигателя;

— освободившимся концом вала упереть электродвигатель в какое-либо массивное металлическое тело, и ударами молотка через мягкую металлическую прокладку (например, медную) насадить на рабочее колесо на вал двигателя, обеспечив зазор между торцами колеса и фонаря в пределах 0,35-0,5 мм;

— на буртик фонаря уложить прокладку толщиной 0,25 мм, посадить заточкой цилиндр и прижать его к фланцу фонаря тремя струбцинами;

— наложив на торец колеса лекальную линейку, замерить щупом зазор между торцом колеса и торцом цилиндра. Прибавив к этому размеру величину 0,25 мм (величину торцового зазора между колесом и лобовиной), определим толщину прокладки, которую надо уложить между цилиндром и лобовиной;

— снять струбцины. С помощью стяжных шпилек смонтировать лобовину и цилиндр на фонаре, равномерно затягивая гайки;

— провернуть рабочее колесо за вентилятор. Вращение должно происходить легко, без заметного торможения колеса и трения колеса о лобовину.

В случае остановки машины на длительное время надо произвести консервацию внутренних поверхностей ее. Для этого надо отвернуть все пробки на корпусе и лобовинах, слить из машины воду, просушить ее, пустить в ход электродвигатель и одновременно влить во всасывающий патрубок машины 1,5-2 литра смазки К-17 (ГОСТ 10877-76) и сразу остановить электродвигатель.

7.    

Перечень встречающихся или возможных неисправностей

№№ п/п

Наименование неисправности

Возможная причина

Способ устранения

1

2

3

4

1

Вакуум-насос не создает необходимого вакуума

а) подсос воздуха через плохо уплотненные соединения частей всасывающей магистрали;

б) в насос подается недостаточное количество воды;

в) через сальники подсасывается воздух, т.к. через сальники не выходит наружу вода и не уплотняет возможные зазоры или, наоборот, через сальники выходит очень много воды (вода выходит по нижней части слабо набитого сальника, а подсос воздуха — по верхней).

а) подтянуть гайки, сменить прокладки;

б) проверить количество подводимой воды. установить подачу воды в необходимом количестве;

в) добиться подтягиванием буксы сальника или ее ослаблением выхода воды в нужном количестве. при необходимости заменить сальниковую набивку.

2

Вакуум-насос работает неустойчиво, вакуум срывается

а) в насос подается недостаточное или избыточное количество воды;

б) через сальники подсасывается воздух

а) установить подачу воды в необходимом количестве;

 (см. п. 1 в)

3

Машина работает с пониженной производительностью

а) недостаточное поступление воды;

б) неравномерная подача воды из водопровода, засорились отверстия для прохода воды, загрязнились зазоры между валом и лобовиной

 (см. п. 1 б)

б) продуть отверстия и зазоры сжатым воздухом, при этом спускные пробки машины должны быть вывернуты. если это не дает эффекта, то разобрать машину и произвести чистку.

4

Вал не проворачивается вручную или проворачивается с заметным сопротивлением и заеданием

а) нарушилась центровка валов машины и электродвигателя)

б) рабочее колесо сместилось и задевает за торцовую плоскость лобовины;

в) износились подшипники и вал машины лежит с перекосом

а) проверить центровку. после центровки вал должен проворачиваться почти с тем же усилием, что и до соединения с электродвигателем;

б) поджать до отказа все гайки крепления лобовин к цилиндру и корпусов подшипников к лобовинам и, в особенности, крышки к корпусу подшипника с правой стороны. между крышкой и корпусом должен быть зазор, указывающий, что буртик крышки прижимает верхнюю обойму подшипника к корпусу и тем самым фиксирует расположение вала с колесом в корпусе машины. если это не дает эффекта, то машину разобрать и установить причину;

в)разобрать машину и заменить подшипники

Сведения о применяемых в машинах подшипниках

Марка машины

Обозначение подшипника

ВВН1-3

ВК-3М1

607

ВВН-3Н

307 и 1607

ВВН1-6

ВК-6М1

1608 И 308

ВВН1-12

ВК-12М1

ЖВН-12Н

3611 И 1611

Запасные части

Ниже приведены сведения, необходимые для подготовки заказа на узлы и детали, которые могут потребоваться для ремонта машин.

ВВН1-5 и ВК-1,5М1

Наименование

Обозначение

Кол-во на 1 машину

Материал

Позиции на рис.15

Лобовина (крышка)

Колесо

Корпус (цилиндр)

В1-1,5.10.01

В1-1,5.10.02

В1-1,5.10.04

1

1

1

Чугун

Чугун

чугун

1

6

3

ВВН1-3, ВВН1-6, ВВВ1-12, ВК-12М1, ВК-3М1, ВК-6М1

Наименование

Обозначение

К-во на 1 машину

Материал

Позиции на рис. 12

ВВН1-3,

ВК-3М1

ВВН1-6,

ВК-6М1

ВВН1-12,

ВК-12М1

Корпус (цилиндр)

В1-3.10.01

В1-6.10.03

В1-12.10.01

1

чугун

7

Лобовина левая

В1-3.10.02

В1-6.10.02

В1-12.10.02

1

чугун

6

Лобовина правая

В1-3.10.03

В1-6.10.01

В1-12.10.03

1

чугун

10

Корпус подшипника

В1-3.10.04

В1-6.10.04

В1-12.10.04

2

чугун

11

Ротор (колесо в сборе с валом)

В1-3.11.00СБ

В1-6.11.00СБ

В1-12.11.00СБ

1

Колесо

В1-3.11.01

В1-6.11.02

В1-12.11.01

1

чугун

8

Вал

В1-3.11.02

В1-6.11.01

В1-12.11.02

1

сталь

3

Втулка

В1-3.11.06

В1-6.11.05

В1-12.11.03

2

чугун

5

ПРИМЕЧАНИЕ: Лобовины всех марок компрессоров отличаются от лобовин вакуум-насосов только расположением и количеством отверстий под нагнетательными окнами. Поэтому при заказе лобовин для компрессоров надо после их обозначения добавлять слово «для компрессора».

ВВН-3Н

Наименование

Обозначение

К-во на 1 насос

материал

Позиции на рис. 18

Лобовина всасывающая

В3Н-1

1

Сталь 12Х18Н9Т

4

Лобовина нагнетательная

В3Н-19

1

То же

8

Цилиндр

В3Н.01.020.СБ

1

То же

5

Корпус подшипника

В3-21

2

чугун

10

Ротор (колесо в сборе с валом)

В3Н.02.00.СБ

1

Вал

В3Н-8

1

сталь

1

Колесо

В3Н.01.030.СБ

1

Сталь 12Х18Н9Т

6

ЖВН-12Н

Наименование

Обозначение

К-во на 1 насос

материал

Позиции на рис. 20

Лобовина левая

Ж12Н.10.01

1

Сталь 12Х18Н9Т

1

Лобовина правая

Ж12Н.10.02

1

То же

4

Цилиндр

Ж12Н.13.00.СБ

1

То же

3

Корпус подшипника

Ж12Н.10.07

2

чугун

7

Ротор (колесо в сборе с валом)

Ж12Н.12.00СБ

1

Вал

ХЖК.11.03

1

сталь

8

Колесо

Ж12Н.12.10СБ

1

Сталь 12Х18Н9Т

2

Втулка

Ж12Н.10.05

2

Сталь 12Х18Н9Т

9

Рис.1 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-1,5

Рис.2 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-3

Рис.3 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-6

Рис. 4 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-12

Рис.5 Объемные и энергетические характеристики ВВН-3Н

Рис.6 Объемные и энергетические характеристики ЖВН-12Н

Рис.7 Объемные и энергетические характеристики ВК-1,5М1

Рис.8 Объемные и энергетические характеристики ВК-3М1

Изготовитель: Нововятский электромеханический завод, г. Киров

Вакуумный насос ЖВН-12Н

Насос ЖВН-12Н

Вакуумный водокольцевой насос предназначен, в зависимости от материала проточной части, для отсасывания (создания вакуума) воздуха, инертных или агрессивных газов, нерастворимых в воде, с целью создания или поддержания вакуума. Рабочей жидкостью служит вода. Применяется в химической, горно­металлургической, угольной, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и медицине. Для работы с агрессивными средами применяются вакуумные насосы марок ВВН-3Н и ЖВН-12Н, в которых детали проточной части выполнены из нержавеющей стали 12Х18Н9Т;

Насос ЖВН-12Н вакуумный, водокольцевой предназначен для химической, пищевой, нефтегазовой и другой промышленности. Работает с воздухом или инертными газами. Материал проточной части – сталь. Уплотнение вала – сальниковое. Корпус насоса изготавливается из чугуна. Принцип работы агрегата ЖВН-12Н  заключается в создании разряженного пространства, обеспечивающего всасывание газа через отверстие в корпусе. Через серповидный вырез излишки воды выбрасываются наружу. 

Структура условного обозначения насоса:

ЖВН-12Н

ЖВН — Жидкостно-кольцевой вакуум-насос 

12 — производительность, м3/мин

Н — нержавеющая сталь 12Х18Н10Т

Габаритные размеры насоса ЖВН-12Н

Габаритные размеры насоса ЖВН-12Н

График рабочих зависимостей ЖВН-12Н

График рабочих зависимостей ЖВН-12Н

Оплата и Доставка в Москве

Описание

Вакуумный насос ЖВН-12Н прекрасно зарекомендовал себя в технологических линиях большинства химических предприятий России и стран СНГ.
Водокольцевой вакуумный насос ЖВН-12Н используют в своем производстве предприятия по производству лакокрасочных материалов, химических компонентов, а также пороховые заводы, заводы резинотехнических изделий и т.д.
Насос ЖВН-12Н имеет простую и надежную конструкцию, что позволяет обслуживающему персоналу быстро и грамотно его обслуживать.
Водокольцевой вакуум-насос ЖВН-12Н предназначен для создания вакуума и отсоса агрессивных газов, применяется в химической, фармацевтической и пищевой промышленности. Все соприкасающиеся с рабочей средой поверхности изготовлены из нержавеющей стали 12Х18Н9Т.

Технические характеристики вакуумного водокольцевого насоса ЖВН-12Н:

Производительность, прив. к условиям всасывания (м3/мин) Давление всасывания (кГс/см2) Давление нагнетания (кГс/см2) Охлаждение воздуха (газа) Мощность эл. двигателя (кВт) Скорость эл. двигателя (об/мин) Масса агрегата (кг) Габаритные размеры без упаковки ДхШхВ (мм)
10,5 0,3 АТМ Жидкостное 22 1000 1040 1760х580х1544

Чертеж габаритный вакуумного водокольцевого насоса ЖВН-12Н:
ВАКУУМ-НАСОС ЖИДКОСТНО-КОЛЬЦЕВОЙ ЖВН-12Н

Фото насоса ЖВН-12Н:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

НАСОСЫ ВАКУУМНЫЕ ВОДОКОЛЬЦЕВЫЕ

ВВН

Руководство по эксплуатации

2009г.

Содержание

Введение

1 Описание и работа насоса………………………………………………………………. 3

    1. Назначение насоса………………………………………………………………………. 3
    2. Технические характеристики ………………………………………………………….. 4
    3. Устройство и работа ………………………………………………….…………………5

2 Подготовка насоса к использованию и его использование ………………………….8

2.1 Меры безопасности при подготовке насоса к использованию……………………..8

2.2 Правила и порядок осмотра и проверки готовности насоса к использованию….9

2.3 Указания по включению и опробованию работы насоса……………………………..9

2.4 Использование насоса……………….………………………………………………. 10

2.5 Перечень возможных неисправностей в процессе использования насоса……….11

3 Техническое обслуживание насоса…………………………………………………….12

3.1 Общие указания ……………………………………………………….……………..12

3.2 Меры безопасности …..…………………………………………….………………..14

4 Комплектность………………………………..………………….….…….…………….14

5 Ресурсы, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя (поставщика)………..14

5 Ресурсы, сроки службы и хранения ……….………………………….……………….14

5.2 Гарантии изготовителя ..……………………………………………………………..15

6 Транспортирование ………………..…………………………..…………………………15
Прил. А Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН1-0,3………..16

Прил. Б Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН1-2…………17

Прил. В Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого 3ВВН1-3…………18

Прил. Г Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН1-6……….19

Прил. Д Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН1-12……..20

Прил. Е Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН1-25..…….21

Прил. Ж Габаритный чертеж насоса вакуумного водокольцевого ВВН2-50………22

Прил. И График зависимости производительности от давления на входе

в насос……………………………………………………………………………………………………………..23
2

Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для ознакомления с конструкцией и принципом работы, с порядком ввода в действие, правилами обслуживания и с мерами безопасности при эксплуатации водокольцевых вакуумных насосов (далее насосы).

В руководстве по эксплуатации приводятся сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик насосов, а также сведения об их утилизации.

К обслуживанию насосов допускается персонал, аттестованный комиссией на право ведения работ на оборудовании с напряжением до 1000В, имеющий квалификационную группу не ниже II по ПОТ РМ-О16-2001 РД153-34.0-03.150-00 и прошедшего инструктаж по безопасной эксплуатации насосов.

В процессе совершенствования насосов в их конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в данном руководстве по эксплуатации.
1 Описание работы насоса

    1. Назначение насоса

1.1.1 Насосы вакуумные водокольцевые ВВН, производительностью 0,3 м3/мин, 2 м3/мин, 3 м3/мин, 6 м3/мин, 12 м3/мин, 25 м3/мин, 50 м3/мин, предназначены для откачки химически неагрессивных газов и парогазовых смесей.

Рабочей жидкостью в насосе служит вода.

1.1.2 Использование водокольцевых насосов для откачки водогазовых смесей допускается лишь при условии отделения и отвода основной массы воды у входа в насос.

Невыполнение этого требования может привести к недопустимой перегрузке электродвигателя и разрушению рабочих органов насоса.

1.1.3 Вид климатического исполнения УХЛ 4 по ГОСТ 15150-69.

1.1.4 Насос не предназначен для использования на пожаро — взрывоопасных производствах.

3

    1. Технические характеристики

1.2.1 Основные параметры насосов приведены в таблицах 1.1, 1.2, 1.3.
Таблица 1.1

Наименование параметра Значение для насоса типа
ВВН1-0,3 ВВН-2 3ВВН1-3
1 Производительность, приведенная к начальным условиям при начальном давлении 0,04 МПа, (м3/мин)

2 Частота вращения, синхронная, 1/мин

3 Мощность двигателя, кВт, не более

4 Масса, кг, не более

0,3±0,045

3000

1,1

30

1,8±0,2

3000

5,5

80

3±0,3

1500

7,5

140

Таблица 1.2

Наименование параметра Значение для насоса типа
ВВН1-6 ВВН1-12 ВВН1-25
1 Производительность, приведенная к начальным условиям при начальном давлении 0,04 МПа, м3/мин)

2 Частота вращения, синхронная, 1/мин

3 Мощность двигателя, кВт, не более

4 Масса, кг, не более

60,6
1500
11
400

121,2
1000
22*
900

252,5
750
55
2100

* Допускается комплектация насоса двигателем с мощностью 30 кВт

4

Таблица 1.3

Наименование параметра Значение для насоса ВВН2-50
1 Производительность, приведенная к начальным условиям при начальном давлении 0,02 МПа, (м3/мин)

2 Частота вращения, синхронная, 1/мин

3 Мощность двигателя, кВт ,не более

4 Масса, кг ,не более

455
600
110

2750

Примечание – Значения производительности всех насосов, указанные в таблицах 1.1, 1.2, 1.3 – при температуре на входе: воды – плюс 15 0С, газа – плюс 20 0С и, расходе воды, значения которых указаны в таблице 1.4. При повышении температуры воды или газа производительность падает.

Таблица 1.4

Тип насоса Расход воды, дм3/мин
ВВН1-0,3

ВВН-2

ВВН1-3

ВВН1-6

ВВН1-12

ВВН1-25

ВВН2-50

2±0,2

6±0,6

6,3±0,6

12

35±3,5

45±5

75±7,5

Габаритные и присоединительные размеры насосов приведены в приложениях А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.

    1. Устройство и работа

1.3.1 Насос вакуумный водокольцевой состоит из собственно насоса и электродвигателя, установленных на общей горизонтальной раме и соединенных упругой муфтой, закрытой кожухом.

Примечание — В насосе ВВН2-50 сам насос и двигатель установлены на разных рамах (см. приложение Ж). 5

1.3.2 На нагнетательные патрубки насосов ВВН-2, 3ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН1-25 и ВВН2-50 установлен водоотделитель. Насос ВВН1-0,3 поставляется без водоотделителя.

1.3.3 Работа водокольцевого насоса основана на том, что при вращении лопастного колеса в соответствии с рисунком 1.1 в корпусе образуется вращающееся водяное кольцо “K”. Колесо расположено эксцентрично относительно обечайки корпуса и поэтому лопатки его то погружаются в водяное кольцо “K” до самой ступицы, то почти выходят из него, в результате чего между лопатками образуется свободное от воды пространство. При выходе лопаток из водяного кольца из-за увеличения свободного объема, в камере между лопатками всасывается газ через окно “В” в дисках лобовин. Затем при повороте лопастного колеса, находящийся в камерах газ сжимается водяным кольцом, приближающимся к ступице и при совмещении с нагнетательным окном “Н” в диске вытесняется из него.

Н-окно нагнетания

В- окно всасывания

К- водяное кольцо


Нагнетание Всасывание Нагнетание

Рисунок 1.1 Схема работы водокольцевого вакуумного насоса
1.3.4 Тепло, выделяющееся при сжатии газа и жидкостном трении, повышает температуру вращающегося водяного кольца. Для поддержания температуры на заданном уровне в насос непрерывно вводится более холодная вода из водопроводной сети, которая вливается в водяное кольцо, вытесняя нагревшуюся воду в нагнетательное отверстие вместе со сжатым газом. Подвод воды в насос осуществляется через систему трубопроводов и каналы в лобовинах насоса.

1.3.5 Из насоса смесь газа с водой поступает в водоотделитель, где

6

основная масса воды отделяется от газа и сливается в канализацию.

1.3.6 Насосы ВВН-2, ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН1-25 и ВВН2-50 имеют двухсторонний подвод и отвод газа из рабочей камеры.

Конструктивное исполнение насосов ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН1-25 одинаковое. На рисунке 1.2 показан вакуумный насос с двухсторонним газораспределением.

Насос состоит из корпуса 8, двух лобовин 6 с газораспределительными дисками 7, корпусов подшипников 3 в которых находятся сферические подшипники 1, несущие вал 10. На валу, эксцентрично расположенном в корпусе, насажено колесо 9, закрепленное с помощью втулок 13 и гаек 4 от осевого перемещения.

С помощью дистанционных колец 2, зажатых между корпусом подшипника 3 и подшипником 1 выставляются зазоры между колесом и газораспределительными дисками. Зазоры между торцами колеса и дисками должны быть одинаковыми с двух сторон.

Уплотнение вала насоса осуществляется сальниковой набивкой 12. Между кольцами которой находится фонарное кольцо 11. Через отверстие в фонарном кольце подводится вода для герметизации и охлаждения сальникового уплотнителя. Сальники расположены в центральных расточках лобовин. Сальником служит мягкая хлопчатобумажная просаленная набивка, уплотнение которой производится периодически поджатием буксы 5.

Сильно сальники поджимать нельзя. Необходимо, чтобы сальники пропускали воду в виде капель.

1.3.7 Отличие насоса ВВН-2 заключается в том, что уплотнение вала насоса производится манжетами вместо сальников.

1.3.8 Насос ВВН2-50 имеет дополнительный упорный подшипник, воспринимающий осевые нагрузки на ротор насоса.

1.3.9 Под нагнетательными окнами насосов ВВН1-25 и ВВН2-50 расположен ряд круглых отверстий, которые со стороны нагнетательной

7

Рисунок 1.2 – Разрез водокольцевого вакуумного насоса с

двухсторонним газораспределением

1 – подшипник; 2 – кольца дистанционные; 3 – корпус подшипника; 4 – гайка; 5 – букса сальника; 6 – лобовина; 7 – газораспределительный диск; 8 – корпус; 9 – колесо; 10 – вал; 11 – кольцо фонарное; 12 – сальники; 13 – втулка; 14,17 – крышки; 15 – шайба стопорная; 16 – гайка.
полости закрыты плоскими лепестковыми клапанами, крепящимися к дискам. Через эти отверстия при работе насоса автоматически выпускается газ в нагнетательную полость, как только давление в рабочем пространстве превышает давление в нагнетательной полости. Таким образом исключается пережатие газа и расходование на это энергии. Доступ к клапанам извне для их замены осуществляется через люки в лобовинах насосов, закрытые фигурными крышками.

1.3.10 Насосы ВВН1-0,3 и 3ВВН1-3 отличается тем, что газ в рабочее пространство машины подается с одной стороны. Уплотнение вала насосов ВВН1-0,3 и 3ВВН1-3 осуществляется манжетами.
2 Подготовка насоса к использованию и его использование.

    1. Меры безопасности при подготовке насоса.

2.1.1 Работы по погрузке и разгрузке должны выполнятся в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80. Схемы строповки насосов приведены в приложениях А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. 8

      1. Монтаж и демонтаж насоса, его условия работы должны соответствовать требованиям “Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов”.
      2. При установке насоса необходимо обеспечить удобный доступ для обслуживания.
      3. Размещение и заземление оборудования насоса на месте эксплуатации должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.007.0-75. Заземляющий проводник присоединяется к болту заземления, расположенному на двигателе или на раме насоса.
      4. Для уменьшения шума, создаваемого насосом, рекомендуется отводить газ из водоотделителя по трубопроводу за пределы помещения.

В этом случае уровень звука, создаваемый насосом на расстоянии от насоса 1м от его конура на номинальном режиме, не должен превышать 80 дБа.

2.1.6 Для обеспечения защиты от перегрузок и токов короткого замыкания электроснабжение двигателя должно осуществляться через автоматический выключатель. Величина тока согласно таблице 2.1
Таблица 2.1

Тип насоса ВВН1-0,3 ВВН-2 3ВВН1-3 ВВН1-6 ВВН1-12 ВВН1-25 ВВН-50
Величина тока, ампер

3,15

12,5

20

25

63

125

250

2.2 Правила и порядок осмотра и проверки готовности насоса к использованию

2.2.1 Насос должен быть установлен на фундаменте, представляющем собой бетонную подушку с размерами в плане на 200-300 мм больше размеров рамы насоса и по высоте порядка 500-600 мм.

Крепление рамы насоса на фундаменте должно осуществляться фундаментными болтами и должно быть жестким.

2.2.2 После окончания установки насоса на фундамент и закрепления, необходимо проверить правильность центровки насоса с электродвигателем.

9

Степень точности центровки считается достаточной, если при вращении вала двигателя внутренние поверхности полумуфт не задевают друг за друга, при этом гайки крепления насоса и двигателя к раме должны быть затянуты до отказа. Несоосность валов насоса и двигателя устраняется с помощью прокладок устанавливаемых под лапы насоса или двигателя.

2.2.3 Перед сдачей насоса в эксплуатацию необходимо убедиться, что машина хранилась надлежащим образом и что срок хранения её не истек.

В этом случае внутренние поверхности насоса расконсервации и осмотру не подлежат, и разборка машины не требуется.
2.3 Указания по включению и опробованию работы насоса

2.3.1 Перед включением насоса проверить и, если нужно, подтянуть все гайки и болты насоса и трубопроводов. Проверить надежность заземления.

2.3.2 Вал насоса провернуть за полумуфту вручную на полный оборот, чтобы убедиться в отсутствии заеданий или каких-либо повреждений.

2.3.3 Подключить двигатель к электросети. Пустить и сразу остановить электродвигатель для проверки направления вращения вала. Направление вращения должно соответствовать указанному стрелкой на насосе. Вращение вала в другую сторону недопустимо.

2.4 Использование насоса
2.4.1 Пуск насоса производить в следующем порядке:

  • закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;
  • включить двигатель;
  • открыть вентиль на трубопроводе подвода воды;
  • открыть вентиль на всасывающем трубопроводе;
  • отрегулировать вентилем подачу воды для осуществления желаемого процесса работы.

2.4.2 Остановку насоса осуществлять в следующем порядке:

  • закрыть вентиль подвода воды;
  • закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;
  • закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе;
  • остановить двигатель;
  • слить воду из насоса. 10

2.4.3 Вода, применяемая для работы насоса, не должна содержать взвешенные частицы в количестве более 25 мг/л, жесткость воды не выше 3 мг экв./л.

Давление воды на входе в насос должно превышать давление нагнетания не менее чем на 0,03 МПа. При использовании воды, не соответствующей требованиям данного пункта, возможно уменьшение производительности насоса на 50% по сравнению с первоначальной. Для восстановления производительности насоса необходимо произвести чистку внутренних поверхностей насоса от осаждающихся взвесей воды.

2.4.4 Эксплуатация насоса при давлении ниже 0,01 МПа (75 мм рт.ст.) не допускается.

2.4.5 Эксплуатация насоса без воды не допускается.
2.5 Перечень возможных неисправностей в процессе использования насоса

2.5.1 Возможные неисправности и рекомендации по действиям при их возникновении указаны в таблице 2.2

Таблица 2.2

Наименование неисправности Вероятная причина Способ устранения
Насос не дает производительности на заданном режиме

Вал не проворачивается вручную или проворачивается с заметным сопротивлением и заеданием

Подсос воздуха через соединения всасывающего трубопровода

Подсос воздуха через уплотнения на валу

В насос подается недостаточное количество воды

Неравномерная подача воды из водопровода, засорились отверстия для прохода воды

Нарушилась центровка валов насоса и двигателя

Подтянуть гайки или заменить прокладки
Поджать сальники или заменить манжету

Установить подачу воды в необходимом количестве

Продуть отверстия сжатым воздухом, при этом сливные пробки насоса должны быть вывернуты

Проверить центровку, при необходимости произвести центровку заново 11

Продолжение таблицы 2.2

Наименование неисправности Вероятная причина Способ устранения
Рабочее колесо сместилось и задевает за торцевую плоскость лобовины

Сильно зажата сальниковая набивка

Сокращение зазоров между вращающимися и неподвижными деталями из-за отложения на их поверхностях твердых частиц или осадков.

Поджать до отказа все гайки крепления лобовин к корпусу и корпусов подшипников к лобовинам, а также глухой крышки к корпусу подшипника
Ослабить гайки, прижимающие буксы сальника. Поджать равномерно набивку во время работы машины
Разобрать насос, очистить поверхности от загрязнений или накипи

3 Техническое обслуживание насоса.

3.1 Общие указания
3.1.1 Обслуживание насоса должно быть периодическим и включать профилактический осмотр, чистку и смазку.

3.1.2 Первый профилактический осмотр провести через 300-500 часов работы насоса. Дальнейшая периодичность технического обслуживания зависит главным образом от степени загрязненности газа и воды и в основном определяется опытным путем.

  1. Разборка насоса производится неполная – для ревизии, чистки и

смазки подшипников, и полная – для ремонта и замены деталей. 12

3.1.4 Перед разборкой насоса из него и водоотделителя удаляют воду через спускные отверстия. Машину отсоединяют от трубопроводов, снимают водоотделитель, отсоединяют электродвигатель от электропроводов. Снимают насос с рамы, разъединив муфту.

3.1.5 При разборке все прокладки должны быть аккуратно сняты и в случае повреждения заменены при сборке новыми такой же толщины.

3.1.6 Разборку насоса проводить в следующем порядке:

  • снять с вала полумуфту и вынуть шпонку;
  • отвернуть болты с крышек 14, 17 и снять их;
  • разогнуть стопорную шайбу 15, отвернуть гайку 16 и снять стопорную шайбу;
  • отпустить гайки, прижимающие буксы сальников 5;
  • отвернуть гайки или болты крепления корпусов подшипников 3 к лобовинам 6 и съемником снять корпуса вместе с шарикоподшипниками с вала;
  • отвернуть гайки крепления лобовин к корпусу, отделить лобовину и, подперев вал, снять их с вала и вынуть из корпуса вал с колесом.

3.1.7 Сборка насоса производится в порядке, обратном разборке.

Перед сборкой все привалочные плоскости должны быть тщательно очищены от остатков прокладок и протерты.

Все посадочные поверхности и резьбы должны быть тщательно вытерты и смазаны чистым машинным маслом.

Старая смазка с подшипников и из корпусов должна быть удалена. Для смазки подшипников применять ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.

Наиболее ответственным моментом сборки является установление зазора между торцевыми плоскостями колеса и газораспределительными дисками.

Зазоры эти не должны превышать следующих размеров:

  • для насосов ВВН1-0,3, ВВН-2 – от 0,1 до 0,2 мм;
  • для насосов 3ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН1-25 – от 0,1 до 0,3 мм;
  • для насоса ВВН2-50 – от 0,35 до 0,5 мм.

3.1.8 В случае остановки насоса на длительное время необходимо провести консервацию внутренних его поверхностей. 13

Для этого необходимо отвернуть все сливные пробки, слить из насоса воду, просушить его, запустить двигатель, одновременно вливая во всасывающий патрубок насоса смазку пушечную и сразу остановить двигатель. Количество смазки для насосов:

  • ВВН1-0,3 – 0,5 л;
  • ВВН-2, 3ВВН1-3 – 1,5 л;
  • ВВН1-6 – 2 л;
  • ВВН1-12, ВВН1-25 – 3 л;
  • ВВН2-50 – 6 л.

3.2 Меры безопасности
3.2.1 При проведении ремонтных работ двигатель должен быть полностью отключен от электрической сети.

3.2.2 При эксплуатации и проведении ремонта необходимо соблюдать “Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов, газопроводов”.

4 Комплектность

4.1 Комплектность насосов должна включать:

— насос – 1 шт;

— руководство по эксплуатации – 1 шт.

Примечание – По требованию заказчика в комплектность насосов ВВН1-0,3, ВВН-2, ВВН1-3 могут быть включены манжеты по ГОСТ 8752-79 по две штуки.

  1. Ресурсы, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя

5.1 Ресурсы, сроки службы и хранения

  1. Ресурс до первого капитального ремонта 20000 часов, в том числе срок хранения 1 год в упаковке изготовителя в складских помещениях.
  2. Межремонтный ресурс — 3000 часов.

14

Ресурсы и сроки службы комплектующих изделий определяются в соответствии с индивидуальными паспортами на них.

5.1.2 Условия хранения – 2 (С) по ГОСТ 15150-69.
5.2 Гарантия изготовителя.
5.2.1 Изготовитель гарантирует соответствие насоса требованиям ТУ 3648-015-00218526-2000 при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных техническими условиями.

5.2.2 Гарантийный срок эксплуатации насоса – 12 месяцев при гарантийной наработке, не превышающей 1400 часов.

Исчисление гарантийного срока в соответствии с действующим законодательством.

5.2.3 Изготовитель гарантирует безвозмездное устранение дефектов, возникших по вине изготовителя, и замену деталей, пришедших в негодность в течение гарантийного срока.

5.2.4 Изготовитель выполняет гарантийные обязательства только при наличии исправных гарантийных пломб.

7 Транспортирование

7.1 Насосы могут транспортироваться всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах при соблюдении правил перевозки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида, обеспечивающих сохранность насоса от механических повреждений и атмосферных осадков.

7.2 Условия транспортирования:

— в части климатических факторов 8 (ОЖ-3) по ГОСТ 15150-69;

— в части механических факторов- средний (С) по ГОСТ 23170-78.

15



16

17

18


19

20

21

22

Приложение И

График зависимости производительности от давления на входе в насос


ВВН-2

2ВВН1-0,3


3ВВН1-3

2ВВН1-6

2ВВН1-12


2ВВН1-25

2ВВН2-50

23

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ибупрофен таблетки инструкция по применению взрослым от боли в суставах
  • Руководство мвд московской области фамилии
  • Инструкция к краскам по ткани декола
  • Ипромашпром официальный сайт руководство
  • Candy acs 1040 инструкция на русском языке