Настройка аккордеона своими руками пошаговая инструкция

Содержание

  1. Тема 9. Основные методы настройки
  2. Проверка баяна самостоятельно
  3. Настройка язычковых инструментов
  4. О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
  5. Область темперирования и этапы настройки
  6. Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
  7. Инструменты для настройки
  8. Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
  9. Что влияет на точность настройки
  10. Определения направления темперации
  11. Настройка области темперирования
  12. Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
  13. Контроль качества настройки

Тема 9. Основные методы настройки

При настройке двух звуков наиболее слышимыми являются биения, возникающие в зависимости от разности колебаний их основных тонов. Расстройство голосов обнаруживается при звучании одновременно двух, трех, четырех звуков, настроенных в унисон. Настройку звукоряда баяна и аккордеона начинают со звуков мелодии, расположенных в средней части звукоряда, называемой зоной темперации, а затем по октавным интервалам этой зоны настраивают остальные звуки инструмента. Настройка звуков зоны темперации от ноты ля-ля1 по кварто-квинтовому кругу. По камертону, имеющему частоту колебаний 440 гц, строго в унисон настраивают ля первой октавы, являющееся исходным звуком.

От ля первой октавы настраивают ля малой октавы (октава вниз) без допущения биений.

От ля первой октавы настраивают ре первой октавы (квинта вниз) примерно с одним биением в секунду, которое получают благодаря незначительному повышению тональности нижнего звука-ре первой октавы.

От ре первой октавы настраивают соль первой октавы (кварта вверх). Звучание кварты должно быть с биениями больше одного в секунду. Для этого нужно повысить верхний звук-соль первой октавы.

От соль первой октавы настраивают до первой октавы (квинта вниз). Повысив звук до, получают звучание квинты с одним биением в секунду.

От до первой октавы настраивают фа первой октавы (кварта вверх) с биениями больше одного в секунду, которые получают повышением фа первой октавы.

От фа первой октавы настраивают ля-диез малой октавы (квинта вниз). Звучание квинты доводится до одного биения в секунду.

От ля-диез малой октавы настраивают ре-диез первой октавы (кварта вверх) при небольшом повышении ре-диез.

От ре-диез первой октавы настраивают соль-диез первой октавы (кварта вверх). Получают звучание кварты с биениями больше одного в секунду.

От соль-диез первой октавы настраивают до-диез первой октавы (квинта вниз). Звучание квинты доводится до одного биения в секунду; для этого нужно повысить до-диез первой октавы.

От до-диез первой октавы настраивают фа-диез первой октавы (кварта вверх). Биения в звучании кварты также достигаются повышением фа-диез малой октавы.

От фа-диез первой октавы настраивают си малой октавы (квинта вниз) до образования одного биения в секунду.

От си малой октавы настраивают ми первой октавы (кварта вверх) с таким же количеством биений, что и в предыдущих квартах.

Настройка тона ми первой октавы заканчивается настройка звуков, входящих в зону темперации. При этом последний звук ми первой октавы с первым звуком ля первой октавы образует кварту, которая является заключительной. При правильной настройке звуков, входящих в приведенную зону темперации, заключительная кварта должна быть правильно темперированной и звучать с таким же биением, как и предыдущие кварты. Если звучание заключительной кварты ми1-ля1 окажется неправильным, значит при настройке предыдущих звуков допущена ошибка и настройку следует провести заново.

Библиографический список

1. Фадеев, И. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов / И. Фадеев, И. Кузнецов. – Москва, 1971.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Аккорд (лат. Accordo — согласовываю) – одновременное сочетание нескольких, не менее трех звуков различной высоты. Аккорды подразделяются на трезвучия, на септаккорды, на нонаккорды.

Аккордеон (франц. Accordion).

1. Общепринятое зарубежное название всех ручных гармоник – кнопочных и клавишных.

2. Клавишно-духовой инструмент, русское название хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепианного типа (см. Гармоника). Диапазон: е – с4 концертного аккордеона (без учета регистров). Строение левой клавиатуры, регистры — такие же, как у баяна (см. Баян. Регистры баяна, аккордеона).

Аккордеон с готовыми аккордами широко распространен в быту. Аккордеоны, используемые на эстраде, обычно имеют характерный « аккордеонный» тембр – разлив. Достигается разлив специальной «нечистой» настройкой унисона голосов.

Ансамбль (франц. Ensemble – вместе).

1.Стройность, слаженность совместного исполнения.

2.Небольшая группа исполнителей, играющих вместе: вдвоем (дуэт), втроем (трио), вчетвером (квартет), впятером (квинтет) и т.д.

3.Музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей: дуэта, трио, квинтета и т. д.

Бас (итал. Basso – низкий).

1.Самый низкий мужской певческий голос.

2.Медный духовой инструмент.

3.Самый низкий голос в полифонической музыке, аккорде, гармонии.

Баян –клавишно-духовой инструмент, разновидность хроматической гармоники с кнопочной трехрядной правой клавиатурой и полным набором хроматического басоаккордового аккомпанемента (мажор, минор, септаккорд) – в левой (см. Гармоника).

Баян – русское наименование инструмента, его международное название – кнопочный аккордеон.

1. Готовый баян – с басом и готовыми аккордами на левой клавиатуре.

2. Выборный баян не имеет в левой клавиатуре готовых аккордов. Выборная клавиатура представляет аналогию (зеркальное повторение) правой клавиатуры – та же трехрядная клавиатура с той же хроматической последовательностью звуков.

3. Готово-выборный баян. Левая клавиатура готово-выборного баяна состоит из двух совмещенных клавиатур: басов с готовыми аккордами и выборной. Переход с выборного баяна на готово-выборный и наоборот происходит при нажатии специального переключателя.

Баяны типа «Юпитер», «Аппассионата» (г. Москва), «Левша» (г. Тула), «Акко» (г. Воронеж), являются самыми совершенными, т. н. концертными баянами.

Гармоника (греч. Harmonia, нем. Harmonika) – собирательное название язычково-духовых инструментов, у которых способом получения звука является колебание металлических язычков во время поступления к ним струи воздуха.

— губная гармоника- воздух подается губами;

— ножные гармоники- фисгармония, ножной бас-баян- воздух подается с помощью ножных педалей;

— ручные гармоники — тульская, ливенская, саратовская, «хромка», черепашка, татарская, концертина, бандонеон, аккордеон, баян, оркестровые и тембровые гармоники и многие другие. Мех соединяет в них левую и правую части корпуса. Ведением меха при одновременной работе пальцев достигается нужное звучание – динамика, штрихи, специфичные красочные эффекты.

Дуэт (от итал. и лат. duo – два) – ансамбль из двух исполнителей.

Октава (от лат. octava – восьмая).

1) Восьмая ступень диатонического звукоряда.

2) Самый низкий по высоте из входящих в состав каждого звука обертонов (призвуков). Основной тон условно именуется первым обертоном, октавный обертон соответственно считается вторым.

3) Часть музыкального звукоряда, в который входят все основные ступени: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматической гаммы. Весь музыкальный звукоряд делится на семь полных и две неполные октавы.

4) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда и шесть целых тонов. Октава относится к числу чистых диатонических интервалов.

Прима (от лат. prima – первая).

1) Первая ступень диатонической гаммы; основной звук (тон) лада; нижний звук аккорда в основном положении.

2) Интервал – последовательное или одновременное звучание двух одноименных звуков.

Секста(от лат. sexta – шестая).

1) Интервал в объеме шести ступеней музыкального звукоряда; обозначается цифрой 6. Различаются: большая секста (б. 6), содержащая 4,1/2 тона, малая секста (м. 6) – 4 тона, уменьшенная секста (ум. 6) – 3,1/2 тона, увеличенная секста (ув. 6) – 5 тонов.

2) Шестая ступень диатонического звукоряда.

Секунда(от лат. secunda – вторая).

1) Интервал, образованный соседними ступенями музыкального звукоряда; обозначается

цифрой 2. Различаются: большая секунда (б. 2), содержащая 1 тон, малая секунда (м. 2) – ½ тона, увеличенная секунда (ув. 2) – 1, 1/2 тона, уменьшенная секунда (ум. 2) – 0 тонов (энгармонически равна чистой приме).

2) Вторая ступень диатонического звукоряда.

Септима (от лат. septima – седьмая). 1) Интервал в объеме семи ступеней музыкального звукоряда;

обозначается цифрой 7. Различаются: малая септима (м. 7), большая септима (б. 7),

уменьшенная септима (ум. 7), увеличенная септима (ув. 7).

2) Седьмая ступень диатонического звукоряда.

Терция (от лат. tertia – третья).

1) Интервал в объеме трех ступеней диатонического звукоряда; обозначается цифрой 3. Различаются: большая терция (б. 3), содержащая 2 тона; малая терция (м. 3), увеличенная терция (ув. 3), уменьшенная терция (ум. 3).

2) Третья ступень диатонического звукоряда.

Кварта (от лат. quarta – четвертая).

1) Интервал в объеме четырех ступеней; обозначается цифрой 4.

Различаются: чистая кварта (ч. 4), увеличенная кварта (ув. 4) – 3 тона (называется также тритоном); уменьшенная кварта (ум. 4).

2) Четвертая ступень диатонического звукоряда.

Квинта (от лат. quinta – пятая). 1) Интервал в объеме пяти ступеней; обозначается цифрой 5.

Различаются: чистая квинта (ч. 5), уменьшенная квинта (ум. 5) – тритон, увеличенная

Источник

Проверка баяна самостоятельно

Существуют определенные требования к выбору и проверке баяна. В помещении, где проверяется баян, должна быть температура воздуха 14-28 градусов, относительная влажность воздуха — 50-60 %. Если перед проверкой баян находился на холодном воздухе, то обязательна его выдержка при указанной выше температуре не менее 2 часов. Только после такой адаптации баяна к комнатным условиям можно начинать его эксплуатировать.

Правильная проверка баяна – процесс довольно сложный. Сложность его заключается в том, что баян изготавливается из нескольких видов материалов: дерево, металлы, пластмассы, кожа, ткани. Конструкция инструмента содержит много клеевых соединений, естественно, реагирующих на перепады температур, повышенную влажность.

Все это и может сказаться на качестве звучания баяна. Но проверить баян самостоятельно – вполне реально. Меня, например, никто и никогда не учил проверять баяны. Я просто брал инструмент в руки и проверял его.

Проверка меха

Внимательно осматриваем мех баяна. Слегка растянув мех, внимательно осматриваем складочку за складочкой, обращая внимание на качество заделки клеевых швов. Далее проверяем воздушную камеру инструмента на герметичность. Без нажатия кнопок растягиваем мех баяна почти до предела.

Разжим меха совершаем достаточно медленно. Затем начинаем сжимать мех. При этом инструмент должен молчать – не шипеть и не подсвистывать. Допустимо небольшое естественное стравливание воздуха через многочисленные клапаны механизма.

Но, чем меньше стравливание, тем качественнее воздушная камера. Если же воздух выходит из камеры при работе меха в больших количествах, то баян требует ремонта или доводки.

Проверяем механику

Это вообще просто. Нажимаем кнопки без растяжения меха. Шум механизмов левой и правой клавиатуры должен быть минимальным. Недопустимы всевозможные заедания, западания. Кнопочные механизмы должны работать мягко, возврат кнопок в должен быть достаточно быстрым без скрипа и лязганья.

Помните, что всевозможные посторонние шумы будут в дальнейшем большой помехой при игре. У крутых баянов имеются специальные глушители механических шумов.

Очень важное свойство механики баяна – свободный ход кнопок. На это обратите особое внимание. Проверьте каждую кнопочку на нажим и возврат. Все кнопки правой и левой клавиатуры должны нажиматься примерно с одинаковым усилием и свободно возвращаться в начальное положение.

Проверка голосов

Проверка голосов – наиболее важная операция. У хорошего баяна язычки голосов должны одинаково хорошо звучать как при как при разжиме меха, так и при сжиме. Они должны издавать чистый, без дребезжания звук, как при слабой работе меха (при малой громкости), так и при интенсивном движении меха (при большой громкости). Каждая кнопка правой клавиатуры баяна проверяется в четырех режимах.

Нажимаем кнопку, растягиваем мех со слабым усилием. Затем сжимаем мех при нажатой кнопке также с малым усилием. Звук при этом довольно тихий, ровный, без примеси каких либо посторонних шумов и нехарактерных вибраций.

Далее проверяем каждую кнопку при интенсивной работе меха на разжиме и сжиме. Мы не должны уловить практически никакой разницы в качестве издаваемого баяном звука во всех четырех режимах.

Проверку голосов инструмента хорошо бы закончить проигрыванием какого-либо произведения. Звук баяна должен быть приятным и чистым.

Как видим, проверка баяна не так уж сложна, и вы вполне сможете справиться с этой процедурой самостоятельно.

Источник

Настройка язычковых инструментов

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.

О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.

Область темперирования и этапы настройки

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми 1 — ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 —ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.

Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.

Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты

Устанавливают частоту язычка механической шлифовкой слоя металла в различных местах по длине язычка. В любом случае снятие слоя металла (на предварительной настройке — от 20 до 200 мкм, на окончательной — от 10 до 80 мкм) у свободного конца язычка повышает частоту его собственных колебаний, а снятие слоя металла у закрепленного конца понижает ее.

Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструменты для настройки

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.

На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.

В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.

Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.


Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

Что влияет на точность настройки

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.

На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.

Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Определения направления темперации

Трудностью в настройке квинт и кварт в клавишных и язычковых инструментах является определение направления темперации: одно биение в квинте может быть и в сторону сужения и в сторону расширения интервала. В клавишном инструменте направление темперации устанавливают, сопоставляя направление вращения ключа и частоты биений. Установление направления темперации язычка путем его перестройки — методом проб и ошибок — вредно для него, так как приводит к необратимому уменьшению его массы и жесткости, что, в свою очередь, ухудшает звуковые качества язычка.

Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.

Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.

Настройка области темперирования

В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.

После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.

Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков

Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:

  • язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
  • язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
    язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
  • язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
  • язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
  • язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).

В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.

Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.

Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.

Контроль качества настройки

Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.

Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.

Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.

Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не раньше, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.

Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон в процессе изготовления голосовых планок:

Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.

Источник

Содержание

  1. Как настроить аккордеон приклеить голоса чем
  2. Пой,гармоника!
  3. Всё о гармони и гармонистах
  4. Настройка язычковых инструментов
  5. О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя
  6. Область темперирования и этапы настройки
  7. Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты
  8. Инструменты для настройки
  9. Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки
  10. Что влияет на точность настройки
  11. Определения направления темперации
  12. Настройка области темперирования
  13. Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков
  14. Контроль качества настройки
  15. Как настроить баян с приклеенным резонатором
  16. Kirlev1
  17. glory

Как настроить аккордеон приклеить голоса чем

Рано или поздно все исполнители на баяне, аккордеоне или гармони сталкиваются с тем, что необходимо произвести полную настройку инструмента и наклепать сломанные голоса.

Я не случайно объединил эти две серьёзные операции в одну тему. По моему глубокому убеждению, мастер не владеющий на высоком уровне наклёпкой голосов не в состоянии качественно настроить инструмент.

Поэтому поинтересуйтесь у мастера. клепает ли он голоса? Разумеется речь идёт о таких инструментах как Юпитер, Ясная поляна, Левша, Акко, и некоторые модели концертных аккордеонов. Спросите какие размеры толщины стали у него есть в наличии. Дело в том, что я частенько встречал в Юпитерах наклёпанные голоса из стали тоньше чем положено. Например голоса контр октавы в басу (самые низкие 8-9 шт.) возможно наклепать только из стали толщиной 0,7 мм или толще. В противном случае придётся сильно сточить инертную массу на кончике голоса и он потеряет все физические параметры и будет звучать неправильно и тускло.

Вновь наклёпанный голос должен звучать также как и старый до поломки. Проверьте как он отвечает, его динамический диапазон, тембр. По крайней мере новый голос не должен звучать тише или тусклее соседних. Любые обещания типа. он ещё разыграется, он просто новый — это РАЗВОД!

Теперь немного о настройке.

Настройка требует от мастера большого опыта и чёткого понимания процесса.
Когда-то давно мне приходилось тратить на настройку Юпитера до одного месяца.Теперь это может занять от недели до двух недель в зависимости от состояния инструмента. Кстати в очень быстрой настройке есть небольшой подвох — некоторые голоса спустя пару дней начинают релаксировать и возникает необходимость в их коррекции. Поэтому после настройки лучше выдержать инструмент ещё 3-4 дня и снова проверить строй.

Теперь о мифах. Многие слышали рассказы о том, что для настройки нужен специальный стол с мехом, на котором настраивают голоса и что, мол, без него никак. вот у Ивана Ивановича Иванова он есть и он может настроить. Да, настроечный стол действительно существует. Но в производстве он используется только для черновой настройки голосов, что называется плюс-минус километр. Окончательная настройка возможна только в корпусе непосредственно. Опытные мастера на фабрике могут на столе сделать настройку максимально приближенную к точной. Но они много работают с инструментами одной фирмы, одних размеров, конструкции и уже детально знают сколько надо дать в плюс или минус на столе, чтобы в корпусе всё было правильно.

Теперь о настройке на слух или по тюнеру. Ещё не так давно и я сам с большим скептицизмом относился к настройке по тюнеру, да и сам пробовал это делать. У меня тогда был KORG DT 7. Беда в том, что такие приборы неплохо слышат первую октаву и ниже, но настроить 3, 4 октавы по ним не представляется возможным. Октавы я строил только на слух. В настоящее время уже существуют приборы, способные с высокой точностью выявить погрешности строя. И уверяю Вас, что в настройке баяна, аккордеона или гармони человеческое ухо существенно проигрывает бездушной математической машине. Довольно давно я использую метод параллельной работы на слух и контроля при помощи тюнера. Такая система даёт хороший результат. Кстати говоря, побывав на фабрике АККО несколько лет назад, я убедился, что и там настройщик работает таким же способом и использует очень древний, но очень точный тюнер производства СССР.

Теперь ещё один миф. Частенько так бывает, что когда музыканты забирают инструмент после настройки мастер говорит, что » я специально оставил небольшие биения, чтобы инструмент звучал ярче. » Если это специально не оговаривалось заранее или если мастер не объяснил почему невозможно настроить точно все голоса, то это тоже враньё или нежелание довести дело до конца как положено.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Настройка язычковых инструментов

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.

О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.

Область темперирования и этапы настройки

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми 1 — ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 —ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.

Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.

Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты

Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструменты для настройки

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.

На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.

В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.

Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.


Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

Что влияет на точность настройки

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.

На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.

Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Определения направления темперации

Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.

Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.

Настройка области темперирования

В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.

После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.

Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков

Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:

  • язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
  • язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
    язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
  • язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
  • язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
  • язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).

В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.

Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.

Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.

Контроль качества настройки

Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.

Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.

Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.

Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.

Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон впроцессе изготовления голосовых планок:

Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.

Источник

Как настроить баян с приклеенным резонатором

Администратор

Поскольку я только начинающий в этом деле человек. Опыт пока только теоретический. Для приобретения практического опыта решил взять что-нибудь дешевое, чтобы поупражняться, а затем мех использовать при изготовлении дувачки.

Увы, но фото у меня вставить не получилось. Даю только ссылки

После вскрытия я еще раз убедился в том, что теория без практики мертва: из трех резонаторов в басу съемным оказался только один (кстати, убитый вхлам. Варвары пытались вместо восстановления геометрии и заделки щелей, решить проблему дополнительными гвоздями). О таком я даже не читал нигде. Вся мастика и большинство залогов находятся в весьма плачевном состоянии. Залоги приклеены намертво либо ПВА либо еще какой гадостью.

Вопросы у меня по этом поводу такие:

— что делать с залогами. Хотелось бы их использовать, но как оторвать?
— как настраивать голоса в несъемных резонаторах? Если с настройкой еще можно разобраться, то как добраться до внутренних залогов не представляю? Есть ли пружинки на внутренних залогах? Можно ли повторно использовать пружинки, если удастся привести их в божий вид?
— стоит ди вообще пытаться его приводить в нормальное состояние или лучше использовать для получения опыта с заливкой, настройкой, регулировкой подъема язычка и проч.?
— что это за «баян»? Заглянув внутрь понимаешь, почему они стоили в СССР копейки. Качество сборки.

Заранее благодарю за ответы-советы

P.S. присмотрелся к голосам и обнаружил, что шрифт идет не поперек язычка, а вдоль. Это как и для чего? Как при таком подходе можно добиться правильного профиля язычка?

Kirlev1

Пользователь

Администратор

glory

Пользователь

Администратор

Спасибо, Вячеслав, но хочу Вас уверить, что форум я читаю в большом количестве и, если задаю вопросы, то реально не нашел. К сожалению, структура вопросов и ответов в ветках форума не позволяет найти информацию без гемороя Информации много, но она не структурирована в достаточной степени, увы

Теперь по поводу ответов:
— я догадываюсь, что лайка весьма неплоха. На ощупь весь мягкая и эластичная. Понятно, что можно восстановить форму и приклеить заново. Ответ про «ручки» был бы замечательным в КВН, а здесь абсолютно бесполезен. Понятно, что ножками я пытаться снять лайку не буду, а вот КАК снять не повредив? Растворители, думаю, не выход. Лайка задубеет. Можно, наверное попробовать срезать бритвой.
— почти любую вещь можно починить. Резонатор не исключение. Термин «убитые» я использовал, чтобы показать, что кто-то над ними цинично поэкспериментировал.
— речь не идет об инструменте, для настройки «в том числе и внутренних голосов», а о методике работы с несъемными резонаторами. Еще раз повторю: надо каким-то образом перевосковать эти самые приклеенные резонаторы, а как к ним подлезть не очень понятно. Когда голос будет стоять на резонаторе, думаю настроить не проблема. Если Вы знаете ключевое слово, которое мне позволит найти ТУ САМУЮ ТЕМУ где по Вашему мнению это было описано и можете его назвать — был бы признателен

Еще раз хочу Вас заверить, что форум читаю внимательно и не кидаюсь сразу к клавиатуре с каждым вопросом.
Мы, новички, конечно же являемся неким раздражителем для вас — гуру, но увы все когда-то что-то начинали изучать.

Источник

  • #1

Сделал попытку подстроить свой баян используя тюнер и ножной насос от резиновой лодки. Возникло несколько вопросов:
1. Частота колебаний зависит от потока воздуха. Чем больше продуваю воздуха, тем ниже частота. Изменение очень незначительное, но когда два голоса звучат вместе расхождение заметно. Какие есть рекомендации чтобы быстро настраивать два голоса на одну частоту? Может лучше использовать электрический воздухонагнетатель?
2. Обратил внимание, что когда баян настраивали до меня, то на некоторых язычках процарапывали канавки (бороздки) а другие подтачивали равномерно. В чём смысл канавок? Просто быстрее настраивать? Что лучше канавки или равномерное подтачивание?
3. Где-то читал что при настройке пианино начинают с ля (440 герц), а ноту ля октавой выше настраивают не на 880 герц а на первую гармонику ля (440 герц), которая обычно чуть выше 880 герц. А ноту ля октавой ниже чем 440 герц настраивают на субгармонику ноты ля-440 герц, которая обычно чуть выше 220 герц. Точно также настраиваются все остальные ноты. Применяется-ли такой подход при настройке баянов? Стоит-ли с этим связываться или просто настраивать по тюнеру каждую ноту отдельно не заморачиваясь этим?
4. Где-нибудь в интернете можно посмотреть как выглядят иструменты для подточки язычков?

  • #2

Баян какой…? Точно хотите довести дело до конца…?

  • #3

Баян, на котором я тренируюсь самая обычная трёхрядка фабрики Молодечно. Я хочу научиться настраивать баяны и делать это для здешних баянистов. У них баяны разные. У одного знакомого Юпитер, который бы надо настроить тоже.

  • #4

Наверное этот вопрос очень сложный, обратите внимание на форумах: там пишут баян такой то аккорд…того то мастера…у вас проблема свести голоса в унисон — есть спецальные настроечные столы где есть эталон и вы сводите свой голоса по нему…еще когда учился в училище перед конкурсом у меня полетели три голоса на Юпитере — так был мастер который при мне за полтора часа переклепал и настроил их (причем полотно голосовое резал обычными ножницами -которыми раньше стригли овец)…и все это он делал в полупьяном состоянии…сейчас жалею о том, что в свое время не поездил к нему это был действительно Мастер…

  • #5

Молодечно никогда не настраивал… я их обычно выбрасываю, но для начала вполне… Самый простой для Вас способ — берёте полоску кожзама шириной 1 см. и закрываете все голоса с одной стороны резонатора «змейкой» — под голос над лайкой, под голос , над лайкой… и т.д.Про пункт 3 Вашего сообщения забудьте, в тюнере все эти тонкости уже учтены.Строите по тюнеру, начиная с середины диапазона. От каждой настроенной ноты строим октавы вверх и вниз. Там где тюнер плохо слышит , стройте по слуху — обычно это верхний диапазон. Потом закрывайте другую сторону голосов на резонаторе и стройте их. Потом проверяем всё вместе и при необходимости делаем коррекцию. Должен сказать, что при таком раздельном способе настройки высота всех настраиваемых нот может оказаться чуть выше или ниже когда они зазвучат вместе.Для настройки Вам подойдут мелкие алмазные надфили и обычные круглые надфили со сточенными насечками и заточенным под 90 градусов кончиком. Для начала для понижения голосов можно делать и насечки у основания голоса, для этого баяна не смертельно,для повышения можно точить кончик обычным плоским или квадратным алмазным надфилем. Всё лучше делать уже в корпусе,каждый раз снимая мех или сделать специальную дувачку с мехом.Врутренние голоса достаются наружу подголосницей или г-образным крючком через соседний голос. Поищите на Ютубе видео с фабрики Хонер там кое-что есть по настройке.

Вот ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?v=zcMHiAxB-jQ&feature=related

  • #6

levsha34 спасибо за советы. Некоторые упомянутые Вами вещи, я именно так и делал.

Насчёт тюнера. Я использую Turbo Tuner ST122. Он имеет очень хорошую точность (0,02 цента) и улавливает все ноты диапазона. Но в нём, как наверное, и во всех остальных тюнерах, не учитывается то о чём я говорил в пункте 3. Этот эффект упоминается здесь:
http://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/forte
piano-akustika/nastrojka/

Вот цитата со страницы:
«При движении вниз от зоны темперации с частотами основных тонов этой зоны сравниваются частоты первых обертонов нижних тонов рядом стоящей октавы. Однако эти частоты обычно выше математических частот вторых гармоник. Интенсивность же их достаточно велика и в нижнем регистре превышает интенсивность основных тонов. Таким образом, вследствие негармоничности обертонов основные тоны соседней октавы и нижних октав постепенно понижаются. В результате занижение основных тонов в субконтроктаве может достигать 30… ..40 центов.
Настройка верхней соседней с зоной темперации октавы производится по первым обертонам тонов зоны темперации, которые имеют завышенные частоты по отношению ко вторым гармоникам. Это приводит к тому, что основные тоны верхних октав оказываются завышенными, причем завышение увеличивается по мере удаления от зоны темперации.»

Выходит если настроить все ноты по тюнеру, то когда звучат две ноты через октаву будет слышно биения. Кто-нибудь с этим сталкивался?

  • #7

Всё, что Вы описали относится к настройке пианино и роялей. Там действительно октавы строятся с расширением к краям диапазона. Октавы в баяне строятся чисто, равно как и в тюнере октавы заложены математически чистые. Потом. ..если Вы считаете баян обертоновым инструментом , то выделите мне хотя бы октавный или квинтовый обертон из одного звука , чтоб я его услышал…? Даже если все ноты строить по тюнеру — всё равно через октаву или в октавах будут попадаться биения. Выход прост — строить на слух.

  • #8

levsha34 писал:

Всё, что Вы описали относится к настройке пианино и роялей. Там действительно октавы строятся с расширением к краям диапазона. Октавы в баяне строятся чисто, равно как и в тюнере октавы заложены математически чистые. Потом. ..если Вы считаете баян обертоновым инструментом , то выделите мне хотя бы октавный или квинтовый обертон из одного звука , чтоб я его услышал…? Даже если все ноты строить по тюнеру — всё равно через октаву или в октавах будут попадаться биения. Выход прост — строить на слух.

Всё-таки не могу с Вами согласиться.

В книге «Гармони, Баяны, Аккордеоны» (авторы: Розенфельд и Иванов) описано как производится окончательная настройка. На странице 237 написано, что при настройке звуков в октаву чётко прослушиваются биения между основным тоном и второй гармоникой (обертоном) звука, который на октаву ниже. Исчезновение биений между этими звуками говорит о том, что настройка произведена точно. То есть предлагается настраивать учитывая гармоники, а не строго по тюнеру. Кому-нибудь приходилось это делать самому?

  • #9

Sergey_Semenov,
Sergey_Semenov писал:

То есть предлагается настраивать учитывая гармоники, а не строго по тюнеру.

А неужели никому не приходилось? Квинты тоже настраиваются по биениям между 3-й гармоникой нижнего звука и 2-й верхнего. Темперированная квинта чуть заужена, биения должны оставаться, их надо слушать и считать. Выделить в звуке тот или иной обертон трудновато, но это и не нужно. Достаточно слышать биения в интервалах.

  • #10

всем привет,если кому надо настроить баян звоните по тел +77028517233

  • #11

Здравствуйте!!Посоветуйте пожалуйста,я решил настроить баян чуть выше а именно завысить»ля»на 2 гц,то есть 442.означает ли это,что я должен каждую ноту из зоны темперации завысить ровно на 2 герца,чтобы сохранился темперированный строй(то есть»ми»не 329,6,а 331,6…и тд)?заранее спасибо!!

  • #12

Чтобы строй остался «равномерно» темперированный Вам нужно сохранить пропорции, а именно отношение завышенной частоты к первоначальной для каждой ноты. То есть каждую ноту повысить в 442/440 раз. Есть несколько подводных камней: 1. Если Вы будете отталкиваться от первоначальной настройки, то конечный результат будет иметь те же отклонения что у Вас сейчас. 2. Настраивать лучше с учётом обертонов а не тупо по тюнеру. Я когда-то задавал этот вопрос здесь, но прямого ответа не получил. Впоследствии дошёл сам теоретическим путём и подтвердил это на практике. Суть такой настройки можно прочитать в книге «Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов» (авторы: Фадеев и Кузнецов). Смотрите страницы 204-206. Если что-то станет не понятно, то пишите здесь.

Но может не стоит Вам с этим связываться? Возни уж больно много, а ради чего? Впрочем, как говорится: хозяин — барин. Удачи!

  • #13

спасибо за совет!Мне это нужно для настройки голосовой планки на ладочном станке.ее ведь нужно завысить на пару-тройку герц,чтобы по ней настраивать планки или куски без залогов,т.к. наклееные впоследствии залоги эти 2 герца съедят.хотя может и действительно не стоит связываться с частотами,а свести «круг»на планке по-старинке)),т.е. по слуху?в любом случае потом уже в баяне с каждым голосом придется работать..

Оглавление

Состав
Акустический аппарат
Расчёт длин язычков
Голосовые планки и входные камеры
Клавишные механизмы
Регистры и тембры
Особенности акустич. аппарата
Настройка

Под настройкой язычковых инструментов понимают про¬цесс получения необходимой высоты (частоты) колебаний языч¬ков в соответствии с требуемым музыкальным строем и звуко¬вым диапазоном. Настройки подразделяют на черновую, пред¬варительную и окончательную.
Черновую настройку выполняют на стадии шлифования стальных полос (заготовок) для язычков, придавая им опреде¬ленный профиль. Она позволяет при дальнейших операциях штамповки и наклепки язычков получить высоту их звучания с точностью до полтона.
Предварительная настройка производится после сборки го¬лосовых планок (наклепки язычков на рамки). Требуемую ча¬стоту колебаний язычков с точностью примерно до 1/12 тона получают удалением части металла у основания (для уменьше¬ния частоты) или вершины (для увеличения частоты) язычка, причем голосовая планка с помощью быстродействующего за¬жима крепится в специальном станке, входная камера которого соединена с устройством, создающим постоянный перепад дав¬лений. В этом случае используются два способа настройки: слуховой и визуальный. При слуховом способе правильность настройки язычка определяют на слух по наличию или отсут¬ствию биений, сравнивая с контрольным (эталонным) язычком. Визуальный способ настройки основывается на сравнении ча¬стот язычков с эталонной частотой генератора с помощью циф¬ровых, стрелочных, электронно-лучевых индикаторов.
Окончательную настройку установленных на резонаторы го¬лосовых планок выполняют с точностью до нескольких центов 1/32 тона, или 6 центов), удаляя (как и в предварительной на¬стройке) части металла у основания или вершины язычка. Окончательная настройка осуществляется визуальным и слу¬ховым способами, причем при визуальном способе используют цифровые или электронно-лучевые индикаторы, как более точные.
Язычки, не установленные на резонаторы, бедны оберто¬нами, причем в спектрах их колебаний имеются провалы пер¬вых обертонов (см. п. 7.2). Установка голосовых планок на ре¬зонаторы или в станки для настройки с входными камерами обеспечивает связь колеблющегося язычка с входной камерой, что приводит к изменению частоты его собственных колебаний и обогащению спектра звуков (появление обертонов). Негармо¬ничность обертонов в этом случае настолько мала, что с ней при настройке можно не считаться. Кривую настройки практи¬чески считают прямой, совпадающей с расчетной. Поэтому на¬стройка язычков легко механизируется.
Методы окончательной настройки баянов и аккордеонов слуховым способом те же, что и фортепиано: октавно-квинто¬вый, квинто-квартовый и кварто-квинтовый. Баяны и аккор¬деоны имеют 12-ступенный равномерно-темперированный строй. Интервалы октавы (унисон) настраивают чисто (без биений), интервалы квинт и кварт — с биениями, частота которых долж¬на быть близка частотам, приведенным в табл. 4.11. Наиболее часто применяют октавно-квинтовый и кварто-квинтовый ме¬тоды (см. п. 4.6).
Окончательную настройку слуховым способом начинают со средней части диапазона (зона темперации) мелодии, а затем по октавным интервалам настраивают остальные тоны. Причем сначала настраивают строевые язычки, затем октавные, пик¬коло и квинтовые. По настроенным язычкам строевых планок мелодии настраивают язычки басов большой октавы (в октаву по малой октаве мелодии). Далее настраивают язычки  стройки по унисону с малой октавой мелодии). Дальнейшую настройку басов производят в октаву так же, как и в мелодии. Язычки аккомпанемента настраивают, обычно начиная с первой октавы, в унисон или в октаву с язычками мелодии.
Настройку строевых язычков с розливом выполняют либо сравнением с эталонными язычками на планках, укрепленных на резонаторах, либо на слух опытными настройщиками. При этом частоты биений от нижних тонов мелодии к верхним плав¬но изменяются обычно в сторону повышения от 1… 1,5 до 6..Л5 Гц, причем нижние границы относят к случаю так назы¬ваемого тупого розлива (рис. 7.35, кривая 2), верхние — острого розлива (рис. 7.35, кривая 1). Язычки левого полукорпуса обычно в розлив не настраивают.

Кривые разлива

Существуют аккордеоны с двумя строевыми язычками в роз¬лив на тон, причем один из них настраивается выше основного строевого, другой ниже, что дает сочный колоритный звук.
Особенность окончательной настройки гармоней, имеющих диатоническую гамму звуков, заключается в том, что интер¬валы квинты и кварты настраиваются чисто (без биений), как и интервалы октавы. Настройку начинают с тона ля  по ка¬мертону на частоту 440 Гц.

настройка гармони

Далее настройку производят по схе¬ме (рис. 7.36) в следующем порядке:
ля¹ — ре¹ — квинта вниз;
ля¹ — ми¹ — кварта вниз;
ля¹— ля — октава вниз;
ми¹ — си¹ — квинта вверх;
си¹ — фа-диез² — » »
фа-диез² — фа-диез¹ — октава вниз;
фа-диез¹ — си — квинта вниз;
ре¹ — соль — » »
соль — соль¹ — октава вверх;
ре¹ — ре² — » »
соль¹ — до² — кварта вверх; до² — до¹ — октава вниз.

Звук ре-диез¹ настраивают в слаженный аккорд с фа-диез¹— си¹ по трезвучию фа-диез¹ — си¹—ре-диез¹. Звук ля-диез¹ настраивают в кварту вверх со звуком ре-диез¹, звук до-диез¹— в кварту вниз с фа-диез¹.
После настройки строевых язычков мелодии переходят к настройке басов:

фа-диез¹ мелодии — фа-диез басов — октава вниз;
соль¹ мелодии — соль — октава вниз;
ля — ля — октава вниз;
си — си — » »
до¹ — до — » >
до-диез¹ — до-диез — октава вниз;
ре¹ — ре — октава вниз;
ми¹ — ми — » »

Язычки аккомпанемента и ненастроенные язычки мелодии и баса настраивают в октаву и унисон. Строевые с розливом язычки гармоней настраивают так же, как и язычки аккордеонов.
По окончании проверяют правильность настройки инстру¬мента в целом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фрезерный станок вм 127м руководство по эксплуатации
  • Холоплант тау инструкция по применению цена
  • Способ принятия решений при демократическом стиле руководства
  • Мануал по toyota isis
  • Олоридин глазные капли инструкция по применению взрослым от чего помогает