Научно-методическое обеспечение производства экспертиз
Основная цель деятельности судебно-экспертных учреждений (далее – СЭУ) Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) состоит в защите прав и свобод граждан и интересов государства посредством проведения объективных и научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований, высокое качество которых достигается за счет реализации целого комплекса взаимосвязанных компонентов научно-методического обеспечения судебных экспертиз (далее – НМО).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1133 и Уставом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, утвержденным приказом Минюста России от 31 марта 2014 г. № 49 с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 21 января 2016 г. № 10, Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) осуществляет научно-методическое обеспечение проведения судебных экспертиз и экспертных исследований в СЭУ системы Минюста России на современном научном уровне и выполняет роль головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России.
НМО проводится на основании Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 16.11.2022 № 282.
НМО создается путем выполнения научно-методических работ (далее – НМР). План основных НМР в области судебной экспертизы на соответствующий год разрабатывается и осуществляется ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России совместно с другими СЭУ Минюста России.
НМО разрабатывается в следующих формах:
- методические материалы по производству судебной экспертизы,
- научно-технические средства судебной экспертизы,
- учебные программы подготовки по экспертным специальностям.
Методические материалы по производству судебной экспертизы после их разработки и опубликования включаются в «Информационный бюллетень новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации». Активное и оперативное внедрение методических разработок в экспертную практику СЭУ Минюста России позволяет повышать качество заключений эксперта.
Для рассмотрения важнейших вопросов НМО, выработки принципов реализации единого научно-методического подхода к экспертной практике, обсуждения работ методического характера и решения иных методических вопросов в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует Научно-методический совет со структурой научно-методических секций по всем родам и видам судебной экспертизы, проводимым в СЭУ Минюста России.
По актуальным вопросам теории и практики судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России ежегодно проводит всероссийские семинары для СЭУ Минюста России.
↑
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 января 2003 г. N 4093
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2002 г. N 347
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно — экспертную деятельность, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Ю.И. Калинина.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 20.12.2002 N 347
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее — УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее — АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее — КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ТК), Налогового кодекса Российской Федерации <6> (далее — НК), Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» <7> (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст. 4921.
<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст. 3.
<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224.
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824 и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2291.
2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.
3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.
В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.
4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.
6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости — в суде.
II. Обязанности и права руководителя государственного судебно — экспертного учреждения
7. Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно — техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.
8. Руководитель СЭУ обязан:
— по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта — организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;
— в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;
— разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
— по окончании производства экспертизы проверить полноту и качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
— обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
9. Руководитель СЭУ не вправе:
— истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
— самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
— давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
10. Руководитель СЭУ вправе:
— возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
— организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.
11. Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.
III. Обязанности и права эксперта государственного судебно — экспертного учреждения
12. Эксперт СЭУ обязан:
— принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;
— заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;
— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;
— явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора; дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.
13. Эксперт СЭУ не вправе:
— принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;
— осуществлять судебно — экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;
— проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;
— давать заведомо ложное заключение.
14. Эксперт СЭУ имеет право:
— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;
— ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
— участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;
— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.
IV. Производство судебных экспертиз
16. Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются: определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.
17. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).
В случае, если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.
18. В случае невозможности проведения судебной экспертизы в данном учреждении либо несоблюдения правил оформления материалов руководитель действует в соответствии с пунктами 8, 10 настоящей Инструкции.
19. Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.
При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.
Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ.
20. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством.
Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам).
Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
21. Производство комиссионной или комплексной судебных экспертиз может быть поручено органом или лицом, которые их назначили, нескольким учреждениям (межведомственная комиссионная или межведомственная комплексная судебные экспертизы). Организация и производство указанных судебных экспертиз возлагаются на руководителя СЭУ либо на руководителей нескольких судебно — экспертных учреждений.
Руководитель СЭУ, организующий ее деятельность, может передать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством комиссионной или комплексной судебных экспертиз, одному из членов комиссии экспертов, процессуальные функции которого не отличаются от функций остальных экспертов.
22. В случае необходимости осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, представления дополнительных объектов, в том числе образцов или материалов дела, эксперт заявляет об этом письменное ходатайство органу или лицу, которые назначили экспертизу.
Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.
23. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью СЭУ. При этом необходимо оформлять заключение на бланке и постранично его визировать.
Одним из важнейших направлений деятельности РАН, определенных Федеральным законом № 253-ФЗ и уставом РАН, является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций. Реформа государственных академий наук обеспечила РАН новый статус: РАН стала высшим экспертным органом Российской Федерации.
Сегодня Российская академия наук является самой крупной экспертной организацией Российской Федерации, осуществляющей научную и научно-техническую экспертизу, как по охвату заказчиков – органов государственной власти Российской Федерации и объему поступивших на экспертизу объектов, так и по уровню экспертных выводов и рекомендаций от тактического – заключения о целесообразности финансирования научных тем, до стратегического – поддержки управленческих решений в рамках формирования государственной политики в части научно-технической деятельности.
В целях экспертного научного обеспечения деятельности государственных органов и организаций, оказания экспертных услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке РАН:
1. Осуществляет экспертизу и дает заключения в отношении:
1.1. Научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение научных исследований и разработок.
К ним относятся:
проекты межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация;
проекты государственных программ Российской Федерации, иных программ, стратегий и концепций, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
проекты программ, стратегий и концепций, утверждаемых (рассматриваемых) федеральными органами исполнительной власти;
проекты федеральных целевых программ;
проекты программ развития федеральных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих за счет средств федерального бюджета фундаментальные научные исследования и (или) поисковые научные исследования, и отдельные проекты в составе таких программ.
1.2. Научных и научно-технических результатов в рамках отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год.
1.3. Иных проектов, программ, документов, результатов научной деятельности, объектов государственной историко-культурной экспертизы, учебников, учебных и других изданий.
2. Проводит оценку и дает заключения в части научной и научно-технической деятельности в отношении:
2.1. Проектов научных тем научных исследований, включаемых в планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2.2. Проектов планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
3. Участвует в установленном порядке в экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности.
Выполнение экспертизы осуществляют отделения РАН по областям и направлениям науки, в составе которых функционируют экспертные и научные советы по отдельным направлениям исследований, региональные отделения РАН, в составе которых функционируют объединенные ученые советы, Экспертный совет РАН, в составе которого функционируют междисциплинарная экспертная группа и специально созданные экспертные группы по областям научных знаний, а также привлеченные ими эксперты РАН.
Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123
«Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»
В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю:
1. Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2006 N 33 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации».
Министр
А.Коновалов
Положение
об организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2014 г. N 123)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации научно-методического обеспечения (далее — НМО) судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Положение) определяет порядок организации научно-методического обеспечения судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ЛСЭ) путем разработки, валидации, внедрения методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ по экспертным специальностям.
1.2. НМО организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований, создания единого научно-методического подхода к экспертной практике и подготовке работников РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ по экспертным специальностям.
1.3. НМО предоставляется в следующих формах:
— методические материалы по производству судебной экспертизы;
— научно-технические средства судебной экспертизы;
— учебные программы подготовки по экспертным специальностям.
1.4. НМО создается путем выполнения научно-методических работ (далее — НМР), задачами которых являются:
— развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы;
— формирование новых родов и видов судебных экспертиз;
— разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методических материалов по производству судебной экспертизы, научно-технических средств судебной экспертизы;
— разработка и совершенствование учебных программ подготовки по экспертным специальностям.
1.5. В HMO могут быть включены методические материалы по производству судебной экспертизы, научно-технические средства судебной экспертизы, учебные программы подготовки по экспертным специальностям, разработанные вне рамок НМР, в том числе в иных организациях, после проведения валидации, подтверждающей пригодность их использования в судебно-экспертной практике, и утверждения Научно-методическим советом при РФЦСЭ (далее — НМС).
1.6. Все мероприятия по организации НМР, валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, внедрению НМО в экспертную практику СЭУ осуществляются на плановой основе.
Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО, указанных в п. 1.5 Положения, может осуществляться вне плана.
1.7. Основными принципами планирования НМР являются:
— научная обоснованность планов;
— системность и комплексность планируемых заданий;
— оптимальность и непрерывность планирования;
— директивность и единство разработки и выполнения планов.
1.8. В НМР принимают участие РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других организаций.
1.9. Ответственным судебно-экспертным учреждением по НМО является РФЦСЭ.
В РФЦСЭ осуществляется следующая работа:
— планирование и координация НМР, проводимых в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ;
— научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НМР;
— контроль за выполнением НМР;
— валидация и внедрение методических материалов по производству судебной экспертизы;
— рассмотрение и внедрение в экспертную практику научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям;
— публикация методических материалов по производству судебной экспертизы;
— подготовка «Информационного бюллетеня новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;
— анализ и оценка эффективности использования НМО в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.
2. Организация НМР
2.1. НМР в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ проводится в соответствии:
— с Планом основных научно-методических работ в области судебной экспертизы (далее — План), утверждаемым РФЦСЭ.
— с полугодовыми планами работы РЦСЭ, ЛСЭ и структурных подразделений РФЦСЭ, в которых предусмотрены разделы по НМР.
2.2. В План включаются НМР, обеспечивающие решение актуальных научно-методических проблем в области судебной экспертизы.
В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ожидаемые результаты, форма «выхода» по темам и заданиям.
2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и представляет в Минюст России на согласование.
2.4. Основанием включения в План является записка о НМР (далее — записка), в которой указываются:
— наименование проблемы (темы) НМР, планируемой к разработке;
— научный руководитель и исполнители по теме НМР с указанием места работы;
— обоснование актуальности, практической значимости и новизны проведения исследований по заявляемой теме НМР;
— ожидаемые результаты НМР;
— наименование организации, где планируется провести валидацию подготовленных методических материалов по производству судебной экспертизы;
— источник и порядок финансирования НМР, используемая материально-техническая база;
— другие возможные условия и требования.
2.5. К записке прилагаются рабочая программа, две рецензии на записку.
2.6. Рабочая программа включает следующие разделы: цель НМР, задачи НМР, этапы НМР (задания) с указанием сроков выполнения, сведения об исполнителях — количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал).
2.7. Рецензия включает следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны исследований по заявляемой теме НМР, соответствие записки и рабочей программы (по всем пунктам) объему, целям и задачам, поставленным в НМР. Рецензия утверждается руководителем организации, в которой работает рецензент.
2.8. Записка по теме НМР готовится на основе анализа и обобщения потребностей экспертной, судебной и следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы.
2.9. Записки с приложениями для формирования проекта Плана принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ ежегодно до 1 сентября.
В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях НМС. По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется на рассмотрение в НМС. НМР включается в проект Плана в случае положительного решения НМС.
2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется на согласование в Минюст России. Согласованный План утверждается приказом РФЦСЭ.
Пояснительная записка к Плану состоит из общей характеристики тем, количества тем и заданий, конкретных форм выходных материалов завершающихся тем.
2.11. Организация НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется в соответствии с пунктами 2.4-2.9 Положения. Утверждение тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ осуществляется руководителями РЦСЭ или ЛСЭ соответственно.
2.12. Координация тематики НМР в РЦСЭ, ЛСЭ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители РЦСЭ, ЛСЭ направляют тематику НМР на согласование в РФЦСЭ, где она рассматривается на соответствующих секциях НМС.
2.13. По окончании календарного года в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ готовятся итоговые материалы:
протокол испытаний НМР, включающий определение достоверности получаемых результатов, воспроизводимости, допустимости применения в судопроизводстве;
по завершенным темам — авторский вариант методических материалов по судебной экспертизе.
3. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы и внедрение НМО
3.1. Валидация методических материалов по производству судебной экспертизы (далее — валидация) проводится для установления их пригодности при производстве конкретного направления судебных экспертиз и экспертных исследований; для обеспечения единого научно-методического подхода и системы менеджмента качества в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ.
3.2. В процессе валидации готовится отчет, содержащий описание плана валидации, проведенных экспериментальных работ, выводы по валидации. В случае положительного, вывода по валидации методические материалы рекомендуются к внедрению в экспертную практику.
Отчет о валидации рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС.
3.3. Валидация осуществляется непосредственными исполнителями НМР, представителями РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ и иных организаций, обладающими соответствующей квалификацией и опытом.
3.4. Валидация методических материалов, разработанных вне Плана, организуется РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводится согласно п. 3.2 Положения.
3.5. НМС рассматривает протокол секции НМС и утверждает отчет о валидации.
3.6. Публикация методических материалов осуществляется РФЦСЭ в соответствии с ежегодным Тематическим планом выпуска ведомственных изданий в области судебной экспертизы на основе решения НМС.
3.7. Методические материалы, рекомендованные в установленном порядке к внедрению в экспертную практику РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, после опубликования включаются в «Информационный бюллетень новых методических разработок, рекомендованных к внедрению в практику судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации».
3.8. Рассмотрение научно-технических средств судебной экспертизы, учебных программ подготовки по экспертным специальностям осуществляется на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС. Решение вопроса об их внедрении в экспертную практику осуществляется после утверждения НМС.