Научное руководство кого

Научное руководство

Научное руководство

2.1. Научное руководство — при производстве работ является продолжением научно-методического и проектного обеспечения ремонтно-реставрационных работ на основе утвержденных проектных решений и осуществляется в целях выявления в процессе работ всех данных о первоначальном облике памятника; максимального сохранения и показа подлинных элементов памятника, доработки и корректировки, при необходимости, проектных решений; обеспечения научно-методических требований реставрации, высокого качества всего комплекса работ.

Смотри также родственные термины:

3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых реставрационно-ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия.

3.16. Научное руководство разработкой научно-проектной документации : научно-методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно-проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского коллектива.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «Научное руководство» в других словарях:

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов… …   Официальная терминология

  • Научное руководство разработкой научно-проектной документации — 3.16. Научное руководство разработкой научно проектной документации : научно методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — 3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное общество им. Братьев Гримм — Brüder Grimm Gesellschaft Административный центр: Кассель, Германия Официальные языки: немецкий …   Википедия

  • Научное общество студентов и аспирантов — (сокращенно  НТСА от укр. наукове товариство студентів та аспірантів)  организация общественного самоуправления обучающихся (не только студентов, аспирантов, но и курсантов, адъюнктов, докторантов) в высших учебных заведениях Украины и… …   Википедия

  • Научное общество имени Тараса Шевченко — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Научное Общество им. Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Т.Г.Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Румянцева Елена Евгеньевна — Елена Евгеньевна Румянцева (род. 7 октября 1966, Москва)  российский экономист, доктор экономических наук, профессор, лауреат международного проекта «Лучший экономист России» (2008 г.), потомок двух старинных дворянских родов XII и XIV века. Е. Е …   Википедия

Непосредственное
руководство написанием магистерской
диссертации осуществляет научный
руководитель. Научными руководителями
могут быть профессора и доценты ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского, штатные или
совместители, имеющие ученую степень
доктора или кандидата наук. Каждый
научный руководитель может одновременно
руководить не более чем пятью магистрантами
(суммарно на всех курсах и по всем формам
обучения). В исключительных случаях по
решению совета факультета может быть
разрешено руководство более чем пятью
магистрантами, при этом общее количество
магистрантов, закрепленных за одним
научным руководителем, не должно
превышать восьми. Если тема магистерской
диссертации носит междисциплинарный
характер, возможно официальное назначение
консультантов (соруководителей).

Назначение
руководителей и консультантов
осуществляется в течение 1 месяца со
дня зачисления в магистратуру по
представлению руководителя магистерской
программы, согласованному с заведующим
кафедрой, деканом экономического
факультета, и утверждается приказом
ректора.

Обязанности
научного руководителя:

— консультационная
помощь студенту-магистранту в выборе
темы работы и разработке плана ее
выполнения;

— оказание помощи
в выборе методики проведения исследования;

— квалифицированные
консультации по подбору литературы и
фактического материала, обоснованию
научных положений и изложению основных
результатов;

— систематический
контроль за ходом выполнения работы в
соответствии с разработанным планом;

— оценка качества
выполнения исследования в соответствии
с предъявляемыми к ней требованиями
(отзыв научного руководителя);

— проведение
предзащиты магистерской диссертации
с целью выявления готовности
студента-магистранта к защите. Данная
функция может выполняться научным
руководителем как самостоятельно, так
и в составе специально созданной
комиссии.

Таким образом,
научный руководитель магистерской
диссертации контролирует все стадии
подготовки и написания работы вплоть
до ее защиты. Магистрант не менее двух
раз в месяц отчитывается перед
руководителем о выполнении задания. Со
второго года обучения консультации
научных руководителей должны быть
активизированы и посвящены непосредственному
руководству по написанию магистерской
диссертации.

После завершения
исследования научный руководитель дает
письменный отзыв, в котором характеризует
текущую работу студента-магистранта
над выбранной темой и полученные
результаты.

Следует учитывать,
что научный руководитель в большинстве
случаев не является ни соавтором, ни
редактором диссертации. В ходе выполнения
работы он выступает скорее как консультант,
указывая магистранту на недостатки
аргументации, композиции, стиля и т.п.,
и советует, как лучше устранить их.
Рекомендации и замечания научного
руководителя магистрант должен
воспринимать творчески, может быть и
критически, т.к. теоретически и
методологически правильная разработка
и освещение темы, а также качество
содержания и оформления диссертации
целиком и полностью лежат на ответственности
магистранта, а не научного руководителя.
В редких случаях, когда магистерская
диссертация готовится с перспективой
её дальнейшей доработки до уровня
кандидатской диссертации, предлагаемые
в ней элементы научной новизны могут
быть результатом совместного научного
творчества студента-магистранта и
научного руководителя. Но и в этих
случаях ответственность за обоснование
и аргументированную защиту положений
диссертации лежит на магистранте.

Если магистрант
нуждается в дополнительных консультациях
по вопросам темы, то по согласованию с
научным руководителем он может в рабочем
порядке консультироваться с другими
преподавателями и специалистами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    12.02.20156.54 Mб26Справочник по математике.djvu

  • #
  • #
  • #

The Choice is Yours

Содержание

  • Выбор научного руководителя
  • Требования нормативно-правового законодательства к научным руководителям аспирантов
  • Должен ли НР быть штатным сотрудником организации
  • Может ли кандидат наук быть научным руководителем аспиранта
  • Типа научный руководитель

Про выбор аспирантом и соискателем научного руководителя

выбираем научрукаМногие абитуриенты в аспирантуру выбирают своего научного руководителя по принципу «на кого Б-г пошлёт». Или им назначают научрука по «остаточному принципу». Однако лучше не доводить ситуацию до такого исхода и самостоятельно выбрать научного руководителя. Для начала можно погуглить Ф.И.О. предполагаемых НР-ов в интернетах, чтобы узнать о них побольше сведений и об их защитившихся аспирантах. Также можно зайти на студенческие форумы и группы в социальных сетях, где студенты выкладывают мнения о преподавателях. Кроме того, рекомендуется поспрашивать кафедральных аспирантов, не «гнобит» ли НР своих подопечных, не вымогает ли деньги на нужды науки и кафедры и прочее…

Перед собеседованием запаситесь несколькими вариантами предполагаемой темы Вашей диссертации, а также резюме, в котором необходимо указать дату окончания вуза и его название, знание языков, область «научных» интересов, конференции и олимпиады, в которых Вы участвовали, Ваши публикации в сборниках, гранты и именные стипендии, которые Вы получали и Ваши контактные данные.

При собеседовании с предполагаемым научным руководителем рекомендуется заявить, что «очень хочете, чтобы такой корифей наук, крупногабаритный учёный, как он, стал Вашим НР». Но не переборщите с лестью. Если во время собеседования Ваш будущий НР попытается нагрузить на Вас всякую кафедральную, лабораторную или педагогическую «ерунду» — постарайтесь деликатно увильнуть, сославшись на работу или обусловьте эту барщину помощью НР в ускоренной защите Вашей диссертации.

Если вуз не присуждает ученые степени самостоятельно, и Вы планируете защищаться в ваковских диссертационных советах, то проверьте нет ли Вашего предполагаемого научного руководителя в так называемом «чёрном списке», т.е. среди тех лиц, аспирантов или докторантов которых ВАК уже лишил учёной степени.

Кто может стать научным руководителем аспиранта?

Согласно п. 31 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (с изменениями и дополнениями от 17 августа 2020 г.):

31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом.

Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.

Обратите внимание, что согласно п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:

Не позднее 30 календарных дней с даты начала освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), установленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, аспиранту (адъюнкту) назначается научный руководитель, утверждается индивидуальный план работы, включающий индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план (далее — индивидуальный план работы), а также тема диссертации в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научной (научно-исследовательской) деятельности организации.

Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее соответственно — организации государственных органов, государственные органы).

Назначение научного руководителя, утверждение индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранту (адъюнкту) организациями государственных органов осуществляются в сроки, установленные соответствующими государственными органами.

Порядок назначения научного руководителя, порядок утверждения индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранта (адъюнкта) определяются локальными нормативными актами организации.

Назначение научного руководителя осуществляется на основании письменного согласия кандидата на должность научного руководителя.

Если программой аспирантуры (адъюнктуры) предусмотрено проведение аспирантом (адъюнктом) междисциплинарных научных исследований или при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) используется сетевая форма, аспиранту (адъюнкту) разрешается иметь 2 научных руководителей или научного руководителя и научного консультанта, в том числе одного из числа работников другой организации. Научный консультант должен иметь ученую степень кандидата наук, или ученую степень доктора наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации.

Число аспирантов (адъюнктов), научное руководство которыми одновременно осуществляет один научный руководитель, определяется локальным нормативным актом организации.

Каковы требования современного российского законодательства к научным руководителям аспирантов? Квалификационные требования к научным руководителям аспирантов установлены в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:

8. Научный руководитель аспиранта (адъюнкта) должен:

  • иметь ученую степень доктора наук, или в отдельных случаях по решению организации ученую степень кандидата наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации;
  • осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности за последние 3 года;
  • иметь публикации по результатам осуществления указанной научной (научно-исследовательской) деятельности в рецензируемых отечественных и (или) зарубежных научных журналах и изданиях;
  • осуществлять апробацию результатов указанной научной (научно-исследовательской) деятельности, в том числе участвовать с докладами по тематике научной (научно-исследовательской) деятельности на российских и (или) международных конференциях, за последние 3 года.

Порядок привлечения лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, к научному руководству аспирантами (адъюнктами), а также требования к публикациям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, определяются в соответствии с порядком назначения научного руководителя, утверждаемым локальным нормативным актом организации.

Обратите внимание на то, что если Ваш научный руководитель скончается или уволится из организации, при которой осуществляется программа подготовки в аспирантуре, то кафедра или директор не всегда смогут найти другого научного руководителя, который будет соответствовать вышеуказанным критериям. В частности, у него может не быть публикаций по «по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности». Поэтому рекомендуется выбирать молодых и здоровых научруков, без суицидальных наклонностей и довольных работой в этом заведении, а также такую «популярную» тему диссертации и научную специальность, чтобы Вашими потенциальным научным руководителем смогли стать как можно большее число докторов наук и профессоров на случай непредвиденной замены.

Научный руководитель аспиранта должен, согласно п. 7.2.3. ФГОС ВО, быть обладателем российской или зарубежной учёной степени, которая признаётся в Российской Федерации. У НР должен быть документ, подтверждающий научное направление его деятельности по направлению или профилю подготовки в аспирантуре (хотя бы выписка из протокола заседания кафедры) или опубликованные результаты научно-исследовательских работ. Кроме того, у научрука должны быть публикации в сборниках международных и российских конференций, а также в научных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.

7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях

Научный руководитель аспиранта, согласно п. 9 и п. 42-43 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», выполняет следующие функции:

а) оказывает аспиранту (адъюнкту) содействие в выборе темы диссертации и составлении индивидуального плана научной деятельности;

б) осуществляет руководство научной (научно-исследовательской) деятельностью аспиранта (адъюнкта) (в том числе при необходимости при выполнении экспериментов, технических разработок, при проведении наблюдений и измерений, изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по исследуемой тематике), направленной на подготовку диссертации;

в) консультирует аспиранта (адъюнкта) по вопросам подготовки диссертации к защите;

г) осуществляет первичное рецензирование подготовленного аспирантом (адъюнктом) текста диссертации, а также текстов научных статей и (или) докладов, подготовленных аспирантом (адъюнктом) в рамках выполнения индивидуального плана научной деятельности, для представления на конференциях, симпозиумах и других коллективных обсуждениях;

д) осуществляет контроль за выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.

Научный руководитель обеспечивает контроль за своевременным выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.

Научный руководитель представляет в период проведения промежуточной аттестации отзыв о качестве, своевременности и успешности проведения аспирантом (адъюнктом) этапов научной (научно-исследовательской) деятельности.

Итак, научный руководитель аспиранта должен иметь степень доктора наук (в отдельных случаях хватит кандидатской), осуществлять научную деятельность и участвовать в конференциях по специальности аспиранта последние 3 года, публиковаться в рецензируемых журналах.

Может ли НР быть внештатным сотрудником?

Научный руководитель аспиранта может быть штатным сотрудником организации, в которой осуществляется обучение по программе последипломного образования (аспирантура, ассистентура-стажировка, адьюнктура) или сотрудничать с этим заведением на услових гражданско-правового договора. Согласно п. 7.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям аспирантуры (уровень подготовки кадров высшей квалификации) http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7

7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора.

Однако, в связи с тем, что привлечение «стороннего» работника в качестве научного руководителя аспиранта сопряжено с организационными и бюрократическими трудностями, как правило, НР — это штатный сотрудник или внештатный совместитель в образовательной организации, в которой осуществляется программа аспирантура, оформленный по трудовому договору или, в крайнем случае, уже долгое время сотрудничающий с вузом или НИИ по гражданско-правовому договору (ГПД).

Основная же опасность для аспиранта и соискателя в привлечении стороннего научного руководителя состоит в том, что такой НР может в любое время «свалить в туман» и, если вуз не найдёт нового эксперта в данной области, то тему диссертации придётся менять, а сам диссер «накроется медным тазом».

Может ли кандидат наук и доцент быть научным руководителем аспиранта?

Обычно научный руководитель утверждается на заседании ученого совета факультета или университета / научно-исследовательского института и назначается приказом по высшему учебному заведению или научно-исследовательскому институту из числа докторов наук одновременно с зачислением аспиранта. В отдельных случаях научруком аспиранта по решению учёного совета вуза или НИИ может быть назначен известный исследователь — кандидат наук с учёным званием профессор.

На некоторых факультетах, где недостаточно докторов наук для научного руководства всеми аспирантами, как например на факультете менеджмента СПбГУ: https://gsom.spbu.ru/programmes/doctoral/faculty/ аспирантам пытаются навязать научными руководителями доцентов с учёной степенью кандидат наук, которые обучаются в докторантуре.

Допуск кандидатов наук-доцентов к научному руководству аспирантами осуществляется приказом ректора вуза /директора института на основании решения Учёного совета. Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Учёного совета следующий комплект документов:
• личное заявления на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;
• иметь утвержденную Учёным советом тему собственной докторской диссертации — тема предполагаемой к научному руководству кандидатской диссертации конкретного аспиранта должна соответствовать научному профилю докторской диссертации научного руководителя;
• выписку из протокола заседания кафедры о возможности допустить его к научному руководству аспирантами;
• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений по теме, предполагаемой к научному руководству.

Обратите внимание: аспирантам ни в коем случае нельзя соглашаться на предлагаемый вариант научного руководителя в связке «учёная степень — кандидат наук и учёное звание — доцент или без учёного звания вообще», так как в случае такого научного руководства возрастает (см. 3-й пункт факторов репутации аспиранта у Резника) риск вызова соискателя учёной степени на заседание экспертного совета ВАК. Однако научное руководство кандидата наук аспирантом не запрещено законодательством — см. выше п. 8 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Административный как бы научный руководитель

деканаткаНа фотографии — Марта Роджерс, автор книг по менеджменту, PhD, профессор Duke University, которая не имеет никакого отношения к тетеньке из деканата.
Автор: EJSoltesz. Фото с портала en.wikipedia.org

Как-то раз одна работница деканата, которая кстати была доцентом и кандидатом наук, взялась за научное руководство аспирантом. Аспирант был таким, тык сказать, туповатым парнишкой из глубокой провинции. Впрочем, и научная руководительница от него ничем не отличалась… И вот через два года после пребывания в аспирантуре этот парнишка склепал свой диссер из студенческих рефератов. Причём оказалась, что тема «кирпича» существенно отличается от той специальности, по которой он был зачислен в аспирантуру. Впрочем, диссертацией эту компиляцию на 110 страниц текста было назвать трудно… Однако всё это не помешало кафедре составить «рекомендательное письмо» в один из диссертационных советов с просьбой принять сей «научный труд» к защите. В диссовете соискателя приняли, на диссер и на соискателя посмотрели и назвали «прайс»: 150 штук рублей. У нищеброда-соискателя таких денег не нашлось. Или просто пожалел. Вот так и стало меньше в этой стране на одного кандидата наук… История эта печальная, однако символизирует на то, что готовясь к защите, предусмотрите также и некоторые возможные непредвиденные расходы. И важно, чтобы эти затраты не пробили дыру в Вашем бюджете. Или выбирайте такого научного руководителя, который силой авторитета пропихнёт Вашу защиту задаром, то есть за Христа Б-га ради.

Дата последнего изменения: 23 февраля, 2023 в 17:17

просмотрели просмотров: 6470  

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Контрольный листок, 2014, № 11

Актуальная тема

Научное руководство: теория, принципы, практика

© Л.Б. Эрштейн

Светлой памяти Ольги Эрштейн посвящается 

Предисловие

Идея написать работу по теории и практике научного руководства появилась у меня, когда я работал над кандидатской диссертацией. Диссертация была посвящена специфике тьюторской деятельности, и тогда же родилась мысль о том, что одной из функций тьюторской деятельности является научное руководство. Однако, после консультации с научным руководителем, этот вопрос мы решили в диссертацию не включать. С одной стороны, потому что не хотелось перегружать текст исследования и без того достаточно громоздкий и полный. С другой стороны, потому что вопрос научного руководства явно требовал своего специального исследования, которое невозможно было провести в рамках разрабатываемой мной темы.

Тем не менее, идея осталась. Эта идея была подкреплена тем уникальным фактом, что в процессе работы над кандидатской диссертацией мне пришлось взаимодействовать с тремя типами научных руководителей и столкнуться напрямую с мощным влиянием неформального научного руководства. Ко всем своим научным руководителям я до сих пор испытываю чувство благодарности. Каждый из них что-то мне дал, за что им и спасибо.

Мой собственный педагогический опыт, опыт руководства различными видами работ и использования методических приемов тьюторской деятельности в образовательном процессе, давал возможность осмыслить и оценить значение научного руководителя и самого процесса научного руководства в образовательной деятельности. Эти обстоятельства подталкивали меня к написанию целостной работы по проблемам научного руководства. Изучение литературы по данному вопросу подкрепило это желание, ни одного общего исследования этой проблемы обнаружено не было, хотя я не могу, конечно, утверждать, что таких работ нет. Может быть, я их просто не нашел.

Предлагаемая уважаемому читателю небольшая работа носит типично прикладной характер. Я старался не перегружать работу излишними теоретическими обоснованиями и построениями. Работая над этим исследованием, я в значительной степени основывался на своих прошлых работах по теории ценностей и построению общества как экологической системы. Особенно на первой из них. Фактически в своем понимании ценностей я исходил именно из принципов, изложенных там.

Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам научного руководства, в ней излагаются понимание и классификация научного руководства, стратегии и стили научного руководства и некоторые другие вопросы. Во второй главе описывается методика научного руководства, а также специфика руководства различными видами работ. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы не только в процессе научного руководства, но и в других аспектах педагогической деятельности.

Говоря о стиле данной работы, следует отметить, что я старался следовать традиции своих предыдущих работ, то есть использовал наименее наукообразный стиль, сохраняя при этом жанр научного исследования, и старался сделать работу как можно более понятной и полезной. Я намеренно отказался от принятого в российской науке написания от «мы» и данная работа написана используя местоимение «я», так как никакого «мы» в данном случае не существовало и все, что изложено, отражает исключительно мое личное мнение.

Что хочется подчеркнуть? Данная книга посвящена именно процессу научного руководства, а не методике подготовки научного исследования. Несмотря на то, что эти темы в значительной степени пересекаются, между ними есть и существенная разница, обусловленная тем, что научное руководство есть процесс взаимодействия субъектов научного руководства в процессе подготовки научного исследования, а сама подготовка научного исследования, включает в себя не только научное руководство, но и целый ряд других процессов.

В результате можно говорить, что научное руководство относится к подготовке научного исследования как частное к общему.

Данная работа предназначена для всех, кто интересуется вопросами высшего и постдипломного образования, методики преподавания и вопросами обучения на всех уровнях. Главный интерес, на мой взгляд, она должна представлять для аспирантов, студентов и тех, кому приходится заниматься научным руководством.

Я хочу поблагодарить за критические замечания кандидата технических наук Марию Чирухину, кандидата психологических наук Ирину Перелыгину, аспиранта эколога Елену Гайдученко, кандидата медицинских наук Николая Николаева, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. И своих рецензентов доктора педагогических наук, профессора Александра Васильевича Долматова, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. Особую благодарность я хочу высказать доктору педагогических наук, профессору Александру Васильевичу Долматову. Также я хочу поблагодарить кандидата технических наук Марию Чирухину за помощь в работе над текстом. Кроме того, я хочу выразить отдельную благодарность за помощь в публикации всех моих книг, в том числе и этой начальнику редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета низко-температурных и пищевых технологий Ольге Владимировне Жилкиной, без неё моих книг точно никогда бы не было.

Спасибо Вам за то, что вы хотите прочитать эту книгу.

Глава 1. Теоретические основы научного руководства

Краткое содержание первой главы: В первой главе рассмотрено понятие научного руководства, стили, классификация и стратегии научного руководства. Показана взаимосвязь научного руководства с адаптивными процессами в обществе и ценностными процессами.

1. Определение и классификация научного руководства

При рассмотрении проблемы научного руководства обращает на себя внимание отсутствие какой-либо общей теории данного вопроса. Мне не удалось найти даже определение этого социально-педагогического явления. Поэтому, исходя из традиции предыдущих исследований, сначала будет рассмотрено определение научного руководства. Анализируя понятие «научное руководство», несложно увидеть, что это понятие состоит из двух слов: первое слово говорит нам о том, что речь идет о научных исследованиях, второе слово означает, что над этими исследованиями осуществляется процесс руководства. В данном случае имеет место быть именно слово «руководство», которое нельзя заменить словом «управление» потому что «научное управление» это наука о том, как следует управлять. В данном случае речь идет явно о чем-то ином.

Вместе с тем очевидно, что раз речь идет о руководстве, то, стало быть, проблема научного руководства лежит в плоскости науки управления как таковой, и очевидно, что случай научного руководства, является частным случаем управления как такового вообще. В данном исследовании я буду исходить из понимания управления, изложенного как в моих предыдущих работах [39, 40] (список литературы будет опубликован вместе с последней частью — Ред.), так и в работах по теории и практике управления [26]. В моем исследовании по теории ценностей я даю следующее определение управления: «Управление — это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектом над объектом, где субъектом и объектом могут выступать любые социальные единицы в любом сочетании, будь то личность, семья, государство или этнос» [40, 43]. То есть, коротко говоря, управление — это целенаправленное воздействие объекта на субъект. Исходя из этого, научное руководство — это воздействие объекта на субъект, реализующее научную деятельность. Вместе с тем, в литературе по управлению выделяют четыре основных функции управления, и само управление определяется как процесс реализации этих функций, а именно: организации, мотивации, управления и контроля [26]. Таким образом, в первом приближении можно определить научное руководство как целенаправленный процесс организации, мотивации, управления и контроля над проведением научных исследований, происходящий в результате воздействия объекта, которым является научный руководитель. на субъект, в качестве которого может выступать отдельная личность, группа лиц или организация. Однако, как будет показано далее, научный руководитель в случае научного руководства является не столько объектом, сколько субъектом, а сам процесс научного руководства является процессом взаимодействия двух субъектов.

В результате можно определить научное руководство как целенаправленный процесс реализации основных функций управления научными исследованиями, происходящий при взаимодействии двух субъектов, одним из которых является научный руководитель, а другим — руководимый, которым может являться отдельная личность, группа лиц или организация.

Разумеется, различные функции управления представлены в процессах научного руководства по разному, в разных ситуациях, этот вопрос будет рассмотрен несколько ниже. Необходимо отметить что, наряду с понятием «научного руководства» необходимо остановиться на таких понятиях как «ситуация научного руководства» и «субъекты научного руководства».

Научное руководство существует не само по себе, и проявляется в ситуации научного руководства, то есть при конкретных обстоятельствах, характеризующихся потребностью в решении научной задачи и необходимостью в руководстве решением этой задачи. С другой стороны, в процесс научного руководства всегда вовлечены по крайней мере два субъекта научного руководства, а именно научный руководитель и руководимый, каждый из которых играет свою роль в данном процессе.

Научное руководство представляет собой достаточно широко распространенный феномен, оно очень различно как с точки зрения участвующих в нем субъектов, так и с точки зрения особенностей процессов взаимодействия этих субъектов. Так, с позиции участвующих в нем субъектов научное руководство можно разделить на:

1. Научное руководство отдельной личностью — самый типичный случай научного руководства, в данной ситуации один научный руководитель руководит студентом или аспирантом в процессе подготовки ими курсовой работы, диплома, магистерской или кандидатской диссертации.

2. Научное руководство рабочей группой. В этой ситуации научный руководитель руководит группой лиц, в процессе реализации конкретного научного проекта, где каждый из субъектов реализует свою часть общей научной задачи.

3. Научное руководство организацией. В случае научного руководства организацией научный руководитель помогает решить научную задачу, которая стоит перед всей организацией в целом. В ряде случаев он сам формулирует и ставит научную задачу организации и показывает основные пути и направления ее решения, а также осуществляет целый ряд других функций.

Также необходимо заметить, что бывают смешанные типы научного руководства, так, например, в процессе руководства организацией может потребоваться руководство отдельной научной группой или группами, а процесс научного руководства личностью может сочетаться с руководством целой организацией.

С точки зрения особенностей взаимодействия субъектов научное руководство можно разделить на две большие группы:

1. Формальное научное руководство — в этой ситуации официально назначается научный руководитель, который осуществляет научное руководство личностью, группой и организацией, имея на это документально зафиксированные полномочия. Например, когда научный руководитель руководит аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

2. Неформальное научное руководство, в таком случае какое-либо лицо или группа лиц осуществляют научное руководство стихийно, не последовательно, не формально, без каких-либо официальных прав и полномочий. Например, когда студент или аспирант советуется с профессором, не являющимся его научным руководителем, последний реализует деятельность неформального научного руководителя.

Как формальное, так и неформальное научное руководство может осуществляться над личностью, группой или организацией. В результате можно утверждать, что существует шесть типов научного руководства. А именно: Формальное научное руководство личностью, неформальное научное руководство личностью, формальное научное руководство группой, неформальное научное руководство группой, формальное научное руководство организацией, неформальное научное руководство организацией.

С точки зрения взглядов, изложенных мной в предыдущей работе [39], научное руководство представляет собой типичный социальный симбиоз, предназначенный для оптимизации адаптации субъектов научного руководства к окружающей среде. Социальный симбиоз предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух разных видов с целью увеличения количества энергии каждым из них. В случае формального научного руководства руководитель получает за свою деятельность заработную плату, кроме того руководство способствует росту его авторитета и социальной реализации его как ученого. Руководимый получает возможность повысить свой социальный статус, улучшить уровень образования, реализовать себя в научной деятельности, которая для него, вследствие выбранной им сферы деятельности, более или менее важна.

В результате в процессе взаимодействия научный руководитель и руководимый оказывают друг другу помощь в достижении тех социальных и личных целей, ради реализации которых осуществлялось научное руководство и, тем самым, реализуется вариант симбиотических взаимоотношений между ними.

Другим аспектом феномена научного руководства является ценностный аспект. Успешность или не успешность научного руководства в значительной степени определяется тем, ценностью какого порядка является научная деятельность для всех субъектов данного процесса. Подробно концепция ценностей разработана мной в иной работе [40], здесь же напомню, что ценностью высокого порядка я называю ценность, от реализации которой субъект не может отказаться даже под влиянием очень серьезных раздражителей, а ценностью низкого порядка называется та, от которой он отказывается даже под влиянием самых незначительных раздражителей. В результате порядок ценностей есть показатель возможности отказа от ценности под влиянием раздражителей разной силы.

В том случае, если для руководителя факт его руководства является ценностью высокого порядка, то есть если он не готов отказаться от руководства даже под влиянием серьезных обстоятельств, и руководимый не готов отказаться от научной деятельности, предполагающей руководство тоже под влиянием раздражителей высокого порядка, научное руководство будет эффективным и успешным. Если же оба они готовы отказаться от своей деятельности под влиянием не очень серьезных препятствий, ситуация научного руководства будет разрушена, и источником разрушения может служить как научный руководитель, так и руководимый субъект или оба вместе.

Конечно, наличие ценностей высокого порядка, где процесс научного руководства и проведение научных исследований являются такими ценностями у всех субъектов ситуации научного руководства, является условием необходимым, но не достаточным для успешной реализации процесса, остальные условия будут рассмотрены мной несколько ниже.

Таким образом, научное руководство является процессом реализации основных функций управления в результате взаимодействия субъектов, одним из которых является научный руководитель, другим — руководимый. В качестве руководимого могут выступать отдельная личность, группа или организация, а взаимодействие может носить как формальный так и неформальный характер.

2. Задачи научного руководства, и роли научного руководителя

Анализируя научное руководство убеждаешься в том, что в числе прочего недостаточно освещены задачи научного руководства как такового. Однако задачи научного руководителя в литературе описаны [1, 9, 17, 22]. Практически все авторы отмечают, что задачами научного руководителя, независимо от вида работ, являются:

1. Выбор темы исследования — научный руководитель совместно с руководимым субъектом выбирает тему исследования.

2. Контроль хода выполнения работы — научный руководитель контролирует процесс выполнения работы и корректирует его по мере необходимости.

3. Помощь при подготовке содержания работы — научный руководитель оказывает разнообразную помощь в подготовке содержания работы.

4. Помощь в определении основных характеристик исследования — научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает общие характеристики исследования и помогает их сформулировать.

Так, например, говоря о задачах руководителя дипломной работы, И. Н. Кузнецов указывает: «Руководитель дипломной работы обязан:

• совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

• по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

• проводить в соответствии с планом-графиком консультации;

• контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник);

• составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите;

• присутствовать, как правило, на защите студентом результатов дипломного исследования»[22, 204].

Однако, задачи научного руководства включают в себя не только задачи, стоящие перед научным руководителем, но и задачи, стоящие перед руководимым субъектом, как перед второй стороной процесса научного руководства, видимо именно этот факт приводит к тому, что, как уже упоминалось, задачи научного руководства изложены в литературе явно не полностью. Такой подход лежит в русле понимания предмета педагогики, изложенного в работах А. М. Новикова, автор пишет, что предметом педагогики должна быть не только деятельность обучающего, но и деятельность обучающегося [28].

Исходя из понимания основных функций управления и теории ценностей, данные задачи, характерные для формального научного руководства, представляются следующими.

1. Определение целей и задач научного исследования. Научный руководитель и руководимый субъект совместно разрабатывают цели научного исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей.

2. Выбор темы научного исследования — научный руководитель и руководимый субъект совместно выбирают тему научного исследования, исходя из следующих параметров.

a. Особенности работы, над которой осуществляется руководство. Например, в случае кандидатской диссертации учитывается паспорт специальности и ряд других параметров, которые будут рассмотрены мной в дальнейшем.

b. Интересов субъектов научного руководства, как научного руководителя, так и руководимого.

c. Ситуационных параметров, которые в каждом случае индивидуальны, например, научного направления, разрабатываемого кафедрой или организацией, над которой осуществляется научное руководство.

3. Планирование научного исследования. Научный руководитель и руководимый разрабатывают план научного исследования, этапы его проведения, предполагаемые сроки завершения работы.

4. Организация проведения научных исследований. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом определяют необходимое для научных исследований оборудование, экспериментальную и теоретическую базу, необходимую для успешной реализации исследования. Также они определяют основные параметры эксперимента, выявляют возможные сложности при проведении исследования и пути преодоления этих сложностей, а также то, каким образом будет проведено данное исследование, что нужно делать для успешной реализации исследования.

5. Контроль проведения исследования. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом контролируют процесс проведения исследования. И в случае необходимости проводят соответствующие корректирующие мероприятия.

6. Мотивация проведения научного исследования. Сущность мотивации в ситуации научного руководства представляется следующей. С одной стороны, научный руководитель способствует тому, чтобы достижение исследовательской цели было для руководимого ценностью как можно более высокого порядка, помогая и поддерживая руководимого в процессе проведения исследования, а также контролируя этот процесс, и оказывая необходимую психологическую поддержку. С другой стороны, руководимый, обращаясь к руководителю за разнообразной помощью, способствует тому, что процесс научного руководства становится для руководителя ценностью все более высокого порядка.

Задачи неформального научного руководства могут по сути дела включать все задачи, характерные для формального руководства, но так как неформальное научное руководство осуществляется стихийно, то оно зависит от особенностей данной конкретной ситуации. Неформальный научный руководитель или руководители могут реализовывать как все из перечисленных задач, так и разное их количество в любом сочетании.

Рассматривая цель научного руководства, необходимо отметить, что сама ситуация научного руководства возникает, когда есть необходимость в повышении эффективности научных исследований. То есть тогда, когда для эффективного проведения научных исследований требуется некоторая помощь извне, помощь человека или людей, которые являются экспертами в области проведения исследований, знают каким образом это надо делать, и какие сложности встречаются при проведении этих исследований, и как нужно преодолевать эти сложности. В результате можно утверждать, что основной целью научного руководства является повышение эффективности научных исследований.

В процессе научного руководства все субъекты процесса играют соответствующие роли. В литературе рассмотрены некоторые из ролей научного руководителя. Так Т. И. Березина отмечает, что научный руководитель играет роль наставника, она пишет: «Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться» [4].

Роль научного руководителя как учителя отмечают многие авторы [4, 6, 11, 15]. Вместе с тем, на мой взгляд, отмеченные роли далеко не полны, исходя из выявленных задач научного руководства, можно отметить следующие роли научного руководителя.

1. Помощник — научный руководитель помогает проведению научных исследований.

2. Учитель — обучает теории и практике реализации научных исследований.

3. Психолог — оказывает психологическую поддержку при проведении научных исследований.

4. Организатор — участвует в организации научных исследований.

5. Ученый — проводит научные исследования.

6. Консультант — консультирует по вопросам проведения научных исследований.

7. Тьютор — оказывает комплексную поддержку при проведении научных исследований, то есть реализует первую, вторую, третью и шестую роли.

8. Эксперт. Как эксперт научный руководитель проверяет результаты научного исследования, выбирает направления дальнейшего исследования, отсекает ненужные материалы и процедуры, дает заключение по качеству тех или иных элементов или всего научного исследования.

Таким образом, научный руководитель играет совокупность совершенно разных ролей, способствуя тем самым достижению цели научного руководства. В свою очередь, руководимый (будь то личность, организация или рабочая группа) играет следующие роли.

1. Ученик — руководимый обучается практике и теории проведения научных исследований.

2. Организатор — руководимый организует научные исследования.

3. Писатель — руководимый учится написанию научных исследований, он пишет и публикует научные труды, тем самым играя роль научного писателя.

4. Ученый — руководимый проводит научные исследования.

5. Исполнитель — руководимый учится выполнять полученные от руководителя рекомендации как можно более точно и эффективно.

В результате можно говорить о том, что руководимый также играет достаточно разнообразные роли, и это требует от руководимого определенных личностных качеств, а также специальной стратегии поведения.

Таким образом, задачи научного руководства обусловлены понятием научного руководства, спецификой взаимодействия научного руководителя и руководимого, в процессе которого оба субъекта научного руководства играют соответствующие, необходимые для решения задач роли.

(продолжение следует)

Календарь
«  Май 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Архив записей
  • 2012 Апрель
  • 2012 Май
  • 2012 Июнь
  • 2012 Июль
  • 2012 Август
  • 2012 Сентябрь
  • 2012 Октябрь
  • 2012 Декабрь
  • 2013 Февраль
  • 2013 Март
  • 2013 Апрель
  • 2013 Июнь
  • 2013 Октябрь
  • 2013 Ноябрь
  • 2013 Декабрь
  • 2014 Январь
  • 2014 Март
  • 2014 Апрель
  • 2014 Май
  • 2014 Июнь
  • 2014 Июль
  • 2014 Август
  • 2014 Сентябрь
  • 2014 Ноябрь
  • 2014 Декабрь
  • 2015 Январь
  • 2015 Февраль
  • 2015 Апрель
  • 2015 Май
  • 2016 Январь
  • 2016 Февраль
  • 2016 Март

Основные права и обязанности научного руководителя дипломного проекта

Каждый выпускник должен самостоятельно подготовить дипломный проект. Конечно же, разобраться в теме будет непросто. Грамотно изложить свои мысли и ход исследования, оформить их — еще сложнее. На помощь студентам приходит специально назначаемое лицо – научный руководитель, который призван контролировать процесс создания ВКР. Это не значит, что он будет писать работу за кого-либо, искать источники информации, исправлять и пр. на плечах этого сотрудника ВУЗа лежат определенные права и обязанности.

Научный руководитель выбирается студентом (в отдельных случаях назначается администрацией ВУЗа) и утверждается соответствующим приказом на кафедре.

Кто может быть выбран в качестве научного руководителя дипломного проекта?

Занять место научного руководителя, который будет курировать выпускника, и помогать ему при выполнении диплома, может далеко не каждый преподаватель ВУЗа.

На роль научного руководителя дипломной работы может быть назначен:

— преподаватели-члены кафедры;

— преподаватели-практики, которые имеют за плечами ученую степень;

— практикующие специалисты, которые в должной мере знакомы с теоретическими аспектами и работают с ВУЗом.

Функции научного руководителя ВКР

Научный руководитель – это лицо, работающее в ВУЗе которое должно контролировать ход выполнения ВКР, индивидуального плана (задания) и пр.

На самом деле куратор выполняет следующие функции:

— избирательная: помогает выбрать наиболее интересную и актуальную тему исследования;

— планирующая: составляет для студента индивидуальное задание и план выполнения ВКР с конкретизацией срока сдачи материала на проверку, помогает составить план дипломной работы;

— консультирующая: по мере необходимости направляет студента в нужное русло в части выполнения диплома, помогает определить наиболее важные моменты, подобрать источники информации и др.

— проверочная: проверка диплома на соответствие установленным требованиям;

— оценочная: рецензирование ВКР.

В числе основных функций можно выделить наиболее важные: контрольная и контрольно-проверочная.

Рассмотрим подробнее права и обязанности научного руководителя дипломного проекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Права научного руководителя дипломного проекта

  1. Разрешить студенту сменить тему диплома, если сделать этот шаг позволяют сроки сдачи готового материала на кафедру, а деканат при этом не возражает.
  2. Разрешить выпускнику самостоятельно подбирать источники информации.
  3. Помогать при выборе темы исследования, отмечая все плюсы и минусы, а также уровень подготовки студента. Возможно, для кого-то придется подбирать более легкие темы, а кому-то можно доверить более серьезные работы.
  4. Принимать решение о допуске или недопуске ВКР к защите. Решение научного руководителя должно быть аргументировано и обосновано.
  5. Направлять ВКР на доработку, вносить коррективы в структуру и содержание исследования, если считает это нужным, направленным на совершенствование проекта.
  6. Устанавливать сроки сдачи материала (или его отдельных частей) на проверку.

Обязанности научного руководителя дипломного проекта

  1. Выдать задание на преддипломную практику и обозначить необходимость сбора конкретных данных, которые пригодятся для написания ВКР;
  2. Дать рекомендации относительно структуры и содержания работы, изучения методических рекомендаций;
  3. Посоветовать источники информации по выбранной теме, способы их обработки и преподнесения.
  4. Контролировать ход выполнения дипломного проекта, проверять ВКР на соответствие установленным требованиям;
  5. Изучить и дать рекомендации по совершенствованию материала;
  6. Проводить консультации в утвержденные кафедрой и деканатом время;
  7. Готовить студентов к защите ВКР: оценить их ораторские способности, доклад, презентацию, дать советы по совершенствованию;
  8. Информировать заведующего кафедрой и деканат об успехах выпускников в части написания ВКР.
  9. Готовит рецензию на ВКР, отмечая в ней все положительные и отрицательные стороны.

Следует отметить, что научный руководитель не обязан присутствовать на защите выпускника. Если он будет присутствовать на этом мероприятии, в случае спорной оценки он сможет внести свою «лепту», отметив старания и труд автора ВКР, отдельные моменты проекта и пр.

Фактически научный руководитель отвечает за своевременность и качество дипломного проекта, так как контролирует ход его выполнения студентом и дает советы по корректировке исследования с целью получения достойной оценки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Особенности авторитарного стиля управления руководства
  • На чем строится классное руководство
  • Таурин в ампулах для инъекций инструкция
  • Полиапсорбин инструкция по применению для детей до года
  • Фитоактив экстра плюс инструкция по применению