Научное руководство ВКР: инструкция для начинающих педагогов
Вебинар прошёл: 02.06.2022
Просмотров:
34
На вебинаре обсудим:
- типичные ошибки начинающих преподавателей в части руководства научной работой;
- навыки тайм-менеджмента научного руководителя ВКР: как спланировать время, выделить этапы и контрольные точки в рамках научного руководства;
- как найти золотую середину между гиперопекой и отсутствием контроля над ходом подготовки ВКР;
- как подойти к выбору темы (слишком широкие и слишком узкие, традиционные и новаторские, отраслевые и межотраслевые, в рамках одного курса или междисциплинарные);
- какова оптимальная нагрузка на научного руководителя: сколько студентов лучше вести одновременно.
Сабурова Марина Михайловна
к. э. н., доцент, бизнес-тренер, маркетинговый консультант, преподаватель авторских онлайн- и офлайн-курсов по маркетингу
Педагоги
#инструкция
#молодой учитель
#ВКР
#научное руководство
Обсуждение
Научное руководство выпускной квалификационной работой
Для руководства
выполнением выпускной квалификационной
работы назначается научный руководитель
из числа преподавателей выпускающей
кафедры или специалистов-практиков,
имеющих высшее образование и большой
опыт работы в области исследуемой
проблемы.
Научный руководитель:
-
оказывает студенту
помощь в выборе проблемы исследования
и формулировке темы ВКР, определении
ее научного и методического аппарата; -
помогает студенту
разработать подробный план ВКР, дает
рекомендации по отбору научной литературы
по проблеме исследования; -
регулярно
консультирует студента по всем вопросам,
касающимся выпускной квалификационной
работы; -
контролирует
сроки выполнения и качество работы на
отдельных этапах исследования, дает
рекомендации по устранению обнаруженных
недочетов; -
проверяет качество
завершенной работы, ее соответствие
предъявляемым требованиям, оказывает
помощь в ее редактировании и оформлении; -
осуществляет
помощь в подборе рецензента выпускной
квалификационной работы. -
составляет отзыв
на выпускную квалификационную работу,
содержащий также характеристику
студента как исследователя и будущего
специалиста; вносит на рассмотрение
кафедры (заведующего кафедрой) предложение
о возможности (или невозможности)
допуска ВКР к защите перед Государственной
аттестационной комиссией.
При выполнении
ВКР студент может обращаться за
консультацией не только к научному
руководителю, но и к другим преподавателям
кафедры, а также различным
специалистам-практикам.
Организация работы над выпускной квалификационной работой Этапы работы студента
После того, как
студентом выбрана тема ВКР, совместно
с научным руководителем составляется
план ее выполнения, отражающий этапы
работы над материалом ВКР и определяющий
их временные рамки (как правило, по
месяцам).
Основными этапами
работы студента над ВКР выступают
следующие:
-
первичное знакомство
с литературой по проблеме исследования; -
определение
объекта, предмета, целей, задач
исследования, формулировка гипотетических
предположений; -
разработка логики
и методики исследования; -
сбор теоретических
и эмпирических материалов; -
написание
теоретической части работы; -
проведение
опытно-экспериментального исследования;
написание черново-го варианта работы; -
доработка текста,
его оформление; -
подготовка к
защите.
Научно-методологический аппарат исследования
Любое научное
исследование помимо обозначения
конкретной темы предполагает определение
необходимых методологических параметров.
К ним относятся: объект
и предмет исследования, его цель и
задачи, гипотеза.
Объект исследования
– это область научной теории или практики
(в нашем случае социальной работы или
социальной педагогики), в рамках которой
ведется исследование, осуществляется
научно-поисковая деятельность. Таким
образом, объект исследования определяет
границы научного поиска, служит
своеобразным поисковым полем. В реальной
исследовательской практике в качестве
объекта исследования, как правило,
выступает какое-либо явление или процесс.
От объекта исследования необходимо
отличать объект научного эксперимента,
которым в области социальной работы и
социальной педагогики наиболее часто
являются люди, социальные группы,
организации, учреждения и т.д. — то есть
то, на что непосредственно направлена
диагностическая и преобразующая
экспериментальная деятельность.
Предмет исследования
– является
органической
частью объекта исследования и отражает
наиболее значимые с практической или
теоретической точки зрения свойства,
стороны, особенности объекта, которые
подлежат глубокому специальному изучению
в данной работе. В рамках одного и того
же объекта возможно существование
нескольких предметов исследования,
отражающих конкретные, отдельно взятые
проблемные аспекты в рамках объекта
исследования. Таким образом, объектом
исследования является та область теории
или практики в рамках которой
непосредственно осуществляется научный
поиск, что непосредственно исследуется,
а предметом – то, что в объекте получает
научное объяснение. Это будет в
значительной степени определять разницу
исследований в области социальной
педагогики
и социальной
работы. Например:
Проблема |
|
для социальной |
для социальной |
Объект |
|
социальная |
социальная |
Предмет |
|
социальная |
возможности |
* Данный пример не
является абсолютно исчерпывающим.
Цель исследования
– предполагаемый результат научного
поиска, выраженный в теоретических или
практических результатах и форме, то
есть как утверждение теоретической
константы, либо практического действия
(рекомендации), разрешающий проблему
(противоречие), обозначенную в предмете
исследования
Например:
Цель исследования |
|
для социальной |
для социальной |
выявить степень |
найти наиболее |
Цель выпускной
квалификационной работы конкретизируется
в системе исследовательских задач.
Задачи
исследования
– это конкретизированные элементы,
составные части цели исследования.
Каждая из этих частей должна подводить
исследователя к достижению цели научного
исследования. То есть решать определенные
конкретные проблемы в рамках предмета
исследования. это данные в конкретных
условиях цели деятельности; они должны
полностью раскрывать цель, представляя
собой звено, шаг, этап ее достижения.
Принято выделять следующие элементы:
-
решение определенных
теоретических вопросов на основе
изучения исторических источников и
документов; -
разработка и
апробирование программы (системы мер)
по изменению негативного «положения
дел» в избранной сфере исследования
работе, выявление ее современного
состояния.
Гипотеза исследования
— предположения (теоретического или
практического характера), дающие наиболее
возможное решение проблемы, обозначенной
в предмете исследования. Гипотеза может
быть подтверждена или опровергнута
результатами исследования.
Требования
к содержанию
выпускной
квалификационной работы
Общие
требования
-
актуальность
избранной темы; -
точная формулировка
объекта, предмета, гипотезы, цели, задач,
методов исследования; -
обоснованность
логики исследования; -
последовательность
и четкость изложения материала; -
убедительность
аргументации и достоверность выводов; -
доказательность
и наглядность описания результатов
опытно-экспери-ментальной работы; -
практическая
направленность исследовательских
выводов, наличие рекомендаций; -
достаточное
количество использованных теоретических
источников; -
грамотное оформление
согласно предъявляемым требованиям
Государственного образовательного
стандарта.
Исследование на
уровне выпускной квалификационной
работы предполагает изучение и критический
анализ монографической и периодической
литературы по теме; определение объекта
и предмета исследования; характеристику
целей, задач и методов исследования;
описание и анализ опытно-экспериментальной
работы; обобщение результатов; обоснование
выводов и практических рекомендаций.
При выполнении
ВКР студент не может ограничиться
простым обзором и реферированием
литературных источников, констатацией
и описанием опыта практической
деятельности в исследуемой области.
Исследование должно содержать научную
новизну и носить прикладной характер,
исключение могут составлять ВКР,
связанные с обработкой архивных
материалов и посвященные проблемам
истории социальной педагогики и
социальной работы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Кочемасова Л.А.
1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
На основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как педагогического феномена, рассматривается его роль в образовательной практике учителя будущего педагогического вуза. Переосмысление историко-педагогического наследия с позиций современного развития педагогической науки и практики, реализация ведущих идей являются основанием для дальнейшей интеграции концептуальных гуманистических воззрений в контексте формирования историко-педагогических компетенций обучающихся. В статье анализируются основные аспекты диалектического единства преемственности «традиций» (прошлого) – инноваций (настоящего в будущее)», отражающие процесс передачи историко-педагогического наследия в современную образовательную практику в комплементарном синтезе инновационного пути научного наставничества.
Актуализация научного наставничества отражает концептуальные аспекты изучения историко-педагогического наследия педагогов прошлого в современных условиях путем организации международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов». Особое внимание в статье уделяется популяризации и преемственности гуманистических идей, педагогического наследия педагога-гуманиста М. Монтессори в направлении научного наставничества, в системе современного высшего образования.
Автором продемонстрирована интегративность деятельности научного наставника при решении методологически обоснованной необходимости внедрения в образовательную практику педагогического вуза авторского проекта (конкурса).
научное наставничество
м. монтессори
педагогическое наследие
историко-педагогический ресурс
образовательная практика
учитель будущего.
1. Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18. № 1. С. 29-46. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.1.3.
2. Саханский Н.Б., Новиков С.В., Иванова Л.С., Чудинов К.Ю. Наставничество как форма педагогического консультирования // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 55-67.
3. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 25-36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02.
4. Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № (2). С. 55-67. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-55-67.
5. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87-91. DOI 10.23951/2307-6127-2017-2-87-91.
6. В мире мудрых мыслей Марии Монтессори: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. Л.А. Кочемасова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. 151 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_montessori_2020.pdf. (дата обращения: 11.05.2021).
7. Монтессори М. Школа Монтессори / Пер. с нем., вступ. и заключит. статьи, коммент. К.Е Сумнительный, С.И. Сумнительная. М: Издательство АСТ, 2016. 224 с.
8. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. 269 с.
В условиях цифровизации происходит трансформация обучения. Современный преподаватель не должен просто ретранслировать знания, ему необходимо передавать навыки, выступать наставником. У учителей будущего – сегодняшних студентов необходимо сформировать новые ценности, мотивацию к обучению, иными словами, необходимо «научить учиться», быть готовым к работе с передовыми научными проектами. Авторское обоснованное видение необходимости создания условий для развития научного наставничества и современной цифровой образовательной среды приобретает особую актуальность в период, когда Российская академия наук объявила 2021 год Годом науки и технологий в России.
Цель исследования: осмысление нравственно-этических, культурных ценностей, преемственно передающихся научным наставником в виде историко-педагогического наследия прошлого в современных условиях подготовки учителя будущего.
Материал и методы исследования
Основными методами исследования являлись обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; историко-генетический анализ трудов отечественных педагогов с целью прочтения по-новому педагогического наследия М. Монтессори. Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» на базе научно-исследовательской лаборатории «Методология и технология модернизации социально-педагогической деятельности в условиях трансформирующегося общества» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной литературы по исследуемой проблематике позволил выявить наиболее распространенные подходы к содержанию понятий «наставничество», «научное наставничество» и преимущественно культивируемые формы его организации.
С психолого-педагогических позиций под термином «наставничество» следует понимать:
– «доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм;
– форма взаимоотношений между учителем и учеником;
– форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии;
– действенная форма профессиональной подготовки, политического и нравственного воспитания молодежи;
– кадровая технология и система обучения персонала, которая обеспечивает передачу профессиональных знаний, навыков и установок непосредственно на рабочем месте от более опытного сотрудника менее опытному» [2, с. 64].
В исследовании Е.А. Дудиной наставничество как особый вид педагогической деятельности характеризуется интегративностью, основанной на поддержке и сотрудничестве и направленной на удовлетворение потребностей участников этой деятельности [3].
Научное наставничество, безусловно, имеет огромное значение для научного воспроизводства. Преподавателю-наставнику важно произвести отбор высокомотивированных студентов к научно-исследовательской деятельности, помочь сформировать убеждение в правильности студентов при профессиональном выборе, руководить научными работами и докладами, сопровождать научное проектирование, конкурсную и исследовательскую деятельность студентов [4].
Продемонстрировать пример научного наставничества возможно благодаря переосмыслению историко-педагогического наследия прошлого с позиций современного развития педагогической науки и практики в российском образовании на основании многолетнего опыта проведения Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».
Научное наставничество приобретает особую актуальность в реализации технологии наставничества – наставник-навигатор, которая осуществляется благодаря технологии преподаватель-наставник. Его задача в своевременном оказании помощи в расширении границ самостоятельного исследовательского поиска, преодолении возникшего информационного вакуума с учетом ориентира-навигатора разрешения сложных ситуаций реализации научного замысла (с которыми студенты не в силах справиться самостоятельно) с позиции обращения к накопленному позитивному опыту, научно-педагогическим идеям мыслителей прошлого и настоящего, рефлексии современной педагогической деятельности, критического оценивания и переопределения нерешенных задач в позитивные целевые ориентиры. Наставник-навигатор работает в режиме диалога с обучающимся, направляет «движение» наставляемого, рекомендует, в каких конкурсах участвовать (при этом он проявляет фасилицирующее участие, помогает в подготовке материалов), создает атмосферу успеха, реализует новые формы психолого-педагогического сопровождения последовательной и целенаправленной исследовательской работы, устанавливает конструктивные доверительные отношения, показывая обоюдную заинтересованность в осуществлении научного исследования и достижении оптимальных результатов в нем с использованием ретроспективных образовательных идей прошлого и продуктивных новшеств настоящего педагогической науки [5, с. 89-90].
Авторский проект Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» раскрывает гуманистический потенциал использования историко-педагогического наследия прошлого в образовательном процессе педагогического вуза как инновационный регулятив научного творчества студентов; включает в себя научное сопровождение учителей будущего на протяжении всех уровней высшего образования в их научном поиске, реализации научных планов, научной карьеры до момента, когда они самостоятельно смогут стать научными наставниками подрастающего поколения.
Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» представляет собой историческую доминанту, при которой осуществляется руководство со стороны опытного преподавателя-наставника и оказание помощи учителям будущего в выполнении научных исследовательских работ, научных проектов, научных конкурсных работ для освоения историко-педагогического наследия, педагогических воззрений традиций и инноваций, современной реконструкции педагогической реальности прошлого, отражающей уникальность и своеобразие педагогического опыта.
Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов ориентирован на сопровождение научным наставником учителя будущего в современном образовательном пространстве педагогического университета посредством следующих конкурсов, проводимых в период с 2018 по 2020 г.:
– «В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлинского» (2018 год, конкурс приурочен к 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога, юбилей которого получил всемирное звучание (по решению Генеральной конференции ЮНЕСКО)).
– «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского» (2019 год, конкурс приурочен к 195-летию со дня рождения основоположника научной педагогики, выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика, блестящего организатора российского просвещения, учителя русских учителей).
– «В мире мудрых мыслей Януша Корчака» (2019 год, конкурс посвящен выдающемуся педагогу, писателю, публицисту, защитнику прав детей).
– «В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова» (2020 год, конкурс приурочен к 210-летию великого ученого, гения медицинской науки, педагога, философа, государственного деятеля. Гуманистические идеи и педагогическое наследие Н.И. Пирогова — гордость и слава отечественной педагогической науки и народного образования.
Наше исследование является по существу попыткой создания реальных условий для научного становления учителя будущего в педагогическом наследии М. Монтессори, направленных на формирование дополнительных компетенций в различных областях знания. 2020 год был приурочен к юбилею — 150-летию выдающегося итальянского педагога-гуманиста, психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, ученого-исследователя, основателя Международной Монтессори Ассоциации (АМI). Гуманистическая педагогика М. Монтессори – яркий пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения. Решением ЮНЕСКО педагог-гуманист М. Монтессори включена в список педагогов, определивших способ педагогического мышления ХХ века [6].
В конкурсных материалах учителя будущего продемонстрировали собственное видение актуальности педагогики М. Монтессори в современном образовании. Идеи и педагогическая система М. Монтессори сохраняют свою актуальность и в современном образовании. Система дидактических материалов, на которых построен данный метод, способствует гармоничному развитию детей, становлению их творческого потенциала, самостоятельности и независимости. Этот метод позволяет сделать процесс обучения индивидуальным для каждого ребенка, а значит сделать его максимально безболезненным и эффективным для личностного развития ребенка. Кроме того, многочисленные обучающие материалы способствуют развитию познавательных способностей обучающихся, что является неотъемлемым условием успешного и продуктивного обучения [6, с. 12].
В чём же актуальность идей М. Монтессори? Прежде всего, Монтессори-педагогика эффективно реализует концепцию свободного воспитания. Создавая свою систему, педагог стремилась исключить авторитарность в воспитании маленького человека и свести на нет давление на него. Она безгранично верила в природу ребёнка, что он – свободная, самостоятельная и активная личность. Всё это выражало её гуманистические устремления, направленные на преодоление негативизма в отношении применения педагогических методик. Для этого педагогу понадобилось разработать собственный уникальный универсальный метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Это одна из причин, согласно которой педагогика М. Монтессори не устаревает до сих пор [6, с. 122].
Анализ гуманистической направленности педагогики М. Монтессори возможен посредством изучения образа педагога-гуманиста в наследии М. Монтессори, который обнаруживает её глубокую связь с культурными процессами, происходившими в мире, и преемственность с главными мыслителями Ренессанса. Образ педагога-гуманиста выглядит убедительным еще и потому, что крайне эффективно и гуманно достигаются гуманистические цели. Показательно, что наследие Монтессори оставило современной педагогике ярчайший образ педагога-гуманиста, который понимает психологические основы личности, уважает свободную волю ребенка, стремится к нравственному и духовному развитию. Поэтому для любого педагога важен комплекс идей Монтессори и их связь с классическим и современным гуманизмом [6].
Интерпретация основных идей педагогической системы М. Монтессори в условиях реформирования современного образовательного пространства ориентирована на личность ребенка, на формирование ее под влиянием уже готовых знаний, которые остается лишь запомнить, тем самым отводя личности пассивную роль. В современной системе образования ребенок рассматривается как некая пустая емкость, которую нужно заполнять различными знаниями, навыками, полезными привычками, чем стараться воспитывать личность. Ребенок – это лист белой бумаги, на котором взрослый волен решать, что необходимо написать и какими знаниями заполнить этот пустой сосуд. Таким образом, «традиционная образовательная система и система Монтессори отвечают на разные запросы общества и поэтому, вероятно, ещё долго будут сосуществовать параллельно друг другу. С каждым годом в России становится все больше педагогов, практикующих идеи педагогической системы М. Монтессори, что свидетельствует об успешной интеграции этих прогрессивных идей с отечественным образовательным пространством. Приобретая новую квалификацию, педагог трансформируется не только в профессиональном, но и в личностном плане, что позволяет ему открыть для себя истинные основы гуманистической парадигмы образования, которая так актуальна в условиях современности» [6, с. 145].
Осмысление критического подхода к педагогике Монтессори осуществлялось в стремлении ученого-исследователя сформировать гармоничную, полноценную личность. Но, судя по реакции, общество в большей его части ещё не готово к этому. Ещё не приняло идею, что самоактуализирующаяся личность – это не та личность, индивидуальность которой лежит сугубо в её неповторимых «отклонениях», или «уникальном» дисбалансе интеллекта, воли и продуктивности деятельности. Слишком трудно отказаться от привычных ценностей и признать, что порой исключительность характера – это своеобразная девиация, за которой человек прячется, боясь распознать в себе заурядность. Да, может быть, Мария Монтессори выставляет всех детей одинаковыми, но только по способностям, и в её глазах все дети равны, независимо от нации, пола или даже врожденных психофизических возможностей. «От каждого по труду, каждому – по способностям» – негласно выводит она свою аксиому, обратно отзеркаливающую основной принцип социализма. После этого неудивительно, что советская власть не могла принять её идей. Пока того не могут и современники XXI века, ведь труд – священный источник творчества, окрыляющий человека, а не низводящий и сутулящий, как принято думать. Пожалуй, тот, кто боится высоты, боится и взлететь, а потому с ужасом смотрит на методику Марии Монтессори, забравшуюся на самое поднебесье, в основание эмпирея, так что даже снизу страшно глядеть [6, с. 44].
В историко-педагогических исследованиях с современных теоретических позиций особенностью метода воспитания чувств является изоляция чувства, мешающего достижению цели игры. Так, например, если упражнение направлено на тактильное, слуховое восприятие, то ребенку завязывают глаза. Это помогает ему сконцентрироваться на данном материале, также вызывает повышенный интерес к занятию. Следует отметить, что данная техника работает только для здоровых детей. У отсталых же она вызывает сонливость, отвлечение от упражнения, ребенок начинает обращать внимание на повязку, что затрудняет проведение игры. Особое внимание привлекают «уроки с нулем», на которых поражаешься сочетанием строгости и любви к детям, и необычный подход к этому уроку. Мария Монтессори с такими теплыми эмоциями, лаской и пристальным вниманием относилась к каждому своему питомцу. Любовь и глубокое уважение ко всем детям проявляла Мария в своей работе, вне зависимости от их умственных или физических способностей. «Матери обожают “Дома ребенка” и наставницу», – утверждает Мария Монтессори. Хотелось бы, чтобы дети и родители так же относились к современным детским садам. Секрет Марии Монтессори не только в особенных принципах, направленных на самовоспитание, саморазвитие и самообучение ребенка, и методе наблюдения, но и в гуманном отношении к ребенку. Прочитав книгу «Метод научной педагогики Марии Монтессори», читатель осознает, почему дети и родители любят «Дома ребенка» [6, c. 39].
Прикасаясь к живой мысли М. Монтессори, мы подходим к осмыслению роли историко-педагогического наследия в социализации и воспитании личности в Монтессори-образовании в условиях современного российского общества в контексте возможности включения элементов Монтессори-образования в современный образовательный процесс в образовательных организациях Российской Федерации. Монтессори-образование целенаправленно развивает способность у детей осуществлять право на свободу, обучает навыкам саморегуляции поведения и «выводит» на самовоспитание, то есть создает все условия, необходимые для социального саморазвития детей как свободных личностей, способных к совершенствованию общества [7].
Исследователь, благодаря устойчивой внутренней мотивации к научному наставничеству, выделяет основные пути реализации концепции единства социализации и воспитания личности в Монтессори-образовании в современных условиях: валеологизация, вариативность, личностные программы развития, использование воспитательных возможностей субъектного Монтессори-сообщества (образовательные пространства взаимодействий педагогов, обучающихся, родителей, объединенные образовательными ценностями педагогики Монтессори) [8, с. 41].
Выводы
Таким образом, научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего представляет собой особый вид педагогической деятельности, нацеленный на оказание помощи и нового формата психолого-педагогического фасилицирующего сопровождения студентов в конструировании индивидуальной траектории научно-исследовательской поиска и работы студентов с позиции интеграции ресурсов историко-педагогического наследия и актуальных возможностей современной системы педагогической науки и практики. При этом преподаватель-наставник задает своим профессиональным авторитетом, научными достижениями, интеллектуальным потенциалом – образец исследователя, который вносит собственный вклад в развитие отечественной педагогики и модернизацию образовательной практики и определяет пути совершенствования и построения перспектив дальнейшей научной исследовательской карьеры студентов с позиции внедрения новых научно-исследовательских идей в соответствующую область выбранной профессиональной деятельности.
Наставничество, двухсторонний, взаимообогащающий процесс, который необходим наставнику не менее, чем наставляемому. Научные наставники, эффективные работники-профессионалы, занимающиеся исследованием историко-педагогического наследия, на основе принятия традиционных ценностей современным российским обществом в контексте педагогики М. Монтессори, обладающие важными для наставляемого знаниями, опытом, ресурсами, испытывающие потребность открывать в идеях М. Монтессори что-то новое, реализуют технологию наставничества преподавателя-наставника, предоставляя возможность выполнения социального запроса на научное наставничество как трансляцию историко-педагогического ресурса подготовки учителя будущего в условиях образовательной среды педагогического вуза.
Библиографическая ссылка
Кочемасова Л.А. НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения: 21.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Организация научной работы преподавателей [c.380]
Структуру организации научной работы преподавателей можно представить следующим образом [c.383]
При разработке научной проблемы руководитель должен учитывать интересы каждого исполнителя, выделять в проблеме вопросы теоретического, экспериментального плана в соответствии с научными интересами каждого преподавателя. Результатом правильной организации научной работы, рациональной расстановки сил преподавателей, соискателей, аспирантов является своевременное и качественное решение поставленных задач. [c.382]
Книга адресована прежде всего студентам экономических специальностей для оказания помощи при подготовке и защите дипломных и курсовых работ, а также начинающим преподавателям для организации научного руководства работой студентов. Методология подготовки и защиты научных работ может быть использована и студентами других специальностей. [c.159]
Профессиональный ценз наличие стажа работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности (руководитель, бухгалтер, экономист, специалист аудиторской организации, научный работник или преподаватель по экономическому или юридическому профилю, юрист и т. п.). [c.44]
Американская бухгалтерская ассоциация (ААА) была создана в 1916 г. как организация преподавателей университетов. Системы бухгалтерского образования Великобритании и США имели примечательные различия. В Великобритании преобладала форма частично заочного обучения, основанная на механическом запоминании и тренировке. Очевидно, что в Великобритании того времени проводилось намного меньше научных исследований в области бухгалтерского учета, потому что исследование — важный аспект университетской работы. Бухгалтеры-практики США были вовлечены в университетские исследования на ранней стадии, и, как выше отмечено, научные разработки в области бухгалтерского учета составляли область деятельности университетских преподавателей. Те бухгалтеры США, область интересов которых была связана с производственным и управленческим учетом, объединились в Национальную ассоциацию бухгалтеров управленческого учета. [c.52]
К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. [c.112]
Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве руководителя, аудитора или специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. [c.62]
В настоящий момент услуги и работы, связанные с продвижением на рынок научно-технической продукции, осуществляются в основном за счет собственных средств Фонда. Обучение технологическому бизнесу финансируется Фондом «Евразия». К работе Фонда привлекаются известные в Томске специалисты-практики, преподаватели, работники органов власти и управления. Фонд активно сотрудничает с Мэрией города Томска, Финансово-инвестиционным центром, Комитетом по образованию и научно-технической политике и Администрацией Томской области. Установлены рабочие контакты с рядом государственных и общественных организаций Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Франции и Китая. Особое место в организации инновационной деятельности занимает информационное обеспечение этого процесса. Созданы базы данных по научно-техническим, предпринимательским и другим проектам, расширяющие возможности схемы управления инновационной деятельностью. [c.335]
Разработке проекта содействовали три консультативные группы промышленников, представителей научных правительственных организаций и преподавателей Пенсильванского университета. В процессе работы над проектом состоялись встречи с представителями заинтересованных организаций, многие из которых дали свое согласие на участие в этой работе. [c.130]
Должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другое руководящие материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве перспективы развития отрасли народного хозяйства и предприятия основные технологические процессы производства продукции предприятия формы, виды и методы профессионального обучения методы планирования, порядок разработки планов подготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ и другой-учебно-методической документации системы оплаты труда преподавателей и инструкторов производственного обучения условия материального обеспечения кадров, направляемых на обучение с отрывом от работы порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров основы экономики, научной организации труда, организации производства исправления основы социологии основы психологии основные принципы, формы и методы трудового обучения и воспитания учащихся, привлечения их к производительному труду, профессиональной ориентации молодежи основы трудового законодательства правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. [c.89]
Книга может быть полезна руководящим работникам, секретарям и вспомогательному персоналу, а также преподавателям и студентам, занятым изучением научной организации управленческого труда. Представляется, что внимательное ознакомление советских читателей с работой К. Ришара принесет несомненную пользу в решении задачи повышения эффективности труда в сфере управления. [c.10]
Соглашения устанавливают определенные льготы для отдельных категорий физических лиц. Так, вознаграждения за работу по найму, которая осуществляется на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемых при международных перевозках, обычно подлежат налогообложению в государстве, где находится головная контора предприятия, осуществляющего такие перевозки. Ряд соглашений предусматривает освобождение от налогообложения заработной платы и других доходов, получаемых иностранными гражданами за работу, осуществляемую на строительной площадке или на монтажном объекте в случае, если продолжительность работы на них не превышает специально оговариваемый в соглашениях период. В разных соглашениях этот период дифференцирован и может составлять от 12 до 36 месяцев. Отдельные статьи соглашений оговаривают специальные условия освобождения от обложения подоходным налогом доходов от деятельности спортсменов, артистов, журналистов стипендий, получаемых учащимися, студентами, аспирантами доходов преподавателей и научных сотрудников доходов от государственной службы пенсий и др. При освобождении от обложения подоходным налогом в РФ иностранному гражданину, имеющему право на указанные льготы, необходимо представить в налоговую инспекцию соответствующим образом заполненный бланк заявления иностранного физического лица об освобождении (возврате) от налога. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — составная часть налогообложения международной экономической деятельности, под которой понимаются все процессы, связанные с международным движением товаров, работ, услуг и капиталов. Механизм налогообложения такой деятельности постепенно переходит на применение унифицированных норм и правил. В европейском сообществе этому способствует практика принятия взаимосогласованных налоговых директив , разрабатываемых административными органами Общего рынка и обязательных для применения всеми странами — членами этой организации. В мировой практике унификация налоговых режимов в отношениях между [c.133]
К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца. Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Лицо, не прошедшее аттестацию, в месячный срок с момента его уведомления о принятии такого решения вправе обжаловать отказ аттестационной комиссии в выдаче квалификационного аттестата в суд. [c.91]
Анализ организации научной работы на кафедрах свидетельствует, что на 67,9% кафедр преподаватели регулярно занимаются научной работой, на 31,1%. — лищь периодически или вообще не занимаются. [c.17]
ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация поступает из внутренней среды организации (как было рассмотрено в гл. 3) о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах. Информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, правительственных нормативных актах и других факторах, как говорилось в гл. 4, поступает из внешней среды. Подсистема планирования и контроля должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема. Конкретные вопросы, подлежащие решению, как правило, включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества. В университете эти функции планирования и контроля выполняют администрация университета, в том числе и деканаты, приемная комиссия, регистрационное и плановое бюро университетского городка. Расписание занятий строится на основе заявок студентов на различные курсы научных дисциплин, имеющегося профессорско-преподавательского состава, наличия аудиторий. Качество преподавания и научных работ контролируется с помощью анализа силами профессорско-преподавательского состава и оценки студентами курсов и преподавателей. Постоянное внимание уделяется потребности в дополнительных преподавательских кадрах и соответствующих средствах. [c.597]
Организационно-методическое обеспечение научной работы включает в себя научный семинар кафедры планирование, отчетность и контроль НИР научно-технические отчеты организацию использования результатов НИР в учебном процессе участие в конкурсах научных работ участие в выставках результатов НИР планирование и отчетность НИРС рейтинговую оценку научной деятельности преподавателей. [c.391]
В процессе обсуждения поступило много предложений по дополнению концепции новыми проектами. С. Гарднер (Бэйлорский университет) считает полезным организовать программу переподготовки администраторов образовательных учреждений, поскольку 1) трудно изменить условия работы преподавателей и исследователей, если ими управляют администраторы старого порядка» 2) администраторы сталкиваются с новыми задачами, вызванными понижающимся уровнем финансирования и другими факторами, для решения которых следует познакомиться с западным опытом 3) сложно организовать сотрудничество между российскими и западными университетами, если администраторы не понимают до конца различий в организации финансирования учебного процесса, проживания студентов, политики в отношения персонала . Л. Минере (Фэрфилдский университет) предлагает создать специальные серверы в Internet, где можно было бы размещать материалы, касающиеся экономического образования, в том числе программы курсов, тексты лекций, информацию об изданиях учебной и научной литературы, проведении курсов переподготовки и стажировок, сообщений о финансировании грантов на научные исследования. [c.403]
Начиная с 1967 г., преподаватели специальных дисциплин высших учебных заведений проходят стажировку на передовых предприятиях, в ведущих вузах и научно-исследовательских организациях сроком до трех месяцев с отрывом и без отрыва о г работы в вузах. Руководители предприятий, вузов и научно-исследовательских организации обязаны принимать преподавателей вузов па стажировку и создавать им необходимые условия для ознакомления с технологией, с современным оборудованием, экономикой и организацией производства. Министерство высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы утверждает инструкцию о порядке стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях преподавателей высших учебных заведений. [c.81]
В статье Основные направления и перспективы развития колледжа педагогического образования, информатики и права в структуре Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в контексте Болонского процесса (Н.В. Надеева и С.А. Миргород, г. Абакан) представлен анализ и опыт работы колледжа педагогического образования по следующим приоритетным направлениям обеспечение условий для реализации принципов преемственности и непрерывности профессионального образования, инновационная деятельность, организация и развитие научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, информатизация учебно-воспитательного процесса, совершенствование системы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечение условий их успешной адаптации, совершенствование системы воспитательной работы, организация учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе прохождения обучающимися учебных и производственных практик, качественное кадровое обеспечение образовательного процесса. [c.62]
Доцент Высшей школы финансов Международного университета в Москве. Автор специализированных обучающих программ, специалист в области методологии преподавания. Имеет практический опыт в организации и развитии частного предпринимательства. Закончила Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе по специальности прикладная математика. Работала преподавателем Московского государственного института культуры и Учебного центра Менатеп , а также ряда учебных центров и курсов повышения квалификации менеджеров компаний и сотрудников банков Научного учебно-консультационного центра технологии современного бизнеса Дело , Школы организаторов управления Перспектива , Центра профессиональной подготовки кадров Интеракт при Московском государственном университете им. М.Ломоносова. [c.1020]
Помимо развития вузовской науки через систему инновационных и национальных университетов Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. предусматривается стимулирование интеграции науки и образования через взаимодействие вузов с академическими и другими научными организациями страны. Интеграция науки и образования декларируется в качестве одной из двух ключевых задач в области развития науки и инноваций и в разработанной МЭРТом Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Однако развитие этого вида интеграции сдерживается из-за ряда нормативно-правовых проблем и отсутствия целевой и системной поддержки такой интеграции. В законодательстве отсутствуют определения как традиционно существовавших в России форм интеграции (базовая кафедра, проблемная лаборатория), так и прогрессивных форм (исследовательский университет). Глубокая интеграция на существующем правовом поле невозможна, и это резко увеличивает издержки трансфера знаний26. Действующая система оплаты также не способствует интеграции науки и образования. Научные работники имеют иной трудовой и профессионально-правовой статус, чем профессорско-преподавательский состав. При переаттестации преподавателей ведение ими научной работы отнюдь не входит в число основных критериев, а требования по проведению научной работы сильно занижены27. Далее, базовая оплата преподавателей в вузе в разы выше, чем у ученых в исследовательских подразделениях, а нормативы лекционной нагрузки значительно выше, чем у преподавателей за рубежом. Все это снижает стимулы к научной работе у преподавателей российских вузов. [c.312]
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — учебно-научное и адм. подразделение вуза, осуществляющее подготовку студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов по одной или нескольким родственным специальностям, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов организации соответствующей отрасли, гос. служащих, а также руководство научно-исследовательской работой кафедр. Ф.в.у.з. может вести подготовку специалистов с отрывом и без отрыва от производства объединяет все кафедры и лаборатории, относящиеся к специальностям, включенным в состав факультета, общенаучные и общеобразовательные кафедры вуза, которые по содержанию своей работы наиболее близки профилю факультета. Ф.в.у.з. организуются приказом ректора по решению ученого совета вуза. Общее руководство факультетом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет факультета. Срок его полномочий устанавливается уставом вуза. Председателем ученого совета является декан факультета. В ученый совет Ф.в.у.з. входят заместители декана, заведующие кафедрами, представители профессорско-преподавательского состава, научных работников и профсоюзных организаций. Члены ученого совета избираются тайным голосованием на общем собрании (конференции) профессорско-преподаватель- [c.413]
Сегодня в работе юбилейной научной конференции, посвященной 40-летию ЗКАТУ, принимают участие многие ученые, преподаватели вузов, представители научных организаций Казахстана, Российской Федерации, Германии, Израиля и Китайской Народной Республики. На конференцию представлено 450 докладов, отличающихся разнообразием тематики, новизной и емкостью исследований проблем и перспектив развития нынешней науки, культуры и образования. [c.3]
Должностные обязанности. Организует учебный процесс подготовки аспирантов в научных учреждениях (организациях) и учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Принимает от поступающих в очную и заочную аспирантуру и оформляет согласно установленному порядку необходимые документы, передает их на рассмотрение приемной комиссии. Разрабатывает планы приема аспирантов по специальностям за счет бюджетных и небюджетных средств, графики проведения вступительных и сдачи кандидатских экзаменов, согласовывает их с руководством учреждения (организации), осуществляет контроль за их выполнением. Уведомляет членов приемных и экзаменационных комиссий, аспирантов и соискателей о времени и месте проведения экзаменов. Обеспечивает эффективную работу приемных и экзаменационных комиссий. Привлекает к участию на договорной основе в учебном процессе профессоров, доцентов, а также высококвалифицированных преподавателей учебных дисциплин по соответствующему профилю подготовки. Организует разработку и учет выполнения аспирантами индивидуальных учебных планов, составляет отчеты о работе аспирантуры, предоставляет необходимые сведения, касающиеся подготовки научных кадров, ученому (научно-техническому) совету учреждения (организации). По результатам проведенных экзаменов подготавливает проекты приказов о зачислении в очную или заочную аспирантуру, а также о продолжении обучения или отчислении из аспирантуры. Оформляет документы о прикреплении соискателей для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Консультирует аспирантов и соискателей по вопросам их прав и обязанностей, действующих правил и порядка оформления диссертационных работ. [c.286]
При прем,ирО1вания профессоров и преподавателей высших учебных заведений за работы по научной организации труда руководствоваться письмом Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 24 июня 1966 г. № 1581—СН. [c.270]
Сводные показатели деятельности преподавателей объединяются в план-отчет кафедры за год, в котором выделяются следующие разделы довузовская подгот9вка (по выпускающей кафедре) прием студентов по специальности контингент студентов факультета по специальностям выпуск и трудоустройство выпускников численность профессорско-преподавательского состава подготовка научно-педагогических кадров кафедры переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров учебно-методическая работа методическое обеспечение учебного процесса организационно-методическая работа научно-исследовательская работа учебная и научно-исследовательская работа студентов публикаций результатов научной деятельности организация внешних связей финансово-хозяйственная деятельность материально-техническая и учебно-лабораторная база информатизационная деятельность. По этим же группам показателей кафедра отчитывается за выполнение перспективного пятилетнего плана. [c.441]
В 1933 г. его дело было пересмотрено. Альберт Львович был реабилитирован, освобожден из ссылки и вернулся в Москву. С июля 1933 по июль 1941 г. он занимался преподавательской работой в вузах (по прикладной экономике и статистике) и научно-исследовательской работой во всесоюзных научно-исследовательских институтах Наркомата пищевой, затем крахмалопаточной и, наконец, консервной промышленности. Был в этих институтах старшим научным сотрудником, руководителем бригад по экономическому обоснованию новостроек, по реконструкции крупных комбинатов, организации сырьевых зон для существующих заводов. За все это время Альберт Львович выполнил ряд важных исследований, имеющих хозяйственно-практическое и научно-техническое значение. Поэтому и был премирован Нарком-пищепромом. В 1936-1938 гг. он одновременно преподавал математику на курсах Мособлоно по подготовке преподавателей-математиков для средней школы. Все это нужно было лишь для того, чтобы хоть как-то продержаться. Заниматься любимым делом, делом всей его жизни ему не давали. Поэтому главную свою книгу об исчислении народного дохода он писал дома и для себя, надеясь, конечно, на ее счастливую судьбу. [c.9]
Е. Н. Лобанова — научный руководитель и ведущий преподаватель учебного модуля «Управление финансами » эксперт Международной организации экономического развития (OE D) участник консультационных проектов по управлению финансами российских предприятий. Е. Н. Лобанова является автором целого ряда методических пособий, конкретных аналитических ситуаций (кейсов) статей в отечественных и зарубежных журналах по проблемам стратегического финансового планирования, долевой экономики, финансированию госзаказов, цикличности экономического развития. Руководит авторским коллективом учебного модуля Управление финансами (1999 г.), работает научным редактором переводных изданий, среди кото- рых Финансы. Мастерство (1998 г.), Факторы стоимости (2000 г.). [c.393]
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕТЕНДЕНТАМ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ экономическое или юридическое (высшее или среднее заявление установленного образца копия дип-специальное) образование лома о высшем (среднем специальном) обра-стаж работы не мене 3-х лет (из последних 5) в качестве зовании нотариально заверенная выписка из аудитора специалиста аудиторской организации бухгалтера трудовой книжки нотариально заверенная кви-экономиста ревизора руководителя предприятия научного танция о внесении платы за проведение аттес-работника или преподавателя по экономическому профилю тации две фотографии размером 4×6 см [c.215]
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Туебакова Н.А.
1
Жунисбекова Ж.А.
2
Асетова Г.А.
2
Рысбаева С.Ж.
2
Койшибаева Н.И.
2
1 Казахский государственный женский педагогический университет
2 Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова
Сегодня необходима перестройка традиционной системы обучения, внедрение стройной системы содержания и технологий обучения, основанной на достижениях психологии и дидактики, в которых воплощен коллективный разум и опыт многих поколений психологов-теоретиков, ученых-педагогов и педагогов-практиков. Сегодня необходимо решать следующие задачи: повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, добиться прочного овладения основами наук, улучшить нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие и т.д. Все это могут осуществить только коллективы педагогов, в которых работают мастера своего дела, способные повести за собой коллег, сплотить их для решения этих сложных задач.
преподаватель
педагог
наука
научное исследование
научный поиск
задачи исследования
методы исследования
1. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб.пособие / Под ред. д-ра экон.наук, проф.С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.
2. Настольная книга преподавателя / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: «Соврем.слово», 2005. – 544 с.
3. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
Наука играет важную роль в ускорении развития производства, решении главных социально-экономических проблем развития общества.
Всемирная декларация о высшем образовании, Концепция реформирования казахстанской науки придают особое значение укреплению научно-исследовательского потенциала вузов, усилению процесса интеграции науки и образования, превращению вузов в мощные центры научно-исследовательского развития.
Интеграция науки, высшей школы и производства реализуется в разных формах и с различной интенсивностью и во многом определяется уровнем организации научной работы на кафедрах вузов. В связи с этим в вузах создаются условия, способствующие накапливанию научно-исследовательского потенциала, повышению качества подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, повышению уровня научно-исследовательской работы.
Значимость научной работы заключается в первую очередь в том, что результаты и инновационные разработки профессоров и преподавателей вузов обладают самой короткой дистанцией апробации и внедрения в практику. Они могут быть использованы в учебном процессе для его обогащения, для разработки новых курсов по выбору, новых учебных пособий и монографий. Научная деятельность преподавателя высшей школы обеспечивает триединство обучения, науки и практики, реализацию познавательной и преобразующей функции самой науки.
Кроме того, научная работа повышает личный престиж преподавателя как ученого, расширяет возможности самостоятельной научной работы студентов, повышает степень удовлетворенности студентов обучением в вузе.
Результаты исследования. Исследование в педагогике – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах. Объектами исследования в педагогике служат педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Предметом исследования являются совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Таким образом, предмет исследования – более узкое понятие, чем объект. Он является частью, стороной, элементом объекта исследования. Например, объектом исследования может быть процесс обучения в целом, а предметом исследования только методы обучения (часть процесса). Понятия «объект» и «предмет» относительны. В роли объекта, например, могут выступать методы обучения, а предмета – лишь одна группа этих методов, допустим методы стимулирования учения.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
• это целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
• это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
• это процесс, характеризующийся систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
• это процесс, которому присущи строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Основные средства научно-теоретического исследования:
• совокупность научных методов, обоснованных и сведенных в единую систему;
• совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.
Важнейшие требования к любой научной работе – это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии.
Необходимо постоянно следить за смыслом, который вкладывает исследователь в тот или иной используемый термин. Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, следует прежде всего обращаться к энциклопедическим словарям и энциклопедиям.
Введение новых терминов допустимо только в тех случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление, процесс.
Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.
Изучать в научном смысле – значит, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.
Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, основу которого всегда составляет замысел ученого, его идея. В то же время развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.
Научное исследование характеризуется следующими отличительными признаками:
• целенаправленность, четкость формулировки задач;
• направленность на поиск нового;
• систематичность процесса и результатов;
• строгая доказательность.
Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности, а сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки.
Библиографию необходимо вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам, когда на это уже не будет времени.
Предвидение – фундаментальная методологическая функция науки. Процесс предвидения строится по этапам: прошлое знание; общий метод; практическая проблема; общее решение; исследование; планирование; ежедневное решение; действие; конечный результат; эволюция результата.
Ход научного исследования можно представить в виде последовательных действий:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• постановка цели и конкретных задач исследования;
• определение объекта и предмета исследования;
• выбор методов (методики) проведения исследования;
• описание процесса исследования;
• обсуждение результатов исследования.
• формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Специальные методы изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы научного познания обычно делят на три группы:
• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
• методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
• методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результатом наблюдения становится информация об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Наблюдение должно удовлетворять таким требованиям, как планомерность, целенаправленность, активность, систематичность.
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, что позволяет впоследствии выявить закономерности и законы.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
• в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
• эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
• важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании – моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространен в науке. Цель этого метода – изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.
Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез – это соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями ее предмета и объектов изучения. Каждый из этих методов представляет собой совокупность принципов и вытекающих из них приемов, операций, посредством которых решаются специфические задачи в частной области исследований. К специальным методам частных наук могут быть отнесены методы: математической статистики, оптимизации, технико-экономического анализа, математические и др. Развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породившей тот или иной конкретный метод.
Основанием для классификации методов могут быть также выполняемые ими функции в зависимости от особенностей целей, объектов и условий исследования. По функциям различаются методы, применяемые как при эмпирических, так и теоретических исследованиях. Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых факторов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей. На теоретическом уровне проводится синтез знаний, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. В научных исследованиях успешно используются оба эти подхода, которые дополняют и обогащают друг друга.
К сожалению, в науке о научно-исследовательской деятельности нет специальных правил и предписаний о том, как надо разрабатывать логику научного исследования. Это объясняется тем, что каждая проблема специфична и имеет свою логику исследования, а потому требует от исследователя творчества, интуиции. Поэтому неудивительно, что в литературе по методологии и методике педагогических исследований имеется широкий диапазон взглядов на последовательность этапов исследовательского процесса. Однако большинство авторов выделяет следующие основные общие этапы исследования:
1. Установление объекта изучения.
2. Исследование известного об объекте действительности.
3. Постановка и формулирование проблемы. Определение предмета.
4. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.
5. Построение плана исследования (выбор методов и процедур).
6. Проверка гипотезы.
7. Определение сферы применения найденного решения.
8. Литературное оформление результатов исследования.
9. Проверка и уточнение выводов исследования в массовом опыте, в широком эксперименте (внедрение в практику).
Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой научного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, логической последовательностью научного исследования, его основными этапами и формами. Общенаучные и специальные методы исследования имеют свои преимущества и ограничения в применении. Каждый из них выражает какую-то сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть представлен абстрактно. В процессе научного познания все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.
Научное исследование – метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях. Научное исследование должно обладать свойствами системности, эксплицитности и контролируемости. Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт состоит в причинной связи или наблюдается вместе с другими фактами; эксплицитность – в том, что правила описания и изучения реальности сформулированы в явном виде; контролируемость – в том, что анализируемые явления рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации.
Выводы. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Изучать в научном смысле – значит, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение.
Библиографическая ссылка
Туебакова Н.А., Жунисбекова Ж.А., Асетова Г.А., Рысбаева С.Ж., Койшибаева Н.И. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-3.
– С. 430-433;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8529 (дата обращения: 21.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)