Навыки классного руководства

Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с
новыми задачами воспитания в современных
условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к
    ценностям гуманитарной культуры, духовности и
    нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как
    субъекта культуры и собственного
    жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого
    потенциала, склонностей, способностей и
    жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и
    здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя
различные направления: профессиональные,
правовые, социально-педагогические и
психологические аспекты деятельности в
образовательном пространстве.

Международная Комиссия по образованию пришла к
выводу, что будущий прогресс человечества в
современных условиях будет зависеть не столько
от экономического роста, сколько от уровня
развития личности.

Рассмотрев перспективы развития образования в
XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от
классического понятия «человеческие ресурсы» к
созданию концепции «компетентности
человека»,
которая предполагает
максимальный и всесторонний учет интересов
человека: овладение не только профессиональной
компетентностью, но и знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для
конкурентоспособности на рынках труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде
компетентность специалиста представляет собой
совокупность способностей, качеств и свойств
личности, необходимых для успешной
профессиональной деятельности в той или иной
сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков,
Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова,
С.Н.Чистякова и др.).

В настоящий период получает распространение
следующее содержание компетентности как
владения и обладания человеком соответствующего
профессионализма, что включает его личностное
отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя
понимается интегральная характеристика,
определяющая способность решать
профессиональные проблемы и педагогические
задачи, возникающие в реальных образовательных и
воспитательных ситуациях, требующих применения
конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и
личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на
реализацию личностных качеств специалиста,
позволяющих ему свободно ориентироваться в
динамично меняющемся социуме, в вопросах своей
профессиональной деятельности, максимально
раскрывая свои личностные качества, адаптируясь
к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности
отводится таким понятиям, как профессионализм –
концентрированный показатель
личностно-деятельностной сущности педагога,
обусловленный мерой реализации его гражданской
зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм
педагога – это результат творческой
деятельности личности, которая способна
продуктивно, грамотно решать образовательные и
воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы
педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность
    в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области способов
    формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в
    сфере общения;
  • дифференциально-психологическая
    компетентность в области мотивов, способностей,
    направленности учащихся.

Компетентностная  готовность педагога к
реализации деятельности класс­ного
руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и
    психологических подходах к социальному
    воспитанию;
  • его технологические умения (как умение
    реализовывать относительно эффективные системы
    педагогических действий);
  • его умение отобрать и внести в воспитательный
    процесс содержание, адекватное социальным
    тенденциям, личностным устремлениям школьников
    и собственным индивидуальным интересам.

Но классный руководитель не может быть
«мастером на все руки». Успешный классный
руководитель всегда ограничивает свою
деятельность проблемами и особенностями данного
класса, своими собственными предпочтениями,
умениями, индивидуальными особенностями. Чаще
всего он это делает интуитивно. Школьная
политика в сфере воспитания должна переводить
этот процесс в план осознания педагогами своих
возможностей, стилей, их развития, поддержки
ценности вариативности осуществления классного
руководства.

Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх
базовых вариантов деятельности классных
руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это
классный руководитель – умелый организатор
коллективной деятельности школьников,
развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» –
организация конкурсов, праздников, классных
часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог.
Это классный руководитель, стремящийся
развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения
школьников и умеющий регулировать и развивать их
общение и отношения, в том числе средствами
психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель.
Это классный руководитель, стремящийся
поддерживать самых разных школьников: от
одарённых и активистов до «трудных» и имеющих
проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет
строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и
учителями, помогать в решении их учебных и
жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный
организатор
.
Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников
социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах
социальные интересы и стремления, ориентирует их
на участие в социальных проектах и других
общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных
руководителей
реализуется через:

  • чтение методической и педагогической
    литературы, а так же индивидуальный практический
    педагогический поиск;
  • методическую и обучающую деятельность в самом
    образовательном учреждении (в том числе через
    приобретение учреждениями качественной
    методической литературы);
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта школьных
    коллег,
  • проведение мониторинговых исследований,
  • анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения
специальных знаний в определенных областях и
овладения умениями и навыками деятельности по
отдельным направлениям, обеспечивающих качество
воспитательной работы. Есть   несколько
видов специальных  компетентностей,
которые  отражают специфику конкретной
сферы профессиональной деятельности классного
руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном
    образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение
    профессиональной деятельности классного
    руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите
    детства;
  • применение законодательных актов, определяющих
    содержание воспитания.

Аналитическая компетентность
позволяет классному руководителю принимать
эффективные решения конкретных задач в
воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования
    явлений и процессов классной воспитательной
    работы;
  • разработка методик изучения учащихся
    (образовательный статус, уровень воспитания,
    творческие предпочтения, организация свободного
    времени);
  • обучение анализу конкретных воспитательных
    ситуаций и выработке конкретных решений;
  • разработка научно-методических принципов
    системного анализа состояния и перспектив
    развития воспитательной работы в классе;
  • проектирование содержания мониторинга
    изучения актуальных проблем личностного
    развития детей в едином воспитательном
    пространстве.

Компетентность здоровьесбережения
направлена на изучение физического и
психического здоровья учащихся класса,
разработку совместно с администрацией школы
программ развития и коррекции здоровья детей в
учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария
    активных форм развития и сохранения физического
    здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы,
    спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
  • определение долговременных задач развития
    здорового образа жизни в социоприродной среде;
  • овладение технологиями просвещения учащихся
    класса в области личной гигиены, антиалкогольной
    и антиникотиновой пропаганды, разъяснение
    последствий наркомании и СПИДа для
    человеческого организма;
  • подготовка диагностических материалов по
    проблемам соблюдения санитарно-гигиенических
    требований к уроку, организации учебной
    деятельности, укрепление здоровья в свободное
    время.

Социокультурная компетентность  направлена
на организацию разнообразной деятельности в
области в области культуры и свободного времени
учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и
    желаний ребят в организации и проведении
    внеклассных мероприятий;
  • сохранение и обогащение опыта культурной
    деятельности народов России;
  • обеспечение развития детской личности на
    ценностях, нормах и традициях российской
    культуры;
  • организация развития способностей и
    потребностей юношества в свободное время;
  • разработка системы освоения детьми природной
    среды.

Социально-педагогическая
компетентность
реализуется на основе
создания опыта взаимодействия классных
руководителей, социальных педагогов и школьных
психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей
    ребенка, совместное решение детских проблем;
  • насыщение воспитательным содержанием
    социальной среды, оказывающей решающее
    воздействие на развитие детской личности;
  • формирование социально-психологического
    климата, способствующего продуктивной
    совместной деятельности и всестороннему
    развитию подростков в детском коллективе;
  • овладение формами и методами обучения детей
    различным видам социальной деятельности и
    межличностного взаимодействия;
  • знание государственных и законодательных мер,
    направленных на охрану прав детской личности, ее
    общественных, образовательных и воспитательных
    интересов;
  • изучение этики общественной жизни, прав и
    обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком
уровне, комплексно и творчески решать сложные
профессиональные задачи, поскольку востребован
не просто предметник, а педагог-исследователь,
педагог-психолог, умеющий проводить 
мониторинг, диагностику, прогнозировать
результат,  творчески применять известные и
разрабатывать авторские идеи, методические
приемы.

Одним из важных и самых трудных элементов в
работе заместителя директора, руководителя ШМО,
классного руководителя является анализ
воспитательного процесса и его результатов.
Анализ воспитательной работы – это не
констатация: что-то сделано, что-то не успели
сделать. Анализ воспитательной работы – это
выявление высоких и низких, положительных и
отрицательных результатов воспитательной
работы, а также причин, приведших к успеху или
неудаче – это определение путей развития успеха
или путей преодоления недостатков в работе. 
Большую помощь  в выявлении результатов
воспитательной работы оказывает мониторинг.

Мониторинг в воспитании – это форма
организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о воспитании  в
школе, обеспечивающая непрерывное слежение
за  его состоянием и прогнозирование его
развития.

Мониторинг предполагает непрерывное,
длительное наблюдение за деятельностью
классного руководителя,  учащихся. 
Мониторинг должен определять моменты перехода
одного качества в другое, корректировать,
поддерживать или ослаблять соответствующие
тенденции воспитательного процесса.

Концептуальная модель мониторинга

Именно мониторинг на сегодняшний день является
наиболее совершенным способом информационного
обслуживания УВП. Организация мониторинга в
школе стала возможной, т.к. за годы существования
школы создана и стабильно функционирует
информационная база, которая систематически
пополняется и активно используется
педагогическим коллективом.

Исходя из результатов мониторинга за прошлый
учебный год, можно сделать следующие выводы об
эффективности деятельности классного
руководителя по организации воспитательного
процесса:

  • В целом наблюдается повышение эффективности
    воспитательного процесса.
  • Выявляются проблемы, требующие принятия
    управленческих решений: о развитии
    самоуправления в коллективах, о путях
    формирования мотивации, о повышении уровня
    воспитанности, о дальнейшей работе по повышению
    профессионального мастерства педагогов.
  • Самыми сложными проблемами для классных
    руководителей являются умение анализировать
    воспитательную работу, умение проводить
    педагогическую диагностику, эффективность
    классных воспитательных мероприятий.
  • Требуется детальный анализ причин такого
    состояния воспитательного процесса на различных
    уровнях и составление программы дальнейшего
    развития воспитательной системы.

Поэтому огромное значение в работе ШМО играет
хорошо организованная, продуманная
диагностическая работа с педагогами, которая
позволяет:

  • прогнозировать перспективы профессионального
    роста учителя;
  • видеть сильные и слабые стороны в работе с
    учителями с целью создания системы коррекции;
  •  формировать педагогическую культуру и
    мастерство педагога;
  • способствовать росту и совершенствованию
    методической культуры педагога;
  • стимулировать качество деятельности МО школы.

Для того чтобы диагностические исследования
были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО
необходимо определить пакет диагностических
методик. В своей работе мы используем следующие методики
и диагностики:

  • методика изучения уровня профессионализма
    классных руководителей;
  • методика выявления резервных возможностей
    качества воспитательной работы классного
    руководителя;
  • диагностика изучения профессиональных
    ориентиров педагогов в сфере воспитания;
  • диагностика успешности педагога;
  • диагностика изучения затруднений в
    деятельности классных руководителей;

Таких методик не должно быть много, но они
должны быть использованы в течение 2-3 лет, что
позволит увидеть динамику развития
педагогического коллектива по определенным
параметрам, позитивные изменения в работе.

Учить методике воспитательной работы можно на
основе изучения уровня профессиональных
затруднений тех людей, с которыми предстоит
работать. Кроме профессиональных затруднений
каждого классного руководителя, нужно знать и
его сильные стороны, уровень его педагогической
квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно
определить содержание и форму методической
помощи, которая наиболее соответствует его
способностям, опыту и навыкам. При этом
выявляются положительные моменты в работе
классных руководителей, которые мы используем в
организации методической помощи, так как
обобщение и распространение педагогического
опыта – одна из форм воспитательной работы.

Приложение

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Классный
руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации педагог,
занимающийся организацией, координацией проведением вне урочной воспитательной
работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет
учитель, ведущий это класс. На средней и старших ступенях обучения классный
руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих данном
классе. Должность классного руководителя введена также средних специальных
учебных заведениях, в малокомплектных школах, школах-интернатах,
профессионально-технических училищах функции классного руководителя
осуществляет воспитатель.

С 1989
года в некоторых школах России начала вводиться должность освобожденного
классного руководителя (воспитателя).

ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Организация
воспитывающей и развивающей деятельности — первый объект внимания педагога,
одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо
там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие
личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.

Организация
и развитие коллектива — второй объект внимания и задача классного руководителя.

Помощь в
становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его
внутренних сил, склонностей, интересов и способностей — третья задача
воспитательных воздействий классного руководителя.

В
процессе взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями
выделяются четыре типа задач.

Первая
группа может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему,
включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными
институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития
личности и формирования ее индивидуальности.

Вторую
группу можно обозначить как задачи диагностическо – этические, для того чтобы
правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный
руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления,
личностные качества и индивидуальные характеристики.

Третья
группа может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией
ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного
выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных
обстоятельствах.

Четвёртая
группа может быть обозначена как задачи индивидуально- практического характера.
К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы —
учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности.

Исходя из
задач, можно обозначить основные функции классного руководителя.

ГЛАВНЫЕ
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1 —
диагностирующая

2 —
коммуникативная

З —
воспитательная

4 —
проектирующая

5 —
организационно — деятельностная

6 —  развивающая

7 —
методическая

8 —
стимулирующая

9 —
оценивающая

10 –
охранно-защитная

11 —
корректирующая

Основные
функции определяют важнейшие направления деятельности классного руководителя.

ЧТО МОЖНО
РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ

Под
педагогическими условиями понимаются обстоятельства способствующие проявлению и
развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им
авторской педагогической технологии.

Эффективность
деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого
воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с
воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с
учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от
уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных
социально-психологических феноменов класса.

В
качестве условий эффективности деятельности классного руководителя
рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в
разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с
учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня
восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива,
специфики внутриколлективных отношений)

КАКИМИ
КАЧЕСТВАМИ И СПОСОБНОСТЯМИ ДОЛЖЕН

ОБЛАДАТЬ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Профессиограмма
— квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально —
значимых качеств, способностей, умений, навыков.

Личность
классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью,
гармоничностью и целостностью своего развития.

Профессиональный
идеал может быть сформирован при условии положительной Я-концепции.

Положительная
Я-концепция определяется тремя факторами:

твердой
уверенностью в импонировании другим людям;

уверенностью
в способности к тому или иному виду деятельности;

чувством
собственной значимости.

Воспитателю
необходимы такие качества, как:

любовь к
людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость,
доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

 высокий
уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора,
находчивость;

 твердость
и решительность характера, уверенность в себе, силу воли, самоотдача;

 разнообразие
эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека
оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);

 высокий
уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и
т.д.

Знания
классного руководителя должны представлять определенную систему состоящую из
трёх компонентов:

  знания
особенностей  развития личности и детского коллектива;

 психолого
-педагогические знания;

 общие
знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека

Умения и
навыки классного руководителя:

  • диагностические;
  • проектировочные;
  • практические;
  • оценочные;
  • рефлексивные

К
педагогическим способностям классного руководителя относятся:

  • дидактические
  • перцептивные
    (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция)
  • суггестивные
    (способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого
    влияния на воспитанника
  • коммуникативные
  • экспрессивные
  • выразительные
    способности
  • эмоциональная
    устойчивость
  • способность
    владеть собой
  • оптимистическое
    прогнозирование
  • креативные
    (способность к творчеству)
  • научно
    – познавательные способности

ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

         Планирование
воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной
работы.

         Планирование
– творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми,
который является насущной частью профессиональной деятельности. Планирование
воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского
коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной
деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной и
творческой.

         При
составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует
учитывать: деятлеьность родителей, деятельность педагога – воспитателя,
деятельность учащихся.

         После
опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное
собрание родителей и учащихся.

         Цель:
разработка плана «Жизнедеятельность классного коллектива»

Окончательный
вариант заносится в план «Жизнедеятельность классного коллектива». Затем
проводится родительское собрание.

         Цель:
составление плана работы коллектива родителей. Педагог оформляет раздел плана
«Работа с родителями»

СТРУКТУРА
ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Анализ
    работы за прошедший год
  • Характеристика
    классного коллектива:

Состав
класса и его общая характеристика (количество учащихся — мальчиков, девочек;
познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и
успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных
семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);

 сплоченность
класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса,
действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами
объединяться для выполнения различные видов деятельности, характер отношений
учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;

 связь
классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив
в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших
товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы,
микрорайона).

  • Воспитательные
    задачи.
  • Жизнедеятельность
    классного коллектива.
  • Работа
    с родителями учащихся.
  •  Индивидуальная
    работа с учащимися.

 ОФОРМЛЕНИЕ
ПЛАНА  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Существуют
различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного
коллектива» и собственно планированию дел:

1.
Планирование по ключевым делам

2.
Календарное планирование

3.
План-сетка

4.
Планирование по видам деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНА  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Существуют
разные подходы к планированию:

  • целенаправленность
    плана
  • учёт
    возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе
  • преемственность,
    систематичность, последовательность планированных дел
  • разнообразие
    форм и методов
  • творческий
    характер планирования                           

 При
составлении плана воспитательной работы важно помнить о том, что существуют 4
этапа становления воспитательной системы:

5-6
класс

I

6-7
класс

I I

8-9
класс

I I I

10-11
класс

IV

I

Проективный

Всестороннее
изучение детей. Диагностика изучения личности учеников. Методический поиск,
разработка модели воспитательной  системы

II

Практический

Внедрение
разработанной воспитательной  системы,  реализация основных направлений и
идей.   Апробация выбранных методов и форм.

III

Обобщающий

Подведение
первых итогов реализации воспитательной системы. Проведение сравнительных
анализов, изучения результатов и эффективности воспитания

IV

Коррекция

Этап
исправления ошибок. Приближение ученика к модели выпускника

ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

         Принцип
природосообразности.

         Воспитывать
учащихся сообразно их полу, возрасту, формировать у них ответственность за
развитие самих себя.       

         Принцип
культуросообразности.

         Воспитывать
на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами
национальной культуры.

         Принцип
интеграции.

         Индивидуальный
и личностный подход в воспитании. Признание личности развивающегося человека;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

         Принцип
концентрации воспитания.

         Развивать
социальную и культурную компетентность личности, оказать помощь в освоении
социокультурного опыта и свободного самоопределения в социальном окружении.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

          В
разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия
«воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является
понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное
управление процессом развития личности».

         Сегодня
в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества,
диалога, самоактулизации и самоопределения личности. Для достижения этих идей
необходимо координационные взаимодействия всех участников воспитательного
процесса.

         И
это взаимодействие не должно нарушаться, если из этой системы выпадает хотя бы
одно звено, всякое воспитание бессмысленно.        

         В
своей работе педагог может и должен использовать в работе отечественные
традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса,
передовые воспитательные технологии прошлого и современности.

Учитывая
все вышесказанное, можно выделить следующее направление воспитательной работы:

Помощь
учащимся класса в организации учебной работы:

организация
изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение
уроков, требование дисциплины и т.д.). используемые методы: беседа., диалог,
«живые картинки» и т.д.

организация
дежурства, уборки класса. Методы: организация и контроль работы ученического
самоуправления в частности трудового сектора.

организация
рейтинговой оценки образовательных достижений (создание экрана успеваемости).
Организация и контроль за работой учебного сектора.

 участие
во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита класса
перед администрацией школы.

Индивидуальная
работа с учащимися:

ведение
диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной
поддержке.

Помощь
ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов

3.Формирование
и развитие детского коллектива:

работа по
формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя
(беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы
коллектив» и т.д.).

Организация
участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях

Обязательное
присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях, в которых задействован
класс /организация группы поддержки/.

4.Сотрудничество
с родителями по воспитанию учащихся:

Регулярное
проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.

Проведение
тематических родительских собраний.

Проведение
индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.

Информирование
родителей об успешности обучения учащихся.

Проведение
с родителями совместных мероприятий

Установление
контактов родителей с педагогами и школьным психологом.

Для
успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с
детьми:

  • Групповые
    (педагог-группа учащихся) – творческие группы, органы ученического
    самоуправления. Здесь классный руководитель — сотрудник, рядовой участник
    или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия
    для получения в группе значимого положительного результата
  • Индивидуальные
    (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор,
    консультации, советы, обмен опытом и др.
  • Массовые
    (педагог — несколько групп, классов) – конкурсы, походы, спортивные
    соревнования и т.д. роль классного руководителя здесь разнообразна от
    организатора до рядового участника

УЧЕНИЧЕСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ

В
системе  работы классного руководителя большую помощь играет ученическое
самоуправление.         После распределения каждый сектор выбрал представителя
в актив класса. Были строго распределены обязанности. Например, учебный сектор
отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный
сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой
сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию
субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи
класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение
развлекательных и культурно-массовых мероприятий.

При
реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее
результаты.

         Под
результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли
с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

         Изучение
результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую,
контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом надо иметь в
виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые
показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем
этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных,
характеризующих проделанную работу.

         Для
изучения результатов воспитательного воздействия можно использовать следующие
методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.

Профессиональные компетенции классного руководителя

Выполнил учитель

 начальных классов

 МБОУ «Гимназия №136»

Павлычева Ольга

г. Нижний Новгород

2020 год

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов, обучающихся;
  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности. 

ПК.3.1. Проводить педагогические наблюдения и диагностику, интерпретировать результаты

  • выбор методов педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
  • составление программы педагогического наблюдения;
  • определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата;

ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

  • формулировка целей и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся
  • разработка программы адаптации детей к условиям образовательного учреждения
  • отбор средств, необходимых для проведения уроков

ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия

  • разработка конспектов уроков и подготовка наглядных материалов
  • подборка необходимой методической литературы
  • подготовка среды для проведения урока

Коллективно-творческое дело

По характеру деятельности:

  • Трудовое;
  • Общественно-политическое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Организаторское.

ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

  • осуществление анализа и самоанализа урока
  • взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями;
  • формирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.

Основные моменты, учитываемые в самоанализе: целенаправленность, содержание, методика проведения, результативность

ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

  • составление плана работы с родителями
  • составление предложений по совершенствованию работы с родителями

Родительское собрание это – основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.

ПК.3.6. Взаимодействие с родителями

  • выбор средств изучения особенностей семейного воспитания младших школьников
  • выбор форм работы с семьей (родительских собраний, встреч, консультаций, бесед)
  • планирование проведения совместных с родителями мероприятий

ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

  • проведение анализа и самоанализа результатов работы с родителями
  • внесение предложения по совершенствованию работы с родителями

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе учителя

ПК.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

  • использование методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • представление результатов координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
  • внесение предложений по совершенствованию работы по координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

Обязанности классного руководителя закреплены в локальных актах школы. Причём у разных школ они могут отличаться.

Глобальная задача — создать безопасную воспитывающую среду в классе. А как он будет это делать — решать ему. Но есть несколько задач, которыми занимается каждый классный руководитель.

Следить за посещаемостью и успеваемостью

В начале дня классный руководитель узнаёт, все ли ученики пришли в школу, и сразу связывается с родителями тех, кого нет.

Весь рабочий день он общается со школьниками, учителями-предметниками, администрацией школы, чтобы решить текущие проблемы: кто-то опоздал на урок, не выучил домашнее задание или плохо написал контрольную.

Решать организационные вопросы

В течение дня классный руководитель решает организационные вопросы класса — например, касающиеся питания учащихся или дежурства по классу. В средней и старшей школе ученики берут на себя ответственность за эти вопросы и сами организуют процессы, но их надо проконтролировать.

Проводить классные часы и другие мероприятия

На классном часе можно обсудить текущие вопросы и проблемы. Или посвятить его определённой теме — вместе изучить профессии будущего, разобраться в новой технологии, устроить дискуссионный клуб.

Также этом году во всех школах запустят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Задача классного руководителя — продумать, как пройдёт классный час: формат, повестка, продолжительность.

Классный руководитель вместе с учениками участвует в мероприятиях. Это могут быть не только классические субботники или дни самоуправления. События можно разнообразить: сходить на экскурсию на работу одного из родителей или устроить целую конференцию, где взрослые расскажут о своих профессиях; провести квест в школе.

Общаться с родителями учеников

Классный руководитель делает это каждый день: встречается лично, созванивается, переписывается в мессенджерах, отправляет информацию в школьный чат. Но основная форма общения с родителями — собрания.

Изучать новую информацию

Каждый день учителя получают новую информацию: меняется законодательство, появляются новые технологии работы. Классному руководителю важно не упускать эту информацию — повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем.

Составлять план работы с классом

Классный руководитель составляет программу воспитания и социализации учащихся. В ней он ежегодно планирует воспитательные дела, анализирует и отмечает результаты работы с классом.

Поддерживать свой класс

В младших классах дети часто относятся к классному руководителю как ко второй маме. Бегут жаловаться, если их обидели, делятся переживаниями, хотят, чтобы их обняли.

В средних и старших классах они взрослеют, но всё равно ищут поддержки — чтобы классный руководитель помог исправить плохую оценку в четверти, подсказал, как можно наладить отношения с учителем-предметником. Важно, чтобы во всех этих ситуациях классный руководитель был рядом.

Для классного руководителя важны доброта, честность, искренность, чувство юмора, оптимизм, справедливость, уважение к коллегам, ученикам и их родителям, и даже — любовь. А также…

Стрессоустойчивость

Работа с детьми — это работа с эмоциями, а значит, классному руководителю важно быть стрессоустойчивым. И уметь управлять не только эмоциями учеников, но и, что более важно, своими.

Креативность

Классный руководитель может использовать иммерсивный метод на классных часах, проводить онлайн-квизы, помогать детям с профориентацией. Новые идеи и творческий подход помогут разнообразить работу с классом и сделать процесс интересным и эффективным.

Внимательность

Прежде всего — к детям, их интересам и проблемам. Ученики нередко рассказывают классному руководителю свои тайны, размышления — они видят в нём старшего товарища, с которым можно посоветоваться. Детям это особенно важно, потому что не каждый ребёнок может поделиться переживаниями с родителями или друзьями.

Управленческие навыки

Классный руководитель — это и стратег, и тактик. Поэтому важно быть целеустремлённым, коммуникабельным, гибким. Также нужно уметь планировать рабочее время, организовывать мероприятия, анализировать свою деятельность, мотивировать детей и родителей.

Ответственность

Важно быть ответственным классным руководителем и предвидеть результат своей работы. Дети — наше будущее, поэтому важно не забывать задавать себе вопрос: «Какими мы хотим их видеть?».

Особый навык классного руководителя — полюбить «жриамули». Это грузинское слово, которое означает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гул. Он отличается от обычного людского шума тем, что наполнен радостью.

Шалва Амонашвили, известный педагог, доктор психологических наук, считал, что тот, «кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё педагогическое счастье».

04.01.2021

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Элина Владимировна Митрясова

Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.
С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.
Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

Оценить




1969

Содержимое разработки

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле

ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский

«Не дай Вам Бог жить во время перемен», — гласит древняя китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Время перемен– это время величайших возможностей! Важно войти в них, а это значит быть со временем, «оказаться во времени».

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный образовательный стандарт. Мы знаем, какие требования предъявляются к выпускнику школы, как всесторонне анализируются результаты обучения. Достижение таких результатов невозможно без развития компетенций учителя, его постоянного самосовершенствования.

Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.

С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

К сожалению, классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:

Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма — низкий).

Вторая стадия — сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма — учебный).

Третья стадия — сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма — основной или номинальный).

Четвёртая стадия — бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:

— его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

— его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

— его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:

через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;

через обучение на курсах повышение квалификации;

через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях введения ФГОС:

приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

знание законодательства о современном образовании;

нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

умение применять правовую базу о защите детства;

применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.

изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей имеет следующий вид:

Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)

Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)

Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия). Я считаю, что в нашей школе этот алгоритм существует и работает!

Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

методическую и обучающую деятельность;

обучение на курсах повышения квалификации;

применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

проведение мониторинговых исследований,

анализ воспитательной деятельности.

В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/435861-kljuchevye-kompetencii-klassnogo-rukovoditelj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что из перечисленного относится к причинам перехода руководства ссср к политике перестройки
  • Министерство здравоохранения рязанской области официальный сайт руководство
  • Деклиманс инструкция по применению цена отзывы
  • Как пользоваться пистолетом для жидких гвоздей видео инструкция
  • Как открыть упаковку кофе с клапаном инструкция по применению