Назовите не менее трех основных задач которые ставило перед собой руководство ссср в 1920 1930

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Раздел 6 Советская россия, СССР в 1920-е-1945 гг.

poj35 Дата: Вторник, 12.03.2013, 14:52 | Сообщение # 1

Майор

Группа: Администраторы

Сообщений: 4222

Репутация: 3

Статус: Offline

Тема №37: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике
№ 229. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Весной 1921 г. было принято решение о замене продразвёрстки продналогом. Какие другие предложения о выходе из кризиса нача¬ла 1920-х гг. высказывались в этот период? Назовите не менее двух предложений. Объясните, почему понадобилось вносить радикальные изменения в экономический и политический курс. Укажите не менее трех причин изменения курса.
№ 230. (С4)
Сравните основные черты экономической политики в годы «воен¬ного коммунизма» и в годы НЭПа. Укажите, что было общим (не ме¬нее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
№231. (С5)
Ниже приведены две точки зрения по вопросу о сущности НЭПа:
1. НЭП — это вынужденное отступление, временный отход от за¬воеванных позиций.
2. НЭП, введенный «всерьез и надолго», является особой полити¬кой, допускавшей экономическое соревнование капиталисти¬ческих и социалистических элементов и направленной на по¬строение социализма.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
№ 232. (С5)
Ниже приведены две точки зрения по вопросу о сущности НЭПа:
1. НЭП станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения советской власти.
2. НЭП — это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
№ 233. (С5)
Ниже приведены две точки зрения об исторической роли НЭПа:
1. В СССР продолжение политики НЭПа едва ли было возможно, так как он себя политически исчерпал и сменился политикой индустриализации и коллективизации.
2. Отказ от НЭПа — ошибка, так как он открывал возможности сочетания преимуществ рыночной экономики с активной со¬циальной политикой и не исключал проведения индустриали¬зации.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется ice предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех .nine, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
№ 234. (С4)
11;повите не менее трех результатов внутрипартийной борьбы сере¬дины 1920-х — 1930-х гг. Укажите не менее трех фамилий партийных освободителей, претендовавших на лидерство в партии в этот период.
№ 235. (С4)
Назовите не менее трех признаков тоталитаризма, сложившегося в СССР в 1930-е гг. Укажите не менее двух его особенностей.
№ 236. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1921 г. в Праге был выпущен сборник статей «Смена вех». Сбор¬ник получил большую известность и вызвал острые споры в среде русской эмиграции. По каким вопросам велась дискуссия? Укажите не менее трех вопросов. Каких позиций по указанным вами вопросам придерживались «сменовеховцы»?
№ 237. (С4)
Сравните позиции Л.Д. Троцкого и И. В. Сталина в 1923—1925 гг. по проблемам внешней и внутренней (вт.ч. экономической) полити¬ки. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
№ 238. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на причины перерождения пар¬тии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии:
1. Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демокра¬тии начались при В. И. Ленине, а И. В. Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении.
2. За антидемократическую направленность развития партии боль¬шевиков несет персональную ответственность И. В. Сталин.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.

Тема №39: Свертывание новой экономической политики. Уско¬ренная модернизация: индустриализация, коллективизация
№ 239. (С4)
В чем заключались важнейшие достижения в промышленном раз¬витии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации! вам известно? Назовите не менее трех проблем.
№ 240. (С4)
Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форси¬рованной индустриализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех примеров промышленных объектов общего¬сударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки.
№ 241. (С4)
Какие позиции существовали в руководстве СССР по вопросу проведения коллективизации? Назовите две основные позиции. Чья позиция победила и к каким результатам привела? Укажите не менее трех положений.
№ 242. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1928—1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие два мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите Не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.
№243. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале 1930-х годов советское руководство закупило за границей много тракторов (в частности, в США): кейсы, катерпиллеры, джондеры, фордзоны. Часть из них была передана колхозам, это должно было улучшить положение дел в коллективных хозяйствах. Какими были результаты производства наделе в первые годы становления колхозов? укажите не менее двух результатов. Назовите не менее трех причин, Во которым имеющаяся техника мало влияла на улучшение качества работы в колхозе начала 1930-х годов.
№244. (С4)
Сравните два этапа индустриализации в СССР 1926-1928 гг. || 1928—1937 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
№ 245. (С4)
( сравните экономическую политику Советского государства в 1921— 1927 гг. и 1929—1938 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). № 246. (С4)
Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий). № 247. (С4)
Сравните содержание (цели и методы) государственной политики по отношению к крестьянству в 1921-1928 гг. и в 1929-1933 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что —j различным (не менее трех различий).
№ 248. (С4)
Сравните положение рабочих в 1900-1904 гг. и 1928-1932 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).
№ 249. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на результаты коллективизация сельского хозяйства:
1. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стал причиной масштабного кризиса сельского хозяйства.
2. Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень развития, позволила решить ряд экономических проблем, стоявши перед страной.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляете более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами. подтверждающими избранную вами точку зрения.

Тема №40: Образование СССР. Выбор путей объединения. На¬циональная политика в 1920-е — 1930-е гг. «Куль¬турная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры)
№ 250. (С4)
Какие существовали два проекта создания СССР? Чей проект был положен в основу образования СССР? Назовите основное противоре¬чие принятого проекта и реальности его осуществления. №251. (С4)
Назовите не менее трех характерных черт национальной политики Советского государства в 1920-1930-е гг. Каковы были итоги этой по¬литики? Укажите не менее трех итогов.
№ 252. (С4)
Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. В СССР. Укажите не менее трех ее результатов.
№ 253. (С4)
Назовите не менее трех основных задач, которые ставило перед. собой руководство СССР в 1920-1930-х гг. в области образования. Укажите не менее трех предпринятых мер по их решению.
№254. (С4)
Сравните характерные черты развития советской культуры во вто¬рой половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (задачи, взаи¬моотношения творческой интеллигенции и власти, состояние системы образования и др.). Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
№255. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на результаты «культурной революции» в СССР 1920-1930-х гг.: [ I. «Культурная революция», политика в области культуры 1920-1930-х гг. стали основой для стабильного развития культуры СССР.
№ «Культурная революция», политика в области культуры, прово¬димые большевиками в 1920-1930-х гг., привели к огромным культурным потерям, к культурному регрессу в стране. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
№ 256. (С5)
Ниже приведены две точки зрения о характере развития науки и культуры в СССР в 1930-е гг.:
1. 1930-е гг. — это время всестороннего развития, расцвета науки и культуры в СССР.
2. Искусство и литература в СССР в 1930-е гг. создавали подчас далекую от реальности, но весьма привлекательную картину всенародного энтузиазма и счастливой жизни «строителей со¬циализма», иные взгляды на существовавшую действительность! считались недопустимыми.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляете* более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех! фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер-j ждающими избранную вами точку зрения.
Тема № 41: Внешняя политика Советского государства в 1920-е -1930-е гг. (основные направления и события). СССР на начальном этапе Второй мировой войны; советско-финляндская война; включение в состав СССР в 1939-1940 гг. новых территорий
№ 257. (С4)
Назовите не менее трех основных внешнеполитических задач, которые ставил перед СССР И. В. Сталин в 1939 г. Приведите не менее трех примеров попыток военного или дипломатического решения этих задач в 1939-1940 гг.
№ 258. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в международной изоляции. Правительства европейских стран и США не торопились с дипломатическим признанием большевиков, а большевики строили свою политику исходя из идеи мировой коммуниста ческой революции. В 1922 г. произошли два события, ставшие началом перемен. Назовите эти события. Укажите не менее трех причин, позво¬ливших нашей стране выйти из международной изоляции.
№ 259. (С4)
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1939 г. во внешней политике СССР произошли серьезные изме¬нения, были пересмотрены многие принципы, лежавшие в ее основе в предшествующие годы. Какие принципиальные установки опреде¬ляли внешнюю политику СССР в 1933—1938 гг.? Укажите не менее трех положений. Какие факты свидетельствовали о переменах во внешне¬политическом курсе СССР в 1939-1940 гг.? Приведите не менее трех фактов.
№ 260. (С4)
Сравните внешнеполитическое положение и внешнюю политику Советского государства в период 1922—1928 гг. и в период 1934—1938 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
№261. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова-Риббентропа:
1. Подписание пакта о ненападении с Германией и секретного протокола к нему было дипломатической победой СССР.
2. Подписание пакта с Германией было просчетом советской дип¬ломатии, имевшим тяжелые последствия для СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
N° 262. (С5)
Ниже приведены две точки зрения по оценке Пакта о ненападении между СССР и Германией 1939 г.:
1. Пакт о ненападении между СССР и Германией, заключенный в 1939 г., имел положительное значение в истории СССР.
2. Пакт о ненападении сыграл отрицательную роль в истории Вто¬рой мировой войны.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.

Тема № 42: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (основные этапы и сражения; героизм советских людей в годы войны; антигитлеровская коалиция; завершение и итоги войны)
№ 263. (С4)
Назовите не менее трех просчетов высшего руководства СССР в подготовке к Великой Отечественной войне. Укажите не менее двух последствий этих просчетов.
№ 264. (С4)
Приведите не менее трех положений, характеризующих состояние Красной армии в июле — ноябре 1941 г. Назовите не менее трех горо¬дов-героев, получивших это звание в ознаменование событий Великой Отечественной войны.
№ 265. (С4)
Назовите не менее трех признаков коренного перелома в ходе Ве¬ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Укажите не менее трех сра¬жений и военных операций этого периода.
№ 266. (С4)
Назовите не менее двух самых крупных сражений, относящихся к периоду коренного перелома в Великой Отечественной войне. Ука¬жите не менее двух черт, характеризующих положение, состояние Красной армии, установившееся в результате коренного перелома в войне.
№ 267. (С4)
Назовите не менее трех итогов Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. Укажите не менее трех операций завершающего этапа войны.
№ 268. (С4)
Сравните условия проведения, ход, результаты и значение Ста¬линградской и Курской битв в годы Великой Отечественной войны. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).
№ 269. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на характер вторжения Германии на территорию СССР 22 июня 1941 г.:
1. Нападение Германии на СССР в 1941 г. было вынужденным, война носила превентивный характер, так как советское руко¬водство планировало нападение на Германию летом 1941 г.
2. Проведение гитлеровским руководством агрессивной политики в Европе в 1930-е гг. говорило о неизбежности столкновения вермахта с крупнейшими государствами, в том числе — с СССР, и нападение Германии на СССР, независимо от намерений со¬ветского руководства, было заложено в германских стратегиче¬ских планах.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверж¬дающими избранную вами точку зрения.

№ 270. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на причины участия в Великой Отечественной войне против СССР на стороне Германии «малых госу¬дарств» Европы (Венгрии, Болгарии, Румынии, Финляндии):
1. Выступление «малых государств» Европы на стороне Германии против СССР было неизбежным следствием соотношения сил на международной арене в тот период времени, у этих государств не было возможности избежать участия в военном конфликте из-за антисоветской политики правительств этих стран.
2. Выступление «малых государств» Европы на стороне Германии против СССР было вызвано агрессивной внешней политикой самого СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
№ 271. (С5)
Ниже приведены две точки зрения на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне:
1. Победа в войне достигнута за счет превосходства советской си¬стемы, высокого военного потенциала Советской армии, ис¬кусства военачальников, патриотического подъема и массового героизма.
2. Победа была достигнута за счет колоссальных людских потерь, а Советская армия вплоть до конца войны стояла ниже по своим боевым качествам, чем немецкая. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех 1 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер¬ждающими избранную вами точку зрения.
№ 272. (С5)
Ниже приведены две точки зрения об оценке вклада различных стран в дело победы во Второй мировой войне над фашистскими го¬сударствами:
1. Решающий вклад в победу союзников во Второй мировой войне внес Советский Союз.
2. Огромнейшее значение в деле победы во Второй мировой вой¬не над фашистскими государствами имели действия союзных войск в Северной Африке и Западной Европе.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1

Основные направления внешней политики Советского государства в 1920‑е гг.:

— укрепление позиций СССР на международной арене;

— распространение коммунистического движения в мире.

Задачи: превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала.

Трудности реализации задач:

— неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты;

— претензии к Советской России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли;

— недовольство курсом СССР на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально‑освободительного движения в колониальных странах.

Главный внешнеполитический принцип — враждебность империалистических держав к СССР и необходимость использования их взаимных противоречий.

Основные достижения внешней политики в 1920‑х гг.

А) Ликвидация экономической блокады России капиталистическими странами: договоры РСФСР о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии (1920), установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией (1921).

Б) Выход из дипломатической изоляции. Участие Советской России в международных конференциях.

Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В январе 1922 г. состоялась международная экономическая конференция в Генуе. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией РСФСР, являлось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Конференция в Генуе не дала практических результатов. Косвенным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Раппало советско‑германского договора, который предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов, немедленное возобновление дипломатических отношений между двумя странами, а также развитие торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто.

Конференция в Гааге по русскому вопросу (лето 1922). Делегация РСФСР фактически прервала переговоры, и вторая конференция не дала прямых результатов.

Вопросу о пропорциональном сокращении вооруженных сил РСФСР, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши была посвящена конференция в Москве (декабрь 1922), она имела важное значение как первая международная конференция, посвященная разоружению.

В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. На завершающем заседании без участия СССР конференция приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов, и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря.

С 1927 г. СССР принял участие в работе Подготовительной комиссии (образована в 1925) к международной конференции по разоружению, намеченной в Женеве. Глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М. М. Литвинов выдвинул программу всеобщего и полного разоружения. Однако руководители стран Запада ответили на него отказом.

1921 г. — заключены советско‑иранский договор, советско‑афганский договор и договор с Турцией.

К 1924 г. признали Советскую Россию де‑юре Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Япония, Китай, Мексика и Уругвай.

1926 г. — Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете.

Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско‑британские и советско‑французские отношения носили нестабильный характер.

В 1920‑е гг. СССР был причастен к трем международным конфликтам:

1) Весной 1923 г. в советских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры. В связи с этим английское правительство опубликовало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 г. английского шпиона. СНК РСФСР пошел навстречу некоторым требованиям. В итоге конфликт был исчерпан дипломатическим путем.

2) В мае 1927 г. в поисках «агентов Коминтерна» английская полиция совершила налет на лондонскую контору англо‑советского кооперативного общества (АРКОС). Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношения с СССР. Пришедшие к власти в Великобритании лейбористы в ноябре 1929 г. восстановили дипломатические отношения с СССР.

3) Ситуация в Маньчжурии вокруг КВЖД. В мае 1929 г. в Харбине («столице» КВЖД) был совершен налет на помещение Генерального консульства СССР. Было арестовано 39 советских граждан. В июле того же года китайцы захватили телеграф КВЖД, по всей линии закрыли советские хозяйственные учреждения. В августе китайские войска перешли советскую границу и вторглись на территорию СССР. 20 августа 1929 г. СССР разорвал отношения с Китаем. Частям Особой Дальневосточной армии под командованием В. К. Блюхера было приказано очистить территорию СССР от налетчиков. К ноябрю 1929 г. эта задача была выполнена.

В) III конгресс Коммунистического Интернационала (Москва, июль 1921) выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс, создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922).

Основные задачи внешней политики СССР в 1930‑е гг.

1) Укрепление политического положения на международной арене

1932 г. — Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой.

1933 г. — США установили с СССР дипломатические отношения.

1933-1935 гг. — дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами.

1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций.

На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений (Женева, 1932-1934) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М. М. Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. В ходе ее два будущих инициатора новой мировой войны — Япония и Германия — вышли из Лиги Наций.

На международной экономической конференции (Лондон, июль 1933) СССР подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора.

2) Расширение экономических связей

В июле 1930 г. США стали инициатором экономической блокады СССР, к которой присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан‑Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Лига Наций не поддержала эту инициативу. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР.

Основные принципы советской дипломатии в 1933-1938 гг.

— Ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте.

— Усилия по созданию системы коллективной безопасности.

СССР был заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 г. он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

Европейское направление

Позитивным результатом переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско‑французского и советско‑чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В годы гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказывал испанскому республиканскому правительству экономическую, политическую, военную помощь.

Восточное направление

СССР вел с США переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937), который предусматривал сдерживание японской агрессии в районе Тихого океана. К середине 1937 г. переговоры зашли в тупик.

Август 1937 г. — СССР заключил с Китаем договор о ненападении.

Лето 1938 г. — Япония активизировала свои действия на советско‑маньчжурской границе.

Август 1938 г. — сражение Красной Армии (командующий войсками В. К. Блюхер) с японскими войсками в районе озера Хасан (Восточная Сибирь).

Август 1939 г. — столкновение на маньчжурско‑монгольской границе в районе р. Халхин‑Гол (войсками Красной Армии командовал Г. К. Жуков).

Сентябрь 1940 г. — в Токио подписан германо‑японо‑итальянский (Антикоминтерновский) военный пакт.

Апрель 1941 г. — между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

Англо‑франко‑советские переговоры 1939 г.

В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства»: март 1938 г. — оккупация Австрии, сентябрь 1938 г. — «Мюнхенский сговор», март 1939 г. — захват Германией всей территории Чехословакии.

В Москве в марте — августе 1939 г. велись англо‑франко‑советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. СССР добивался от партнеров по переговорам согласия на проход своих войск через территорию Польши. Получив отказ Англии и Франции, проводивших политику умиротворения агрессора и ведших тайные переговоры с Германией, советская делегация 22 августа прервала переговоры.

Советско‑германские переговоры 1939 г.

23 августа 1939 г. — в Москве нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско‑германский договор о ненападении сроком на 10 лет.

28 сентября 1939 г. — СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границах» (Секретный протокол).

Расширение СССР

1 сентября 1939 г. — Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 г. Франция и Англия объявили Германии войну. Началась Вторая мировая война.

17 сентября — Красная Армия перешла советско‑польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии. Польша как самостоятельное государство перестала существовать.

28 сентября — 10 октября 1939 г. — СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно‑морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

30 ноября 1939 г. — началась 104‑дневная советско‑финляндская война. 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

Июнь 1940 г. — в Эстонии, Латвии и Литве были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза.

Конец июня 1940 г. — правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г., и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. 30 июня Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики. Северная Буковина вошла в состав УССР.

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо‑западных, западных и юго‑западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

1. Образование СССР.

В ходе революции и Гражданской войны на месте бывшей Российской империи образовалось несколько советских республик. В 1919 г. они вступили в союз и проводили совместную внешнюю политику. В апреле 1922 г. советская делегация во главе с наркомом иностранных дел РСФСР Г. В. Чичериным участвовала в международной конференции в Генуе. Государства Антанты пытались изолировать советскую делегацию, ставили под сомнение право России говорить от имени других республик. Но советской делегации удалось преодолеть изоляцию, заключив в Рапалло договор о взаимном признании с Германией (ущемлённой условиями Версальского договора). В начале 1920-х гг. встал вопрос о формах объединения советских республик, образовавшихся на территории бывшей Российской империи. Во время дискуссий в Политбюро ЦК РКП(б) нарком по делам национальностей И. В. Сталин предложил план автономизации, в соответствии с которым союзные советские государства (Белоруссия, Украина, республики Закавказья) должны были войти в Россию на правах автономных республик. Этот план мог вызвать недовольство населения национальных респуб лик, так как их снова включали в состав России — в прошлом Российскую империю. Ленин решил, что для предотвращения роста националистических настроений необходимо сохранение союза советских республик. Россия должна была войти в этот союз на общих основаниях (план федерализации). Для Ленина в тот момент было крайне важно, чтобы страны Востока, находившиеся в колониальной зависимости от великих держав, видели в Советской стране пример равноправного союза самостоятельных республик. Кроме того, коммунисты не сомневались, что в будущем произойдёт мировая революция и в Советский Союз войдут новые республики. Их было бы неудобно включать в состав России на правах автономий. (Коммунистическими партиями и организациями ещё в 1919 г. был создан Ком мунистический интернационал (Коминтерн), который агитировал трудящихся разных стран на свержение буржуазных правительств и установление советской власти.) Точка зрения Ленина возобладала, и 30 декабря 1922 г. как единое государство был провозглашён Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В 1924 г. на их основе была разработана первая Конституция СССР, которая была принята 31 января 1924 г. Она закрепила равноправие республик и их право выхода из Союза. Была создана система органов государственной власти СССР. Первоначально в СССР вошли РСФСР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР, объединившая Грузию, Армению и Азербайджан), Украина и Белоруссия. Позже состав Союза расширился. В 1924—1936 гг. в Средней Азии провели изменение административных границ, в результате чего образовались Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская и Киргизская ССР. В 1936 г. ЗСФСР разделили на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую ССР. В национальных республиках стала проводиться политика коренизации советской власти — назначение представителей разных народов на ответственные должности, поддержка развития национальных культур, развитие образования на национальных языках. На основе латиницы и кириллицы разрабатывались новые алфавиты для языков народов СССР, например для тех, письменность которых раньше осуществлялась на основе арабской графики. Произведения на языках республик СССР печатались массовыми тиражами, небывалыми для времён Российской империи. Страны Запада с недоверием относились к новому государству. Они были возмущены национализацией собственности, принадлежавшей до революции иностранным компаниям, а также отказом Советского правительства признавать финансовые обязательства Российской империи и Временного правительства. На Генуэзской конференции западные дипломаты выдвигали условием нормализации отношений с советскими республиками вопрос о признании большевиками долгов царского и Временного правительств. Советская сторона представила свой список контрпретензий за ущерб во время интервенции. Достичь соглашения не удалось. Не способствовал сближению с СССР и его первоначальный курс на мировую пролетарскую революцию (который всё больше уступал место реальной политике защиты собственных национальных интересов). И всё же иностранные державы нуждались в отношениях с СССР, как и Советский Союз в отношениях с иностранными державами. В 1924 г. большинство государств Европы и Азии установили с СССР дипломатические отношения (эта череда дипломатических признаний получила название полоса признаний).

2. «Завещание» Ленина.

В мае 1922 г. Ленин тяжело заболел. Реальная власть перешла к коллективному руководству членов Политбюро ЦК, в которое в 1920-е гг. входило от 8 до 17 человек. Организатором работы партийного аппарата стал избранный в 1922 г. на только что учреждённый пост Генерального секретаря ЦК РКП(б) И. В. Сталин. Осторожный прагматик, умелый аппаратчик, он казался прекрасным исполнителем воли Ленина. Сталин ввёл систему номенклатуры — список должностей, назначение на которые должен был проводить секретариат ЦК. Номенклатурные должности более низкого уровня существовали в республиках, губерниях (затем областях и краях), городах, районах. Сталин, отвечавший за подбор кадров, получил возможность контролировать назначения на ключевые посты в партии и государстве. Сталина активно поддерживали председатель Моссовета и руководитель Совета труда и обороны Л. Б. Каменев и руководитель петроградской парторганизации, председатель Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьев. Пользуясь болезнью Ленина, триумвират. Сталин — Каменев — Зиновьев постепенно концентрировал власть в своих руках. Ленина беспокоила бюрократизация партии. Этот процесс в его глазах был связан с триумвиратом, и прежде всего со Сталиным, который раньше всегда подчинялся Ленину. Осенью 1922 г. Ленин на время вернулся к делам и подверг критике сталинский план автономизации, а также выступил против Сталина по поводу грузинского дела. Суть его состояла в следующем: грузинские коммунисты во главе с Б. Мдивани боролись за широкие права своего союзного государства. Первый секретарь Закавказского крайкома РКП(б) Г. К. Орджоникидзе от имени ЦК РКП(б) обрушился с критикой на грузинскую парторганизацию, произошёл скандал, в котором комиссия ЦК во главе со Сталиным и Дзержинским поддержала Орджоникидзе. При этом по национальности Сталин и Орджоникидзе тоже были грузинами, но для них общие интересы союзных республик были важнее, чем отдельные интересы коммунистов Грузии. Узнав об этих событиях, Ленин написал статью К вопросу о национальностях или об „автономизации“, в которой обвинил Сталина и Орджоникидзе в великорусском шовинизме. Эта статья и несколько других работ Ленина позднее получили название его завещания. В статье О кооперации и других работах Ленин наметил пути создания нового, социалистического общества: во-первых, культурную революцию, способную преодолеть культурную отсталость населения и связанную с ней беспомощность перед бюрократией, и, во-вторых, кооперацию. Здесь Ленин возвращался к идее социалистов о сочетании индивидуального и общественного интереса в самоуправляющемся коллективе (кооперативе). Предполагалось, что кооперированное крестьянство повысит производительность труда и у государства появятся средства для строительства современной промышленной экономики (индустриализации). Ленин считал, что в СССР существуют достаточные ресурсы, чтобы построить социализм в одной стране, не дожидаясь мировой революции. Тяжело болевший Ленин написал письмо к съезду партии, в котором дал характеристики всем членам Политбюро. О каждом из товарищей Ленин высказался критично, а Сталина предложил сместить с поста генсека за грубость. Но весной 1923 г. новый приступ болезни вывел Ленина из политической жизни. Вопрос об отставке Сталина обсуждался на съезде партии, но было решено оставить генсека на своём посту. 21 января 1924 г. Ленин умер. Его тело было помещено в Мавзолей на Красной площади. В СССР был создан культ личности__ Ленина. В его честь было названо множество населённых пунктов, а Петроград переименовали в Ленинград. Был объявлен ленинский призыв в партию. С нарушением обычных правил приёма в неё набирали сотни тысяч новых членов.

3. Партийные дискуссии 1923—1927 гг.

Борьба за власть в РКП(б) развернулась ещё при жизни Ленина. Между членами Политбюро Л. Д. Троцким, И. В. Сталиным, Г. Е. Зиновьевым, Л. Б. Каменевым и их сторонниками начались острые дискуссии по вопросам строительства социализма, перспективах мировой революции и внутрипартийного устройства. Когда в 1923 г. очередная попытка совершить коммунистическую революцию в Германии закончилась неудачей, Коминтерн признал, что в ближайшее время мировая революция не произойдёт. Теоретик партии Н. И. Бухарин при поддержке Сталина развивал идею Ленина о построении социализма в одной стране. Для этого нужно было в ходе товарообмена с крестьянами накопить средства для строительства современной промышленности, способной самостоятельно производить средства производства и потому независимой от мирового капиталистического рынка. Также социализм означал, что в обществе будет достигнуто социальное равноправие, не будет угнетающих и угнетённых классов. Троцкий, напротив, исходил из мысли, что успех строительства социализма в СССР связан с победой пролетарской революции на Западе. Он также выступал за изъятие средств у крестьян и скорейшее развитие промышленности. Троцкий в этой борьбе с самого начала оказался в неблагоприятных условиях. Спорить с оппонентами приходилось на партийных пленумах, конференциях и съездах. Между тем Сталин к этому моменту уже контролировал весь партийный аппарат и мог влиять на состав делегатов. Тогда сторонники Троцкого обвинили Политбюро в нарушении внутрипартийной демократии. Была объявлена дискуссия о демократии, в которой три умвират и большинство Политбюро одержали победу, так как их поддержала основная масса партийцев, с подозрением относившихся к бонапартизму Троцкого. Бухарин критиковал Троцкого за стремление к быстрой индустриализации и изъятию средств у богатых крестьян (кулаков). Бухарин считал, что это подорвёт стремление крестьян накапливать излишки, которые, постепенно перераспределяясь в пользу государства, дадут достаточно средств для гигантского подъёма промышленности. В 1925 г. Бухарин заявил: Всем крестьянам надо сказать: обогащайтесь, развивайте своё хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут. В результате внутрипартийных дискуссий Троцкий был дискредитирован в глазах большинства коммунистов. Он был снят с постов председателя Реввоенсовета и наркомвоенмора. Пост председателя СНК после смерти Ленина занял А. И. Рыков. Несмотря на личные противоречия Троцкого с Зиновьевым и Каменевым, их позиции были близки. Как и Троцкий, Каменев и Зиновьев не приняли тезис о построении социализма в отдельно взятой стране, выступали против углубления нэпа и дальнейших уступок крестьянству. В 1925 г. .триумвират. распался, и в 1926 г. Троцкий, Зиновьев и Каменев создали объединённую левую оппзицию в партии. В 1925 г. сама партия большевиков была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) (ВКП(б)). Сталин, который руководил назначением партработников на должности, действовал так, что оппозиционеры теряли ответственные посты. Тогда Троцкий решился на открытое публичное выступление против партийных верхов. 7 ноября 1927 г. оппозиционеры вышли на демонстрацию, посвящённую десятилетию Октябрьской революции с лозунгами: Повернём огонь направо, против бюрократа, нэпмана и кулака, Выполним завещание Ленина.Но эта акция ничего не смогла изменить. Лидеры оппозиции были арестованы и позднее исключены из партии. Троцкого сослали в Алма-Ату. В 1929 г. его выслали из СССР в Турцию. Менее известных оппозиционеров отправили в тюрьмы. ХV съезд ВКП(б) прошёл в декабре 1927 г. под знаком победы над оппозицией. Вместе с тем в его решениях можно увидеть уступки позиции Троцкого. Съезд намечал наступление на кулака, решил ускорить индустриализацию и коллективизацию. Причиной такого изменения в политике партии стал экономический кризис нэпа (кризис хлебозаготовок), проявившийся в 1927 г. Выяснилось, что в своей критике нэпа оппозиция оказалась во многом права. Крестьяне были готовы продавать хлеб государству только при условии, что на вырученные деньги можно будет купить достаточное количество промышленной продукции хорошего качества. А эту потребность государственная промышленность удовлетворяла недостаточно. К тому же производительность крестьянского труда по-прежнему оставалась низкой. В результате государство заготовило для городов меньше хлеба, чем планировалось. В 1927 г. в столицах впервые за несколько лет появились хлебные очереди. Выход большевики видели в применении чрезвычайных мер. Сталин и его ближайшие соратники выехали в зернопроизводящие районы и провели там негласную оценку хлебных излишков. У крестьян был хлеб, но на просьбы руководителей отдать его добровольно крестьяне отвечали издёвками. В январе 1928 г. аппарат ЦК выпустил чрезвычайные директивы местным парторганизациям, в соответствии с которыми специальные заградительные отряды блокировали хлебопроизводящие районы и отбирали хлеб. Стала активно применяться статья Уголовного кодекса о спекуляции хлебом. Крестьян, стремившихся продать хлеб на рынке по более высокой цене, чем установленная государством, наказывали. Ускоренная индустриализация (то есть построение современной промышленности, гигантских предприятий с высокой производительностью труда) была важна из-за сложной внешнеполитической обстановки. Отношения СССР с западными державами заметно обострились. Великобритания обвинила СССР во вмешательстве в её внутренние дела (СССР по линии Коминтерна оказывал поддержку бастовавшим британским рабочим) и разорвала дип отношения. Кризис усугубился из-за поражения коммунистов в Китае и убийства советского дипломата П. Л. Войкова в Польше. Эти события лета 1927 г. получили название военная тревога СССР вновь почувствовал себя в положении осаждённой крепости среди капиталистического окружения, готового в любой момент начать агрессию. Для противостояния этой угрозе необходимо было производить современную военную технику.

4. Разгром «правого уклона».

Меньше чем через месяц после ХV съезда, осудившего троцкизм и фракционность, в Политбюро вновь разгорелась внутренняя борьба. Н. И. Бухарин (редактор главной коммунистической газеты Правда), председатель Совнаркома А. И. Рыков и руководитель профсоюзов М. П. Томский выступили с критикой действий Сталина. Они указывали на крестьянские волнения, вспыхнувшие вслед за изъятием хлеба. Было ясно, что крестьян уже не удастся застать врасплох, что они произведут меньше продовольствия, лучше спрячут излишки. Бухарин и его сторонники требовали более осторожной, умеренной политики. В понятиях того времени означало, что они занимают правые, более умеренные, позиции. С другой стороны, очередная неудача хлебозаготовок убедила Сталина в том, что модель нэпа, обеспечившая экономические успехи в короткий период 1924—1925 гг., не в состоянии дать достаточно средств, чтобы создать современную индустрию. Для индустриального рывка нужны были ресурсы, прежде всего хлеб, и Сталин решил взять его старыми, опробованными военно-коммунистическими методами. Первое время конфликт в руководстве страны развивался негласно. Сталин через своих сотрудников начал критику «правого уклона» в партии. Имена правых уклонистов никто не называл, и даже Бухарин присоединился к критике правого уклона, чтобы никто не заподозрил его самого в правизне. Отвергая точку зрения правых, Сталин выступал за превращение крестьян из единоличников в работников крупных хозяйств, подчинённых государству. В СССР развивались разные формы производственной кооперации: ТОЗы (товарищества обработки земли) с сохранением крестьянами своего хозяйства, артели с обобществлением хозяйства, но не быта, и коммуны с полным обобществлением хозяйства и домашнего быта. ВКП(б) поддержала массовое создание артелей, которые стали называться коллективными хозяйствами (колхозами). Колхозы должны были выполнять государственный план поставки продуктов для обеспечения жителей городов, строителей новых за- водов и для продажи на внешнем рынке (эти средства планировалось потратить на закупку нового оборудования). С помощью коллективизации (процесса создания колхозов) государство рассчитывало изъять у крестьян ресурсы, необходимые для строительства современной промышленности (индустриализации). В сентябре 1928 г. председатель ВСНХ В. В. Куйбышев опубликовал план индустриального развития на следующий год. Он пре дусматривал серьёзные перемены в прежней политике. Руководство партии отказалось от идеи осуществить индустриализацию за счёт накопления средств от продажи товаров лёгкой промышленности. Теперь основные расходы направлялись на развитие тяжёлой промышленности. Фактически это означало, что у крестьян будут не выкупать продовольствие в обмен на продукцию лёгкой промышленности, а просто забирать его. Сталина поддерживали члены Политбюро ЦК К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе. Правое крыло. ВКП(б) не соглашалось с этим курсом, считая, что промышленный рывок не подготовлен и приведёт к экономической катастрофе. Как и в случае с Троцким, оппоненты генсека оказались в неблагоприятных условиях. В подчинении у Сталина находился секретариат ЦК — руководящая структура партийного аппарата. Правые коммунисты могли опереться на структуры, возглавлявшиеся Рыковым и Томским, а также на главный печатный орган в стране — газету Правда. Но правила партийной жизни не позволяли Бухарину открыто критиковать Сталина. Официальная пресса могла отстаивать только единую общепартийную точку зрения. Всё это было на руку генсеку. Он начал против своих противников сложные аппаратные игры. Уже через несколько месяцев многие сторонники Бухарина, Рыкова и Томского потеряли свои посты. На их место Сталин выдвинул своих ставленников. В апреле 1929 г. на пленуме ЦК правые потерпели окончательное поражение. Бухарин подал в отставку с поста редактора.Правды, а затем обрушился на Сталина с обвинениями в захвате власти, авантюризме экономической политики, которая напоминала предложения официально осуждённой левой оппозиции. Но на партийной конференции правые проиграли дискуссию, ведь большинство делегатов были подобраны аппаратом Сталина. Бухарин и Томский были сняты с высоких постов и покинули Политбюро. В 1930 г. был отправлен в отставку Рыков, и советское правительство возглавил твёрдый сторонник Сталина В. М. Молотов. Победив правый уклон, Сталин стал единоличным лидером партии. В декабре 1929 г. в связи с его юбилеем в стране была развёрнута широкая кампания восхваления Генерального секретаря партии. Именно в это время были заложены основы культа личности Сталина. Вскоре он был объявлен великим мыслителем, главным наследником Ленина, а затем великим вождём и отцом народов. Одновременно с разгромом правого уклона развернулось так называемое шахтинское дело ОГПУ разоблачило в г. Шахты заговор специалистов-вредителей. На публичном процессе летом 1928 г. многие обвиняемые сознались в поджогах, затоплениях шахт, подготовке интервенции иностранных держав. Сфабрикованное дело дало возможность Сталину заявить об обострении классовой борьбы. Были организованы и другие процессы над вредителями. Многие просчёты руководства и аварии стали объяснять умышленным вредительством внутренних врагов, которые стремились затормозить развитие советского хозяйства.

5. Социальная политика большевиков.

Социальная политика имела своей целью развитие системы здравоохранения, охрану материнства и детства, борьбу с детской беспризорностью и преступностью, организацию детского досуга, меры по сокращению безработицы. Появилось социальное законодательство, которого не знала дореволюционная Россия и многие страны Западной Европы, гарантировавшее двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих, оплату больничных листов. В городах были открыты биржи труда, где оказывалась помощь в поиске работы. После Гражданской войны миллионы детей оказались без присмотра (призора), жили сами по себе или под контролем криминальных групп, воровали. Работу по борьбе с беспризорностью возглавил Ф. Э. Дзер жинский. В короткие сроки удалось разместить беспризорников в детские дома. С беспризорниками работали такие выдающиеся педагоги, как А. С. Макаренко и В. Н. Сорока-Росинский. Крайне высокой была преступность. К середине 1920-х гг. милиции и ОГПУ удалось ограничить наиболее опасные её проявления: бандитизм, грабежи. Однако массовым явлением оставалось хулиганство. Одной из задач, стоявших перед советской властью, была эмансипация женщин-тружениц. Женщины получили доступ к широкому кругу престижных профессий, им стали предоставляться отпуска по беременности и родам. Особое внимание власть уделяла воспитанию детей и молодёжи. Это стало главной задачей комсомола (основан в 1918 г., с 1926 г. — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи — ВЛКСМ). Новая власть была озабочена созданием системы социального лифта для молодых рабочих и крестьян: служба в армии, льготные условия поступления в вузы и военные училища, вступление в комсомол и в партию позволили им изменить традиционный образ жизни, приобщиться к новой элите. Изгоями системы оставались «лишенцы» — бывшие помещики, фабриканты, офицеры, чиновники, нэпманы, которые были лишены избирательных прав. Около 70% населения страны составляли сельские жители. По официальной терминологии они делились на кулаков, середняков, бедняков и батраков. Жизненный уровень основной массы деревенского населения оставался невысоким. По-прежнему во многих__ районах по причине перенаселённости деревни было распространено отходничество, то есть временный уход крестьян с весны до осени на заработки. Многие крестьяне старались остаться в городах, где на новых стройках постоянно требовались рабочие руки. Уступкой зажиточному крестьянству стало ограниченное разрешение сдачи земли в аренду. Это делали также бедняки, не имевшие возможности обрабатывать свой надел.

ГЛАВА
XI. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920–1930-е ГОДЫ

В
первой половине 1920-х годов главная
задача внутренней политики России
состояла в восстановлении разрушенного
хозяйства, создании материально-технической
и социокультурной основы для построения
социализма, обещанного большевиками
народу. Для реализация этой задачи была
введена новая экономическая политика
(НЭП). Нэп обеспечил стабилизацию и
восстановление хозяйства. Однако вскоре
после его введения первые успехи
сменились новыми трудностями. Их
возникновение объяснялось тремя
причинами: дисбалансом промышленности
и сельского хозяйства; целенаправленно
классовой ориентацией внутренней
политики правительства; усилением
противоречий между многообразием
социальных интересов разных слоев
общества и авторитаризмом большевистского
руководства.

Необходимость
обеспечения независимости и
обороноспособности страны требовала
дальнейшего развития экономики, в первую
очередь, тяжелой промышленности.
Приоритет промышленности над сельским
хозяйством выливался в перекачивание
средств из деревни в город путем ценовой
и налоговой политики. На промышленные
товары сбытовые цены искусственно
завышались, закупочные цены на сырье и
продукты занижались («ножница» цен).
Сложность налаживания нормального
товарообмена между городом и деревней
порождало также неудовлетворительное
качество промышленной продукции. Осенью
1923 года разразился «кризис сбыта»,
затоваривание дорогими и плохими
промтоварами, которые население
отказывалось покупать. В 1924 году к нему
добавился «кризис цен», когда крестьяне,
собравшие хороший урожай, отказались
отдавать хлеб государству по твердым
ценам, решив

продать
его на рынке. Попытки заставить крестьян
сдавать хлеб по продналогу вызвали
массовые восстания (в Амурской области,
Грузии и других районах). В середине
20-х годов упал объем государственных
заготовок хлеба и сырья. Это снизило
возможность экспорта сельскохозяйственных
продуктов и, следовательно, уменьшило
валютные поступления, необходимые для
покупки промышленного оборудования за
границей. Для выхода из кризиса
правительство предприняло ряд
административных мер. Было усилено
централизованное руководство экономикой,
ограничена самостоятельность предприятий,
увеличены цены на промтовары, повышены
налоги на деятельность частных
предпринимателей, торговцев и кулаков.
Это означало начало свертывания нэпа.
Новое направление внутренней политики
вызывалось стремлением разрешить все
экономические и социальные трудности
одним ударом, не вырабатывая механизма
взаимодействия государственного,
кооперативного и частного секторов
хозяйства.

Свою
неспособность преодолеть кризисные
явления хозяйственными методами и
использование командно-директивных
мер сталинское руководство партии
объясняло деятельностью классовых
«врагов народа» (нэпманов, кулаков,
агрономов, инженеров и других специалистов).
Это служило основанием для развертывания
репрессий и организации новых политических
процессов. Во второй половине 20-х годов
XX века важнейшей задачей экономического
развития стало превращение страны из
аграрной в индустриальную, обеспечение
ее экономической независимости и
укрепление обороноспособности. Неотложной
потребностью была модернизация экономики,
главным условием которой являлось
техническое совершенствование
(перевооружение) всего народного
хозяйства. Реализация в 1930-е годы этой
задачи осуществлялось посредством
политики индустриализации — создания
социалистической промышленности на
основе повышения ее технического
оснащения и политики коллективизации
— перехода к коллективной обработке
земли и создания колхозов.

В
конце 1930-х — начале 1940-х годов в экономике
продолжала развиваться система
государственного социализма — жесткого
планирования, распределения и контроля
во всех сферах хозяйственной деятельности.
Были расширены полномочия Госплана,
создан Наркомат государственного
контроля. Укреплялись командно-административные
методы управления, которые, несмотря
на присущие им недостатки, сыграли
положительную роль в мобилизации
экономических и людских ресурсов для
отражения фашистской агрессии после
начала Великой Отечественной войны.
Экономические и социально-политические
трудности, проявившиеся уже в первые
годы нэпа, стремление построить социализм
при отсутствии опыта реализации этой
цели породили идеологический кризис.
Все принципиальные вопросы развития
страны вызывали острые внутрипартийные
дискуссии. Первый камень в фундамент
культа личности И. В. Сталина закладывался
в ходе внутрипартийных дискуссий 1920-х
годов под лозунгом выбора верного,
ленинского пути строительства социализма
и установления идеологического единства.
В 1930-е годы параллельно с формированием
режима личной власти И. В. Сталина
развертывалась борьба с инакомыслием.
Увеличивались масштабы репрессий в
отношении «классово-враждебных лиц».
Карательные меры коснулись практически
всех слоев населения. Политический курс
И. В. Сталина, концентрация в его руках
неограниченной власти вызывали
оппозиционные настроения у многих
руководящих партийных работников и
рядовых членов ВКП(б). «Злым гением
русской революции» называли И. В. Сталина
противники репрессий. По ложным доносам
и обвинениям в «контрреволюционной
деятельности» арестовывали десятки
тысяч невинных людей. Их приговаривали
к заключению и принудительным работам
в системе Государственного управления
лагерей (ГУЛаг).

К
началу 1920-х годов на территории бывшей
империи существовало несколько
независимых государственных образований.
Большевики начали процесс формирования
нового государства, который завершился
в декабре 1922 года образованием Союза
Советских Социалистических Республик
и принятием и утверждением в январе
1924 года Конституции СССР. Преобразование
экономики и усиление централизаторских
начал в управлении привели к формированию
новой модели общества, к почти полному
«огосударствлению» народного хозяйства.
Произошедшие изменения в экономическом,
социально-политическом и
национально-государственном развитии
Советского Союза с середины 1920-х годов
потребовали изменения Основного Закона.
Новая Конституция СССР была принята в
декабре 1936 года. Экономические
преобразования конца 1920-х — начала
1930-х годов коренным образом изменили
структуру населения. К середине 1930-х
годов в СССР завершилось формирование
административно-командной системы. Ее
важнейшие черты: централизация системы
управления экономикой, сращивание
политического управления с экономическим,
усиление авторитарных начал в руководстве
общественно-политической жизнью. Сужение
демократических свобод и прав граждан
и общественных институтов сопровождалось
ростом и укреплением культа личности
И. В. Сталина. Многие отечественные и
зарубежные историки считают возможным
говорить о том, что в 1930-е годы в СССР
сформировалось тоталитарное общество.
Окончание Первой мировой войны (подписание
Версальского мирного договора в 1919
году), Гражданской войны и иностранной
интервенции на территории России создали
новые условия в международных отношениях.
Важным фактором стало существование
Советского государства как принципиально
новой общественно-политической системы.
Сложилось противостояние между Советским
государством и ведущими странами
капиталистического мира. Именно эта
линия преобладала в международных
отношениях 20–30-х годов XX века. Внешняя
политика Советского государства,
сохранив преемственность политике
Российской империи в реализации
геополитических задач, отличалась от
нее новым характером и методами
проведения. Ей была присуща идеологизация
внешнеполитического курса, основанная
на двух положениях, сформулированных
В. И. Лениным.

Первое положение
— принцип пролетарского интернационализма,
предусматривающий взаимную помощь в
борьбе международного рабочего класса
и антикапиталистических национальных
движений в слаборазвитах странах. Он
основывался на вере большевиков в скорую
социалистическую революцию в мировом
масштабе. В развитие этого принципа в
1919 году в Москве был создан Коммунистический
Интернационал (Коминтерн). В него вошли
многие левые социалистические партии
Европы и Азии, перешедшие на большевистские
(коммунистические) позиции. Коминтерн
с момента своего основания использовался
Советской Россией для вмешательства
во внутренние дела многих государств
мира, что обостряло ее отношения с
другими странами. Второе положение —
принцип мирного сосуществования с
капиталистической системой — определялось
необходимостью укрепления позиций
Советского государства на международной
арене, выхода из политической и
экономической изоляции, обеспечения
безопасности его границ. Он означал
признание возможности мирного
сотрудничества и, в первую очередь,
развития экономических связей с Западом.
Противоречивость двух этих принципиальных
положений вызывала непоследовательность
внешнеполитических акций молодого
Советского государства. Составной
частью проходивших в послереволюционные
годы преобразований являлись перемены
в сфере культуры («культурная революция»).
Они затронули образование, науку,
технику, литературу, искусство, всю
духовную жизнь общества.

Направление
и характер начавшихся в культурной
сфере изменений определялись установками
на формирование новой, социалистической
художественной культуры. С ее созданием
партийно-государственное руководство
страны связывало построение
социалистического общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по самоубийству
  • Урографин инструкция по применению для кт брюшной полости с контрастом
  • Руководство для космонавтов по жизни на земле
  • Руководство для анала
  • Релакс уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги