Название краткого руководства по красноречию

Краткое руководство к красноречию, или Риторика (1748 год)

Михаил Ломоносов

История этой книги началась не в 1748 году, когда вышло её первое издание, а на несколько лет раньше. В Марбургском университете, где М.В.Ломоносов с 1736 по 1740 годы слушал лекции на философском факультете, он среди прочих дисциплин должен был изучить курс красноречия. Осенью 1742 года Ломоносов, назначенный по возвращении из-за границы адъюнктом Академии наук, сам приступил к чтению лекций о «стихотворстве и штиле российского языка». Подготовка к лекциям, возможно, и натолкнула учёного на мысль о составлении собственного руководства по риторике. Однако написано оно было в самом неподходящем для этого месте — в тюрьме.

В 1743 году борьба Ломоносова с иностранными коллегами по Академии наук обострилась настолько, что почти на полгода он был заключён под стражу Поводом послужила жалоба одиннадцати академиков, поданная после выходки Ломоносова 26 апреля 1743 года, когда он явился в зал заседаний, подошёл к одному из профессоров, «весьма неприличным образом обесчестил» его и показал ему «крайне поносный знак самым подлым и бесстыдным образом», «поносил всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами», а закончил тем, что пообещал своему оппоненту «поправить зубы». У такого поведения Ломоносова, разумеется, были свои причины, касавшиеся его позиции в деле о казнокрадстве секретаря академической канцелярии И.-Д. Шумахера, незадолго перед тем оправданного.

Время, проведённое в тюрьме, Ломоносов использовал для научной работы. Считается, что именно тогда был написан первый вариант его «Риторики».

В январе 1744 года выпущенный из заточения Ломоносов отправил рукопись «Риторики» в Москву великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III, надеясь таким образом добиться скорейшего её напечатания, однако ответа не получил. Затем текст книги был представлен в Академию наук. Назначенный Шумахером рецензент, академик Г.Ф. Миллер, продержал её у себя три недели и вынес следующее суждение: «Написанное по-русски «Краткое руководство по риторике» адъюнкта Академии Михаила Ломоносова я просмотрел. Хотя ему нельзя отказать в похвальном отзыве ввиду старательности автора, проявленной им в выборе и переводе на русский язык риторических правил древних, однако краткость руководства может вызвать подозрение, что в нём опущено многое, включаемое обычно в курсы риторики. Поэтому я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить её материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, предоставить её Академии. Благодаря этому и прочие славнейшие академики получат возможность вынести заключение о том, следует ли напечатать его для нужд Гимназии. Ведь если пренебречь этой целью и напечатать книгу для людей, занимающихся риторикой вне Академии, то едва ли можно надеяться на достаточное количество покупателей».

19 января 1747 года Канцелярия Академии наук распорядилась («понеже в типографии работы нынче у некоторых наборщиков нет, а дабы они праздны не были и втуне жалованья не получали») сдать в набор семь книг, в том числе второй, основательно изменённый, отредактированный и дополненный вариант «Риторики». Книгу набрали и отпечатали в количестве 606 экземпляров к концу 1747 года, но злоключения, преследовавшие труд Ломоносова, не закончились.

5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры, где помещалась типография, произошёл пожар. Ещё не сброшюрованные к тому времени листы «Риторики», сложенные «в верхнем академическом магазейне, у башни», были скинуты на землю из окошек и с кровли, причём «многие листы разлетелись, иные замараны, затоптаны и подраны». Почти полгода потребовалось на их допечатку. Ломоносов воспользовался этим временем, чтобы внести исправления в текст первых листов. Наконец, к июню 1748 года все типографские работы закончились, книга поступила в Книжную лавку, а автор получил скромный гонорар в размере 50 экземпляров «Риторики», в переводе на деньги — 25 рублей. Общий тираж составили 527 экземпляров.

Книга открывалась посвящением Петру III, самому недолговечному российскому самодержцу. В нём Ломоносов так объяснял цель своего труда: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по её могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадёжен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались».

Опасения Миллера, предрекавшего, что «Риторика» на русском языке не найдёт читателей, не оправдались. Через два года после выхода её из печати академический комиссар по книжным делам Зборомирский уведомил Канцелярию, что «купцы беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова и что её экземпляров «в наличности за продажею мало остаётся». Спустя ещё два года Ломоносов подал в Канцелярию рапорт: «Понеже многие охотники почти ежедневно спрашивают и желают иметь у себя… «Риторики» на российском языке первого тома, которой ныне в Академической книжной лавке за употреблением в продажу уже давно не имеется, того ради сим представляю, дабы Канцелярия Академии наук благоволила приказать «Риторики» ещё потребное число для удовольствия охотников вновь напечатать». Ломоносову было отказано, и только около 1759 года из типографии ново-учреждённого Московского университета вышло второе её издание, также быстро разошедшееся. В 1765 году Академия выпустила третье издание, на этот раз без посвящения давно уже свергнутому и убитому Петру III, без стихов на Петров день 1759 года и с дополнительными авторскими исправлениями. Это издание «Риторики» было последним, увидевшим свет при жизни самого Ломоносова.

По замыслу Ломоносова, весь его труд о красноречии в окончательном виде должен был состоять из трёх книг: первая посвящалась собственно риторике, или «учению о красноречии вообще, поколику оно до прозы и до стихов касается»; предметом второй должна была стать «Оратория», или «наставление к сочинению речей в прозе»; в третьей предполагалось исследовать поэзию, или «о стихотворстве учение». Напечатана была только «Риторика».


Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Краткое руководство к красноречию
, книга перьвая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова Имп.<ераторской> Академии наук и Исторического собрания члена, химии профессора. Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук,1748. [10], 315, [2]с. В цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке — тиснёные имя автора и заглавие. 19,5×11 см.

Предыдущая статья
История, или Действие евангельской притчи о блудном сыне (1740-е-1750-е годы)

  1. «Риторика» (1748) — первая
    в России хрестоматия ми­ровой
    литературы, включавшая также лучшие
    произведения отечественной словесности;

  2. «Российская грамматика» (1755,
    опубликована в 1757), в
    ыдержала 11
    изданий, переведена на немецкий,
    французский, греческий языки. Получила
    самое широкое рас­пространение в
    русской школе второй половины XIX
    века;

  3. «Предисловие о пользе книг церковных
    в российском языке» (1757). В труде
    о
    боснована возможность развития
    русского литературного языка на основе
    сочетания церковно-славянского и
    русских народных элементов, обусловившего
    раз­граничение литературных стилей
    («высокий», «сред­ний» и «низкий»
    слог).

Риторика (1748)

Из филологических трудов Ломоносова
первой по времени созда­ния и публикации
была «Риторика», известная в
двух ре­дакциях (рукописной—1744 года
и печатной — 1748 года). Издавая свою
«Риторику», Ломоносов преследовал
прежде всего практиче­ские цели —
вооружить рядовых русских читателей
основами стройного, логического,
аргументированного и вместо с тем
выразительного изложения. Вот почему
он отступил от сложившейся традиции и
на­писал свое «Краткое руководство
к красноречию» не на латинском (как это
было принято на Западе и отчасти в
России) и не на цер­ковнославянском
(как писали его современные предшественники),
а на русском языке.

С осени 1742 года М. В. Ломоносов читал
лекции о «стихотворстве и стиле
российского языка» в Академии наук, что
в немалой степени способствовало
созданию данного труда.

Ломоносов переосмыслил некоторые
формулировки из наиболее популярных
и авторитетных зарубежных пособий по
красноречию. Тем не менее, труд М. В.
Ломоносова — результат большой
самостоятельной работы ее создателя.

Эта образцо­вая для своего времени
литературная хрестоматия знакомила
рус­ского читателя с отрывками из
произведений первоклассных антич­ных
авторов (Гомера, Плутарха, Демосфена,
Цицерона, Вергилия, Овидия, Лукиана,
Аристотеля, Персия, Тацита и некоторых
других), писателей эпохи Возрождения
(Эразма Роттердамского, Камоэнса) и
примерами собственного творчества
Ломоносова, щедро иллюст­рировавшими
краткие положения того или иного
параграфа «Ру­ководства».

«Риторика» Ломоносова была первым
доступным для широких читательских
кругов руководством по вопросам теории
литературы, поэтической стили­стики.

Здесь положено начало разработке
лексико-стилистических, а также
синтаксических норм русского литературного
языка, намечены основные положения
теории трех стилей.

В сентябре 1755 года была закончена
«Российская грамматика», которую
Ломоносов рассматривал как нечто целое
с «Риторикой».

«Краткое
руководство к красноречию» открывается
вступлением, содержащим определение
красноречия, описание условий, необходимых
для формирования ораторских навыков:
природные задатки («душевные» — остроумие
и память и «телесные» — громкий приятный
голос, хорошие внешние данные); изучение
лучших образцов ораторского искусства;
практическая деятельность по созданию
подражаний, а также собственных сочинений
и отработке произношений слов, широкий
научный кругозор.

В
риторике Ломоносов выделяет правила
трёх родов: «Первые показывают, как
изобретать оное, что о предложенной
материи говорить должно; другие учат,
как изобретённое украшать; третьи
наставляют, как оное располагать
надлежит».

Соответствуют
такой классификации и названия частей
книги: «О изобретении», «О украшении»,
«О течении слова».

В
части «О изобретении» речь идёт о
структуре ораторской речи: «Изобретение
риторическое есть собрание разных идей…
Идеями называются представления вещей
и действий в уме нашем». Ломоносов
разделяет идеи на простые, состоящие
из одного представления, и сложные,
включающие различные представления о
явлении: «Ночь, представленная в уме,
есть простая идея. Но когда себе
представишь, что ночью люди после трудов
покоятся, тогда будет уже сложенная
идея: для того что соединяется пять
идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о
трудах и покое».

Простые
идеи Ломоносов называет терминами,
а сложную идею — темой.
Идеи должны следовать в речи в определённом
порядке, наиболее важные из них должны
находиться в конце речи.

Одно
из непременных условий творчества –
наличие развитого воображения,
соединённого с рассуждением. Такое
единство Ломоносов называет остроумием.

Выступая перед
аудиторией, оратор должен учитывать её
состав и запросы, быть объективным,
искренним, честным, помнить о том, что
«самая сила к возбуждению или утолению
страстей и действие красноречия».

Во
второй части Ломоносов разъясняет
сущность термина, указанного в названии:
«Украшение
есть изобретенных идей пристойными и
избранными речениями изображение.
Состоит в чистоте штиля, в течении слова,
в великолепии и силе оного».

«Чистоте
штиля» способствует чтение церковных
книг, общение с людьми, освоившими нормы
речи, изучение грамматических правил.

Условия правильного
«течения слова» — это отсутствие
неоправданного стечения гласных и
согласных, различных повторов. Ломоносов
советовал избегать соседства слов с
одинаковым ударением, обращать внимание
на порядок слов в предложении, уместно
употреблять многозначные слова и омонимы
и др.

«Великолепие и
сила» речи обусловлены правильным
выбором изобразительно-выразительных
средств языка.

В
части «Расположение» речь идёт о
правильном построении речи: «Правила
о изобретении и украшении управляют
совображение и разбор идей; предводительство
рассуждения есть о расположении учение…»,
«ибо что пользы есть в великом множестве
разных идей, ежели они не расположены
надлежащим образом?»

Расположение,
по мысли Ломоносова, может быть
«натуральным» и «художественным».

«Натуральное»
(по времени, месту или достоинству)
предполагает соблюдение хронологического
принципа при изображении событий, учёт
значимости предметов и явлений
действительности при составлении
высказывания: «о золоте должно предлагать
прежде прочих металлов».

Ломоносов,
создавая «Краткое руководство к
красноречию» ставил прежде всего
воспитательные цели. Основной задачей
обучения должно стать воспитание
гражданина и патриота, широко образованного,
вооруженного передовыми идеями и
владеющего необходимыми культурными
навыками.

На
основе «Риторики», отражающей многие
теоретические вопросы развития
отечественной литературы, речи и пись­ма,
впоследствии были написаны учебники
по русскому красноречию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Филологическая деятельность ученого была обширной и одним из направлений в этой работе, было изучение и становление стилистики русской прозы. Вклад Ломоносова в риторику был увековечен трудом «Риторика» в 1744 году, под названием «Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия».

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Но трудности не остановили ученого, «Риторика» Ломоносова вышла вновь в 1747 году и была напечатана. Краткое руководство к красноречию произвело фурор среди крупных представителей культуры того времени. Ломоносов определял риторику, как науку, которая занимается красотой письменной и устной речи. Его книга – это свод определенных правил, которым нужно следовать при составлении прозы и в публичных выступлениях.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

  • «О изобретении»;
  • «О украшении»;
  • «О расположении».

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» в 1748 году, чем положил новое начало в российской науке о красоте слова. В своем руководстве ученый определяет риторику, как определенный вид искусства, с помощью которого можно убеждать и склонять к своему мнению других. Термин «красноречие» впервые был применен в случае с данной наукой именно Михаилом Васильевичем.

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.

Книга «Краткое руководство к красноречию» издавалась несколько раз еще при жизни ученого, многое из примеров и высказываний Михаила Васильевича имеет актуальность и в современные дни. Его труд стал фундаментом для всей последующей риторики России.

В «Кратком руководстве …» Ломоносова указано, что одних телесных и духовных качеств для блестящего выступления не достаточно. Важно выдерживать элементы структурирования речи, последовательность построение текста должна быть следующей:

  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

Ломоносов писал, что настоящее красноречие – это ряд закономерностей, которые должен соблюдать оратор. Книга «Краткое руководство к красноречию…» имеет три части:

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Для воздействия на людей, чтобы вызывать у слушателей ненависть, любовь, восхищение, страх и другие эмоции, важно подробно изучить свою аудиторию. Оратору полезно знать возрастную категорию случателей, их интересы, для чего они собрались, уровень интеллекта, воспитание и гендерные признаки. Важно учитывать обстоятельства выступления, информационный повод и веяния времени. Ломоносов указывает на то, что лектор должен воздействовать на «слабые места» его публики, а для этого нужно вычислить «там, где тонко» и надавить эмоционально.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Что такое риторика и как использовать искусство речи в современности

. Советы от древних ораторов и современных тренеров по выступлениям

Обновлено 01 сентября 2022, 09:46

Кадр из фильма &laquo;Общество мертвых поэтов&raquo;

Touchstone Pictures

Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»

Что такое риторика

Риторика — это теория ораторского искусства, наука красноречия. Под риторикой в современном значении и широком смысле понимают учебную дисциплину, где изучают историю направления, ее методы и приемы. [1] С античных времен целью изучения риторики был так называемый facilitas — способность создавать уместный и эффективный язык в любой ситуации.

В другом значении словом называют напыщенную и бессодержательную речь. В словаре Даля есть пример употребления «риторить», «риторствовать» с отрицательной коннотаций — это значит говорить или писать цветисто, искусно и искусственно. [2] Иногда такой стиль связывают с человеком или группой, от чего появляются выражения вроде «риторика Рейгана», «риторика Запада».

В противовес искусству риторики ставят софистику. Софисты использовали «грязные приемы», часто основанные на логических ошибках и ложных умозаключениях. Один из самых знаменитых софизмов звучит так: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога». [3]

Риторику и софистику важно различать. Манипуляции, искажение фактов и подмена понятий для достижения цели — это все софистика, демагогия или так называемая черная риторика. К классическому, чистому искусству речи они не имеют никакого отношения.

У риторики с начала ее развития существовали идеалы. Вот, например, риторические идеалы Сократа:

  • диалогический: не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли;
  • гармонизирующий: не победа и не борьба, а достижение участниками общения согласия по поводу смысла, цели, результатов коммуникации;
  • смысловой: поиски и обнаружение истины, которая заключена в предмете разговора и может быть обнаружена. [4]

Именно Сократ стал одним из основателей риторики и ее дальнейшего развития.

Римская копия бюста Сократа работы Лисиппа. Лувр, Париж

ru.wikipedia.org

Римская копия бюста Сократа работы Лисиппа. Лувр, Париж

История риторики как науки и искусства

Развитие искусства риторики связывают с античной Грецией, где появилась демократия. Считается, что именно эта политическая система стала благотворной почвой для ораторов, мастеров теории аргументации и публичных выступлений. В Афинах, когда древние греки баллотировались на посты, они использовали риторику в своих речах, чтобы завоевать голоса избирателей. [5]

Основу риторической традиции, которую используют до сих пор, заложили греческие философы. Сократ выступал против ложных речей софистов, ведь для него истина была выше человеческих суждений. Философ не оставил письменных трудов: идеи дошли до нас в виде сочинений его ученика Платона.

Центральным персонажем многих диалогов Платона является Сократ, который демонстрирует метод приближения к истине: постановка различных вопросов и ответы на них. Идеи по теории красноречия Платон излагал не только в сочинениях, но и читая учебные курсы в основанной им академии. Одним из ее слушателей был Аристотель, который тоже внес вклад в развитие риторики. Он считал науку необходимой в любой сфере профессиональной деятельности человека. Аристотель написал несколько трудов об искусстве речи. До нас дошла его знаменитая книга «Риторика».

<p>Рафаэль Санти, &laquo;Афинская школа&raquo;</p>

ru.wikipedia.org

Рафаэль Санти, «Афинская школа»

Одна из самых знаменитых и сильных школ риторического искусства развилась во Франции. С XVI века там развивалась богословская риторика, которая затем уступила место судебной, академической, а в период Великой Французской революции — политической. Вольтер, Дидро, Мирабо, Дантон, Робеспьер считаются классиками ораторского искусства, мастерами слова.

В Российской империи риторику изучал Ломоносов. В 1748 году он написал учебник «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Название полностью описывает содержание.

Ломоносов считал риторику наукой о письменной и устной речи, сводом правил. В конце XVIII века дисциплину начали преподавать в гимназиях, появились учебники Мерзлякова «Краткая риторика», Рижского «Опыт риторики», Никольского «Основания российской словесности». [6]

Сейчас в университетах продолжают преподавать риторику. Учебная дисциплина есть на направлениях «Политология», «Филология», «Журналистика» и многих других.

Риторические приемы, теория аргументации и правила речи используются в самых различных областях: от профессиональной деятельности до частного общения.

Для того чтобы правильно поставить задачу, объяснить свою точку зрения, замотивировать персонал, увлечь и зажечь своей идеей своих сотрудников, вам точно потребуется такой инструмент, как яркая, образная, красивая, структурная речь. Именно это и дает риторика

Станислав ЗубовСтанислав Зубовэксперт по технологиям публичных выступлений и созданию презентаций компании Business Speech

Дома нужно договориться, кто сегодня будет забирать ребенка из школы. На совещании — правильно донести свою точку зрения, да еще и так, чтобы приняли именно ваш проект. С руководителем смежного отдела прийти к компромиссу по рабочим процессам и так далее.

В XXI веке вы можете быть выдающимся специалистом в своей области, профессионалом и настоящим мастером, но если вы не сможете донести свою ценность, то и продвижение в бизнесе и по карьерной лестнице будет затруднительным

Юлия КозловаЮлия Козловатренер по эффективным коммуникациям, автор обучающих курсов по ораторскому мастерству, голосу и речи

Виды риторики

В современности принято делить риторику на общую и частную. Общая дает советы по использованию аргументов, речевом поведении, стратегии и тактике разговора. Теорией и практикой публичной речи занимается общая риторика.

Обложка видео

Один из ярких примеров публичного выступления — речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта»

Частная же риторика изучает законы эффективной речи, действующие в сферах профессиональной деятельности. Условно, это области с «повышенной речевой ответственностью». [7]

Политическая риторика

Политическая риторика — это и выступления представителей государства на международной арене, и обращения лидеров к гражданам своей страны.

Один из самых ярких ораторов в современной истории — британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Его радиовыступления во время Второй мировой войны сплотили нацию, а Фултонская речь, как считается, положила начало Холодной войне. [8]

13 мая 1940 года он обратился к палате общин с речью, которая в дальнейшем получила название «Кровь, пот и слезы». Он говорил о войне с нацистской Германией и необходимости биться до победы. Черчилль в заключительной части выступления произнес: «Я вам предлагаю только кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоит тяжелейшее испытание. Нам предстоят многие долгие месяцы борьбы и страданий». [9]

Обложка видео

Речь Уинстона Черчилля «Кровь, пот и слезы»

Ораторское искусство Черчилля неоднократно показывали в фильмах и сериалах, где роль политика доставалась сильнейшим актерам. Из последних появлений персонажа на экранах — «Корона», где роль премьер-министра исполнил Джон Литгоу и «Темные времена» с Гэри Олдменом. [10]

Обложка видео

Эпизод из фильма «Темные времена». Гэри Олдмен в роли Уинстона Черчилля выступает с речью между членами парламента Великобритании

Судебная риторика

К этому виду риторики относятся выступления адвокатов и прокуроров. В Российской империи толчок для развития области в 60–70-х годах XIX века дала судебная реформа. Суд в стране стал гласным, в залы начали допускать публику и журналистов. Это дало в полной мере раскрыться ораторским талантам адвокатов. Эталонами судебного мастерства выступлений считаются речи Кони, Карабчевского, Спасовича, Плевако и других. [11]

Военная

Военное руководство и даже рядовые солдаты используют риторику, чтобы мотивировать войска. Такая риторика знакома большинству из книг и фильмов.

Сериал «Игра престолов» в изобилии показывает мастеров военного ораторского искусства. Дейенерис Таргариен наводила ужас не только благодаря драконам, но могла и словом сплотить разрозненные дикие племена. Тирион Ланнистер всего за несколько минут поднял боевой дух воинов и отразил атаку на замок.

Обложка видео

Речь Тириона Ланнистера перед защитниками замка. «Игра престолов», 2 сезон, 9 серия, HBO

Педагогическая

Лекции, просветительские выступления, даже простой урок могут стать местом для раскрытия педагогической риторики. Например, выдающимися оратором считают знаменитого химика Менделеева, на пары которого приходили и студенты, и посторонняя публика. Дмитрий Иванович «брал аудиторию не нарочитым красноречием, не искусственной страстностью проповедника, изрекающего с кафедры непреложные истины, а поразительной последовательностью, точностью вкупе с эмоциональностью изложения». [12]

Это далеко не все виды частной риторики. Например, существует риторика деловая, которая изучает коммуникацию в бизнесе и рабочих отношениях; дипломатическая риторика и многие другие.

Аргументы риторики

Чтобы превратить слова в эффективную риторику, Аристотель выделил три «способа убеждения» — логос, этос и пафос. В идеале — сочетать их, чтобы получилась сильная речь.

Логос

Аргумент апеллирует к логике и разуму, полагается на данные и факты. Инструмент логоса — логические умозаключения. Прием очень главенствует в судебной риторике, где важны доказательства.

Например, в фильме «Убить пересмешника», чтобы убедить присяжных в невиновности правши Тома Робинсона, герой Аттикус Финч представляет аргументы, доказывающие, что преступник должен был быть левшой.

Этос

Этот элемент риторики зависит от репутации человека, доставляющего сообщение. Писатель или оратор должен быть известным человеком или известным авторитетом в предмете. Условно, если вам расскажет о лечении ожогов врач, вы ему поверите больше, чем человеку без медицинского образования.

Также Аристотель верил, что нужно учитывать время, место и аудиторию, которой вы доставляете информацию. Стоит помнить о социокультурных явлениях в данный момент в обществе, делать отсылки к знакомым фразам и понятиям.

Пафос

Он устанавливает эмоциональную связь со зрителем. Реклама часто затрагивает те чувства, которые заставляют людей купить продукт или услугу.

Запоминающиеся ораторы чаще всего становятся популярными не только благодаря «правильным» речам. Огромную роль играет темперамент человека, его эмоциональность, жесты, темп речи.

Кадр из фильма &laquo;Король говорит!&raquo;

Paramount Pictures

Кадр из фильма «Король говорит!»

Риторические приемы

Риторические приемы — это инструменты, используемые для манипулирования языком для построения аргументов. Существует ряд стилистических и литературных приемов, которые писатели используют для создания риторического эффекта и передачи точки зрения. [13]

Одни из самых известных риторических приемов:

  • Риторические вопросы. Вопросы, не требующие ответа. Например, «Птицы летают?» — это риторический вопрос, означающий: «Разве это не очевидно?»
  • Гипербола. Преувеличение, чтобы доказать свою точку зрения и произвести впечатление на аудиторию. Бывший президент США Франклин Делано Рузвельт использовал гиперболу, когда заявил: «Единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха».
  • Хиазм. Фигура речи, которая меняет обычный порядок слов. Примеры: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве» (Станиславский) и «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны» (Джон Ф. Кеннеди).
  • Эутреписмус. Один из самых простых риторических приемов. Это перечисление фактов или пунктов. Можно использовать слова «во-первых», «во-вторых» и так далее.

Как развить и улучшить риторику речи

Советы от тренера по эффективным коммуникациям, автору обучающих курсов по ораторскому мастерству, голосу и речи Юлии Козловой.

1. Работайте над четкостью дикции

В эпоху телефонных переговоров, аудиосообщений и zoom-конференций голос порой бывает единственным инструментом убеждения. Каждое ваше слово должно звучать твердо и четко. Обратите внимание на проговаривание окончаний. Специальные упражнения и контроль темпа речи помогут избежать неловкого вопроса собеседника: «Простите, что вы сказали?».

2. Избавляйтесь от слов-паразитов и развивайте словарный запас

Красивая грамотная речь не пестрит «ну», «вот», «как бы», «э».

Упражнение, которое поможет вам улучшить словарный запас за минуту. Представьте перед собой трехлитровую банку. Поставьте таймер на минуту. А теперь начинайте перечислять те предметы, которые в эту банку смогут «поместиться». Например, в нее войдет зубная щетка, а вот лопата уже нет. Держите равномерный темп, называйте предметы из разных областей, следите, чтобы вместо пауз у вас не возникали «э».

3. Следите за тембром голоса и интонацией

Слишком высокие ноты воспринимаются как детские (кто же захочет иметь серьезные дела с детьми) либо как крик, а от крика нам хочется отстраниться. Публичные выступления и переговоры проводятся на грудном регистре. Иначе его еще называют регистром «доверия».

Положите руку на грудь и с закрытым ртом, не размыкая губ, произнесите «ага». Под ладонью вы должны чувствовать вибрацию. Проделайте это упражнение в течение минуты и услышите, что голос начал звучать ниже.

4. Работайте над навыком аргументации

Учитесь емко и четко формулировать мысли, дипломатично и корректно доносить точку зрения. Навык пригодится и в повседневном общении, и в деловых коммуникациях.

Не спешите, начните с малого. Вы в магазине? Объясните себе выбор покупки в трех предложениях. Потеряли мысль повествования и сбились? Попробуйте снова.

Две самые распространенные ошибки:

  • Привести все аргументы, которые только возможны. Помните: краткость — сестра таланта.
  • Начинать оттачивать навык аргументации сразу на рабочих совещаниях или переговорах. Сначала оттачиваем все в быту и только потом внедряем в работу.

5. Практикуйтесь

Теория всегда красива и интересна, но если нет практики, то нет и качественных изменений в речи. Запланируйте в календаре время. Например: утром десять минут сделать упражнение для дикции или голоса. На неделе выделите день, когда вы читаете интересную статью и пересказываете ее.

Простое упражнение для развития риторики от эксперта по технологиям публичных выступлений Станислава Зубова: возьмите любую тему и попробуйте кратко и красочно подготовить презентацию протяженностью две-три минуты. Представьте, что вы объясняете кому-то, как эта тема работает, как устроен предмет, в чем проблема и так далее.

Обучение риторике

Только в русскоязычном сегменте существует около сотни курсов по развитию ораторского и публичного мастерства выступлений. Чаще всего они платные.

Самостоятельно прокачать отдельные навыки, важные для риторики, можно в мобильных приложениях.

  • Vocal Image. Тренажер с упражнениями для голоса.
  • Оратор. Приложение для развития памяти и речи
  • Дикция. Упражнения для дыхания, челюсти и скороговорки.

Я бы предостерегла от изучения искусства ораторского мастерства самостоятельно. Первое, о чем стоит помнить, прежде чем приступить к самостоятельной деятельности, — «Не навреди!» Настоятельно рекомендую заниматься постановкой речевого дыхания, голоса, развития звучания, совершенствования дикции только в сопровождении эксперта. Хорошему оратору необходимо овладеть многими навыками: это не только голос, но и интонации, жесты, управление телом и эмоциями. Опытный специалист на первых порах сделает вам диагностику, выявит достоинства и недостатки вашей речи и предложит план действий

Лариса КудринаЛариса Кудринатренер по голосу, речи и публичным выступлениям

Книги по риторике

  • «Секреты великих ораторов», Джеймс Хьюмс.
  • «Ораторское искусство. Притворись его знатоком», Крис Стюард, Майкл Уилкинсон.
  • «Камасутра для оратора», Радислав Гандапас.
  • «Презентация в стиле TED», Кармин Галло.
  • «Аргументируй это», Никита Непряхин.
  • «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга», Кейт Феррацци.
  • «Договориться можно обо всем», Гэвин Кеннеди.
  • «Как побороть застенчивость», Филип Зимбардо.
  • «Секреты общения. Магия слов», Джеймс Борг.
  • «Я вас слушаю», Иствуд Атватер.

Полезно читать не только книги, связанные с говорением, но и книги с формулированием мысли вообще. Например, связанные с деловой перепиской. Здесь можно смело рекомендовать Барбару Минто «Принцип пирамиды», а также «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова. Там тоже дается много дельных советов, которые можно применять не только в письменной, но и в устной речи

Станислав ЗубовСтанислав Зубовэксперт по технологиям публичных выступлений и созданию презентаций компании Business Speech

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проктонис капсулы от геморроя цена инструкция по применению
  • Авторитет руководителя руководство коллективом
  • Кладка печи из кирпича своими руками пошаговая инструкция галанка
  • Таблетки октолипен показания к применению инструкция
  • Экспресс гербицид инструкция по применению на подсолнухе