Нцукс мчс россии официальный сайт руководство по

Лекомцев Александр Николаевич

Начальник Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Генерал-лейтенант

Колдомов Андрей Валентинович

Первый заместитель начальника Главного управления
Генерал-майор внутренней службы

Воронцов Сергей Владимирович

Заместитель начальника Главного управления

Генерал-майор внутренней службы

Монцев Виктор Викторович

Заместитель начальника Главного управления
Полковник

Калугин Сергей Алексеевич

Заместитель начальника Главного управления
Полковник

Смирнов Игорь Анатольевич

Заместитель начальника Главного управления
Полковник

Воронов Олег Сергеевич

Заместитель начальника Главного управления — старший оперативный дежурный МЧС России
Полковник внутренней службы

Карпюк Дмитрий Викторович

Заместитель начальника Главного управления — старший оперативный дежурный МЧС России

Генерал-майор внутренней службы

Кирюшкин Евгений Сергеевич

Заместитель начальника Главного управления

Полковник внутренней службы

Павлов Александр Владимирович

Заместитель начальника Главного управления — старший оперативный дежурный МЧС России
Генерал-майор внутренней службы

Небогин Иван Егорович

Советник
Полковник

Ночкин Евгений Иванович

Отдел применения беспилотных авиационных систем
Начальник отдела

Полковник внутренней службы 

Макарычев Сергей Владимирович

Начальник Управления экстренного реагирования
Полковник

Свиридок Роман Викторович

Начальник Управления аналитического
Полковник

Песков Роман Игоревич

Управление оперативного применения цифровых технологий
Начальник Управления
Полковник

Фофанов Сергей Николаевич

Управление информационного сопровождения оперативной работы
Начальник Управления
Полковник

Ивашиненко Сергей Анатольевич

Управление информационной поддержки федеральных мероприятий
Начальник Управления
Полковник

Управление космического мониторинга

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее – НЦУКС) является ключевым органом повседневного (оперативного) управления в системе гражданской обороны и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. НЦУКС является структурным подразделением центрального аппарата МЧС России. Его деятельность регулируется Положением о Главном управлении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом МЧС России от 14.12.2020 N 950.

В своей деятельности НЦУКС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, приказами и распоряжениями МЧС России, а также вышеуказанным Положением.

НЦУКС осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии в установленном порядке со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, организациями и учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), органами, осуществляющими управление гражданской обороной (далее – ГО).

НЦУКС подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр). Деятельность НЦУКС координирует и контролирует заместитель Министра в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между заместителями Министра.

НЦУКС состоит из управлений и отделов. Его штатное расписание НЦУКС утверждается приказом Министра.

Основные задачи НЦУКС:

— реализация выполнения функций органа повседневного управления РСЧС на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ;

— повышение эффективности деятельности органов повседневного управления РСЧС и выработка единых подходов при использовании информационных ресурсов и сведений в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

НЦУКС в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) организует в установленном порядке:

— несение оперативного дежурства в органе повседневного управления РСЧС на федеральном уровне;

— экстренное реагирование на чрезвычайные ситуации федерального и межрегионального характера, подготовку управленческих решений и общую координацию действий сил РСЧС при реагировании на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий;

— взаимодействие органов повседневного управления МЧС России с учреждениями и организациями, входящими в состав функциональных подсистем РСЧС на федеральном уровне, по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

— работу по сбору, обработке сведений и анализу прохождения информации о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации, для осуществления их официального статистического учета НЦУКС;

— работу в МЧС России системы космического мониторинга по сбору, обработке и передаче информации с использованием данных дистанционного зондирования Земли;

— сбор, обработку и передачу оперативной и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, формирование и ведение баз данных, ведомственного фонда пространственных данных, систематизированный учет и хранение оперативной информации, необходимой для осуществления возложенных на НЦУКС функций;

— проведение учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами, осуществляющими управление ГО, в пределах компетенции и полномочий НЦУКС;

— прием информации от граждан об оперативных событиях, относящихся к деятельности МЧС России, о нарушениях служебной дисциплины, нарушениях норм и правил пожарной безопасности, безопасности на воде, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с последующим доведением информации до уполномоченных структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, ответственных за работу с обращениями граждан, по вопросам, входящим в их компетенцию в рамках работы Единого «Телефона доверия» МЧС России;

— методическое сопровождение предоставления информационных ресурсов и сведений для обеспечения совещаний ведомственных, а также межведомственных координационных и совещательных органов (комиссий, групп), а также иных коллегиальных органов, проводимых с участием руководства МЧС России (далее – совещания МЧС России).

2) осуществляет:

— сбор, обработку и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления РСЧС и органами, осуществляющими управление ГО, информацией в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на федеральном уровне;

— анализ соблюдения требований по сбору, обработке и обмену информацией и выполнения в рамках информационного обмена мероприятий в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— непрерывный сбор и обработку данных о возникновении и угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций за рубежом, оперативный перевод с иностранных языков информации о чрезвычайных ситуациях за рубежом во взаимодействии и по согласованию с Департаментом международной деятельности МЧС России;

— анализ данных дистанционного зондирования Земли, полученных в пределах компетенции и полномочий МЧС России;

— применение беспилотных авиационных систем МЧС России в установленном МЧС России порядке, прием, обработку, обобщение данных, полученных с беспилотных авиационных систем МЧС России о чрезвычайных ситуациях и пожарах;

— оценку обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций федерального характера и проведение расчетов последствий чрезвычайных ситуаций для принятия решений руководителями органов повседневного управления РСЧС и органов, осуществляющих управление ГО, председателем Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Правительственная комиссия), руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации в зоне чрезвычайной ситуации;

— координацию проведения мероприятий, направленных на уточнение обстановки, получение оперативной информации о чрезвычайных ситуациях для оперативных штабов, оперативных групп федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов МЧС России;

— доведение в установленном порядке сигналов по ГО до федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований, учреждений МЧС России и структурных подразделений центрального аппарата МЧС России;

— доведение в установленном порядке сигналов управления (оповещения) при внезапном нападении противника до федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований, учреждений МЧС России центрального подчинения и структурных подразделений центрального аппарата МЧС России;

— доведение в установленном порядке сигналов управления (оповещения) о мероприятиях по непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени до территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований, учреждений МЧС России центрального подчинения и структурных подразделений центрального аппарата МЧС России;

— оповещение в установленном порядке членов постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – РГПК), членов оперативного штаба РГПК и оперативной группы МЧС России при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера;

— оповещение оперативных групп МЧС России, убывающих на спецобъекты;

— методическое руководство и координацию действий структурных подразделений центрального аппарата МЧС России при реагировании и организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;

— информационное обеспечение при подготовке предложений и аналитических материалов для руководства МЧС России, Правительства РФ, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— взаимодействие с кризисными центрами чрезвычайных ведомств зарубежных государств и международных организаций в соответствии с заключенными международными договорами (соглашениями, регламентами) во взаимодействии и по согласованию с Департаментом международной деятельности МЧС России в рамках компетенции НЦУКС;

— обеспечение координации применения Автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (далее – АИУС РСЧС) в органах повседневного управления РСЧС для решения задач по обмену данными, подготовке, сбору, хранению, обработке, анализу и передаче информации;

— координацию информационного обеспечения структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, учреждениями и организациями МЧС России Центра Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (далее – ЕСИМО) МЧС России;

— контроль за выполнением органами, осуществляющими управление ГО, органами повседневного управления РСЧС оперативных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при подготовке к ведению и ведении ГО;

— информационно-техническое обеспечение проведения совещаний МЧС России, методическое руководство по сбору и хранению демонстрационных материалов, аудио-, видеозаписей к ним территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России;

— методическое руководство обеспечения ведения территориальными органами МЧС России баз данных оперативной и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе паспортов территорий;

— методическое руководство по актуализации информации о туристских группах и туристических маршрутах на территории субъектов Российской Федерации в рамках защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— методическое обеспечение территориальных органов МЧС России по приему информации от граждан об оперативных событиях, относящихся к деятельности МЧС России, о нарушениях служебной дисциплины, нарушениях норм и правил пожарной безопасности, безопасности на воде, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках работы «Телефона доверия» территориальных органов МЧС России;

— официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— медиасопровождение (фото-, видео-) оперативной деятельности МЧС России во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России по направлениям деятельности;

— подготовку предложений и рекомендаций о введении и снятии режима чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характера, соответствующего режима функционирования, установления федерального и особого уровней реагирования на чрезвычайные ситуации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о дополнительном привлечении сил и средств РСЧС и ГО в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

— внедрение через территориальные органы и учреждения, находящиеся в ведении МЧС России, единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовку предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, а также разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ;

— разработку и ежегодную плановую корректировку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и приложений к нему;

— методическое руководство формирования и выводом внепланового информационного материала с использованием терминальных комплексов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН) территориальными органами МЧС России при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

— планирование и уточнение графиков заступления должностных лиц НЦУКС на оперативное дежурство в состав оперативной дежурной смены органа повседневного управления МЧС России на федеральном уровне.

3) разрабатывает:

— проекты методических рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих управление ГО, и органов повседневного управления РСЧС;

— нормативные и методические документы по проверке и оценке уровня готовности органов повседневного управления РСЧС в системе МЧС России;

— порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также критерии информации о чрезвычайных ситуациях;

— положение об организации оперативного дежурства МЧС России;

— положение об АИУС РСЧС;

— регламент функционирования и эксплуатации АИУС РСЧС;

— совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проект федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и приложений к нему;

— во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и с учетом возможностей системы связи МЧС России повседневный, еженедельный, ежемесячный план совещаний МЧС России, проводимых в административном здании центрального аппарата МЧС России;

— проекты регламентов об организации информационного обмена между МЧС России и органами повседневного управления РСЧС, учреждениями и организациями, уполномоченными решать вопросы в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, федеральными органами исполнительной власти и иными организациями на федеральном уровне;

— предложения об организации информационного обмена между МЧС России и кризисными центрами зарубежных государств и международных организаций;

— инструкцию о порядке копирования и тиражирования совершенно секретных и секретных документов, документов, содержащих информацию ограниченного распространения, несекретных служебных документов и печатной продукции для структурных подразделений центрального аппарата МЧС России.

4) участвует в работе:

— по разработке ежегодного плана основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— по разработке доклада о состоянии ГО в Российской Федерации;

— по разработке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— по разработке ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС;

— по формированию и доставке в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

— по проведению совместно с Департаментом международной деятельности МЧС России организационных оперативных мероприятий при реагировании на чрезвычайные ситуации, гуманитарном разминировании, по участию в международных гуманитарных проектах, программах, операциях в соответствии с международными договорами по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— по контролю за предоставлением оперативной информации в заинтересованные структурные подразделения центрального аппарата МЧС России о ходе финансового обеспечения мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, оказанием гражданам материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества и (или) выплатами гражданам (семьям граждан, погибших (умерших));

— по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— по разработке Порядка (регламента) деятельности Центра ЕСИМО МЧС России;

— по развитию информационных систем в области защиты населения и территорий Российской Федерации и координации их применения в деятельности органов повседневного управления РСЧС для решения задач по обмену данными, подготовке, сбору, хранению, обработке, анализу и передаче информации, а также по информированию населения;

— по разработке нормативных правовых актов по организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации;

— по разработке предложений по формированию федеральных целевых программ, государственных программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО, защиты населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития РСЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

— по разработке порядка привлечения, планирования применения сил и средств спасательных воинских формирований, подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для выполнения мероприятий ГО, проведения аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации;

— по разработке инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— по разработке предложений о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований;

— по разработке предложений о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

— по подготовке предложений использования резервов материальных ресурсов МЧС России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— по проведению проверок территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России, пожарных, аварийно-спасательных формирований по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— по разработке проекта плана ГО и защиты населения Российской Федерации, а также подготовке предложений о порядке введения в действие этого плана на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

— по разработке предложений по формированию основ государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в системе МЧС России;

— по разработке и подготовке материалов плана приведения в готовность ГО в Российской Федерации и в МЧС России в части, касающейся компетенции НЦУКС;

— по подготовке и проведению учебных и учебно-практических мероприятий по мобилизационной подготовке МЧС России;

— по подготовке предложений в план мероприятий по мобилизационной подготовке МЧС России на очередной год;

— по разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся компетенции НЦУКС;

— по организации подготовительных мероприятий к авиационному обеспечению реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации при проведении специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов работ;

— по разработке положения о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

— по разработке проекта положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— по разработке проекта положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;

— по разработке проекта плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

— по разработке проекта положения о спасательных воинских формированиях МЧС России;

— по разработке проекта положения о гражданской обороне в Российской Федерации;

— по разработке проекта положения о территориальном органе МЧС России;

— по разработке методики учета чрезвычайных ситуаций, а также типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации;

— по разработке правил аттестации руководящего состава по вопросам ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— по рассмотрению и согласованию кандидатур на должности руководителей органов повседневного управления территориальных органов МЧС России;

— по разработке комплексного плана основных мероприятий МЧС России на год;

— по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектованию их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальному, техническому, финансовому и другим видам обеспечения;

— по решению других задач, возлагаемых на МЧС России и регламентированных приказами МЧС России, в части, касающейся компетенции НЦУКС.

НЦУКС, в том числе оперативной дежурной смене органа повседневного управления РСЧС в круглосуточном режиме, предоставляется право:

— запрашивать и получать в установленном порядке, определенных форматах и сроках информацию и материалы от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и учреждений МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о мероприятиях, о привлечении сил и средств, осуществлении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о взаимодействии и координации деятельности при реагировании на чрезвычайные ситуации;

— использовать государственные системы связи и коммуникации, информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные информационно-управляющие системы МЧС России и РСЧС при решении поставленных задач в мирное и военное время для передачи команд, сигналов, решений о применении сил и средств, введении режимов функционирования при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, а также для получения и направления иной оперативной информации;

— использовать служебный, в том числе оперативный автотранспорт МЧС России для выполнения возложенных на НЦУКС задач;

— утверждать алгоритмы сбора, обработки, предоставления информации, срочных донесений органами повседневного управления МЧС России, порядок и регламент работы оперативной дежурной службы МЧС России и лиц, заступающих на оперативное дежурство в центральном аппарате МЧС России;

— передавать команды, сигналы, решения о применении сил и средств, введении режимов функционирования при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, а также получать и направлять иную оперативную информацию с использованием автоматизированных информационно-управляющих систем МЧС России и РСЧС.

НЦУКС возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителей порядке. В структуре НЦУКС предусмотрено иметь первого заместителя начальника НЦУКС, заместителей начальника НЦУКС, заместителей начальника НЦУКС – старших оперативных дежурных МЧС России (далее – заместители начальника НЦУКС). В случае временного отсутствия начальника НЦУКС (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) его обязанности исполняет один из заместителей начальника НЦУКС на основании приказа МЧС России.

Заместители начальника НЦУКС осуществляют руководство отдельными направлениями деятельности НЦУКС и наделяются правом подписи документов МЧС России в соответствии с должностным регламентом в установленном в МЧС России порядке, в том числе по вопросам применения сил и средств МЧС России при организации экстренного реагирования, отнесенным к компетенции НЦУКС.

Начальник НЦУКС:

— представляет МЧС России во взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти, другими органами государственной власти, в том числе иностранными, организациями и гражданами по направлениям деятельности НЦУКС;

— несет персональную ответственность за выполнение возложенных на НЦУКС функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины, режима секретности и служебной дисциплины;

— взаимодействует с руководством МЧС России и другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России и организациями, находящимися в ведении МЧС России, по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— представляет НЦУКС (в том числе ведет переписку) во взаимоотношениях со структурными подразделениями Администрации Президента России, органов государственной власти РФ, федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с территориальными органами и организациями МЧС России по вопросам экстренного реагирования при решении задач в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений;

— руководит оперативной дежурной сменой органа повседневного управления РСЧС на федеральном уровне;

— направляет в структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России в соответствии с их полномочиями поступившие в МЧС России документы и материалы в области взаимодействия с органами, осуществляющими управление ГО и органами повседневного управления РСЧС;

— организует подготовку в установленном порядке проектов распорядительных документов МЧС России по экстренному реагированию при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, а также проектов иных актов МЧС России по направлениям деятельности НЦУКС;

— обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан;

— распределяет обязанности между заместителями начальника НЦУКС, старшими оперативными дежурными МЧС России, утверждает положения об управлениях, отделах НЦУКС, а также подписывает и утверждает должностные обязанности и (или) должностные регламенты, особенности службы и выполнение специальных видов работ военнослужащих спасательных воинских формирований (далее – военнослужащие), сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудники ФПС), федеральных государственных гражданских служащих (далее – ФГГС) и работников НЦУКС;

— обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением военной службы, федеральной противопожарной службы, федеральной государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, временном исполнении обязанностей, повышении квалификации, направлении на обучение по программам дополнительного профессионального образования, присвоении соответствующих категорий, классных чинов, воинских и специальных званий, поощрении, дополнительных выплатах, оказании материальной помощи, надбавках военнослужащих, сотрудников ФПС, ФГГС, работников НЦУКС (далее в отношении всех выше перечисленных категорий – сотрудники НЦУКС), привлечении сотрудников НЦУКС к дисциплинарной ответственности и наложении на них взысканий;

— на основании выданных Министром доверенностей подписывает от имени МЧС России соглашения о взаимодействии, регламенты, договоры и другие документы в рамках информационного обмена;

— подписывает от органа повседневного управления РСЧС федерального уровня и органа, обеспечивающего координацию деятельности органов управления ГО, регламенты об организации информационного обмена с органами повседневного управления РСЧС, учреждениями и организациями, уполномоченными решать вопросы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями;

— участвует в проведении совещаний с представителями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отнесенным к компетенции НЦУКС вопросам;

— при необходимости экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации доводит решения в отношении привлечения дежурных сил, аэромобильных группировок главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, сводных подразделений и расчетов спасательных воинских формирований, региональных поисково-спасательных отрядов и учреждений МЧС России в установленном порядке;

— обеспечивает совместно с Департаментом кадровой политики МЧС России подбор и расстановку кадров в НЦУКС;

— организует проведение апробации и утверждает результаты внедрения научной деятельности, научно-технических разработок по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— организует делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции НЦУКС;

— вносит предложения по совершенствованию структуры НЦУКС, изменению штатного расписания центрального аппарата МЧС России в части, касающейся компетенции НЦУКС;

— осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом МЧС России, настоящим Положением и поручениями руководства МЧС России.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2021.

Другие статьи по теме

на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Национальный центр создан в целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны (ГО), управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС в том числе в местах массового пребывания людей.

НЦУКС – интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Национальный центр управления в кризисных ситуациях является органом повседневного управления, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день НЦУКС и Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России выполняют весь комплекс управленческих задач системы антикризисного управления.

В Национальном центре работают специалисты в области оповещения и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и психологи.

С 1 января 2020 года начальник Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (далее – Главное управление) – генерал-майор Лекомцев Александр Николаевич.

ВрИД первого заместителя начальника Главного управления, генерал-майор внутренней службы Колдомов Андрей Валентинович.

В соответствии с целями деятельности ЦУКС осуществляет следующие основные функции (виды деятельности):

Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями Центрального аппарата (ЦА), территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:

В ЦУКС в установленном порядке могут создаваться следующие структурные подразделения:

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.1993 №259 «О первоочередных мерах по созданию Центра управления ГКЧС» был создан 151 информационный центр (войсковая часть 11501).

Директивой МЧС России от 1 марта 1994 года № 22-300-16, 1 мая 1994 года 151 Информационный центр (войсковая часть 11501) был переформирован в 151 Центр управления (войсковая часть 11501).

1 декабря 1994 года Директивой МЧС России от 29 ноября 1994 года № 25-90-5 151 Центр Управления был переименован в 151 Центр управления в кризисных ситуациях.

1 января 2007 года приказом МЧС России от 27 сентября 2006 г. № 545, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № Пр-422 и Правительства Российской Федерации от 14 июля 2005 г. № МФ-П4-3469 в целях модернизации ситуационного центра МЧС России и совершенствования системы государственного управления в кризисных ситуациях на базе 151 Центра управления в кризисных ситуациях был ликвидирован. В составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

1 июля 2009 года, в целях развития РСЧС и ГО, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 1515 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 43-р Национальный центр управления в кризисных ситуациях был ликвидирован, и было создано ФГБУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».

Приказом МЧС России от 26.07.2016 № 400 установлена памятная дата (годовой праздник) создания Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России 1 июля 1993 года.

№ п/п ЦУКС Адрес Телефон
1. ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» 121357, г. Москва, ул. Ватутина, 1/1

8 (495) 626-36-01

8 (495) 983-97-13

Центральный федеральный округ
2. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве» 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, 22/2 8 (495) 637-22-22
3. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области» 141410, г. Химки, ул. Новокуркинское шоссе, 34

8 (495) 542-21-01

8 (498) 505-41-70

4. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Белгородской области» 308017, г. Белгород, ул. Волчанская, 163

Тел. доверия

8 (4722) 39-99-99

5. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Брянской области» 241007, г. Брянск, ул. Дуки, 59

Телефон доверия

8 (4832) 443-000

6. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Владимирской области» 600005, г. Владимир, ул. Краснознаменная, 1б 8 (4922) 32-40-11
7. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Воронежской области» 394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, 28

8 (473) 296-93-85 (доб. 337)

8 (473) 277-99-00

8. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ивановской области» 153009, г. Иваново, ул. Диановых, 8а

8 (4932) 24-12-16

8 (4932) 29-99-99

9. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Калужской области» 248001, г. Калуга, ул. Кирова, 9а

8 (4842) 71-81-05

8 (4842) 71-81-07

10. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Костромской области» 156012, г. Кострома, Новый поселок, 3

8 (4942) 49-36-10

8 (4942) 45-21-41

Тел. доверия

8 (4942) 49-36-93

11. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Курской области» 305000, г. Курск, ул. Можаевская, 6

8 (4712) 51-54-79

8 (4712) 51-00-22

12. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Липецкой области» 398024, г. Липецк, ул. П.А. Папина, 2а

8 (4742) 22-88-21

8 (4742) 22-89-53

8 (4742) 22-88-60

13. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Орловской области» 302028, г. Орёл, ул. Пионерская, 5

8 (4862) 44-98-60

8 (4862) 76-17-78

14. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Рязанской области» 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, 11

8 (4912) 28-96-45

8 (4912) 25-95-97

8 (4912) 28-98-05

15. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области» 214004, г. Смоленск, ул. Багратиона, 3

8 (4812) 65-30-91

8 (4812) 34-99-99

16. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области» 392022, г. Тамбов, ул. Железнодорожная, 14

8 (4752) 75-34-00

8 (4752) 75-24-00

8 (4752) 71-34-42

8 (4752) 71-24-61

8 (4752) 72-99-50

17. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тверской области» 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, 12

8 (8482) 24-29-23

8 (4822) 34-26-36

8 (4822) 39-09-09

8 (4822) 39-99-99

8 (4822) 42-92-01

18. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тульской области» 300034, г. Тула ул. Демонстрации, 21а

8 (4872) 21-10-15

8 (4872) 56-99-59

8 (4872) 21-10-08

19. ГУ МЧС России по Ярославской области
Приволжский федеральный округ
20. ФКУ “Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Башкортостан” 450005, г. Уфа, ул. 8-го Марта, 12/1

8 (347) 233-99-99

2ГИС

8 (347) 248-23-70

8 (347) 248-23-72

8 (347) 248-23-74

21. ГУ МЧС России по Республике Марий Эл
22. ГУ МЧС России по Республике Мордовия
23. ГУ МЧС России по Республике Татарстан
24. ГУ МЧС России по Удмуртской Республике
25. ГУ МЧС России по Чувашской Республике
26. ГУ МЧС России по Кировской области
27. ГУ МЧС России по Нижегородской области
28. ГУ МЧС России по Оренбургской области
29. ГУ МЧС России по Пензенской области
30. ГУ МЧС России по Пермскому краю
31. ГУ МЧС России по Самарской области
32. ГУ МЧС России по Саратовской области
33. ГУ МЧС России по Ульяновской области
Северо-Западный федеральный округ
34. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу» 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, 28

8 (812) 601-85-50

8 (812) 601-85-51

35. ГУ МЧС России по Ленинградской области
36. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Карелия» 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, 25а

8 (8142) 73-02-16

8 (8142) 79-99-99

37. ГУ МЧС России по Республике Коми
38. ГУ МЧС России по Архангельской области
39. ГУ МЧС России по Вологодской области
40. ГУ МЧС России по Калининградской области
41. ГУ МЧС России по Мурманской области
42. ГУ МЧС России по Новгородской области
43. ГУ МЧС России по Псковской области
44. ГУ МЧС России по Ненецкому АО
Южный федеральный округ
45. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Адыгея» 385021, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 642 8 (8772) 56-80-78
46. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» 358003, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 349 8 (847) 229-99-99
47. ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
48. ГУ МЧС России по Астраханской области
49. ГУ МЧС России по Волгоградской области
50. ГУ МЧС России по Ростовской области
51. ГУ МЧС России по Республике Крым
52. ГУ МЧС России по г. Севастополю
Северо-Кавказский федеральный округ
53. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Дагестан» 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 124а 8 (8722) 67-32-42
54. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия» 386001, Республика Ингушетия, г. Магас , ул. Д. Мальсагова, 34 8 (8734) 55-14-88
55. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике» 360017, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 19

8 (8662) 74-06-05

8 (8662) 74-28-20

56. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике» 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, 33

8 (8782) 26-62-00

8 (8782) 26-60-56

8 (8782) 26-01-00

57. ГУ МЧС России по Республике Северная Осетия – Алания
58. ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
59. ГУ МЧС России по Чеченской Республике
Уральский федеральный округ
60. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области» 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 84
61. ГУ МЧС России по Курганской области
62. ГУ МЧС России по Тюменской области
63. ГУ МЧС России по Челябинской области
64. ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу
65. ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу
Сибирский федеральный округ
66. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Алтай» 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 115/1 8 (38822) 2-31-24
67. ГУ МЧС России по Республике Тыва
68. ГУ МЧС России по Республике Хакасия
69. ГУ МЧС России по Алтайскому краю
70. ГУ МЧС России по Красноярскому краю
71. ГУ МЧС России по Иркутской области
72. ГУ МЧС России по Кемеровской области
73. ГУ МЧС России по Новосибирской области
74. ГУ МЧС России по Омской области
75. ГУ МЧС России по Томской области
Дальневосточный федеральный округ
76. ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Бурятия» 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Димитрова, 5 8 (3012) 21-65-69
77. ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)
78. ГУ МЧС России по Приморскому краю
79. ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
80. ГУ МЧС России по Амурской области
81. ГУ МЧС России по Камчатскому краю
82. ГУ МЧС России по Магаданской области
83. ГУ МЧС России по Сахалинской области
84. ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
85. ГУ МЧС России по Еврейской автономной области
86. ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу

Основные вопросы
по организации и функционированию НЦУКС
определяются «Положением о РСЧС»
[12].

НЦУКС включает в
свою структуру преобразованные органы
повседневного управления системы МЧС
России, их пункты управления, а также
автоматизированную систему.

Общий вид здания
НЦУКС показан на рис. 3.

Рис. 3.
Общий вид здания НЦУКС МЧС России

В состав НЦУКС
входят следующие органы повседневного
управления системы Министерства:

— ЦУКС МЧС России;

— ЦУКС региональных
центров по делам ГО, ЧС и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Главных
управлений (ГУ) МЧС России по г. Москве
и Калининградской области;

— ЦУКС ГУ МЧС
России по субъектам РФ.

Непосредственное
руководство функционированием НЦУКС
осуществляет МЧС России, при этом ЦУКС
МЧС России координирует работу нижестоящих
ЦУКС.

Каждый ЦУКС
представляет собой самостоятельное
юридическое лицо – государственное
учреждение и оперативно подчиняется
соответствующему постоянно действующему
органу управления ГОЧС.

Основными
структурными подразделениями ЦУКС
являются: оперативная дежурная служба;
информационно-аналитическая служба;
инженерно-техническая служба; служба
обеспечения; автотранспортная служба;
кадровая и бухгалтерская службы;
запасной пункт управления; подвижный
(мобильный) пункт управления.

В
составе оперативной дежурной службы
Национального ЦУКС имеются дежурные
смены для несения круглосуточного
дежурства. В каждой дежурной смене НЦУКС
назначаются: старший оперативный
дежурный, начальник оперативной дежурной
смены, заместители начальника оперативной
дежурной смены (ЗНС) по направлениям
работы (ЗНС центра оперативного
реагирования, ЗНС центра
оперативно-аналитического), оперативный
дежурный по командам боевого управления,
специалист ГПС, начальники групп, а
также помощник оперативного дежурного.

В
составе оперативной дежурной службы
на каждом ЦУКС имеются дежурные смены
для несения круглосуточного дежурства.
В каждой дежурной смене ЦУКС назначаются:
старший оперативный дежурный, оперативный
дежурный ГПС, оперативный дежурный по
командам боевого управления, а также
помощники оперативных дежурных по видам
оперативной работы.

Структура НЦУКС
на современном этапе его развития
представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура
НЦУКС МЧС России

ЦУКС
субъектов РФ создаются путем преобразования
Центров управления силами (ЦУС) федеральной
противопожарной службы ГУ МЧС России
по субъектам РФ, созданных приказом
МЧС России от 23.12.2004 г. № 613, с учетом
необходимости их организационно-технического
усиления для решения задач экстренного
реагирования на любые ЧС.

Учитывая,
что ЦУС исторически обеспечивали приём
звонков по телефонному номеру «01»
от населения города – административного
центра субъекта РФ, до создания в городе
самостоятельной ЕДДС за счёт средств
местного бюджета, её функции должен
выполнять соответствующий ЦУКС субъекта
РФ.

Структура
ЦУКС субъекта представлена на рис. 5.

Рис. 5. Структура
ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ

Дежурные
смены ЦУКС размещаются в помещениях
повседневных пунктов управления (ПвПУ)
в местах постоянной дислокации ЦУКС,
в помещениях защитных инженерных
сооружений городских и загородных
запасных ПУ (ЗПУ) для работы в особый
период, а также в подвижных или мобильных
ПУ (ППУ и МПУ).

Дежурные
смены ЦУКС на своих пунктах управления
должны обеспечивать управленческую
деятельность соответствующих должностных
лиц постоянно действующих органов
управления ГОЧС, комиссий по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности, а также соответствующих
первых лиц (Председателя Правительства
Российской Федерации, Полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в федеральном округе, главы
администрации субъекта РФ).

В «Концепции
использования информационных технологий
в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года»
[22], одними из приоритетов использования
информационных технологий в сфере
национальной безопасности названы
«…создание систем мониторинга,
прогнозирования угроз техногенного,
природного и террористического характера
в отношении объектов инфраструктуры и
населения, систем предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций…».

Концепция расширения
возможностей НЦУКС на период

до 2010
года показана на рис. 6.


НЦУКС
МЧС России в 2008 году

НЦУКС
МЧС России в 2010 году

Рис. 6. Расширение
возможностей НЦУКС на период с 2008 г. по
2010 г.

Для информационного
объединения информационных ресурсов
функциональных подсистем РСЧС в АИУС
РСЧС должна быть выделена специализированная
автоматизированная система –
автоматизированная система оперативного
управления и координации в ЧС (АСОУК).

Необходимость её
создания определяется следующими
факторами:

а)
сложность, масштаб, значительные затраты
финансовых, материально-технических и
кадровых ресурсов на осуществление
мероприятий по экстренному предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также мероприятий гражданской обороны
требуют количественного обоснования
принимаемых управленческих решений и
их информационной поддержки;

б)
методы обоснования решений и планов
мероприятий по экстренному предупреждению
и ликвидации ЧС и ГО дадут необходимый
эффект, если будет обеспечено их
использование в реальном масштабе
времени, функционирование органов
повседневного управления с учётом
изменения обстановки;

в)
своевременность завершения проводимых
расчетов и их значительный объём требуют
использования в органах повседневного
управления быстродействующей
вычислительной техники, создания
соответствующих комплексов средств
автоматизации;

г)
для проведения этих расчетов должны
быть собраны и введены в ЭВМ требуемые
исходные данные, поступающие от
вышестоящих, взаимодействующих и
подчиненных органов управления;
оперативность сбора исходной информации,
а также доведения принятых решений и
планов до вышестоящих, взаимодействующих
и подчиненных органов управления может
быть обеспечена только путем
информационно-технического сопряжения
имеющихся и создаваемых комплексов
средств автоматизации органов управления.

Возможности
такой автоматизации определяются, в
первую очередь, появлением дешевых и
простых в эксплуатации персональных
ЭВМ, успехами практической реализации
локальных и территориально-распределённых
вычислительных сетей и разработки
методического обеспечения для решения
задач управления мероприятиями по
предупреждению и ликвидации ЧС.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

9 лет назад · 11051 просмотров

В последний день июня по приглашению пресс-службы МЧС я отправился в НЦУКС. Под этим сокращением скрывается «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России. В этот центр в режиме реального времени стекается вся информация о происшествиях в нашей стране: где что горит, где произошло ДТП, где появились техногенные угрозы и все остальные неприятные ситуации. В регионах страны есть свои, региональные центры, которые следят за порядком на местах. А в задачи НЦУКС входит всегда держать руку на пульсе, и в случае катастрофы федерального значения специалисты центра вылетают на место происшествия, чтобы разрулить ситуацию.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

Пресс-тур был приурочен ко дню рождения центра, который отмечается 1 июля. А история центра берет свое начало с конца 80-х годов, когда при штабе гражданской обороны (ГО) был создан специальный штаб по чрезвычайным ситуациям. После этого он проделал путь множества реорганизаций и модернизаций, и сейчас это единый ситуационный центр для всей России, который не имеет аналогов в мире. По крайней мере, так утверждают специалисты МЧС.

Что же, давайте заглянем в штаб «Большого брата?»

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

1. Центр работает круглосуточно. Это естественно. А начало нашего пресс-тура было назначено на 6 часов утра!

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

2. Рано утром немногочисленная группа журналистов собралась на улице Ватутина. Здесь и расположен национальный центр и целый комплекс зданий МЧС.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

3. На экранах отображается текущая обстановка на нашей территории. Информация транслируется самая разная: что случилось, где случилось, сколько пострадало людей и сколько спаслось.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

4. По состоянию на утро 30 июня произошло 480 ДТП, 18 водных происшествий, 321 пожар, обнаружено и уничтожено 14 взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

5. Ровно в 6:30 начинается совещание с замминистра. Ответственные за свои участки и направления докладывают, что происходит в стране, какие планы на сегодня, что предстоит сделать.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

6. Особое внимание уделяется беженцам из Украины, которых надо разместить, накормить, обеспечить всем необходимым для жизни, предоставить помощь медиков и психологов.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

7. А вот образец мониторинга за прошедшие сутки — где какие термические точки.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

8. Какой-то Богом забытый — но не МЧС — поселок в Иркутской области. Где пожар, какова его сила и площадь, какие средства используются для тушения, сколько в поселке жителей, детей и т.д.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

9. С авиационным подразделением обсуждаются полеты на сегодняшний день. Правда, значок самолета напоминает DC-10, а не Ил-76.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

10. Наконец-то, святая святых — ситуационный зал оперативной смены.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

11. Идет утреннее селекторное совещание с руководителями подразделений в регионах, также задействованы другие федеральные организации, такие как Авиалесохрана, например. Кстати, вы обращали внимание, что на уличных ТВ-экранах после одного нашумевшего случая поставили видеокамеры, которые снимают этот экран для контроля? Вот на дальней стене выводится изображение с этих камер.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

12. Отдельное внимание уделяется метеопрогнозу. Учитывая его и тысячи других факторов, специальный отдел выдает свой прогноз по чрезвычайным ситуациям в России.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

13. Прогноз по пожароопасным областям в России.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

14. Любое ЧС берется на контроль. Даже обрыв проводов где-то в Еврейской Автономной Области не остается без внимания.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

15. У многих сотрудников на отдельных экранах, ноутбуках и даже планшетах непрерывно идут новости. Каждый сотрудник вполглаза отслеживает поступающую информацию. Дело в том, что о 7-10% чрезвычайных ситуаций МЧС узнает из новостей. Например, о свае, пробившей вагон метро в 2006 году, они узнали от журналиста, который ехал в том составе. Корреспонденты, как рассказывают в пресс-службе, часто сами звонят своим знакомым сотрудникам МЧС и сообщают лично, мол, случилось то-то, мы выехали делать сюжет.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

16. В ситуационном зале все операторы обязаны быть в наушниках. Также здесь нельзя появляться в гражданском – только в форме. График работы сутки-трое. В этих сутках предусмотрены перерывы на еду и сон. Аж целых три часа. Но это все возможно только в спокойном режиме работы. Если что-то случается, тут уже не до отдыха и еды. Центр гудит как потревоженный улей.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

17. Оперативный дежурный — сердце и мозг ситуационного центра. Если все операторы довольно молодые люди, то дежурным назначается только опытный и уже давно работающий в системе сотрудник.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

18. Почти все машины МЧС оборудованы системой ГЛОНАСС для определения своего местоположения и в реальном времени можно смотреть, где они находятся.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

19. Новая смена заступает на суточное дежурство. Утреннее построение, уточнение задач, проверка знаний. Я сначала подумал, что показуха, но потом все, с кем я общался, сказали, что это обычная практика по утрам.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

20. Инструктаж смены перед началом дежурства. Обратите внимание на значок инвалида. В центре работает несколько колясочников и для них создана безбарьерная среда.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

21. Надеюсь, не секретная информация :) Позывные формирований заслуживают отдельной фотографии.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

22. Пост сдал, пост принял. Новая смена в течение получаса работает со старой.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

23. После смены психологи МЧС рекомендуют задержаться в зале психологической разгрузки.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

24. Отдельное совещание у министра МЧС по итогам дальневосточной экспедиции.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

25. Проверяли готовность дамб, защитных укреплений и восстановительных работ.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

26. Синяя стекляшка здания.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

27. Машина связи с засекреченным оборудованием.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

28. Автомобиль оперативной группы имеет все необходимые средства связи для работы в зоне ЧС. Он может быть автономным до трех суток.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

29. Оперативная группа за работой. Справа – бронированный (!) ноут.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

30. Вид на Москву с вертолетной площадки НЦУКС.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

31. Жилой комплекс «Эдельвейс», кусочек Сити и Парк Победы.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

32. Вершина архитектурного убожества — жилой комплекс «Кунцево».

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

33. Производит посадку реанимационный вертолет Bk-117. Разработан в конце 70-х годов фирмами Messerschmitt-B?lkow-Blohm и Kawasaki Heavy Industries. С 1992 года производится под торговой маркой Eurocopter EC145.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

34. Вертолет базируется в Раменском. И каждый день летает на дежурство в Выхино. В Кунцево он прилетел из 15-й больницы, куда доставляли пострадавшего в ДТП.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

35. В спокойное время авиация МЧС придерживается маршрутов, установленных для всей авиации. Но в случае необходимости для них включается зеленый свет на пролет над Москвой, над глиссадами аэропортов и над непосредственно зданиями аэровокзалов. Если надо – всех посадят на землю и будут держать там, пока авиация МЧС выполняет свою задачу.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

36. Вертолет оснащен всем необходимым реанимационным комплектом.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

37. Очень важно провести реанимационные мероприятия в первый час после происшествия. И вертолет позволяет начать необходимые действия на борту.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

38. Специальные устройства для разрезания проводов. Стоят снизу и сверху кабины. По словам командира, пока, тьфу-тьфу-тьфу, не пригождались. А так, говорит он, на какие только клочки земли садиться не приходится.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

39. Ну, а пока портрет на фоне симпатичного вертолета :)

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

40. А ситуационный центр продолжает свою работу — все должно быть под контролем!

Источник:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Clacidi 500 антибиотик инструкция по применению взрослым
  • Принтер hp deskjet 2700 инструкция по применению
  • Стены китай города сооружены под руководством
  • Самарский цсм официальный сайт руководство
  • Родотиум инструкция по применению для птиц голубей