1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации Договора о Союзе, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации.
Это старая редакция документа
1. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
«Отдельный
скрипач, сам управляет собой,
оркестр
нуждается в дирижере»
К.
Маркс
Решение
масштабных по коренному реформированию
всех сторон жизни нашего общества
неразрывно связано с необходимостью
глубокой перестройки хозяйственного
механизма, с созданием целостной,
эффективной и гибкой системы управления,
обеспечением прочного и стабильного
правопорядка.
Современное
таможенное дело- это сложная динамическая
система, управление которой можно
определить как непрерывный целенаправленный
социально-экономический и
организационно-технический процесс,
осуществляемый с помощью различных
методов.
Как
совокупность способ гармонизации всего
процесса таможенной деятельности они
являются взаимосвязанной системой,
правильное сочетание элементов которой
определяет эффективность внешнеэкономической
деятельности РФ.
В
соответствии со статьей 3 (п.1) ФЗ №311 «О
таможенном регулировании в РФ» «общее
руководство таможенным делом в РФ
осуществляет Правительство Российской
Федерации. Непосредственную реализацию
задач в области таможенного дела
обеспечивает федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела.». Применительно
к таможенному делу термин «общее
руководство» включает в себя выбор
стратегии и тактики осуществления
таможенного дела, определение его
основных направлений, конкретных
составных частей, координацию и контроль
их развития, акцентирование внимания
на тех или иных сторонах и участках
таможенной деятельности, имеющих
значение для экономического суверенитета
и экономической безопасности России.
Круг субъектов общего руководства
таможенным делом включает, прежде
всего, Правительство Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации в силу своего
конституционного положения также
выполняет значительный объем функций
и полномочий в сфере таможенного дела.
Государственным органом, непосредственно
осуществляющим таможенное дело в
Российской Федерации, является федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела – Федеральная
таможенная служба (ФТС).
В
своей деятельности Федеральная таможенная
служба руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации,
Министерства финансов Российской
Федерации и Центрального банка Российской
Федерации, а также Положением о Федеральной
таможенной службе ( утверждено
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.07.2006 №459)
ФТС России
в соответствии с законодательством
Российской Федерации реализует следующие
государственные функции:
— выработки
государственной политики области
таможенного дела;
— нормативно
правового регулирования в области
таможенного дела;
— контроля и
надзора в области таможенного дела;
— функции
агента валютного контроля;
—
специальные функции по борьбе с
контрабандой, иными преступлениями и
административными правонарушениями.
Федеральная
таможенная служба осуществляет свою
деятельность непосредственно и через
таможенные органы и представительства
Службы за рубежом во взаимодействии с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления, Центральным банком
Российской Федерации, общественными
объединениями и иными организациями.
Федеральную таможенную службу
возглавляет руководитель, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации.
Руководитель
Федеральной таможенной службы имеет
заместителей, количество которых
устанавливается Правительством
Российской Федерации. Заместители
руководителя Федеральной таможенной
службы назначаются на должность и
освобождаются от должности Правительством
Российской Федерации по представлению
руководителя Федеральной таможенной
службы.
Заместитель руководителя
Федеральной таможенной службы, курирующий
оперативно-розыскную работу таможенных
органов, по вопросам финансово-хозяйственной
деятельности подотчетен руководителю
Федеральной таможенной службы. По
вопросам деятельности он наделяется
правом принятия самостоятельных
решений.
Федеральная таможенная служба
строится и функционирует как система
таможенных органов.
1.2.
Систему таможенных органов России
составляют:
центральный аппарат
Федеральной таможенной службы (далее
– ЦА ФТС);
региональные таможенные
управления; таможни; таможенные посты.
В систему таможенных органов также
входят не являющиеся правоохранительными
органами учреждения, которые призваны
обеспечить деятельность таможенных
органов.
Система
таможенных органов Российской Федерации
представлена на рис.1.
Под
таможенным органом понимается —
федеральный государственный исполнительной
власти уполномоченный в области
таможенного дела и выполняющий задачу
содействия развития внешней торговли.
Соседние файлы в папке Управление в таможенных органах
- #
- #
- #
- #
23.03.2015500.22 Кб31Структура ФТС_.xls
Система таможенных органов
Таможенными вопросами в стране занимается единая система таможенных органов, которые относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, а также наделены некоторой компетенцией, образуются вышестоящими органами управления подотчётны и подконтрольны им и несут полную ответственность за свою деятельность перед государством и гражданами.
Таможенный орган – это федеральный государственный орган исполнительной власти, который наделён специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняет задачу содействия развития внешней торговли.
Важно отметить, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, которая включает в себя:
- ФТС РФ.
- Региональные таможенные управления.
- Таможни.
- Таможенные посты.
Также стоит отметить, что таможенная система включает в себя учреждения, подведомственные непосредственно ФТС РФ, среди них таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и пр. Подведомственными ФТС РФ могут быть в том числе государственные унитарные предприятия, деятельность которых всячески способствует решению задач, которые возложены на таможенные органы.
Российская таможенная служба является одной из крупнейших в мире, она насчитывает порядка 70 тыс. сотрудников и состоит из 11 региональных таможенных управлений, 136 таможен и 708 таможенных постов. В структуру российской таможенной службы также входит Российская таможенная академия, которая признана Всемирной таможенной организацией как один из её региональных учебных центров.
В этой связи стоит подчеркнуть, что все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Любой нижестоящий таможенный орган находится в подчинении только по вертикали вышестоящим таможенным органам, которые, в свою очередь, контролируют его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются на основе объёма пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей, импортёров, других участников внешнеэкономической деятельности, а также некоторых других факторов. Зачастую, таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в помещениях, которые находятся в федеральной собственности.
В качестве федерального органа исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ, выступает ФТС России. Данная служба находится в ведении Правительства РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, в том числе, компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению конкретных таможенных операций, в том числе регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.
Таможенная служба управомочена на создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может быть ограничена исключительно правомочиями для выполнения лишь нескольких функций, которые возлагаются на таможенные органы, либо с целью совершения таможенных операций в отношении конкретных видов товаров. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность на основе положений, которые утверждены ФТС РФ.
Примечательно, что в систему таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС РФ с целью обеспечения деятельности таможенных органов.
Деятельность таможенных органов
В основе деятельности таможенных органов лежат несколько принципов: законности, равенства лиц перед законом, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц, ясности, предсказуемости и гласности действий, единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности чрезмерных и неоправданных издержек, применения современных информационных технологий.
Таможенные органы Российской Федерации выполняют следующие функции:
- Осуществляют таможенный контроль, создают условия, которые способствуют товарообороту через таможенную границу.
- Производят взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а также следят за правильностью исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры, которые направлены на принудительное взыскание налогов.
- Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу.
- Обеспечивают, если не предполагается иное в соответствии с законами РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, которые перемещаются через государственную границу.
- Обеспечивают в пределах собственной компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.
- Принимает меры, которые подразумевают борьбу с контрабандой и другими преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, а также пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения, их частей и деривативов, объектов интеллектуальной собственности, а также других товаров, кроме всего перечисленного, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.
- Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, которые относятся к перемещению товаров и транспортных средств через государственную границу.
- Ведут учёт таможенных показателей и статистики внешней торговли, а также ведут специальную таможенную статистику.
- Занимаются обеспечением выполнения международных обязательств РФ в сфере, которая касается таможенного дела, а также осуществляют сотрудничество с таможенными и другими органами в чьей компетенции находятся иностранные государства, международные организации, которые занимаются вопросами таможенного дела.
- Осуществляют информирование и консультирование в сфере таможенного дела, а также обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.
- Проводят научно-исследовательские работы в сфере таможенного дела.
Основные полномочия ФТС России
На основе Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции, направленные на контроль и надзор в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями.
К основным полномочиям Федеральной таможенной службы РФ относятся следующие:
- Обеспечение в пределах собственной компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу.
- Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
- Производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания.
- Осуществление валютного контроля операций, которые относятся к перемещению товаров и транспортных средств через государственную границу.
- Ведение реестров лиц, которые ведут деятельность в области таможенного дела.
- Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением, которого прямо ложится ответственностью на таможенные органы.
- Осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, который предусматривает их содержание ФТС РФ.
- Обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Согласно задачам, которые возложены на ФТС РФ, она обязаны выполнять и некоторые иные функции, которые связаны с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики. Среди них повышение эффективности таможенного контроля, организация борьбы с контрабандой, а также иного рода преступлениями и правонарушениями, которые так или иначе посягают на деятельность таможенных органов. Здесь же можно отметить и принятие мер, которые направлены на защиту прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела, а также с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств. В этом контексте также следует упомянуть деятельность, связанную с созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки персонала, а также выполнение других функций и обязанностей согласно действующего законодательства.
Чтобы в полной мере реализовывать все функции ФТС РФ управомочен:
- Создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы.
- Устанавливать регион деятельности таможенных органов.
- Утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
- Взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе, с должностными лицами и гражданами как в РФ, так и за её пределами, а также запрашивать и получать у них документы и сведения, которые необходимы для выполнения возложенных на неё функций.
- Создавать координационные и экспертные советы, посредством привлечения на договорной основе учёных и специалистов, в том числе зарубежных, с целью решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность.
Ограничение правоотношений в сфере таможенного дела
По причине введения ТК ТС полномочия ФТС РФ по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела были несколько урезаны. ФТС РФ по-прежнему остаётся механизм реализации тех требований и ограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок совершения действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, утверждения некоторых документов, используемых в таможенных целях, технические требования, которые нужны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС.
Региональные таможенные управлениям включены в состав единой системы таможенных органов, непосредственно подчиняются ФТС РФ и одновременно осуществляют свою деятельность на части территории РФ, при этом они не всегда совпадают с её административно-территориальным делением. В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений также находятся расположенные на территории их деятельности таможни, а также таможенные посты, помимо тех, которые подчиняются непосредственно ФТС РФ.
Региональное таможенное управление
Региональное таможенное управление – это управленческий орган, который самостоятельно не занимается таможенными процедурами.
Региональное таможенное управление занимается реализацией таможенной практики и контроля на региональном уровне. Среди компетенций данного органа следующие действия: разработка мер, которые концентрируются на сохранении единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу; обеспечение кадрового, социально-бытового, финансового и материально-технического обслуживания деятельности подчинённых ему таможенных органов, а также взаимодействие с местными органами государственной сласти и органами местного самоуправления, а также осуществление иных функций, которые являются аналогичными функциям ФТС РФ с учётом объёма предоставленных ему полномочий.
Важно отметить, что помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но при этом не входят в его структуру центрального аппарата ФТС РФ. Среди них следующие: оперативно-поисковое управление, управление радиоэлектронной безопасности, управление специальных операций, а также центрально-экспертное криминалистическое управление.
В этой связи стоит отметить, что именно таможни являются нижестоящим звеном по отношению к регистрационным таможенным управлениям. Территория их деятельности определена ФТС РФ в соответствии с установленными правилами Минэкономразвития РФ и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, кроме тех, которые подчиняются непосредственно ФТС РФ. Чаще всего в региональное таможенное управление входит несколько таможен.
Таможни – это органы, через которые ввозятся в страну и вывозятся из страны все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы.
Кроме того, стоит отметить, что таможня представляет собой юридическое лицо, которое управомочено проводить весь спектр операций согласно установленным полномочиям, в том числе таможенное оформление и контроль, борьба с нарушениями таможенных правил, а также содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет таможенных платежей, иных налогов и сборов и иные функции.
В качестве правоохранительного органа таможня реализует полномочия, которые связаны с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил. В зависимости от расположения все таможни можно поделить на внутренние и пограничные. Учитывая их спецификацию и спецификацию проводимых операций, их можно классифицировать следующим образом: сухопутные, морские, речные, воздушные и пр.
Некоторые таможни являются специализированными и подчиняются непосредственно ФТС РФ, среди них следующие: Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная акцизная, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.
Таможенный пост – это низовое звено системы таможенных органов.
Определение территории деятельности таможенного поста, создание, реорганизация, ликвидация, в том числе, назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, помимо тех ситуаций, когда таможенных пост находится в непосредственном подчинении ФТС РФ.
Также стоит отметить, что таможенный пост представляет собой правоохранительный орган и может быть наделён статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен в полном объёме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определённом пункте или на конкретной территории. В тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост может выступать в качестве структурного элемента таможни. Примечательно, что распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определены положениями, которые утверждены руководителем ФТС РФ.
Характер деятельности сотрудников таможенных органов, который исключительно подчёркивает их правоохранительную функцию, определён Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». Данный закон говорит о том, что служба в таможенных органах представляет собой вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность, направленную на реализацию полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.
В соответствии с законом о таможенном регулировании определены обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов и должностных лиц, которые осуществляют таможенную деятельность.
Примечательно, что таможенные органы действуют взаимосвязано с различными государственными службами, которые исполняют свои специфические функции, которые одновременно соприкасаются с интересами обеспечения таможенного регулирования и по факту принимают участие в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. Среди них Федеральная пограничная служба, ФСБ России, прокуратуры, МВД РФ, а также органы, осуществляющие наркоконтроль и пр.