Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется

Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 августа 2014 г.

Регистрационный N 33484

В соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54) на основании пункта 5.2.56 (40) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; 2012, N 28, ст. 3905), приказываю:

утвердить прилагаемые Правила тушения лесных пожаров.

Министр С. Донской

Правила тушения лесных пожаров

I. Общие положения

1. Настоящие Правила тушения лесных пожаров (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911, 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4591; N 30, ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N11, ст. 1092) (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности»), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, N 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, N 27, ст. 3477, N 52, ст. 6969) (далее — Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

2. Настоящие Правила устанавливаются в целях:

а) организации руководства работами по тушению лесных пожаров;

б) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

в) организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров.

3. Работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — лесопожарные организации).

4. В целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территорий, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения1.

5. Районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара.

6. Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.

7. Границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, устанавливаются на расстоянии не менее 500 метров от действующей (локализованной) кромки лесного пожара и (или) созданных (планируемых к созданию) минерализованных полос, опорных линий, от которых производится отжиг, рубежей, на которых производится (планируется) остановка распространения и локализация лесного пожара.

II. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров

8. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара2 и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации3.

9. При действии на территории лесничества или лесопарка нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества или лесопарка (далее — Оперативный штаб). В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества или лесопарка и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров. Оперативный штаб создается решением руководителя лесничества или лесопарка ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.

10. В период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб лесничества или лесопарка действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

11. Руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества или лесопарка.

12. Оперативный штаб:

а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;

б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;

в) организует межведомственное взаимодействие;

г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

13. В случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций.

14. Подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.

15. К каждому из подразделений (формирований), указанных в пункте 14 настоящих Правил назначается ответственный руководитель из числа работников подразделений лесопожарных организаций или работников лесничества или лесопарка.

16. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров.

17. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации.

18. В случае, когда руководитель тушения крупного лесного пожара отсутствует (не определен), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба.

19. В случае действия режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.

20. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара ранее был назначен распоряжением руководителя Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара, отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производятся на основании распоряжений этих органов.

21. В районах применения наземных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных подразделений лесопожарных организаций.

22. В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.

23. Руководитель тушения лесного пожара:

а) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;

б) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;

в) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре;

г) взаимодействует с Оперативным штабом;

д) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;

е) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.

24. Руководитель тушения лесного пожара не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» пункта 23 настоящих Правил.

25. Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению лесного пожара. В случае обнаружения летчиком-наблюдателем с борта воздушного судна угрозы жизни и здоровью работников, участвующих в тушении лесного пожара, указания летчика-наблюдателя по выводу сил и средств пожаротушения из опасных зон лесного пожара выполняются руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций незамедлительно.

26. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений принимает руководство тушением лесного пожара на себя, ответственность за принимаемые решения по тушению лесного пожара возлагается на данное должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений своего первого устного распоряжения является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара. При принятии на себя руководства данное должностное лицо обязано сообщить в специализированную диспетчерскую службу лесничества или лесопарка.

27. Руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны:

а) обеспечить выполнение работниками соблюдения технологий проведения работ по тушению лесных пожаров, правил по охране труда и техники безопасности;

б) обеспечить организацию в течение всего периода тушения лесного пожара постоянной связи между подразделениями лесопожарных организаций, участвующими в тушении лесных пожаров;

в) обеспечить соблюдение принципов единоначалия и дисциплины работниками, участвующими в тушении лесного пожара;

г) организовать обеспечение работников, участвующих в тушении лесного пожара, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;

д) обеспечить использование исправного оборудования, механизмов и инструментов при выполнении работ по тушению лесного пожара;

е) обеспечить организацию оптимального режима работы и отдыха работников, участвующих в тушении лесного пожара;

ж) обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара;

з) создать условия для оказания своевременной доврачебной и медико-санитарной помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения своевременных мероприятий по их доставке в медицинскую организацию.

28. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара вправе организовать штаб по тушению лесного пожара. Решение о целесообразности организации штаба по тушению лесного пожара, место его расположения, состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению лесного пожара, определяются руководителем тушения лесного пожара.

29. Руководитель тушения лесного пожара назначает начальника штаба.

30. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:

а) сбор и обобщение информации о состоянии лесного пожара и ходе его тушения;

б) планирование действий по тушению лесного пожара;

в) обеспечение руководства подразделениями лесопожарных организаций, их взаимодействия и координации работ по тушению лесного пожара;

г) обеспечение связи между подразделениями лесопожарных организаций;

д) решение вопросов обеспечения работ по тушению лесного пожара;

е) взаимодействие с Оперативным штабом;

ж) учет сил, средств и ресурсов пожаротушения.

III. Тушение лесных пожаров

31. Действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.

32. В целях организации взаимодействия все подразделения лесопожарных организаций обеспечиваются средствами связи. Обязательным для подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара, является их обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона. Координация связи между подразделениями лесопожарных организаций осуществляется специализированными диспетчерскими службами.

33. Начальным действием по тушению лесного пожара является его обследование. Обследование лесного пожара проводится руководителем тушения лесного пожара и работниками подразделений лесопожарных организаций по всей кромке лесного пожара.

34. Обследование лесного пожара проводится с использованием наземных, авиационных и (или) космических средств в целях установления:

а) вида и скорости распространения лесного пожара, его контура и примерной площади;

б) основных типов (видов) горючих материалов;

в) тактических частей лесного пожара (фронт, фланги и тыл);

г) наиболее опасного направления распространения лесного пожара (создание угрозы ценным лесным насаждениям и (или) насаждениям, в которых возможен переход лесного пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);

д) наличия естественных и искусственных препятствий для распространения лесного пожара;

е) возможного усиления или ослабления лесного пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;

ж) возможности подхода, подъезда к кромке лесного пожара и применения механизированных средств локализации и тушения лесного пожара;

з) наличия источников водоснабжения и возможности их использования;

и) наличия опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;

к) безопасных мест стоянки транспортных средств, расположения людей;

л) путей отхода лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия.

35. При организации наземного обследования руководитель тушения лесного пожара устанавливает количество и состав работников, ставит перед ними задачи, определяет порядок передачи полученной информации. После проведения обследования лесного пожара руководитель тушения лесного пожара определяет план выполнения работ по его тушению и в устной форме доводит до руководителей каждого подразделения лесопожарных организаций. План выполнения работ по тушению лесного пожара включает в себя:

а) технические способы и тактические приемы ликвидации лесного пожара;

б) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению лесного пожара;

в) распределение имеющихся в наличии сил и средств пожаротушения по периметру лесного пожара;

г) организация связи с подразделениями лесопожарных организаций;

д) привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения;

е) мероприятия по сбору информации о ситуации на лесном пожаре, ходе проведения работ по его тушению.

36. При тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия, руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения лесного пожара (далее — Схема тушения), на которой отображаются основные элементы принятого им плана выполнения работ, в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.

37. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3 суток, Схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения лесного пожара. При необходимости в Схему тушения, в связи с изменившейся обстановкой, могут вноситься коррективы. Новая Схема тушения составляется в случае необходимости внесения существенных изменений в план выполнения работ по тушению лесного пожара.

38. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, Схема тушения составляется ежедневно. Схема тушения лесного пожара составляется до 9 часов утра текущего дня, с предоставлением копий Схем тушения руководителям подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара. Копия Схемы тушения по запросу предоставляется в Оперативный штаб и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

39. В случаях, когда в ходе тушения лесного пожара требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению, новые Схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения лесного пожара.

40. Схема тушения составляется в произвольном масштабе с использованием топографической или лесопожарной карт, в том числе в электронном виде, при необходимости может быть нанесена на планшет с планом лесонасаждений. Схема тушения составляется с обязательным указанием даты и времени составления, фамилией и подписью лица, ее составившего. Схема тушения состоит из графической и текстовой частей, отображающих план выполнения работ по тушению лесного пожара.

41. Графическая часть Схемы тушения содержит:

а) топографическую основу, отображающую основные необходимые элементы топографии;

б) контур лесного пожара по состоянию на момент составления Схемы тушения, направление распространения отдельных элементов или всей кромки лесного пожара, его площадь;

в) привязку к местности (при наличии — с указанием квартальной сети);

г) критические направления и факторы, влияющие на процессы принятия решений и условия проведения действий по тушению лесного пожара;

д) наличие естественных (реки, ручьи, озера, водоемы) или искусственных (дороги, тропы, минерализованные полосы) преград и опорных линий;

е) расположение подразделений лесопожарных организаций, с указанием секторов и участков лесного пожара (при необходимости указываются расстановка сил и средств пожаротушения);

ж) основные задачи подразделений лесопожарных организаций, включая указание основного (оптимального) направления тушения лесного пожара.

42. Отображение тактической обстановки на Схеме тушения осуществляется с использованием унифицированных символов, представленных в Приложении к настоящим Правилам.

43. Текстовая часть Схемы тушения содержит:

а) информацию о построении управления силами пожаротушения на лесном пожаре;

б) информацию для обеспечения взаимодействия и связи между подразделениями лесопожарных организаций на лесном пожаре;

в) дополнительную информацию, необходимую для обеспечения эффективности тушения лесного пожара.

44. В случае необходимости руководитель тушения лесного пожара отображает на Схеме тушения иную дополнительную графическую и (или) текстовую информацию.

45. При получении Схемы тушения руководители подразделений лесопожарных организаций обязаны сопоставить данную Схему тушения со своим имеющимся картографическим материалом.

46. Доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара включает в себя сбор в местах постоянной дислокации работников подразделений лесопожарных организаций и других привлекаемых в соответствии с планами тушения лиц, их доставку наземным и (или) авиационным транспортом к месту лесного пожара.

47. При расчете сил и средств пожаротушения руководители подразделений лесопожарных организаций учитывают силу и скорость распространения лесного пожара, возможность его развития в верховой пожар.

48. Для обеспечения оперативной ликвидации лесного пожара в районах применения наземных сил и средств пожаротушения силами группы (до 10 человек) с пожарной техникой и оборудованием, подразделение лесопожарной организации обязано прибыть на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах:

а) отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов — не позднее одного часа после обнаружения пожара;

б) отнесенных ко 2 классу природной пожарной опасности лесов — не позднее двух часов после обнаружения пожара;

в) отнесенных к 3 — 5 классам природной пожарной опасности лесов — не позднее трех часов после обнаружения пожара.

49. При скорости ветра более 5 м/сек, а также при 4 и 5 классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, предельное время прибытия и начала проведения работ по тушению на участках 1-3 классов природной пожарной опасности лесов уменьшается в 2 раза. При отсутствии возможности сокращения времени численность работников подразделений лесопожарных организаций и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар, должна быть увеличена не менее чем в 2 раза.

50. При обнаружении в пути следования к месту лесного пожара другого лесного пожара, руководитель подразделения лесопожарной организации, следующего к месту пожара, сообщает об обнаруженном пожаре в специализированную диспетчерскую службу. Следование к месту пожара прекращается только по распоряжению специализированной диспетчерской службы.

51. Локализация лесного пожара достигается путем выполнения комплекса действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос и (или) полностью потушенных участков кромки по всему периметру лесного пожара и условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.

52. Первоначальным этапом локализации лесного пожара является остановка его распространения, включающая в себя действия лесопожарных организаций, направленные на остановку распространения кромки лесного пожара, в первую очередь, на опасных и критических направлениях, на которых может возникнуть угроза ценным насаждениям, населенным пунктам и объектам экономики.

53. Локализованным считается лесной пожар, при котором созданы условия для его нераспространения путем ограничения его по всему периметру заградительными минеральными полосами и (или) потушенными участками кромки, и (или) естественными преградами.

54. Выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и старшими работниками подразделений лесопожарных организаций с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами.

55. При тушении лесных пожаров используют два метода — прямой и косвенный. Прямой метод применяется, в основном, при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку лесного пожара и (или) создать у кромки лесного пожара заградительную полосу. Косвенный метод применяется при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки лесного пожара.

56. При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

а) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара;

б) засыпка кромки лесного пожара грунтом;

в) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;

г) отжиг горючих материалов перед кромкой лесного пожара;

д) тушение водой и огнетушащими растворами, в том числе с применением авиации.

57. Захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара применяют для остановки продвижения огня при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности.

58. Засыпка кромки лесного пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задерненных почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.

59. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос производится тракторной техникой с почвообрабатывающими орудиями, ручными (в том числе механизированными) орудиями в целях:

а) локализации лесных пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;

б) локализации лесных пожаров, распространение которых было приостановлено;

в) применения отжига от опорных полос.

60. Заградительные и опорные минерализованные полосы должны своими концами упираться в естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы). При отсутствии механизированных средств либо невозможности их применения (в случаях небольших лесных пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя, заболоченности местности, горного рельефа, отсутствия транспортных путей) минерализованные полосы прокладываются с помощью ручных орудий. Заградительные полосы создаются шириной 1,4 м при возникновении слабых средних лесных пожаров (скорость продвижения огня меньше 1 м/мин) и шириной до 9 м — при сильных лесных пожарах (скорость продвижения огня более 3 м/мин). Заградительные полосы, созданные с применением химических огнетушащих веществ (ретардантов, пенообразователей и смачивателей) — опорные химические полосы.

61. Отжиг производится в целях тушения верховых лесных пожаров всех видов, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности. Пуск отжига производится от имеющихся на площади лесного пожара естественных и (или) искусственных опорных полос, а при их отсутствии — от специально созданных опорных полос, проложенных различными способами, в том числе с использованием взрывчатых материалов, растворов химических веществ, шириной от 0,3 м до 9 м в зависимости от интенсивности и вида лесного пожара. Для ускорения выжигания минерализованной полосы используются различные способы отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня). При тушении верховых лесных пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, равной расстоянию двух возможных скачков верхового пожара (до 600 метров).

62. Тушение водой и огнетушащими растворами применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, подземных и верховых лесных пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига. При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.

63. Выбор способов и технических средств тушения лесного пожара в зависимости от вида, интенсивности и скорости распространения лесного пожара, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, особенностей прилегающей территории, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, метеорологической обстановки, а также периода начала тушения лесного пожара относительно светового времени суток, определяется руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций самостоятельно.

64. Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств пожаротушения по решению руководителя тушения лесного пожара может разграничиваться на сектора и участки лесного пожара, за которыми руководителем тушения лесного пожара закрепляются ответственные лица. Ответственные лица обеспечивают сбор информации о текущей обстановке, обеспечение работ и руководство всеми привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, организацию их взаимодействия на данном секторе (участке) лесного пожара.

65. Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке лесного пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения лесного пожара к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара. Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземных подразделений лесопожарных организаций. При нахождении на кромке лесного пожара наземных сил пожаротушения, запрещается производить авиационное тушение (сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и данным наземным подразделением лесопожарной организации.

66. После локализации лесного пожара руководитель тушения лесного пожара обязан лично осмотреть границы лесного пожара или привлечь для осмотра частей кромки лесного пожара работников подразделений лесопожарных организаций в целях подтверждения надежности локализации всей кромки лесного пожара. В местах, где выявлена необходимость усилить локализацию, немедленно проводятся меры по прокладке дополнительных заградительных и минерализованных полос.

67. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.

68. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50-70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.

69. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в осмотре пройденной огнем площади с целью предотвращения его возобновления от скрытых очагов горения, не выявленных при дотушивании. Окарауливание проводится до полного прекращения горения на кромке лесного пожара и организуется в процессе его остановки, когда по мере продвижения вдоль ликвидируемой кромки лесного пожара оставляется часть работников, которые ликвидируют очаги загораний за опорной полосой и по кромке лесного пожара.

70. В течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией. В акте о лесном пожаре (далее — акт) указываются:

— дата, время составления акта;

— фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего акт;

— фамилии, имена и отчества присутствующих при составлении акта лиц;

— дата, время и место обнаружения лесного пожара, расстояние от ближайшего населенного пункта или дороги, реки на лесосеке или на месте работы предприятия, организации;

— кем обнаружен лесной пожар, с помощью каких средств (если пожар был обнаружен работником лесопожарной организации);

— общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01);

— дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством);

— что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара. Если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указать вид нарушения и предполагаемое время его совершения;

— лица, причастные к возникновению лесного пожара (указать фамилию, имя, отчество, место работы, должность и их местожительство). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются данные, необходимые для расследования;

— дата и время начала тушения;

— площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01);

— дата и время локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован;

— дата и время ликвидации лесного пожара с указанием, какими силами ликвидирован;

— трудозатраты выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара;

— применявшиеся способы и средства тушения лесного пожара;

— принятые меры к окарауливанию лесного пожара;

— ответственное за окарауливание лицо;

— предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба);

— должность, фамилия, имя и отчество лица, руководившего тушением пожара;

— перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от потерь древесины на корню, уничтожения огнем культур, молодняков, от потерь готовой продукции, стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров;

— должность, место работы, фамилия, имя, отчество и подпись лица, составившего акт.

71. К акту о лесном пожаре прилагается схематический план пройденной огнем площади.

Съемка контура лесного пожара и участков внутри него, пройденных пожарами разного вида (верховыми, низовыми, почвенными), с привязкой их к ориентирам производится:

а) в районах применения наземных сил и средств пожаротушения — инструментально;

б) в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения — аэровизуально, с использованием лесопожарной и (или) патрульной карты.

72. К акту о лесном пожаре также прилагается докладная записка руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности (представляется только в случаях крупных лесных пожаров).

IV. Особенности тушения лесных пожаров

73. В темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

74. При тушении лесных пожаров на склоне более 20 градусов работникам подразделений лесопожарных организаций запрещается находиться выше кромки лесного пожара.

75. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, где имеется опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами, в случаях отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для работников, осуществляющих тушение лесного пожара (ограничение его распространения), тушение производится за пределами опасных зон.

76. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, загрязненных радионуклидами, приоритетными задачами являются сохранение жизни и здоровья людей, выполняющих работы по тушению, и предотвращение распространения радионуклидов на сопредельные территории.

77. Особенности тушения лесных пожаров разделяются по зонам радиоактивного загрязнения.

78. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 (37 -185 кБк/м2) и стронцием-90 — от 0,15 до 1 Ки/км2 (5,55 — 37 кБк/м2):

а) тушение лесных пожаров проводится, преимущественно аналогичными способами как на незагрязненных территориях, с принятием дополнительных мер по защите работников, осуществляющих работы по тушению, от вредного воздействия пыли и продуктов горения лесных горючих материалов;

б) тушение горящей кромки лесных пожаров проводится наземными и (или) авиационными средствами при помощи воды и водных растворов химических огнетушащих веществ, а также созданием перед кромкой лесного пожара заградительных полос путем слива огнезащитных растворов с использованием наземных и (или) авиационных средств.

79. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 (185 — 555 кБк/м2):

а) остановка и тушение лесных пожаров проводятся без выполнения работ на кромке лесного пожара путем создания заградительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов, а также с использованием вертолетов с водосливными устройствами и самолетов-танкеров;

б) дотушивание лесных пожаров проводится с использованием пожарных автоцистерн с установленными пожарными лафетными стволами, а также с использованием пожарных мотопомп.

80. В зонах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2 (555 — 1480 кБк/м2) и более 40 Ки/км2 (1480 кБк/м2):

а) остановка и тушение лесного пожара проводятся в соответствии со специально разработанными для условий радиоактивного загрязнения регламентирующими документами, в которых учтены требования радиационной безопасности при тушении радиоактивного лесного пожара;

б) остановка и тушение лесного пожара проводятся вертолетами с водосливными устройствами и самолетами-танкерами;

в) окончательная локализация и дотушивание лесных пожаров проводятся наземными силами и средствами пожаротушения, при этом используются автоцистерны с установленными пожарными лафетными стволами и пожарные вездеходы на базе специальной (военной) техники, а для дотушивания пожаров — пожарные мотопомпы.

81. На территориях, указанных в пунктах 78 — 80 настоящих Правил, при тушении лесного пожара работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты — респираторами, средствами защиты органов зрения, закрытой резиновой обувью, спецодеждой. На тушение лесных пожаров в загрязненных радионуклидами лесах направляются лица, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование4. При высоких уровнях мощности эквивалентной дозы ионизирующего излучения время работы сокращается в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.6.1.2523-9 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47, зарегистрированных Минюстом России 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534 («Российская газета», 2009, N 171/1), устанавливающих пределы доз.

82. При тушении подземных (торфяных) лесных пожаров производятся их опашка и (или) окопка, а также применение мощных струй воды с помощью насосных установок и высоконапорных мотопомп. В случаях многоочаговых торфяных лесных пожаров, возникающих на торфянистых почвах в результате низового лесного пожара, тушение производится путем локализации всей площади, на которой находятся очаги горения. После ликвидации лесного пожара площадь, пройденную огнем, необходимо периодически осматривать до выпадения интенсивных осадков.

1 Пункт 6 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2012 г., регистрационный N 23504).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2972; 2012, N 46, ст. 6339).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2973).

4 Пункт Особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 17 апреля 2007 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России от 14 мая 2007 г., регистрационный N 9445).

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.

При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.

Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения лесного пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

Федеральный закон «О пожарной безопасности», N 69-ФЗ | ст. 22.1

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.

При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.

Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения лесного пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Порядок организации тушения

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о по­жаре, обязан немедленно принять меры к его тушению силами коман­ды пожарно-химической станции или других пожарных формирова­ний лесхоза, лесничества.

Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник стан­ции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего. При отсутствии связи с лесхозом или лесни­чеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случае, когда на территории лесхоза или лесничества однов­ременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невоз­можно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхо­за для направления на тушение дополнительных сил и средств из со­седних лесничеств.

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутс­твии связи лесничества с лесхозом — непосредственно лесничие) не­медленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необ­ходимую технику и средства транспорта с производства.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководи­тели лесхозов обязаны сообщить вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принять меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц.

Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.

Разведка пожара и составление плана тушения

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители туше­ния используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и на­земной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные по реализации плана тушения.

Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоко­лу о лесном пожаре.

По прибытии на пожар руководитель тушения (начальник пожарно-химической станции или другое должностное лицо лесной ох­раны, первым прибывшее на место), используя полученное от экипа­жа патрулирующего самолета, вертолета донесение о пожаре с дан­ными его авиационной разведки, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара прибыв­шими силами и средствами.

В районах, не обслуживаемых авиацией, если охваченная пожа­ром площадь невелика, руководитель тушения, обойдя очаг по пери­метру, быстро решает вопрос о расстановке прибывших сил и средств и организации работ, имея в виду обеспечить локализацию пожара в кратчайший срок. О принятых мерах руководитель тушения немед­ленно докладывает в лесхоз или лесничество.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибыв­ших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководи­тель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничест­во) и приступает к разведке пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания разведки и принятия решения о плане тушения следует временно использовать для задержки расп­ространения пожара на наиболее опасные или ценные участки леса вблизи места нахождения этих сил и средств.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана туше­ния и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кро­мок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:
вид и скорость распространения пожара, его контур и пример­ная площадь;

тактические части (фронт, фланги и тыл) пожара и основные типы (виды) горючих материалов;

наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

наличие естественных и искусственных препятствий для расп­ространения пожара;

возможное усиление или ослабление пожара вследствие особен­ностей лесных участков и рельефа местности на пути его распростра­нения;

возможность подъезда к кромке пожара и применения механи­зированных средств локализации и тушения;
наличие водоисточников и возможность их использования;
наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;

безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схе­мах (кроках) местности или лесопожарных картах.

Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению.

При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависи­мости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности.

Для пожаров площадью 5…10 га такой прогноз составляет­ся на ближайшие 2…3 ч, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их лик­видации.

Данные разведки и прогноз возможного распространения и раз­вития пожара с указанием о необходимых дополнительных силах и средствах пожаротушения немедленно передают в лесхоз (лесничест­во) по радио или нарочным (если нужна помощь).

По данным разведки и прогноза распространения и развития по­жара, руководитель тушения разрабатывает план его тушения.

В пла­не определяются:

технические способы и тактические приемы ликвидации пожа­ра;
сроки выполнения отдельных стадий тушения;

распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
привлечение дополнительных сил и средств;
мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.

Как правило, следует планировать работы по тушению так, что­бы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была за­кончена не позднее 10 ч утра следующего дня.

Если пожар распространился на большой площади и принял за­тяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения — 2 раза в день.

Руководство работами по тушению пожаров

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза.

Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях – соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по чрезвычайным ситуациям.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет начальник ПХС. До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, мастером леса, участковым техником).

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.

Начальники (командиры) всех подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.

Руководитель
лесхоза или лесничий,

получив сообщение о пожаре, обязан
немедленно принять меры к его тушению
силами команды пожарно-химической
станции (ПХС) или других пожарных
формирований лесхоза, лесничества. Если
сообщение о пожаре было передано
непосредственно на пожарно-химическую
станцию, начальник станции обязан
принять меры к выезду команды или
отдельной бригады на пожар и получить
необходимые указания от руководителя
лесхоза или лесничего, а при отсутствии
связи с лесхозом или лесничеством, —
самостоятельно принять решение о выезде
на пожар команды или отдельной бригады.

В
случае, когда
на
территории лесхоза или лесничества
одновременно возникло несколько пожаров
или когда быстро потушить возникший
пожар силами
одной ПХС невозможно, лесничий немедленно
сообщает об этом руководителям
лесхоза для направления на тушение
дополнительных сил и средств из соседних
лесничеств.

При
недостатке мобильных сил

для быстрого тушения возникших пожаров,
руководители лесхозов и лесничие
немедленно привлекают на тушение пожаров
резервные команды, необходимую технику
и средства транспорта с производства.

При
возникновении лесных пожаров в местах
работ лесопользователей или
вблизи
их посёлков, местах расположения их
дорог, складов, сооружений и иных
объектов, и непринятии или недостаточности
принимаемых ими мер к обеспечению
быстрого тушения, лесхозы обязаны
потребовать
от них немедленной ликвидации действующих
пожаров.

В
тех случаях, когда имеющихся в лесхозе
сил и средств для быстрого подавления
действующих пожаров недостаточно и
выявляется угроза распространения
пожаров на большие площади, руководители
лесхозов обязаны сообщить вышестоящему
органу управления лесами или ОМСУ о
необходимости задействовать дополнительные
силы согласно Плана тушения лесных
пожаров с привлечением на тушение
населения, пожарной техники и транспортных
средств местных предприятий, организаций,
учреждений и других юридических лиц.
Если
же пожары принимают характер стихийного
бедствия
,
руководители лесхозов должны принять
соответствующие меры к привлечению на
тушение
формирований гражданской обороны и
воинских подразделений.

Расчёт
необходимых сил и средств пожаротушения
следует производить применительно к
возможной наиболее тяжелой ситуации
в
сложившихся условиях и с учётом
поправочных коэффициентов на ведущие
факторы, определяющие
скорость распространения кромки пожара
и трудность его тушения.

Организация тушения
лесных пожаров

авиационными силами и средствами
осуществляется авиаотделениями в
соответствии с Инструкцией по авиационной
охране лесов.

В случае, когда
авиаотделение
не может

по какой-либо причине обеспечить
ликвидацию пожара в зоне авиационной
охраны лесов, начальник авиаотделения
обязан немедленно доложить об этом
лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза
должен незамедлительно принять
дополнительные меры для тушения
указанного пожара.

Привлечённые
по решениям

соответствующих органов власти на
тушение лесных пожаров рабочие из
населённых пунктов, предприятий,
организаций и учреждений должны по
месту жительства службы или работы
организованы в отряды, команды или
бригады, возглавляемые назначенными
руководителями предприятий, организаций
и учреждений начальниками
отрядов, команд и бригад.

Привлечённые
пожарная техника и средства транспорта
,
с обслуживающим их персоналом, должны
быть приданы соответствующим отрядам,
командам или бригадам.

К
каждому
отдельному
отряду, команде и бригаде на пункте
сбора должен быть
прикреплен
назначенный лесхозом работник

для сопровождения к месту пожара и
помощи в руководстве работами по тушению
пожара.

Невоенизированные
формирования гражданской обороны и
воинские подразделения,
направленные на тушение лесных пожаров,
сохраняют свою организационную структуру.

В случае, когда
в зоне авиационной охраны лесов, особенно
в её у
даленных
районах, возникли лесные пожары,
охватившие значительные площади, тушение
которых не может быть обеспечено
авиационными и наземными силами
и средствами, решением органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
совместно с органом управления лесным
хозяйством или специальной
комиссией по ЧС тушение
таких пожаров может осуществляться
час
тично,
т.е.
остановка, локализация и тушение кромки
пожара проводится в направлениях,
угрожающих лесным посёлкам, ценным
лесным массивам, особо охраняемым
природным территориям, народнохозяйственным
и другим объектам
.
В случаях, когда такие лесные пожары не
представляет угрозы перечисленным выше
территориям и объектам, их тушение
может быть прекращено
.

Решение о частичном
тушении или прекращении тушения
принимается на основе тщательного
анализа пожарной обстановки по каждому
конкретному пожару.

Общее
руководство тушением лесных пожаров

на территории лесхоза и ответственность
за полноту, и своевременность принимаемых
мер к их ликвидации возложены на
директора лесхоза
.

Координацию
всех мероприятий

по борьбе с лесными пожарами в данном
районе, когда на их тушение привлечено
население, пожарная техника и транспортные
средства предприятий, организаций и
учреждений, осуществляет соответствующий
орган власти, лесхоз или специальная
комиссия (штаб)

по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах
Российской Федерации — комиссия
по чрезвычайным ситуациям
.

Оперативное
руководство тушением лесных пожаров,
когда в субъекте объявлена чрез
вычайная
ситуация, осуществляет Федеральная
противопожарная служба.

Лесхозы
и органы управления лесным хозяйством
в
субъектах Российской Федерации обязаны
вносить предложения

соответствующим государственным органам
власти об
организации

при указанных выше комиссиях по ЧС
оперативных
штабов

для обеспечения руководства тушением
пожаров, возглавляемых соответственно
руководителями органов управления ФПС,
заместителями министров или глав
администраций.

Непосредственное
руководство
работами
по тушению каждого лесного пожара в
районах наземной охраны осуществляет
работник
лесхоза, или начальник ПХС, или бригадир

(если прибыла лишь одна бригада из
состава команды станции).

Если на тушение
пожара прибыла команда ПХС II
или III
типа, руководство работами по тушению
переходит к прибывшему начальнику этой
станции.

Прибывшее
на пожар вышестоящее должностное лицо

лесной охраны (лесничий, инженер по
охране и защите леса и др.) при необходимости
(в случае
усложнения обстановки) должен
принять руководство тушением пожара
на
себя.

В
зонах и районах авиационной охраны

лесов руководство тушением лесных
пожаров осуществляется старшими
по должности

работниками из числа находящихся на
пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных
команд, групп.
В местах использования на тушении
механизированных отрядов руководство
работой по ликвидации пожара осуществляет
начальник
механизированного отряда или другое
должностное лицо
.

В
случаях невозможности

ликвидации лесного пожара своими силами,
авиаотделение обязано немедленно
доложить об этом соответствующему
лесхозу
.
Лесхоз незамедлительно принимает меры
к тушению этого пожара и совместно с
авиаотделением осуществляет руководство
мероприятиями по ликвидации пожара.

Руководитель
тушения пожара
назначает
помощников для разведки пожара,
руководства отдельными командами,
группами, осуществляющими работы на
отдельных участках.

Каждой
отдельной команде
,
бригаде привлечённых рабочих из
населённых пунктов
или команде, группе невоенизированных
формирований гражданской обороны, либо
воинскому подразделению, по прибытии
их на место пожара, руководитель
тушения ставит определённую задачу

по локализации и тушению пожара
и отводит часть кромки пожара.

Начальники
(командиры)

всех названных выше подразделений
обязаны поддерживать постоянную связь
с руководителем тушения и выполнять
его указания.

На
отведенном участке команда
,
группа, бригада самостоятельно выполняют
поставленные перед ними задачи, причём
техническое руководство работами
осуществляется прикрепленным к
подразделению работником лесхоза.

Специально
подготовленным и имеющим опыт в тушении
лесных пожаров невоенизированным
формированиям гражданской обороны или
подразделений пожарной охраны (кроме
ГПС-ФПС) руководителем лесхоза может
быть поручено
самостоятельное тушение отдельных
пожаров.

Руководитель
тушения обязан обеспечить строгое
выполнение всеми работающими на тушении
пожара правил охраны труда и техники
безопасности и несёт за это ответственность.

РТП
не должен сам оставлять место пожара

до тех пор, пока пожар не будет потушен
или надёжно локализован. После того,
как руководитель тушения пожара лично
убедится в надёжности его локализации
и в ликвидации очагов горения на всей
пройденной пожарами площади, (а при
крупных пожарах на полосе шириной не
менее 100 м по периферии пожарища), он
может покинуть пожар, оставив на месте,
под руководством работника лесной
охраны, часть рабочих для
окарауливания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Gehwol fubbad ванна для ног инструкция по применению
  • Малавит раствор инструкция по применению в гинекологии при молочнице
  • Глазные капли изотин индия инструкция по применению
  • Эфория кс инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек