Нераздельное руководство страной однопартийной бюрократической верхушкой какой политический режим

Инфоурок


Всеобщая история

ПрезентацииПрезентация по Всеобщей истории на тему «Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода» (10 класс)

Скачать материал

без ожидания

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Великая депрессия. Пути выходаПодго...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 250 человек из 62 регионов

  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Великая депрессия. Пути выходаПодго...

    1 слайд

    Мировой экономический кризис 1929-1933гг. Великая депрессия. Пути выхода
    Подготовила: Фалалеева Татьяна Александровна, учитель истории МБОУ «Повалихинская СОШ»

  • В октябре 1929 г. произошло неожиданное обвальное падение стоимости акций на...

    2 слайд

    В октябре 1929 г. произошло неожиданное обвальное падение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой биржы.
    Падение стоимости акций компаний и банкротство банков подорвали финансовый рынок и банковскую систему

    Сокращение производства, массовая безработица, голодные бунты, социальные движения протеста, безысходность, самоубийства, рост преступности, падение нравственности.

    «Великая депрессия»

  • 








У здания Нью-Йоркской биржи в день ее краха. Октябрь 1929 г.

    3 слайд

    У здания Нью-Йоркской биржи в день ее краха. Октябрь 1929 г.

  • Цели урока:Причины Великой депрессии
Пути выхода из кризиса
Либерально-демокр...

    4 слайд

    Цели урока:
    Причины Великой депрессии
    Пути выхода из кризиса
    Либерально-демократические режимы
    Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры
    Авторитарные режимы

  • П.1 «Особенности мирового экономического кризиса 1920-1933 г. Изучите в учебн...

    5 слайд

    П.1 «Особенности мирового экономического кризиса 1920-1933 г.
    Изучите в учебнике материал о мировом экономическом кризисе 1920-1933 гг. и составьте конспект по следующим позициям:
    особенности мирового экономического кризиса (даты, территория распространения, повод к началу кризиса, характер кризиса)
    причины экономического кризиса
    Социальные последствия кризиса

  • Пути выхода из мирового экономического кризисаПозиции экономистов относитель...

    7 слайд

    Пути выхода из мирового экономического кризиса

    Позиции экономистов относительно путей выхода из кризиса
    Сторонники свободной рыночной экономики
    Невмешательство государства в экономическую жизнь
    Кейнсианство (дж.Кейнс)
    Регулирование экономического развития
    Перераспределение результатов производства
    Повышение покупательной способности населения

    Сторнники жеского государственного регулирования экономики
    Использование опыта мобилизации экономики в период войны
    Государственная власть

  • Типы политических режимов в Европe XXв.Подготовьте представление политическог...

    8 слайд

    Типы политических режимов в Европe XXв.
    Подготовьте представление политического режима, по следующей схеме:
    1) определение выбранного политического режима
    его характерные признаки
    2) страны, в которых он утвердился в межвоенный период
    3) образ (фотография, плакат и т.д.) отражающий суть представляемого политического режима

  • Закрепление знанийОпределите, какой политический режим характеризуют, следующ...

    9 слайд

    Закрепление знаний
    Определите, какой политический режим характеризуют, следующие положения:
    1. нераздельное руководство страной однопартийной бюрократической верхушкой
    2. этот политический режим установился в Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Польше и др.
    3. допущение конкуренции и частной собственности, вмешательство
    4. должен соблюдаться принцип разделения властей и парламентаризм
    5. замена рыночных отношений государственным планированием и распределением

  • Закрепление знаний:6. этот политический режим установился в Великобритании, Ф...

    10 слайд

    Закрепление знаний:
    6. этот политический режим установился в Великобритании, Франции, США, Канаде, Мексике и др.
    7. государство должно контролировать все стороны жизни общества, в том числе частную жизнь граждан
    8. этот политический режим установился в Италии и Германии
    9. установление монополии на власть единственного политического лидера (партии, группы политиков)
    10. в государстве должно быть равное применение законов, признаны основные права человека, имеющие преимущество перед правами государства

  • Закрепление знаний:11. ограничения и регламентация политических прав граждан...

    11 слайд

    Закрепление знаний:
    11. ограничения и регламентация политических прав граждан и политических организаций
    12. капитализм должен стать социально ориентированным, учитывать интересы граждан и отдельных социальных групп

  • Ответы:Демократический режим – 4, 6, 10, 12
Авторитарный режим – 2, 3, 9, 11...

    12 слайд

    Ответы:
    Демократический режим – 4, 6, 10, 12
    Авторитарный режим – 2, 3, 9, 11
    Тоталитарный режим – 1, 5, 7, 8

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 258 312 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

    «История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

    Тема

    § 7. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«История (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А.

  • 06.10.2020
  • 1603
  • 117

Рабочая программа по Всеобщей истории 10 класс

  • Учебник: «История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.
  • Тема: Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
  • 05.10.2020
  • 487
  • 20

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

Страны Запада в 1920-е гг

  • Учебник: «История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.
  • Тема: § 6. Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия
  • 19.09.2020
  • 2630
  • 149

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

«История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углублённый уровни)», Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./ Под ред. Искендерова А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Фалалеева Татьяна Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Фалалеева Татьяна Александровна

    • На сайте: 4 года и 1 месяц
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 8540
    • Всего материалов:

      5

  • Рабочий лист по истории Нового времени. 8 класс. §21. «Колониальная политика европейских держав в XVIII веке». УМК Авт.А.Я.Юдовская и др.,



1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

1. Серьезное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство — распределение — потребление. Т. е. производили больше, чем могли купить.

2. Вышли из строя рыночный механизм автоматического регулирования и система реализации результатов производства (распределение и потребление) — в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.

2. Каковы его основные проявления и особенности?

Обесценивание акций, банкротство банков, производство лишилось финансового питания — инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свертывалась торговля. Росла безработица.

Кризис приобрел мировой характер, длился достаточно долго – 5 лет.

Кризис произошел в США — стране, где были самые большие темпы экономического роста, где был достигнут высокий уровень зрелости в индустриальном развитии, в организации и управлении массовым производством. Следовательно, начавшийся мировой экономический кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определенного этапа развития капиталистической системы — излом, переломный момент в развитии капитализма.

Закрытие предприятий, сокращение производства породили массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах городов бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кроме этих видимых признаков разложения системы, многое оставалось как бы за кадром — утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

В США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. В сложившейся ситуации невозможно было автоматически выйти из кризиса при помощи прежних рыночных механизмов.

4. Что предлагал английский экономист Кейнс?

Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. При этом ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление, иначе система не сможет выбраться из тупика относительного избытка произведенных товаров. Решать такую макроэкономическую задачу могла только государственная власть.

Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой — иди».

5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление?

Произведенный товар необходимо продать, иначе начнут падать доходы как самого предприятия, так и его работников. Соответственно, упадет и покупательная способность населения.

6. Какие типы политических режимов существовали в Европе?

Демократический, тоталитарный, авторитарный.

7. Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.

Либерально-демократический режим: равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм, гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций.

Тоталитарный режим: тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

Задание к таблице 1.


Проанализируйте базовые принципы политических режимов и сформулируйте линии их сопоставления.

Линии сопоставления: политика в области идеологии, партии и принцип управления государством, контроль над армией, цензура, репрессии, экономика, частная жизнь и общество.


Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов


Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.

Просмотров: 1100 | Добавил: (18.09.2018) (Изменено: 18.09.2018)

Всего ответов: 1

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 1

Порядок вывода комментариев:


Аватар

0

netscout

18.09.2018 оставил(а) комментарий:

Либерально-демократический режим: равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм, гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций.

Тоталитарный режим: тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

Гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций получило дальнейшее развитие. Таким образом, развитие социальных функций государства и регулирования проходило в рамках либеральной демократии.

Тоталитарные режимы: общее и особенное. Иное положение имело место в странах с неустойчивой политической системой в условиях мирового экономического кризиса. В ряде стран вопрос о характере государственного регулирования и путях выхода из экономических и политических кризисов решался в 1920—1930-е гг. в острой политической борьбе; раскол общества на левых и правых, на умеренно-либеральные и консервативные силы и экстремистские партии и группы порождал острейшие конфликты. Борьба за власть выливалась в борьбу за установление тоталитарного режима или за сохранение демократии.

Тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Между тем идеология и политика тоталитарных режимов в 1930-е гг. имели ряд отличительных черт в отдельных странах.

Так, германский фашизм (нацизм) отличала, кроме тотального государственного регулирования, прежде всего крайняя форма национализма и антисемитизм, которые оправдывали уничтожение «неарийских народов», а также особая агрессивность и стремление к завоеванию «жизненного пространства», обеспечение безопасности для своего народа за счет других.

В меньшей степени крайности национализма и антисемитизма были характерны для Италии, Испании и Португалии. В этих странах на массовое сознание традиционно оказывали большое влияние католическая церковь и христианская идеология. В Италии и Испании особенностями фашистских режимов были использование корпоративистских идей и вертикальное корпоративное, неизвестное ранее устройство государства. Корпорации (в Испании — синдикаты) создавались снизу доверху, объединяли различные слои населения, включая предпринимателей, и подчинялись вождю.

Тоталитарный социализм (сталинизм), созданный большевиками в СССР, полностью подпадает под характеристику тоталитарного режима. Отличительными чертами этого режима являются государственная собственность и государственное плановое регулирование всех сторон жизни общества, полное искоренение частной собственности, уравнительное распределение, лозунги интернационализма, массовые репрессии.

Характерно, что все тоталитарные режимы утверждались в условиях острых политических кризисов, партийных междоусобиц, ослабления демократических институтов и дезориентации широких масс населения.

Авторитарные режимы занимают промежуточное положение. Такие режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша, страны Балтии и др.).

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

К концу 1930-х гг., с вторжением в 1940 г. гитлеровских войск во Францию, всю континентальную Европу и Азию, от Атлантики и до Тихого океана, занимали страны с тоталитарными или авторитарными режимами, за небольшим исключением (например, Великобритания, Швеция, Швейцария).

О. Сороко-Цюпа — Всеобщая история — Новейшая история — читать книгу онлайн бесплатно, автор О. Сороко-Цюпа

Важнейший вопрос — какова степень и формы государственного регулирования, государственного вмешательства в экономику, в рыночные отношения, в повседневную жизнь общества и индивида, т. е. речь идет о характере политического режима.

Для Европы XX в. характерны три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Либерально-демократические режимы. В 1930-е гг.

в странах с развитой демократической традицией определился демократический вариант решения порожденных кризисом проблем — путь социальных, экономических реформ и политических компромиссов. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, США, Скандинавские страны, Канада, Мексика и ряд других. Здесь либеральные рецепты кейнсианства и социальные реформы находили применение, хотя в целом предложенные рецепты Кейнса в качестве общего регулирования экономического роста применялись только после Второй мировой войны.

В этих странах происходило значительное расширение регулирования экономики и социальных отношений со стороны государства. Особое внимание уделялось организации общественных работ, политике в социальной сфере. Увеличение государственных расходов направлялось на социальное страхование, помощь безработным, инвалидам, т. е. тем, кто остался без средств. Тогда эти меры казались чрезвычайными. Но затем они составили основу системы социального обеспечения, названной после Второй мировой войны государством всеобщего благосостояния.

В ряде стран расширилось государственное регулирование трудовых отношений и принятие законодательных мер, определяющих права профсоюзов, утверждающих право на заключение коллективных договоров, а также другие меры регулирования трудовых конфликтов между рабочими и работодателями. Это не была благотворительность. Такие меры проводились по требованию самих профсоюзов и рабочего движения.

В правящих кругах этих стран росло понимание необходимости ограничить негативные последствия стихии рыночных отношений. В результате капитализм становился социально ориентированным, т. е. учитывающим интересы граждан и отдельных социальных групп.

В этих странах расширение регулирующей роли государства не затрагивало основ демократии. Неизменными оставались такие принципы, как равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм.

Гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций получило дальнейшее развитие. Таким образом, развитие социальных функций государства и регулирования проходило в рамках либеральной демократии.

Тоталитарные режимы: общее и особенное. Иное положение имело место в странах с неустойчивой политической системой в условиях мирового экономического кризиса. В ряде стран вопрос о характере государственного регулирования и путях выхода из экономических и политических кризисов решался в 1920—1930-е гг. в острой политической борьбе; раскол общества на левых и правых, на умеренно-либеральные и консервативные силы и экстремистские партии и группы порождал острейшие конфликты. Борьба за власть выливалась в борьбу за установление тоталитарного режима или за сохранение демократии.

Тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Между тем идеология и политика тоталитарных режимов в 1930-е гг. имели ряд отличительных черт в отдельных странах.

Так, германский фашизм (нацизм) отличала, кроме тотального государственного регулирования, прежде всего крайняя форма национализма и антисемитизм, которые оправдывали уничтожение «неарийских народов», а также особая агрессивность и стремление к завоеванию «жизненного пространства», обеспечение безопасности для своего народа за счет других.

В меньшей степени крайности национализма и антисемитизма были характерны для Италии, Испании и Португалии. В этих странах на массовое сознание традиционно оказывали большое влияние католическая церковь и христианская идеология. В Италии и Испании особенностями фашистских режимов были использование корпоративистских идей и вертикальное корпоративное, неизвестное ранее устройство государства. Корпорации (в Испании — синдикаты) создавались снизу доверху, объединяли различные слои населения, включая предпринимателей, и подчинялись вождю.

Тоталитарный социализм (сталинизм), созданный большевиками в СССР, полностью подпадает под характеристику тоталитарного режима. Отличительными чертами этого режима являются государственная собственность и государственное плановое регулирование всех сторон жизни общества, полное искоренение частной собственности, уравнительное распределение, лозунги интернационализма, массовые репрессии.

Характерно, что все тоталитарные режимы утверждались в условиях острых политических кризисов, партийных междоусобиц, ослабления демократических институтов и дезориентации широких масс населения.

Авторитарные режимы занимают промежуточное положение. Такие режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша, страны Балтии и др.).

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

К концу 1930-х гг., с вторжением в 1940 г. гитлеровских войск во Францию, всю континентальную Европу и Азию, от Атлантики и до Тихого океана, занимали страны с тоталитарными или авторитарными режимами, за небольшим исключением (например, Великобритания, Швеция, Швейцария).

В 1920—1930-е гг. в Европе тоталитаризм наступал, либеральная демократия терпела одно поражение за другим. В начавшейся в 1939 г. Второй мировой войне конфликт между тоталитаризмом и демократией вылился в решающую битву.

1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. 2. Каковы его основные проявления и особенности? 3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики? 4. Что предлагал английский экономист Кейнс? 5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление? 6. Какие типы политических режимов существовали в Европе? 7. Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.

Таблица 1

Типы режимов

ДемократическиеАвторитарныеТоталитарные Свобода мнений и идеологическое многообразиеОграничение политического многообразияГосподство одной общеобязательной идеологии Многопартийность, свободные конкурентные выборы, разделение властей, независимость судаМногопартийность при контроле правящей верхушки над политической жизнью и судом. Нет разделения властейЕдиновластие одной партии, срастающейся с государством. Особый культ вождя Государственный и общественный контроль над армией и силовыми ведомствамиКонтроль правящей верхушки, а не партии над армией и силовыми ведомствамиПолный контроль партии над армией и силовыми ведомствами Свобода словаЦензура, ограничение свободы словаПолный контроль над средствами массовой информации Отсутствие репрессий как инструмента политикиОсобая власть тайной полиции. Выборочные репрессииВсевластие тайной полиции. Тотальный террор Продолжение ДемократическиеАвторитарныеТоталитарные Поддержание конкуренции, ограничение монополий. Частная собственность как основа личной свободыДопущение конкуренции, частной собственности. Вмешательство в экономику в целях обогащения правящей верхушкиЦентрализованное руководство экономикой, господство монополий Важная роль организаций гражданского общества в самоуправленииОтсутствие полного контроля над частной жизнью и гражданским обществомТотальный контроль и поглощение гражданского общества государством Задание к таблице 1.

Проанализируйте базовые принципы политических режимов и сформулируйте линии их сопоставления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Левомицетин капли глазные инструкция по применению цена детям
  • Должностная инструкция кассира билетного в музее
  • Страйк плюс таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Визаллергол глазные капли инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Ингалятор омрон с21 basic инструкция по применению