Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ПЕРЕВОДЫ
Никомах
Геразский
РУКОВОДСТВО
ПО ГАРМОНИКЕ
От
переводчика
Руководство
по гармонике, написанное неопифагорейцем
Никомахом Геразским,
жившим
около 100 г. н. э., представляет собой
послание к некоей высокопоставленной
покровительнице
Никомаха, содержащее краткий очерк
пифагорейской музыкальной
теории,
изложенной «согласно сочинениям
древних». Представляя свою работу, Ни-
комах
обещает написать впоследствии обширное
сочинение в нескольких книгах,
в
котором эти же вопросы будут изложены
подробно и с надлежащими умозаключе-
ниями,
— однако это сочинение до нас не дошло.
Теоретическая
гармоника входила в античности в четвёрку
школьных математиче-
ских
наук, — наряду с арифметикой, геометрией
и астрономией. Изложенный в Руко-
водстве
материал представляет собой краткий
конспект школьного курса гармоники.
О
существовании некоего «образовательного
стандарта» в этой области мы можем су-
дить
по тому, что примерно такой же набор
сведений содержится в музыкальном раз-
деле
трактата Теона Смирнского (середина II
в. н. э.) Изложение математических во-
просов,
полезных при чтении Платона, а также у
ряда более поздних авторов.
В силу
краткости очерка Никомах излагает в
нём лишь самые азы гармонической
теории.
Он определяет музыкальный звук как
своего рода голосовой атом или единицу
для
слуха, а музыкальную мелодию — как
интервальное движение от одного музы-
кального
звука к другому. Касаясь основ музыкальной
акустики, Никомах указывает
на
некоторые факторы, от которых зависит
высота звука в струнных и духовых инст-
рументах.
Он приводит стандартное описание
гармонии как системы консонансных
интервалов
в объёме октавы, образующих музыкальную
пропорцию 6 : 8 = 9 : 12.
Из
учения о мелодических системах Никомах
описывает устройство полной диатони-
ческой
системы в объёме двойной октавы (такое
описание, снабжённое всеми необхо-
димыми
выкладками, известно нам уже по тексту
входящего в евклидовский корпус
трактата
Деление канона) и упоминает о двух других
родах мелоса — хроматическом и
энгармоническом.
К красивым мифологемам античной
музыкальной теории относит-
ся
пифагорейское учение о музыке сфер,
связывающее семь звуков гаммы с семью
планетами,
— Никомах кратко упоминает и его тоже.
Передаваемые
Никомахом истории о сделанных Пифагором
научных открытиях и
музыкальных
реформах являются всецело вымышленными.
Это касается и перехода от
семиструнной
системы соединённых к восьмиструнной
системе разделённых, и леген-
ды об
открытии Пифагором числовых основ
музыкальной гармонии. Даже если это
последнее
открытие и совершил сам Пифагор, оно,
во всяком случае, было сделано
совсем
не так, как это описано у Никомаха.
Перевод
руководства выполнен по изданию: Musici
scriptores Graeci (1895) Nicomachus Gerasenus, «Harmonicum
enchiridion», ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner) 236–265.
А. И.
Щетников
ΣΧΟΛΗ
Vol. II.1 (2008) © А. И. Щетников,
предисловие и перевод, 2008 ПИФАГОРЕЙЦА
НИКОМАХА ГЕРАЗСКОГО
РУКОВОДСТВО
ПО ГАРМОНИКЕ,
НАПИСАННОЕ
НЕДАВНО, НО СООБРАЗНО СТАРИНЕ
Рассказ
об элементах гармоники, об интервалах
и сопряжениях — это вещь
многосторонняя,
и его трудно уместить в одном
последовательном изложении.
Впрочем,
я мог бы многое добавить к этому
наставлению, изложив его с подо-
бающей
ясностью и неспешностью, в нужный час
и со всеми умозаключения-
ми,
но мне пришлось размышлять об этих
предметах в путевом непостоянстве
и
дорожном беспокойстве. Но поскольку
ты, лучшая и благороднейшая из
женщин,
попросила меня об этом, я всё равно решил
проявить усердие и крат-
ко
изложить тебе хотя бы голые главы, без
особой строгости и деталей доказа-
тельств.
Имея под рукой даже эти краткие заметки,
словно бы взятые взаймы,
ты
сможешь сама припомнить то, что пространно
рассказывается и объясня-
ется
в каждой главе. Побуждаемый богами, я
тотчас же, как только у меня поя-
вится
свободное время и перерыв в пути, составлю
для тебя другой обзор об
этих
же предметах, более обширный и точный,
со всей полнотой чётких умо-
заключений
и во многих книгах. При первой же
возможности я отправлю его
тебе
туда, где вы, как нам известно, находитесь.
Для лучшего понимания я нач-
ну
его с того же самого места, с которого
я начинаю по твоему побуждению
следующее
поучение о тех же предметах.
2. О
двух видах звука, интервальном и слитном,
и об их местах
Приверженцы
пифагорейского учения говорили, что
издаваемые человеком
звуки
бывают двух видов в одном роде. Из этих
видов один сообразно его
сути
они именовали слитным, а другому,
интервальному, каждый раз подби-
рали
подходящее название. Ведь интервальный
вид (διαστηματικόν)
является
песенным
(ἔνῳδον),
и он исходит от всякого голоса (ἐπὶ
παντὶ φθόγγῳ)
1
и яс-
но
производится во всех частях. Его
воспринимаемое отличие в том, что он
исходно
неслитен, и величина каждого голоса
отчётливо воспринимается от-
дельно,
как в куче, причём не по громкости, и
одновременно звучащие части
звука
хорошо различаются, отчётливо распознаются
и совсем не уничтожа-
ются.
Таков песенный вид: для знающих он
проясняет все голоса, каков каж-
1
Греческое слово φθόγγος
я всюду единообразно перевожу как
«голос». По точному
значению
этого термина в античной музыкальной
литературе его следовало было бы
переводить
словом «нота» или словосочетанием
«музыкальный звук», но первый вари-
ант
связан с нотацией, то есть с записью
мелодии на нотоносце, а второй — слишком
длинен.
В грамматике φθόγγος
— это гласная буква, то есть опять-таки
голос. Самым
подходящим
вариантом перевода был бы церковнославянский
«глас»; отсюда — мно-
гогласие,
одногласие. « Р у к о в о д с т в о п о г
а р м о н и к е » 77
дый
из них по величине
2
. И
если им не пользоваться, то тогда говорят
не о
пении,
а о речи.
Другой
вид — слитный (συνεχές),
с его помощью мы общаемся между собой
и
хорошо знаем, что мы не имеем никакой
необходимости упорядочивать го-
лоса
и обособлять их друг от друга, ибо речь
говорится, пока не закончится
фраза.
Но если кто-нибудь в разговоре, или
рассказывая по памяти, или дек-
ламируя,
ясно отделяет голоса по их величине,
различая и изменяя звуки от
одного
к другому, то о нём говорят, что он не
декламирует, но поёт.
И
поскольку издаваемые человеком звуки
делятся надвое, предполагается,
что
для них имеются и два места. Место
слитного голоса в отношении величи-
ны
считалось неопределённым по природе.
Всё в разговоре от начала и до кон-
ца, в
общих границах, от первой фразы до
конечного молчания, — всё это обу-
словлено
только нами. А интервальный вид обусловлен
не нами, а природой,
и
ограничен двумя различными действиями.
Началом его является первый
слышимый
звук, завершением — последний. Ведь мы
начинаем соединять и
обозревать
величины голосов, и сравнивать их между
собой с того момента,
когда
мы их действительно слышим. Возможно,
что в природе таятся неясные
звуки,
невоспринимаемые нами и замирающие для
нашего слуха. К слову ска-
зать,
и повозка не замечает разных тел
мельчайшего веса: пыли, опилок и тому
подобного.
Но когда они скапливаются вместе, впервые
случается толчок,
и мы
говорим о повозке: «вот и первая встреча
на ипподроме». Так и неслыш-
ное,
постепенно возрастая от смутного звука
к большему, производит первое
место
для звука, воспринимаемое слухом, —
начало пения. И предел ему кла-
дёт
не слух, а звук человеческого голоса.
То, чего он достигает в мелодическом
и
песенном продвижении, мы и определяем
как границу места этого звука.
И для
нас нет никакой разницы, производим ли
мы звуки нашими голосовыми
артериями
или посредством струнных, духовых или
ударных инструментов,
подражая
нашему исполнению. Сейчас мы пройдём
мимо этих различий, что-
бы не
разбрасываться прямо в начале руководства.
3. О
первой ощущаемой музыке, которую
созерцают в планетах,
как
мы её представляем
Правдоподобно,
что голоса получили свои названия от
семи звёзд, идущих по
небу
и обходящих землю. Ведь все стремительно
движущиеся тела, слегка ко-
леблясь
под действием напора, с необходимостью
производят шумы, отли-
чающиеся
друг от друга по величине и по месту
звука, вследствие ли массы са-
мих
тел, или присущей им скорости, либо
аномалий
3
,
которые у каждого тела
2
μεγέθος — это
прежде всего «величина», и лишь потом
уже «высота». Наши низкие
звуки
были для греков «глубокими», высокие —
«острыми». На шкале высот у каждого
звука
есть своё место; музыкальный звук
характеризуется в теории тем, что он
«не
имеет
ширины», являясь точкой на этой шкале.
3
«Задержки» — это видимые движения
планет в обратном направлении. 78 Н и к
о м а х Г е р а з с к и й
бывают
или более плавными, или более резкими.
Это тройное различие ясно
наблюдается
у планет: они различаются и по величине,
и по скорости, и по
месту,
когда они стремительно и непрестанно
движутся в разлитом эфире.
Ведь
каждая из них получила имя звезды
(ἀστήρ),
поскольку она лишена по-
стоянства
(ἐστερημένος)
и всё время движется (θέων),
откуда и пошли имена
«бог»
(θεός) и «эфир»
(αἰθήρ).
По
движению Кроноса, от нас самому высокому,
самый глубокий голос в
октаве
был назван гипатой
4
, ведь
гипата — высочайшая (ὕπατον
γὰρ τὸ
ἀνώτατον).
А по Селене, которая всех ниже и ближе
всего подходит к Земле,
получила
своё название нета
5
; ведь
нета всех ниже (νέατον
τὸ κατώτατον).
Зевс
лежит ниже Кроноса, и по нему названа
парипата. За Селеной идёт Аф-
родита,
и по ней названа паранета. По средней,
солнечной, четвёртой с обеих
сторон,
получила своё название меса
6
. Она
удалена на кварту от обоих краёв
гептахорда,
разделяя его надвое, согласно древним,
и Гелиос — тоже средний,
четвёртый
среди семи планет. По Аресу, следующему
за Гелиосом и лежащему
между
Зевсом и Гелиосом, названа гипермеса,
или лиханос
7
. А по
Гермесу, ко-
торый
находится между Афродитой и Гелиосом,
названа парамеса
8
.
Более
же строгие доказательства, с чертежами
и числовыми доказательст-
вами,
мы приведём в том наставлении, которое
обещали тебе ранее, о почтен-
нейшая
из женщин, возлюбившая прекрасное; и
ещё — в силу каких причин
мы не
слышим этого космического созвучия,
поскольку оно, так сказать, чрез-
мерно
и всегармонично. Сейчас же самое время
сказать о следующем.
4. О
числовом распределении голосов
Обычно
шумом (ψόφος) мы
называем сотрясение воздуха, настолько
сильное,
что
мы его слышим. Голос (φθόγγος)
— это напряжение не имеющего ширины
мелодичного
звука (φωνῆς
ἐμμελοῦς
ἀπλατῆ
τάσιν); и это
напряжение в своём
роде
единственно и тождественно самому себе
по величине непротяжённого
голоса.
Интервал (διάστημα)
— это путь, проходимый от низкого к
высокому и
обратно.
Система (σύστημα)
— соединение нескольких интервалов.
Когда
окрестный воздух многократно ударяем
или колеблем дуновением во
многих
частях, от этого получается сильный
звук, а если мало, то слабый; и от
ровного
движения — гладкий, а от неровного —
грубый; и от медленного дви-
жения
— низкий, а от быстрого — высокий. А у
духовых инструментов по не-
обходимости
имеется обратная зависимость — у
авлосов, труб, сиринг, водя-
4
ὕπᾰτη
= «высочайшая». Быть всех выше и дальше,
обращаться с самым большим
периодом
— значит иметь самый «глубокий» голос.
5
νεάτη
= «крайняя».
6
μέση
= «средняя».
7
λιχανός =
«указательный палец».
8
Описанная здесь «древняя» система
настройки представляет собой гептахорд,
со-
ставленный
из двух тетрахордов, примыкающих друг
к другу так, что верхний голос
нижнего
тетрахорда совпадает с нижним голосом
верхнего тетрахорда. « Р у к о в о д с т
в о п о г а р м о н и к е » 79
ных
органов. Сходным образом и у кифары,
лиры, спадики и им подобных
9
.
Нечто
похожее наблюдается и у монохордов,
которые большинство называет
фандурами,
а пифагорейцы — канонами. Таковы и
тригоны из струнных, и
поперечные
авлосы с фотингами, как покажет дальнейшее
изложение. В самом
деле,
большее напряжение и большее натяжение
производят более высокие зву-
ки, а
слабое и вялое — низкие. Ведь если
защипнуть струны плектром, одни из
них
будут быстро и сильно колебаться в
окрестном пространстве, многократно
ударяя
по окружающему воздуху со всей силой
удара; другие же будут звучать
спокойно
и уверенно, наподобие плотницкого
отвеса. А у духовых инструмен-
тов
полости большей вместимости и длины
производят вялый и расслаблен-
ный
звук. Ведь когда дыхание входит в
окрестный воздух через обилие посред-
ников,
оно с трудом его ударяет и движет, так
что получается низкий голос.
Здесь
надо смотреть на большее или меньшее
количество, поскольку мы сами,
натягивая
и отпуская, сообщаем полостям длину или
краткость. Ясно, что всё
это
направляется числом: ведь с количеством
связывается только число.
НИКОМАХ ГЕРАЗСКИЙ. Руководство по гармонике
- Home
- Documents
- НИКОМАХ ГЕРАЗСКИЙ. Руководство по гармонике
ΣΧΟΛΗ Vol. II.1 (2008) © А. И. Щетников, предисловие и перевод, 2008 ПЕРЕВОДЫ Никомах Геразский РУКОВОДСТВО ПО ГАРМОНИКЕ От переводчика Руководство по гармонике, написанное неопифагорейцем Никомахом Геразским, жившим около 100 г. н. э., представляет собой послание к некоей высокопоставленной покровительнице Никомаха, содержащее краткий очерк пифагорейской музыкальной теории, изложенной «согласно сочинениям древних». Представляя свою работу, Ни- комах обещает написать впоследствии обширное сочинение в нескольких книгах, в котором эти же вопросы будут изложены подробно и с надлежащими умозаключе- ниями, — однако это сочинение до нас не дошло. Теоретическая гармоника входила в античности в четвёрку школьных математиче- ских наук, — наряду с арифметикой, геометрией и астрономией. Изложенный в Руко- водстве материал представляет собой краткий конспект школьного курса гармоники. О существовании некоего «образовательного стандарта» в этой области мы можем су- дить по тому, что примерно такой же набор сведений содержится в музыкальном раз- деле трактата Теона Смирнского (середина II в. н. э.) Изложение математических во- просов, полезных при чтении Платона, а также у ряда более поздних авторов. В силу краткости очерка Никомах излагает в нём лишь самые азы гармонической теории. Он определяет музыкальный звук как своего рода голосовой атом или единицу для слуха, а музыкальную мелодию — как интервальное движение от одного музы- кального звука к другому. Касаясь основ музыкальной акустики, Никомах указывает на некоторые факторы, от которых зависит высота звука в струнных и духовых инст- рументах. Он приводит стандартное описание гармонии как системы консонансных интервалов в объёме октавы, образующих музыкальную пропорцию 6 : 8 = 9 : 12. Из учения о мелодических системах Никомах описывает устройство полной диатони- ческой системы в объёме двойной октавы (такое описание, снабжённое всеми необхо- димыми выкладками, известно нам уже по тексту входящего в евклидовский корпус трактата Деление канона) и упоминает о двух других родах мелоса — хроматическом и энгармоническом. К красивым мифологемам античной музыкальной теории относит- ся пифагорейское учение о музыке сфер, связывающее семь звуков гаммы с семью планетами, — Никомах кратко упоминает и его тоже. Передаваемые Никомахом истории о сделанных Пифагором научных открытиях и музыкальных реформах являются всецело вымышленными. Это касается и перехода от семиструнной системы соединённых к восьмиструнной системе разделённых, и леген- ды об открытии Пифагором числовых основ музыкальной гармонии. Даже если это последнее открытие и совершил сам Пифагор, оно, во всяком случае, было сделано совсем не так, как это описано у Никомаха. Перевод руководства выполнен по изданию: Musici scriptores Graeci (1895) Nicoma- chus Gerasenus, «Harmonicum enchiridion», ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner) 236–265. А. И. Щетников
Author: —
Post on 05-Apr-2017
225 views
- Download
Embed Size (px)
TRANSCRIPT
-
Vol. II.1 (2008) . . , , 2008
, , 100 . . ., , , . , — , -, .
— , , . — . — , — ( II . . .) -, , .
. , — . , , -. , 6 : 8 = 9 : 12. — ( , — , ) . — , , .
. , — . , , , , .
: Musici scriptores Graeci (1895) Nicoma-chus Gerasenus,
Harmonicum enchiridion, ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner)
236265.. .
-
,
,
1. ,
, , . , , — , -, . , , , — , -. , , , — . , , — , , , — . , , ,
. — , .2. , ,
, . , , , — . () (), ( ) 1 — . , , -, , , , -. : , —
1 .
, — , , . , — . ; -, .
-
77
2. , , .
(), , — , , . — , , -, , , , , .
, , . — . -, , , — . , , . , . , , . , , . -, : , . , , : . -, ,
, , . — , . , , . , , , . , — .3. , ,
, , . , — , , — , — , , 3,
2 , .
, . ; , , .
3 .
-
78
, . : , , , . (), — () (), () ().
, , 4, ( ). , , 5; ( ). , . -, . , , , 6. , , , , . , , , 7. , —
, 8., -, , , — , ; , , , — . .
4.
() , , . () ( ); . () , . () .
, , , ; , ; — , . — , , , —
4 = . ,
. 5 = . 6 = . 7 = . 8 , —
, , .
-
79
. , , 9. , , . , , . , -, . , , ; , . — — . -, , . , , , . , :
.5. []
( ) , , , , , , , , . () ; , , . , , , , : , , , (); — . ,
10.9 : , . —
: , . 10 (3 : 2) = (4 : 3) (9 : 8), = + .
-
80
6. ,
, () , , , , , -. , .
— , , -, , , , , — . , -, — , , , , — . , . , , () , — []. , — ,
. -, , , , . , — ., , , — , , , , , . — , , — , , — .
, — . 12 , 6; , -. , — 8 , , — . 9 , — , . , — 9 6. 8 , , 6 , 12
. — , , , 9 8. , — -
81
, 12 8 6, , , 12 9 6 . 11
, , — , . — , . — , , , , , . — .
, 6, 8, , 9, , 12. — , : , , -, 12.
7.
, — [] -. ( , .) : , , . — . — , , . , , , [-]. , -, . , 13. -,
, , , , , [], , : , -, 14.11 , , : 2 : 1, 4 : 1, 3 : 2, 9 : 4, . .
12 (3 : 2) : (4 : 3) = 9 : 8, = . 13 : . 14 : .
-
82
8.
. — , , , , — ; — .
, 12 6 , 9 8. 8 6 12, 6 6, 12 12. , 8 — , — . , , 4, , — 2. 4 2
. — , , , — . 18, 8 , 144, 72., 9, , , 3 12 6. , , 81 — 72 . 3 9, -. , 9 8, -, . 12 9 8 6 , .
— , 12 6 9 8.9.
, , () ( , ), (‘ ) ( ). — , , ( -, ). , , . — , — . . -. . , , ,
— . , , , . , . — -
83
, . , , -, . — , — , . , . , -, , -. , — , . , , — . , , .
10.
, . -, , , , , , , : , , , .
, , , , — . — , -, , , . — , — , . , , — , .
, — . , , -, , , . , , , ; , , . , , , , — , .
[ ] . — .
-
84
11.
( ) 15 , . — , , , .
, , -, : , , , , . , -, , ; — , , : , , . — , , : , , . , , — .
, — , — . , — : , — , ( , ). , , , — . — . -, ., , , , ( , , ) , , — . . , : . , -, 16. , , , . — , , , , :
, , ,
15 . 16 . .
-
85
( , , ),
, , ( ,
), , , , , [] , , , 17.
, — , . , , , , 18. , : , , , , . . : , , . : , , .
, , , , , , ,
17 ,
: .
18 :
.
.
.
.
.
.
1
1
1
1
1
-
86
, , — , , — . — , 19, 20, , — 21.
12.
— , , , — , .
() ( ), ( ‘ ) 22. , — , ( ). , ( ) 23.
() ( ). () -, ( ) 24; . , , () () . , . , -. , , — , , . .
19 . 20 , ,
(III . . .) (I . . .), .
21 , — , : 1 2 4 8, -: 1 3 9 27.
22 . 23 , ,
. , -.
24 . V.3 : () (), . — . , — . : ratio is relation of
homoge-neous magnitudes. -
87
() . , . — , , , -, , . , .
, , , .
, , -: , , . , .
: , , . , , , -.
: , 25, , , , , . , .
, . , , , . — , — , . , , . , ( ) 26. , , , . : , — .
, — . ( -, .) , , -. , ?
25 , (. ) . 26 . .
-
88
27. , : , , — , .
, :
28 29 30 31
27 (9 : 8)6. 2 : 1. —
. 28 ( ) —
; . 29 . 30 . 31 .
-
89
32
( , ) — , . , . .
32 . —
, , .
Автор: Александрова Людмила Викторовна, Мякин Тимофей Геннадьевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Никомах из Герасы
Статья в выпуске: 1 т.3, 2009 года.
Бесплатный доступ
Общее предисловие Джона Диллона (Тринити колледж, Дублин). Комментированные переводы «Введения в арифметику» и «Руководства по гармонике» неопифагорейца первого в. н. э. Никомаха из Герасы. Переводчики: «Введения» — А. И. Щетников (Новосибирск), «Руководства» — Т.Г. Мякин (Новосибирский университет) и Л. В. Александрова (Новосибирская государственная консерватория).
Короткий адрес: https://sciup.org/147103269
IDR: 147103269
Автор: Щетников Андрей Иванович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Переводы
Статья в выпуске: 1 т.2, 2008 года.
Бесплатный доступ
Перевод на русский язык известного учебника гармоники неопифагорейца 1 в. н. э. Никомаха дополняет другие переводы этого автора (прежде всего Введение в арифметику, см. том 3, вып. 1), также выполненные А.И. Щетниковым (Новосибирск). Автор выражает благодарность Л. В. Александровой и Т. Г. Мякину за возможность воспользоваться его неопубликованным переводом Руководства по гармонике.
Короткий адрес: https://sciup.org/147103258
IDR: 147103258