Никомах руководство по гармонике

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

ПЕРЕВОДЫ

Никомах
Геразский

РУКОВОДСТВО
ПО ГАРМОНИКЕ

От
переводчика

Руководство
по гармонике, написанное неопифагорейцем
Никомахом Геразским,

жившим
около 100 г. н. э., представляет собой
послание к некоей высокопоставленной

покровительнице
Никомаха, содержащее краткий очерк
пифагорейской музыкальной

теории,
изложенной «согласно сочинениям
древних». Представляя свою работу, Ни-

комах
обещает написать впоследствии обширное
сочинение в нескольких книгах,

в
котором эти же вопросы будут изложены
подробно и с надлежащими умозаключе-

ниями,
— однако это сочинение до нас не дошло.

Теоретическая
гармоника входила в античности в четвёрку
школьных математиче-

ских
наук, — наряду с арифметикой, геометрией
и астрономией. Изложенный в Руко-

водстве
материал представляет собой краткий
конспект школьного курса гармоники.

О
существовании некоего «образовательного
стандарта» в этой области мы можем су-

дить
по тому, что примерно такой же набор
сведений содержится в музыкальном раз-

деле
трактата Теона Смирнского (середина II
в. н. э.) Изложение математических во-

просов,
полезных при чтении Платона, а также у
ряда более поздних авторов.

В силу
краткости очерка Никомах излагает в
нём лишь самые азы гармонической

теории.
Он определяет музыкальный звук как
своего рода голосовой атом или единицу

для
слуха, а музыкальную мелодию — как
интервальное движение от одного музы-

кального
звука к другому. Касаясь основ музыкальной
акустики, Никомах указывает

на
некоторые факторы, от которых зависит
высота звука в струнных и духовых инст-

рументах.
Он приводит стандартное описание
гармонии как системы консонансных

интервалов
в объёме октавы, образующих музыкальную
пропорцию 6 : 8 = 9 : 12.

Из
учения о мелодических системах Никомах
описывает устройство полной диатони-

ческой
системы в объёме двойной октавы (такое
описание, снабжённое всеми необхо-

димыми
выкладками, известно нам уже по тексту
входящего в евклидовский корпус

трактата
Деление канона) и упоминает о двух других
родах мелоса — хроматическом и

энгармоническом.
К красивым мифологемам античной
музыкальной теории относит-

ся
пифагорейское учение о музыке сфер,
связывающее семь звуков гаммы с семью

планетами,
— Никомах кратко упоминает и его тоже.

Передаваемые
Никомахом истории о сделанных Пифагором
научных открытиях и

музыкальных
реформах являются всецело вымышленными.
Это касается и перехода от

семиструнной
системы соединённых к восьмиструнной
системе разделённых, и леген-

ды об
открытии Пифагором числовых основ
музыкальной гармонии. Даже если это

последнее
открытие и совершил сам Пифагор, оно,
во всяком случае, было сделано

совсем
не так, как это описано у Никомаха.

Перевод
руководства выполнен по изданию: Musici
scriptores Graeci (1895) Nicomachus Gerasenus, «Harmonicum
enchiridion», ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner) 236–265.

А. И.
Щетников

ΣΧΟΛΗ
Vol. II.1 (2008) © А. И. Щетников,
предисловие и перевод, 2008 ПИФАГОРЕЙЦА
НИКОМАХА ГЕРАЗСКОГО

РУКОВОДСТВО
ПО ГАРМОНИКЕ,

НАПИСАННОЕ
НЕДАВНО, НО СООБРАЗНО СТАРИНЕ

Рассказ
об элементах гармоники, об интервалах
и сопряжениях — это вещь

многосторонняя,
и его трудно уместить в одном
последовательном изложении.

Впрочем,
я мог бы многое добавить к этому
наставлению, изложив его с подо-

бающей
ясностью и неспешностью, в нужный час
и со всеми умозаключения-

ми,
но мне пришлось размышлять об этих
предметах в путевом непостоянстве

и
дорожном беспокойстве. Но поскольку
ты, лучшая и благороднейшая из

женщин,
попросила меня об этом, я всё равно решил
проявить усердие и крат-

ко
изложить тебе хотя бы голые главы, без
особой строгости и деталей доказа-

тельств.
Имея под рукой даже эти краткие заметки,
словно бы взятые взаймы,

ты
сможешь сама припомнить то, что пространно
рассказывается и объясня-

ется
в каждой главе. Побуждаемый богами, я
тотчас же, как только у меня поя-

вится
свободное время и перерыв в пути, составлю
для тебя другой обзор об

этих
же предметах, более обширный и точный,
со всей полнотой чётких умо-

заключений
и во многих книгах. При первой же
возможности я отправлю его

тебе
туда, где вы, как нам известно, находитесь.
Для лучшего понимания я нач-

ну
его с того же самого места, с которого
я начинаю по твоему побуждению

следующее
поучение о тех же предметах.

2. О
двух видах звука, интервальном и слитном,
и об их местах

Приверженцы
пифагорейского учения говорили, что
издаваемые человеком

звуки
бывают двух видов в одном роде. Из этих
видов один сообразно его

сути
они именовали слитным, а другому,
интервальному, каждый раз подби-

рали
подходящее название. Ведь интервальный
вид (διαστηματικόν)
является

песенным
(ἔνῳδον),
и он исходит от всякого голоса (ἐπὶ
παντὶ φθόγγῳ)

1

и яс-

но
производится во всех частях. Его
воспринимаемое отличие в том, что он

исходно
неслитен, и величина каждого голоса
отчётливо воспринимается от-

дельно,
как в куче, причём не по громкости, и
одновременно звучащие части

звука
хорошо различаются, отчётливо распознаются
и совсем не уничтожа-

ются.
Таков песенный вид: для знающих он
проясняет все голоса, каков каж-

1

Греческое слово φθόγγος
я всюду единообразно перевожу как
«голос». По точному

значению
этого термина в античной музыкальной
литературе его следовало было бы

переводить
словом «нота» или словосочетанием
«музыкальный звук», но первый вари-

ант
связан с нотацией, то есть с записью
мелодии на нотоносце, а второй — слишком

длинен.
В грамматике φθόγγος
— это гласная буква, то есть опять-таки
голос. Самым

подходящим
вариантом перевода был бы церковнославянский
«глас»; отсюда — мно-

гогласие,
одногласие. « Р у к о в о д с т в о п о г
а р м о н и к е » 77

дый
из них по величине

2

. И
если им не пользоваться, то тогда говорят
не о

пении,
а о речи.

Другой
вид — слитный (συνεχές),
с его помощью мы общаемся между собой

и
хорошо знаем, что мы не имеем никакой
необходимости упорядочивать го-

лоса
и обособлять их друг от друга, ибо речь
говорится, пока не закончится

фраза.
Но если кто-нибудь в разговоре, или
рассказывая по памяти, или дек-

ламируя,
ясно отделяет голоса по их величине,
различая и изменяя звуки от

одного
к другому, то о нём говорят, что он не
декламирует, но поёт.

И
поскольку издаваемые человеком звуки
делятся надвое, предполагается,

что
для них имеются и два места. Место
слитного голоса в отношении величи-

ны
считалось неопределённым по природе.
Всё в разговоре от начала и до кон-

ца, в
общих границах, от первой фразы до
конечного молчания, — всё это обу-

словлено
только нами. А интервальный вид обусловлен
не нами, а природой,

и
ограничен двумя различными действиями.
Началом его является первый

слышимый
звук, завершением — последний. Ведь мы
начинаем соединять и

обозревать
величины голосов, и сравнивать их между
собой с того момента,

когда
мы их действительно слышим. Возможно,
что в природе таятся неясные

звуки,
невоспринимаемые нами и замирающие для
нашего слуха. К слову ска-

зать,
и повозка не замечает разных тел
мельчайшего веса: пыли, опилок и тому

подобного.
Но когда они скапливаются вместе, впервые
случается толчок,

и мы
говорим о повозке: «вот и первая встреча
на ипподроме». Так и неслыш-

ное,
постепенно возрастая от смутного звука
к большему, производит первое

место
для звука, воспринимаемое слухом, —
начало пения. И предел ему кла-

дёт
не слух, а звук человеческого голоса.
То, чего он достигает в мелодическом

и
песенном продвижении, мы и определяем
как границу места этого звука.

И для
нас нет никакой разницы, производим ли
мы звуки нашими голосовыми

артериями
или посредством струнных, духовых или
ударных инструментов,

подражая
нашему исполнению. Сейчас мы пройдём
мимо этих различий, что-

бы не
разбрасываться прямо в начале руководства.

3. О
первой ощущаемой музыке, которую
созерцают в планетах,

как
мы её представляем

Правдоподобно,
что голоса получили свои названия от
семи звёзд, идущих по

небу
и обходящих землю. Ведь все стремительно
движущиеся тела, слегка ко-

леблясь
под действием напора, с необходимостью
производят шумы, отли-

чающиеся
друг от друга по величине и по месту
звука, вследствие ли массы са-

мих
тел, или присущей им скорости, либо
аномалий

3

,
которые у каждого тела

2

μεγέθος — это
прежде всего «величина», и лишь потом
уже «высота». Наши низкие

звуки
были для греков «глубокими», высокие —
«острыми». На шкале высот у каждого

звука
есть своё место; музыкальный звук
характеризуется в теории тем, что он
«не

имеет
ширины», являясь точкой на этой шкале.

3

«Задержки» — это видимые движения
планет в обратном направлении. 78 Н и к
о м а х Г е р а з с к и й

бывают
или более плавными, или более резкими.
Это тройное различие ясно

наблюдается
у планет: они различаются и по величине,
и по скорости, и по

месту,
когда они стремительно и непрестанно
движутся в разлитом эфире.

Ведь
каждая из них получила имя звезды
(ἀστήρ),
поскольку она лишена по-

стоянства
(ἐστερημένος)
и всё время движется (θέων),
откуда и пошли имена

«бог»
(θεός) и «эфир»
(αἰθήρ).

По
движению Кроноса, от нас самому высокому,
самый глубокий голос в

октаве
был назван гипатой

4

, ведь
гипата — высочайшая (ὕπατον
γὰρ τὸ

ἀνώτατον).
А по Селене, которая всех ниже и ближе
всего подходит к Земле,

получила
своё название нета

5

; ведь
нета всех ниже (νέατον
τὸ κατώτατον).

Зевс
лежит ниже Кроноса, и по нему названа
парипата. За Селеной идёт Аф-

родита,
и по ней названа паранета. По средней,
солнечной, четвёртой с обеих

сторон,
получила своё название меса

6

. Она
удалена на кварту от обоих краёв

гептахорда,
разделяя его надвое, согласно древним,
и Гелиос — тоже средний,

четвёртый
среди семи планет. По Аресу, следующему
за Гелиосом и лежащему

между
Зевсом и Гелиосом, названа гипермеса,
или лиханос

7

. А по
Гермесу, ко-

торый
находится между Афродитой и Гелиосом,
названа парамеса

8

.

Более
же строгие доказательства, с чертежами
и числовыми доказательст-

вами,
мы приведём в том наставлении, которое
обещали тебе ранее, о почтен-

нейшая
из женщин, возлюбившая прекрасное; и
ещё — в силу каких причин

мы не
слышим этого космического созвучия,
поскольку оно, так сказать, чрез-

мерно
и всегармонично. Сейчас же самое время
сказать о следующем.

4. О
числовом распределении голосов

Обычно
шумом (ψόφος) мы
называем сотрясение воздуха, настолько
сильное,

что
мы его слышим. Голос (φθόγγος)
— это напряжение не имеющего ширины

мелодичного
звука (φωνῆς
ἐμμελοῦς
ἀπλατῆ
τάσιν); и это
напряжение в своём

роде
единственно и тождественно самому себе
по величине непротяжённого

голоса.
Интервал (διάστημα)
— это путь, проходимый от низкого к
высокому и

обратно.
Система (σύστημα)
— соединение нескольких интервалов.

Когда
окрестный воздух многократно ударяем
или колеблем дуновением во

многих
частях, от этого получается сильный
звук, а если мало, то слабый; и от

ровного
движения — гладкий, а от неровного —
грубый; и от медленного дви-

жения
— низкий, а от быстрого — высокий. А у
духовых инструментов по не-

обходимости
имеется обратная зависимость — у
авлосов, труб, сиринг, водя-

4

ὕπᾰτη
= «высочайшая». Быть всех выше и дальше,
обращаться с самым большим

периодом
— значит иметь самый «глубокий» голос.

5

νεάτη
= «крайняя».

6

μέση
= «средняя».

7

λιχανός =
«указательный палец».

8

Описанная здесь «древняя» система
настройки представляет собой гептахорд,
со-

ставленный
из двух тетрахордов, примыкающих друг
к другу так, что верхний голос

нижнего
тетрахорда совпадает с нижним голосом
верхнего тетрахорда. « Р у к о в о д с т
в о п о г а р м о н и к е » 79

ных
органов. Сходным образом и у кифары,
лиры, спадики и им подобных

9

.

Нечто
похожее наблюдается и у монохордов,
которые большинство называет

фандурами,
а пифагорейцы — канонами. Таковы и
тригоны из струнных, и

поперечные
авлосы с фотингами, как покажет дальнейшее
изложение. В самом

деле,
большее напряжение и большее натяжение
производят более высокие зву-

ки, а
слабое и вялое — низкие. Ведь если
защипнуть струны плектром, одни из

них
будут быстро и сильно колебаться в
окрестном пространстве, многократно

ударяя
по окружающему воздуху со всей силой
удара; другие же будут звучать

спокойно
и уверенно, наподобие плотницкого
отвеса. А у духовых инструмен-

тов
полости большей вместимости и длины
производят вялый и расслаблен-

ный
звук. Ведь когда дыхание входит в
окрестный воздух через обилие посред-

ников,
оно с трудом его ударяет и движет, так
что получается низкий голос.

Здесь
надо смотреть на большее или меньшее
количество, поскольку мы сами,

натягивая
и отпуская, сообщаем полостям длину или
краткость. Ясно, что всё

это
направляется числом: ведь с количеством
связывается только число.

НИКОМАХ ГЕРАЗСКИЙ. Руководство по гармонике

  • Home
  • Documents
  • НИКОМАХ ГЕРАЗСКИЙ. Руководство по гармонике

ΣΧΟΛΗ Vol. II.1 (2008) © А. И. Щетников, предисловие и перевод, 2008 ПЕРЕВОДЫ Никомах Геразский РУКОВОДСТВО ПО ГАРМОНИКЕ От переводчика Руководство по гармонике, написанное неопифагорейцем Никомахом Геразским, жившим около 100 г. н. э., представляет собой послание к некоей высокопоставленной покровительнице Никомаха, содержащее краткий очерк пифагорейской музыкальной теории, изложенной «согласно сочинениям древних». Представляя свою работу, Ни- комах обещает написать впоследствии обширное сочинение в нескольких книгах, в котором эти же вопросы будут изложены подробно и с надлежащими умозаключе- ниями, — однако это сочинение до нас не дошло. Теоретическая гармоника входила в античности в четвёрку школьных математиче- ских наук, — наряду с арифметикой, геометрией и астрономией. Изложенный в Руко- водстве материал представляет собой краткий конспект школьного курса гармоники. О существовании некоего «образовательного стандарта» в этой области мы можем су- дить по тому, что примерно такой же набор сведений содержится в музыкальном раз- деле трактата Теона Смирнского (середина II в. н. э.) Изложение математических во- просов, полезных при чтении Платона, а также у ряда более поздних авторов. В силу краткости очерка Никомах излагает в нём лишь самые азы гармонической теории. Он определяет музыкальный звук как своего рода голосовой атом или единицу для слуха, а музыкальную мелодию — как интервальное движение от одного музы- кального звука к другому. Касаясь основ музыкальной акустики, Никомах указывает на некоторые факторы, от которых зависит высота звука в струнных и духовых инст- рументах. Он приводит стандартное описание гармонии как системы консонансных интервалов в объёме октавы, образующих музыкальную пропорцию 6 : 8 = 9 : 12. Из учения о мелодических системах Никомах описывает устройство полной диатони- ческой системы в объёме двойной октавы (такое описание, снабжённое всеми необхо- димыми выкладками, известно нам уже по тексту входящего в евклидовский корпус трактата Деление канона) и упоминает о двух других родах мелоса — хроматическом и энгармоническом. К красивым мифологемам античной музыкальной теории относит- ся пифагорейское учение о музыке сфер, связывающее семь звуков гаммы с семью планетами, — Никомах кратко упоминает и его тоже. Передаваемые Никомахом истории о сделанных Пифагором научных открытиях и музыкальных реформах являются всецело вымышленными. Это касается и перехода от семиструнной системы соединённых к восьмиструнной системе разделённых, и леген- ды об открытии Пифагором числовых основ музыкальной гармонии. Даже если это последнее открытие и совершил сам Пифагор, оно, во всяком случае, было сделано совсем не так, как это описано у Никомаха. Перевод руководства выполнен по изданию: Musici scriptores Graeci (1895) Nicoma- chus Gerasenus, «Harmonicum enchiridion», ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner) 236–265. А. И. Щетников

Author: —

Post on 05-Apr-2017

225 views

  • Download

Embed Size (px)

TRANSCRIPT

  • Vol. II.1 (2008) . . , , 2008

    , , 100 . . ., , , . , — , -, .

    — , , . — . — , — ( II . . .) -, , .

    . , — . , , -. , 6 : 8 = 9 : 12. — ( , — , ) . — , , .

    . , — . , , , , .

    : Musici scriptores Graeci (1895) Nicoma-chus Gerasenus,
    Harmonicum enchiridion, ed. K. von Jan (Leipzig: Teubner)
    236265.

    . .

  • ,

    ,

    1. ,

    , , . , , — , -, . , , , — , -. , , , — . , , — , , , — . , , ,
    . — , .

    2. , ,

    , . , , , — . () (), ( ) 1 — . , , -, , , , -. : , —

    1 .

    , — , , . , — . ; -, .

  • 77

    2. , , .

    (), , — , , . — , , -, , , , , .

    , , . — . -, , , — . , , . , . , , . , , . -, : , . , , : . -, ,
    , , . — , . , , . , , , . , — .

    3. , ,

    , , . , — , , — , — , , 3,

    2 , .

    , . ; , , .

    3 .

  • 78

    , . : , , , . (), — () (), () ().

    , , 4, ( ). , , 5; ( ). , . -, . , , , 6. , , , , . , , , 7. , —
    , 8.

    , -, , , — , ; , , , — . .

    4.

    () , , . () ( ); . () , . () .

    , , , ; , ; — , . — , , , —

    4 = . ,

    . 5 = . 6 = . 7 = . 8 , —

    , , .

  • 79

    . , , 9. , , . , , . , -, . , , ; , . — — . -, , . , , , . , :
    .

    5. []

    ( ) , , , , , , , , . () ; , , . , , , , : , , , (); — . ,
    10.

    9 : , . —

    : , . 10 (3 : 2) = (4 : 3) (9 : 8), = + .

  • 80

    6. ,

    , () , , , , , -. , .

    — , , -, , , , , — . , -, — , , , , — . , . , , () , — []. , — ,
    . -, , , , . , — .

    , , , — , , , , , . — , , — , , — .

    , — . 12 , 6; , -. , — 8 , , — . 9 , — , . , — 9 6. 8 , , 6 , 12
    . — , , , 9 8. , —

  • 81

    , 12 8 6, , , 12 9 6 . 11

    , , — , . — , . — , , , , , . — .

    , 6, 8, , 9, , 12. — , : , , -, 12.

    7.

    , — [] -. ( , .) : , , . — . — , , . , , , [-]. , -, . , 13. -,
    , , , , , [], , : , -, 14.

    11 , , : 2 : 1, 4 : 1, 3 : 2, 9 : 4, . .

    12 (3 : 2) : (4 : 3) = 9 : 8, = . 13 : . 14 : .

  • 82

    8.

    . — , , , , — ; — .

    , 12 6 , 9 8. 8 6 12, 6 6, 12 12. , 8 — , — . , , 4, , — 2. 4 2
    . — , , , — . 18, 8 , 144, 72.

    , 9, , , 3 12 6. , , 81 — 72 . 3 9, -. , 9 8, -, . 12 9 8 6 , .
    — , 12 6 9 8.

    9.

    , , () ( , ), (‘ ) ( ). — , , ( -, ). , , . — , — . . -. . , , ,
    — . , , , . , . —

  • 83

    , . , , -, . — , — , . , . , -, , -. , — , . , , — . , , .

    10.

    , . -, , , , , , , : , , , .

    , , , , — . — , -, , , . — , — , . , , — , .

    , — . , , -, , , . , , , ; , , . , , , , — , .

    [ ] . — .

  • 84

    11.

    ( ) 15 , . — , , , .

    , , -, : , , , , . , -, , ; — , , : , , . — , , : , , . , , — .
    , — , — . , — : , — , ( , ). , , , — . — . -, .

    , , , , ( , , ) , , — . . , : . , -, 16. , , , . — , , , , :

    , , ,

    15 . 16 . .

  • 85

    ( , , ),

    , , ( ,

    ), , , , , [] , , , 17.

    , — , . , , , , 18. , : , , , , . . : , , . : , , .

    , , , , , , ,

    17 ,

    : .

    18 :

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    1

    1

    1

    1

    1

  • 86

    , , — , , — . — , 19, 20, , — 21.

    12.

    — , , , — , .

    () ( ), ( ‘ ) 22. , — , ( ). , ( ) 23.

    () ( ). () -, ( ) 24; . , , () () . , . , -. , , — , , . .

    19 . 20 , ,

    (III . . .) (I . . .), .

    21 , — , : 1 2 4 8, -: 1 3 9 27.

    22 . 23 , ,

    . , -.

    24 . V.3 : () (), . — . , — . : ratio is relation of
    homoge-neous magnitudes.

  • 87

    () . , . — , , , -, , . , .

    , , , .

    , , -: , , . , .

    : , , . , , , -.

    : , 25, , , , , . , .

    , . , , , . — , — , . , , . , ( ) 26. , , , . : , — .

    , — . ( -, .) , , -. , ?

    25 , (. ) . 26 . .

  • 88

    27. , : , , — , .

    , :

    28 29 30 31

    27 (9 : 8)6. 2 : 1. —

    . 28 ( ) —

    ; . 29 . 30 . 31 .

  • 89

    32

    ( , ) — , . , . .

    32 . —

    , , .

Автор: Александрова Людмила Викторовна, Мякин Тимофей Геннадьевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Никомах из Герасы

Статья в выпуске: 1 т.3, 2009 года.

Бесплатный доступ

Общее предисловие Джона Диллона (Тринити колледж, Дублин). Комментированные переводы «Введения в арифметику» и «Руководства по гармонике» неопифагорейца первого в. н. э. Никомаха из Герасы. Переводчики: «Введения» — А. И. Щетников (Новосибирск), «Руководства» — Т.Г. Мякин (Новосибирский университет) и Л. В. Александрова (Новосибирская государственная консерватория).

Короткий адрес: https://sciup.org/147103269

IDR: 147103269

Автор: Щетников Андрей Иванович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Переводы

Статья в выпуске: 1 т.2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Перевод на русский язык известного учебника гармоники неопифагорейца 1 в. н. э. Никомаха дополняет другие переводы этого автора (прежде всего Введение в арифметику, см. том 3, вып. 1), также выполненные А.И. Щетниковым (Новосибирск). Автор выражает благодарность Л. В. Александровой и Т. Г. Мякину за возможность воспользоваться его неопубликованным переводом Руководства по гармонике.

Короткий адрес: https://sciup.org/147103258

IDR: 147103258

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Де нол официальная инструкция по применению цена
  • Тест на беременность коровы инструкция по применению
  • Заменитель цельного молока для телят инструкция по применению
  • Фаскоцид инструкция по применению для крс
  • Руководство мвд староминской