Новое политическое мышление советского руководства

Новое политическое мышление


Новое политическое мышление

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 227.

Обновлено 22 Июля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 227.

Обновлено 22 Июля, 2022

После смерти генерального секретаря Константина Черненко в марте 1985 года в СССР по инициативе нового руководителя страны, Михаила Горбачева, началась перестройка. Одним из её явлений стала не только гласность, но и новое политическое мышление. Сам термин появился в феврале 1986 года, а концепция была изложена в книге Горбачёва, вышедшей в октябре 1987 года.

Причины появления и особенности концепции

Концепция нового политического мышления была выдвинута в связи с трудной ситуацией во внутренней и внешней политике СССР.

Михаил Горбачёв, 1987 г.

Рис. 1. Михаил Горбачёв, 1987 г.

Гонка вооружений негативно влияла на экономику, темпы роста последней были явно ниже желаемых, а при Брежневе, в 1970-е, в СССР наметились тенденции к застою и зависимости от цен на энергоносители.

В выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года и в МИДе в мае 1986 года были сформулированы положения его новой внешнеполитической программы. Сначала Михаил Сергеевич озвучил два принципа советской концепции внешней политики. Звучали они очень расплывчато:

  • Отказ от устаревших философий и отживших доктрин.
  • Повышение ответственности руководителя государства за принятые им решения.

К октябрю 1987 Михаил Горбачёв более чётко сформулировал свой взгляд на внешнеполитический курс СССР. Основные его идеи были следующие:

  • Отказ от классовой борьбы и деидеологизация в сфере международных отношений. Признание высокого значения общечеловеческих ценностей.
  • Решение конфликтов политическим, а не военным путём.
  • Отказ от деления мира на социалистов и капиталистов, признание его единства.
  • Соблюдение принципов равновесия невмешательства во внутренние дела.
  • Признание права каждого народа выбирать свою судьбу.
  • Идея о том, что безопасность может быть только взаимной.

Одновременно с этими принципами Горбачёв провозгласил в СССР политику гласности и плюрализма. Также следствием нового политического мышления стала политика разоружения на фоне всё еще продолжавшейся Холодной войны. Его взгляд на внешнюю политику отличался от идей Брежнева о разрядке международной напряженности и от обещаний Хрущева догнать и перегнать США.

Горбачёв и Рейган

Рис. 2. Горбачёв и Рейган.

Внешняя политика Горбачёва

В конце 1980-х годов руководство СССР стало постепенно сворачивать помощь странам, которые строили социализм. Это привело к изменениям политического курса и власти в 1990–1991 годах в Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Мозамбике. В 1990 году произошло объединение Северного и Южного Йемена, а также двух германских государств — ГДР и ФРГ.

Удачными примерами реализации нового политического мышления можно считать вывод советских войск из Афганистана, снижение военных расходов и подписанный в декабре 1987 года договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. СССР установил дипломатические отношения с Южной Кореей, Израилем, Ватиканом, Южной Африкой, Албанией и ещё рядом государств.

В целом в мире из-за распада СССР развалилась биполярная система международных отношений и остался только один лидер — США. В Советском Союзе демократизация сопровождалась межнациональными конфликтами, первым из которых стал Карабахский в 1988 году.

Итогом политики Михаила Горбачёва стал быстрый распад социалистического блока в Европе, как военного союза ОВД, так и экономического СЭВ. В 1990 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Впоследствии критики обвиняли его в космополитизме.

Горбачёв, 1990 г.

Рис. 3. Горбачёв, 1990 г.

Заключение

Что мы узнали?

Достижения и проблемы позднего СССР, хронику событий и мероприятия перестройки кратко изучают в школьном курсе истории 11 класса. Её результатом стало кратковременное улучшение отношений с США и Западной Европой, но далее последовал распад СССР.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 227.


А какая ваша оценка?

Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

«Новое политическое мышление» — это философско-политическая концепция внешней политики СССР периода перестройки.

Концепция «нового политического мышления»

В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:

  • опасность возобновления «холодной войны», что привело бы к возрастанию напряженности в мире со всеми вытекающими из этого обстоятельства негативными последствиями;
  • новая гонка вооружений полностью бы разрушила советскую экономику, которая тогда и так находилась в кризисе;
  • СССР был больше не в состоянии оказывать безвозмездную помощь соцстранам, потому что это разоряло советскую экономику;
  • идеологические запреты не давали стране адекватно развивать внешнеэкономическую сферу, мешая развитию экономики.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.

Суть новой политики

«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:

  • необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
  • отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым;
    *на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.

Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.

««Новое мышление» во внешней политике» 👇

Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:

  • улучшение и нормализация отношений с Западом;
  • скорейшее разрешение международных конфликтов;
  • активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.

Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.

В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.

Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.

В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.

Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.

В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.

В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.

Результаты новой политики

Результатами политики «нового мышления» были:
снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»;
уничтожение целых классов ядерного оружия;
* активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Внешняя
политика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление

В первые
два года правления Горбачева внешняя
политика СССР основывалась на традиционных
идеологических приоритетах. Но в
1987-1988 в них были внесены серьезные
коррективы. Горбачев предложил миру
«новое политическое мышление». Оно
серьезно изменило к лучшему международные
отношения, существенно снизило
напряженность в мире. Однако некоторые
серьезные просчеты советского руководства
и экономический кризис в СССР привели
к тому, что от нового политического
мышления больше всего выиграл Запад, а
авторитет СССР в мире заметно упал. Это
стало одной из причин крушения СССР.

Причины
перемен во внешней политике СССР.

В середине
80-х годов внешняя политика СССР по многим
позициям зашла в тупик.

1) Существовала
реальная опасность нового витка «холодной
войны», что еще сильнее накалило бы
ситуацию в мире.

2) «Холодная
война» могла окончательно разорить
советскую экономику, которая переживала
тяжелый кризис.

3) СССР не
мог дальше оказывать безвозмездную
«интернациональную помощь» различным
антиимпериалистическим силам и
«дружественным» странам. Эта помощь
была разорительна для слабеющей экономики
СССР.

4) идеологические
«табу» ограничивали внешнеэкономическую
деятельность самого СССР, мешая
полноценному развитию советской
экономики.

Новое
политическое мышление.

Предложения,
выдвинутые Горбачевым в рамках нового
политического мышления, имели революционный
характер и в корне противоречили
традиционным основам внешней политики
СССР.

Основные
принципы «нового мышления»:

— отказ от
идеологического противостояния, от
деления мира на две враждующие политические
системы и признание мира единым, неделимым
и взаимозависимым;

— стремление
решать международные проблемы не с
позиции силы, а на основе баланса
интересов сторон. Это свело бы на нет
гонку вооружений, взаимную вражду и
создало атмосферу доверия и сотрудничества;

— признание
приоритета общечеловеческих ценностей
над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и др. Тем
самым СССР отказывался от принципа
социалистического интернационала,
признавая высшие интересы всего
человечества.

В соответствии
с новым политическим мышлением были
определены три основных направления
внешней политики СССР:

— нормализация
отношений с Западом и разоружение;

— разрешение
международных конфликтов;

— широкое
экономическое и политическое сотрудничество
со различными странами без идеологических
ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты
политики «нового мышления».

Напряженность
в мире существенно ослабла. Речь зашла
даже об окончании «холодной войны».
Образ врага, который формировался
десятки лет по обе стороны «железного
занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в
истории произошло не просто ограничение
ядерных вооружений – началась ликвидация
целых классов ядерного оружия. Европа
освобождалась и от обычных вооружений.

Начался
процесс более тесной интеграции СССР
и соцстран Европы в мировое хозяйство
и в международные политические структуры.

Отношения
СССР с Западом

Важным
следствием «нового политического
мышления» явились ежегодные встречи
М. С. Горбачева с президентами США Р.
Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом
этих встреч стали важные решения и
договоры, которые заметно снизили
напряженность в мире.

В 1987 году
между СССР и США заключен договор об
уничтожении ракет средней и меньшей
дальности. Впервые две сверхдержавы
договорились не о сокращении этого
оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году
подписано соглашение о сокращении
обычных вооружений в Европе. В качестве
жеста доброй воли СССР в одностороннем
порядке снизил свои оборонные расходы
и уменьшил численность вооруженных сил
на 500 тысяч человек.

В 1991 году
подписано соглашение об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение
ядерного оружия в мире.

Параллельно
с политикой разоружения начали
формироваться новые экономические
отношения с США и другими западными
странами. Идеологические принципы
оказывали все меньше влияния на внешнюю
политику СССР и на характер его
взаимоотношений со странами Запада. Но
у дальнейшего сближения с Западом вскоре
появилась и весьма неблагоприятная
причина. Ухудшение экономического
положения Советского Союза делало его
все более зависимым от Запада, от которого
руководство СССР рассчитывало получить
экономическую помощь и политическую
поддержку. Это заставляло Горбачева и
его окружение идти на все более серьезные
и нередко односторонние уступки Западу.
В конечном итоге это вело к падению
авторитета СССР.

СССР и
региональные конфликты

В 1989 году
СССР вывел свои войска из Афганистана.
На II съезде народных депутатов СССР
афганская война была признана грубой
политической ошибкой.

В том же
году начался вывод советских войск из
Монголии. Одновременно СССР содействовал
выводу вьетнамских войск из Кампучии
(Камбоджи). Все это привело к улучшению
отношений с Китаем. Между двумя великими
державами была восстановлена приграничная
торговля, подписана серия важных
соглашений о политическом, экономическом
и культурном сотрудничестве.

СССР
отказался от прямого вмешательства в
конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии,
Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже
и Никарагуа прекратилась гражданская
война, представители противоборствующих
сторон образовали коалиционные
правительства.

Советский
Союз значительно снизил безвозмездную
помощь союзным режимам и идейным
единомышленникам. Перестал поддерживать
режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса
в Персидском заливе в 1990 году впервые
поддержал действия Запада.

В 1991 году
было заключено международное соглашение,
которое способствовало улучшению
отношений Израиля с соседними арабскими
странами. Большую роль в этом событии
сыграл СССР.

Все эти
шаги существенно снизили напряженность
в мире, способствовали оздоровлению
международного политического климата.
Однако воспользоваться плодами своих
усилий Советскому Союзу не было суждено.

Отношения
с соцстранами. Распад соцлагеря.
Политическое поражение СССР.

В 1989 году
СССР начал вывод своих войск из
социалистических стран Восточной и
Центральной Европы.
Одновременно в
этих странах усилились антисоциалистические
настроения. 

В 1989-1990
годах здесь произошли «бархатные»
революции, в результате которых власть
перешла мирным путем  от компартий
к национально-демократическим силам.
Только в Румынии во время смены власти
произошли кровопролитные столкновения.

Югославия
распалась на несколько государств.
Хорватия и Словения, входившие в состав
Югославии, объявили себя независимыми
республиками. В Боснии и Герцеговине
вспыхнула война за территории и
независимость между сербской, хорватской
и мусульманской общинами. В составе
Югославии остались лишь Сербия и
Черногория.

В 1990 году
две Германии объединились: ГДР вошла в
состав  ФРГ. При этом объединенная
Германия сохранила членство в НАТО.
СССР особых возражений против этого не
высказал.

Курс на
отход от СССР и сближение с Западом
взяли и практически все новые правительства
стран Центральной и Восточной Европы.
Они выразили полную готовность вступить
в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991
года прекратили свое существование
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
и военный блок соцстран Организация
Варшавского договора (ОВД). Социалистический
лагерь окончательно распался.

Руководство
СССР заняло позицию невмешательства в
процессы, которые кардинально меняли
политическую карту Европы. Причина была
не только в новом политическом мышлении.
К концу 80-х годов экономика СССР переживала
катастрофический кризис. Страна катилась
в экономическую пропасть и была слишком
слаба, чтобы осуществлять сильную и
достаточно независимую внешнеполитическую
деятельность. В результате Советский
Союз оказался в большой зависимости от
западных стран.

Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, оказавшись в тяжелой экономической
ситуации, СССР быстро терял инициативу
в международных делах. Вскоре страны
НАТО все чаще стали игнорировать мнение
СССР по важнейшим международным
проблемам.

Западные
страны не оказали СССР серьезной
финансовой помощи. Они все больше
склонялись к поддержке отдельных союзных
республик, поощряя их сепаратизм. Это
тоже стало одной из причин развала СССР.

После
крушения Советского Союза в мире осталась
лишь одна сверхдержава – США. Вторая
сверхдержава, СССР, потерявшая старых
друзей, не обрела на Западе тех союзнических
отношений, на которые рассчитывала. Она
распалась под влиянием внешних и
внутренних факторов. В декабре 1991 года
президент США Джордж Буш-старший объявил
об окончании «холодной войны» и поздравил
американцев с победой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

Внешняя политика СССР в эпоху Перестройки

Во внешней политике была принята концепция «Нового политического мышления»

Основные положения:

  • Отказ от принципа, провозглашающего раскол современного мира на две системы (социалистическую и капиталистическую);

  • Провозглашение невозможности решения международных проблем с позиций силы;

  • Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток — Запад через разоружение.

  • Разблокирование региональных конфликтов.

  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Разоружение:

Разоружению на Земле предшествовал новый виток усугубления отношений мировых держав в освоении космического пространства. В 1983 году американским президентом Р. Рейганом была объявлена стратегическая оборонная инициатива (СОИ или «звёздные войны»), представлявшая собой долгосрочную программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, основной целью которых являлось создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса. Советскому союзу, отстающему от США в научно-техническом прогрессе, эту карту крыть было нечем. Поэтому Горбачев и пошел на разоружение и улучшение отношений с Западом.

Стали проводиться регулярные встречи М.С. Горбачёва с президентами США (Р. Рейганом в 1985 и 1986 годах, с Д. Бушем в 1989 году), итогом которых стало достижение договоренностей о расширении отношений между СССР и США, принятии СССР программы ядерного разоружения и моратория на испытание ядерного оружия.

8 декабря 1987 года произошло подписание соглашения между СССР и США об уничтожении целого класса ядерных вооружений: ракет среднего и ближнего радиуса действия (договор РСМД). Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

В мае 1987 года страны Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

Весной 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989 – 1990 годах.

В мае 1989 года начался вывод советских войск из Афганистана.

В 1989 году произошло разрушение Берлинской стены, а 3 октября 1990 года с разрешения СССР произошло вхождение ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ в соответствии с конституцией ФРГ.

В июле 1991 года в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Распад социалистической системы:

В 1989 году начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы, что провоцировало рост антисоветских настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели к «бархатным» (то есть бескровным) революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 года при помощи оружия был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

Весной 1991 года состоялся роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, который завершил процесс распада социалистической системы.

Итог «Нового политического мышления»:

  1. Значительное ослабление международной напряженности;

  2. Ограничение сферы влияния СССР;

  3. Ослабление военного и экономического потенциала СССР вследствие роспуска СЭВ и ОВД;

  4. СССР сбросил с себя тяжкое бремя, заключавшееся в необходимости экономической поддержки социалистических стран Третьего мира.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ha hydrating venzen beauty of nature инструкция
  • Утюг тефаль 6833 инструкция по применению
  • Bork mw iisi 5025 si инструкция
  • Как научиться пользоваться банкоматом сбербанка пошаговая инструкция видео
  • Инструкция по охране труда для преподавателя организатора обж