Новое руководство ссср предприняло крупные практические шаги

1. Рождение «нового политического мышления»

Новое руководство
СССР серьезно активизировало внеш­нюю
политику, предприняв крупные практические
шаги по ос­лаблению напряженности в
мире. В августе 1985 г., в 40-ю го­довщину
атомной бомбардировки Хиросимы, СССР
ввел морато­рий на испытания ядерного
оружия, предложив другим ядерным державам
поддержать его инициативу. В ответ США
пригласили представителей СССР
присутствовать на своих ядер­ных
испытаниях. 15 января 1986 г. М.С. Горбачев
выступил с заявлением «В 2000-й год без
ядерного оружия». В нем предла­гался
план поэтапной и полной ликвидации
ядерного оружия к началу XXI в. В феврале
1987 г. в Москве на международном форуме
«За безъядерный мир, за выживание
человечества» Гор­бачев призвал
«очеловечить» международные отношения,
соеди­нить нравственность и политику,
заменить древний принцип «хо­чешь
мира — готовься к войне» современным
«хочешь мира — борись за мир».

Систематически
новаторские идеи Горбачева были изло­жены
им в книге «Перестройка и новое мышление
для нашей страны и всего мира», вышедшей
осенью 1987 г. Отправной точкой «нового
мышления» был тезис о невозможности
ядерной войны, ибо она приведет к гибели
всего человечества. По срав­нению с
этой угрозой, по мнению Горбачева,
отходил на вто­рой план раскол мира
на две противоположные общественно-
политические системы — капиталистическую
и социалистичес­кую. Отсюда следовало
признание современного мира единым,
взаимосвязанным и выдвижение приоритета
общечеловеческих ценностей над любыми
другими (национальными, классовыми и
т. п.). Баланс сил двух систем в таком
контексте представлял­ся менее
значимым. Как заметил Горбачев позже,
«мелочную военную бухгалтерию пора
было заменять широким политичес­ким
подходом».

В соответствии с
новыми принципами были определены новые
приоритеты советской внешней политики:
деидеологиза­ция межгосударственных
отношений, совместное решение гло­бальных
проблем (безопасности, экономики,
экологии, прав че­ловека), совместное
строительство «общеевропейского дома».

Активное
участие в определении и реализации
принци­пов «нового мышления» во
внешней политике СССР принимали министр
иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС
Э.А. Ше­варднадзе и секретарь ЦК КПСС,
член Политбюро ЦК КПСС

А.Н. Яковлев. Сама
замена (в июне 1985 г.) многоопытного
ми­нистра иностранных дел А.А. Громыко
первым секретарем ЦК компартии Грузии
Э.А. Шеварднадзе, не имевшим ранее
ника­кого отношения к дипломатии и
не владевшим никакими иностранными
языками, символизировала смену курса.

2. Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения

Курс
к безъядерному миру последовательно
проводился в ходе советско-американских
встреч на высшем уровне. Они бы­ли
возобновлены в ноябре 1985 г. Принципиально
важной стала встреча в столице Исландии
Рейкьявике 10—12 октября 1986 г., в ходе
которой М.С. Горбачев предложил президенту
США Р. Рей­гану сократить ядерные
арсеналы обеих стран на 50%. Согла­шения
достичь не удалось, однако с Рейкьявика
начался путь к двум договорам о
разоружении: о ликвидации ракет средней
и меньшей дальности (РСМД) и о сокращении
стратегических наступательных вооружений
(СНВ-1). В декабре 1987 г. в Ва­шингтоне
был подписан договор по РСМД,
предусматривающий полную ликвидацию
ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000
до 5500 км. Он положил начало повороту от
гонки воору­жений к разоружению.
Ратифицированный в обеих странах в мае

1988 г.договор
позволил уничтожить 2692 ракеты, оснащенные
4000 ядерных боеголовок. Это состави­ло
примерно 4% мирового запаса ядер­ного
оружия. Разоружение было асим­метричным:
Советский Союз ликвиди­ровал 1846 ракет,
США — 846. Однако Горбачев, считая
американские ракеты в Европе «пистолетом,
приставленным к виску» СССР, был согласен
на жерт­вы ради устранения такой
угрозы.

Между
тем у американцев оставалась возможность
оснастить крылатыми ра­кетами надводные
суда и подводные лодки, курсирующие у
берегов нашей страны.

..
Вывод советских войск из Афганистана

На
XXVII съезде КПСС в 1986 г. М.С. Горбачев
говорил: «Мы хотели бы, чтобы уже в самом
близком будущем вернулись на родину
советские войска, находящиеся в
Афганистане по просьбе его правительства».
Прогресс в советско-американских
отношениях позволил перейти к практическим
шагам. 8 фев­раля 1988 г. Горбачев заявил,
что пра­вительства СССР и Афганистана
догово­рились начать вывод советских
войск 15 мая 1988 г. В Женеве 14 апреля 1988 г.
были подписаны до­кументы по вопросам
политического урегулирования вокруг
Аф­ганистана. Данные документы не
касались внутренних проблем Афганистана.
Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения
регламентировали процесс вывода
советских войск и деклариро­вали
международные гарантии о невмешательстве,
обязательства по которым приняли на
себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как
предусматривалось Женевскими соглашениями,
из Афганис­тана были выведены последние
советские войска.

В декабре 1989 г. II
Съезд народных депутатов СССР сво­им
постановлением «О политической оценке
решения о вводе со­ветских войск в
Афганистан в декабре 1979 года» осудил и
приз­нал грубой политической ошибкой
«необъявленную войну» в Аф­ганистане.
В Афганистане погибло 15 051 советских
граждан. С 1989 по 1991 г. просоветскому
правительству Кабула Совет­ский Союз
оказывал главным образом материальную
помощь.

..
Односторонние сокращения Вооруженных
сил СССР

7
декабря 1988 г., выступая в ООН, М.С. Горбачев
при­звал двигаться к «безъядерному
и ненасильственному миру». «Сила и
угроза силой, — подчеркнул он, — не
могут более и не должны быть инструментом
внешней политики… От всех, а от более
сильных в первую очередь, требуются
самоограничение и полное исключение
применения силы вовне». Горбачев заявил,
что Советский Союз принял решение о
сокращении своих Во­оруженных сил на
500 тыс. человек. При этом из ГДР, Венгрии
и Чехословакии будут выведены и
расформированы 6 танковых дивизий (50
тыс. человек и 5 тыс. танков), всего же в
Европе советские Вооруженные силы
сокращаются на 10 тыс. танков, 8,5 тыс.
артиллерийских систем и 800 боевых
самолетов. Сокра­щение должно было
коснуться и Азии — советские войска
бу­дут выведены из Монголии.

..
Советско-китайские отношения

Вывод советских
войск из Афганистана и начавшийся вывод
войск из Монголии снимали два из трех
препятствий, ко­торые, по мнению
руководства КНР, мешали нормализации
от­ношений между двумя странами
(советские войска в Монголии, Афганистане
и вьетнамские войска в Кампучии).
Руководство СССР смогло убедить
руководителей Вьетнама в необходимости
вывода войск из Кампучии (он был завершен
осенью 1989 г.). Открылась возможность для
советско-китайской встречи на высшем
уровне. Она состоялась в Пекине в мае —
июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации
отношений между двумя го­сударствами,
договорились возобновить переговоры
по спорным пограничным вопросам и отводу
своих войск от совместной гра­ницы,
а также о налаживании широкого
экономического и культурного
сотрудничества.

..
Ликвидация социалистического содружества

1989
год стал переломным в отношениях между
СССР и странами социалистического
содружества. Страны СЭВ получа­ли от
СССР поставки на сумму, в 4—5 раз большую,
чем стои­мость их экспорта в Советский
Союз. Экономические трудности сделали
для СССР такую поддержку союзников
невозможной. СССР предложил перейти на
торговлю по среднемировым ценам и
расчеты в конвертируемой валюте.
Сокращение экономичес­кой «подпитки»
и пример перестройки в СССР на фоне
сохране­ния прежних порядков в странах
содружества похоронили авто­ритет
правящих партий социалистических стран.
Всплеск анти­советских и
антикоммунистических настроений перерос
в серию восточноевропейских революций,
в ходе которых компартии были отстранены
от власти.

Процесс
изменений начался с Польши. В феврале
1989 г. представители власти и оппозиции
приступили к переговорам в рамках
круглого стола. В апреле было легализовано
оппозицион­ное движение «Солидарность».
4 июня состоялись парламент­ские
выборы, в которых участвовали кандидаты
от оппозиции. В верхней палате 99 мест
из 100 получила оппозиция. Президент

В.Ярузельский
поручил сформировать правительство
представи­телю правящей Польской
объединенной рабочей партии (ПОРП), но
попытка не удалась. Оппозиция выдвинула
лозунг «Президент ваш — премьер наш».
М.С. Горбачев в телефонном разговоре с
главой ПОРП М. Раковским призвал «вести
дело к национально­му примирению».
24 августа 1989 г. правительство Польши
воз­главил один из лидеров «Солидарности»
— Т. Мазовецкий.

В июне 1989 г. за круглый
стол сели представители влас­ти и
оппозиции в Венгрии. 18 октября разработанные
в рамках переговоров конституционные
поправки одобрил парламент. 23 октября
вместо Венгерской Народной Республики
была про­возглашена Венгерская
Республика, определившая себя как
сво­бодное, демократическое, независимое,
правовое государство.

Критически важной
для СССР оставалась обстановка в ГДР —
самой западной из стран СЭВ и Организации
Варшавского договора. Поводом к массовым
выступлениям в этой стране стало
требование свободы переезда ее граждан
в ФРГ. Тысячи немцев из ГДР ехали в
Венгрию, Чехословакию, Польшу, чтобы
там в по­сольствах ФРГ получить
въездные визы. 9 сентября Венгрия открыла
свою западную границ, и за три недели
через нее пере­ехали на Запад 55 тыс.
граждан ГДР. Всего за 1989 г. из ГДР в ФРГ
эмигрировали около 350 тыс. человек. 25
сентября в Лейп­циге состоялась первая
демонстрация с требованием открытия
границы с ФРГ под лозунгом «Мы — один
народ». Через неделю демонстрации прошли
и в других городах ГДР.

6—7
октября 1989 г. состоялся визит М.С.
Горбачева в Восточную Германию на
празднование 40-летия ГДР. Горбачев
доказывал лидеру ГДР Э. Хонеккеру, что
единственный способ остановить
демонстрации — взять курс на перестройку
по советскому образцу.

8
октября в Лейпциге на улицу вышли 70 тыс.
человек. Руковод­ство ГДР разделилось
в мнениях по вопросу о том, как поступать
с демон­странтами. Э. Хонеккер выступил
за применение силы. Но большинство
чле­нов Политбюро СЕПГ не согласились
с его мнением, и 18 октября Хонеккер и
его союзники были вынуждены уйти в
отставку. Демонстрации становились все
многочисленнее и 7 ноября Совет министров
ГДР ушел в отставку. Новое руководство
по­пыталось стабилизировать ситуацию,
пойдя навстречу требованиям демон­странтов.
Вечером 9 ноября к предста­вителям
прессы в Берлине вышел член Политбюро
СЕПГ Г. Швабовски и за­читал заявление:
«Гражданам ГДР бу­дет разрешено
выезжать за границу без каких-либо
условий и через любые контрольно-пропускные
пункты ГДР и ФРГ». На вопрос, когда эти
правила вступят в силу, он добавил:
«Прямо сейчас, немедленно». Ликующие
демонстранты ринулись в бук­вальном
смысле слова разбирать Берлинскую
стену. Видеокад­ры падения Берлинской
стены обошли весь мир.

Пример ГДР вдохновил
оппозицию в Чехословакии. 17 но­ября
демонстрация молодежи в Праге была
разогнана полицией. Распространились
слухи (как потом оказалось, ложные) о
гибели одного из студентов. 20 ноября
пражские студенты объявили за­бастовку,
одновременно начались демонстрации.
24 ноября пода­ло в отставку политбюро
ЦК компартии Чехословакии, вслед за ним
в отставку ушло правительство. 29 ноября
парламент ЧССР отменил статью конституции
о руководящей роли коммунисти­ческой
партии. Было сформировано правительство,
в котором коммунисты и оппозиция получили
одинаковое число портфелей.

2—3 декабря 1989 г. на
Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева
и президента США Дж. Буша-старшего. М.С.
Гор­бачев признал, что советские
войска в Восточной Европе — неже­ланные
гости, фактически согласившись на вывод
войск. В итоге встречи стороны заявили
о прекращении «холодной войны».

В ходе трагических
событий 15—25 декабря 1989 г. (по­гибли
свыше тысячи человек, генеральный
секретарь ЦК Ком­партии Н. Чаушеску
и его жена Е. Чаушеску были расстреляны)
существовавший режим был свергнут в
Румынии. В тече­ние 1990 г. в Болгарии
власть мирно перешла от коммунисти­ческой
партии (в апреле переименованной в
социалистическую) к коалиционному
правительству.

..
Объединение Германии

Мероприятия
нового руководства ГДР не стабилизирова­ли
ситуацию в стране. 28 ноября в обстановке
начавшегося рас­пада государственных
структур ГДР канцлер ФРГ Г. Коль вы­ступил
с «Программой из 10 пунктов по преодолению
раскола Германии и Европы». Перспектива
воссоединения Германии оценивалась
мировыми политиками неоднозначно.
Премьер-ми­нистр Великобритании М.
Тэтчер и президент Франции Ф. Мит­теран
стремились замедлить этот процесс,
опасаясь той мощи, которой станет
обладать единая Германия с населением
82 млн. человек. Переговоры по проблеме
велись в формате «4+2»: че­тыре
державы-победительницы (СССР, США,
Великобритания, Франция) и два немецких
государства.

СССР
стремился использовать диалог по вопросу
объеди­нения Германии для решения
собственных проблем, и в первую очередь
— получения западных кредитов. Горбачев
довел до сведения Буша и Коля, что
Советскому Союзу «нужна времен­ная
финансовая поддержка» в 15—20 млрд.
долларов.

Для
США существенным оставался вопрос
согласия СССР на вхождение объединенной
Германии в состав НАТО. Советс­кое
руководство считало необходимым, чтобы
объединенная Германия покинула НАТО.

На состоявшихся в
ГДР в марте 1990 г. выборах в Народ­ную
палату победу под лозунгом скорейшего
объединения с За­падной Германией
одержал блок партий, ориентировавшихся
на западногерманский Христианско-демократический
союз (ХДС).

31 мая 1990 г. в Вашингтоне
на переговорах с президен­том США Дж.
Бушем-старшим М.С. Горбачев согласился
с тем, что объединенная Германия вправе
самостоятельно решать воп­рос о
членстве в военных блоках. Это была
серьезная уступка, вызвавшая удивление
американских участников переговоров.

30
августа в Берлине был подписан Договор
об объедине­нии ФРГ и ГДР. 12 сентября
1990 г. в Москве представителями шести
стран (СССР, США, Великобритании, Франции,
ГДР и ФРГ) был подписан Договор об
окончательном урегулировании в отношении
Германии. Объединенная Германия признала
пос­левоенные границы с Польшей, СССР
и Чехословакией, она за­явила, что с
ее земли будет исходить только мир,
обязалась не производить и не иметь на
своей территории ядерное, химичес­кое
и бактериологическое оружие, сократить
сухопутные и во­енно-воздушные силы.

3
октября 1990 г. ГДР перестала существовать,
объеди­нившись с ФРГ.

9—10 ноября 1990 г. М.С.
Горбачев нанес визит в объеди­ненную
Германию. Были подписаны Договор о
добрососедстве, партнерстве и
сотрудничестве между СССР и ФРГ, Договор
о развитии широкомасштабного сотрудничества
в области эконо­мики, промышленности,
науки и техники, Договор об условиях
временного пребывания и планомерного
вывода советских войск с территории
ФРГ и другие документы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Оба утверждения верны.

Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. Систематически новаторские идеи Горбачева были изложены им в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», вышедшей осенью 1987 г. Отправной точкой «нового мышления» был тезис о невозможности ядерной войны, ибо она приведет к гибели всего человечества. 

По сравнению с этой угрозой, по мнению Горбачева, отходил на второй план раскол мира на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую. Отсюда следовало признание современного мира единым, взаимосвязанным и выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.). Баланс сил двух систем в таком контексте представлялся менее значимым. Как заметил Горбачев позже, «мелочную военную бухгалтерию пора было заменять широким политическим подходом».
      В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики:

— деидеологизация межгосударственных отношений,

— совместное решение глобальных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека),

-совместное строительство «общеевропейского дома».
      Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э. А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев.

1989 год стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества.

Тема: «Новое мышление» в международных
отношениях

      Цель урока: знакомство
с  причинами  разработки политики «нового мышления» и противоречивости ее
результатов.
      Планируемые
результаты

      Учащиеся узнают о:
      — разработке стратегии «нового
политического мышления»;
      — причинах начала ядерного разоружения и
ослабления советско-американского военного противостояния;
      — разблокировании региональных военных
конфликтов;
      — причинах одностороннего сокращения СССР
обычных вооружений;
      — предпосылках нормализации
советско-китайских отношений;
      — значении ликвидации социалистического
содружества для мировой политики;
      — роли советского руководства
в объединении Германии;
      — характере договоренностей по обычным
вооружениям в Европе и последствиях их реализации;
      — предпосылках и последствиях подписания
договоренностей об ограничении стратегических наступательных вооружений между
СССР и США;
      — итогах и последствиях реализации политики
«нового мышления».
      План
      1. Рождение «нового политического
мышления».
      2. Советско-американские отношения.
Начало ядерного разоружения.
      3. Вывод советских войск из
Афганистана.
      4. Односторонние сокращения
вооруженных сил СССР.
      5. Советско-китайские отношения.
      6. Ликвидация социалистического
содружества.
      7. Объединение Германии.
      8. Договор об обычных вооружениях.
Парижская хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора
и СЭВ.
      9. Война в Персидском заливе.
      10. Договор СНВ-1.
      11. Итоги «нового политического
мышления».
      Опорные знания
      Даты и события:
      1988 г. — начало вывода советских
войск из Афганистана
      1990 г. — объединение Германии
      1991 г. — денонсация Варшавского
договора
      1991 г. — подписание договора
СНВ-1
      Имена:
      М. С. Горбачев,
А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе, Р. Рейган,
Дж. Буш-старший.
      Понятия:
      Военно-стратегический паритет; денонсация.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Проверка дом. Задания

Тест Межнациональные конфликты и распад СССР (см. карточки)

3. Изучение нового материала

     А) Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

— Что такое холодная война?

— Как выстраивались отношения с гос-ми Запада в 60-70-е гг.?

— Назовите государства, которые входили в социалистический
лагерь.

Вывод: напряженность, Афганская война, события в Чехословакии.

  Проблемное задание

 Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается
крайне неоднозначно.

p 
Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед
Западом, к поражению в холодной войне.

p 
Противоположная позиция — Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру
избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России — занять достойное место в
системе цивилизованных международных отношений.

p 
Какие аргументы можно привести в пользу той и
другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

    Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю
политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности
в мире
. Систематически новаторские идеи Горбачева были изложены им
в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего
мира», вышедшей осенью 1987 г. Отправной точкой «нового мышления» был
тезис о невозможности ядерной войны, ибо она приведет к гибели всего
человечества.
По сравнению с этой угрозой, по мнению Горбачева,
отходил на второй план раскол мира на две противоположные
общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую.
Отсюда следовало признание современного мира единым, взаимосвязанным и
выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими
(национальными, классовыми и т. п.). Баланс сил двух систем
в таком контексте представлялся менее значимым. Как заметил Горбачев
позже, «мелочную военную бухгалтерию пора было заменять широким политическим
подходом».
      В соответствии с новыми принципами
были определены новые приоритеты советской внешней политики:

—  деидеологизация межгосударственных отношений,

— совместное решение глобальных проблем (безопасности,
экономики, экологии, прав человека),

 -совместное строительство «общеевропейского дома».
      Активное участие в определении и
реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали
министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э. А. Шеварднадзе
и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев.
     

— С каким государством нужно было выстраивать отношения в
рамках движения к безъядерному миру? ( Курс к безъядерному миру
последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем
уровне).
      В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривавший полную ликвидацию
ракет дальностью от 500 до 1000 км
и от 1000 до 5500 км. Он положил начало повороту от гонки вооружений
к разоружению.
— Когда состоялся вывод войск из Афганистана? (дек. 1989
г.)       

Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск
из Монголии снимали два из трех препятствий, которые, по мнению руководства
КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами (советские войска
в Монголии, Афганистане и вьетнамские войска в Кампучии). В Пекине в
мае – июне 1989 г. состоялась встреча на высшем уровне. Результат: налаживание
экон-го, полит-го, культурного сотрудничества.
      1989 год стал переломным
в отношениях между СССР и странами социалистического содружества.

Сам-ая работа с. 233-237.

Задание: составить рассказ о том,
как было ликвидировано социалистическое содружество.

Ответ:
      Страны СЭВ
получали от СССР поставки на сумму в 4—5 раз большую, чем стоимость
их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР
такую поддержку союзников невозможной. СССР предложил перейти на торговлю по
среднемировым ценам и расчеты в конвертируемой валюте. Сокращение экономической
«подпитки» и пример перестройки в СССР на фоне сохранения прежних порядков
в странах содружества похоронили авторитет правящих партий
социалистических стран. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений
перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых
компартии были отстранены от власти. Процесс изменений начался с Польши в фев. 1989
г. Затем в Венгрии в июне 1989 г. Начались массовые миграции немцев из ГДР. 9
ноября 1989 г. пала Берлинская стена. Оппозиция поделила власть с коммунистами
в Чехословакии. В основном смена курса проходила мирно. Исключение – Румыния.
      2—3 декабря 1989 г.
на Мальте
состоялась встреча М. С. Горбачева и президента США
Дж. Буша-старшего. М. С. Горбачев признал, что советские войска
в Восточной Европе не желанные гости, фактически согласившись на вывод
войск. В итоге встречи стороны заявили о прекращении «холодной
войны».
Беседа по вопросам

— Кто возглавлял ФРГ в 1989
г. (Г. Коль)     

— Какие страны вели переговоры об объединении ГДР и ФРГ? (они
+ СССР, В/бр., Фр, США)

30 августа в Берлине был
подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. 12 сентября 1990 г. в Москве
представителями шести стран (СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ) был
подписан
Договор об окончательном урегулировании в отношении
Германии. 3 окт. 1990 г. ГДР перестала существовать.

   Работа по рядам:

1 ряд – с. 238-239 :   ДОВС
и ликвидация ОСВ.

 1 апреля 1991 г.
перестала существовать военная Организация Варшавского договора
. 1 июля 1991 г. (в день завершения вывода советских
войск из Венгрии и Чехословакии) в Праге был подписан «Протокол
о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи от 14 мая 1955 г.» (Варшавского договора). «Пояс
безопасности», созданный вокруг западных границ СССР после Великой
Отечественной войны, перестал существовать. С денонсацией Варшавского
договора утратил свой смысл ДОВСЕ, устанавливавший предельную численность
вооружений для военных блоков.
  2 ряд: с. 240: рассказ о войне в персидском заливе.

    Кувейтский кризис показал, как велики
открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности советско-американского
сотрудничества в разрешении региональных конфликтов. Вместе с тем
наибольшую выгоду из событий извлекли США.

3ряд: с. 240-241 СНВ -1

Подведем итоги «нового политического мышления»
      Ухудшение внутриэкономического положения
в СССР в 1989—1991 гг. заставило руководителей страны обратиться
за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира,
прежде всего к странам «семерки» (США, Канада, Великобритания,
Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990—1991 гг. они оказали СССР
«гуманитарную помощь» (продовольствием, медикаментами, медицинским
оборудованием). Значительная часть «гуманитарной помощи» оказывалась в кредит,
т. е. помощью в полном смысле слова не являлась. Серьезной финансовой
помощи не последовало. Страны «семерки» летом 1991 г.
отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение
СССР. Они все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР.
      Многочисленные уступки, сделанные
М. С. Горбачевым в расчете на получение финансово-экономической
поддержки и на установление атмосферы доверия в отношениях, остались без
ответа. Западные лидеры ограничивались устными заверениями и обещаниями,
которые не носили характера межгосударственных обязательств. Впоследствии
многие из данных М. С. Горбачеву обещаний не были выполнены.
      Негативную для СССР роль сыграло и то
обстоятельство, что Горбачев, Шеварднадзе и ряд близких к ним деятелей
были склонны рассматривать западных партнеров как своих политических союзников
в борьбе с противниками перестройки внутри СССР. Прагматичные
западные политики охотно использовали риторику о поддержке демократизации
советского общества для получения новых уступок от СССР.

  Решение проблемного  задания

 Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается
крайне неоднозначно.

p 
Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед
Западом, к поражению в холодной войне.

p 
Противоположная позиция — Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру
избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России — занять достойное место в
системе цивилизованных международных отношений.

p 
Какие аргументы можно привести в пользу той и
другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?


Дом. Задание: п. 15.

ПОМОГИТЕПОЖААШУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО!

Выберите одну из точек и опровергните ее или нет

Внешняя политика М.

С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

1)Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.

2)Противоположная позиция — Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России — занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции?

Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Перед вами страница с вопросом ПОМОГИТЕПОЖААШУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО?, который относится к
категории История. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

Стр.178

Вспомните


О принципах советской внешней политики в начале 1980 — х годов

Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. Были определены следующие традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения. Новое политическое мышление во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Основные принципы сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно — политические системы и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. В соответствии с новыми принципами были определены приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990 — х гг. Во второй половине 1980 — х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ США пригласили представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись. 15 января 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000 — й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к началу XXI века.

Стр.181


Что представляет собой политика нового мышления?

Новое политическое мышление — внешняя политика Горбачёва. К ней относятся 2 встречи Горбачёва и Рейгана(США) в 1985 и 1986гг., различные соглашения с Азией, вывод советских войск из Афганистана(1988 — 1989),распад системы союзов СССР и распущение ОВД и СЭВ.

Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения и для ослабления противоречий с Западом?

Основные меры:

1) встречи руководителей сверхдержав стали ежегодными;

2) подписан договор о полном отказе от ракет среднего и дальнего действия;

3) достигнуто соглашение о сотрудничестве между сверхдержавами, включая экономическое;

4) в 1987 году страны Варшавского договора предложили самораспустить в одностороннем порядке и их организацию, и НАТО (предложение было об одностороннем роспуске, ни к чему не обязывающем вторую сторону, а со стороны стран НАТО предложений о роспуске их организаций не поступало);

5) в июле 1991 г. в Москве был подписан советско — американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ — 1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Что нового появилось в отношениях СССР с социалистическими странами?

Процессы, происходившие в СССР всегда отражались на странах социалистического лагеря. В ответ на перестройку в этом лагере стали возникать широкие демократические движения. Однако на сей раз СССР не пытался их подавить, а наоборот стал выводить свои войска из данных стран. Местные социалистические режимы без поддержки СССР и друг друга вскоре пали. Причина этих события в общей направленности политики нового мышления. М.С. Горбачёв всячески приветствовал демократизацию, потому не стал её подавлять в других странах. За это на Западе он сделался героем и остаётся им поныне. То есть можно сказать, что основная причина распада социалистического лагеря (независимо от того, кто как относиться к этим событиям) заключается в личной позиции М.С. Горбачёва.

В чем вы видите причины распада социалистического содружества?

Содружество держалось на вооруженной мощи СССР. Распался Союз, содружество перестало быть социалистическим и распалось.

Оцените результаты осуществления политики нового мышления в 1985 — 1991 гг.

Результат:

1) СССР существенно сократил свои расходы на военную промышленность и на безвозмездную помощь;

2) прекращение участия советских солдат в локальных конфликтах, особенно в войне в Афганистане, сохранило жизни многим из них и позволило следующим поколения не опасаться призыва, как это было с молодыми людьми 1980 — х годов;

3) СССР фактически распустил свой военно — политический блок, потеряв таким образом вложенные в создание и поддержание его средства;

4) в обмен на роспуск своего блока СССР не получил существенных выгод от западных партнёров, так как заранее не договаривался про них;

5) лишившись своих прежних союзников Россия не стала настоящим союзником для Запада, на что надеялась;

6) лишившись поддержки СССР многие режимы в странах третьего мира пали, что порой сопровождалось большим кровопролитием;

7) ядерные вооружения были сокращены, уничтожены целые его классы;

8) Холодная война окончательно завершилась, над миром впервые за многие десятилетия перестала висеть опасность ядерной войны;

9) Холодная война закончилась фактически поражением СССР, потому мир стал однополярным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство общественного совета
  • Инструкция для специалиста ответственного за безопасное производство работ кранами
  • Стол трансформер берг инструкция по сборке
  • Black seed vaporub инструкция на русском
  • Стимулирование за классное руководство