Требуется ли печать организации (ООО) на должностных инструкциях?
Вопрос: Требуется ли печать организации (ООО) на должностных инструкциях?
Ответ: Наличие печати организации (ООО) на должностных инструкциях не является обязательным.
Обоснование: Обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для ряда государственных органов (ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Относительно организаций (в том числе ООО) трудовое законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность работодателя по составлению и ведению должностных инструкций. Унифицированной формы должностной инструкции также не предусмотрено.
Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, то она является его неотъемлемой частью, то есть соглашением между работником и работодателем; подписывая трудовой договор, работник соглашается с обязанностью выполнения функций, предусмотренных должностной инструкцией. Как правило, все листы такого трудового договора нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью и подписью должностного лица. При этом законом не предусмотрена обязанность работодателя (в том числе ООО) ставить печать на трудовом договоре, его приложениях. Само по себе наличие печатей не является обязательным для обществ с ограниченной ответственностью (абз. 1 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Если должностная инструкция является отдельным документом, а не приложением к трудовому договору, то она является локальным нормативным актом организации.
Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абз. 10 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Работник имеет право не подписать ее и не исполнять обязанности, не предусмотренные трудовым договором, поскольку должностная инструкция не является соглашением между работником и работодателем.
В свою очередь, утверждение локального нормативного акта в виде должностной инструкции возможно либо путем утверждения ее должностным лицом (руководителем организации), либо путем утверждения ее специально издаваемым документом (приказом).
На локальном нормативном акте, подлежащем утверждению должностным лицом, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения должен состоять из слова «Утверждаю» (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (далее — ГОСТ Р 7.0.97-2016)). При этом печать организации может быть проставлена, но это не является обязательным требованием.
В отношении локального нормативного акта, подлежащего утверждению специально издаваемым документом (приказом), должен быть издан приказ (унифицированной формы приказа не установлено). При утверждении локального нормативного акта в виде должностной инструкции приказом гриф утверждения состоит из слова «Утверждена», наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016). В случае утверждения локальных нормативных актов приказом ставить печать на приказ также не требуется.
На основании изложенного следует, что во всех вышеуказанных случаях печать организации на должностной инструкции может быть проставлена (это не будет являться нарушением со стороны работодателя), при этом действующее законодательство не устанавливает таких требований.
ВОПРОС
Необходимо ли ставить печать организации на листе ознакомления с ЛНА?
Необходима ли печать на самом ЛНА, если есть виза УТВЕРЖДЕНО генеральным директором?
ОТВЕТ
Действующее законодательство РФ не обязывает проставлять печать организации на самом ЛНА организации и листе ознакомления с ЛНА.
Поэтому печать при утверждении локальных нормативных актов и на листе ознакомления с ЛНА не обязательна.
Печать юридического лица на указанных документах необходимо ставить, только если это предусмотрено документооборотом либо закреплено в локальном акте организации.
ОБОСНОВАНИЕ
Ссылки на документы в Обосновании доступны на всех версиях КонсультантПлюс: онлайн и офлайн, на флешке, сетевая и локальная версия СПС Консультант Плюс.
Типовая ситуация: Можно ли работать без печати (Издательство «Главная книга», 2020) {КонсультантПлюс}
Организация может не иметь и нигде не ставить печать, если в уставе нет записи о ее наличии (ст. 2 Закона об ООО, ст. 2 Закона об АО).
Если уставом печать предусмотрена, она нужна только в установленных законом случаях, например на доверенностях для суда или для участия в госзакупках. В других ситуациях, в том числе на первичных документах, в налоговых декларациях печать можно не ставить.
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации {КонсультантПлюс}
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе (ст. 12 ТК РФ).
Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:
- утвердить;
- издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.
При утверждении локальных нормативных актов рекомендуем руководствоваться положениями ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст).
Утверждая локальный нормативный акт, проставьте гриф утверждения. Этот реквизит размещается в правом верхнем углу первого листа документа. Строки грифа выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Если локальный нормативный акт утверждает должностное лицо (например, руководитель организации), гриф состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.
- Подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.
- Подписью работника на отдельном документе — журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.
- Подписью работника на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору.
Текст: Елена Карсетская – юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.
Должностная инструкция – крайне удобный механизм документального закрепления обязанностей работников. Несмотря на необязательность этого документа, большинство работодателей использует должностные инструкции, поскольку это позволяет регламентировать работу и избежать споров с работниками.
Порядок оформления должностной инструкции
Трудовое законодательство не устанавливает требований ни к оформлению, ни к содержанию должностных инструкций. Более того, данный документ вообще не упоминается в Трудовом кодексе РФ. Поэтому должностная инструкция – необязательный документ. За ее отсутствие работодатель не может быть привлечен к административной ответственности.
Между тем, в виду отсутствия регулирования в отношении оформления должностной инструкции, у работодателей возникают вопросы. Специалисты Роструда поясняют (письмо Роструда от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1), что должная инструкция может быть оформлена:
- приложением к трудовому договору;
- отдельным самостоятельным документом.
Но здесь надо понимать, что в том случае, если должностная инструкция будет оформлена приложением к трудовому договору, то при внесении любого изменения, в том числе, не связанного с трудовой функцией, потребуется получать согласие работника (ст. 72 ТК РФ), либо обосновывать корректировку технологическими или организационными изменениями (ст. 74 ТК РФ). Фактически изменение должностной инструкции будет производиться по правилам, установленным для изменений трудового договора.
Поэтому целесообразно должностную инструкцию оформить в виде самостоятельного документа. Утвердить должностную инструкцию должен руководитель организации или иное уполномоченное должностное лицо. Работника с документом надо ознакомить под подпись.
Если работник откажется проставить подпись, подтверждающую, что он ознакомился с должностной инструкцией, составьте акт. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В этой связи, ознакомить сотрудника под подпись с должностной инструкцией – прямая обязанность работодателя, и составленный акт будет подтверждать добросовестность компании.
Если должностная инструкция – самостоятельный документ, делать копию для работника работодатель должен только в том случае, если получит письменное заявление (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Выдать копию должностной инструкции надо с течение 3 рабочих дней с даты получения заявления.
Какие условия прописать в должностной инструкции
Поскольку законодатель не предъявляет требований к должностной инструкции, содержание документа работодатель определяет самостоятельно.
Отметим, что должностная инструкция является документом, в котором конкретизируются трудовые обязанности работника. Кроме того, в данном документе могут устанавливаться требования, предъявляемые к работнику, претендующему на данную должность. Соответственно, в должностной инструкции можно прописать квалификационные требования к должности: уровень образования, стаж работы по специальности и т. д.
Итак, в должностной инструкции рекомендуем отразить:
- квалификационные требования к работнику, занимающему данную должность;
- перечень должностных обязанностей (их содержание и объем);
- подчиненность (непосредственный и функциональный руководитель работника);
- руководство (если работник осуществляет руководство другими сотрудниками, это следует указать);
- пределы ответственности работника (указать за какие направления деятельности отвечает работник).
Это примерный перечень условий, которые могут быть включены в должностную инструкцию. Работодатель вправе расширить данный перечень. Главное, чтобы условия должностной инструкции не нарушали права работника. В частности, перечень должностных обязанностей должен соответствовать трудовой функции работника. В должностную инструкцию не следует включать обязанности по иной должности. Если сотрудник будет также выполнять функционал по иной должности, это необходимо оформить путем совмещения должностей (письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 06.07.2020 № 77/10-26013-ОБ/18-1299).
Перечислить должностные обязанности работника следует максимально полно. При этом перечень обязанностей целесообразно оставить открытым и предусмотреть обязанность работника выполнять поручения руководителя, прямо не предусмотренные должностной инструкцией, но, соответствующие трудовой функции работника или включенные в функционал подразделения, в котором трудится работник.
В случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, именно должностная инструкция поможет вам обосновать позицию о невыполнении работником должностных обязанностей или некачественном выполнении обязанностей.
Упростите работу HR-отдела, ускорьте коммуникацию кадровиков с сотрудниками – подключите сервисы кадрового ЭДО от компании Такском
✔ Удобно
Без бумажной волокиты
✔ Быстро
Моментальный обмен документами
✔ Экономно
Снижение расходов на бумагу, печать, пересылку, хранение
✔ Универсально
Интеграция с вашей учётной системой
Оформите ЭП для сотрудников в удостоверяющем центре «Такском»