Нужно ли согласование должностной инструкции с профсоюзом

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 372 ТК РФ

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!

(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

В силу ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Одним из таких случаев является принятие локальных нормативных актов.

Согласно ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт — это документ, содержащий нормы трудового права, который принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Таких актов у работодателя может быть достаточно много, это различные положения, инструкции и т.д. Утверждаются все локальные нормативные акты работодателем, но при этом Трудовым кодексом установлено, что некоторые из них должны приниматься с учетом мнения профсоюза (представительного органа).

Итак, одним из основных локальных актов, требующих согласования, являются правила внутреннего трудового распорядка. Это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Также в силу ст. 135 ТК РФ с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (положение об оплате труда, о премировании и т.п.).

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодателю предоставлено право самостоятельно определять необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд (если законодательством не установлено такой обязанности).

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников и перечень необходимых профессий и специальностей в этих случаях закрепляются в локальных нормативных актах. Такие акты также принимаются с учетом мнения представительного органа работников.

В обязанности работодателя входит обеспечение разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Утверждение инструкций осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (ст. 212 ТК РФ).

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан обеспечивать работников СИЗ. Нормы бесплатной выдачи СИЗ установлены нормативными правовыми актами.

При этом работодатель с учетом своего финансово-экономического положения имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся вредных и (или) опасных факторов. Локальный акт, устанавливающий такие нормы, в силу ст. 221 ТК РФ также принимается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ учет мнения представительного органа необходим при установлении локальным нормативным актом порядка аттестации.

Учитывается мнение представительного органа и при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Случаи и порядок учета мнения профсоюза или представительного органа работников (Куревина Л.В.) («Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10) {КонсультантПлюс}

11 октября 2020, 23:50 / Менеджмент

Эксклюзивно по подписке

Что работодателю надо согласовывать с профсоюзом

Если на предприятии появилась первичная профсоюзная организация

Пандемия и сложная ситуация на рынке труда реанимировали вопросы, которые менеджеры по персоналу спокойно откладывали в долгий ящик. Пожалуй, главной тенденцией стало активное создание профсоюзов. Тема для работодателей непростая, а для сотрудников – спасительная, но только на первый взгляд.

Типичная история последнего времени: компания уведомляет работника о сокращении, он говорит, что вступил в профсоюз и его председатель уже попросил прислать копии локальных актов и далее согласовывать кадровые процедуры. Что делать работодателю?

Профсоюз – отнюдь не формальная структура. У него своя законодательная основа – федеральный закон от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Главная задача этой организации – защищать трудовые права своих членов. Логично, что в сложных ситуациях, прежде всего при увольнении, сотрудник хочет иметь поддержку и быть уверен в том, что все по закону.

Так что вступление работника в союз или его создание – законное действие. Для компании это ведет к двум вещам: во-первых, надо отвечать на письма и запросы, во-вторых, запрашивать мотивированное мнение профсоюза о кадровых решениях. Но есть нюансы.

Обычно профсоюз начинает общение с запроса документов – штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), должностных обязанностей, положения о выплатах, коллективного договора. Просьба эта базируется на том же законе о профсоюзах, который напоминает, что профсоюз вправе бесплатно и без препятствий получать информацию по социально-трудовым вопросам.

Но все ли нужно предоставлять? Это зависит от причины запроса. Если речь о конкретном сотруднике, весь пакет документов не нужен. И незачем направлять целиком штатное расписание, когда достаточно сделать выписку по отдельному работнику.

Нельзя забывать и о персональных данных. Допустим, ПВТР или положение об оплате можно направить, ведь там нет личной информации. Эти акты регулируют общий порядок и условия работы. Но закон «О персональных данных» и гл. 14 ТК «Защита персональных данных работника» гласят: обработка данных возможна только с согласия работника, но оно не нужно, если цель действий указана в законе. Законодательно профсоюз имеет право получать информацию, значит, и работодатель вправе ее направлять. Это, кстати, подтверждают Роскомнадзор и судебная практика. Но члены профсоюза должны работать именно в вашей компании, а данные нужны только для целей контроля за соблюдением трудового права. Поэтому, если работодатель решил проинформировать союз, согласие человека на отправку данных лучше получить.

Часто первичная ячейка входит в вышестоящую профсоюзную организацию. При сомнении в законности просьбы и наличии союза работодателю имеет смысл попросить подтверждения в вышестоящей организации.

Работодателю придется не только отвечать на запросы профсоюза, но и согласовывать кадровые процедуры. Закон это называет получением мотивированного мнения профсоюза. Среди таких процедур – утверждение графика отпусков, согласование оплаты труда для тех, кто трудится во вредных условиях, вопросы дополнительного и профобразования, обеспечение безопасных условий труда, временное введение неполного рабочего времени и его отмена раньше срока. Мнение профсоюза может понадобиться при привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные и праздники. Или, например, при пересмотре нормативов труда, принятии локальных актов по системе оплаты, компенсации расходов на проезд. И конечно, союз надо уведомлять при сокращении штата за два месяца, а если речь идет о массовых увольнениях – за три месяца. По каждому вопросу профсоюз должен дать ответ. Как именно он это должен сделать – закон не уточняет. Чаще всего работодатели направляют приказ и получают письменный ответ.

Однако назвать это согласованием в прямом смысле нельзя. Если компания принимает решение, закон лишь требует получить ответ от профсоюза и, возможно, скорректировать свои шаги, но не отменить их.

Если на предприятии создан профсоюз, службам персонала придется еще внимательнее относиться к требованиям законов. И если профсоюз действительно работает и защищает сотрудников, с ним следует наладить конструктивные отношения.

Должны ли должностные инструкции согласовываться с профсоюзом?

Просмотров: 2

Вопрос задан3 октября 2016 в 11:39

В нашей организации обновляются должностные инструкции для сотрудников. Обязательно ли содержание этих инструкций согласовывать с профсоюзным комитетом?

Ответы:

Вахтер

Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Марат Фанирович

Опубликовано4 октября 2018 в 08:05

Опубликовано4 октября 2018 в 08:05

Согласно Письму от 30 ноября 2009 года N 3520-6-1 федеральной службы по труду и занятости: Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. При этом она может быть приложением к трудовому договору.

Т.е. должностная инструкция не является локальным нормативно-правовым актом, а учет мнения профсоюзного органа согласно ТК РФ  предусмотрено лишь при принятии локальных нормативных актов, из этого следует что согласование с профсоюзом должностной инструкции не требуется.

Ирина Шлячкова

Опубликовано10 октября 2018 в 14:34

Опубликовано10 октября 2018 в 14:34

Если коллективным договором или соглашением это не предусмотрено – согласование не требуется.

Похожие вопросы по этой теме:

Трудовой договор ссылка должностная инструкция

У меня такой вопрос. Есть трудовой договор, в котором есть ссылка на конкретную должностную инструкцию. Но я по своей ошибке подписал вторую должностную инструкцию с другими обязанностями. Вторая должностная инструкция не имеет той же юридической силы что и первая? Я хочу сославшись на трудовой договор, отказаться от выполнения обязанностей второй инструкции. (В трудовом договоре указана конкретно первая инструкция.)

Читать ответы: 1
Вопрос от 07.02.2017

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 372 ТК РФ

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 372 ТК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 78-КГ17-52, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (часть 2 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае…

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ13-146, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Проведенной проверкой государственным инспектором труда выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что при принятии Положений о премировании работников, вопреки требованиям статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем не учтено мнение выборного органа первичной профсоюзной организации…

  • Решение Верховного суда: Постановление N 73-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов (часть вторая статьи 136 названного Кодекса). В нарушение требований данной нормы работодателем утверждена форма расчетного листка без указания иных сумм, начисляемых работнику…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Uncleyeah инструкция по применению на русском языке
  • Мелоксидил инструкция по применению для животных
  • Электродуховка настольная мулинекс инструкция по применению
  • Настройка роутера d link dir 615 ттк пошаговая инструкция
  • Превенар 13 инструкция по применению цена отзывы пациентов