Объединение в общину под руководством наставника игумена это характерно для древнерусского монастыря


Предмет: История,


автор: dawa32678

Ответы

Автор ответа: PashaI08





7

Ответ:Объединение в общину под руководством наставника-игумена

В монастыре можно было получить образование, они были центрами культуры и письменности

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: golovaneva2006


выписать словосочетания: Костя Смирнов и Мииша Дятлов играют во дворе в хокей.

1 месяц назад

Предмет: Русский язык,
автор: lelik197

никто не пугает а вся дрожит

1 месяц назад

Предмет: Другие предметы,
автор: iunusiunusov20

как люди влияют на реку Обь

1 месяц назад

Предмет: Алгебра,
автор: viktoriapyalova

а) Является ли любое целое число рациональным?
б) Является ли любое рациональное число целым?

6 лет назад

Предмет: Русский язык,
автор: snaygers

какое предложение соответствует схеме?
«П,-а-П»
а)О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король
Б)Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже оседланы.
С)Это не хочу поразило Антона Прокофьевича
Д)Ну ,и там пришлось , браток , хлебнуть горюшка по ноздри и выше

6 лет назад

шинству населения. Это обстоятельство способствовало распростране­ нию христианства и сближению церковной и народной культуры.

5. М онаст ы ри Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, т. е. люди, отрешив­ шиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя слу­ жению Богу. Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У таких монахов общее имущество, они проводят время в молитвах, совместных богослужениях и трудах, в особенности чтении и писании церковных книг.

Одним из первых и самых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний, пришедший в Киев из Любеча и поселившийся в «пече- ре», т. е. пещере, вырытой на высо­ ком берегу Днепра южнее Киева. Антоний искал уединения, но со временем его подвижнический образ жизни стал известен, и к нему ста­ ли приходить другие люди. Сначала монахи, как и Антоний, жили в пе­ щерах, отсюда и название монасты­ ря. Позднее эти пещеры стали ис­ пользоваться и как гробницы.

Из последователей Антония наи­ большую известность приобрёл Фео­ досий, пришедший из Курска. Со временем он стал игуменом мона­ стыря. При нём монастырь расши­ рился и превратился в центр духов­ ного притяжения всей Руси. Среди монастырских постриженников (тех, кто принял постриг — мона­ шество) были и простые люди, и бояре, и князья. В монастыре пи­ сали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие из монахов Киево-Печерского монастыря становились епископами в разных областях Руси или прославились как миссионеры — про­ светители населения, незнакомого с христианством.

К началу X III в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий монастырь Святые Антоний и Феодосий. Художник И. К. Дорнер Ө1 Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Значение слова киновия

Архитектурный словарь

киновия

Монастырь с полным обобществлением собственности его братии.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Педагогический терминологический словарь

киновия

(греч. koinobios — общежитие, от koinos — общий и bios — жизнь)

общежительное монашество. Одна из двух осн. форм монашества, при которой монахи объединены в общину-монастырь во главе с духовным наставником (настоятелем — игуменом или аббатом) и соблюдают определённый устав, регламентирующий распорядок дня, богослужение, питание, одежду и занятия братьев. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и «монашеская республика» на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский, основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120)

Православие. Словарь-справочник

киновия

общежительная форма монастырского устройства. Возникла на рубеже III-IV вв. Для нее характерна общность собственности и единые для всех требования: общая молитва, общая трапеза, одинаковая одежда.

См. Монашество.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

киновия

(от греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь) — название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, св. синодом. Подробно положение этих монастырей определено указом св. синода от 20 марта 1862 г., текст которого см. в «Обозрении церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству» Я. Ивановского (СПб., 1893, стр. 18).

Н. Б-в.

Добавить свое значение

Предложите свой вариант значения к слову киновия

Значения слов синонимов к слову киновия

  • обитель


Синонимы к слову киновия

  • обитель

Урок № 12.
Общественный строй и церковная организация на Руси.

       Цели и задачи: познакомить
с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию
древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями
населения Древней Руси; определить сущность земельных отношений в Древней Руси;
оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

       Планируемые результаты: 

      
Предметные: оценивать значение исторического и культурного наследия
наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основные
хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника
при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое
пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и
систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать
приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие
причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей.

      
Метапредметные УУД

Коммуникативные: организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и
письменной речью.

Регулятивные: формировать
целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения
изучаемого материала.

Познавательные: владеть общими
приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы, модели для
получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный
материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную
информацию.

      
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к
изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;
оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать
гуманистические традиции и ценности русского народа.

       Оборудование: учебник,
презентация, карта «Древняя Русь».

       Тип урока: урок
открытия нового знания.

       Ход урока. Организационный
момент.

       Проверка знаний.

     1. Установите
соответствие между событиями и датами.

А)
начало правления Владимира Мономаха

1)
1072 г.

Б)
съезд князей в Любече

2)
1097 г.

В)
составление «Правды Яросла­вичей»

3)
1113 г.

Г)
начало правления Мстислава Великого

4)
1125 г.

Д)
крещение Руси

5)
945 г.

Е)
убийство князя Игоря древлянами

6)
988 г.

       Ответ: А-3; Б-2; В-1; Г-4; Д-6; Е-5

      2. Съезд
князей в Любече считается датой начала периода: раздробленности.

     
3. Свод законов 1072 г. получил название: Правда Ярославичей.

      4. Установите
соответствие между термином и его значением.

1)
денежная единица на Руси: гривна
2) сбор дани в Киевской Руси
X века: полюдье
3) народное собрание в древнерусском городе: вече
4) документ, составленный Влади­миром Мономахом: устав
     
5.
 Сочинение Владимира Мономаха, в котором он рассказал о
своей жизни, своих взглядах, называется: А) Летопись; Б) Поучение; В) Житие.
      
План урока

1.
Формирование древнерусской народности.

2.
Основные слои населения Древней Руси.

3.
Земельные отношения.

4.
Церковная организация. Храмы и богослужение.

5.
Монастыри.

6.
Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

      
Введение в новый материал:


Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких
слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь?
Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с
вами на нашем уроке.

       Изучение нового материала.

       1. Формирование древнерусской народности.

      
Прочитать п. 1 § 9. Какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской
народности?


подчинение власти киевского князя;


участие племен в общегосударственных делах;


совместные военные походы;


сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;


принятие христианства, вера в единого Бога;


отождествление себя с русским народом.

       2. Основные слои населения Древней Руси. Изучить и
прокомментировать таблицу.

Свободное
население

Зависимое
население

1. Великий князь

1. Закупы

2. Удельные князья

2. Рядовичи

3. Дружинники

3. Холопы (челядь)

4. Родоплеменная знать

4. Смерды

5. Духовенство

6. Свободные общинники

7. Свободные горожане — купцы и ремесленники

       Великие князья собирали дань со всех государственных
земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые
определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски
княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали
в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе.

      
Родоплеменная знать — это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в
голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

      
Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и
проценты на него.

      
Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как
правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или
орудиями труда.

      
Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом
купли-продажи.

      
Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

      
Несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве
основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили
дань и несли повинности в пользу государства.

       3. Земельные отношения

      
Главным занятием было сельское хозяйство. Земля считалась собственностью
общины. Пашня делилась на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В
общем пользовании находились луга и леса. Земледельцы за пользование землёй
должны были платить дань государству. Государство постепенно утверждало своё
право собственности на землю.

      
Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей
собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих
работников. Возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же
разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.

      
Князья стали жаловать земельные владения дружинникам и Церкви. Появляются вотчины
(отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но
верховным собственником оставался князь. Он мог и отобрать землю за различные
провинности и передать другому.

      
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от
нее крестьянских хозяйств. Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась
градом, т. е. замком, крепостью. В усадьбе находились:


хоромы господина;


дома управляющих различными отраслями хозяйства;


помещения, где жила дворовая челядь;


мастерские ремесленников, входивших в состав челяди и обслуживавших барское
хозяйство;


закрома и амбары с различными запасами;


хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей.

      
Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники — его
административный аппарат и полицию. В каждой вотчине было много слуг,
помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян.

      
«Русская Правда» дает нам широкий перечень лиц княжеской администрации,
выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов — дани, торговых
и судейских пошлин:


княжий тиун — правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего
управления и творивший суд от имени князя;


мытник собирал торговые пошлины;


вирник собирал «виру» (деньги, выплачиваемые в пользу князя преступником за
совершение преступления);


емец собирал плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу, а также
выполнял функции управления личным хозяйством князя;


ключник — полный холоп («обельный холоп»), но вместе с тем первый человек в
домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья;


княжий тиун, или огнищанин, — управитель личным хозяйством князя;


княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

      
Пахотные земли вотчины состояли из двух частей. На одной велось господское
хозяйство, а другая часть делилась на наделы зависимых крестьян.

      
Вотчина жила по принципу «все рождается дома». Здесь производилось практически
все, что было необходимо для жизни хозяина, его семьи и слуг. Из деревень,
расположенных на вотчинной земле, поступали хлеб, мясо, молоко, холст, кожа. Ремесленники,
проживающие на территории хозяйских владений, изготовляли орудия труда, оружие,
посуду.

      
Таким образом, для вотчины было характерно натуральное хозяйство.

Если
бы мы оказались внутри вотчины князя, то убедились бы, что хозяйство
содержалось в порядке. Обширные поля распаханы и засеяны. На пастбищах паслись
стада коров, овец, коз. Кто же трудился в вотчине? Каково было положение этих
работников?


Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства? Каким
образом общинники теряли свободу? Кто такие рядовичи? Кто такие закупы? Передавалось
ли их зависимое положение детям по наследству? Что объединяло рядовичей и
закупов? Кто такие холопы? Как общинники переходили в разряд холопов?

       4. Церковная организация. Храмы и богослужение.

      
После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

п.
4 § 9 учебника, составить схему организации Русской православной церкви.

      
К середине XIII в. на Руси было уже 16 епархий — по числу крупных русских
княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за
ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки
нравственного характера.

       5. Монастыри.

     
Особенная роль в религиозной и культурной жизни принадлежала монастырям. Монастырь
— это религиозная община монахов или монахинь. Монахи — люди, отрешившиеся от
обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Они
объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У них общее
имущество, они совместно молятся и трудятся, читают и пишут церковные книги.

      
Одним из первых стал Киево-Печерский монастырь. Антоний,
пришедший в Киев из Любеча, поселился в «печере», т. е. пещере, вырытой на
берегу Днепра. Искал уединения, но к нему стали приходить другие люди. Сначала
монахи, жили в пещерах, отсюда и название монастыря. Позднее эти пещеры стали
использоваться как гробницы.

     
Феодосий, пришедший из Курска, стал игуменом монастыря. При нём
монастырь превратился в центр духовного притяжения всей Руси. Среди монастырских
постриженников (принявших постриг — монашество) были и простые люди, и бояре, и
князья. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи.
Монахи становились епископами, миссионерами — просветителями.

     
К началу XIII в. монастыри были во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее
известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий
монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме.
Монастыри пользовались покровительством князей, были центрами культуры и
письменности, там можно было получить образование.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и
святые

      
Прочитать п. 6 § 9 учебника, заполнить таблицу «Духовные ценности Древней Руси».

Язычество

Христианство

1. Процветал культ силы.

2. Отдельный человек не имел значения вне коллектива.

3. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу
«ты — мне, я — тебе».

1. Главная ценность — любовь к Богу и ближнему.

2. Благочестие — регулярное посещение церкви, уважение к
духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и
рода, неприятие новшеств.

3. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских
радостей ради духовной жизни.

       Дать характеристику древнерусским подвижникам
и святым.

       Подведение итогов урока.


Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.? Какие
категории населения существовали в Древнерусском государстве? Как на Руси
сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? Какую роль в жизни
Руси играли монастыри? Каковы основные духовные ценности Древней Руси?

       Домашнее задание: § 9, вопросы на
стр.76.

       Рефлексия.









Формирование древнерусской народности


В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского!» С такими настроениями они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины принимались в княжескую дружину.

В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов, затем они сплавлялись по воде к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык.

Принятие христианства и вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживавшее на территории одного государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.




2. Основные слои населения Древней Руси

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Князь

Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.

С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.





По мере роста городов росло и число их жителей. В городах, помимо князя, его дружины, духовенства, обосновались ремесленники и купцы.




3. Земельные отношения

Главным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.

Двор князя. Художник А. М. Васнецов




С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.

Эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.





Церковная организация. Храмы и богослужение





Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. Вплоть до середины XV в. он подчинялся константинопольскому (вселенскому) патриарху. Митрополиты на Русь назначались в Константинополе, и в основном это были греки. Лишь несколько митрополитов были русскими по происхождению. Первым в их ряду стал Илларион, современник Ярослава Мудрого.





Митрополичьей резиденцией являлся Киев. Митрополиту подчинялись епископы в крупнейших городах страны. Часто они тоже были греками. Епископы правили в своих областях, совпадавших обычно с территориями земель, — Новгородской, Черниговской, Полоцкой и др. Им подчинялось местное духовенство, которое делилось на две части — чёрное и белое. Чёрное духовенство — это монахи, жившие в монастырях. Белым духовенством называли священников и дьяконов, которые служили в соборах и обычных церквах. Соборами называли на Руси центральные городские храмы. Большинство храмов строили городские и сельские жители, объединяясь в приходы, т. е. общины людей (обычно соседей), которые ходили на службы в свой храм. Обеспеченные люди строили церкви в своих домах и усадьбах для себя и своих семей. Такие церкви назывались домовыми.

Князь Владимир Святославич, учреждая церковную организацию, выделил в её пользу десятую часть всех своих доходов. Первая большая княжеская церковь, построенная в Киеве на средства от этих сборов, получила название Десятинной. Впоследствии сложился порядок: государство обеспечивало всем необходимым митрополита и епископов, а остальное духовенство в церквах и монастырях жило на средства, выделяемые прихожанами и основателями храмов, а также на доходы от имущества (прежде всего земель), пожертвованного Церкви верующими.
Десятинная церковь .

В первые века истории Руси в Церкви велико было греческое влияние. Русь восприняла византийские традиции богослужения и церковного искусства. Как и в Византии, тексты на службах пели, особенным почитанием пользовались иконы. Однако всё богослужение и общение в Церкви проходило с самого начала на славянском языке. Хотя практически всю христианскую литературу Русь получила из Византии, она была доступна в переводе на язык, понятный большинству населения. Это обстоятельство способствовало распространению христианства и сближению церковной и народной культуры.






5. Монастыри

Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, а также специальное место, где живут монахи, т. е. люди, отрешившиеся от обычной жизни, семьи и друзей и посвятившие себя служению Богу. Правила проживания монахов могут быть разными, часто они объединяются в общину под руководством наставника — игумена. У таких монахов общее имущество, они проводят время в молитвах, совместных богослужениях и трудах, в особенности чтении и писании церковных книг.





Одним из первых и самых известных монастырей на Руси стал Киево-Печерский. У его истоков стоял Антоний, пришедший в Киев из Любеча и поселившийся в «печере», т. е. пещере, вырытой на высоком берегу Днепра южнее Киева. Антоний искал уединения, но со временем его подвижнический образ жизни стал известен, и к нему стали приходить другие люди. Сначала монахи, как и Антоний, жили в пещерах, отсюда и название монастыря. Позднее эти пещеры стали использоваться и как гробницы.

Из последователей Антония наибольшую известность приобрёл Феодосий, пришедший из Курска. Со временем он стал игуменом монастыря. При нём монастырь расширился и превратился в центр духовного притяжения всей Руси. Среди монастырских постриженников (тех, кто принял постриг — монашество) были и простые люди, и бояре, и князья. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие из монахов Киево-Печерского монастыря становились епископами в разных областях Руси или прославились как миссионеры — просветители населения, незнакомого с христианством.

К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные — Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский в Новгороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский во Владимире-на-Клязьме. Многие из них пользовались покровительством князей. Монастыри были центрами культуры и письменности, там можно было получить образование.

Святые Антоний и Феодосий





Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Вера в Христа как Спасителя человечества — суть христианства. В Евангелии описана земная жизнь Иисуса Христа, а в евангельских заповедях закреплены определённые ценности — идеалы, в соответствии с которыми человек ведёт себя и строит свою жизнь. Христианство провозглашает главной ценностью любовь к Богу и ближнему.

Христианские ценности разительно отличались от языческих. В язычестве процветал культ силы. Отдельный человек не имел значения вне коллектива. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе». И вот вскоре после Крещения Руси появились люди, проповедовавшие новые идеалы. В деяниях, судьбе или посмертных чудесах некоторых из таких людей современники видели проявление Божественной воли. Такие люди признавались святыми.

Одними из первых святых на Руси были признаны князья Борис и Глеб, отказавшиеся от борьбы с братом (Святополком Окаянным) за киевский престол. Их судьбы символизировали добровольный мученический подвиг ради братской любви. Идеалы жертвенной любви во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни воплощали святые монахи и монахини — Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросиния Полоцкая и др.

Нормы поведения для мирян (людей, живущих в миру, т. е. обычной жизнью), которые руководствовались христианскими идеалами, определялись как благочестие. Благочестивый образ жизни подразумевал регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и старшим, скромность, честность, помощь нищим и больным и т. д. Эти нормы сочетались с привычными устоями общества, ориентированного на авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств. Так складывалась мораль, которая проповедовалась в популярном жанре средневековой литературы — поучениях. Одним из самых известных произведений этого жанра является «Поучение» князя Владимира Мономаха.

Проповедниками христианских ценностей были православные писатели, зодчие и художники. Имена некоторых из них нам известны — например, митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати».






Запоминаем новые слова

Бояре — высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина — крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования. Духовенство — служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Епископ — глава крупной церковной области — части митрополии.

Закупы — люди, получившие купу — заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу.

Люди — простые свободные жители Руси.

Митрополит — глава крупного церковного округа.

Монастырь — община монахов, живущих по единым церковным правилам.

Общество — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

Резиденция — место постоянного пребывания должностного лица.

Рядовичи — люди, заключившие ряд (договор) на выполнение определённой работы.

Смерды — свободные крестьяне в Древней Руси.


================
Вопросы
Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?
Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?
Какую роль в жизни Руси играли монастыри?
Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?
Объясни значение слов «Благочестие» и «Христианская мораль».
Используя текст учебника и Интернет, составь рассказ — сообщение «Жизнь в монастыре» .
============================
Соня , очень хорошо , всё правильно и подробно . 5.
Аня 5.
Клим , на эти вопросы
—————
Какую роль в жизни Руси играли монастыри?
Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?
—————
ответ неправильный .
Сочинение — скопировано вот тут : http://www.listopedia.ru/dosug/zizn_v_monastire.html
Алина , всё правильно .5.
Виолетта , очень хорошо , 5 + .
Рома ,5.
Даша , хороший ответ .5.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эргоферон детский таблетки инструкция по применению цена
  • Терафлю таблетки от гриппа инструкция по применению
  • Руководство по ремонту скутера 50 кубов
  • Скрапбукинг для начинающих блокнот с нуля своими руками пошаговая инструкция
  • Аминазин в каплях инструкция по применению