Содержание
- Выбор позиции в коллективе
- Творческий подход к управлению
- Лидерство как характеристика начальника
- Способность получать результат
- Поиск лучшего организационного варианта
- Мастерство делегирования
- Умение объективно контролировать
- Инструменты мотивации
- Налаживание коммуникаций
- Стремление к самосовершенствованию
- Импульс роста корпоративного уровня
- Ответственность
- Детальный анализ и оптимизация
- Уверенность в продуктивности
- Формирование атмосферы спокойствия
В руководстве производством, коммерческой структурой или офисной командой недостаточно проявлять лишь умения опытного менеджера. Инструменты управления ежедневно совершенствуются, в теории и на практике «оттачивается» их результативность. Чтобы компания не просто «оставалась на плаву», а стремительно двигалась к первенству в отрасли, ее главе необходимо освоить ключевые навыки руководителя, обеспечивающие всему коллективу процветание.
Для того чтобы предприятие развивалось, а его деятельность приносила доход, управленцу категорически запрещена стагнация. Даже весьма успешному и талантливому руководителю следует неустанно расти, достигая новых высот в деле. Оставаться на прежнем уровне опасно – конкурент «не дремлет» не только на рынке, но среди собственных сотрудников.
Группа компетенций | Компетенция | Описание | |
Управленческие компетенции | Решение задач | Стратегическое планирование | Умение строить планы на дальние перспективы |
Принятие решения | Способность принимать досконально продуманные решения | ||
Управление людьми | Лидерство в команде | Навыки в мотивировании и воодушевлении сотрудников | |
Отношения и авторитет | Способность формировать положительную корпоративную обстановку | ||
Корпоративные компетенции | Личная эффективность | Стремление к профессиональному и личностному росту | Генерация новаторских идей, поиск новых решений |
Достижение результата | Нацеленность на продуктивность работы, достижение поставленных целей | ||
Организаторские качества | Умение грамотно планировать, распределять обязанности, контролировать работу | ||
Желание повышать уровень | Стремление расти как профессионал и эффективный менеджер |
Не «потерять бразды правления», стимулировать положительную динамику в коллективе, своевременно находить продуктивные подходы к решению организационных вопросов помогут базисные навыки руководителя, а подскажет их компетентный коуч.
Выбор позиции в коллективе
От позиции, изначально занятой руководителем во вверенном коллективе, зависят его отношения с подчиненными, успех корпоративного дела, в итоге благосостояние каждого из участников процесса.
Начальнику предоставляется выбор из двух вариантов:
- Босс. Управленец, досконально сведущий в производственных тонкостях, хорошо владеющий навыками менеджера старшего звена точно знает, как и что следует делать для выполнения поставленной перед сотрудниками задачи. Однако решения босса не рассчитаны на длительную перспективу, а сам руководитель несколько отстранен от команды, хоть и возглавляет ее.
- Лидер. Начальник, способный увлечь подчиненных воплощением новаторской задумки, генерирует идеи. Творческая личность умеет убеждать людей, разъяснять непонятные моменты. Человек не жалеет тратить время на собственное обучение и повышение профессионального уровня работников.
Важно изначально выбрать верное направление во взаимодействии с подчиненными. Иначе не получить уважения, без которого очень сложно распределять обязанности и вести работников к намеченной цели.
Творческий подход к управлению
Значимое отличие – лидирующий управленец способен генерировать идеи, находить оптимальные пути для выполнения производственных этапов. Он может вдохновлять и заряжать энергией. В распоряжении босса имеются только навыки управления, он четко следует уставным и технологическим предписаниям, выполняет функции главного менеджера, но не более.
Владение нюансами деятельности важно как для гибкого, так и для жесткого руководителя. Но без умения зажечь команду, подарить ей уверенность в успехе, без инициативы глава организации не сможет стать «двигателем», даже если все колесики в его машине хорошо смазаны и скрупулезно отлажены.
Боссом может стать любой человек, назначенный на руководящую должность, а вот лидерству надо учиться. Не стоит себя уверять, что с такими качествами рождаются. И базовые, и более продвинутые навыки работы руководителя можно приобрести, достаточно приложить к получению знаний немного старания и усилий.
Лидерство как характеристика начальника
Чтобы добиться успеха в работе, мало быть отличным профессионалом и детально знать нюансы производства, надо стать истинным лидером команды. Получение лидерства не похоже на борьбу за грамоту или вымпел. Заработать его можно, овладев управленческими навыками руководителя, а это целый набор умений и качеств.
Хорошим партнером в обучении управленческому искусству станет коуч, чья деятельность заключается в помощи подопечному встать на верный путь. Он поможет определить приоритеты развития, ненавязчиво подскажет, какие знания потребуются. Компетентный специалист передаст начальнику собственный опыт, так как руководитель должен в итоге стать его подобием для коллектива, управленец обязан научиться руководить так, чтобы подчиненные могли самостоятельно принимать решения.
Это должен уметь начальник, чтобы его организация развивалась, процветающая компания стремительно двигалась к успеху, а благосостояние подчиненных росло.
Способность получать результат
Настоящий лидер в организации – это гораздо больше, чем инициативный вдохновитель, иначе его задумки не смогут воплощаться. Должным начальнику свойством по праву считается способность добиваться от сотрудников результата, чтобы поставленная перед командой задача непременно была выполнена. И не просто сдан отчет или построен жилой комплекс, а чтобы работы были проведены в срок и надлежащего качества.
Получить результат невозможно, если нет опыта в планировании производственной деятельности и необходимых для этого знаний.
Ключевыми навыками руководителя в планировании являются:
- взвешенная оценка объемов и сроков выполнения поставленной перед командой задачи;
- тщательный разбор имеющихся в распоряжении технических и интеллектуальных ресурсов;
- планирование этапов работ для выполнения силами компании, при необходимости с привлечением сторонних специалистов.
От грамотного управленца ждут четкого распределения обязанностей работников по заранее составленному графику.
Поиск лучшего организационного варианта
Способность тщательно исследовать ситуацию и на основании проведенного анализа организовывать работу – один из самых ценных навыков руководителя. Важно не только знакомить подчиненных с кругом их личных обязанностей, но и самому начальнику знать и понимать, смогут ли подопечные своевременно справиться с поручениями.
Объективно следует оценить способности работника, состояние технических средств, чтобы сопоставить возможности и сделать выводы о том, сколько времени потребует реализация его плана.
Если на стадии организации выяснится, что команда не справится с задачей в оговоренные с заказчиком сроки, надо перераспределить ответственность. Выбор оптимального исполнителя также относится к профессиональным навыкам руководителя, как умение заряжать энергией, генерировать идеи и ставить задачи.
Мастерство делегирования
Зная, что вся ответственность за итог производственной деятельности возлагается на начальника, многие руководители опасаются, что придется краснеть за чужую некомпетентность и промахи. Только ни один самый работоспособный управленец не сможет в одиночку трудиться за весь коллектив. Долю обязанностей придется делегировать заместителям и старшим менеджерам, чтобы дело не стояло на месте.
Чтобы уметь пользоваться одним из важных навыков работы руководителя, стоит усвоить простейшие правила:
- перед передачей задачи надо взглянуть на сотрудника и плоды его деятельности со стороны строгого начальника. Так надо, чтобы получить информацию о профессионализме, деловой аккуратности, стремлении выполнить все качественно и вовремя;
- сравнить деловые качества нескольких подчиненных, готовых к выполнению конкретного поручения. Это необходимо, чтобы выяснить, какой исполнитель справится лучше и выполнит быстрее;
- выбрать наиболее подходящего работника.
Далеко не все директора и заведующие, тем более выдвинутые из одаренных сотрудников, умеют перепоручать часть своих полномочий подчиненным.
Умение объективно контролировать
К числу ценных навыков руководителя относится контроль производственного процесса компании и деловой деятельности офисных работников. Это не означает, что управленцу необходимо превращаться в надсмотрщика и следить за каждым шагом работающих у него людей. Не стоит забывать о том, что лидер коллектива должен доверять подчиненным.
Умелый контроль заключается в изучении отчетов от подчиненных, составленных по итогу каждого этапа работ. Желательно выстроить цепочку отчетности так, чтобы у подчиненных был стимул быстрее объявить об удачном завершении. Неплохо, если у начальника есть возможность мотивировать работников продвижением по службе или финансовыми поощрениями.
Если глава организации владеет навыками руководителя, проверки не вызывают у коллектива отторжения, а воспринимаются как глубокое погружение начальства в проблему.
Инструменты мотивации
Владение навыками руководителя включает способность мотивировать людей с разными интересами. Далеко не всем членам коллектива компании важен карьерный рост. Многим доставляет моральное и материальное удовлетворение та должность, которую они занимают в настоящее время, а высот они достигают в хобби или в общественной деятельности.
Как должным образом мотивировать тех, кого не интересует карьера? Искать верный подход к каждому человеку с его реальными проблемами. Эффективным способом в одном случае может стать банальный опрос типа анкетирования, в другом – доверительная беседа. Не исключено, что преобладающему большинству будет достаточно денежного вознаграждения.
Возможно, в коллективе найдутся сотрудники, которым важнее гибкий график в работе, кого-то можно увлечь перспективой достижения высокой цели или возможностью написать научный труд.
Налаживание коммуникаций
Способность взаимодействовать с участниками производственного процесса посредством общения – бесценное качество для хорошего руководства. Начальнику надо уметь балансировать между доверительными отношениями и возможностью отдавать приказы, в выполнении которых не должны возникать малейшие сомнения. В управленческом общении следует придерживаться хоть и небольшой, но дистанции.
Кроме того, руководителю приходится разбирать конфликты, оказывать содействие в решении споров. Если не будет дистанции, сложно предугадать, каким весом сможет обладать решение начальства. В то же время навыки руководителя предопределяют необходимость получения достоверной информации об отношениях в коллективе от сотрудников в ходе общения.
Главе команды нужно выслушивать подчиненных, вникать в их положение и объяснять собственную позицию, а для этого полезно освоить вербальное искусство. Немаловажным плюсом в руководстве является чувство юмора и способность вызывать положительные эмоции. Если уметь ими пользоваться, множество проблем можно нейтрализовать без последствий.
Стремление к самосовершенствованию
Чтобы прочно занять позицию лидера в команде, руководителю следует непрерывно повышать собственный уровень.
Надо трезво оценить собственные недостатки как профессионала и как ведущего менеджера, чтобы выбрать способы устранения пробелов в знаниях и нехватки компетенций.
Получить объективную оценку поможет мнение людей, работающих под его началом, или коуч.
Лицу, возглавляющему компанию, нужно:
- расти в производственной сфере;
- следить за появлением новых технологий;
- получать навыки руководителя.
Глава организации, стремящийся развивать методы хорошего управленца и повышать собственный уровень в технической области, сможет вывести компанию на лидирующие позиции. Его пример станет подстегивающим стимулом для подчиненных.
Импульс роста корпоративного уровня
В список, перечисляющий ключевые навыки руководителя, обязательно стоит внести мотивирование подчиненных к повышению квалификации и получению знаний в производственной сфере.
Стремление к обучению – черта, необходимая для успеха компании, которую следует усвоить каждому работнику и служащему на корпоративном уровне. Вооруженные свежей информацией сотрудники смогут повысить результативность работы предприятия.
Способы, помогающие развивать подчиненных:
- формирование в коллективе атмосферы, стимулирующей обучение;
- практика поощрений;
- проведение в компании деловых игр;
- посещение конференций;
- освоение смежных специальностей.
Хорошо работающий руководитель заинтересован в росте профессионализма и интеллектуальном уровне людей, работающих под его началом.
Ответственность
Профессиональные навыки руководителя включают способность отвечать за результат работы команды и собственные промахи. Нельзя возлагать на подчиненных несоблюдение сроков и некачественное выполнение обязанностей. Это в первую очередь итог плохого менеджмента.
В круг обязанностей управленца входит не только планирование, но и должный надзор за исполнением его распоряжений. Если у него не хватило времени для контроля и выяснения, почему сотрудник не смог вовремя сделать порученную часть работы, значит, проверку следовало делегировать.
За недостатки в организации производственного процесса ответственность несет руководитель.
Детальный анализ и оптимизация
Механизм управления требует постоянного совершенствования. Человеку, занимающему ключевую должность в руководстве, необходимо научиться оптимизировать менеджмент. Важно, чтобы процедура была гибкой, могла подстраиваться под определенные цели и технологическую специфику.
Чтобы понять, что «тормозит» запланированное течение производственного цикла, следует проанализировать каждый из этапов. Надо понять, что мешает: незапланированные потери времени, просчеты в планировании, недостаточный контроль, ошибки работников.
Анализ существующего положения поможет понять, что в управлении надо немного скорректировать, а что следует кардинально изменить.
Уверенность в продуктивности
Твердая убежденность в успехе дела и собственных руководящих способностях придает уверенности коллективу. Если подчиненные видят веру управленца в достижении положительного результата, сплачиваются вокруг лидера без дополнительной мотивации. У них нет малейших сомнений в провале, есть стремление вкладывать максимум усилий.
Однако этот навык руководителя граничит с самоуверенностью. Чтобы не перешагнуть за грань, надо четко определять ее рамки. Их подскажет партнер, заинтересованный в получении прибыли, компетентный сотрудник или человек, умеющих объективно анализировать. Важно, услышав критику, воспринимать ее так, чтобы исправления были конструктивны и результативны.
Формирование атмосферы спокойствия
Деловая обстановка с кипучей деятельностью не равна атмосфере истерии. Получившим задание сослуживцам надо спокойно выполнять поручение, а не тратить драгоценное время на разбирательства. Предприятию нужно работать в размеренном темпе без перегрузок и лишних рывков, следовать разработанному плану.
Если главой организации освоены навыки работы руководителя, он сможет объяснить подчиненным, желающим продвинуться по карьерной лестнице, что махинации, «подставы» и скандалы должны быть исключены. Этот навык напрямую связан с умением выслушивать и объективно судить.
Вы можете прочесть статью в формате PDF.
#статьи
- 17 авг 2022
-
0
Лидерам тоже нужны знания и поддержка. Но как дать максимум и при этом не перегрузить тех, кто и так загружен?
Иллюстрация: Artem Riasnianskyi / Unsplash / freepik / macrovector / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Вопрос подготовки и обучения руководителей всегда сложный — люди эти часто слишком занятые, да и обычный курс им не всегда предложишь. Поэтому приходится выкручиваться.
Собрали ключевые советы экспертов о том, как учить лидеров (особенно в трудное для компании время) и как их растить:
- от генерального директора eLearning center и автора канала «Живое обучение» Елены Тихомировой (на основе её выступления по теме «Как вырастить руководителя: обучаем навыкам лидера» на HR support conf);
- от партнёра и тренера по коммуникациям в Esprezo Лилии Бикбовой (по следам её доклада на тему «Как поддержать руководителей в 2022 году. Какие навыки и форматы обучения помогут справиться с нагрузкой» на митапе Employee centered L&D Meetup, организованном экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education).
Они объяснили:
- зачем руководителям свобода выбора и группа поддержки;
- почему по верхам учить не получится и какие форматы обучения сработают лучше всего;
- какие качества развивать руководителям;
- как понять, кого именно учить, и не отбить у потенциальных руководителей желание учиться.
Навязывать руководителю обучение — дело неблагодарное и бесполезное, считает Елена Тихомирова. Как и в других рабочих вопросах, лидер должен проявлять автономность, то есть самостоятельно подбирать себе нужное направление. Проще говоря, руководитель должен сам определить, когда и в каком направлении ему нужно развиваться.
Этот принцип в кризисных ситуациях становится ещё актуальнее. Так, Лилия Бикбова отмечает, что в критические моменты или во время перегрузок не стоит настаивать, чтобы руководители срочно прошли какой-нибудь обязательный курс.
«Просто не трогайте. Возможно, через какое-то время они придут, потому что немножко разберутся со своими делами и [поймут]: „Окей, я теперь готов“. А если мы человека тащить будем силком, он будет упираться», — считает эксперт.
Хорошо, а как же тогда мотивировать, чтобы руководители захотели учиться? Про это — совет номер два.
К руководителям стоит отнестись так же, как и к потенциальным покупателям, — то есть «продать» им обучение, показав его реальную пользу и эффективность. Тогда это будет добровольный выбор, а не типичная принудиловка, следовательно, и результаты будут другими, объясняет Лилия Бикбова.
Полезное обучение — то, которое помогает решать насущные задачи здесь и сейчас. Темы, полезные на «когда-нибудь потом», будут особенно плохо работать во времена турбулентности. «Горизонт планирования очень маленький, не сильно разбежишься, поэтому постарайтесь помочь с текущими вызовами», — объясняет Лилия Бикбова.
Эксперт рекомендует с помощью исследований выяснить:
- что в данный момент важно руководителям в компании;
- какие проблемы или трудности руководители испытывают в данный момент. Если обучение поможет решить их проблемы, они будут по-настоящему благодарны за него.
Когда боли выявлены, можно на понятном руководителям языке донести ценность обучения.
Очевидный факт: для действительно хороших результатов на обучение нужны время и ресурсы — а если их нет, никакая мотивация не сработает. Поэтому руководителям, объясняет Лилия Бикбова, нужно выделить отдельное время для учёбы и создать определённый ритм — когда у них будет теория, когда практика, а когда корректировочные встречи.
В идеале нужно ещё и сопровождать этот процесс.
«Не надейтесь, что руководители (и любые учащиеся) будут всё помнить. Не будут, у них голова забита 25 задачами. Поставьте напоминалки, сами напомните: „У тебя через недельку вот это“. Информируйте, потому что человек, скорее всего, забыл, особенно когда у него всё время цейтноты и нет на это фокуса», — комментирует Бикбова.
Лидерам также очень пригодится помощь кураторов и менторов, чтобы поддерживать учебный процесс.
Всё это сформирует хороший сервис и достойный уровень заботы. Однако они не должны быть равны гиперопеке, предостерегает эксперт. Чрезмерное внимание может «инфантилизировать» руководителей, а вы ведь совсем не к этому стремитесь.
В обучении руководителей оптимальный формат — тот, что предполагает дискуссии и общение, считает Елена Тихомирова.
«Руководитель потом всё, что он изучил, должен передать своим сотрудникам. Значит, в обучении мы должны натренировать этот навык аргументации, обсуждения, передачи информации», — объясняет она.
В качестве примеров спикер приводит деловые игры и симуляции, но оптимальным форматом считает peer-to-peer — когда руководители учатся друг у друга. В этом случае процесс не перегружен теорией, сконцентрирован на общении и обмене практическим опытом.
При этом, какой бы формат вы ни выбрали, программа должна быть достаточно глубокой. Упрощённые материалы, в духе несложных карточек и сторис, не принесут результата — они просто не дают почвы для анализа и нужных выводов, не наталкивают на новые мысли и идеи, уверена Елена Тихомирова.
«Короткое обучение создаёт иллюзию беглости, ощущение „я всё понимаю, мне всё понятно, тут всё просто, и я пойду делать“. И человек идёт, делает это, но делает необдуманно, неглубоко, не принимает взвешенные решения. Ему просто показалось, что так правильно. Это очень опасно», — предупреждает эксперт.
Как и в случае с линейными сотрудниками, чем больше будет практики и реальных кейсов в обучении руководителей, тем лучше, уверены эксперты. В кризисные моменты руководителям особенно подойдут разборы ситуации на рынке и понятные новые алгоритмы работы.
При этом стоит ценить время руководителей, напоминает Лилия Бикбова: предлагать им изучать теорию в удобное время, а вот очные встречи посвящать практике, тренировкам, общению или обратной связи от экспертов.
В корпоративных университетах и базах знаний обычно накапливается масса курсов и материалов, поэтому периодически их стоит обновлять — просто чтобы руководителям не пришлось тратить время и силы на ненужные препятствия, считает Лилия Бикбова.
С программами сторонних провайдеров стоит поступать так же, говорит спикер. Например, крупные годовые программы можно корректировать по кварталам — и ориентироваться на текущие запросы.
«Сделайте ритм корректировки. У вас прошёл блок [обучения] — посмотрели, что хорошо, что плохо, что делаем дальше, — скорректировали. Без этого знания будут неактуальные и, соответственно, бесполезные», — объясняет спикер.
По наблюдениям Лилии, руководителям поддержка особенно нужна, и в идеале хорошо бы организовать для этого небольшое сообщество — место, где сотрудники, находящиеся на одном должностном уровне, смогут поделиться друг с другом проблемами, пожаловаться, обсудить накопившиеся вопросы.
Елена Тихомирова предлагает также почаще подбадривать руководителей. Они видят достижения своей команды, результаты выстроенного ими процесса — но нередко задаются вопросом, а действительно ли в этом есть их заслуга тоже?
«Очень тяжело признавать свои достижения, их принять, что они есть. Это нужно обязательно делать, если мы это не делаем, не показываем это, то лидеры начинают немножко загибаться, если можно так сказать», — говорит специалист.
Елена предложила такую формулу развития и обучения руководителей: люди + процессы + эффективность. По-настоящему эффективный лидер умеет коммуницировать с людьми и сопереживать им, строить и анализировать процессы, а затем «он должен непрерывно думать об эффективности и людей, и процессов», считает спикер.
Лидерство, по мнению спикера, опирается на две составляющие: эмоциональный интеллект и критическое мышление. Эмпатия сказывается на качестве управления — помогает чувствовать настрой команды, принимать чужое мнение и эмоции. А критическое мышление позволяет эмоциям не поддаваться, взвешенно подходить к своим решениям, принимать свои ошибки и так далее. Эти две составляющие создают образ сбалансированного лидера, считает Елена.
«Если баланса нет, мы либо занимаемся только людьми, и у нас не очень хорошие решения, либо мы принимаем суперрациональные решения, но при этом абсолютно не задумываемся о том, как люди себя в этом процессе чувствуют», — объясняет она.
Схожего мнения придерживается и Лилия Бикбова. У руководителя, по её мнению, есть три основных инструмента — «люди, мозг, рот», поэтому и навыки нужно развивать соответствующие:
- Коммуникационные навыки, то есть ту же самую эмпатию — умение услышать и понять позицию другого человека, договариваться, объяснять.
- Ресурсность — проще говоря, гибкость и устойчивость, чтобы поддерживать команду.
- Командность — умение сообща решать проблемы и двигаться к цели. Причём нужны эти навыки для работы не только с подчинёнными, но и с коллегами на одном должностном уровне, то есть такими же руководителями.
Среди других, менее очевидных навыков, которые стоило бы развивать в лидерах, Елена Тихомирова называет:
- Чтение. Конечно, речь идёт о чтении для дела — руководитель должен уметь выбирать нужную информацию, развиваться через книги, использовать их как источник идей для развития бизнеса.
- Работа с задачами. То есть анализ и расстановка приоритетов.
- Делегирование. «Заваленный делами руководитель — плохой руководитель, потому что он не видит людей, он не видит задачи, он не может ничего анализировать, он вообще ничего толком делать не может», — подчёркивает Елена.
- Управление изменениями и контроль качества. Любое нововведение в компании тянет за собой множество последствий, с которыми лидеру придётся работать. Так что если не прокачивать эти навыки, то велик риск неэффективности и ошибок.
Конечно, многие компании предпочитают растить руководителей из своих сотрудников, целенаправленно развивая лидерские качества. Однако не все обладатели таких качеств действительно годятся на руководящие роли, равно как и не все хотят их занять. Поэтому, прежде чем растить и учить лидеров, их нужно грамотно выбрать, подчёркивает Елена Тихомирова.
Она выделяет несколько ключевых качеств, которые нужно искать в будущем руководителе:
- Желание руководить. Не каждый готов управлять другими, раздавать задачи и переходить на другой уровень отношений с коллегами.
- Умение брать на себя ответственность и понимание, что это непросто. Жить с этим пониманием нелегко, и с психологическим давлением справится не каждый.
- Базовое уважение к другим. Если руководитель ставит себя выше других, неспособен проявить чуткость и эмпатию, это неизбежно приведёт к конфликтам, а значит, и предсказуемым проблемам.
- Понимание управленческих моделей. Главное, чтобы человек на лидерских позициях понимал ценность таких моделей. Ведь есть те, кто вообще не признаёт чужой опыт, — а когда человек просто отказывается перенимать отработанные годами практики, это опасная ситуация.
- Уверенность в себе. Казалось бы, очевидная, однако критически необходимая для успешного и качественного делегирования задач вещь. При этом научить уверенности в рабочем процессе или с помощью внутреннего обучения крайне сложно. «Это больше про поход к психологу или к коучу», — считает эксперт.
- Потенциал к гибкости и адаптивности. Хотя можно попытаться предсказать, сможет ли человек быстро перестроиться и удержаться на плаву в критической ситуации, сделать это не так-то просто. Поэтому и искать можно скорее потенциал, чем реальные качества, но для эффективного лидера они обязательны.
- Самоорганизация. «Если человек не умеет сам себя организовать, он никогда не сможет организовать всех остальных, это просто невозможно», — подчёркивает спикер.
- Саморазвитие. Только тот, кто постоянно учится и развивается, может транслировать идею обучения другим. Если же такого желания нет, то и ничего хорошего из управления не выйдет.
«Я убеждена, что настоящий лидер должен быть нацелен на постоянное саморазвитие. И это саморазвитие должно идти в первую очередь по собственной инициативе. Если мы говорим, что отобрали лидера, и мы его „пихаем“ развиваться, постоянно подталкиваем — здесь что-то не то. Человек, который действительно будет качественным руководителем, — это [тот, кто] развивается по собственной инициативе, он понимает, что ему это надо», — объясняет Елена.
Конечно, некоторые из перечисленных качеств можно и нужно развивать — но далеко не все. Если потенциальный руководитель ими не обладает в задатке, то и тратить время на процесс роста, возможно, не стоит.
При этом, чтобы вырастить в компании хороших лидеров, очень важно не только правильно их выбрать, но и не разочаровать их, подчёркивает Елена Тихомирова. А поэтому процесс назначения руководителей должен быть прозрачным. Иначе они просто не будут учиться: «Самое страшное, что вообще отбивает какое-либо желание [роста у сотрудников], когда из некой группы выбрали, скажем, пять-десять человек, и сказали: „Вы кадровый резерв на руководящую позицию“. Их обучили, всё сделали, всё рассказали, а потом на эту позицию назначили кого-то со стороны. Один, два, три таких случая, и вытащить хороших руководителей будет невозможно, потому что они не пойдут учиться, не пойдут развиваться».
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее
Компетентный лидер команды не просто руководит процессами и людьми, а сочетает в своей работе целый набор профессиональных качеств. Рассказываем, какими управленческими навыками должен обладать успешный руководитель и как их эффективно развивать.
Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи на нашем подкасте:
Планирование
Об искусстве все успевать написаны сотни книг, в которых под разным соусом подается одна идея — разбивайте все большие дела на несколько маленьких. Похожая идея по микропланированию есть и у новомодных методик из ИТ — Scrum, Kanban и прочих.
Если смотреть на планирование как на управленческий навык, то все немного усложняется. Работая над планом выполнения любой задачи, нужно обращать внимание на два важных фактора:
- Действительно ли задача сформулирована под результат, а не под процесс — нужно не наладить систему малярных работ, а покрасить конкретный забор к конкретной дате.
- Реально ли выполнить задачу имеющимися ресурсами.
Разделяйте виды планирования:
- Стратегическое — когда нужно понять, куда будет двигаться компания.
- Тактическое — как будет решаться стратегическая задача.
- Оперативное, или микроменеджмент — распределение задач разных сотрудников по календарю.
Организация работы
После планирования вам нужно наладить процессы, проявить организационные навыки. Если обобщенно, то важно ответить на вопрос — как лучше решить задачу. В этот блок входит умение определять необходимые функции у каждого подпроцесса, объяснить специалисту задачу, найти ресурсы: время работника, специальные инструменты. Возможно, распределить ответственность между исполнителями или добавить в календарь график отчетов.
Организация работы входит в перечень ключевых профессиональных навыков руководителя. Универсальной формулы нет, каждая задача требует своего подхода. Поэтому вам как менеджеру придется развивать еще и навык быстрого анализа ситуации и умения организовывать работу ограниченными ресурсами.
Делегирование
Если руководителем в компании становится успешный работник, то практически всегда его первая ошибка — стремление сделать все самостоятельно, без привлечения других. Хотя навык делегирования как раз и отличает эффективного менеджера от профессионального исполнителя.
Когда вы планируете передать задачу подчиненному, обращайте внимание на несколько факторов:
- Достаточно ли квалификации у специалиста для решения задачи?
- Способен ли он выполнить поручение в установленный срок?
- Действительно ли передача задачи именно этому исполнителю, а не другому, будет эффективным решением?
- Ясна ли задача подчиненному, достаточно ли у него ответственности и полномочий для выполнения?
Известный эксперт по менеджменту Брайан Трейси предупреждает: помните, что делегирование это не просто способ передать задачи. Это навык менеджера, двухсторонний процесс, в котором руководитель выступает учителем. Сначала управленец опытным путем выясняет, следует ли развивать исполнителя. Затем вкладывает в него ресурсы, в том числе и свое время. Только потом делегирование не будет требовать внимания менеджера, станет способом экономить время.
Контроль
Необходимые управленческие знания и навыки руководителя включают в себя такое понятие как контроль. Иногда этот термин ошибочно воспринимают как обязанность руководителя проверять каждый шаг исполнителя. Но подобный подход скорее вредит мотивации сотрудников — они чувствуют недоверие и подсознательно начинают саботировать процессы.
Вместо этого попробуйте воспринимать контроль как способность организовать систему беспроблемного отслеживания результатов. Например, задачу можно разбить на этапы, поставить контрольные точки и объяснить сотрудникам, каких результатов и в какой день вы ждете.
Смотрите также: Как определить управленческий масштаб
Обучение
Без постоянного повышения квалификации талантливый сотрудник быстро потеряет мотивацию, «середнячки» будут просто отрабатывать положенное количество часов, а новички не смогут разобраться в профессии и не смогут повысить производительность и качество работы.
Важное управленческое качество менеджера — заниматься развитием профессионала. Здесь важно вот что:
- Кого учить. Обычно отправить на курсы сразу весь отдел невозможно. Подумайте, обучение какого сотрудника принесет максимальный коэффициент полезного действия. Стоит ли вкладывать в «звезду» прямо сейчас, если он станет работать лучше на 1-2%, или лучше заняться подтягиванием среднего уровня, и качество повысится сразу на 20-30%?
- Чему учить. Так ли важно сейчас для менеджера получить MBA, может быть, у него хуже развиты «мягкие навыки»? Изучайте результаты контроля сотрудников, отмечайте, в какой области каждый из них развивается хуже, и соотнесите это с качеством работы.
- Как учить. Бесполезно вводить в компании только один формат образования — например, заставлять всех без исключения заниматься деловыми играми. Процесс обучения стоит начинать с анализа: попробовать, выслушать мнения сотрудников, соотнести их с результатами «до и после».
Обучение — постоянный процесс. Но это не только получение новых знаний и отработка их на практических кейсах. Важно закладывать возможность обучения на реальных проектах. Спланируйте работу так, чтобы у людей в новых проектах и задачах была возможность допустить ошибку и самостоятельно исправить ее — это один из самых эффективных педагогических инструментов.
Оптимизация
Когда задачи распланированы, процессы организованы, достижения и ошибки на контроле, а сотрудники развиваются, стоит заняться оптимизацией. Управление — это большой сложный механизм, строя который любой руководитель допускает небольшие ошибки. Проанализируйте все процессы и постарайтесь исправить недочеты.
Главные вопросы, которые стоит задать себе: как улучшить систему работы, сократить время и усилия на единицу результата. Уметь оптимизировать процессы — важнейший управленческий навык, который поднимет вас в любом рейтинге руководителей.
Лучшие способы учиться
Способов обучаться сейчас очень много, и лучше не выбирать какой-то один, а совмещать сразу несколько из перечисленных ниже вариантов. Не забывайте — главное не просто получить знания, но и превратить их в навыки, то есть попробовать все на практике, заметить важные тонкости, применимые к вашей сфере. Только так можно стать управленцем высокого класса.
Найти наставника
Под наставником стоит понимать не человека, который будет руководить вами и вашим обучением, указывать, что и как делать. Скорее, это специалист, которому вы доверяете как профессионалу, на кого вы можете равняться и кто может показать направление развития, вовремя указать на возможную ошибку и посмотреть на ваши проблемы с незаинтересованной стороны.
- Наставником может стать коуч или бизнес-тренер, если вы знаете такого в своей среде и он пользуется доверием у признанных специалистов отрасли. Тогда обращение к нему может стать неплохим вложением денег. Выбирайте коуча осторожно, перед тем как оплачивать длительный период, закажите тестовый разговор/занятие. И поинтересуйтесь успехами и отзывами не о самом коуче, а о его учениках.
- Ментором может стать ваш прямой руководитель или топ-менеджер в компании. Попробуйте наладить нужные контакты, оказывайте пользу и взамен учитесь, спрашивайте советы и показывайте свои наработки.
- Ориентиром для менеджера может стать гуру в профессии из другой компании — изучайте практику топ-менеджеров конкурентов, собирайте инсайты о работе, читайте материалы о человеке в прессе и старайтесь понять, как он принимает решения.
Наставник — это не обязательно человек, который будет вас направлять. Возможен и другой сценарий: вы будете внимательно следить за работой топ-менеджеров, перенимать их практики и постепенно выработаете свой эффективный стиль управления.
Посещать конференции
Для развития навыков руководителя вам могут пригодиться несколько видов событий:
Отраслевые — на которых обсуждаются последние события вашей сферы. Развитие hard skills позволит вам лучше ставить задачи специалистам.
Управленческие — там, где речь идет именно о проблемах менеджеров. Изучайте достижения науки управления персоналом и процессами, общайтесь с топ-менеджерами и заводите полезные знакомства.
Бизнес-встречи — на крупных предпринимательских конференциях можно узнать, как мыслят топы крупнейших компаний, получить инсайдерскую информацию из кулуаров и научиться мышлению предпринимателя, ведь руководитель и бизнесмен во многом схожие «профессии».
Собрать оценку команды и клиентов
Оценить эффективность работы руководителя с точки зрения результата может владелец бизнеса: выполнены ли KPI, решена ли задача. С точки зрения процессов стоит обратиться к непосредственным участникам системы — вашим подчиненным.
Проведите анонимный опрос, насколько высоко сотрудники оценивают ваши профессиональные качества и почему. Анализируйте результаты, направляйте усилия на слабые звенья в цепочке ваших профессиональных навыков.
Самообразование
Процесс обучения и развития никогда не заканчивается — он похож на езду на велосипеде, стоит остановится, как равновесие не удержать. Развивать управленческие качества можно самостоятельно:
- Проводите в коллективе деловые игры — найдите сценарии в открытом доступе или закажите разработку у специалистов.
- Подпишитесь на новинки бизнес-издательств.
- Развивайтесь в смежных областях. Например, если вы занимаетесь продажами, попробуйте разобраться в особенностях маркетинга или центра поддержки клиентов, так вы лучше поймете продукт.
Структурируйте знания
Все вышеперечисленные способы учиться имеют как плюсы, так и минусы. Например, проблема самообразования в том, что знания получаются хаотичными. Найти же наставника иногда очень сложно из-за особенностей компании и соглашений о неразглашении.
Попробуйте структурировать знания и повысить квалификацию в образовательном учреждении. Выбирая курс, ориентируйтесь на свои потребности. Например, по теме нашей статьи — лучше не искать общий курс о руководстве, а попробовать узконаправленный вариант «Развитие управленческих навыков». Посмотрите программу: в ней каждый навык рассматривается отдельно, есть практическая отработка и полезная теория.
Как и в случае с обучением сотрудников, подходить к выбору курсов лучше основательно. Например, проверить, являются ли преподаватели практиками, или их знания хороши лишь в теории. Почитать отзывы о курсах — много ли «воды», есть ли разбор реальных кейсов.
Еще раз — самое главное
Основные управленческие навыки руководителя:
- Реальное планирование — что нужно сделать, получится ли это сделать имеющимися ресурсами.
- Организация работы — как будем делать, что для этого нужно, что мешает или будет мешать.
- Делегирование — справится ли сотрудник с задачей, достаточно ли ясна задача.
- Контроль — как отслеживаем эффективность работы, проставлены ли сроки с запасом.
- Обучение — достаточно ли развиваются сотрудники, не деградируют ли от однообразной работы, не теряется ли мотивация.
- Оптимизация — можно ли получить тот же результат, вложив меньше усилий или времени.
Чтобы развивать навыки, нужно:
- Постоянно анализировать результаты работы и улучшать процессы, тестировать идеи.
- Собирать оценку собственных качеств и навыков от руководителя и подчиненных.
- Найти топ-менеджера в наставники, по возможности нанять коуча и брать пример с других эффективных топов и владельцев бизнеса.
- Посещать отраслевые, управленческие и бизнес-конференции.
- Постоянно заниматься самообразованием.
- Выбрать эффективные курсы и закончить их, сразу применяя знания на практике.
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
редакции.
Первым творческим заданием для опытных бизнес-тренеров, участников ежегодного конкурса тренерского мастерства — 2017, был ответ на вопрос «Как развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным?». Конкурсанты подготовили эссе на эту тему.
Вашему вниманию – работы финалистов в номинации «Опытные тренеры». А эссе призеров конкурса в номинации начинающих тренеров можно посмотреть здесь.
Светлана Гаврилова, руководитель регионального центра обучения и развития персонала компании «Тандер» (г. Тула), бронзовый призер конкурса в номинации «Опытные тренеры»
«Как развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным?»
- Сравнивать свой уровень компетенций с лучшими управленцами прошлого и настоящего, изучать опыт их профессионального становления.
- Изучать типовые ошибки, которые допускают руководители как вообще, так и в своей отрасли. Накладывать их на собственную деятельность.
- Фиксировать собственные ошибки, регулярно проводить ретроспективный анализ своей работы, учитывая их.
- Общаться с руководителями различных сфер (не только своей) в рамках профессиональных сообществ, выставок, круглых столов и пр. В ходе этого общения обмениваться управленческим и специализированным опытом.
- По возможности найти профессионального наставника, который сам является сильным руководителем.
- Запрашивать обратную связь у коллег, руководителей, подчиненных (аналог оценки 180). На основании полученной информации корректировать, усиливать свой стиль управления.
- Постоянно отслеживать события в своей отрасли: новости, тренды, новые технологии и инструменты, тенденции, прогнозы.
- Отдельно отслеживать работу конкурентов: их показатели, структурные изменения, особенности организации, технологий и пр.
- Углублять знания, повышать экспертность в части управленческих компетенций: изучение специализированной литературы, просмотр видеороликов в Интернете (выступления, лекции, конференции и пр.), участие в развивающих мероприятиях, участие в профессиональных конкурсах.
- В качестве возможности для профессионального развития использовать результаты своей аттестации/оценки в должности.
- Осваивать смежные/близкие профессии с менеджментом (общая психология, организационная психология, социология, экономика и т. д.) и со своей отраслью (например, если руководитель работает в сфере банковских услуг для частных лиц, то изучать особенности работы ритейла, медицинских услуг и т.д.). Поскольку это, в целом, расширяет профессиональный кругозор и, в отдельных случаях, помогает найти решения в работе своей отрасли.
- Пробовать новые инструменты, способы, методы решения текущих рабочих задач.
- Принимать участие в проектах, внедрении нововведений.
- Самому выступать в роли наставника, на постоянной основе заниматься развитием своих подчиненных.
- Узнать содержание компетенций и требуемые качества для вышестоящей должности (следующая ступень после своей должности) и начать их усиливать, если на текущий момент они недостаточно развиты и/или практически не востребованы. Если компетенция/качество требует значительного времени для развития или относится к трудноразвиваемым, то продумывать максимальное количество вариантов — как, чем её можно компенсировать, не теряя при этом качество работы вышестоящей должности.
- Интересоваться у своего непосредственного руководителя содержанием его деятельности, по возможности наблюдать за его работой, запрашивать у него задачи, которые он может делегировать.
- По возможности пройти стажировку у более опытного и успешного коллеги, чтобы иметь возможность несколько дней наблюдать всё, что он делает, говорит, что использует для анализа ситуаций, как принимает решения и т. д.
- Самому принимать на стажировку коллег-новичков, а также регулярно делиться собственным успешным опытом с уже работающими коллегами.
- Создавать свои инструменты для оптимизации и/или повышения эффективности собственной работы и работы подразделения.
- На основании личного опыта работы составлять памятки, методички, которые позволят закрепить свои удачные решения и сильные ходы, а также могут дать толчок для новых идей по организации работы. Кроме того, будут помогать новичкам и/или менее успешным коллегам.
- При поиске решений организовывать обсуждение с коллегами и/или подчиненными в формате круглого стола или мозгового штурма, что позволяет слышать другие точки зрения и мнения.
- Развивать нестандартность мышления, использовать методики для преодоления инерции и шаблонности мышления. Например, морфологический анализ.
- Повышать собственный интеллектуальный уровень: читать художественную литературу, заниматься исследованием, создавать интеллектуальный продукт и т. п.
- Отдельным пунктом вынесу развитие двух важных умений:
- умение объективно оценивать себя и окружающую действительность;
- гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям.
Поскольку это позволяет закреплять свой успешный опыт, принимать новые знания и видеть/быть способным воспринимать свои ошибки, чтобы затем их исправить.
Екатерина Пилипчук, бизнес-тренер фрилансер (г. Москва), серебряный призер конкурса в номинации «Опытные тренеры»
«Как развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным?»
Итак, как же развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным? Как минимум, ему нужно… развиваться))) Мир вокруг нас меняется стремительно. В первую очередь, это касается технологий. А технологическое ускорение тащит за собой, как локомотив, и привычные формы отношений, разные институциональные формы бизнеса и многое другое, на базе чего функционирует экономика. А руководитель, кто он в этом вихре перемен? Он тот, кто волей или неволей на острие этих перемен. Он должен управлять тем, что претерпевает ощутимые трансформации. И он вынужден вставать под знамена этих перемен, а может быть даже возглавить то, чему нельзя противостоять больше.
Мой главный совет – современный руководитель должен всеми доступными средствами развивать в себе гибкость. Готовность к переменам, жажду перемен. Он должен становиться первым в организации, кто предвосхищает перемены, ждет их и использует во благо своим рабочим задачам.
Как развивать в себе гибкость? Гибкость, в моем понимании, это как раз необходимое условие непрекращающегося саморазвития. Руководитель работает, в первую очередь, с людьми. Во вторую очередь, с задачами. И в ходе своей деятельности он попадает в различные управленческие ситуации. В этой простой, трехмерной картине управленческого мира он и должен развивать свою гибкость.
Во-первых, развивать «управленческую эластичность» в отношении с людьми. Привычные сценарии отношений должны изо дня в день давать импульсы для саморазвития. Не просто очередная ситуация, ожидаемый набор эмоций и более-менее предсказуемый результат. А новый взгляд на привычную ситуацию, анализ устоявшихся реакций, экспериментальный взгляд – попытка «лабораторно» что-то поменять в цепочке, добиться другого результата или другим объемом усилий. Работа с людьми – это питательная среда для саморазвития. Все люди разные. Настолько разные, что не устаешь этому удивляться каждый раз. Полярные ценности, радикально разные установки и взгляды, мотивация разной природы. Простой навык «посмотреть на ситуацию с позиции другого человека» сильно расширяет горизонты собственного развития. Помогает сгладить углы, найти новые подходы, прийти к неожиданным компромиссам. Кроме того, работа современного менеджера — это не просто работа с людьми. Это работа с людьми с разным уровнем подчинения. Субординация и политика добавляют в эту среду еще больше удобрений и пользы. Насколько Вы гибки с Вашими подчиненными? Можете ли Вы управлять коллегами, в тех ситуациях, где формальной власти нет и есть конфликт интересов? Насколько управляемы для Вас Ваши руководители? Или в отношениях с вышестоящими Вы как менеджер пребываете исключительно в позиции «снизу» и существуете только реактивно? Добавлю, другие люди – еще и Ваше отражение. Как Вас воспринимают окружающие? Такая реакция ожидаема Вами или, может быть, даже запланирована? Насколько это соотносится с тем впечатлением, которое Вы хотели бы производить?
Второе измерение управленческой работы – это задачи. Современный руководитель должен развивать свою гибкость и в этом вопросе. Задачи, как и все вокруг, переменчивы. И если руководитель выпадает из водоворота развития задач – то так недолго и оказаться «мертвым пнем» (по методологии И.Адизеса). При этом, у менеджера нетривиальная роль. Он должен, с одной стороны, быть в авангарде перемен в задачах. Но, с другой стороны, он должен жесткой хваткой держать свой фокус. Следовать своему видению и ориентирам. То есть работать в условиях управляемого хаоса. Как это можно развивать? Инструменты тайм-менеджмента в помощь. Периодический контроль задач – важное/неважное, срочное/несрочное. Оценка времени в каждом квадранте и планирование перемен. Нужно тренировать навык быстрого реагирования на ситуации. Почти все время стали «тушить пожары»? В какой степени Вы внедряете в жизнь свое «лидерское» видение рабочих задач? А в какой – это за Вас делают другие (Ваш начальник, Ваши подчиненные, конкурирующие подразделения)? Периодический контроль пула Ваших задач обязательно включает рефлексию по поводу прокрастинации. Фиксируйте, если что-то откладывается постоянно на потом. Если до чего-то важного не доходят руки – это точка развития Вашей гибкости. Может быть, Вы неправильно нафантазировали свои стратегические приоритеты? И то, что названо «важным» на самом деле таковым не является? Ведь правильно организованная работа менеджера с самим собой, со своими задачами и с окружающей действительностью – это, когда важные задачи подхватываются в потоке и двигаются к решению. А может быть задачи, названные «важными», такие и есть. Тогда точка развития гибкости – начать дискретно, здесь и сейчас, менять свой распорядок дня и задач. Начинать понемногу. В любом расписании можно найти небольшое окно для шага в «светлое будущее». Пусть это будет 30 минут или 15 минут, но каждый день. С методичностью маниакального администратора.
И, наконец, третье измерение управленческой гибкости – ситуации. Совещания, планерки, разбор полетов, презентации, собеседования и т.п. Плановые и спонтанные. Желаемые и нет. Эффективные и не очень. Если воспринимать каждый рабочий день руководителя в качестве личного MBA, то каждая управленческая ситуация – это новый кейс, отдельный курс, новый преподаватель. И руководитель, нацеленный на саморазвитие, должен тренировать в себе навык находить в каждой ситуации точку роста для себя. Новый взгляд на привычную картину мира, новые обстоятельства, новые вызовы, новая проблематизация. Что я могу взять из предложенного для себя? Как эта ситуация двигает меня к моей цели? Анализ, рефлексия и еще раз анализ. Изо дня в день.
Люди, задачи и ситуации – координаты саморазвития современного руководителя. Советов может быть много. Но выбирая один, я выбираю этот. Тренировать в себе изо дня в день «примерку других костюмов» на себя. Выход из привычного амплуа. Управление каждый день. Прохождение лучшей программы MBA, заточенной эксклюзивно под Ваши нужды. Расширение горизонтов управления без потери штурвала.
Ольга Кабанова, бизнес-тренер торговой сети «Перекресток» (г. Йошкар-Ола), победитель в номинации «Опытные тренеры»
«Как развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным?»
Современный век – век инноваций, век молниеносных изменений во всех сферах, век универсальных умений и навыков, век Клиента, век навыков взаимодействия лично и через различные технологии (электронные переписки, социальные сети, блоги и т.д.), век огромного информативного потока.
Каждая компания сегодня ищет эффективных, стрессоустойчивых, опытных лидеров-руководителей, которые возглавят отделгруппунаправление в компании и буквально через месяц увеличат эффективность данного подразделения на 100-200-300%.
В каждой крупной компании создаются свои корпоративные институты для обучения персонала с целью качественного сквозного обучения всех сотрудников. Казалось бы, что в такой организации стать эффективным руководителем легко. В компаниях поменьше приглашают или сторонних провайдеров на точечное обучение, или заключают договор на аутсорсинговое бизнес-сопровождение по обучению с компанией-провайдером (так делают более продвинутые компании среднего и малого бизнеса).
Итак, каковы пути развития современного руководителя, чтобы стать эффективным?
Одна из самых простых формул «Думай – делай – анализируй» и далее по кругу. Важно: развитие должно идти по спирали постоянно вверх, а не просто по замкнутому кругу.
Давайте рассмотрим направления развития руководителя и формы повышения эффективности:
- Руководитель обязан быть финансово грамотным (владеть цифрами плана своего подразделения, владеть ежедневной информацией по движению к плану, понимать насколько хорошо этими цифрами владеют его подчиненные, отслеживать показатели эффективности своих подчиненных и т.д.). Чтобы стать эффективным в этой области, руководитель может пройти обучение (очное, дистанционное, книжное). Затем грамотное отслеживание всех цифр – это уже тайм-менеджмент и управление (далеко не всегда сотрудники будут сами вовремя предоставлять информацию, а, значит, необходимо будет их приучить к подобным оперативным отчетам).
- Руководитель обязан обладать навыками постановки задач и контроля, организации деятельности по всем направлениям работы своего подразделения. Хороший руководитель тот, который в отпуске за 2 недели ни разу не услышал звонка с работы, а вернувшись в офис, нашел свой отдел в отличном темпе выполнения всех показателей.
Этому можно научиться на самых различных тренингах, обучающих программах (очно и дистанционно), при чтении бесчисленного количества статей и книг, которые предлагает бизнес-рынок. Важно понимать, что от знаний до навыков огромная пропасть, если только учиться и не начинать применять полученные знания. А это уже самоорганизация, тайм-менеджмент и даже сила воли и духа. - Руководитель обязан обладать лидерскими качествами, авторитетом и харизмой. Есть руководители, достигающие показателей жесткостью, есть очень спокойные, есть хаотично-амбициозные… Если руководитель присутствует в социальных сетях или ведет на каком-то ресурсе свой блог – это должно соответствовать должности. Испортить свой авторитет можно за считанные минуты: на любом корпоративе или одной фотографией в соцсетях. Готовность проанализировать себя, разработать свой план повышения эффективности поможет коуч.
- Руководитель обязан обладать навыками подбора и формирования команды (начиная с эффективного проведения собеседования на основе четкого понимания компетенций сотрудника на ту или иную позицию, далее – грамотное наставничество самому или через подготовленных сотрудников и, наконец, объединение под общим флагом как всей компании, так и отдельного подразделения со своими традициями и устоями).
Самостоятельное изучение литературы, статей, посещение бизнес-слетов и мастер-классов по данной тематике. И важно: обязательно передавать знания своим подчиненным, которые на личном примере руководителя начинают также самообучаться (это могут быть круглые столы, scrum-встречи, тематические совещания, курилка). Очень часто именно там руководитель со своими линейными руководителями может не просто получить обратную связь по работе, но и узнать новинки из бизнес-среды, с которыми знакомы его коллеги. - Руководитель обязан развивать связи с внутренними клиентами и внешними клиентами. Внутренние клиенты компании – коллеги – могут стать отличным примером для повышения эффективности. Если хвалят другого по каким-то показателям, значит, важно перенять у него опыт (внимательно слушать рекомендации и его действия на совещаниях, прийти на чай и т.д.). Внешние клиенты – не только клиенты компании, но и коллеги-руководители во всех возможных компаниях (бизнес-встречи, которые проводятся в городах, на разные темы; клубы читающих предпринимателей, тренинги, бизнес-марафоны и многое-многое). Важно ставить цель получить максимум полезных контактов, а непросто «выпить чай с пироженкой» в рабочее время.
- Руководитель обязан быть в современном ключе развития мира и рынка.
Сегодня предлагается большое количество инновационных методов развития бизнеса и взаимодействия с сотрудниками. Обязательно изучение профессиональной периодической литературы (будь то в электронном или бумажном виде). - Руководитель обязан в любой ситуации иметь настрой на решение любых задач.
Методы решения очень различны (от дизайн-мышления до lean-методик) – все методы можно изучить, выписать, повесить на доску. Но самое главное: сила воли и внутренний настрой, начиная от четкого проведения совещаний и заканчивая привлечением внутренних или внешних тренеров для проведения групповых дискуссий с целью решения комплексных задач или нахождения и принятия путей выхода из сложной ситуации в компании, если таковая случится.
Резюмируя все выше сказанное, хочу подчеркнуть, что эффективным руководителем не рождаются, им становятся. И здесь важно не только желание, а именно действия руководителя быть активным в поиске любых решений, быть активным в выборе способов достижения эффективности своего подразделения, быть активным в любых форматах внедрения новых знаний, быть проактивным в своем развитии.
23 ноября 2020 г.
Даже если вы чувствуете, что вас ценят на работе, существуют ключевые области профессионального развития, которые могут помочь вам повысить личную продуктивность и приобрести ценные навыки, которые пригодятся вам во всех аспектах вашей карьеры. Выделение времени для самосовершенствования может помочь вам чувствовать себя более уверенно в своем вкладе на работе. Хотя определение областей, над которыми вы могли бы работать, требует некоторых усилий, разработка может быть стоящим занятием. В этой статье мы обсудим ключевые области развития сотрудников, которые могут помочь повысить производительность и улучшить моральный дух в офисе.
Каковы ключевые направления развития для сотрудников?
Область развития — это навык или качество, которые приносят пользу в вашей профессиональной жизни. Сосредоточившись на улучшении этих областей развития, вы как сотрудник можете стать более продуктивным, чутким и готовым к сотрудничеству членом команды. Руководители и работодатели могут предложить поддержку для развития сотрудников помимо технических и академических навыков, создавая культуру, которая ценит самосовершенствование и позволяет личный и профессиональный рост в ключевых областях.
Примеры направлений развития для сотрудников
Анализируя свое профессиональное поведение, подумайте, поможет ли вам приобрести ценные навыки какая-либо из этих 10 ключевых областей развития. Мы предлагаем примеры и советы, чтобы показать, что самосовершенствование часто означает небольшие изменения, которые приводят к большим результатам.
-
Постановка целей
-
Коммуникация
-
Сотрудничество
-
Прослушивание
-
Решение конфликта
-
Адаптивность
-
Организация
-
Принятие конструктивной обратной связи
-
Честность
-
Производительность
1. Целеполагание
Если вы ищете больше направлений в своей профессиональной карьере, постановка целей может стать хорошим первым шагом к улучшению концентрации внимания и производительности труда. Командные проекты часто имеют широкие и ближайшие цели и этапы, которые необходимо достичь, но ваше личное развитие не менее важно, чтобы помочь вам чувствовать удовлетворение и гордость за свою работу.
Предпочитаете ли вы использовать онлайн-приложение или любите писать в блокноте, ставить цели для себя жизненно важно для продвижения вашего развития.
Практики постановки целей различаются, но вы можете попробовать следующие советы, которые помогут вам в достижении ваших целей:
-
Разделите долгосрочные цели на более мелкие, более достижимые части.
-
Запишите свои цели в журнале, в виде контрольного списка, в электронной таблице или в электронном документе на вашем телефоне, к которому вы можете часто обращаться.
-
Создайте доску визуализации с визуальным представлением ваших целей.
2. Общение
Офисы и команды состоят из групп людей с разным опытом и опытом. Такое разнообразие поможет взглянуть на проект свежим взглядом, а также подчеркнет, насколько ваш стиль общения может отличаться от стиля общения коллеги. Признание коммуникативных предпочтений других людей и работа с ними — отличный способ построить позитивные отношения.
Попробуйте эти советы, чтобы улучшить общение в команде:
-
Создайте баланс между встречами, конференциями один на один и электронным общением, чтобы учесть предпочтения.
-
Установите фиксированную встречу или распорядок, который поможет облегчить своевременный разговор.
-
Назначьте постоянно меняющегося руководителя обсуждения для личных встреч, чтобы у всех членов команды была возможность вести и способствовать обсуждению.
3. Сотрудничество
Сотрудничество — это навык, которому вы учитесь в молодом возрасте, когда он называется сотрудничеством или обменом. На рабочем месте, сотрудничество включает в себя работу с другими людьми из разных слоев общества для достижения общей цели. Сотрудничество может повысить продуктивность, чем когда человек работает в одиночку.
Вот несколько советов по развитию отношений сотрудничества:
-
Создавайте товарищеские отношения с помощью сеансов мозгового штурма, уделяя равное внимание идеям и вкладу всех участников.
-
Участвуйте в мероприятиях по сплочению команды или рабочих встречах, чтобы узнать сильные и слабые стороны друг друга и создать культуру поддержки друг друга.
-
Перед более сложным проектом поработайте с разными коллегами над более мелкими задачами, чтобы определить, какое партнерство будет эффективным для долгосрочного успеха.
4. Слушание
Качеств хорошего слушателя много, и им можно научиться и развить их на практике. На рабочем месте хорошие слушатели ценны для других, ищущих наставничества или совета по карьере, для обмена идеями о том, как завершить проекты, и для личного знакомства с коллегами для улучшения совместной работы.
Вот несколько способов стать хорошим слушателем:
-
Установите зрительный контакт и не смотрите на отвлекающие факторы, такие как компьютеры или мобильные телефоны.
-
Дайте другому человеку время подумать, не разговаривая и не перебивая его в моменты тишины.
-
Выражайте эмоции, соответствующие ситуации, такие как сочувствие, радость, поздравление или поддержку.
-
Задавайте вдумчивые уточняющие вопросы для уточнения или для того, чтобы дать другому человеку возможность предоставить более подробную информацию.
5. Разрешение конфликтов
Когда между вами и коллегой возникают разногласия, бывает сложно найти простое решение. Если вы не смогли уладить разногласия, возможно, вам придется обратиться за советом по разрешению конфликта или к посредничеству, которое поможет вам преодолеть проблему.
Вот несколько советов, которые помогут разрешить конфликт:
-
Примите участие в организованном тренинге по разрешению конфликтов в нейтральной среде до того, как возникнут проблемы.
-
Уйдите от конфликта, если вы слишком эмоциональны, и подождите, пока вы не почувствуете себя спокойнее, чтобы обсудить свои проблемы.
-
Избегайте обвинений друг друга. Вместо этого попробуйте следующую фразу: «Когда вы [miss our morning meeting]Я чувствую [disrespected]».
6. Адаптивность
Даже самый тщательный мозговой штурм и планирование могут не предвидеть сценарии, которые изменят ситуацию. масштаб проекта по мере продвижения. Смена руководства, реструктуризация взглядов клиента, финансовые затруднения или реструктуризация персонала — все это может повлиять на сроки и результаты проекта. Сотрудники, которые могут легко адаптироваться к изменяющимся условиям, будут более продуктивными и счастливыми даже при меняющихся задачах и обстоятельствах.
Вот несколько советов, как лучше адаптироваться в меняющейся рабочей среде:
-
Перед началом проекта признайте и примите, что, вероятно, будут корректировки.
-
Если проект меняет курс, найдите время вместе с вашей командой, чтобы переоценить и переопределить масштабы, как вы бы сделали это в начале проекта, запрашивая отзывы и мнения от всех членов команды.
-
Используйте мантры или читайте вдохновляющие цитаты, которые сохраняют спокойствие и сосредоточенность на результатах, даже если многие аспекты вашей работы меняются.
7. Организация
Хорошая организация — это привычка, которая может положительно повлиять на каждый аспект вашей работы. Когда ваши документы, ваши электронные файлы или ваш ввод данных в базу данных или программу отслеживания задач будут в порядке, вы, вероятно, будете готовы ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть, и поможете себе выполнять задачу.
Вот несколько советов, как организовать свою работу:
-
Каждый рабочий день посвящайте какое-то время организации, например, заполняйте документы в течение 30 минут после обеда или записывайте прогресс в электронную таблицу.
-
Создайте функциональную систему организации — с физическими папками с файлами и резервными копиями на внешнем жестком диске или в облачном хранилище — где документы и файлы четко и последовательно помечены.
-
Держите высокоприоритетные задачи на переднем крае вашей организационной системы, будь то почтовый ящик для бумаги на вашем столе или электронная система управления задачами, которая помогает вам с напоминаниями и предупреждениями.
8. Принятие конструктивной обратной связи
Может быть трудно услышать конструктивный отзыв о вашей работе или поведении. Тем не менее, конструктивная обратная связь может помочь исправить поведение и способствовать хорошей работе, будь то между коллегами для разрешения конфликта или между менеджером и сотрудником.
Вот несколько советов, как быть открытым для конструктивной обратной связи:
-
Поощряйте вашу компанию развивать культуру, в которой оба положительный отзыв и предложения по улучшению являются регулярной частью офисного общения.
-
Примите участие в тренинге, посвященном передовым методам конструктивной обратной связи.
-
Когда вы получаете конструктивную обратную связь, требующую исправления, постарайтесь быть скромным и оцените, как вы можете реализовать даже небольшое изменение.
9. Честность
Лучший способ завоевать и сохранить доверие ваших коллег, менеджеров и клиентов, которых вы обслуживаете, — это показать себя честным и этичным во всех ваших деловых отношениях, даже когда вам может быть трудно сказать правду или признать ошибку.
Вот несколько способов продемонстрировать свои личные честность:
-
Будьте открыты и прозрачны, когда имеете дело с финансовыми транзакциями, такими как мелкие наличные деньги, кредитные карты компании или сдача квитанций для возмещения. Используйте средства компании только для разрешенных покупок.
-
Используйте время компании с умом, усердно работая над поставленными задачами в те часы, когда вы, как ожидается, будете там находиться.
-
Следите за ответами, которые вы обещали другим, соблюдайте сроки без оправданий и берите на себя ответственность за результаты своей работы.
10. Производительность
В конце рабочего дня может быть приятно оглянуться на то, чего вы достигли. Некоторые дни позволяют вам выполнять свой список задач эффективно и с минимальными отвлекающими факторами, а другие могут быть заполнены неожиданными проблемами, которые отвлекают ваше внимание от вашего первоначального плана. Развитие вашей способности быть продуктивным независимо от того, что происходит в течение дня, является ценным навыком.
Вот несколько советов, как повысить личную продуктивность:
-
Старайтесь сосредоточиться на одной задаче, а не на многозадачности. Вы можете попробовать закрыть дверь своего офиса, отключить звук телефона или выключить компьютер на некоторое время, чтобы уложиться в срок. Каждый раз, когда вы отводите взгляд от задачи, это может ослабить вашу концентрацию и увеличить общее время, необходимое для ее завершения.
-
Создайте систему, которой вы сможете следовать каждый день. Это может быть составление списка каждое утро, проверка электронной почты только в определенное время дня или отчетность перед коллегой для мотивации. Найдите то, что, как вы знаете, будет соответствовать тому, как вам нравится работать.
-
Делайте короткие перерывы, когда чувствуете особенное напряжение или усталость. Короткая прогулка, настольная йога или перекус помогут вам почувствовать себя бодрее и лучше сосредоточиться на задаче.