Общее руководство деятельностью осуществляет государственный комитет рф по охране окружающей среды

На чтение 17 мин. Опубликовано 13.03.2023

Содержание

  1. Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
  2. С изменениями и дополнениями от:
  3. ГАРАНТ:
  4. С изменениями и дополнениями от:
  5. ГАРАНТ:
  6. Информация об изменениях:
  7. Информация об изменениях:
  8. ГАРАНТ:
  9. ГАРАНТ:
  10. Информация об изменениях:
  11. Информация об изменениях:
  12. ГАРАНТ:
  13. ГАРАНТ:
  14. ГАРАНТ:
  15. ГАРАНТ:
  16. ГАРАНТ:
  17. Информация об изменениях:
  18. ГАРАНТ:
  19. Информация об изменениях:

Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643
«Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды»

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 настоящее постановление признано утратившим силу

См. постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 969, постановление Правительства РФ от 13 января 1999 г. N 49

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 375 «Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 211).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ

См. также приказ Госкомэкологии РФ от 2 июля 1997 г. N 303

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 пункт 1 настоящего Положения изложен в новой редакции

1. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных (далее именуются — отходы), в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства.

Госкомэкология России осуществляет государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении, и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

2. Госкомэкология России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции

3. Госкомэкология России и территориальные органы этого Комитета являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, а также в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

4. Госкомэкология России, территориальные органы этого Комитета, специализированные инспекции, научно-исследовательские и другие организации, создаваемые Госкомэкологией России в установленном порядке для обеспечения своей деятельности, составляют единую систему.

ГАРАНТ:

См. Типовое положение о специализированной морской инспекции Госкомэкологии, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 25 августа 1999 г. N 466

5. Госкомэкология России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия органов Госкомэкологии с органами Госналогслужбы см. приказ Госкомэкологии РФ и Госналогслужбы РФ от 4, 5 февраля 1998 г. NN 64, АП-3-04/19

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения

6. Основными задачами Госкомэкологии России в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами являются:

1) осуществление государственной политики, государственного управления и контроля;

2) межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

3) проведение государственной экологической экспертизы;

4) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического контроля, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов;

5) формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики;

6) регулирование в пределах своей компетенции совместно с другими федеральными органами исполнительной власти природопользования в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

7) организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов);

8) обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

9) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

10) формирование системы особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Комитета, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Комитета объектами природно-заповедного фонда Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации;

11) в пределах своей компетенции охрана в соответствии с законодательством Российской Федерации континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения

7. В соответствии с основными задачами в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами Госкомэкология России:

1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной экологической политики;

2) осуществляет разработку и реализацию в установленном порядке федеральных и межгосударственных целевых программ, а также экологических проектов;

3) участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, в осуществлении единой научно-технической и инвестиционной политики;

4) разрабатывает в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов;

ГАРАНТ:

О подготовке ведомственных нормативных правовых актов Госкомэкологии РФ и их государственной регистрации см. приказ Госкомэкологии РФ от 8 сентября 1997 г. N 379

5) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на:

утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных);

проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования;

ГАРАНТ:

См. вопросы организации экологического аудирования, утвержденные приказом Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181

осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

ГАРАНТ:

См. Порядок организации проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденный приказом Госкомэкологии РФ от 14 декабря 1999 г. N 764

выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным законодательством), а также вредные физические воздействия на окружающую среду;

добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;

регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов животных и растений;

6) согласовывает в пределах своей компетенции нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;

7) организует работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по использованию его средств, а также контролирует их целевое использование;

8) осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

9) организует и осуществляет государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований;

10) участвует совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в ведении кадастров природных ресурсов;

11) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие;

12) составляет и ведет государственный кадастр отходов, государственный реестр объектов их размещения и ведет учет отходов;

13) обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях;

14) совместно с Госкомстатом России и при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает порядок и формы статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции Госкомэкологии России;

15) организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности Госкомэкологии России, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования;

16) организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;

17) обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

18) разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;

19) осуществляет в установленном порядке общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга и Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);

20) организует и проводит государственную экологическую экспертизу, контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы;

21) обеспечивает совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охрану морской среды, ее живых и неживых ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

22) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

23) разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды;

ГАРАНТ:

См. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.

24) координирует в пределах своей компетенции деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в том числе по вопросам:

организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды;

лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия;

25) организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;

26) согласовывает в установленном порядке международные договоры, реализует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и ее участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, осуществляет международное сотрудничество, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области;

27) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения;

ГАРАНТ:

См. Приказ Госкомэкологии РФ от 23 февраля 2000 г. N 102

28) проводит мероприятия по улучшению условий труда, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников системы Госкомэкологии России;

29) организует переподготовку и повышение квалификации кадров для системы Госкомэкологии России;

30) разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы форменной одежды и знаков различия государственных инспекторов по охране природы и порядок ношения форменной одежды;

31) осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление территориальными органами и подведомственными организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов;

32) обеспечивает развитие материально-технической базы подведомственных организаций Госкомэкологии России и контроль за ее эффективным использованием;

33) участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

34) осуществляет в соответствии со своей компетенцией контроль за деятельностью в области обращения с отходами, в том числе за деятельностью по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению;

35) осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также другие меры государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

36) осуществляет руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую среду, утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую среду;

37) согласовывает нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты;

38) осуществляет функции административного органа Российской Федерации по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения

8. Госкомэкология России в пределах своей компетенции имеет право:

1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

2) запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия;

3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, выполнении программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования;

4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования;

5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности;

6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования;

7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании;

8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;

9) останавливать и осматривать во взаимодействии с уполномоченными на то государственными органами российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

10) проверять во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил;

11) запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;

12) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства;

13) создавать в установленном порядке территориальные органы по охране окружающей среды, утверждать положения об этих органах, а также определять в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда структуру и штаты территориальных органов;

ГАРАНТ:

См. Типовое положение о территориальном органе Госкомэкологии России, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 2 ноября 1999 г. N 641

14) утверждать в соответствии с действующим законодательством уставы (положения), в том числе типовые, о подведомственных органах и организациях;

15) назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных органов и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с ними в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

16) публиковать либо передавать для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения;

17) взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее.

9. Должностные лица Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций этого Комитета имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

10. Решения Госкомэкологии России и территориальных органов этого Комитета по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

11. Госкомэкологию России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Заместители председателя Госкомэкологии России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.

12. Председатель Госкомэкологии России:

осуществляет общее руководство деятельностью Госкомэкологии России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и смету на содержание центрального аппарата;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Госкомэкологии России;

назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов и подведомственных организаций системы Госкомэкологии России;

издает приказы, распоряжения, дает указания, утверждает инструкции, обязательные для исполнения работниками Госкомэкологии России, его территориальных органов и подведомственных организаций;

осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения

13. В Госкомэкологии России образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей структурных подразделений Госкомэкологии России, представителей других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, руководителей территориальных органов, ведущих ученых и специалистов.

Численность и персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Госкомэкологии России.

Распределение обязанностей между членами коллегии производится председателем коллегии.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Госкомэкологии России, территориальных органов и подведомственных организаций, заслушивает должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Госкомэкологии России. Решения коллегии оформляются протоколами и утверждаются приказами председателя Госкомэкологии России.

14. В Госкомэкологии России создаются:

научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других организаций;

совет государственной экологической экспертизы;

совет уполномоченных представителей региональных объединений территориальных природоохранных органов и иные консультационные органы на общественных началах, необходимые для выполнения возложенных на Госкомэкологию России задач и функций.

Составы указанных советов и положения о них утверждаются председателем Комитета.

Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется центральным аппаратом Госкомэкологии России.

15. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госкомэкологии России осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на функционирование системы федеральных органов исполнительной власти, а территориальных органов этого Комитета и подведомственных Комитету организаций — за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством.

16. Госкомэкология России является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Согласно утвержденному Положению Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. В Положении закреплены задачи, права и обязанности Госкомэкологии РФ. В связи с приятием указанного Положения утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 375 «Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 10 июня 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 1997 г. N 22 ст. 2605

Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 838

Источник

1. Общие положения

1.1. Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды (далее — Комитет) является постоянным действующим рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума).

1.2. Порядок деятельности Комитета определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы, решениями Государственной Думы и настоящим Положением.

1.3. Вопросы ведения Комитета определяются настоящим Положением.

1.4. Порядок формирования состава Комитета определяется Регламентом Государственной Думы.

1.5. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения, гласности и коллективности решения вопросов.

1.6. Правовое, организационное, аналитическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляет аппарат Комитета.

2. Основные задачи Комитета

Основными задачами Комитета являются:

2.1. Предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;

2.2. Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, заявлений, обращений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы, относящихся к вопросам ведения Комитета;

2.3. Исполнение поручений Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы, Совета Государственной Думы, Государственной Думы;

2.4. Анализ правоприменительной и судебной практики по вопросам ведения Комитета;

2.5. Подготовка заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального закона о федеральном бюджете;

2.6. Работа с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам ведения Комитета;

2.7. Организация парламентских слушаний, конференций, совещаний, «круглых столов» и других мероприятий, участие в их работе;

2.8. Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Комитета;

2.9. Решение вопросов организации своей деятельности, а также иных вопросов в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

3. Основные функции Комитета

В целях решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:

3.1. Утверждает план работы Комитета;

3.2. Осуществляет подготовку предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, план международных связей Государственной Думы с парламентами других государств;

3.3. Осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

3.4. Готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

3.5. Направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу;

3.6. Принимает решение о направлении законопроекта, по которому Комитет является ответственным, в государственные органы, иные заинтересованные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной и (или) независимой экспертизы законопроекта;

3.7. При необходимости создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы по подготовке законопроектов или иным вопросам, относящимся к вопросам ведения Комитета;

3.8. Приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы, авторов поправок или их официальных представителей, а также независимых экспертов и представителей иных организаций;

3.9. Принимает решение о необходимости проведения мероприятия в Государственной Думе, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит мероприятие в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.

3.10. Совместно с Управлением государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы участвует в формировании конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Комитета и в формировании комиссий по проведению аттестации государственных гражданских служащих аппарата Комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.11. Вносит на заседания Совета Государственной Думы предложения о приглашении парламентских делегаций иностранных государств или о направлении делегаций в составе группы депутатов Государственной Думы — членов Комитета, государственных гражданских служащих аппарата Комитета за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств;

3.12. Взаимодействует по вопросам своего ведения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и их должностными лицами, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы.

4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета

4.1. Комитет образуется из числа депутатов Государственной Думы. В состав Комитета входят депутаты Государственной Думы: председатель Комитета, первые заместители председателя Комитета, заместители председателя Комитета, члены Комитета. Состав Комитета и изменения в нем определяются Государственной Думой

4.2. Комитет самостоятельно определяет свою структуру, вносит в нее изменения и дополнения.

4.3. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

4.4. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.

4.5. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.

4.6. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета по уважительной причине члены Комитета заблаговременно в устной или письменной форме информируют председателя Комитета.

4.7. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с планами работы Комитета, Примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на период сессии.

4.8. Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания, распространяет информацию для депутатов Государственной Думы о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и рассматриваемых вопросах.

4.9. Комитет может инициировать проведение совместных заседаний, конференций, совещаний с участием двух и более комитетов Государственной Думы или соответственно участвовать в их работе.

4.10. По направлениям своей деятельности Комитет может создавать экспертные советы, рабочие группы из числа членов данного Комитета, других комитетов Государственной Думы, представителей государственных органов власти и иных организаций. Комитет вправе привлекать к своей работе государственных гражданских служащих Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.

4.11. Председатель Комитета:

×  осуществляет постоянное руководство деятельностью Комитета;

×  представляет Комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Председателем Государственной Думы и его заместителями Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, органами государственной власти, общественными и другими организациями, соответствующими органами парламентов иностранных государств, международными организациями;

×  распределяет обязанности между своими первыми заместителями и заместителями;

×  уведомляет о месте и времени очередного заседания Комитета членов комитета, а также заблаговременно информирует об этом иных участников заседания;

×  созывает внеочередное заседание Комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов Комитета;

×  ведет заседания Комитета, подписывает протоколы заседаний и решения Комитета;

×  в случае своего отсутствия и отсутствия своих первых заместителей поручает исполнение обязанностей председателя Комитета одному из своих заместителей;

×  назначает уполномоченных на представление позиции Комитета по вопросам ведения Комитета на заседаниях Государственной Думы и Совета Государственной Думы;

×  координирует деятельность экспертных советов, рабочих групп, решает иные вопросы внутреннего распорядка деятельности Комитета в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распределением обязанностей между своими первыми заместителями и заместителями;

×  осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комитета.

5. Порядок проведения заседаний Комитета

5.1. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Место проведения заседаний Комитета: Государственная Дума, Георгиевский переулок, дом 2, Зал ____. При необходимости председатель Комитета принимает решение об изменении места и времени проведения заседания Комитета, о чем члены Комитета информируются заблаговременно.

5.2. Заседания Комитета проводятся открыто, если Комитет не примет решение о проведении закрытого заседания.

5.3. Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав Комитета, могут присутствовать на заседании Комитета с правом совещательного голоса.

5.4. На заседание Комитета могут быть приглашены должностные лица органов государственной власти, научных и общественных организаций.

5.5. На открытых заседаниях Комитета по приглашению председателя Комитета или соответственно председателя подкомитета могут присутствовать представители средств массовой информации и представители общественности.

5.6. Заседание Комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комитета.

5.7. Решение Комитета принимается открытым или тайным голосованием. Тайное голосование проводится по заявлению, поддержанному не менее чем 50% членов Комитета, присутствующих на заседании. Решение Комитета принимается большинством голосов от числа членов Комитета, присутствующих на заседании Комитета. Каждому депутату — члену Комитету принадлежит один голос. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета является решающим.

5.8. Член Комитета обязан присутствовать на заседаниях Комитета и лично участвовать в его работе. В случае отсутствия по уважительной причине член Комитета вправе выразить свою позицию по любому рассматриваемому на заседании Комитета вопросу в заявлении на имя председателя Комитета, которая отражается в стенограмме заседания Комитета.

5.9. В случае необходимости принятия срочного решения Комитета по вопросу его ведения предусматривается возможность заочного голосования (опросное голосование путем оформления и подписания членами Комитета опросного листа).

5.10. Проект повестки заседания Комитета предлагает председатель Комитета. Проект повестки доводится до членов Комитета по электронной почте как правило не менее чем за 2 дня до даты проведения очередного заседания. Каждый член Комитета вправе предложить вопрос для включения в повестку заседания, как заблаговременно, так и непосредственно при обсуждении проекта повестки на заседании Комитета. Окончательная повестка утверждается на заседании Комитета.

5.11. Председательствующий на заседании Комитета вправе удалять из зала заседаний Комитета приглашенных, мешающих работе Комитета.

5.12. Процедура проведения заседания Комитета, не предусмотренная настоящим Положением, принимается на заседании Комитета большинством голосов от числа присутствующих членов Комитета, принявших участие в голосовании.

6. Вопросы ведения Комитета

6.1. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:

6.1.1. О реализации и защите конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

6.1.2. Об охране компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство и проч.), природных объектов, природных комплексов и иных объектов окружающей среды;

6.1.3. О рациональном использовании, воспроизводстве и охране природных ресурсов, в том числе ресурсов недр, ресурсов энергии природных процессов, лесных и иных растительных ресурсов, водных ресурсов, объектов животного мира, охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов и иных природных ресурсов, драгоценных металлов и драгоценных камней, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, соглашения о разделе продукции.

6.1.4. Об обеспечении экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

6.1.5. О нормировании негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на принципах «наилучших доступных технологий»;

6.1.6. Об охране природных комплексов, объектов и территорий, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым научным, историко-культурным, рекреационным, эстетическим и иным значением (в т.ч. охрана уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории);

6.1.7. Об организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий (в том числе трансграничных);

6.1.8. О сохранении и восстановлении биологического и ландшафтного разнообразия, а также сохранении природного и культурного наследия;

6.1.9. Об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (в том числе, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; Красные книги субъектов Российской Федерации; Красную книгу СНГ; Приложения СИТЕС и др.);

6.1.10. Об охране зеленого фонда городских и сельских поселений (в том числе создание и функционирование лесопарковых зеленых поясов, лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов);

6.1.11. О государственном регулировании обращения с отходами, включая медицинские, биологические и радиоактивные;

6.1.12. Об оценке воздействия на окружающую среду и проведении  экологической экспертизы (государственной и общественной);

6.1.13. Об экологическом образовании и воспитании, повышении экологической культуры населения и экологическом просвещении;

6.1.14. О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, контроля и надзора за использованием и охраной природных ресурсов;

6.1.15. О взимании и расходовании платежей, налогов и сборов в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

6.1.16. Об экологической информации и обеспечении доступа к ней граждан и юридических лиц;

6.1.17. О государственном регулировании обращения озоноразрушающих веществ, стойких органических загрязнителей и других опасных для окружающей среды веществ;

6.1.18. О государственных информационных системах в сфере использования природных ресурсов;

6.1.19. О возмещении вреда окружающей среде, в том числе ликвидации вреда, накопленного в результате прошлой экономической и иной деятельности;

6.1.20. О развитии государственного экологического мониторинга, создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;

6.1.21. О  трансграничных экологических проблемах, включая вопросы трансграничного перемещения отходов;

6.1.22. Об обеспечении экологической безопасности в Арктике и Антарктике;

6.1.23. Об экологическом страховании, экологическом аудите, экологической маркировке, экологической сертификации;

6.1.24. О климатической политике, проблемах изменения климата и адаптации к ним, включая вопросы учета и регулирования парниковых газов;

6.1.25. О ратификации международных договоров, конвенций, касающихся вопросов ведения Комитета;

6.1.26. О техническом регулировании в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

6.1.27. О развитии экологического туризма;

6.1.28. О повышении ресурсоэффективности экономики, включая вопросы использовании вторичных материальных и энергетических ресурсов в хозяйственных целях;

6.1.29. Об обеспечении экологической безопасности на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зонеРоссийской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;

6.1.30. О зонах экологического бедствия, зонах чрезвычайных ситуаций.

6.2. Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:

6.2.1. О гражданском, уголовном, бюджетном, таможенном, административном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах, законодательстве о рыболовстве и об аквакультуре и другом законодательстве, в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, в области научного и технико-экономического развития экологического потенциала страны, а также в международных договорах Российской Федерации и другим вопросам совместного ведения;

6.2.2. Об обеспечении экологически сбалансированного развития природопользования, в том числе на территориях традиционного природопользования;

6.2.3. Об использовании и охране недр при захоронении отходов в глубинных горизонтах, ликвидации горных выработок;

6.2.4. Об установлении мер ответственности за нелегальное использование редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, в том числе за браконьерство, и их незаконный оборот;

6.2.5. О градостроительной деятельности в части соблюдения экологических требований при проектировании и строительстве объектов;

6.2.6. О развитии «зелёной» энергетики;

6.2.7. О водоснабжении и водоотведении в части снижения негативного воздействия на окружающую среду;

6.2.8. О государственных и муниципальных закупках с учетом экологических требований;

6.2.9. Иные вопросы, затрагивающие компетенцию Комитета.

6.3. О предварительном рассмотрении направленных Советом Государственной Думы проектов постановлений Государственной Думы о поручениях Счетной палате Российской Федерации и о парламентских запросах по вопросам ведения Комитета.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами;

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2023 абз. 21 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ). См. будущую редакцию.

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

установление перечня загрязняющих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I — IV категорий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таблица руководства министерства
  • Корвазан таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Структура руководства по деятельности
  • Ремонт краг хоккейных своими руками пошаговая инструкция
  • Ниссан примера 2002 руководство