Ответ:
Государственная
метрологическая служба. Общее
руководство
метрологическим обеспечением народного
хозяйства
страны осуществляет Федеральное
агентство по
техническому регулированию и метрологии
(правопреемник
Госстандарта России).
В
области метрологии к компетенции
Госстандарта относились:
-
установление
правил создания, утверждения, применения
и хранения эталонов единиц величин; -
определение
общих метрологических требований к
средствам,
методам и результатам измерений; -
государственный
метрологический контроль и надзор; -
руководство
деятельностью Государственной
метрологической
службы и прочих государственных
служб
обеспечения единства измерений; -
контроль
над соблюдением условий международных
договоров
России о признании результатов испытаний
и проверки средств измерений;
• участие
в деятельности международных организаций
по вопросам метрологического обеспечения.
Государственная
система обеспечения единства измерений
(ГСИ) имеет собственную нормативную
базу (комплекс
документов, определяющих порядок
передачи размера
единиц величин на всю территорию России
и порядок проведения
испытаний, поверки и калибровки средств
измерений).
Технической основой ГСИ является
государственная
эталонная база России, состоящая из
1176 государственных
первичных и специальных эталонов.
Организационно
единство измерений обеспечивается
Государственной метрологической службой
России (ГМС),
являющейся одним из звеньев государственного
управления
(рис. 33).
В
структуру Государственной метрологической
службы
входят следующие организации:
-
Всероссийский
научно-исследовательский институт
метрологической
службы (ВНИИМС); -
государственные
научные метрологические центры (НПО
«ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева?
(ВНИИМ,
Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических
и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ,
Московская область), Сибирский
государственный
научно-исследовательский институт
метрологии
(СНИИМ, Новосибирск) и др.);
• центры
стандартизации, метрологии и сертификации
(более 100).
Среди
перечисленных выше организаций имеются
центры
государственных эталонов, специализирующиеся
на определенных единицах физических
величин. Главные
центры государственных эталонов служат
головными организациями по закрепленным
за ними видам
измерений, отвечают за уровень и развитие
метрологического обеспечения, за
создание и совершенствование
комплексов государственных и рабочих
эталонов и
исходных образцов средств измерений.
В качестве примера
можно привести НПО «ВНИИФТРИ»,
специализирующееся
на эталонах радиотехнических,
акустических,
гидроакустических и магнитных величин,
а также
времени, частоты, низких температур и
др. Центры государственных эталонов
выполняют те же функции, что
главные центры, но относительно
национальных эталонов.
Так, например, одной из сфер интересов
иркутского
НПО «Эталон» являются региональные
эталоны
времени и частоты.
Государственная
метрологическая служба осуществляет
контроль и надзор за:
-
выпуском,
состоянием и применением средств
измерений,
аттестованными методиками выполнения
измерений, эталонами, соблюдением
метрологических правил
и норм; -
количеством
товаров, отчуждаемых при совершении
торговых
операций; -
количеством
фасованных товаров в упаковках любого
вида при их расфасовке и продаже.
Государственная
служба обеспечения единства измерений,
не входящая в структуру ГМС, включает
в свой состав
следующие организации: -
Государственную
службу времени, частоты и определения
параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта
служба
занимается хранением, воспроизведением
и передачей
размеров единиц времени и частоты, шкал
атомного,
всемирного времени, координат полюсов
Земли; -
Государственную
службу стандартных образцов состава
и свойств веществ и материалов (ГССО).
Эта служба
занимается созданием и применением
системы
эталонных образцов состава и свойств
веществ и материалов (медицинских
препаратов, почв, сплавов
и др.); -
Государственную
службу стандартных справочных данных
о физических константах и свойствах
веществ
и материалов (ГСССД). Эта служба
занимается
созданием достоверных характеристик
свойств веществ и материалов, физических
констант. После утверждения
разработанных характеристик ИСО или
международными метрологическими
организациями
ГСССД публикует их в форме справочной
информации.
Кроме
перечисленных выше организаций, в
Российской
Федерации функционируют метрологические
службы
государственных органов управления и
юридических лиц, действующие на основе
Типового положения о метрологической
службе. Сферы деятельности, в которых
создание
метрологических служб обязательно,
перечислены
в Законе «Об обеспечении единства
измерений» [Приложение
2, статья 13].
Метрологическая
служба государственного органа управления
— это
организационная система, создаваемая,
но приказу руководителя государственного
органа управления,
в состав которой могут входить:
-
служба
главного метролога в центральном
аппарате государственного
органа управления; -
головные
и базовые отраслевые организации
метрологической
службы, назначаемые государственным
органом
управления. Эти организации
подлежат
аккредитации,
осуществляемой государственными
органами
управления при участии специалистов
ГМС
под руководством ВНИИМС, ведущим
регистрацию
метрологических служб; -
метрологические
службы предприятий и организаций.
Метрологические
службы юридических лиц, создаваемые
по распоряжению их руководителей, могут
включать:
-
калибровочные
лаборатории; -
ремонтную службу
средств измерений.
Эти
службы могут быть аккредитованы на
право калибровки
средств измерений на основе договоров
с органами
ГМС или на техническую компетентность
в области
точности измерений.
Перед
метрологическими службами стоят три
основные
задачи:
-
обеспечение
единства и заданной точности измерений;
-
осуществление
метрологического контроля и надзора;
-
повышение
уровня метрологического обеспечения
производства.
Особое
внимание метрологические службы
юридических
лиц должны уделять соблюдению
метрологических
норм и правил при испытаниях и контроле
качества
выпускаемой продукции.
Государственный
метрологический контроль и надзор.
Метрологический
контроль и надзор осуществляются
посредством:
-
калибровки средств
измерений;
-
выдачи
предписаний, направленных на устранение
или
предотвращение нарушений метрологических
требований; -
проверки
своевременности проведения поверки,
калибровки
и испытаний средств измерений; -
надзора
за состоянием и использованием средств
измерений,
соблюдением метрологических требований,
аттестованными методиками измерений,
эталонами
единиц физических величин, применяемыми
для калибровки средств измерений.
В
соответствии с Законом «Об обеспечении
единства
измерений» государственный метрологический
контроль
и надзор распространяются на строго
определенные сферы деятельности
[Приложение 2, статья 13], поэтому
все средства измерений в России условно
делятся
на две группы.
-
Используемые
в
сфере действия государственного
метрологического
контроля или планируемые
к
использованию в этой сфере. -
Не
используемые в
сфере действия государственного
метрологического контроля или не
планируемые к
использованию в этой сфере.
Над
средствами измерений, принадлежащими
ко второй
группе, надзор со стороны государства
в лице Госстандарта
не ведется. Их пригодность к применению
определяется
калибровкой, заменившей существовавшие
ранее метрологическую аттестацию и
ведомственную
поверку средств измерений. На сегодняшний
день в
стране сложилась Российская система
калибровки (РСК),
структура которой приведена на рис. 34.
Законодательно в
российской федерации установлены три
вида государственного метрологического
контроля:
-
утверждение типа
средств измерений; -
поверка средств
измерений, в том числе эталонов; -
лицензирование
деятельности на право изготовления,
ремонта, продажи и проката средств
измерений.
Международное
сотрудничество РФ по вопросам метрологии
осуществляется в рамках:
-
Международной
организации законодательной метрологии
(МОЗМ); -
Международного
бюро мер и весов (МБВБ); Организации
государственных метрологических
учреждений
стран Центральной и Восточной Европы
(КООМЕТ); -
Азиатско-Тихоокеанского
форума по законодательной
метрологии (АТФЗМ); -
Межгосударственного
совета СНГ по стандартизации,
метрологии и сертификации; Международной
организации по стандартизации (ИСО); -
Международной
электротехнической комиссии (МЭК); -
Европейского
сотрудничества по эталонам (Евро-мет); -
Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Метрология
»
Метрологическое обеспечение (МО)
Метрологическое обеспечение (МО)
Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989 Основные термины в области метрологии дает такое определение метрологического обеспечения (МО) измерений — «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве».
Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное — от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии и используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.
Составляющие метрологического обеспечения:
1. Основы метрологического обеспечения.
2. Нормативно-правовые основы метрологии.
3. Метрологические службы и организации.
Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений прикладной интерес представляет часть метрологического обеспечения, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. И поэтому большое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП).
Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает:
— анализ состояния измерений;
— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;
— проведение поверки и калибровки средств измерений;
— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;
— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;
— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);
— аккредитацию на техническую компетентность;
— проведение метрологического надзора.
В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на получение максимальной прибыли.
Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».
Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.
Перспективным является моделирование вариантов метрологического обеспечения производства с различными параметрами и дальнейшим расчетом их экономической эффективности; сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального метрологического обеспечения производства.
Названные МИ и их применение на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах — полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.
4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.
1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;
3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются:
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;
(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)
7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.
(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)
3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;
4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.
5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 254-ФЗ)
6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;
2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;
3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 338-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Ответ:
Государственная
метрологическая служба. Общее
руководство
метрологическим обеспечением народного
хозяйства
страны осуществляет Федеральное
агентство по
техническому регулированию и метрологии
(правопреемник
Госстандарта России).
В
области метрологии к компетенции
Госстандарта относились:
-
установление
правил создания, утверждения, применения
и хранения эталонов единиц величин; -
определение
общих метрологических требований к
средствам,
методам и результатам измерений; -
государственный
метрологический контроль и надзор; -
руководство
деятельностью Государственной
метрологической
службы и прочих государственных
служб
обеспечения единства измерений; -
контроль
над соблюдением условий международных
договоров
России о признании результатов испытаний
и проверки средств измерений;
• участие
в деятельности международных организаций
по вопросам метрологического обеспечения.
Государственная
система обеспечения единства измерений
(ГСИ) имеет собственную нормативную
базу (комплекс
документов, определяющих порядок
передачи размера
единиц величин на всю территорию России
и порядок проведения
испытаний, поверки и калибровки средств
измерений).
Технической основой ГСИ является
государственная
эталонная база России, состоящая из
1176 государственных
первичных и специальных эталонов.
Организационно
единство измерений обеспечивается
Государственной метрологической службой
России (ГМС),
являющейся одним из звеньев государственного
управления
(рис. 33).
В
структуру Государственной метрологической
службы
входят следующие организации:
-
Всероссийский
научно-исследовательский институт
метрологической
службы (ВНИИМС); -
государственные
научные метрологические центры (НПО
«ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева?
(ВНИИМ,
Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических
и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ,
Московская область), Сибирский
государственный
научно-исследовательский институт
метрологии
(СНИИМ, Новосибирск) и др.);
• центры
стандартизации, метрологии и сертификации
(более 100).
Среди
перечисленных выше организаций имеются
центры
государственных эталонов, специализирующиеся
на определенных единицах физических
величин. Главные
центры государственных эталонов служат
головными организациями по закрепленным
за ними видам
измерений, отвечают за уровень и развитие
метрологического обеспечения, за
создание и совершенствование
комплексов государственных и рабочих
эталонов и
исходных образцов средств измерений.
В качестве примера
можно привести НПО «ВНИИФТРИ»,
специализирующееся
на эталонах радиотехнических,
акустических,
гидроакустических и магнитных величин,
а также
времени, частоты, низких температур и
др. Центры государственных эталонов
выполняют те же функции, что
главные центры, но относительно
национальных эталонов.
Так, например, одной из сфер интересов
иркутского
НПО «Эталон» являются региональные
эталоны
времени и частоты.
Государственная
метрологическая служба осуществляет
контроль и надзор за:
-
выпуском,
состоянием и применением средств
измерений,
аттестованными методиками выполнения
измерений, эталонами, соблюдением
метрологических правил
и норм; -
количеством
товаров, отчуждаемых при совершении
торговых
операций; -
количеством
фасованных товаров в упаковках любого
вида при их расфасовке и продаже.
Государственная
служба обеспечения единства измерений,
не входящая в структуру ГМС, включает
в свой состав
следующие организации: -
Государственную
службу времени, частоты и определения
параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта
служба
занимается хранением, воспроизведением
и передачей
размеров единиц времени и частоты, шкал
атомного,
всемирного времени, координат полюсов
Земли; -
Государственную
службу стандартных образцов состава
и свойств веществ и материалов (ГССО).
Эта служба
занимается созданием и применением
системы
эталонных образцов состава и свойств
веществ и материалов (медицинских
препаратов, почв, сплавов
и др.); -
Государственную
службу стандартных справочных данных
о физических константах и свойствах
веществ
и материалов (ГСССД). Эта служба
занимается
созданием достоверных характеристик
свойств веществ и материалов, физических
констант. После утверждения
разработанных характеристик ИСО или
международными метрологическими
организациями
ГСССД публикует их в форме справочной
информации.
Кроме
перечисленных выше организаций, в
Российской
Федерации функционируют метрологические
службы
государственных органов управления и
юридических лиц, действующие на основе
Типового положения о метрологической
службе. Сферы деятельности, в которых
создание
метрологических служб обязательно,
перечислены
в Законе «Об обеспечении единства
измерений» [Приложение
2, статья 13].
Метрологическая
служба государственного органа управления
— это
организационная система, создаваемая,
но приказу руководителя государственного
органа управления,
в состав которой могут входить:
-
служба
главного метролога в центральном
аппарате государственного
органа управления; -
головные
и базовые отраслевые организации
метрологической
службы, назначаемые государственным
органом
управления. Эти организации
подлежат
аккредитации,
осуществляемой государственными
органами
управления при участии специалистов
ГМС
под руководством ВНИИМС, ведущим
регистрацию
метрологических служб; -
метрологические
службы предприятий и организаций.
Метрологические
службы юридических лиц, создаваемые
по распоряжению их руководителей, могут
включать:
-
калибровочные
лаборатории; -
ремонтную службу
средств измерений.
Эти
службы могут быть аккредитованы на
право калибровки
средств измерений на основе договоров
с органами
ГМС или на техническую компетентность
в области
точности измерений.
Перед
метрологическими службами стоят три
основные
задачи:
-
обеспечение
единства и заданной точности измерений;
-
осуществление
метрологического контроля и надзора;
-
повышение
уровня метрологического обеспечения
производства.
Особое
внимание метрологические службы
юридических
лиц должны уделять соблюдению
метрологических
норм и правил при испытаниях и контроле
качества
выпускаемой продукции.
Государственный
метрологический контроль и надзор.
Метрологический
контроль и надзор осуществляются
посредством:
-
калибровки средств
измерений;
-
выдачи
предписаний, направленных на устранение
или
предотвращение нарушений метрологических
требований; -
проверки
своевременности проведения поверки,
калибровки
и испытаний средств измерений; -
надзора
за состоянием и использованием средств
измерений,
соблюдением метрологических требований,
аттестованными методиками измерений,
эталонами
единиц физических величин, применяемыми
для калибровки средств измерений.
В
соответствии с Законом «Об обеспечении
единства
измерений» государственный метрологический
контроль
и надзор распространяются на строго
определенные сферы деятельности
[Приложение 2, статья 13], поэтому
все средства измерений в России условно
делятся
на две группы.
-
Используемые
в
сфере действия государственного
метрологического
контроля или планируемые
к
использованию в этой сфере. -
Не
используемые в
сфере действия государственного
метрологического контроля или не
планируемые к
использованию в этой сфере.
Над
средствами измерений, принадлежащими
ко второй
группе, надзор со стороны государства
в лице Госстандарта
не ведется. Их пригодность к применению
определяется
калибровкой, заменившей существовавшие
ранее метрологическую аттестацию и
ведомственную
поверку средств измерений. На сегодняшний
день в
стране сложилась Российская система
калибровки (РСК),
структура которой приведена на рис. 34.
Законодательно в
российской федерации установлены три
вида государственного метрологического
контроля:
-
утверждение типа
средств измерений; -
поверка средств
измерений, в том числе эталонов; -
лицензирование
деятельности на право изготовления,
ремонта, продажи и проката средств
измерений.
Международное
сотрудничество РФ по вопросам метрологии
осуществляется в рамках:
-
Международной
организации законодательной метрологии
(МОЗМ); -
Международного
бюро мер и весов (МБВБ); Организации
государственных метрологических
учреждений
стран Центральной и Восточной Европы
(КООМЕТ); -
Азиатско-Тихоокеанского
форума по законодательной
метрологии (АТФЗМ); -
Межгосударственного
совета СНГ по стандартизации,
метрологии и сертификации; Международной
организации по стандартизации (ИСО); -
Международной
электротехнической комиссии (МЭК); -
Европейского
сотрудничества по эталонам (Евро-мет); -
Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Главная
»
Общенаучные дисциплины
»
Метрология
»
Метрологическое обеспечение (МО)
Метрологическое обеспечение (МО)
Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989 Основные термины в области метрологии дает такое определение метрологического обеспечения (МО) измерений — «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве».
Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное — от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии и используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.
Составляющие метрологического обеспечения:
1. Основы метрологического обеспечения.
2. Нормативно-правовые основы метрологии.
3. Метрологические службы и организации.
Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений прикладной интерес представляет часть метрологического обеспечения, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. И поэтому большое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП).
Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает:
— анализ состояния измерений;
— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;
— проведение поверки и калибровки средств измерений;
— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;
— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;
— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);
— аккредитацию на техническую компетентность;
— проведение метрологического надзора.
В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на получение максимальной прибыли.
Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».
Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.
Перспективным является моделирование вариантов метрологического обеспечения производства с различными параметрами и дальнейшим расчетом их экономической эффективности; сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального метрологического обеспечения производства.
Названные МИ и их применение на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах — полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.
Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.
Нормативная база Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) — комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.
Технической основой ГСИ является Государственные первичные эталоны единиц величин России. В составе эталонной базы России 159 государственных первичных эталона.
В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится Государственная метрологическая служба, которая включает Государственные научные метрологические центры (xlsx , 0.02 Мб) и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (Центры стандартизации, метрологии и сертификации).
Для изготовителей систем автоматизированных информационно-измерительных коммерческого учета электрической энергии, а также юридических лиц, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на выполнение испытаний в целях утверждения типа средств измерений Информационное письмо от 17 сентября 2020 г. № СГ-15234/04
Приказ № 1333 от 14.07.2021 «Об установлении методики поверки средств измерений»
Приложение к приказу № 1333
Для юридических лиц, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки гирь Информационное письмо от 17 января 2022 г. № АШ-78/05
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет руководство:
- Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
- Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);
- Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
- Межлабораторные сравнительные испытания (МСИ);
- Координационный совет по прослеживаемости в химии
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет
федеральный государственный метрологический надзор.
Федеральный государственный метрологический надзор осуществляется:
- соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
- наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений.
В соответствии с приказом Минпромэнерго России № 208 от 30.08.2006 г. утверждено Положение о Совете по законодательной и прикладной метрологии при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации.