Общее руководство метрологическим обеспечением это

Ответ:

Государственная
метрологическая служба.
Общее
руководство
метрологическим обеспечением народного
хозяйства
страны осуществляет Федеральное
агентство по
техническому регулированию и метрологии
(право­преемник
Госстандарта России).

В
области метрологии к компетенции
Госстандарта относились:

  • установление
    правил создания, утверждения, приме­нения
    и хранения эталонов единиц величин;

  • определение
    общих метрологических требований к
    средствам,
    методам и результатам измерений;

  • государственный
    метрологический контроль и надзор;

  • руководство
    деятельностью Государственной
    метро­логической
    службы и прочих государственных
    служб
    обеспечения единства измерений;

  • контроль
    над соблюдением условий международных
    договоров
    России о признании результатов испыта­ний
    и проверки средств измерений;

• участие
в деятельности международных организа­ций
по вопросам метрологического обеспечения.

Государственная
система обеспечения единства изме­рений
(ГСИ) имеет собственную нормативную
базу (комплекс
документов, определяющих порядок
передачи раз­мера
единиц величин на всю территорию России
и порядок проведения
испытаний, поверки и калибровки средств
из­мерений).
Технической основой ГСИ является
государ­ственная
эталонная база России, состоящая из
1176 госу­дарственных
первичных и специальных эталонов.

Организационно
единство измерений обеспечивает­ся
Государственной метрологической службой
России (ГМС),
являющейся одним из звеньев государственного
управления
(рис. 33).

В
структуру Государственной метрологической
служ­бы
входят следующие организации:

  • Всероссийский
    научно-исследовательский институт
    метрологической
    службы (ВНИИМС);

  • государственные
    научные метрологические центры (НПО
    «ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева?

(ВНИИМ,
Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ фи­зико-технических
и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ,
Московская область), Сибирский
го­сударственный
научно-исследовательский институт
метрологии
(СНИИМ, Новосибирск) и др.);

• центры
стандартизации, метрологии и сертифика­ции
(более 100).

Среди
перечисленных выше организаций имеются
центры
государственных эталонов, специализирующи­еся
на определенных единицах физических
величин. Главные
центры государственных эталонов служат
го­ловными организациями по закрепленным
за ними ви­дам
измерений, отвечают за уровень и развитие
метро­логического обеспечения, за
создание и совершенство­вание
комплексов государственных и рабочих
эталонов и
исходных образцов средств измерений.
В качестве примера
можно привести НПО «ВНИИФТРИ»,
специ­ализирующееся
на эталонах радиотехнических,
акусти­ческих,
гидроакустических и магнитных величин,
а так­же
времени, частоты, низких температур и
др. Центры государственных эталонов
выполняют те же функции, что
главные центры, но относительно
национальных эталонов.
Так, например, одной из сфер интересов
ир­кутского
НПО «Эталон» являются региональные
этало­ны
времени и частоты.

Государственная
метрологическая служба осуществ­ляет
контроль и надзор за:

  • выпуском,
    состоянием и применением средств
    изме­рений,
    аттестованными методиками выполнения
    измерений, эталонами, соблюдением
    метрологических правил
    и норм;

  • количеством
    товаров, отчуждаемых при совершении
    торговых
    операций;

  • количеством
    фасованных товаров в упаковках лю­бого
    вида при их расфасовке и продаже.
    Государственная
    служба обеспечения единства изме­рений,
    не входящая в структуру ГМС, включает
    в свой состав
    следующие организации:

  • Государственную
    службу времени, частоты и опре­деления
    параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта
    служба
    занимается хранением, воспроизведением
    и передачей
    размеров единиц времени и частоты, шкал
    атомного,
    всемирного времени, координат полюсов
    Земли;

  • Государственную
    службу стандартных образцов со­става
    и свойств веществ и материалов (ГССО).
    Эта служба
    занимается созданием и применением
    сис­темы
    эталонных образцов состава и свойств
    веществ и материалов (медицинских
    препаратов, почв, спла­вов
    и др.);

  • Государственную
    службу стандартных справочных данных
    о физических константах и свойствах
    ве­ществ
    и материалов (ГСССД). Эта служба
    занима­ется
    созданием достоверных характеристик
    свойств веществ и материалов, физических
    констант. После утверждения
    разработанных характеристик ИСО или
    международными метрологическими
    организа­циями
    ГСССД публикует их в форме справочной
    информации.

Кроме
перечисленных выше организаций, в
Россий­ской
Федерации функционируют метрологические
служ­бы
государственных органов управления и
юридических лиц, действующие на основе
Типового положения о мет­рологической
службе. Сферы деятельности, в которых
создание
метрологических служб обязательно,
перечис­лены
в Законе «Об обеспечении единства
измерений» [Приложение
2, статья 13].

Метрологическая
служба государственного органа
управления
это
организационная система, создаваемая,
но приказу руководителя государственного
органа управления,
в состав которой могут входить:

  • служба
    главного метролога в центральном
    аппарате государственного
    органа управления;

  • головные
    и базовые отраслевые организации
    метро­логической
    службы, назначаемые государственным
    органом
    управления. Эти организации
    подлежат
    аккредитации,
    осуществляемой государственными
    органами
    управления при участии специалистов
    ГМС
    под руководством ВНИИМС, ведущим
    регис­трацию
    метрологических служб;

  • метрологические
    службы предприятий и организа­ций.

Метрологические
службы юридических лиц, созда­ваемые
по распоряжению их руководителей, могут
включать:

  • калибровочные
    лаборатории;

  • ремонтную службу
    средств измерений.

Эти
службы могут быть аккредитованы на
право ка­либровки
средств измерений на основе договоров
с органами
ГМС или на техническую компетентность
в области
точности измерений.

Перед
метрологическими службами стоят три
основ­ные
задачи:

  • обеспечение
    единства и заданной точности измере­ний;

  • осуществление
    метрологического контроля и надзора;

  • повышение
    уровня метрологического обеспечения
    производства.

Особое
внимание метрологические службы
юри­дических
лиц должны уделять соблюдению
метрологи­ческих
норм и правил при испытаниях и контроле
ка­чества
выпускаемой продукции.

Государственный
метрологический контроль и над­
зор.
Метрологический
контроль и надзор осуществля­ются
посредством:

  • калибровки средств
    измерений;

  • выдачи
    предписаний, направленных на устранение
    или
    предотвращение нарушений метрологических
    требований;

  • проверки
    своевременности проведения поверки,
    ка­либровки
    и испытаний средств измерений;

  • надзора
    за состоянием и использованием средств
    из­мерений,
    соблюдением метрологических требова­ний,
    аттестованными методиками измерений,
    этало­нами
    единиц физических величин, применяемыми
    для калибровки средств измерений.

В
соответствии с Законом «Об обеспечении
един­ства
измерений» государственный метрологический
контроль
и надзор распространяются на строго
опреде­ленные сферы деятельности
[Приложение 2, статья 13], поэтому
все средства измерений в России условно
де­лятся
на две группы.

  1. Используемые
    в
    сфере действия государственного
    метрологического
    контроля или планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

  2. Не
    используемые
    в
    сфере действия государственно­го
    метрологического контроля или не
    планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

Над
средствами измерений, принадлежащими
ко второй
группе, надзор со стороны государства
в лице Госстандарта
не ведется. Их пригодность к применению
определяется
калибровкой, заменившей существовав­шие
ранее метрологическую аттестацию и
ведомствен­ную
поверку средств измерений. На сегодняшний
день в
стране сложилась Российская система
калибровки (РСК),
структура которой приведена на рис. 34.

Законодательно в
российской федерации установлены три
вида государственного метрологического
контроля:

  1. утверждение типа
    средств измерений;

  2. поверка средств
    измерений, в том числе эталонов;

  3. лицензирование
    деятельности на право изготовле­ния,
    ремонта, продажи и проката средств
    измерений.
    Международное
    сотрудничество РФ по вопросам метрологии
    осуществляется в рамках:

  • Международной
    организации законодательной мет­рологии
    (МОЗМ);

  • Международного
    бюро мер и весов (МБВБ); Организации
    государственных метрологических
    уч­реждений
    стран Центральной и Восточной Европы
    (КООМЕТ);

  • Азиатско-Тихоокеанского
    форума по законодатель­ной
    метрологии (АТФЗМ);

  • Межгосударственного
    совета СНГ по стандартиза­ции,
    метрологии и сертификации; Международной
    организации по стандартизации (ИСО);

  • Международной
    электротехнической комиссии (МЭК);

  • Европейского
    сотрудничества по эталонам (Евро-мет);

  • Европейской
    экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).


Главная

»

Общенаучные дисциплины

»

Метрология

»

Метрологическое обеспечение (МО)

Метрологическое обеспечение (МО)

Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

       Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989 Основные термины в области метрологии дает такое определение метрологического обеспечения (МО) измерений — «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве».

         Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное — от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии  и  используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.

Составляющие метрологического обеспечения:

1. Основы метрологического обеспечения.

2. Нормативно-правовые основы метрологии.

3. Метрологические службы и организации.

         Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений прикладной интерес представляет часть метрологического обеспечения, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. И поэтому большое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП).

Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает:

 — анализ состояния измерений;

— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;

— проведение поверки и калибровки средств измерений;

— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;

— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;

— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);

— аккредитацию на техническую компетентность;

 проведение метрологического надзора.

       В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на получение максимальной прибыли.

      Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».

      Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.

    Перспективным является моделирование вариантов метрологического обеспечения производства с различными параметрами и дальнейшим расчетом их экономической эффективности; сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального метрологического обеспечения производства.

     Названные МИ и их применение на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах — полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.

4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.

1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;

3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;

4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;

2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;

3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;

4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;

5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации;

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ)

3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.

5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

5.1. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:

1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;

2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;

3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;

4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Ответ:

Государственная
метрологическая служба.
Общее
руководство
метрологическим обеспечением народного
хозяйства
страны осуществляет Федеральное
агентство по
техническому регулированию и метрологии
(право­преемник
Госстандарта России).

В
области метрологии к компетенции
Госстандарта относились:

  • установление
    правил создания, утверждения, приме­нения
    и хранения эталонов единиц величин;

  • определение
    общих метрологических требований к
    средствам,
    методам и результатам измерений;

  • государственный
    метрологический контроль и надзор;

  • руководство
    деятельностью Государственной
    метро­логической
    службы и прочих государственных
    служб
    обеспечения единства измерений;

  • контроль
    над соблюдением условий международных
    договоров
    России о признании результатов испыта­ний
    и проверки средств измерений;

• участие
в деятельности международных организа­ций
по вопросам метрологического обеспечения.

Государственная
система обеспечения единства изме­рений
(ГСИ) имеет собственную нормативную
базу (комплекс
документов, определяющих порядок
передачи раз­мера
единиц величин на всю территорию России
и порядок проведения
испытаний, поверки и калибровки средств
из­мерений).
Технической основой ГСИ является
государ­ственная
эталонная база России, состоящая из
1176 госу­дарственных
первичных и специальных эталонов.

Организационно
единство измерений обеспечивает­ся
Государственной метрологической службой
России (ГМС),
являющейся одним из звеньев государственного
управления
(рис. 33).

В
структуру Государственной метрологической
служ­бы
входят следующие организации:

  • Всероссийский
    научно-исследовательский институт
    метрологической
    службы (ВНИИМС);

  • государственные
    научные метрологические центры (НПО
    «ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева?

(ВНИИМ,
Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ фи­зико-технических
и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ,
Московская область), Сибирский
го­сударственный
научно-исследовательский институт
метрологии
(СНИИМ, Новосибирск) и др.);

• центры
стандартизации, метрологии и сертифика­ции
(более 100).

Среди
перечисленных выше организаций имеются
центры
государственных эталонов, специализирующи­еся
на определенных единицах физических
величин. Главные
центры государственных эталонов служат
го­ловными организациями по закрепленным
за ними ви­дам
измерений, отвечают за уровень и развитие
метро­логического обеспечения, за
создание и совершенство­вание
комплексов государственных и рабочих
эталонов и
исходных образцов средств измерений.
В качестве примера
можно привести НПО «ВНИИФТРИ»,
специ­ализирующееся
на эталонах радиотехнических,
акусти­ческих,
гидроакустических и магнитных величин,
а так­же
времени, частоты, низких температур и
др. Центры государственных эталонов
выполняют те же функции, что
главные центры, но относительно
национальных эталонов.
Так, например, одной из сфер интересов
ир­кутского
НПО «Эталон» являются региональные
этало­ны
времени и частоты.

Государственная
метрологическая служба осуществ­ляет
контроль и надзор за:

  • выпуском,
    состоянием и применением средств
    изме­рений,
    аттестованными методиками выполнения
    измерений, эталонами, соблюдением
    метрологических правил
    и норм;

  • количеством
    товаров, отчуждаемых при совершении
    торговых
    операций;

  • количеством
    фасованных товаров в упаковках лю­бого
    вида при их расфасовке и продаже.
    Государственная
    служба обеспечения единства изме­рений,
    не входящая в структуру ГМС, включает
    в свой состав
    следующие организации:

  • Государственную
    службу времени, частоты и опре­деления
    параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта
    служба
    занимается хранением, воспроизведением
    и передачей
    размеров единиц времени и частоты, шкал
    атомного,
    всемирного времени, координат полюсов
    Земли;

  • Государственную
    службу стандартных образцов со­става
    и свойств веществ и материалов (ГССО).
    Эта служба
    занимается созданием и применением
    сис­темы
    эталонных образцов состава и свойств
    веществ и материалов (медицинских
    препаратов, почв, спла­вов
    и др.);

  • Государственную
    службу стандартных справочных данных
    о физических константах и свойствах
    ве­ществ
    и материалов (ГСССД). Эта служба
    занима­ется
    созданием достоверных характеристик
    свойств веществ и материалов, физических
    констант. После утверждения
    разработанных характеристик ИСО или
    международными метрологическими
    организа­циями
    ГСССД публикует их в форме справочной
    информации.

Кроме
перечисленных выше организаций, в
Россий­ской
Федерации функционируют метрологические
служ­бы
государственных органов управления и
юридических лиц, действующие на основе
Типового положения о мет­рологической
службе. Сферы деятельности, в которых
создание
метрологических служб обязательно,
перечис­лены
в Законе «Об обеспечении единства
измерений» [Приложение
2, статья 13].

Метрологическая
служба государственного органа
управления
это
организационная система, создаваемая,
но приказу руководителя государственного
органа управления,
в состав которой могут входить:

  • служба
    главного метролога в центральном
    аппарате государственного
    органа управления;

  • головные
    и базовые отраслевые организации
    метро­логической
    службы, назначаемые государственным
    органом
    управления. Эти организации
    подлежат
    аккредитации,
    осуществляемой государственными
    органами
    управления при участии специалистов
    ГМС
    под руководством ВНИИМС, ведущим
    регис­трацию
    метрологических служб;

  • метрологические
    службы предприятий и организа­ций.

Метрологические
службы юридических лиц, созда­ваемые
по распоряжению их руководителей, могут
включать:

  • калибровочные
    лаборатории;

  • ремонтную службу
    средств измерений.

Эти
службы могут быть аккредитованы на
право ка­либровки
средств измерений на основе договоров
с органами
ГМС или на техническую компетентность
в области
точности измерений.

Перед
метрологическими службами стоят три
основ­ные
задачи:

  • обеспечение
    единства и заданной точности измере­ний;

  • осуществление
    метрологического контроля и надзора;

  • повышение
    уровня метрологического обеспечения
    производства.

Особое
внимание метрологические службы
юри­дических
лиц должны уделять соблюдению
метрологи­ческих
норм и правил при испытаниях и контроле
ка­чества
выпускаемой продукции.

Государственный
метрологический контроль и над­
зор.
Метрологический
контроль и надзор осуществля­ются
посредством:

  • калибровки средств
    измерений;

  • выдачи
    предписаний, направленных на устранение
    или
    предотвращение нарушений метрологических
    требований;

  • проверки
    своевременности проведения поверки,
    ка­либровки
    и испытаний средств измерений;

  • надзора
    за состоянием и использованием средств
    из­мерений,
    соблюдением метрологических требова­ний,
    аттестованными методиками измерений,
    этало­нами
    единиц физических величин, применяемыми
    для калибровки средств измерений.

В
соответствии с Законом «Об обеспечении
един­ства
измерений» государственный метрологический
контроль
и надзор распространяются на строго
опреде­ленные сферы деятельности
[Приложение 2, статья 13], поэтому
все средства измерений в России условно
де­лятся
на две группы.

  1. Используемые
    в
    сфере действия государственного
    метрологического
    контроля или планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

  2. Не
    используемые
    в
    сфере действия государственно­го
    метрологического контроля или не
    планируемые
    к
    использованию в этой сфере.

Над
средствами измерений, принадлежащими
ко второй
группе, надзор со стороны государства
в лице Госстандарта
не ведется. Их пригодность к применению
определяется
калибровкой, заменившей существовав­шие
ранее метрологическую аттестацию и
ведомствен­ную
поверку средств измерений. На сегодняшний
день в
стране сложилась Российская система
калибровки (РСК),
структура которой приведена на рис. 34.

Законодательно в
российской федерации установлены три
вида государственного метрологического
контроля:

  1. утверждение типа
    средств измерений;

  2. поверка средств
    измерений, в том числе эталонов;

  3. лицензирование
    деятельности на право изготовле­ния,
    ремонта, продажи и проката средств
    измерений.
    Международное
    сотрудничество РФ по вопросам метрологии
    осуществляется в рамках:

  • Международной
    организации законодательной мет­рологии
    (МОЗМ);

  • Международного
    бюро мер и весов (МБВБ); Организации
    государственных метрологических
    уч­реждений
    стран Центральной и Восточной Европы
    (КООМЕТ);

  • Азиатско-Тихоокеанского
    форума по законодатель­ной
    метрологии (АТФЗМ);

  • Межгосударственного
    совета СНГ по стандартиза­ции,
    метрологии и сертификации; Международной
    организации по стандартизации (ИСО);

  • Международной
    электротехнической комиссии (МЭК);

  • Европейского
    сотрудничества по эталонам (Евро-мет);

  • Европейской
    экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).

Главная

»

Общенаучные дисциплины

»

Метрология

»

Метрологическое обеспечение (МО)

Метрологическое обеспечение (МО)

Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

       Словарь-справочник- М., Изд-во стандартов. 1989 Основные термины в области метрологии дает такое определение метрологического обеспечения (МО) измерений — «деятельность метрологических и других служб, направленная на: создание в стране необходимых эталонов, образцовых и рабочих средств измерений; правильный их выбор и применение;, разработку и применение метрологических правил и норм; выполнение других метрологических работ, необходимых для обеспечения требуемого качества измерений на рабочем месте, предприятии (организации), в министерстве (ведомстве), народном хозяйстве».

         Определение «метрологическое обеспечение» очень обширное — от осуществления технических измерений до обеспечения единства измерений и законодательной метрологии  и  используются, в основном, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом. Параллельно разрешено применять понятие метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.

Составляющие метрологического обеспечения:

1. Основы метрологического обеспечения.

2. Нормативно-правовые основы метрологии.

3. Метрологические службы и организации.

         Для промышленных предприятий, разработчиков и пользователей средств измерений прикладной интерес представляет часть метрологического обеспечения, связанная с деятельностью метрологической службы (МС) предприятия. И поэтому большое распространение получили термины «метрологическое обеспечение предприятия», «метрологическое обеспечение производства» (МОП).

Метрологическое обеспечение производства, в основном, включает:

 — анализ состояния измерений;

— установление рациональной номенклатуры измеряемых величин и использование средств измерений (рабочих и эталонных) соответствующей точности;

— проведение поверки и калибровки средств измерений;

— разработку методик выполнения измерений для обеспечения установленных норм точности;

— проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;

— внедрение необходимых нормативных документов (государственных, отраслевых, фирменных);

— аккредитацию на техническую компетентность;

 проведение метрологического надзора.

       В условиях рыночных отношений, когда основной целью предприятия является прибыль, используемые средства измерений, как часть основных фондов, должны работать на получение максимальной прибыли.

      Метрологическое обеспечение производства должно в определенной степени обеспечивать оптимизацию управления технологическими процессами и предприятием в целом, стабилизировать процессы, поддерживать качество изготовления продукции. При этом затраты на метрологическое обеспечение производства должны соответствовать масштабам производства, сложности технологических циклов и в конечном счете не только окупаться, но и приносить доход. В оценке адекватности и экономической эффективности МОП могут оказать серьезную организационную и методическую помощь разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) рекомендации МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».

      Этот документ используется при разработке и сертификации систем качества, при аккредитации на техническую компетентность, для разработки программ совершенствования метрологического обеспечения и т.д. В нем определена «методика оценивания экономической эффективности мероприятий по совершенствованию состояния измерений, контроля, испытаний, метрологического обеспечения производства на предприятии». Очень актуально и необходимо приложение 2 «Информационное обеспечение. Сценарий диалога и алгоритмы для автоматизированной обработки информации по анализу состояния измерений, контроля, испытании на предприятии». Дополнение этого материала соответствующим программным продуктом и техническими средствами разрешает автоматизировать работу метрологической службы предприятия и снизит объем рутинных операций, упростит расчет экономической эффективности метрологического обеспечения производства и увеличит его эффективность.

    Перспективным является моделирование вариантов метрологического обеспечения производства с различными параметрами и дальнейшим расчетом их экономической эффективности; сканирование по вариантам может обеспечить автоматический поиск (выбор) оптимального метрологического обеспечения производства.

     Названные МИ и их применение на предприятии в ряде случаев необходимы, при определенных обстоятельствах — полезны, а профессиональное освоение методики анализа при современном техническом оснащении может стать для МС дополнительным видом деятельности, приносящим немалый доход.


Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Нормативная база Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) — комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.

Технической основой ГСИ является Государственные первичные эталоны единиц величин России. В составе эталонной базы России 159 государственных первичных эталона.

В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится Государственная метрологическая служба, которая включает  Государственные научные метрологические центры (xlsx , 0.02 Мб)   и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (Центры стандартизации, метрологии и сертификации).

Для изготовителей систем автоматизированных информационно-измерительных коммерческого учета электрической энергии, а также юридических лиц, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на выполнение испытаний в целях утверждения типа средств измерений Информационное письмо от 17 сентября 2020 г. № СГ-15234/04 

Приказ № 1333 от 14.07.2021 «Об установлении методики поверки средств измерений» 

Приложение к приказу № 1333 

Для юридических лиц, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки гирь Информационное письмо от 17 января 2022 г. № АШ-78/05 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет руководство:

  • Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
  • Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);
  • Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
  • Межлабораторные сравнительные испытания (МСИ);
  • Координационный совет по прослеживаемости в химии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет
федеральный государственный метрологический надзор. 

Федеральный государственный метрологический надзор осуществляется:

  • соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
  • наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений.

В соответствии с приказом Минпромэнерго России № 208 от 30.08.2006 г. утверждено Положение о Совете по законодательной и прикладной метрологии при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофемашина delonghi magnifica s ecam инструкция по применению
  • Компрессор у43102а руководство по эксплуатации
  • Пароварка электрическая инструкция по применению время приготовления
  • D link sharecenter dns 320 инструкция на русском
  • Хилак форте цена инструкция по применению детям при поносе